нервная система и психика

Расстройства нервной системы и психики

нервная система и психика

Расстройства нервной системы и психики

Психоз — глубокое расстройство психики, проявляющееся в нарушении отражения реального мира, возможности его познания, изменении поведения и отношения к окружающему.

В своих проявлениях психозы очень разнообразны, что отражает богатство человеческой психики. Психические расстройства могут быть вызваны множеством различных причин, которые приводят к нарушению работы мозга. Для того чтобы справиться с болезнью, необходимо максимально верно выявить причины, которые привели к болезни.

Причины психозов

Психоз возникает вследствие нарушения работы клеток головного мозга (нейронов).

Если жизнедеятельность этих клеток, их химический баланс по разным причинам нарушается, тогда нейроны не могут качественно формировать и передавать нервные импульсы.

В зависимости от того, какие участки мозга больше страдают, зависит проявление болезни. Например, нарушения нейронов в подкорковых эмоциональных центрах мозга ведут к маниакально-депрессивному психозу.

Психические расстройства классифицируют по причинам на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внешними (экзогенными) болезнетворными агентами могут быть инфекции, интоксикации (алкогольные, наркотические, лекарственные), травмы мозга, церебральные опухоли.

К эндогенным причинам относят внутренние факторы, имеющие нейроэндокринный характер. Причиной эндогенного психоза врачи считают нарушения нервной системы и эндокринного баланса.

Эндогенные психозы включают в себя шизофрению, а также психические нарушения, связанные с определенными возрастными изменениями, например, старческий (сенильный) психоз. Довольно часто психические расстройства обнаруживаются при сосудистых болезнях, например, при гипертонии, а также атеросклерозе сосудов мозга.

Чаще всего довольно сложно разграничить экзогенные психозы и эндогенные, поскольку начало психических нарушений может быть вызвано влиянием определенных внешних факторов, а уже позже включаются и внутренние факторы.

Но важно понимать, что нарушения происходят не только на уровне физических тел нейронов мозга, а также на уровне их тонких тел. Вообще весь процесс мышления происходит не на физическом уровне. Нейроны мозга лишь обеспечивают процесс мышления, который происходит на ментальных планах сущности.

О том, как функционирует наш разум, память подробно пишет Николай Викторович Левашов в своей книге «Сущность и Разум », где он также описывает механизм и причины разрушения тонких тел нейронов, которые ведут к расстройствам психики.

Психические расстройства могут возникать в случае, когда мозг человека не в состоянии справиться с поступающей информацией, не в состоянии «разложить её по полочкам». Почему так происходит? Зачастую виной тому непропорциональное качественное развитие мозга, т. е.

«однобокость» развития, когда человек развивается в одной очень узкой направленности, и только участки мозга связанные с этой узкой направленностью получают качественные изменения, в то время как остальные участки мозга не получают должного развития и остаются в своём изначальном состоянии.

Такое узконаправленное развитие приводит мозг к неустойчивому состоянию, и чем больше разрыв между развитыми и неразвитыми участками мозга, тем опаснее это состояние.

Почему же структуры мозга становятся неустойчивы? Дело в том, что развитые участки мозга имеют сложную структуру на тонких планах, их уровень собственной мерности влияния на пространство максимально высок. Неразвитые же участки имеют минимальный уровень собственной мерности за счет простоты своей структуры.

В результате возникает перепад между развитыми участками и остальными, не получившими должного развития, за счет чего возникает процесс «мозгового ветра». Этот процесс аналогичен атмосферному.

Когда «продвинутые» структуры мозга за счёт высокого уровня собственной мерности открывают качественный барьер на ментальный уровень, через образовавшуюся «воронку» начинает поступать качественно новая информация – потоки первичных материй в определенном соотношении, которые согласованы с «продвинутыми» участками.

Из-за перепада мерности между развитыми и неразвитыми участками мозга образуется «мозговой ветер» и потоки первичных материй начинают пронизывать качественно не согласованные с ними неразвитые участки, что приводит к их разрушению – тонкие тела нейронов сбрасывают первичные материи, их качественный уровень понижается.

