< Неформальное общение - Психолог

Неформальное общение

Формальное и неформальное общение. Мужской и женский стили общения

Неформальное общение

Резвина Евгения ФЛ-882

Практическая работа № 1 

Тема: «Формальное и неформальное общение. Мужской и женский стили общения» 

Цель: рассмотреть отличия в формальном и неформальном общении, сформулировать представление о формах и способах доверчивого общения, раскрыть основные отличия мужского и женского стилей общения в управлении» 

1. Функции формального и неформального общения 

     Существуют разнообразные формы межличностного общения: контактное и опосредованное, формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное.

Более правильным представляется использование терминов “формальное/неформальное общение”, в отличие от обозначений “официальное” и “неофициальное”, поскольку официальные отношения “руководитель- подчиненный” могут осуществляться как на формальном, так и на неформальном уровне.

Официальное, или служебное, общение имеет место в сфере делового, функционально-ролевого общения, регламентированного правилами организации и служебным этикетом.

     Функциональное (ролевое, деловое, формальное) общение протекает согласно нормам и правилам. Например, в деловом общении в учительской среде действуют нормы служебного этикета, которые не позволяют учителю в присутствии учеников обратиться к своему коллеге на “ты”.

     Неформальное межличностное общение разделяется на контактное и опосредованное. Контактное общение имеет свои специфические черты.

В отличие от опосредованного общения, контактное (непосредственное) общение характеризуется активной обратной связью, обогащенное контекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств, носит игровой характер и в большей мере задействует механизмы рефлексии.

Контактное общение предполагает непосредственное общение индивидов и рассматривается как определенный уровень достигнутого понимания, согласия, степени психологической близости.

     В целом, взаимопереход и взаимообогащение формального и неформального межличностного общения, богатство их форм обусловливают успех профессиональной деятельности, обеспечивают хороший климат в коллективе, способствуют хорошему самочувствию и сохранности нервно-психического здоровья. 

     Функции неформального межличностного общения (классификация Б. Ф. Ломова):

– организация совместной деятельности;

– познание людьми друг друга;

2. Стадии доверчивого общения, его роль

 

  Доверчивость – это постоянная готовность человека верить слову, обещанию другого человека или группы.

  Доверительное общение играет важную роль фактора, определяющего отношения между людьми практически во всех социальных ситуациях и социальных институтах: в семье, в школе, на производстве, в клинике и т. д.

  Оно имеет большое значение в формировании взаимоотношений между родителями и ребенком, в супружестве, в понимании учителя и ученика, врача и больного, руководителя и подчиненного.

  Высокий уровень доверия между членами группы всегда будет иметь важные последствия для ее жизнедеятельности и функционирования; в этих условиях возникают:

  • открытый обмен взглядами и мнениями по существенным вопросам;
  • более корректная постановка целей и задач;
  • большее удовлетворение от участия в работе группы и рост сплоченности;
  • более высокая мотивация деятельности.

  Тактическая цель межличностного доверительного общения – установление психологического контакта, оптимальной психологической дистанции; стратегическая цель – формирование дружеских доверительных отношений. Доверительное общение может рассматриваться как процесс, который имеет свои стадии и закономерности развития.

  Первая стадия – это установление первого контакта и формирование образа другого человека; цель – формирование адекватного первого впечатления. На этой стадии наиболее важна роль социальной перцепции, процессов переработки и интерпретации полученной информации; в результате ее формируется установка, в значительной степени предопределяющая характер дальнейшего взаимодействия.

  Контактное межличностное общение невозможно без процесса социальной перцепции, в ходе которого формируется образ другого человека, приобретающий установочный и регулирующий характер. Эта регуляция имеет выраженные возрастные особенности.

  В начальной стадии контактного межличностного общения в сознании общающихся людей формируется гармоничный образ воспринимаемого человека, в котором элементы физического облика выступают как многозначные и социально-осмысленные компоненты индивидуальности, имеющие глубокий личностный подтекст.

  Информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека, не всегда осознается ими и зависит от многих факторов.

Воспринятые элементы физического облика, внешности или выразительного поведения функционируют как многозначные социальные сигналы, поясняющие, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, общителен ли он и т. п.

