Научитесь играть со своими детьми!

Содержание

Обучающие игры для детей на запоминание английских слов

Научитесь играть со своими детьми!

При обучении детей мы всегда помним про особенности их памяти — запоминают слова легко, впитывают всё новое, как губки. А чтобы было интересно, делаем это, играя!

Для начала, хотелось бы сразу говориться, что все техники запоминания английских слов подходят и для детей. То есть точно также следует обращать внимание на каналы восприятия ребенка. Подробнее читайте в вышеуказанной статье.

Игра «Lexical Chair»

Ставим стулья по кругу, стульев на 1 меньше, чем участников. Объявляется тема, например, «Vegetables», учитель называет различные слова на данную тему, дети обходят стулья по кругу, как только называют слово из другой темы (конечно же, знакомое слово, из изученного ранее), дети быстро занимают стулья. Кто не успел, тот вместе с одним стулом уходит из круга и т.д.

Игра «Hangman»

Всем известная виселица. Ведущий загадывает слово и на доске рисует прочерки, количество которых соответствует количеству букв. Дети по кругу угадывают буквы, если такая есть, её вписывают в соответствующий прочерк, если нет, на виселице начинают рисовать человечка. Я изменила это правило, так как одна девочка о-о-очень расстроилась, из-за того, что не угадала букву и не смогла «спасти человечка»

Источник: https://4lang.ru/for-kids/vocabulary-games

Дети сами играть не научатся. Почему игра — это способ вырастить счастливого ребёнка

Научитесь играть со своими детьми!

С появлением ребёнка родители часто задаются вопросом, что с ним делать дальше. В идеальном мире традиции воспитания передаются по наследству. В реальности нас воспитывают детсад, школа и другие социальные институты.

Традиций воспитания в семье почти нет или они такие, что продолжать их не хочется. Анна Качан-Юрина прочитала книгу Елены Гринталь «Счастливая мама-2» о том, как вырастить гармоничного ребёнка и не растерять свои ресурсы.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В какой семье должны расти дети, чтобы на старте взрослой жизни иметь достаточно ресурсов для самореализации?

Вот характеристики семей, в которых вырастают счастливые и успешные дети:

  • Во-первых, это ясность в отношениях. Дети точно знают, чего ожидают от них родители, обратная связь в семье имеет чёткий и недвусмысленный характер.
  • Во-вторых, это интерес родителей к тому, что думает и чувствует их ребёнок в настоящий момент, а не озабоченность тем, в какое учебное заведение он поступит и удастся ли ему потом получить хорошо оплачиваемую работу.
  • В-третьих, детям предоставляется возможность выбора: они чувствуют, что могут поступать по своему усмотрению, в том числе и нарушать правила, установленные родителями, если сами отвечают за последствия.
  • В-четвёртых, это чувство общности, доверие между членами семьи, позволяющее подростку отбросить психологическую защиту и погрузиться в интересующие его занятия.
  • В-пятых, родители ставят детям достойные задачи, сложность которых постоянно возрастает, создавая тем самым возможности для самосовершенствования.

Как создать такие условия в семье? Что должно окружать ребёнка в детстве?

  • Увлечённые своими ежедневными делами взрослые. Причём это обязательно должен быть ручной труд. Приготовление еды, вытирание пыли, глажка белья, мытьё посуды, рукоделие, мелкий ремонт. Ребёнок быстро схватывает последовательность действий и связывает её с конечным результатом. Так развивается его мышление и речь.
  • Общение с детьми разных возрастов. В нём ребёнок примеряет на себя разные социальные роли. Для младших он становится примером для подражания. У старших перенимает знания и навыки, которыми пока ещё не овладел.
  • Жизненные ритмы: ритм дня, недели и года дают ребёнку ощущение стабильности (повторение циклов) и помогают ориентироваться во времени.
  • Гармоничные занятия: рисование мелками, живопись «мокрым по мокрому», работа с непряденой шерстью, лепка из пчелиного воска, хороводы и жестовые игры.
  • И, конечно же, свободная игра.

«Игра для детей — столь же серьёзное занятие, как для взрослых — работа. И такое же обязательное, потому что главное дело маленького человека — расти и всесторонне развиваться, чему игра может поспособствовать больше, чем что-либо другое». Дети сами играть не научатся. Поэтому путь к самостоятельной детской игре начинается только вместе со взрослыми.

«В сентябре 2016 года проходила первая международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства» под девизом «Вернуть детям игру» — весьма характерным для ситуации в современной игровой культуре.

Цифры из результатов недавних российских исследований и без того вполне понятны и весьма красноречивы:

  • Только у 5%детей в возрасте 5-6 лет высокий уровень игры, а у 60% — очень низкий.
  • 62,5% воспитателей имеют уровень развития игровой деятельности ниже среднего, а 22% — нулевой (!)».

Получается, что кроме нас, родителей, научить играть детей некому.