В результате такого разрушения тонких тел нейронов мозга могут быть нарушены замкнутые цепочки мозга – причинно-следственные связи, наработанные в течение жизни, и образоваться новые, не соответствующие реальной картине мира, что и выражается в неадекватном восприятии человеком реальности.

Аналогичный процесс происходит и при алкогольной, наркотической, лекарственной интоксикации. Когда, например, в результате длительного приёма алкоголя организм не в состоянии более расщеплять этиловый спирт, его концентрация в нейронах мозга становится критической, и они начинают гибнуть.

Тогда сущность человека предпринимает крайнюю меру – открывает структуры нейронов физического мозга, за счёт чего потоки материй с высших ментальных планов начинают пронизывать мозг и расщеплять этиловый спирт.

Но так как, нейроны мозга не готовы пропускать потоки материй нового качества по причине несогласованности с ними, они начинают разрушаться, и опять же разрушаются наработанные связи и могут образоваться новые, не соответствующие действительности.

Кроме того, за счёт ослабления всего организма, нарушается и защитная оболочка человека, его энергетическое пси-поле. Человек с ослабленной защитой становится «лакомым кусочком» для астральных вампиров.

Причём, когда сущность открывает структуры мозга и потоки с высших ментальных планов начинают пронизывать мозг, человек может воспринимать информацию с других качественных уровней и видеть астральных существ, атакующих его. Врачи считают эти видения «галлюцинациями».

«Но все эти «галлюцинации» имеют почему-то очень интересную особенность: все люди, находящиеся в состоянии «белой горячки» (а это тысячи, миллионы людей, если говорить об истории человечества), вне зависимости от эпохи, расы, культуры, верований, образованности видели и видят практически одно и то же.

Очень уж устойчивыми получаются эти «галлюцинации», не правда ли. Человек, видит реальные существа эфирного и нижнеастрального уровней Земли. Только никто, к сожалению, не даёт этому правильного объяснения.» (Николай Левашов «Последнее обращение к человечеству », глава 9).

Следует помнить, что алкоголь, наркотики и определенные лекарственные средства, такие как диуретики, сердечные гликозиды, клофелин, Н2-гистаминоблокаторы, нестероидные противовоспалительные средства (индометацин, ибупрофен), кортикостероиды, сульфаниламидные препараты, антибиотики (циклосерин, ацикловир, левомицетин), противотуберкулезные средства (изониазид, фтивазид, метазид) оказывают токсическое воздействие на весь организм и, особенно, на нервную систему, которая очень чувствительна к воздействию токсинов. Такое токсическое воздействие на нервную систему может спровоцировать экзогенное психическое расстройство, особенно у людей, имеющих генетическую предрасположенность.

Лечение «психозов»

Самое важное при лечении психозов – это устранение причины болезни или психогенной ситуации. Сама по себе аффективно-шоковая реакция зачастую не нуждается во врачебной помощи.

А при других формах заболеваний необходима госпитализация больного для предотвращения нанесения неосознанного вреда себе или окружающим.

Терапевтическая помощь больному должна быть обоснована, а именно должен быть правильно установлен диагноз, выявлена психопатологическая симптоматика и определена острота состояния.

Медикаментозное лечение включает применение психотропных препаратов, нейролептиков, транквилизаторов, общеукрепляющих препаратов, антидепрессантов.

Функция «психозы» в ПО «Луч-Ник»

При психических нарушениях, вызванных интоксикацией организма, целесообразно будет включить «Клеточные шлаки» и «Токсины», а также «Нарушения биополя», «Коррекция внешних воздействий» в разделе «Коррекции причин поражения органов и систем », «головной мозг», «нервную» «лимфатическую», «пищеварительную», «мочевыделительную», «кровеносную» системы в разделе «Системы организма ». При наличии генетической предрасположенности к заболеванию – «Нарушения генетики» в разделе «Коррекции причин поражения органов и систем ».