Эта информация играет важнейшую роль для определения особенностей партнера, его состояний, намерений, без нее неосуществимы понимание другого человека и успешность взаимодействия.

  Вторая стадия – формирование межличностных отношений; имеет следующие подстадии, различающиеся целями и средствами:

    а) достижение согласия, принятия и разделения позиций (когнитивная стадия);

    б) получение эмоциональной поддержки, одобрения (стадия эмоциональной поддержки);

    в) стремление добиться принятия себя как личности (стадия самораскрытия, личностная стадия).

  В индивидуальных контактах эти подстадии могут иметь иную последовательность, определяемую глубокой мотивацией общения. Отличает их, прежде всего, интенсивность вербального общения, поиск эффективных способов психологического влияния и активность процессов самоконтроля, саморегуляции, самокоррекции.

  Третья стадия – стабилизация межличностных отношений; цель – установление оптимального психологического контакта и усилия по его сохранению или преобразованию в желательную сторону. Как и на первой стадии, снова возрастают роль и значение невербальных средств общения, механизмов понимания.

  Доверительное общение здесь полифункционально: оно и самоцель, и средство, и психологический механизм формирования отношений.

  Межличностное неформальное общение выполняет важные функции, которые различаются по результату, но по смыслу и по своим механизмам являются социально-психологическими.

Условно можно обозначить их следующим образом: собственно социально-психологическая функция – формирование межличностных отношений, установление и сохранение психологического контакта; психологическая функция – эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в признании и принятии; психотерапевтическая функция – релаксация, восстановление и сохранение душевного равновесия.

  Существуют специфические трудности межличностного доверительного общения на разных его стадиях. В стадии установления первого контакта это застенчивость. Неумение установить и сохранить оптимальную психологическую дистанцию характерно для последней стадии – стадии стабилизации межличностных отношений. 

3. Описать виды псевдодоверия 

  Существует целый ряд отношений между людьми, лишь внешне напоминающих доверительные отношения. Спектр псевдодоверия достаточно широк.

  Виды псевдодоверия:

  а) Отчаяние. Доверие от отчаяния – это выбор меньшего из двух зол; в основе истинного доверия лежат свобода и спонтанность. Следовательно, доверие под давлением обстоятельств нельзя считать истинным доверием.

  б) Конформная доверительность. Проявляется по отношению к представителям определенного социального статуса (например, к врачу); в ее основе лежит нормативное убеждение в том, что определенным людям следует доверять в конкретных социальных ситуациях. Однако следует в данном случае говорить скорее о псевдодоверии, так как нет свободного выбора объекта доверия.

  в) Наивность. Истинное доверие не может быть также следствием наивности. Такого рода псевдодоверие возникает, когда субъект строит свое отношение к партнеру без учета возможных негативных последствий взаимодействия. Например, учитель может оказывать доверие ловко обманывающему его ученику. черта наивности – нет предвидения возможных последствий доверительного поведения.

  г) Импульсивность. Наблюдается в тех случаях, когда субъект придает излишнее значение последствиям взаимодействия с человеком, который лишь внешне достоин доверия.

Подобное отношение переполнено неуместной эмоциональностью, неоправданными надеждами на то, что исполнятся все ожидания.

Эксплуатация такого типа доверчивости позволяет ловким пройдохам играть на сочувствии и милосердии в своих корыстных целях.

  д) Слепая вера в человека. Основана на фаталистическом убеждении, что ход событий диктуют обстоятельства и что лучше следовать за ними, чем делать сознательный выбор.

  е) Азарт в отношениях. В этом случае человек упрямо надеется, что произойдет сдвиг к большему доверию, хотя объективно этого не приходится ожидать. 

4. Дать понятие психологической близости, аттракции 

  Важнейшим в понимании доверительного общения является понятие психологической близости, которая всегда возникает в результате полного психологического контакта.

  «психологическая близость – это взаимоотношения, основанные на полном доверии друг к другу, взаимопонимании; взаимоуважение, взаимопомощь»

  «близость с другим человеком – это общность идей, привычек, норм, ценностей, характера, склада мышления».

  «Психологическая близость – это труднообъяснимое явление.

Внешне это иногда выглядит без чрезмерной аффектации, наоборот, положительные эмоции как бы затушеваны, так как нет нужды их демонстрировать (объект знает о них, вы уверены в нем и в его отношении к вам, а от окружающих, может быть, эти отношения стоит несколько поберечь).

