< Не бойтесь ошибаться! - Психолог

Не бойтесь ошибаться!

Содержание

Не бойтесь ошибаться. Почему мы всегда учимся на ошибках — и только на них

Не бойтесь ошибаться!

Сам процесс обучения основан на ошибках. Мы не просто учимся на них — не существует другого способа учиться, кроме как совершая ошибки. Во время обучения и приобретения нового жизненного опыта ошибки даже не неизбежны — они составляют суть процесса. Соответственно, если нет ошибок, нет и обучения и вообще мы мертвы.

Ошибки играют ключевую роль в обучении с точки зрения и психологии, и нейробиологии.

Психология о роли ошибок в процессе обучения

Кэрол Двек, профессор психологии в Стэнфордском университете, предложила теорию о существовании двух полярных подходов к обучению, которые соответствуют двум типам мышления: фиксированному (fixed mindset) и гибкому (growth mindset).

Люди с фиксированным мышлением считают, что обладают определенным уровнем интеллекта и не могут заметно его изменить.

Они руководствуются принципом «выше себя не прыгнешь», а ошибку воспринимают как знак того, что они недостаточно способны. Те же, кто обладают гибким мышлением, ориентированы на процесс развития.

Они полагают, что если приложат усилия и проявят трудолюбие и терпение, то смогут значительно улучшить свои способности. Ошибка для них — это повод учиться.

Теория Кэрол Двек основана на ее психологических экспериментах. В одном из них поучаствовали более 400 пятиклассников. Дети проходили несложный тест, состоящий из невербальных пазлов, после чего им сообщали результат. Половину детей хвалили за то, что они умные, а другую половину — за старание.

Затем детям предложили выбрать между двумя тестами разной сложности. Около 90% детей, которых похвалили за ум, выбрали более простой тест, предпочтя остановиться на уже достигнутом и не потерять репутацию умных.

Дети, которых похвалили за усилия, были более безжалостны к себе — они выбрали тест посложнее, который позволил им продемонстрировать свое стремление прилагать усилия.

Затем Двек предложила тем же пятиклассникам пройти очень сложный тест, рассчитанный на 8-й класс.

Ученики, которых хвалили за старательность, настойчиво пытались решить задания и добивались значительных успехов. Те же, кого похвалили за ум, быстро разочаровывались в себе и переставали прилагать усилия.

Свои ошибки они воспринимали как признак поражения и доказательство того, что не такие уж они и умные.

Таким образом, боязнь совершить ошибку отрицательно влияет на образовательный процесс, в то время как отсутствие этого страха и готовность работать над ошибками гарантирует эффективное обучение.

Согласившись с идеей Двек о разграничении фиксированного и гибкого мышления, психолог из Мичиганского университета Джейсон Мозер исследовал нейронные механизмы, лежащие в основе разных типов реакций на ошибки. Он проследил взаимосвязь между типом мышления человека и его реакцией на ошибки.

Участники его эксперимента должны были выполнять задания, в которых легко ошибиться.

В это время Мозер с помощью энцефалограммы анализировал нейронные сигналы, участвующие в обработке ошибок: рефлекторную регистрацию ошибки ERN (error-related negativity) и осознанную реакцию на ошибку Pe (error positivity).

Первый сигнал показывает конфликт между правильным и ошибочным ответом, он возникает приблизительно через 50 миллисекунд после допущения ошибки. Второй сигнал регистрируется через 100–600 миллисекунд после ответа и указывает на осознание ошибки и концентрацию внимания на ней.

Согласно исследованиям сигналы ERN и Pe, скорее всего, генерирует передняя поясная извилина коры — зона, которая участвует в мониторинге поведения и сигнализирует о том, что нужно усилить когнитивный контроль.

В эксперименте Мозера уровни сигналов ERN и Pe коррелировали с более сосредоточенными и более точными ответами, следующими за ошибками. Оказалось, что чем выше амплитуда ERN- и Pe-сигналов, тем более эффективен процесс обучения.

Мозер подтвердил теорию Кэрол Двек: его эксперимент доказал, что обладатели гибкого мышления больше сосредотачиваются на ошибках и демонстрируют большую точность ответов после ошибок, то есть лучше учатся.

Амплитуда сигнала Pe у них в среднем равна 15 пунктам, тогда как у носителей фиксированного мышления — 5.

Ошибившись, «гибкие» люди сразу же сосредотачиваются, обрабатывают ошибку и после этого демонстрируют прирост точности.

Работа Мозера показала, что ошибки являются важной составной обучения и развития. Если их избегают или воспринимают как показатель отсутствия способностей к определенному занятию, эффективность обучения заметно снижается.

Именно ошибки запускают нейроактивность, отражающую процесс обучения.

На субъективном уровне мы воспринимаем ошибку как «что-то пошло не так», но именно это «не так» на нейронном уровне содействует наиболее активным процессам.

Для обучения ценнее всего именно ошибки: этот процесс построен на провалах, а не на успехе. Упускать возможность неудачи, пытаясь всё делать правильно и безошибочно, — значит упустить возможность обучения и развития.

Ниже на схеме из эксперимента Мозера видна разница в уровне интенсивности реакции мозга на ошибку у людей с фиксированным и гибким мышлением.

Кэрол Двек описала это различие так:

«Слева вы видите студентов с фиксированным мышлением. Активность практически отсутствует. Они бегут от ошибок. Они не хотят с ними связываться.

