Непобедимый разум самурая: как воспитать психологическую стойкость

Непобедимый Разум Самурая: Как Воспитать в Себе Психологическую Стойкость

Непобедимый разум самурая: как воспитать психологическую стойкость

Постоянное воздействие стрессов давно стало характерной особенностью современной жизни.

Критические ситуации, которые проверяют нашу психику на прочность, поджидают буквально везде – дома, на работе, в автомобильных пробках и даже при просмотре телевизора.

Причем стресс принимает самые разные обличья – задержка зарплаты, не вовремя сломавшийся лифт, конфликт с начальником, сорвавшиеся переговоры, попытки выполнить домашнее задание с ребенком и прочие неурядицы.

Но самое неприятное в том, что сталкиваясь со стрессовыми ситуациями, большинство людей вовлекаются в них, мгновенно поддаются их воздействию отнюдь не в свою пользу.

Они начинают нервничать, переживать, раздражаться, у них портится настроение, и каждая такая ситуация словно очередной шрам на душе.

И если такие восприимчивые люди вступают в конфликт, будь-то настоящая драка или словесная перепалка, они, как правило, проигрывают эту схватку, а все потому, что проявляют психологическую слабость.

Но есть и такие люди, которые даже в самых критических ситуациях не теряют самообладания. Кажется, будто они заранее готовы к подобному развитию событий, а потому любую стрессовую ситуацию они воспринимают без напряжения. Разница между двумя описанными типами характеров в одной удивительной особенности. Название ей – психологическая устойчивость.

Японская притча

Чтобы лучше понимать, что такое психологическая стойкость, расскажем одну древнюю японскую притчу. Много лет назад в Японии столкнулись два самурая. Оба опытные воины, мастера боя на мечах, каждый из них не сомневался в своей победе. Приходилось рассчитывать лишь на ошибку противника.

Сведя мечи, оба самурая замерли, пристально глядя друг другу в глаза. И тот и другой ждали малейшей слабости противника, чтобы мгновенно атаковать и одним ударом решить исход битвы. Но все было тщетно. Прошел день, и начало опускаться солнце. Битва так и не состоялась. Двум великим воинам даже не нужно было начинать битву на мечах, чтобы помериться силами, ведь у них произошла битва разума.

Знаменитый воин-самурай Миямото Мусаси однажды сказал: «Заставь противника лишь вздрогнуть – и победа будет твоей!». В рассказанной притче ни один из воинов не дрогнул. У каждого из них было непоколебимое, неуязвимое мышление. А это большая редкость для человека.

Жизнь – это поле битвы

Битв, подобных тем, что случилась у самураев, в наши дни практически не встретишь. Тем не менее, и сегодня многие вступают в драки, но еще чаще подвергаются психологическому воздействию со стороны.

Происходит это практически ежедневно – дома, на работе, в транспорте.

Такие психологически битвы происходят между руководителем и наемным рабочим, лектором и учеником, нанимателем и соискателем работы, между коллегами, супругами, родителями и детьми, и даже совершенно незнакомыми людьми, столкнувшимися в транспорте.

Более того, подобные битвы происходят даже в нашем сознании, когда, один голос говорит: «Я больше не могу!», а другой ему противоречит: «Терпи, ты сможешь!». Этот конфликт – борьба за доминирование, и разыгрывается он всегда, когда сталкиваются две точки зрения.

Если битва самураев показалась вам выдуманной, это лишь потому, что такая ничья в природе встречается довольно редко. Как правило, в таких схватках всегда есть победитель и побежденный. И как только роли между участниками распределены – ничего изменить уже невозможно!

Но как выйти из такой схватки победителем? Как сделать так, чтобы противник не застал нас врасплох, и с первой секунды осознал, что именно он проигравший? Для этого важно заняться повышением психологической устойчивости.

Психологическая стойкость

По словам психологов, психологическая стойкость – это процесс сохранения психологического равновесия в условиях стресса. Причем, что интересно, это свойство человека не обусловлено генетически, а формируется в процессе жизнедеятельности.

Психологическая устойчивость формируется из множества факторов, таких как развитие, воспитание, социальная адаптация. То есть, устойчивость психики у человека, вынужденного расти без родителей гораздо выше, чем у того, кто до совершеннолетия «держался за мамину юбку».

С другой стороны человек, постоянно подвергающийся стрессам, не всегда закаляется от них. Порой совсем наоборот, нервная система расшатываются, и человек начинает болезненно реагировать на каждую появившуюся проблему.

Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая стойкость – это, скорее, гибкость психики, нежели ее стабильность и непоколебимость.

У психологически устойчивого человека в случае возникающих трудностей, появляется раздражение, но тут же запускается поиск способа преодоления трудности. Негативные эмоции тут же уходят и психологическое состояние нормализуется.

В то же время у психологически неустойчивых людей этот процесс происходит несколько иначе.

После раздражения, возникающего в ответ на появившуюся проблему, у них начинается процесс хаотичного поиска решений, который лишь усугубляет негативные эмоции и приводит к ухудшению психологического состояния.

Происходит так потому, что человеческий разум не находит действенного решения проблемы, вследствие чего у него появляется ощущение угрозы и развивается чувство беспомощности. Все это позволяет сделать вывод о том, что психологическая стойкость – это, прежде всего, самоконтроль.

Как повысить психологическую устойчивость

1. Если вы желаете повысить собственную психологическую устойчивость и обрести стойкость в любых стрессовых ситуациях, для начала вам необходимо понять и принять простую истину – «Не можешь изменить обстоятельства – измени свое отношение к ним!».

Красноречивый пример: Вы проходите мимо человека, на которого лает собака. В большинстве случаев вы просто проходите мимо, погруженный в собственные мысли, и совершенно не раздражаетесь по этому поводу.

Конфликт в этом случае пройдет мимо вас, совершенно вас не касаясь. Но если вы решите поучаствовать в конфликте, возьмете палку и побежите отгонять собаку, она обязательно начнет рычать на вас.

В жизни так происходит практически постоянно – если вы «цепляете» ситуацию, она «цепляется» за вас.

2. На психологической стойкости сказывается влияние условий, в которых находится человек.

Например, человеку со взрывным характером, который привык быть постоянно в движении, будет совершенно некомфортно жить в маленьком, тихом городке или просиживать рабочие дни в офисе, не имея возможности выплеснуть бурлящую энергию.

Этот внутренний конфликт существенно снижает психологическую устойчивость, ведь для ее формирования необходимо соответствие внешних условий своему внутреннему состоянию.

3. Еще один способ сформировать крепкую психику – периодически разгружать нервную систему. Находясь под постоянным прессом проблем, особенно занимаясь чем-то нелюбимым, человек волей-неволей накапливает негативные эмоции, что, безусловно, влияет на психику.

Из-за этого он нервничает, раздражается, перестает спать по ночам.

Однако, если выкраивать время на полноценный отдых, причем не просто лежать на диване, а заниматься любимым делом (отправиться на рыбалку, поехать за город, почитать любимую книгу), можно прекрасно разгрузить нервную систему и тем самым укрепить психику.

4. Воспитание философского отношения к жизни может стать именно тем недостающим кирпичиком, который сделает вашу психику неприступной крепостью на пути стрессов.

Не секрет, что психологическое здоровье человека неразлучно связано с юмором, позитивным мышлением, самокритикой и умением смеяться над собой.

Если человек способен относиться ко всему происходящему менее серьезно, и не воспринимать малейшие неудачи как катастрофы, все происходящее с ним будет видеться в другом, позитивном свете и перестанет разрушать психику.

5. Позитивный образ самого себя тоже не последний фактор в формировании стойкости. Важно взращивать в себе позитивное отношение к своей личности, научиться принимать себя таким как есть, т.е. стать для себя позитивным персонажем.

Тут важно лишь не перейти грань, за которой заканчивается собственный позитивный образ и начинается самовосхваление. В этом случае человек нередко начинает смотреть на мир глазами «жертвы», что лишь усугубит неустойчивость психики.

6. А ведь еще такое важное человеческое качество, как психологическая целостность. Оно складывается из гармонии, в которой должен жить человек со своими принципами и убеждениями, из соответствия работы и собственных интересов своим душевным позывам, а также из стремления к самосовершенствованию, как в физическом, так и духовном плане.

Скажем, однако, что перечисленные способы повысить психологическую устойчивость, так сказать «мирные» способы, которые действительно делают вас менее уязвимыми в мире постоянных стрессов. Но что делать в случаях, когда вы сталкиваетесь с давлением или неприкрытой агрессией? Как выстоять и не проиграть еще на первых секундах?

Вернемся к нашим самураям. Чтобы стать таким же непоколебимым и неуязвимым, важно подготовиться к подобным ситуациям.