Субъективно же – это какая-то взаимная открытость друг другу, уверенность друг в друге, настроенность друг на друга, на проблемы другого, осуществляемая без дополнительных усилий.

Иногда близкие люди выглядят как заговорщики, так как понимают друг друга по намекам и без слов, обмениваются взглядами, жестами, паузами (много невербальных средств коммуникации). Вербальное общение свернуто, так как нет нужды, во-первых, долго разъяснять свою мысль, во-вторых, камуфлировать ее словесами. Демонстрация близких отношений ускоряет разрыв, означает их нарушенность».

  Были выделены в суждениях следующие компоненты психологической близости:

  1. Понимание (взаимопонимание, понимание с полуслова).
  2. Доверие (максимальная откровенность, свободное, комфортное, безбоязненное общение).
  3. Эмоциональная близость (симпатии, радость от общения; сопереживание и сочувствие, обостренное ощущение состояния другого человека).
  4. Принятие (терпимость к отдельным недостаткам другого, признание и принятие другого, восприятие его таким, какой он есть, отсутствие конфликтов и стремление уступить, желание помочь).
  5. Единство, близость целей, идеалов, точек зрения (совпадение ценностей).

  На отношения со сверстниками оказывает влияние степень близости между ребенком и матерью. Было обнаружено, что психологическая близость мальчиков с отцом ведет к развитию у них достаточного самоконтроля.

Близость же с матерью оказывает разное воздействие на развитие личности мальчиков и девочек.

Так, у девочек формируется доверие к людям, выносливость в ситуации фрустрации, уверенность в себе; у мальчиков – большая тревожность, эмоциональная неустойчивость, склонность к постоянному самоанализу; они менее откровенны с друзьями.

Источник: //student.zoomru.ru/psih/formalnoe-i-neformalnoe-obshhenie-muzhskoj/4590.41884.s1.html

Неформальное общение (внимание)

Неформальное общение

Самое дорогое  и самое сложное в наше время  – это общение.  Как так получилось, что исконно человеческое стремление и умение  общаться в современном мире оказалось в дефиците?

С одной стороны причина, естественно, в техническом прогрессе. Вспомните ситуацию, когда вдруг вечером, зимой, гаснет свет – по какой-то причине отключили электричество… Это значит, наступила тишина и темнота – выключен телевизор, компьютер, магнитофон, и т.д.

Вероятнее всего, два варианта развития событий:

  1. зажигаем свечи и начинаем общаться
  2. или ложимся спать.

Но первая реакция, мне кажется, у всех примерно одинаковая — растерянность: «Что делать-то, чем заняться?» А ведь наши предки так и жили, без телевизора, без компьютера, но зато друг с другом. Без всех этих современных «роскошеств прогресса» сохранялась роскошь человеческого общения.

У родителей не хватает времени даже на общение друг с другом

Другая причина – это ускоренный темп современной жизни.

Мать Тереза из Калькутты говорила об этом так: «Кажется,  все люди сегодня пребывают  в ужасающей  суете и тревоге… У наших детей остается очень мало времени на общение с родителями.

У родителей не хватает времени даже на общение друг с другом, а ведь от того, какая у нас обстановка дома, зависит мир и спокойствие во всем нашем мире».

Мы сетуем по поводу своей занятости и нехватки времени, но ведь в общении важно не количество, а качество проведенного вместе времени.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Важно не количество, а качество

Мы, взрослые, часто бываем настолько заняты собственными проблемами, что совсем не замечаем, как общаемся с детьми. Порой мы совсем не слушаем, или слушаем выборочно, то есть только то, что хотим услышать.

Очень важно выслушать ребенка внимательно. Это означает, что вслушиваться нужно не только в слова, но также следить за выражением его лица, положением тела, за его чувствами.

По среднестатистическим данным, ребенок получает в день только 12,5 минуты на общение с родителями. Из этого времени 8,5 минут родители отводят на разного рода наставления, замечания и споры со своими детьми. На доверительное дружеское неформальное общение остается всего лишь 4 минуты в день!

Ужасающие статистические данные, не так ли?