Справа же вы видите студентов с гибким мышлением — тех, кто убежден, что способности можно развивать. Они полностью погружены в процесс. Их мозг охвачен идеей „пока нет“. Они глубоко вовлечены.

Они обрабатывают ошибку. Они на ней учатся и исправляют ее».

Как ни странно, теория Двек о гибком и фиксированном мышлении и ключевой роли ошибок в его усовершенствовании крайне популярна. Вероятно, это связано с тем, что Двек предлагает путь к успеху (от фиксированного мышления к гибкому), утверждая, что способность нашего мозга к преобразованию ограничена только нашими внутренними барьерами, которые можно преодолеть, перестав бояться ошибок.

Ошибки с точки зрения нейробиологии

Есть основания утверждать, что ошибки играют определяющую роль не только в процессе обучения и приобретения навыков, но и в том, насколько высока нейропластичность мозга. Более того, такой подход может перевернуть представление о человеке и вписать его в эволюционную перспективу, тем самым высвободив из перспективы теологии, в которую он был традиционно вписан.

Биологической основой обучения является нейрональная пластичность. Эта концепция относится к способности нервной системы изменять силу синапсов — соединений между нейронами.

Основная теория, с помощью которой сейчас объясняют понятие нейропластичности, была разработана американским психологом Дональдом Хеббом. Согласно теории Хебба в основе способности нашего мозга меняться лежит изменение силы синапсов, то есть связей между нейронами.

Правило Хебба гласит: если два нейрона активны примерно в одно и то же время, их связи усиливаются (Cells that fire together, wire together).

Процесс, благодаря которому усиливаются синаптические связи между нейронами, называется долгосрочным потенцированием.

Именно долгосрочное потенцирование считается ключевым процессом в объяснении нейропластичности. Хотя известно, что модификация силы синапсов включает также процесс его угнетения — долгосрочную депрессию. Однако если при рассмотрении темы нейропластичности упомянуть потенцирование считается обязательным, то о депрессии синапсов либо говорят во вторую очередь, либо не говорят вообще.

Модификация силы связей нейронов предполагает как их усиление, так и ослабление. Мы склонны забывать об этом втором аспекте, поскольку привыкли считать генеративные процессы ключевыми, а дегенеративные — вторичными.

Впрочем, в истории нейробиологии были и попытки свергнуть общую перспективу. Некоторые исследователи утверждают, что именно долгосрочную депрессию следует рассматривать как ключевой процесс, лежащий в основе обучения и формирования памяти.

Общая логика здесь такова: конфигурация существующего объема знаний в человеческом мозге оставалась бы неизменной, если бы нейронные контакты не обладали способностью ослабевать и в конечном итоге исчезать. Другими словами, механизм обучения и формирования знаний, синаптическая пластичность обязательно включает в себя способность ослаблять синаптические связи.

Так, американский инженер Джеймс С. Альбус, работавший над созданием модели мозжечка, предположил, что «хранение паттернов должно осуществляться главным образом за счет ослабления синаптических весов, а не их усиления».

Английский ученый Ричард Докинз полагает, что избирательная смерть нейронов может лежать в основе хранения памяти. Французский нейробиолог Жан-Пьер Шанжё в книге «Нейрональный человек» утверждает, что «учиться — значит стабилизировать заранее установленные синаптические комбинации и устранять излишки».

В своей статье Learning from Mistakes ученые Данте Чиалво (Аргентина) и Пер Бак (Дания) продвигались дальше по этому пути.

По их мнению, то, как мы сегодня понимаем биологические механизмы, обусловлено нашей склонностью к телеологическому (то есть предполагающему, что у всего происходящего есть конечная цель) мышлению.

Оно не позволяет нам перенастроить наше мышление так, чтобы оно было выгодно для изучаемого процесса, а не служило нашему удобству.

Чиалво и Бак пересмотрели общепринятое мнение о том, что для обучения обязательно требуется усиление синапсов и что долгосрочное потенцирование — это ключевой процесс:

«Хотя можно представить, что долгосрочное потенцирование является определяющим явлением для хранения информации и что долгосрочная депрессия может существовать просто для перезагрузки долгосрочного потенцирования, следует отметить, что также можно представить, что противоположное может быть правдой».

Ученые предложили схему понимания нейронных процессов обучения, которая переворачивает всё с ног на голову, утверждая, что именно снижение синаптической активности является фундаментальным динамическим механизмом, а потенциация играет только вспомогательную роль. Именно долгосрочная депрессия имеет формообразующую силу.

«Вера в подкрепление Хебба долгое время оказывала влияние на исследования, препятствуя объективному изучению альтернативных сценариев. Мы утверждаем, что отрицательное подкрепление имеет важное значение и, кроме того, любое положительное подкрепление снижает способность к адаптации».

Согласно Чиалво и Баку обучение в основном происходит путем исправления ошибок. «Окружающая среда действует как критик, а не как учитель».

Это означает, что негативный фидбек (который коррелирует с долгосрочной депрессией синапсов) — это основа обучения.

В соответствии с альтернативным взглядом Чиалво и Бака в процессе обучения активные синаптические соединения временно «помечаются» и, если получаемый результат оказывается неудачным, впоследствии подавляются.

Учась чему-то, мы не формируем новые синапсы, а в первую очередь уничтожаем лишние. Таким образом, любое обучение в основании предполагает ошибку.

Источник: //knife.media/error-study/

Откуда берется страх совершить ошибку и как не бояться ошибиться?

Не бойтесь ошибаться!