Этап № 1: Подготовка
К любым критическим ситуациям следует заранее готовиться, постоянно моделируя возможные варианты развития событий и репетируя ответное поведение. Известно же, что победы являются результатом кропотливых тренировок.

Правда, такие тренировки имеют немало «подводных камней».

Вы можете бесконечно долго готовиться, но в критический момент растеряетесь, так как будете лихорадочно прокручивать сотни вариантов развития событий.

Чтобы этого не произошло, важно уметь расслабиться, забыть о подготовке и действовать «на автомате». Не научившись расслабляться, вы не сможете обдуманно реагировать на ситуацию и обязательно дрогнете.

В конце концов, подготовка – лишь первый этап на пути к обретению психологической стойкости. Важно двигаться дальше и научиться переходить от подготовки к победе.

Источник: https://www.ja-zdorov.ru/blog/nepobedimyj-razum-samuraya-kak-vospitat-v-sebe-psixologicheskuyu-stojkost/

Два кодекса самураев

Непобедимый разум самурая: как воспитать психологическую стойкость

«…Плохо, когда преданность одному идеалу подменяется верностью двум другим. Когда человек шествует по Пути Самурая, он не должен искать других идеалов. То же касается самого Пути.

Поэтому неправильно изучать Путь Конфуция или Путь Будды и говорить, что следуешь Пути Самурая.

Если человек понимает это, он будет слушать проповеди о других Путях, но при этом с каждым днем все больше постигать свой собственный…»

Так начинается одно из наставлений молодому самураю в книге Ямамото Цунетомо — «Хагакурэ». Это довольно известная книга, которая часто стоит на одной полке с «Искусством войны» Сунь Цзы и парой томов Кастанеды. Наверняка, вы также знаете, что «Хагакурэ», в образном переводе, означает — «Сокрытое в листве».

В будущих статьях, я неоднократно буду возвращаться к этой книге, поэтому, полагаю, будет полезно вкратце прояснить исторический и культурный контекст ее создания. Это облегчит понимание того, откуда черпал мудрость ее автор, и почему через сотни лет, ее слова все так же свежи и полны силы.

Итак, как говаривал Пёс Призрак, древняя Япония была довольно странным местом…

Не смотря на то, что в Японии была своя многовековая культурная и духовная традиция, к моменту написания Хагакурэ, она была уже здорово пропитана традицией китайской. Конфуцианство и чань-буддизм оказали огромное влияние на Японию тех времен и повсюду оставили свой след, если, вообще, не перевернули все верх дном.

Для справки

Конфуций — китайский мыслитель, чье учение о благородном муже, в конце концов, легло в основу китайской государственности. И, если позволить себе такое смелое обобщение, то можно сказать, что конфуцианство для Китая — это примерно то же самое, что христианство для западного мира. А именно — всесторонняя система нравственных установлений, социальный моральный кодекс.

В своих размышлениях о добродетельности, Конфуций никогда не апеллировал к высшим силам и божественным законам, а опирался лишь на обычный здравый смысл. Поэтому конфуцианство являет собой систему ценностей куда более разумную, честную и гармоничную, нежели та, что проповедуется сейчас христианством.

А, говоря о чань-буддизме, нужно вспомнить, что у Конфуция был и свой, китайский же, антипод — Лао Цзы. Мудрец, которому приписывается авторство трактата «Дао де Цзин» — основы даосизма.

Был ли он исторической личностью, собирательным образом или только легендой, по большому счету, никто не знает.

Но, тем не менее, бытуют даже рассказы о встрече этих двух великих старцев и о состоявшейся между ними беседе, в которой Лао Цзы здорово утер нос Конфуцию.

Учение Лао Цзы, в отличие от конфуцианства, не имеет ни малейшего отношения к искусственным моральным ценностям. В нем говорится о «высокой нравственности», которая проистекает не из строгого следования моральным заповедям, а из естественного состояния человека.

Бурлящий ручей нельзя успокоить, кидая в него камни, — наоборот, нужно убрать из него всякую запруду, и вода сама потечет тише и быстрее. Так же и человек — устанавливая дополнительные моральные ограничения, страждущую душу можно лишь взбередить еще больше.