В каком возрасте и как играть с ребёнком

Для начала разберёмся с тремя стадиями развития детского мышления:

  1. Наглядно-действенное мышление (один-три года). Ребёнок получает информацию об окружающем мире руками. Он всё трогает, осязает и запоминает эти свои ощущения.
  2. Наглядно-образное мышление (с 3-4 лет до 6-7). Чтобы понять, что большой камень тяжёлый, его необязательно брать в руки. Мозг собрал уже достаточно информации, чтобы делать такие выводы.
  3. Словесно-логическое мышление (с семи лет). Переход от действий с предметами к действию с образами. Ребёнок выделяет общие признаки у разных предметов и создаёт причинно-следственные связи.

В каждом периоде свои игры.

«Не стоит торопиться и формировать у дошкольника словесно-логическое мышление искусственно. Если ребёнку не дать полностью насладиться игрой с образами, если учить его мыслить логически в период, когда он ещё к этому не готов, результат получается прямо противоположный».

Родителям, чьи дети в следующем году идут в 1 класс

Возраст 6-7 лет — это период игры по правилам. В этом возрасте у ребёнка появляется естественная потребность играть со сверстниками.

«Здесь уже нет увлекательного сюжета, нет привлекательных ролей, за которыми ребёнок прячется. Здесь сюжет скрыт и удерживается в детском воображении.

Часто мы можем видеть, что шести- и семилетние дети дольше договариваются о правилах, чем развёрнуто играют. Во всех смыслах игра по правилам является лучшей «школой» для будущего школьника. Потому что игры по правилам — это школа произвольности».

Ребёнок учится управлять своим поведением, своими эмоциями и подчиняться правилам. Это именно те навыки, которые потом пригодятся ему в школе

Подумайте лишний раз, как провести этот последний свободный год перед школой. Стоит ли с опережением естественного развития ребёнка искусственно приучать его к дисциплине, когда можно добиться тех же результатов, следуя за его естественными потребностями.

Вернёмся к играм

Если ваше воображение уснуло, и вам нужны подсказки, чтобы придумать занятие для детей, не тратьте время на гугл. В книге собраны игры по разделам:

  1. Игры с детьми, если вы устали, а дети полны энергии.
  2. «Словесные» игры.
  3. Игры на прогулке.
  4. Игры во время уборки.
  5. Тактильные игры.
  6. Игры, развивающие доброту.
  7. Игры в дороге.
  8. Подвижные игры для малышей (один-три года).
  9. Мини-игры на все случаи жизни.

Что важно, игры проверенные, с чёткими и понятными правилами и инструкциями.

Зачем нужно гармоничное развитие

Может, проще по старинке, как нас воспитывали? Или в кружок новый записаться, пусть там научат хоть чему-нибудь. Может, и проще, только смотрите, что вы и ваш ребёнок теряете.

Гармоничное развитие открывает перед ребёнком возможности:

  • Чувствовать и осваивать своё тело.
  • Получать богатую и разнообразную пищу для души.
  • Учиться ладить с людьми разных возрастов.
  • Наблюдать многочисленные примеры и подражать им.
  • Научиться занимать себя самостоятельно.
  • Действовать по своей воле.
  • Заниматься свободным творчеством.
  • Находиться в атмосфере душевного тепла и радости.

Растить ребёнка в общем стрессе или попробовать получить кайф вместе с ним? Каждый родитель выбирает сам.

Источник: https://mel.fm/blog/anna-kachan1/59468-deti-sami-igrat-ne-nauchatsya-pochemu-igra--eto-sposob-vyrastit-schastlivogo-rebenka

Что делать, если вам не хочется играть со своим ребёнком

Научитесь играть со своими детьми!

Дети растут, развиваются и приобретают новые навыки, взаимодействуя в форме игры сначала со взрослым, затем с другими детьми и с предметами окружающего мира.

До определённого возраста игра — ведущий вид деятельности для ребёнка, а мама или другой значимый взрослый — его главный товарищ по играм.

Но что делать, если вам не особо интересно играть с малышом? Действительно ли это серьезная проблема? На эти вопросы отвечает детский аналитический психолог Мария Куленкова.

Почему игра — это очень важно

Каждая мама хочет дать максимум возможного и полезного своему ребёнку. Мир дошкольника — это мир игры, она для него важна и нужна. В процессе игры развивается мышление, внимание, память, воображение, речь, умение общаться, способность самовыражаться и творить.

Ребёнка нужно учить играть, показывая ему, как это можно делать. Если мы играем с малышом через силу, потому что «так положено», мы не сможем включиться в игру эмоционально, увлечь своим интересом, показать ценность совместной деятельности.

Но мы сможем дать своему ребёнку внимание! Практика показывает, что даже 20 минут в день, выделенные родителями на игру с ребёнком, положительно влияют на детско-родительские отношения, благоприятно сказываются на поведении малыша, его развитии и воспитании.