Боязнь сделать что-то не так, страх ошибаться знакома практически каждому человеку. Так индивид защищал себя от потенциальной угрозы. Сегодня фобия неудачи выступает преградой на пути к поставленным целям. Постоянно приходится учиться бороться со страхом, поскольку без этого невозможно прийти к успеху.

Что такое страх совершить ошибку

Страх ошибки удерживает человека от поступков, что могут в корне менять его жизнь. Чаще движение вперед, даже если было сделано что-то не так, в перспективе приносит положительный эффект. Не нужно жалеть о совершенном, важно постоянно двигаться вперед, поскольку так можно упустить возможности.

Боязнь сделать ошибку — это нормально. Все люди проходят через опыт. Когда рождается ребенок, то он еще не умеет ходить, чтобы этому научиться ему нужно не раз упасть. Нельзя научиться плавать без спасательного жилета. Просто нужно учиться справляться со своими страхами.

Страх ошибиться сидит глубоко в человеческом сознании. Это реакция на потенциальную угрозу. Важно то, как сам индивид воспринимает ситуацию. Механизмы были сформированы еще несколько тысяч лет назад. В то время человеку приходилось защищаться от реальных угроз, он постоянно думал о своей безопасности, совершенная ошибка могла стоить ему жизни.

Для решения проблемы человеку приходится выходить из зоны комфорта. Постоянное нахождение в стрессовых ситуациях становится преградой к развитию. Подсознание не может самостоятельно оценить воображаемые и реальные риски, поэтому нужно принимать во внимание рациональные доводы.

Для выхода из зоны комфорта индивид преодолевает нейрофизиологические механизмы. Если остаться в пределах такой зоны, то гарантировано чувство безопасности. Как только человек пытается развиваться за рамками такой системы — сразу же включаются сигналы страха, который не всегда оправдан. Сознание убегает от незнакомого и неизвестного, такой опыт оно приобрело в эволюционном процессе.

Боязнь совершить ошибку защищала человека от смерти. Так он чувствовал реальную физическую угрозу. Сегодня опасность чувствуется только на уровне это значит, что индивид стремится к сохранению своей эмоциональной безопасности. Тем не менее такие механизмы парализуют действия, не дают развиваться личности.

Природа страха

Нет никакого смысла в том, чтобы бороться со своим страхом. Нужно просто разобраться с причиной фобии, а после научиться ее преодолевать.

Страх совершить ошибку — это в первую очередь неуверенность в себе самом. Человек боится выглядеть нелепо в глазах других, он не до конца чувствует свои силы.

Получается, что такая боязнь — всего лишь иллюзия, которую легко разрушить при помощи рациональных доводов.

Боязнь сделать что-то не так легко преодолима.

Есть несколько действенных способов, что помогут в борьбе с фобией

  1. Все люди совершают ошибки. Нужно просто осознать, что на пути могут быть как взлеты, так и падения. Без этого невозможно представить себе жизнь. Не стоит избегать ошибочных действий, иногда они ведут в стратегии к позитивному результату. Бывает.

    что ошибки совершаются преднамеренно для того, чтобы получить определенный опыт, как можно скорее через него пройти. Порой складываются определенные обстоятельства, на которые человек не может повлиять, важно просто через них пройти и сделать выводы.

  2. Совершенных людей не существует, идеалами не рождаются.

    Даже самые уверенные в себе личности могут совершать ошибки, это нормально и естественно.

  3. Ошибки — это опыт, благодаря которому человек двигается вперед. Плохой опыт может принести намного больше пользы, чем самые позитивные моменты в жизни.

    Благодаря ошибкам индивид учится осторожности, он постоянно взвешивает каждый шаг, учится принимать поражения.

  4. Предупрежден — значит вооружен. Нет неправильных поступков, есть только плохо просчитанные действия. нужно готовиться к самому худшему развитию событий, но при этом настраивать себя на позитив.

  5. Если индивид постоянно совершает ошибки, то это в какой-то момент становится привычкой, и воспринимается сознанием как нормальное явление.
  6. Ошибка стимулирует рост. Любые действия помогают развитию. Не стоит обращать внимание на тех, кто постоянно указывает на недочеты или смеется над ошибочными действиями.

    Люди, которые в себе уверены, воспринимают неудачи как естественный процесс.

Боязнь сделать что-то не так не смертельна. Можно легко побороть такую фобию. Важно постоянно работать над собой, осознавать иллюзорность страха, как можно проще воспринимать неудачи и потери.

Страх ошибиться: как побороть

Если вышеперечисленные пункты не помогли, то есть еще несколько действенных способов, как побороть боязнь совершить ошибку. Важно не зацикливаться на них, а приводить своему разуму рациональные доводы:

  1. Иногда нужно просто менять угол зрения на ситуацию. Не стоит воспринимать ошибку как что-то фатальное или неисправимое. Самый настоящий провал — это когда человек не вынес уроки из своих неправильных действий. Нужно помнить о том, что каждый отказ приближает к совершению сделки, каждая новая неудача означает, что успех скоро появится на горизонте.
  2. Психологи рекомендуют заняться поиском истинных причин боязни ошибиться. Некоторых индивидов пугают ситуации, где есть место для рисков, что может быть вполне оправданным. Определенную категорию людей беспокоит новое, неизведанное. Не нужно визуализировать худшее развитие событий, отчаянно стремиться сделать все идеально. Иногда достаточно просто отпустить ситуацию. Например, перед началом бизнеса, нужно как следует продумать стратегию, рассчитать все риски, а далее двигаться по намеченному плану. Иначе ничего не получится, движение на пути к успеху будет остановлено.
  3. Каждый раз специалисты советую противопоставлять страху ошибки свою уверенность. Признать ответственность — это уже половина пути к удаче. Те кто верит в себя, получают поддержку от вселенной. К уверенному человеку с охотой присоединяются в команду другие люди, они поддерживают его, способствуют успехи. Нужные события начинают происходить сами по себе, складываются должным образом обстоятельства, появляются возможности.
  4. Не нужно останавливаться на середине пути, даже если постигла неудача. Постоянное движение приносит результаты, пусть и не сразу. Бывает так, что задача кажется слишком сложной, человек начинается зацикливаться на ее решении. В этом случае стоит концентрировать свое внимание на будущем, на точке, где индивид уже достиг успеха.
  5. Страх лучше игнорировать. Он преграждает на пути к цели. Особенно об этом знают те, кто занимается спортом. Нет вершин, которые невозможно покорить. Спортсменам помогает визуализация прыжка, поднятие веса. Нужно представлять, как это происходит, желательно просматривать детали, представлять себя в качестве главного героя, свою победу, славу. То что человек боится определенных вещей — это вполне нормально. Важно по-другому смотреть на фобию, не давать ей развиться.

Успешные люди постоянно бросают самим себе вызов

Так они преодолевают боязнь сделать ошибки. Такие личности готовы, что что-то может пойти не так. Это естественно и нормально, таково устройство мира. Человек здесь для того, чтобы учиться и совершенствовать себя.

Опыт человек приобретает раз и навсегда, он ему постоянно помогает в жизни. Навыки и умения нигде не растворяются, они применяются для достижения каждой новой цели. Важно здраво оценивать свои силы, понимать, как выстраивать свои действия, чтобы добиваться намеченных результатов.

Нужно постоянно тренировать свое тело и разум. Здесь помогает изучение иностранных языков, занятие спортом, активный отдых, путешествия, коммуникация с новыми людьми.

Некоторые люди не зацикливаются только на одной сфере деятельности, всю жизнь они осваивают новые профессии, совершенствуют себя, в то же время всегда открыты к ошибкам.

Если достижение высоких вершин пока не по силам, то можно попробовать поставить более мелкие цели. Каждое достижение поставленной задачи психологи рекомендуют фиксировать, и при неудачах возвращаться к мысли о том, что при стараниях и навыках все может получиться.

Страх ошибки не оправдан

Хуже всего, если человек на развивается. а из года в год ходит по уже протоптанной дороге.

Все люди могут бояться, это нормально. Самое распространенное заблуждение заключается в том, что успешные люди не совершали ошибочных действий. Успех к них пришел исключительно благодаря усердному труду, постоянной практике и принятию нужных решений. Они не бесстрашны. Именно такой миф ложится в основу боязни совершить ошибку.

У смелых людей также есть свои страхи. Они сами себе бросают вызов, и стремятся его как можно быстрее преодолеть. Боязнь чего-либо — это часть человека, без этого невозможно представить гармоничную жизнь. Было бы скучно и неинтересно, если бы все складывалось гладко. Поэтому неудачу стоит воспринимать как очередное приключение.

Смелые люди — это те, кто справились со своими страхами, они больше ничего не боятся.

Советы

Большинство страхов навязаны человеку общественным мнением. Все люди между собой взаимосвязаны. Нам приходится жить в социуме. Именно он формирует боязнь ошибки.

Мнения всегда будут разделяться. Не существует единственно верного решения. У каждого члена общества есть свои мысли и взгляды на жизнь.

Откуда же берется боязнь сделать неверный шаг? Почему не стоит избегать неудач? Просто потому что это часть жизненного цикла. Нужно стремиться жить осознанно, даже если что-то идет не так.

Ошибки не заслуживают столько внимания и важности, сколько им придает сам человек. Стоит понимать, что неудачи случаются, от этого никто не застрахован.

Бывает так, что индивида убеждают в том, что ошибка смертельно. Обычно это делается намеренно, чтобы в условиях конкуренции быстрее вырваться вперед соперника. Иногда так унижают других людей, загоняют их в определенные рамки.

Каждый человек сам вправе определять, как относиться к своим ошибочным действиям. У всех есть свобода мнения и выбора. Индивид может верить в то, что ему навязывает социум, а может придерживаться собственных убеждений.

Именно от этого зависит, будут ли страхи реализованы в полной мере, будут ли они фатальными или же это небольшая, исправимая ошибка.

Ставить большие цели и создавать мечту — еще один шаг на пути к успеху

Если человек чего-то очень хочет, то он всегда действует, а не ждет, пока все само по себе произойдет. Нужно быть готовым к тому, что многие вещи не даются без определенных трудностей и проблем, страха и лени. Бояться ошибок — это стоят на месте. Только те, кто действуют, добиваются успехов.

Обратите внимание, страх не может уйти сам по себе, но в то же время, не нужно с ним бороться. Так он еще больше раскручивается и получает силу. Стоит отпустить ситуацию и продолжать двигаться.

Психологи рекомендуют ставить цели, думать о приятном, о том как они будут достигнуты. Человек должен принять решение, намереваться достигнуть намеченного. Именно так приходит удача. Нельзя сдаваться и отступать.

Еще один рабочий прием — делать то, что вызывает страх. Нужно учиться смотреть своей фобии в глаза. Признание ошибки — это фактически ее решение. Специалисты советуют записывать все свои страхи на бумаге, а после перечитывать их и самим себе отвечать на вопрос, как их можно побороть, приводить рациональные доводы.