Учение о Дао, в свою очередь, оказало влияние на буддизм, который пришел в Китай из Индии. В этой истории тоже много хитросплетений и неясностей, но сейчас нам из этого важно только то, что в смешении индийского буддизма и китайского даосизма и родился чань-буддизм. Именно он, позже, пришел в Японию и, в соответствии с тамошней транскрипцией, стал именоваться дзен-буддизмом.

Два кодекса

Вернемся в Японию к самураям. Книга Хагакурэ была не единственным учебником для молодых самураев. Примерно в то же время было написано Будосёсенсю — «Напутствие вступающему на Путь Воина». Обе книги своей задачей имели воспитание нового поколения самураев во времена, когда самурайское сословие практически уже утратило всякую свою традицию.

Постоянные внутренние войны привели к тому, что на всестороннюю подготовку молодых самураев не хватало времени, отчего культурный уровень и воинский дух сильно деградировали.

А наступивший к 1600 году мир, оставил самураев не у дел и лишил их прежнего социального влияния.

Книги Цунэтомо и Юдзана Дайдодзи были ответом на сложившуюся ситуацию и стремились вдохнуть новую жизнь в умирающий дух самурайского сословия.

Однако, хотя обе эти книги написаны в одно время и из одних побуждений, они очень различаются по стилю и внутренней сущности. Разница между ними ровно та же самая, что существует между конфуцианством и даосизмом.

«Напутствие» учит познанию Пути Воина через следование строгим моральным принципам. А Хагакурэ опирается на дзенскую традицию и призывает к прямому интуитивному постижению жизни за пределами всякой условности.

С психологической точки зрения, «Напутствие» не представляет особой ценности, поскольку говорит о вещах скучных и прозаичных, в духе — «Пейте, дети, молоко и слушайтесь родителей». А вот Хагакурэ, с другой стороны, — это просто кладезь тонких, точных и очень практичных наблюдений, которые редко встретишь в более традиционных дзенских текстах и современных учебниках психологии.

Сравните:

…Кодекс правильного поведения гласит, что в первую очередь мы должны чувствовать стыд из-за презрительного отношения своей семьи, слуг и друзей, затем из-за презрения знакомых и других людей и потому избегать неправильного и поступать правильно. Тогда это станет привычным, и со временем мы приобретем склонность к предпочтению правильного и ненависти к неправильному…

Юдзан Дайдодзи, Будосёсенсю

И:

…Бороться с несправедливостью и отстаивать свою правоту нелегко. Более того, если ты будешь стараться всегда быть праведным и будешь прилагать для этого усилия, ты совершишь много ошибок.

Путь — это нечто более возвышенное, чем праведность. Убедиться в этом очень трудно, но это есть высшая мудрость.

Если смотреть на все с этой точки зрения, вещи наподобие праведности покажутся довольно мелкими…

Ямамото Цунетомо, Хагакурэ

Как видите, там, где Будосёсенсю останавливается на уровне примитивных нравоучений, Хагакурэ идет гораздо дальше и глубже, призывая выйти за рамки социальной обусловленности. К слову сказать, позже Ямомото Цунетомо оставил службу, принял имя Дзето и стал дзенским монахом, так что его прозрения носили достаточно глубокий характер, чтобы перевернуть жизнь.

Вот поэтому я так уважаю Хагакурэ и поэтому, рассказывая о психологии, я и дальше собираюсь вас потчевать цитатами и ссылками на этот самурайский кодекс.

Источник: https://satway.ru/blog/two-samurai-codexes/

Рили Холанд. Непобедимый разум самурая

Непобедимый разум самурая: как воспитать психологическую стойкость

Образ мышления неразрывно связан с тем, как ведет себя тело. Спортивный психолог Рили Холанд открывает секреты психологической стойкости, которые помогают стать непобедимым не только в спорте, но и в жизненных ситуациях.

Я никогда не забуду притчу, которую рассказал друг перед уроком дзюдо в колледже:

«В давние времена в феодальной Японии, когда самураи скитались по стране, встретились однажды два самурая и решили сразиться. Оба были знаменитыми мастерами боя на мечах. Они понимали, что будут биться насмерть и что от смерти их может отделять единственный взмах меча. Им оставалось надеяться только на слабость противника.

Самураи заняли боевую позицию и пристально смотрели в глаза друг другу. Каждый ждал, что противник первым откроется – проявит малейшую слабость, которая позволила бы атаковать. Но ожидание было тщетно. Так они стояли с обнаженными мечами весь день, пока не зашло солнце. Никто из них не начал битву. Поэтому они разошлись по домам. Никто не выиграл, никто не проиграл. Битва не состоялась.