Ещё одной причиной психических нарушений являются различные стрессы и заболевания нервной системы, такие как Болезнь Альцгеймера. Болезнь Паркинсона. инсульт, рассеянный склероз, эпилепсия, которые вызывают поражение тел нейронов или их отростков. В результате нарушаются функции, за которые ответственны поврежденные участки мозга, что также может привести к психическим расстройствам.

В разделе «Профилактика » ПО «Луч-Ник» наряду с функцией «Психозы» желательно включать и другие функции, связанные с нарушением работы головного мозга и нервной системы, такие как:

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, также ограниченным, повторяющимся поведением.

Боковой амиотрофический склероз — нейродегенеративное заболевание, которому сопутствует гибель центральных и периферических мотонейронов.

Болезнь Альцгеймера — заболевание центральной нервной системы, характеризующееся постепенной потерей умственных способностей: память, речь, логическое мышление, старческое слабоумие.

Болезнь Меньера — это ангионевротический криз с вовлечением в процесс VIII пары черепных нервов.

Болезнь Паркинсона — хроническое медленно прогрессирующее нейродегенеративное заболевание центральной нервной системы.

Деменция (Слабоумие ) — заболевание, возникающее вследствие органического поражения головного мозга, проявляется расстройствами памяти, снижением интеллекта, изменением личности.

Инсульт — острое нарушение мозгового кровообращения.

Ипохондрическое расстройство — постоянная чрезмерная озабоченность возможностью заболевания одним или более тяжёлым и прогрессирующим соматическим расстройством.

Невроз(ы) — неврастения, заболевания нервной системы, обусловленные длительным психическим перенапряжением.

Психастения — невроз, характеризующийся навязчивым состоянием.

Рассеянный склероз — множественный склероз, хроническое прогрессирующее заболевание, характеризующееся развитием очагов в центральной и периферической нервной системе.

Стресс — это неспецифическая реакция организма на влияние экстремальных факторов, какую-нибудь трудно разрешимую либо угрожающую ситуацию.

Шизофрения — серьёзное психическое расстройство, которое искажает то, как человек думает, действует, выражает эмоции, воспринимает реальность и относится к другим.

Эпилепсия — повышенная наследственная или приобретённая готовность мозга к развитию судорог.

При травматических психических нарушениях могут также помочь функции «Сотрясение головного мозга», «Посттравматические осложнения» в разделе «Профилактика ».

Нарушение психики может быть вызвано и гормональными расстройствами. Продолжительные нарушения гормонального фона негативно влияют на работу мозга. Между железами внутренней секреции и нервной системой существует прямая связь.

Следовательно, значительные колебания уровня гормонов могут привести к острым психозам.

При гормональном психозе желательно включать ещё и «Эндокринную систему» в разделе «Системы организма », а также «Профилактики », связанные с нарушением гормональной системы.

Психоз – это сложное, не до конца изученное современной наукой заболевание. При психических расстройствах разрушаются тонкие тела нейронов мозга. Уникальная технология «Луч-Ник» может повлиять на восстановление нейронов от разрушений. ПО «Луч-Ник» работает с процессами в организме, рассматривая его как систему, причём не только физическую, но и энергетическую.

Источник: http://hyperthermia.in.ua/2015/11/12/rasstrojstva-nervnoj-sistemy-i-psixiki/

Психика и высшая нервная деятельность

нервная система и психика

Развитие психологии на протяжении последних двух столетий были связаны с достижениями философии и успехами естественных наук. Суть психических явлений и материалистическая интерпретация природы были обусловлены появлением учения о природе психики.

Российский физиолог и психолог И.М. Сеченов (1829-1905) был основателем учения о рефлекторной природе психики, он указывал, что источником психических актов, действующих на организм, являются внешние раздражители. Благодаря рефлекторной деятельности мозга эта деятельность возникает в процессе взаимодействия индивида с окружением.

Работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» была опубликована в 1863 г. Ученый пишет, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения являются рефлексами», а без внешнего чувственного раздражителя психическая деятельность невозможна.

Учение о рефлекторной природе психики было далее развито И.П. Павловым (1849-1936) в учении о высшей нервной деятельности.

В основе теории рефлекторной деятельности лежат три главных принципа научного исследования:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Принцип детерминизма – причины любого действия;
  • Принцип анализа и синтеза. Другими словами – это разложение на части целого и создание нового целого из элементов;
  • Принцип структурности и включения динамики в структуру.

В своей работе И.П. Павлов указывает, что фундаментом учения о высшей нервной деятельности является понимание единства организма и среды, связь между которыми осуществляет нервная система. Поведение индивида определяется теми условиями и той средой, в которой живет и действует живое существо.

В деятельности всего организма, как показали исследования, ведущую роль играют большие полушария головного мозга, обеспечивая потребности организма и осуществляя сложную аналитико-синтетическую деятельность.

В коре больших полушарий головного мозга создаются сложные временные нервные связи. С их помощью осуществляется регуляция отношений между организмом и внешней средой и самого организма.

Эта деятельность больших полушарий головного мозга и является высшей нервной деятельностью. И.П.

Павлов подчеркивает, что поведение живого организма есть реакции или рефлексы на раздражители внешней и внутренней среды.

Ответ организма на раздражители – рефлекс – осуществляется с помощью нервной системы и является главной формой её деятельности. Рефлексы бывают безусловные и условные.

Безусловные рефлексы

С безусловными рефлексами животное рождается, они выработались и закрепились в процессе длительного периода биологического развития живых существ. С первых дней жизни они необходимы животным для обеспечения существовании, т.к. помогают в поиске пищи.

Безусловные рефлексы обусловлены такими раздражителями, которые оказывая воздействие на соответствующие рецепторы, вызывают соответствующие реакции организма. Они не исчезают и действуют постоянно при нормальном состоянии организма. Эту систему безусловных рефлексов называют инстинктивной.

Удовлетворить потребности высших организмов, живущих в сложных условиях, безусловные рефлексы не могут. Обеспечение потребностей возможно только при абсолютном постоянстве внешней среды.

Внешняя среда, естественно, все время изменяется, и приспособиться к ней только с помощью безусловных рефлексов невозможно, необходимо дополнение их временными связями.

А они создаются у животных и человека в процессе жизни.

Классификация безусловных рефлексов

В науке было сделано много попыток описать и классифицировать безусловные рефлексы, но общепринятой классификации их так и нет. Выделяли такие критерии классификации:

  • Характер вызывающих их раздражителей;
  • Их биологическая роль;
  • Порядок их следования в конкретном поведенческом акте.

И.П. Павлов предложил следующую классификацию:

  • Простые рефлексы;
  • Сложные рефлексы;
  • Сложнейшие рефлексы или инстинкты, которые являются врожденной формой приспособительного поведения;
  • Индивидуальные рефлексы – рефлекс пищевой активности, агрессивный, исследовательский, рефлекс игры и др. Они обеспечивают самосохранение особи;
  • Видовые рефлексы, обеспечивающие сохранение вида.

Современные ученые придерживаются классификации, основанием которой является значение рефлексов. В соответствии с этим их делят на несколько групп:

  1. Жизненно важные рефлексы, например пищевые, оборонительные, способствующие сохранению организма;
  2. Ролевые или социальные. Они обеспечивают комфортное существование в окружении себе подобных;
  3. Рефлексы саморазвития.