Эти факты я привожу для того, что бы обратить ваше внимание на необходимость специально развивать свое умение общаться, и осознанно выделять время для общения в семье. То, что раньше получалось само собой, в настоящее время требует особого внимания и практики.

Общение с родителями поможет ребенку почувствовать свою значимость, ощутить нашу любовь и заботу о нем. А если дети в полной мере почувствуют такое отношение к себе, их потребность «вести себя плохо» отпадет сама собой.

Неформальное общение – это  «разговор по душам»

Достаточно в течение нескольких минут несколько раз в день оказывать им неформальное внимание, и дети просто поразят нас своим прекрасным поведением и успехами. Стоит поговорить с ними по душам и проникнуться их чувствами, и они часами будут увлеченно играть или заниматься каким-нибудь полезным делом.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Неформальное  общение – это  «разговор по душам». Это целенаправленное внимание особой внутренней энергии, истоки которой берут начало в непосредственном личном участии родителя в жизни ребенка.

Почему ребенок отдаляется от своих родителей?

Ваш  ребенок  постоянно открывает в себе исключительные, уникальные свойства души. Если эти душевные свойства игнорируются взрослыми, то они постепенно перерастают в отчужденность, отдаляют ребенка от своих родителей. В таких случаях вы становитесь сторонним наблюдателем, избегая личной сопричастности.

Многие родители (учителя) общаясь с детьми, не дают им почувствовать духовную близость с ними. Они как будто рядом с ребенком, а чувствами где-то там далеко. Быть вместе без ощущения духовной близости – это значит вообще не быть вместе.

Правила неформального общения

Давайте еще раз вспомним эти несложные, но очень важные правила неформального общения с ребенком.

  • Найдите для него время;
  • Создайте теплую, принимающую атмосферу;
  • Относитесь к ребенку, как к  лучшему другу;
  • Слушайте внимательно, комментируйте ситуацию, если только ребенок просит вас об этом;
  • Смотрите в глаза ребенку, пусть ваши глаза будут на одном уровне (если ребенок маленький наклонитесь к нему, возьмите на руки или просто сядьте рядом);
  • Используйте телесный контакт,  обнимите его, держите за руки;
  • На все 100% будьте эмоционально вместе с ребенком.

Если вы сейчас в плохом настроении, состоянии или нет времени говорить — честно скажите ребенку об этом. И договоритесь, когда вы сможете пообщаться позже.

Если в вашей семье еще нет этой традиции неформального общения, начните создавать ее.

Психолог Рудольф Дрейкурс пишет, «Ужасная трагедия взаимоотношений подростков и родителей заключается в отсутствии общения.

Все же,  пока ваш ребенок еще подросток, вы можете проложить дорожку друг к другу.  Многое зависит от вашей способности уважать ребенка, даже если вы не согласны с ним».

Одна мама, узнав о методе

Одна мама, узнав о методе неформального общения, решила использовать его для восстановления отношений со своими сыновьями-подростками. Она стала заходить к ним в комнату перед сном целовать каждого, и желать спокойной ночи.

Дети игнорировали ее. И вот, после месяца неудачных попыток, она решила, что все бесполезно, расплакалась и не пошла к ребятам в комнату. В этот момент сыновья вышли к ней, и сказали: «Мама, ну ты где? Ведь мы тебя ждем!» Не сдавайтесь! Дети очень ждут улучшения отношений и доверительного общения с вами.

Когда ребенок познал «вкус» «разговора по душам» в семье, он чувствует себя любимым

Неформальное общение, это основа создания искренних, добрых отношений в семье, это профилактика семейных конфликтов, обид и еще многих проблем.

Когда ребенок познал «вкус» «разговора по душам» в семье, он чувствует себя любимым, нужным, желание что-то скрывать, замыкаться в себе или искать понимания на стороне отпадает. Важно так же помнить о высокой ценности неформального общения между всеми членами семьи.

Общайтесь на здоровье, общайтесь с любовью, дарите друг другу тепло ваших сердец!

психолог Елена Петрова (Лесной)
GRC — Центры Взаимоотношений

Источник: //www.grc-eka.ru/deti/neformalnoe-obshhenie.html

Неформальное общениеКак построить неформальное общение в команде сотрудников?