Я не знаю, как у них развивались отношения после этого. Главное, что им даже не нужно было начинать соперничество, чтобы понять, кто сильнее. Настоящая битва произошла в умах.

Великий самурайский воин Миямото Мусаси говорил: «Если заставишь противника вздрогнуть – ты уже выиграл». Никто из самураев в рассказе не дрогнул. Оба обладали непоколебимым и неуязвимым мышлением. Это редкое исключение. Обычно кто-нибудь обязательно дрогнет первым и умрет секундой позже от удара противника».

Главное, чему нас учит притча, заключается в следующем: проигравший умирает из-за собственного разума.

Жизнь – поле битвы

Такого рода битвы за психологическое превосходство происходят постоянно в жизни каждого: на работе, в транспорте, в семье. Между лектором и аудиторией, актером и зрителями, во время свиданий и в ходе интервью при поисках работы.

Битвы разыгрываются даже в сознании, например, когда занимаемся в тренажерным зале, один голос в голове говорит: «Я больше не могу!», а другой спорит: «Нет, можешь!» Первобытная борьба за доминирование разгорается всегда, когда встречаются две личности или две точки зрения.

Позиции альфы и беты заняты, их взаимодействие происходит в рамках предписанного канона

Если рассказ про самураев показался вам сказочно неправдоподобным, то это потому, что в жизни редко случается подобная ничья. Обычно кто победитель, а кто проигравший, решается за доли секунды. Как только эти роли определены, изменить сценарий практически невозможно. Позиции альфы и беты заняты, их взаимодействие происходит в рамках предписанного канона.

Как же победить в этих играх разума? Как показать противнику, что уже выиграл, и не дать застать себя врасплох? Путь к победе состоит из трех этапов: подготовки, намерения и освобождения.

Этап 1. Займитесь подготовкой

Как бы банально это ни звучало, но подготовка очень важна. Вы должны быть натренированы, возможные варианты развития событий отрепетированы.

Многие признают, что их победы – результат длительных тренировок. С другой стороны, бесчисленное количество проигравших были уверены, что хорошо подготовились.

Часто случается, что мы усердно тренируемся, но не понимаем, когда становимся действительно готовы.

Мы продолжаем бесконечно прокручивать в голове возможные сценарии, лихорадочно предотвращаем воображаемый проигрыш – и так до самого события, к которому готовились.

В этом и заключается разница между процессом подготовки и состоянием готовности. Быть готовым – значит уметь забыть о подготовке, потому что вы знаете, что эта стадия завершена. В результате вы должны стать уверенными в себе.

Тренировки до изнеможения будут бесполезны, если вы не сможете довериться себе и расслабиться. Если вы не расслабитесь – не сможете импровизировать или обдуманно реагировать на ситуацию. Вы окажетесь уязвимы как на физическом, так и на психологическом уровнях, станете заторможены и неминуемо дрогнете.

Подготовка необходима, но одной этой стадии недостаточно. Вы можете быть мировым экспертом в своем деле и не стать лидером мнения по этому вопросу. Многие талантливые личности не могут реализовать свой потенциал, потому что не знают, как перейти от подготовки к победе.

Этап 2. Сформируйте намерение выиграть

Немногие играют ради победы. Многие играют, чтобы не проиграть. Начав игру с таким настроем, вы с самого начала помещаете себя в заведомо проигрышную позицию. Вы отдаете себя на волю случая или на милость противника.

Исход поединка ясен с самого начала, если перед этим вы не сформировали четкого намерения доминировать и победить. С таким же успехом вы можете склониться перед мечом противника и умолять его покончить с этим делом скорее.

Под намерением я имею в виду не только вербальную аффирмацию или визуализацию. Они помогают закрепить намерение, но бесполезны без питающей их эмоциональной силы. Без ее поддержки они становятся пустыми ритуалами или самовлюбленными фантазиями.

Истинное намерение – эмоциональное состояние. Более того, это состояние уверенности. Это не «я надеюсь, что это произойдет» или «я хочу, чтобы это свершилось», хотя желание тоже важный ингредиент. Это глубокая непоколебимая уверенность, что задуманное свершится.

Уверенность переносит вашу победу из желания в сферу вероятности.

Если вы не верите в вероятность победы, как вы собираетесь ее добиться? Если вам сложно добиться состояния уверенности, перед вами открывается ценная возможность узнать, что препятствует этому.