Когда страх непреодолим, то может помочь техника сжигания мостов. Психологи рекомендуют не давать себе возможности отмотать события назад, свернуть с намеченного пути. Удача сопутствует идущим.

Не надо тратить жизнь на страхи, лучше действовать и достигать успеха здесь и сейчас. Важно направлять свои усилия и намерение на результат, а не на боязни.

Бедные концентрируют свое внимание на неудаче, а богатые — на успехе. Дорогу осиливают идущие. Проблемы не стоят того, чтобы на них тратить свое драгоценное время. Нужно жить, радоваться и действовать.

Так путь станет более ярким и счастливым.

Источник: //salid.ru/stati/otkuda-beretsya-strah-sovershit-oshibku-i-kak-ne-boyatsya-oshibitsya

Не бойтесь совершать ошибки

Не бойтесь ошибаться!

  • Tweet
  • Share 0
  • Pocket
  • ontakte
  • 1
  • Войдите, чтобы голос был засчитан

Что вы чувствуете, когда собираетесь приступить к чему-то грандиозному и новому для себя: создать, наконец, проект, который долго обдумывали, оставить давно опостылевшую работу и найти другую, начать свой бизнес? Какое самое сильное чувство овладевает вами? Энтузиазм? Решимость? Готовность к действиям? Почему же день ото дня вы все откладываете это важное для себя дело и не предпринимаете никаких конкретных шагов? Признайтесь честно, вы просто боитесь.

При этом вы можете искать себе «веские» оправдания: чтобы начать, вам необходимы какие-то ресурсы (время, деньги, единомышленники). Пора признаться себе, что это лишь отговорки. Самое главное, что вас тормозит – страх.

Вы боитесь, что задуманное невозможно осуществить или что результат не будет соответствовать вашим ожиданиям. Именно страх, что «все пойдет не так и ничего не получится» заставляет вас откладывать реализацию планов на неопределенно долгий срок – проще говоря, так и не начинать осуществлять задуманное.

Без права на ошибку

Страх перед любым новым начинанием – это нормально. Каждый испытывает его при столкновении с чем-то неизведанным на уровне инстинкта: «надо посмотреть, что там, за чертой, не опасно ли это и как с этим обращаться». Но если мы, вопреки страху, все же начинаем действовать – все в порядке.

Другое дело, когда страх превращается в мощный сдерживающий фактор, который мешает начать действовать. Если перестать контролировать его, пытаясь оставаться в зоне комфорта, эта зона со временем будет все более и более сужаться. Станет мучительно страшно предпринять любое новое действие, ведь это порождает стресс и потрясение, а человек уже привык избегать этих неприятностей любой ценой.

При этом человек может думать, что все нормально, и он вполне контролирует ситуацию, не замечая, что стал заложником боязни совершить ошибку. Понять, что страх уже тотально руководит вашими действиями и управляет вашей жизнью можно по нескольким признакам:

  • Боязнь попробовать что-то непривычное, новое.
  • Избегание сложных задач и проектов.
  • Прокрастинация и привычка оставлять начатое дело незавершенным. Зачастую эти признаки – не проявление лени, а следствие боязни «сделать что-то не так» и критики со стороны окружающих.
  • Перфекционизм или способность заниматься только тем, что вы гарантированно можете сделать безупречно.

Отчего возникает страх такого рода и как его преодолеть?

Детские страхи – взрослые проблемы

Страх совершить ошибку, как и многие другие страхи и комплексы, формируются в раннем возрасте. Если родители

  • часто критиковали вашу работу, будь то школьное задание, поделка или поручение, выполненное «не так»;
  • строго наказывали за проступки;
  • категорически не поощряли инициативу и требовали «спросить разрешения» перед тем, как вы начнете делать то, что задумали –

они сделали все для того, чтобы сформировать у вас страх перед любым новым начинанием. Вы повзрослели, но ваш «внутренний ребенок» до сих пор ждет одобрения и разрешения сделать то, что ему хочется. В запущенных случаях такое родительское поведение может привести к  ОКРЛ (обсесси́вно-компульси́вному расстро́йству ли́чности).

Немалую роль в формировании этого вида страха может сыграть и пережитое однажды публичное фиаско или другой травмирующий опыт, полученный в раннем возрасте.

Следующий этап, на котором боязнь ошибок закрепляется (или формируется у тех, кому с родителями повезло больше) – школа.

Система школьных оценок построена таким образом, что за учеником не признается право на ошибку: он выполняет работу и получает материальное подтверждение правильности/неправильности своих действий в виде оценки, которая влияет на общий конечный балл.

При этом «исправить» оценку, конечно, можно, но она все равно будет учитываться при подведении итогов. Такая система ставит ребенка в условия, более жесткие, чем во взрослой жизни: неправильно выполнив свою работу, специалист имеет возможность переделать ее, исправить недочеты и получить одобрение. У ребенка такого права нет.

Более того, к определенному моменту отношение к ученику со стороны педагога формируется на базе суммы которые он уже успел получить во время учебного процесса.

Учителя – живые люди, и им легче «ранжировать» учеников, деля их на «слабеньких» и «сильных». Попав однажды в разряд «неуспевающих», ребенку крайне трудно, порой невозможно вырваться вперед с аутсайдерской позиции.

Как правило, такое происходит, если меняется учитель или школа, и ребенка начинают оценивать непредвзято, «с нуля».

При этом как-то забывается, что отметка – это только условный маркер, которым принято отмечать степень усвоения того или иного конкретного блока учебной программы.