Играя с ребёнком, мы даем ему ощущение принятия, включаемся в его переживания, что очень важно детям раннего возраста и старше, делимся с ним своими способами преодоления трудностей и решения задач.

Это зарождает в формирующейся личности уверенность в себе, способность регулировать свои эмоции, справляться с переживаниями. Взрослый помогает разнообразить игру ребёнка, тем самым развивая его воображение и самовыражение.

Благодаря этому повышается способность растущего человека к адаптации в разных жизненных ситуациях.

И если мы отказываемся от игры с ребёнком, мы лишаем его возможности развивать всё вышеперечисленное. Мы усложняем его адаптацию к социуму, не способствуем его эмоциональному и интеллектуальному развитию. Нам в дальнейшем сложнее выстраивать доверительные отношения с ребёнком, находить взаимопонимание и способы поддержки маленькой личности.

Чему именно игры учат ребёнка

Даже самая простая игра несёт огромный вклад во всестороннее развитие психики малыша. Так, играя в куклы, «дочки-матери», ребёнок осмысляет отношения, учится взаимодействовать, выносит переживания из внутреннего мира вовне для нахождения новых моделей поведения.

Играя в войну или супергероев, спасателей, малыш учится выражать свою агрессию приемлемыми способами, отстаивать свое место в мире, удерживать собственные границы, проявляться по-новому, пробует свои силы, утверждает жажду жизни и свою способность выжить в пугающем мире.

Конструктор или кубики, строительство городов не только развивают мышление, воображение и пространственное восприятие, но и помогают структурировать накопленный опыт, выражают желание собрать себя, выстроить, учат справляться с неудачами.

Игра в магазин, в продавца и покупателя соединяет с собственными ценностями, внутренними и внешними: что я могу дать, что хочу получить; что умею, что есть у меня, а что у другого.

Игры с правилами способствуют развитию самоконтроля и саморегуляции поведения ребёнка.

Почему вам стало неинтересно играть

Вы утратили интерес к играм с ребёнком или у вас его в принципе не было? Причин может быть несколько.

Вы слишком взрослый человек

С одной стороны, это неумение родителя играть, ориентация на деловое, интеллектуальное общение с ребёнком. С другой — чрезмерная озабоченность бытовыми вопросами, когда действия вроде накормить, одеть, умыть выходят на первый план и воспринимаются как главные проявления любви и заботы.

Вы не принимаете ребёнка в себе

Ещё одной причиной нежелания мамы играть с малышом может быть неприятное переживание собственной детскости. В игре нам нужно спускаться на уровень ребёнка, соединяться со своей детской частью, это может рождать в нас ощущение слабости, бессилия или стыда, с которыми совсем не хочется сталкиваться.

Вы боитесь утратить контроль над ситуацией

Играя с ребёнком, мы встречаемся с его эмоциями, чувствами — и иногда не знаем, что с этим делать. Это может быть и детская агрессия, и страхи, и чрезмерная требовательность. С детьми, проявляющими негативные эмоции, у родителей тоже может рождаться сопротивление по отношению к игре и эмоциональному контакту.

Но чаще всего нежелание играть с ребёнком происходит из-за непонимания психологического смысла игры, её значимости для развития и здоровья малыша.

Важно понимать, почему игра с собственным ребёнком рождает напряжение, какие чувства затрагивает. И если уровень тревоги всё же слишком высок, если игра в тягость, можно найти другие способы общения с малышом, а игру делегировать другим близким значимым взрослым, например папе или бабушке.

Как возродить интерес к игре

Если всё же вам не хочется привлекать других родственников, если вы готовы играть с ребёнком сами, попробуйте посмотреть на ситуацию по-другому: возможно, это поможет возродить интерес.

  • Играть становится интересно, когда понимаешь, что это несёт более глубокий смысл, нежели простое развлечение, и развивает разные грани личности ребёнка.
  • Вариантов игр много, можно попробовать найти то, что интересно именно вам. Вспомните, во что вы любили играть в детстве, попробуйте поиграть в эти игры со своим ребёнком.
  • Не бойтесь выглядеть смешным в игре с ребёнком, быть с ним на одном уровне, но оставайтесь эмоциональной опорой для него.
  • Именно в игре проявляется уникальность ребёнка. И это шанс получше узнать собственного малыша, его интересы и качества характера.
  • Игра — это творческий процесс, можно попробовать внести в игру или обыграть то, что вас увлекает и мотивирует. Например, выберите себе персонаж, который непрерывно занимается спортом, если вы любитель фитнеса, или постройте свой спортклуб из кубиков, а можно поиграть в покупателя спортивного магазина.

Игра — это в первую очередь свобода самовыражения, радость и удовольствие от взаимодействия друг с другом, а не обязанность и наказ взрослым. Совместная деятельность с ребёнком невероятно ценна! А выстроить и наполнить её поможет живое творческое начало, которое есть в каждом родителе.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/10660

Как играть с ребенком с удовольствием?