Важно искоренить эти препятствия или хотя бы осознать их присутствие. Вашему намерению будет тяжело развиваться в почве, отягощенной страхами, сомнениями и опасениями.

Когда вы сформируете намерение, вы это почувствуете. У вас не останется никаких сомнений, все станет ясно. Вы должны почувствовать, что должны просто взять и выполнить намеренное, что действие – простая формальность, повторяющая вашу уверенность.

Если намерение правильно сформулировано, разум сможет находить неожиданные пути к победам, которые раньше казались невозможными из-за неуверенности в собственных силах. Как и подготовка, намерение самодостаточно – однажды правильно его настроив, вы можете ему довериться и забыть о нем.

Последний и наиболее важный элемент на пути к победе – способность очистить разум и высвободить вдохновение.

Этап 3. Освободите разум

Как только вы завершили подготовку и сформировали намерение, самое время дать им возможность самостоятельно работать. Несмотря на то что вы подготовлены и уверены в победе, вы еще не знаете, как именно это произойдет. Вы должны быть открыты, осознавать и мгновенно реагировать на все, что происходит, жить «в моменте».

Если вы правильно подготовились, вам не нужно думать о действиях. Если сформировали намерение, не нужно волноваться о мотивации к победе.

Вы сделали все, что могли, на этих этапах, доверяете себе и можете забыть о них. Самураи из легенды не погибли, потому что их разум был свободен.

Оба воина были полностью сфокусированы на происходящем, а не пребывали в обдумывании того, что может произойти в следующий миг.

Освобождение разума – самый сложный этап на пути к победе. Звучит парадоксально, но вы должны освободиться даже от желания выиграть. Само по себе оно не помогает выиграть, только нагнетает волнение и страх поражения.

Независимо от желания, часть вашего разума должна беспристрастно и спокойно оценивать ситуацию как бы со стороны. Когда настанет время решительно действовать, желание выиграть или страх проиграть замутит разум и отвлечет вас от происходящего.

Может, вы и не победите другого, как это случилось в легенде про самураев, но и он не сможет победить вас

Многие испытывали это чувство освобождения. Когда оно приходит, мы называем это «быть в зоне» или «в потоке». Действия происходят как бы сами собой, тело двигается само и вы превосходите свои возможности.

Это состояние кажется мистическим, будто неземное существо осенило нас своим присутствием. На самом деле это происходит потому, что мы себе не мешаем. Это состояние не сверхъестественно.

Странно, что мы испытываем его так редко.

Как только вы должным образом подготовились, сформировали непоколебимое намерение и освободились от привязанностей и предрассудков, вы обретаете непобедимый разум. Может, вы и не победите другого, как это случилось в легенде про самураев, но и он не сможет победить вас.

ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО

Как я уже говорил, битвы за превосходство происходят всегда и везде. Они могут быть шутливыми, а могут серьезными, но мы всегда оказываемся вовлечены в центр событий.

Каждый из описанных этапов одного порядка – все это проявление психической стойкости. Мое определение психической стойкости – выраженное доминирование и низкий стресс. К сожалению, в наше время немногие уделяют внимание психологической тренировке, а ведь это залог победы.

В работе я практикую тренировки по нервно-мышечному освобождению для развития психической стойкости.

С помощью этого метода я борюсь с основными препятствиями к достижению непобедимого разума – страхом, напряжением, тревогой. Тренировки направлены не только на тело, но и на разум.

Как только вы выигрываете внутреннюю битву самого себя с первобытными инстинктами, остальное получается как бы само собой.

Психическая стойкость необходима в каждой игре, которую мы ведем, и в каждой битве, в которую оказываемся вовлечены. Именно это качество помогло обоим самураям выстоять. Хотя вы и не выиграете все сражения в мире, вы выйдете победителем из многих благодаря психической стойкости. Вы никогда не проиграете битву с собой.

Рили Холланд (Riley Holland) – спортивный психолог, основатель и преподаватель в «Мастерских по нервно-мышечному освобождению», автор книги «Тайная наука мышления: Как тренировать мозг психологической стойкости». Его сайт.

http://www.psychologies.ru

методики,мудрые мысли,преодоление

Источник: http://lifeyes.info/nepobedimyiy-razum-samuraya/

Непобедимый разум самурая: как воспитать психологическую стойкость

Непобедимый разум самурая: как воспитать психологическую стойкость



Я никогда не забуду притчу, которую рассказал друг перед уроком дзюдо в колледже:

«В давние времена в феодальной Японии, когда самураи скитались по стране, встретились однажды два самурая и решили сразиться. Оба были знаменитыми мастерами боя на мечах. Они понимали, что будут биться насмерть и что от смерти их может отделять единственный взмах меча. Им оставалось надеяться только на слабость противника.