С подачи учителей, а зачастую и родителей она превращается для ребенка в самоцель. Он начинает панически бояться получить очередную «пару», т.к. твердо знает – это непоправимый шаг на пути в аутсайдеры.

И такая «тренировка страха» происходит на протяжении 11 школьных лет!

Кстати, замечено, что школьные «отличники» и «хорошисты» больше боятся провала, чем «троечники». Они более натренированы в деле избегания провальных ситуаций.

Неудивительно, что зачастую именно ученики со средней и даже низкой успеваемостью становятся более успешными людьми. Они с детства усвоили, что провалы и ошибки – это нормально и перестали или так и не научились боятся их.

Они просто занимались тем, что им действительно интересно, не участвуя во всеобщей гонке школьных перфекционистов.

Однако взрослый человек отличается от ребенка тем, что сам способен отвечать за свое эмоциональное состояние. А значит, с детскими страхами и комплексами можно и нужно справляться. Научиться контролировать свой страх ошибок тоже можно. Наиболее эффективные пути для этого

  • Умение правильно ставить цели;
  • Способность выходить из зоны комфорта.

Правильное целеполагание

Очень часто страх перед неудачей вызывает у человека и трудности с целеполаганием. Однако навык постановки целей сформировать проще, чем начать борьбу с боязнью ошибаться. Правильная постановка цели помогает человеку разобраться, чего именно он хочет, а также найти оптимальный путь для осуществления своего желания.

Считается, что эффективным способом мотивировать себя для начала движения на пути к цели – визуализация.

Однако результаты исследований показывают, что если человек находится во власти страха перед провалом, такой методикой пользоваться не рекомендуется: начав визуализировать свой успех, он может еще больше укрепиться в своих страхах перед неудачей и оставит всякие попытки осуществить задуманное.

Что лучше предпринять?

Если страх неудачи слишком велик, начните с небольших целей, которые вам наверняка удастся достичь. Однако цель не должна быть слишком легкой – в этом случае у вас не возникнет радостное чувство преодоления, помогающее укрепить уверенность в своих силах.

К примеру, если вы задумали создать компьютерную игру, не пытайтесь сразу ставить себе целью достичь результата. Начните с разработки самого простого прототипа.

Вот как описывает автор «Fallout» Тим Кейн один из сюжетов на начальном этапе разработки:

Все начинается в современной действительности, затем герой отправляется в доисторические времена, убивает обезьяну, которая должна была в процессе эволюции превратиться в человека, а затем отправляется в космос.

На планете, живущей по законам фэнтези, он магическим образом перемещается на альтернативную Землю, где разумные существа произошли от динозавров, и уже оттуда возвращается в реальный мир и спасает свою любимую.

Но этой концепции не суждено было воплотиться. Вместо этого глобального проекта разработчики сосредоточились на одной простой идее: нормальный герой действует в ненормальном мире, причем обитатели этого мира воспринимают себя как норму. Постепенно эта идея трансформировалась и приобрела визуальное воплощение в виде мира после ядерного апокалипсиса.

Уилл Смит называет такой подход к планированию принципом «по одному кирпичу» и иллюстрирует очень наглядно:

Когда вы приступаете к строительству стены, вы не думаете: «Сейчас я создам самую высокую, грандиозную и величайшую стену на свете». Вы просто начинаете укладывать кирпичи. Каждый из них вы кладете настолько хорошо, насколько можете это сделать. За ним – следующий, и еще, и еще… И так изо дня в день. В конце концов, оказывается, что ваша стена готова!

Принцип «по одному кирпичу» позволяет обрести уверенность в собственных силах и сконцентрироваться на задачах, которые человек в силах взять под свой контроль, не думая о пугающе-глобальных масштабах всего проекта в целом.

Конечно, даже маленькие задачи должны быть связаны с вашей основной целью.

К примеру, это может быть овладение определенными навыками, получение знаний, которые будут полезны для реализации вашего большого замысла.

Не забывайте фиксировать результаты, уделите внимание каждому «кирпичику», тогда у вас будет больше стартовых возможностей для анализа и постановки более общих задач на пути строительства вашей «стены».

Научитесь жонглировать

Когда основателю IDEO Дэвиду Келли попалась на глаза книга для начинающих жонглеров «Juggling for the Complete Klutz» Джона Кэссида, его поразила одна вещь:

Практически половина этого пособия, в отличие от прочих аналогичных книг, была посвящена не тому, чтобы научить подкидывать и ловить шары, не рассказывала, как соизмерять силу подбрасывания и вес предмета. Она была посвящена тому, как сформировать навык ронять шар.

На первый взгляд, это ужасно глупо. На самом деле, привыкнув к тому, что шар непременно падает, мозг перестает воспринимать это как «ошибку» или «провал».

Он привыкает к тому, что падение шара – это нормально и перестает посылать мышцам сигналы тревоги, заставляющие их излишне напрягаться.

Дэвид Келли решил, что такой подход наиболее эффективен вообще при любом обучении чему-либо. Действительно, приучите себя к мысли, что ошибки – это нормально и неизбежно.

Способ выйти из зоны комфорта

Для того чтобы выход из зоны комфорта не казался чем-то катастрофически-важным, начните с «пустяков».

К примеру, почему бы не завести себе новое хобби? Выберите занятие, которое вас может заинтересовать, но, в то же время, абсолютно новое и непривычное, непохожее на то, чем вы когда-либо занимались раньше.