Научитесь играть со своими детьми!

Когда моей старшей дочке исполнился год, я столкнулась с неожиданной проблемой… Я не умела играть со своим ребенком! Более того, все мои попытки развлечь малыша вызывали у меня скуку… Мне было совершенно неинтересно бесконечно возиться с детской пирамидкой.

Я не знала, что делать с игрушками… Я поняла, что у меня совершенно нет фантазии… Ребенок мог очень долго смотреть, как я разыгрываю перед ним кукольные сценки… Но мне самой этот театр одного актера жутко не нравился, и даже вызывал раздражение.

Мне было совершенно непонятно, как играть с ребенком с удовольствием.

К сожалению (или к счастью?) моя дочка категорически не играла ни во что сама. Этот навык она начала приобретать только к двум годам, и то — по чуть-чуть. А тогда я была вынуждена развлекать своего малыша все время его бодрствования. И это казалось мне сущим адом. С грудничком, которого достаточно просто носить на руках, было значительно проще…

Сейчас ситуация изменилась. Я по-прежнему очень много времени провожу с дочкой. Несмотря на наличие ее младшего братика. По-прежнему наши совместные занятия измеряются часами. Но меня это больше не напрягает. Более того, я узнала, как играть с ребенком радостно, в удовольствие… И наши будни стали яркими и насыщенными.

Как играть с ребенком, если нет такого желания?

Самое главное правило, которое я для себя вывела: играть в то, что нравится мне самой. Возможно, иногда имеет смысл чуть-чуть поиграть во что-то, что нравится только ребенку… Но я пока с такой необходимостью не сталкивалась. Всегда играю только в свои любимые игры. При этом, если мама сама играет с энтузиазмом и удовольствием, малыш тоже увлеченно присоединяется к игре.

Самая первая и самая главная задача мамы — найти для себя интересные занятия. Соглашусь, это очень непросто.

Большинство женщин говорят, что им неинтересно возиться с детскими игрушками, неинтересно подолгу рисовать кошек, собачек, лепить «колбаски», строить пирамидки…

Мне тоже казалось, что я никогда не смогу найти такое занятие, которое будет интересно нам обеим. Однако, если посмотреть на игры с ребенком творчески, можно придумать много интересного…

Как играть с детьми в ролевые игры при отсутствии фантазии?

У каждой мамы есть свои слабые и сильные стороны. Ролевые игры и «кукольный театр» — не мое. У меня нет фантазии. Я беру в руки детские игрушки — и теряюсь. Что с ними делать? Ну да, «покормили» всех кашей. Уложили спать.

Что дальше?! Предлагаю несколько подсказок для мам, позволяющих сделать игры по интереснее: 1) Не пытайтесь придумать что-то оригинальное. Просто разыграйте сюжет вашей любимой сказки. Станьте режиссером — это гораздо легче, чем быть сценаристом (в нашем случае).

Конечно, не нужно все сделать четко «по книжке». Просто возьмите за основу какой-то простой рассказ или мультфильм… Пусть вместо волка будет лиса, вместо поросят — собачки… Используйте то, что есть под рукой.

И если ребенок предложит свой вариант развития ситуаций — прекрасно! 2) Изобразите какой-то эпизод из жизни вашего ребенка. Например, драку за игрушки на детской площадке. Здесь есть возможность показать малышу, как надо делиться, порассуждать вместе с ним… Или любую ситуацию, где ребенок не слушается.

Например, игрушка-мама не разрешает куда-то лезть, а игрушка-сын все равно лезет и падает.

3) Помечтайте сами! Изображайте свою идеальную жизнь, дайте волю своим мечтам, покажите малышу идеальный мир — так, как вы это видите.

Как рисовать с детьми с удовольствием?

Уже после года дети начинают осваивать рисование. Однако мамам часто бывает скучно на таких занятиях. Как играть с ребенком в рисование с максимальным интересом? 1) Попробуйте понять, что вам самим больше нравится? Чем вы любите рисовать? Насколько хорошо умеете это делать? И учитесь рисовать сами. Пока ребенок изображает что-то свое, рисуйте животных по схемам в интернете.

Или учитесь срисовывать предметы. Главное — не обижайтесь, если малыш решит что-то подправить. 2) Если вам больше нравится разукрашивать — чаще используйте раскраски.

3) Изображайте свое настроение, свои эмоции… Пока ребенок беспорядочно рисует каляки-маляки, осваивайте арт-терапию. А с детьми постарше можно заниматься этим совместно.

Пусть малыш учится рисовать свою радость или свою обиду.

Как лепить с детьми с удовольствием?