Самураи заняли боевую позицию и пристально смотрели в глаза друг другу. Каждый ждал, что противник первым откроется – проявит малейшую слабость, которая позволила бы атаковать. Но ожидание было тщетно. Так они стояли с обнаженными мечами весь день, пока не зашло солнце. Никто из них не начал битву. Поэтому они разошлись по домам. Никто не выиграл, никто не проиграл. Битва не состоялась.

Я не знаю, как у них развивались отношения после этого. Главное, что им даже не нужно было начинать соперничество, чтобы понять, кто сильнее. Настоящая битва произошла в умах.

Великий самурайский воин Миямото Мусаси говорил: «Если заставишь противника вздрогнуть – ты уже выиграл». Никто из самураев в рассказе не дрогнул. Оба обладали непоколебимым и неуязвимым мышлением. Это редкое исключение. Обычно кто-нибудь обязательно дрогнет первым и умрет секундой позже от удара противника».

Главное, чему нас учит притча, заключается в следующем: проигравший умирает из-за собственного разума.

Такого рода битвы за психологическое превосходство происходят постоянно в жизни каждого: на работе, в транспорте, в семье. Между лектором и аудиторией, актером и зрителями, во время свиданий и в ходе интервью при поисках работы.

Битвы разыгрываются даже в сознании, например, когда занимаемся в тренажерным зале, один голос в голове говорит: «Я больше не могу!», а другой спорит: «Нет, можешь!» Первобытная борьба за доминирование разгорается всегда, когда встречаются две личности или две точки зрения.

Позиции альфы и беты заняты, их взаимодействие происходит в рамках предписанного канона.

Если рассказ про самураев показался вам сказочно неправдоподобным, то это потому, что в жизни редко случается подобная ничья. Обычно кто победитель, а кто проигравший, решается за доли секунды. Как только эти роли определены, изменить сценарий практически невозможно. Позиции альфы и беты заняты, их взаимодействие происходит в рамках предписанного канона.

Как же победить в этих играх разума? Как показать противнику, что уже выиграл, и не дать застать себя врасплох? Путь к победе состоит из трех этапов: подготовки, намерения и освобождения.

Женский портал / woman.hutor.ru

Непобедимый разум самурая: как воспитать психологическую стойкость

Непобедимый разум самурая: как воспитать психологическую стойкость

Образ мышления неразрывно связан с тем, как ведет себя тело. Спортивный психолог Рили Холанд открывает секреты психологической стойкости, которые помогают стать непобедимым не только в спорте, но и в жизненных ситуациях.

Я никогда не забуду притчу, которую рассказал друг перед уроком дзюдо в колледже:

«В давние времена в феодальной Японии, когда самураи скитались по стране, встретились однажды два самурая и решили сразиться. Оба были знаменитыми мастерами боя на мечах. Они понимали, что будут биться насмерть и что от смерти их может отделять единственный взмах меча. Им оставалось надеяться только на слабость противника.

Самураи заняли боевую позицию и пристально смотрели в глаза друг другу. Каждый ждал, что противник первым откроется – проявит малейшую слабость, которая позволила бы атаковать. Но ожидание было тщетно. Так они стояли с обнаженными мечами весь день, пока не зашло солнце. Никто из них не начал битву. Поэтому они разошлись по домам. Никто не выиграл, никто не проиграл. Битва не состоялась.

Я не знаю, как у них развивались отношения после этого. Главное, что им даже не нужно было начинать соперничество, чтобы понять, кто сильнее. Настоящая битва произошла в умах.

Великий самурайский воин Миямото Мусаси говорил: «Если заставишь противника вздрогнуть – ты уже выиграл». Никто из самураев в рассказе не дрогнул. Оба обладали непоколебимым и неуязвимым мышлением. Это редкое исключение. Обычно кто-нибудь обязательно дрогнет первым и умрет секундой позже от удара противника».

Главное, чему нас учит притча, заключается в следующем: проигравший умирает из-за собственного разума.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.