Это может быть что угодно: рисование, игра на инструменте, вязание, вокал, резьба по дереву, плетение из лозы – словом, что-то такое, что нельзя освоить сразу, в течение одного-двух занятий.

Естественно, в процессе освоения нового умения вы столкнетесь с неудачами и ошибками. Но ведь это просто ваше увлечение, а значит, нет причин делать трагедию из каждого промаха.

Стоит попробовать еще – вы ведь хотите, наконец, освоить это умение? Такое «несерьезное» отношение снизит степень тревоги по поводу возможных неудач и поможет научиться не придавать ошибкам слишком большого значения.

Вы постепенно привыкните к мысли, что это нормально, как в примере с жонглированием.

Страх почувствовать себя новичком и дилетантом постепенно уступит место пониманию, что ошибки не мешают освоению нового. Достигнув определенного уровня умений, вы обретете уверенность в себе. Со временем это чувство распространится и на другие, более значимые области ваших интересов.

И не стоит считать, что неуверенность в себе и страх перед провалом – это врожденная особенность характера, которую невозможно преодолеть. Вы уже доказали, что вполне на это способны, когда приобретали навык ходьбы в возрасте от года до полутора. Поначалу вам тоже было страшно стоять на ножках и больно падать – но вы же научились ходить!

В конце концов, посвящать хотя бы несколько минут в день чему-то, что способно приблизить вас к вашей мечте – более эффективный путь, чем просто сидеть и бояться, что ничего не получится.

P. S

Когда мы начинали работу над SmartProgress, мы тоже терзались сомнениями: стоит ли начинать? И да, нам тоже было страшно. Но страх – это нормально, его можно просто игнорировать и приступать к делу.

В конце концов «интересно» и «нравится» становятся сильнее «страшно». И вот уже к проекту присоединяются новые пользователи, их становится все больше, процесс запущен, и хочется продолжать, не останавливаясь на полпути.

А подтверждением тому, что созданный нами ресурс – действительно нужное и полезное дело, служат письма наших пользователей, благодарные отзывы и, главное – реализованные цели участников проекта.

Мы далеки от мысли, что все сделанное идеально, но приобретенный опыт помогает нам развиваться, действовать более осознанно и четче формулировать задачи, которые еще предстоит решить.

Мы движемся к нашей цели, и искренне желаем вам достижения целей, которые вы ставите перед собой.

Не страшно начинать. Страшно оставаться на месте, даже не попытавшись ничего изменить.

  • Tweet
  • Share 0
  • Pocket
  • ontakte
  • 1
  • Войдите, чтобы голос был засчитан

Источник: //smarttalks.me/ru/fear-of-mistakes/

Как справиться со страхом совершить ошибку

Не бойтесь ошибаться!

Сколько раз страх совершить ошибку удерживал вас от поступков, которые могли бы в корне изменить вашу жизнь? Причём в положительную сторону. Сколько раз вам приходилось жалеть о том, что, побоявшись, вы упустили возможности, которых так ждали? Наверное, все могут привести пару примеров таких случаев.

Интересно, смогли бы мы в детстве научиться ходить, если бы постоянно боялись упасть? А можно ли научиться плавать, не снимая спасательного жилета? Кататься на коньках, не отпуская папиной руки? Вряд ли. Чтобы чего-то добиться, нужно справиться с парализующей силой страха.

Откуда вообще взялся этот страх

Страх ошибок глубоко укоренился в нашем сознании. Он представляет собой реакцию на то, что мы воспринимаем как потенциальную угрозу. Ключевое слово — воспринимаем. Эти механизмы сформировались в нашем сознании тысячелетия назад, чтобы помочь нам защититься от таких реальных угроз, как, например, нападение хищников.

Теперь то, что спасало нас от львов, включается в работу, когда нам предстоит принять решение, связанное с определённым риском, или попросту выйти из зоны комфорта. В итоге сейчас эти механизмы только ограничивают нас и мешают нам развиваться.

Проблема состоит в том, что наша внутренняя защитная система плохо различает реальные и воображаемые риски.

Зона комфорта — это не просто заезженное психологическое понятие. Чтобы выйти за её границы, нужно преодолеть серьёзные нейрофизиологические механизмы.

Останься в пределах этой зоны, и ты будешь чувствовать себя в безопасности. А если осмелишься вылезти наружу, внутренняя система защиты включит предупредительные сигналы в виде страха.

Уберегая вас от неизвестного и незнакомого, ваше сознание делает то, чему научилось в результате эволюции.

Раньше эта система защищала нас и наше окружение от смерти, то есть от реальной физической угрозы. Сейчас угроза носит в большей степени эмоциональный характер. Мы пытаемся сохранить свою эмоциональную безопасность. И защитные механизмы по-прежнему оказывают на нас парализующее действие.

1. Смените угол зрения

Что такое ошибка или неудача? Настоящим провалом можно считать только тот, из которого вы не извлекли никаких уроков. несколько раз публично провалилась со своими инициативами (например, с рекламной системой Beacon и приложением для обмена фотографиями, сообщениями и «подмигиваниями» Poke). Компания преуспела только потому, что не боялась ошибок.

Девиз — Fail fast, fail forward. Его можно выразить так: не раздумывай долго, косячь и двигайся вперёд. В этой компании понимают, что самой большой ошибкой было бы не пытаться выйти за пределы привычного и стать лучше.