1) Учитесь новому. Интернет с миллионом вариантов детских поделок вам поможет. 2) Если ребенок умеет катать шарики и колбаски, создавайте изображения животных и людей именно из этих элементов. Можно — в плоском виде, прилепляя тесто или пластилин к картонке или детскому столику.

3) Разыгрывайте сюжеты, как в ролевых играх. Лепите для этого все необходимое.

Я попыталась поделиться своим опытом, как играть с ребенком с удовольствием. Разумеется, это только мои наброски. То, что интересно лично мне. Но старайтесь во всем руководствоваться своими интересами.

Пусть книжки будут вызывать у вас приятные чувства, читайте только свои любимые сказки. Пусть танцы будут под ту музыку, которая нравится вам самим. Приобщайте детей к своим хобби…

Если вам не нравится играть с малышом — не пытайтесь заниматься нелюбимым делом! Ищите, ищите, придумывайте способы заняться чем-то ярким и интересным!

Еще один момент: я ненавижу примитивные поделки, по типу тех, которые делают в детском саду. Не люблю вырезать из цветной бумаги кружочки и клеить их на картон.

Но зато я люблю вырезать из ярких журналов картинки, а дочка с энтузиазмом клеит их на чистый лист бумаги… Мы теперь не выбрасываем листовки и рекламу. Там наверняка есть какой-то яркий элемент, который можно вырезать и приклеить.

С детьми постарше можно создавать целые композиции… Но мы пока просто клеим.

Еще по теме:

«Как не сойти с ума в декрете?»

«Энергия наслаждения»

Источник: http://pozdnyakova.org/kak-igrat-s-rebenkom-s-udovol-stviem/

Как играть с детьми?

Научитесь играть со своими детьми!

Как организовать игровое пространство в многодетной семье? Какие игры для этого нужно использовать? Какое участие в игре должен принимать взрослый? На эти и другие вопросы отвечает психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

Многодетная семья — это сложное сообщество со многими ярусами жизни. Внизу ползают младенцы, которые не знают, что можно что-то сломать, испортить, бегают дети, которые уже пробуют это делать. Чуть выше располагаются дошкольники. Они любят рисовать, играть в первые настольные игры. И хорошо бы чтобы те, кто ползают и бегают,  им не мешали.

За столами сидят школьники, которые делают домашнее задание, а на досуге занимаются какими-то сложными поделками. А еще выше на кроватях-ярусах живут младшие подростки и подростки, которые не любят, чтобы к ним приставали и взрослые, и дети — у них свои занятия и увлечения.

И маме нужно каким-то образом организовать игровое поле, в котором могли бы участвовать все дети. Как это сделать?

Игры, не требующие родительского участия

Дочки-матери

Существуют всем известные игры, не требующие особого родительского участия. Это подвижные, моторные (прятки, догонялки, колдунчики) и сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери», «Королевство», «Пираты»). Их могут организовать старшие дети для младших.

Почти в любой многодетной семье они идут хорошо. Потому что в многодетной семье, в отличие от малодетной, дети еще играют. Проблема малодетной семьи состоит в том, что родители вынуждены постоянно привлекать ребенка к игре, потому что он не умеет.

Как говорят психологи, детская игра сейчас вымирает.

Развивающие игры. Как играть с детьми?

Что касается игр дидактических, развивающих, настольных игр, среди которых есть и сложные, тут не всегда можно обойтись без помощи родителей. Родители должны вводить в игровое пространство новые типы игр, иначе интеллект детей не будет правильно развиваться. Старшие дети не смогут до конца осознать назначение таких игр.

Особенности многодетных семей таковы, что если в старших детей родители еще вкладываются интеллектуально, иногда даже больше, чем нужно, то все остальные дети могут, к сожалению, интеллектуального развития от родителей недополучать.

Сложно в одну реку войти дважды: если мама учила первого ребенка по кубикам Зайцева, то проходить это для второго и пятого захочется далеко не всем родителям. Родители либо ищут другие варианты, чтобы и им было интересно, либо вообще не занимаются интеллектуальным развитием детей. С этим надо бороться.

В России проблемой особенностей интеллектуального развития детей в многодетных семьях почти не занимаются, так как нет достаточной статистической выборки, но есть ряд зарубежных исследований, результаты которых говорят, что дети с большим порядковым номером имеют худший уровень интеллектуального развития при тех же возможностях и способностях. Этой проблемой занимались известные американские психологи — Адлер и Ричардсон.

И в моей практике были такие случаи. Родители не фокусируют внимания на средних и младших детях. Я считаю, что настольные и дидактические игры — это прекрасный способ обратить внимание родителей на интеллектуальное развитие средних и младших и не терять контакт со старшими, входящими в сложный подростковый возраст. Настольные игры — эта отличная альтернатива компьютерным играм.

Дидактическая игра — это обучающее занятие. Она имеет целью не столько развлечь и увлечь, сколько преподать знания в «нететрадной» форме.