Неформальное общение

Джеф Лэйн уже не знал, что ему придумать. Как недавно назначенный начальник производства, он испробовал фактически все, чтобы заставить его команду сотрудников как следует работать. Оборудование работало должным образом, и люди были хорошо обучены, чтобы оправдать надежды, но работа не ладилась.

Что было не так? И что могло бы исправить ситуацию?

Менеджеры по персоналу и супервайзеры часто оказываются перед такими стандартными проблемами, когда нет никакой очевидной причины, проясняющей ситуацию. То, что Джеф Лэйн и другие менеджеры иногда не в состоянии понять, – это то, что внутри каждой организации есть неформальное давление на сотрудников, которое имеет влияние и регулирует индивидуальное поведение.

С точки зрения психологии управления, неформальные группы формулируют так называемый негласный кодекс этики или определенный набор правил и стандартов, устанавливающих приемлемое в группе поведение. В отделе Джефа, неформальная группа, возможно, установила норму ниже установленного объема продукции в организации, тонко осуществляя контроль над его членами относительно количества продукции.

Динамика неформальных групп

HR-менеджер должен знать, что неформальные группы возникают практически всегда, если существует такая возможность.

Часто, эти группы являются своего рода оппозицией руководству организации, пытаясь противодействовать принудительным тенденциям в организации.

Если, например, управление предписывает нормы производства, которые группа считает несправедливыми, то у группы появляется возможность требовать меньшую норму и изменить применяемые стандарты управления.

Стоит обратить особое внимание на то, что неформальные группы сильно влияют на эффективность организации, и могут даже ниспровергать ее цели. Однако, роль неформальной группы не ограничена только противостоянием.

Воздействие неформальной группы на большую формальную группу зависит от норм, которые эта неформальная группа устанавливает. То есть, неформальная группа может даже сделать формальную организацию более эффективной.

HR-менеджеру необходимо понимать, что норма – это негласное соглашение среди членов группы на предмет того, как они должны себя вести. С точки зрения формальной группы, нормы подразделяются на положительные, отрицательные и нейтральные. Другими словами, это нормы, которые поддерживают организацию, затрудняют ее работу или не имеют никакого влияния на ее цели.

Например, эта неформальная группа в компании Джефа устанавливала норму, поддерживающую высокую производительность в организации. Это было результативнее, чем любая попытка Джефа внедрить свои стандарты.

Причина проста, но все же глубока. Норма сама устанавливается членами группы, а не спускается на них сверху.

HR-менеджеры должны чувствовать это психологическое мотивационное различие между тем, чтобы делать то, что сказали, и делать то, что интересно.

Если бы Джеф знал о динамике группы, то он, возможно, понял бы, что неформальные группы могут быть или его лучшим другом, или его худшим врагом.

Он должен был быть чувствителен к неформальным группам: взрастить их доброжелательность и направить лидерство неформальной группы в нужное русло.

Таким образом, он должен был добиться лидерства неформальной группы и добиться поддержки ее членов, чтобы достигнуть целей организации.

Эффект его действий был бы положителен или отрицателен, в зависимости от тех соглашений, которых ему бы удалось достигнуть непосредственно с неформальной группой. Использовать лидерство неформальных групп – непростая задача для HR-менеджера.

HR-менеджеру необходимы:

  • понимание динамики группы,
  • способность вызывать изменения в нормах неформальных групп так, чтобы они помогали достигать цели организации.

Чтобы предотвратить различные негативные проявления со стороны неформальной группы, HR-менеджер должен следить за психологическим климатом в коллективе.

Межличностные отношения, сложившиеся в коллективе, во многом определяют работоспособность организации. Для администрации будет полезна объективная информация о взаимоотношениях между подчиненными и руководителями.

Эффективный способ сбора подобной информации – различные психологические тесты.

Например, опросник Лири можно использовать для психологической диагностики межличностных отношений и выявления нарушения отношений в группе, а результата опросника можно использовать для психокоррекции. Тест Томаса поможет HR-менеджеру изучить поведение сотрудников в конфликтных ситуациях и готовность к сотрудничеству.

Опросник Басса-Дарки предоставит вам качественную и количественную характеристику агрессии и враждебности.

Таким образом, менеджеры по персоналу, как минимум должны знать о причинах поведения неформальных групп и особенностях этих групп.

//www.accel-team.com/work_groups/index.html

Источник: //effecton.ru/822.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.