Можно выделить группы рефлексов по уровню их сложности и имеющих свои особенности и отличия:

  • Простые рефлексы – обычные ответные реакции организма на внешние раздражения, например, моргание при попадании в глаз соринки;
  • Рефлекторные акты – дыхание, глотание;
  • Реакции поведения. Особенно хорошо проявляется у собак – агрессия при виде незнакомого человека, поиск предметов по запаху и др.
  • Инстинкты. Целая цепочка следующих друг за другом инстинктивных актов, связанных между собой. Ученые считают, что существует три основных инстинкта: самосохранение, продолжение рода, инстинкт лидера.
  • Запечатление или импринтинг. Копирование в головном мозге окружающей обстановки, поэтому маленькие дети узнают своих родителей, детеныши животных распознают свою мать в стаде и др.

Условные рефлексы

Вторая разновидность рефлексов – условные рефлексы. Они приобретаются в процессе жизни после рождения.

Проводя свои исследования, И.П. Павлов заметил, что у животных при определенных условиях даже при отсутствии раздражителей возникают рефлексы.

Например, слюна у собаки может появиться при появлении человека, который её кормит даже тогда, когда пищи ей не дают.

Раздражители, вызывающие условный рефлекс, называют условными раздражителями или сигналами, а условный рефлекс на эти раздражители называется натуральным.

Таким образом, получается, что условные рефлексы это есть реакции всего организма или его части на внешние и внутренние раздражители. Проявление их может идти через исчезновение, ослабление или усиление определенной деятельности, поэтому они являются помощниками организма, т.к. дают возможность быстро отреагировать на изменения и приспособиться к ним.
  1. Условные рефлексы по характеру образования делятся:
  • На натуральные условные рефлексы. Они прочны, сохраняются в течение всей жизни, что приближает их к безусловным рефлексам. Образуются они с момента рождения;
  • На искусственные условные рефлексы. Они вырабатываются на раздражители, не имеющие биологического значения. Например, можно выработать пищевой рефлекс на мигающий свет. Вырабатываются эти рефлексы медленнее и быстро угасают, если их не подкреплять.
  • По биологической значимости они делятся:
    • Пищевые;
    • Оборонительные;
    • Половые.
  • По характеру вызываемой деятельности:
    • Положительные;
    • Отрицательные;

    Помимо этих трех видов условных рефлексов существует их большое разнообразие.

    Условные и безусловные рефлексы имеют свои различия, которые показаны в таблице.

    Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/psihika_i_vysshaya_nervnaya_deyatelnost/

    Нервная система человека. Психическая система

    нервная система и психика

    Нервная система человека является главным звеном, связующим воедино все органы человека и формирующим их нераздельную деятельность. Нервная система, а именно головной мозг, является органом, который создает нашу психику. Все наши мысли, переживания, поведение, эмоции, память возникают под воздействием электрохимических реакций, протекающих между нейронами – нервными клетками.

    В головном мозге имеется огромное количество нейронов, а еще большее – их связей. Поэтому не зря его сравнивают со Вселенной, так как возможности этого органа почти безграничны.

    Строение нервной системы человека

    Нервная система состоит из двух анатомических отделов – центральной (ЦНС) и периферической (ПНС).

    К ЦНС относят головной и спинной мозг. Основную роль в передаче и генерации электрических импульсов играет головной мозг, а спинной является связующим звеном между ним и нервами, которые образуют периферическую нервную систему.

    Функции нервной системы человека

    Оба отдела действуют слаженно.

    Например, если мы касаемся шероховатой поверхности, рецепторы на коже передают сигнал через периферические нервы, которые формируют нервные пучки, и направляются к грудному отделу спинного мозга.

    Последний перенаправляет сигнал в головной мозг. Тот доходит до области коры, отвечающей за тактильную чувствительность. Благодаря этому мы оцениваем поверхность, которую пробуем наощупь.

    Если же мы хотим сделать что-то своими руками, например, переложить ручку с одного места на другое, происходит следующее.

    Область коры головного мозга, отвечающая за сокращение мышц верхних конечностей, дает сигнал нижележащим структурам, который передается на спинной мозг. Последний посылает импульс грудному сплетению.

    Далее сигнал идет на кисти рук по локтевому и лучевому нервам, двигая мышцы.