Если бы не брала на себя риски, компания бы постепенно прекратила своё существование. Если бы она пользовалась только теми методами, которые работали пять лет назад, то превратилась бы в Yahoo, или Myspace, а не стала бы одной из самых крупных и успешных компаний в мире с рыночной капитализацией в 362 миллиарда долларов.

giphy.com

В сфере продаж распространён афоризм: «Каждое новое „нет“ на один шаг приближает вас к „да“». Чем больше «нет» вы услышите за один день, тем лучше. Это будет значить, что вы обратились ко всем, к кому могли обратиться, и скоро вы услышите «да». Тренируйтесь, привыкайте слышать разные ответы, и страх пройдёт. Вы продвинетесь вперёд, это неизбежно.

2. Найдите причину своего страха

Чего именно вы боитесь? Причины того, почему нас пугают ситуации, связанные с риском, перемены и вообще что-то новое, совсем не одинаковы. Вы боитесь совершить ошибку потому, что представляете себе худший исход, или потому, что отчаянно стремитесь делать всё идеально? Или потому, что вам ужасно страшно, что вам откажут?

Если вы собираетесь начать свой бизнес, вы представляете, что при неудаче потеряете всё.

И что же тогда? Вы останетесь без друзей и близких? У вас больше не будет семьи? Вы растеряете инициативность и запал, благодаря которым вы собрались начать своё дело? Если вам хватило храбрости начать свой бизнес, значит, вы относитесь к тому типу людей, которых мечтают нанять многие работодатели. Вы явно не останетесь без работы.

Когда вы решаете двигаться вперёд, вы одновременно принимаете решение продолжать бороться несмотря ни на что. И когда вы делаете это, происходят удивительные вещи. Худшим сценарием, который вы можете вообразить, даже пахнуть не будет.

3. Противопоставьте страху уверенность

Уверенность появляется в результате принятия решения, взятия на себя ответственности и публичного признания этой ответственности. Удача, как известно, награда за смелость. И за уверенность.

Мир поддерживает тех, кто верит в себя. Никто не хочет поставить вам палки в колёса, не ждёт, когда вы оступитесь. Наоборот, если вы будете принимать решения уверенно и определённо, окружающие обязательно откликнутся и поддержат вас. Всё будет способствовать вашему успеху. Нужные события произойдут, нужные обстоятельства сложатся, нужные возможности появятся.

4. Действуйте

Другая причина страха совершить ошибку состоит в том, что задача, которую нам предстоит выполнить, кажется нам слишком сложной и мы зацикливаемся на непосильности её решения.

Посмотрите на фотографии Эвереста, сделанные из базового лагеря. Они настолько поражают, что подъём к вершине кажется абсолютно невозможным.

Кроме того, на неё обрушиваются штормы, там стоит холод –50 градусов, поэтому кажется, что человеку в этом месте делать абсолютно нечего.

Однако каждый год сотни людей восходят на вершину Эвереста. И чаще всего это не профессиональные альпинисты, они не отличаются исключительной физической подготовкой. Это просто люди, у которых есть цель и мечта. Все они начинают одинаково: с первого шага по направлению к вершине. Небольшие шаги суммируются, и вскоре вы набираете такую скорость и мощь, что вас уже не остановить.

5. Игнорируйте страх

Смельчаки, занимающиеся сёрфингом на больших волнах, седлают волны, высотой равные пятиэтажному зданию. Это агрессивные чудища, обладающие колоссальной силой, которая внушает ужас. Не бояться таких волн просто невозможно. Чтобы противостоять страху, который может парализовать и привести к гибели, многие из самых искусных сёрферов не смотрят на то место, где волна обрушивается вниз.

Все мы боимся многих вещей. Некоторым из этих страхов можно и нужно взглянуть в глаза, а затем укротить их. Но есть такие страхи, которые могут завести вас в могилу, и с ними лучше лишний раз не соприкасаться.

6. Бросьте себе вызов

Займитесь чем-то, что не связано напрямую с теми сферами, в которых вы хотели бы развиваться. Вас никогда не удивляло, почему различные марафоны и гонки героев стали так популярны? Люди хотят бросить себе вызов и узнать, на что они способны. Так развивается сила воли и приобретается драйв, необходимый для того, чтобы двигаться вперёд.

Когда вам удаётся достичь каких-то серьёзных целей в одной сфере, вы понимаете, что сможете применить те же умения и навыки, ту же настойчивость и решительность для того, чтобы добиться желаемого в других сферах. Когда вы понимаете, что, приложив достаточно усилий, тренируя своё тело и разум, вы можете пробежать марафон, вы осознаёте, что множество других, не менее сложных, задач вам также по силам.

Не бойтесь ошибаться. Бойтесь через год оказаться на том же месте, на котором стоите сейчас.

7. Помните, что все боятся

Существует распространённое заблуждение, что успешные люди обладают какими-то необыкновенными качествами и не подвержены страхам. На деле они просто добились своего с помощью усердного труда, постоянной практики и принятия необходимых решений. Их бесстрашие — это миф. И для многих этот миф становится барьером на пути достижения целей.

На самом деле смелость не означает отсутствие страха. Смелые люди бросают себе вызов и идут именно туда, где им предстоит встретиться со своими страхами. Страх вполне нормален, он свойственен человеческой природе. Фактически это одна из наших определяющих характеристик. Страх — часть нас.

Когда герой «Игры престолов» Робб Старк спрашивает своего отца, как можно быть смелым, когда ты напуган, Нед отвечает ему, что только так и можно быть смелым.

Смелые люди — это не те, кто ничего не боится. Это те, кто смог справиться со своим страхом.

Источник: //Lifehacker.ru/overcome-the-fear-of-failure/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.