Дидактические игры помогают развитию логики, категоризации, мелкой моторики. Самые известные из таких игр — это разного рода геометрические мозаики, конструкторы, игры-противоположности, — например, животные и детеныши. Они могут быть карточными, деревянными, из пластика.

Замечательные разработки, развивающие мышление, предложены в играх Никитиных: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» . Сюда же входят логические блоки Дьенеша, позволяющие через работу с предметом формировать категории мышления цвета, размера и величины. Логическая мозаика учит ребенка логическому разделению по цвету, форме, высоте.

Родители — профессионалы

В многодетных семьях родители — профессионалы. Поэтому, если финансовые возможности позволяют, набор дидактических игр должен быть большим.

Маме сложно заниматься с 3-4-летним ребенком, учить его формам и цветам. Если существует определенная дидактическая игра, к обучению проще подойти.

Из того, что можно купить в России, могу порекомендовать игры фирмы Равенсбургер. У них есть серия Лого от 1 до 7. Они помогают формировать основные категории мышления, простые логические соответствия, цвет, форму, размер, счет азбуку, время.

Первая Лого подходит детям 2,5-3 лет. А последняя №7 предназначена для школьников. Каждая по своему интересна, Лого 6, например, замечательная игра, позволяющая узнать часы. Поскольку с какими-то играми уже знакомы старшие дети, то они могут в игровой форме научить младших братиков и сестренок.

Интерес к дидактическим играм пропадает довольно быстро. Навык освоен, автоматизирован, интерес пропал, нужно водить игру другого уровня.

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-igrat-s-detmi/

Учимся читать. Первые игры для обучения чтению

Научитесь играть со своими детьми!

2016-08-05

Сегодня я бы хотела рассказать о самых первых играх для обучения чтению. Они подходят, прежде всего, детям, которые еще совсем не умеют читать (можно играть ужес 1,5-2 лет), но, конечно, будут полезны и тем, кто уже немного научился слитному чтению.

Сразу хочу сказать, что здесь не будет игр вроде раскрашивания и лепки из пластилина всех букв алфавита по очереди.

В своей предыдущей статье я уже писала о том, что ребенок, заучивший отдельные буквы по азбуке или любым другим способом, впоследствии испытывает много трудностей со сливанием их в слоги.

Поэтому я хочу предложить вам поиграть не с буквами, а сразу со складами (МИ, НО, ТУ…) и короткими словами.

При таком подходе ребенок постоянно видит перед глазами уже готовые буквосочетания, играет с ними, перекладывает, и, как следствие, быстро запоминает. Сначала – только зрительно, потом – пробует воспроизводить и сам. В результате проблем со слиянием букв ребенок не испытывает в принципе, он сразу читает склад. Но, что интересно, в процессе таких игр ребенок запоминает и все буквы.

Что нужно для игр?

Итак, мы будем играть:

  1. со складами (не путать со слогами)

Понятие склада ввел Николай Зайцев (создатель всем известных кубиков Зайцева). В отличие от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, склад считается минимально-произносимой единицей. Складом может быть:

  • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
  • отдельная гласная в качестве слога (Я-МА; КА-Ю-ТА);
  • отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш-КА; МА-Я-К);
  • согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).

В игре можно использовать как кубики Зайцева, так и карточки, с написанными на них складами. Я вовсе не буду вас сейчас склонять к покупке дорогущих кубиков Зайцева. Да, это интересное и полезное пособие, но, если у вас нет возможности их приобрести, не расстраивайтесь, вы можете сделать дома огромное количество пособий, имея только картон и фломастеры.

  1. со словами, написанными по складовому принципу.

Вы можете как писать слова от руки фломастером, так и распечатывать их на принтере. Чтобы ребенок видел не только все слово, но и учился анализировать его состав, мы будем выделять в нем склады.

Нежелательно отделять склады, используя дополнительные знаки (разделять черточками, обводить кружочками), лучше всего выделять их разными цветами. При этом не нужно использовать все цвета радуги, возьмите два близких по оттенку цвета, например, синий и голубой или темно-зеленый и светло-зеленый. Также понадобится черный цвет.

Первый склад пишем одним цветом, второй – другим, следующий – снова первым и т.д. Но! Ударный склад всегда выделяем черным, так как он «ярче» слышится.

Какие слова писать на карточках?

  • короткие (первое время не больше 3-5 букв),
  • простые (желательно, состоящие из часто используемых букв, Щ и Ъ пока подождут ),
  • знакомые и интересные ребенку.

Основная суть такого подхода обучения чтению – показать ребенку, что буквы и слова – это не бессмысленные закорючки, они обозначают вполне конкретные предметы, и с ними можно играть также, как и со знакомыми игрушками.

Основные принципы игр

Есть один очень верный способ отбить у ребенка желание к чтению – это постоянно устраивать ему проверки: «Скажи, какая это буква?», «Прочитай, что здесь написано!».

Показав ребенку букву пару раз, мы ожидаем, что на третий раз он уже будет называть ее, а еще лучше, прочитывать слово с ее участием.

Если вы хотите действительно заинтересовать ребенка чтением, то отложите хотя бы на время попытки проэкзаменовать ребенка и просто читайте вместе с ним!

Это естественно, что ребенок, только начинающий приобщаться к миру букв, не может прочитать слово. Поэтому, показывая ребенку слова, не требуйте от него прочтения, а первое время читайте за него сами! Можно при этом проводить пальчиком малыша по буквам. Через какое-то время ребенок обязательно начнет узнавать склады и слова и будет повторять их за вами.

Иногда слово нужно прочитывать медленно, выделяя в нем каждый склад, иногда необходимо называть все слово целиком, чтобы малыш учился воспринимать слова единым целым.

Во время чтения можно называть и отдельные буквы (допустим, если вам не нравится складовый подход), но в этом случае желательно произносить не название буквы («эль», «ка»), а звук, который этой букве соответствует («л», «к»).

Игры для обучения чтению

1. Открывающиеся окошки

Пожалуй, нет такого ребенка, который  не любил бы книжки с открывающимися створками. Дети обожают сюрпризы, обожают что-нибудь вскрывать и находить, поэтому к этой игре они с удовольствием возвращаются снова и снова.

Пособие для игры легко сделать в домашних условиях. Для этого понадобятся два листа, на одном из них нарисуйте или наклейте картинки, на другом (желательно картонном) в соответствующих местах прорежьте окошки и подпишите слова. Склейте листы. Вот здесь можно СКАЧАТЬ наш шаблон с картинками.

Для первого пособия достаточно написать самые простые слова вроде БЕ-БЕ и МУ-МУ, ну а позже можно сделать пособие со словами потруднее.

Как играть? Сначала вместе с малышом прочитываем надпись, потом малыш заглядывает под створку и, глядя на картинку, убеждается, что он прочитал слово верно.

2. «Большая стирка»

Предварительно нужно подготовить «бельевую веревку», закрепив ее, например, между ножками двух стульев, а также небольшую коробочку или корзиночку для «грязного белья».

Когда все будет готово, сообщаем малышу, что Мишка / Чебурашка / Зайка решил постирать слова. Теперь нужно помочь ему их высушить, закрепив слова на веревке с помощью прищепок. После этого начинаем доставать из нашей «корзины для грязного белья» слова по одному, вместе прочитывать, проводя пальчиком по складам, и закреплять слова на веревке.

Увлеченный прищепками и процессом сушки белья, малыш незаметно для себя будет знакомиться с буквами и складами. У Таси эта игра долгое время была в числе любимых.

3. Кто как говорит?

Наверняка у вас дома уже скопилось уйма мягких и немягких игрушек, среди которых обязательно наберется по одному представителю фауны. Они и понадобятся для этой игры.

Напишите на карточках «КРЯ», «МУ» и другие звукоподражательные слова, соответствующие имеющимся у вас животным. Затем предложите малышу вместе прочитать слова на карточках и раздать их животным, чтобы они смогли спеть свою песенку. У нас каждая игрушка, получая свою карточку, весело напевала что-то вроде «ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ, я в деревне живу»

Другой вариант: вы можете предложить малышу на выбор 2-3 карточки и попросить его показать, где написано, например, слово «ГАВ». Обычно после некоторого времени регулярных занятий дети быстро начинают узнавать карточки со словами.

4. Почтальоны

Представив себя почтальонами, слова можно разносить в корзинке, в коробке, в сумочке или развозить на машине. Вручайте ваши слова-письма игрушкам, проживающим в разных углах комнаты: «Тебе, мишка, «ДОМ», а тебе, Маша,  – «ЮЛА»». И, естественно, прежде чем раздать письма адресатам, не забывайте внимательно читать их вместе с малышом.

5. Попевки Зайцева

Один из лучших способов научить ребенка читать склады – это петь вместе с ним складовые попевки. Попевки отлично решают извечную проблему «Не сливает буквы в слоги» и потому занимают важное место в методике Зайцева.

Попевки можно петь по таблицам Зайцева или вращая кубик вот таким образом:

Прежде чем петь попевку с малышом, лучше заранее потренироваться с вращением этого хитроумного кубика. Ведь крутить его надо быстро и к тому же в определенном направлении: НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н или ДЮ-ДЁ-ДЯ-ДЕ-ДИ-ДЬ (гласные всегда идут в таком порядке).

Секрет попевок заключается в том, что все они похожи друг на друга, и видом, и на слух. Если ребенок узнает хотя бы один согласный на кубике или хотя бы один склад, он может быстро по памяти восстановить всю попевку, а соответственно и пропеть весь кубик.

6. Разные игры со складами

С кубиками Зайцева или с написанными от руки складами также можно придумать массу игр. Например:

  • Расселяем животных по кубикам-домикам, при этом обращая внимание на название домика. «Мишка у нас будет жить в домике СО»…и т.д. После расселения можно устроить небольшую сюжетно-ролевую игру с походами друг к другу в гости.
  • Та же игра, только в плоском варианте, без кубиков Зайцева:
  • Прячем кубик или карточку со складом под одеяло / под стол / за углом и искренне любопытствуем «Кто же сейчас к нам придет?», «Кубик СО к нам пришел!»
  • Перекладываем кубики / карточки из одной тары в другую, при этом называем написанный склад. Игра подходит для самых маленьких.
  • Пишем склады крупными буквами и раскладываем их по комнате. Затем даем задания вроде таких «А теперь бежим в домик ДО!», «Кто быстрее найдет КА, Тася или мишка?»

7. Щекотушки

Складываем из кубиков Зайцева или пишем на карточке какое-нибудь простое двусложное слово – МАМА, КОЗА, ДЕДА – и, приговаривая «Кто-то тут пришел тебя пощекотать, кажется, это КОЗА!» щекочим малыша. Прежде, чем малыш будет защекочен постарайтесь позаботиться о том, чтобы он все-таки увидел слово.

8. Самодельная азбука

Если вы с малышом любите клеить, можно попробовать изготовить вместе с ним из обычной тетрадки самодельную азбуку. В такую азбуку необязательно включать все буквы алфавита, можно сделать только самые используемые буквы или наоборот те, которые малыш никак не может запомнить. Хорошо, если для каждой буквы будет отведен отдельный разворот, но это не принципиально.

В нашей азбуке рядом с каждой буквой мы наклеивали по 3-4 картинки, которые обязательно подписывали. Естественно, делать такую азбуку лучше тогда, когда ребенок уже будет узнавать склады.

Тогда прежде, чем наклеить тот или иной склад на страницу, ребенок сможет сам выбрать нужный из нескольких предложенных вами.

Надо сказать, что узнавать нужные склады Тася научилась очень скоро после начала занятий, а вот самостоятельно прочитывать их существенно позже.

9. Слова в мешочке

Пишем несколько слов на карточках и складываем их в непрозрачный мешочек (также можно использовать наволочку от подушки, шапку или даже кухонную рукавичку).

Затем вместе с малышом достаем по одному слову, и, проводя по нему пальчиком, читаем его. Затем, также по одному, складываем слова обратно.

Ребенку, как правило, очень интересно посмотреть, что же там в мешочке, поэтому он с удовольствием приступает к поиску новых слов.

10. Слова в коробочках

Аналогично предыдущей игре можно поиграть и с коробочками. На глазах у малыша, кладем слово в коробочку, закрываем, трясем, стучим по ней, приговаривая «Тук-тук! Кто там?», а затем открываем коробку и читаем слово. Слова также можно прятать под подушку, ведерко, платок. Очень интересно прятать слова вместе с малышом, например, от мишки, который потом будет с интересом смотреть, что же там.

11. Обмен словами

Садимся в кружок, пригласив с собой парочку игрушек или членов семьи. Раздаем всем по одному слову, читаем, кому что досталось. «У меня «КОТ», а у тебя?» и, если малыш еще не умеет читать, сами отвечаем за него: «А у Таси «КАША». Позаботьтесь о том, чтобы ребенок увидел все слова. Затем предлагаем поменяться карточками  «Вот тебе, Мишка, «КОТ»! А ты мне дай слово «МАМА».

Таким образом, в вашей игре будет участвовать всего несколько слов, они постоянно будут перед глазами у ребенка, и он быстро научится их узнавать.

12. Игра с держателями для фото

Интересный вариант игры можно придумать с держателями для фотографий, сделанных в виде животных или других интересных фигурок. Сзади или сверху у таких подставок есть небольшие прищепки, в которые удобно помещать слова.

Фигурка-держатель (будь то медвежонок или лягушонок) может носить слова, показывая его своим друзьям-игрушкам, а если у вас несколько таких держателей, то очень интересно устроить обмен словами между ними. Мы частенько устраивали что-то вроде обеда: прикрепляли нашим держателям карточки со «съедобными» словами, они их «читали», а затем, меняясь, угощали друга друга и Тасю в том числе.

Ну что ж, это только небольшая часть игр, которая может помочь малышу начать читать. Попозже я постараюсь продолжить тему и опубликовать и другие игры-читалочки, в том числе и для детей постарше. Не пропустите: , , Инстаграм, Email.

Играйте с удовольствием!

Искренне ваша, Яна Разначенко

ИГРЫ С КУБИКАМИ ЗАЙЦЕВА. УЧИМСЯ ЧИТАТЬ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ + ВИДЕО

ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ. ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

Источник: https://jili-blog.ru/uchimsya-chitat-pervye-igry-dlya-obucheniya-chteniyu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.