    Следует сказать, что не все действия проходят с участием головного мозга. Например, безусловные рефлексы замыкаются на уровне спинного мозга.

    Так, если мы касаемся горячей поверхности, импульс идет к чувствительным нейронам спинного мозга, которые связываются с двигательным клетками, а они посылают сигнал на мышцы рук, чтобы мы как можно быстрее отреагировали на опасность и не травмировались.

    Также относительной автономности спинного мозга мы обязаны нашими умениями ездить на велосипеде, танцевать, выполнять тонкие физические движения и даже ходить. Когда человек впервые сталкивается с этими занятиями, в формировании рефлексов активно участвует головной мозг.

    Поэтому мы обдумываем каждое движение, каждую тонкость (нажим педали, место постановки ноги и т.д.). Затем рефлекс полноценно формируется, доходя до автоматизма, после чего его выполнение уже не требует нашего внимания.

    Ведь велосипедист не обдумывает, какой ногой крутить педаль, а взрослый человек (в отличие от малыша) не следит за каждым положением своей стопы при ходьбе.

    Вегетативная нервная система человека

    А вот большинство из физиологических функций проходит вообще без нашего участия. Для этого существует вегетативная нервная система. Это совокупность нервов и их сплетений, обеспечивающая работу внутренних органов (сердца, легких, кишечника).

    Поэтому нам не нужно думать, что надо дышать или переваривать пищу, не надо волевым усилием формировать волну перистальтики, чтобы питательные вещества прошли по кишечнику.

    Все это делается вегетативной нервной системой, которая представлена как нервами, отходящими от спинного мозга, так и черепными, которые начинаются в стволе головного мозга и подкорковых структурах.

    Головной мозг – «администратор» нервной системы и психики человека

    Ранее считалось, что «душа» человека заключена в его сердце. C развитием науки человечество постепенно начало изучать то, что сделало нас людьми, венцом животного мира – головной мозг.

    Наша психическая система формируется благодаря взаимодействию коры головного мозга – и нижележащих отделов (промежуточного, среднего мозга, ствола). Каждая область отвечает за ту или иную функцию. Но наиболее интересно то, что при выходе из строя одного участка нейронов его работу может частично заменить другой, что называется нейропластичностью.

    Лобная доля участвует в формировании эмоций, памяти, речи и поведения. Эволюционно эта часть у Homo sapiens наиболее развита, так как она начала развиваться с переходом приматов на прямохождение и активизацией тонкой моторики верхних конечностей. Поэтому лобная доля несет ответственность за множество функций.

    Чтобы понять, какое влияние на психическое состояние человека оказывает лобная доля, следует упомянуть так называемый лобный синдром, который наблюдается у людей с органическим поражением головного мозга вследствие внешнего воздействия, сосудистой, онкологической и другой патологии.

    У них появляется растормаживание в поведении, исчезает самоконтроль и появляется склонность к брутальным, асоциальным поступкам, а также вспышкам агрессивности. Кроме поведения и эмоций нарушается память, человек не может сконцентрироваться на каком-то деле, страдает функция познания внешнего мира.

    В тяжелых случаях теряется ядро личности – мы перестаем видеть человека таким, которым он был раньше.

    Существует такой отдел головного мозга, как гипоталамус, который отвечает за регуляцию вегетативных функций. Он осуществляет связь с эндокринной системой организма и непосредственно связан с железой-регулятором гормонов – гипофизом.

    Последний выделяет особые вещества, которые дают сигнал гипофизу для выделения гормонов: гонадотропного (влияющего на половые железы), тиреотропного (на щитовидную железу), адренокортикотропного (на надпочечники), соматотропного (на рост тканей) и пролактина (на молочные железы).

    Биохимия нервной системы и психики человека

    Для связи нейронов между собою существуют биологически активные вещества, отвечающие за связь между нейронами, – нейромедиаторы, каждый из которых имеет свою функцию.

    Рассмотрим основные виды нейромедиаторов:

    1. Дофамин. Отвечает за чувство предвкушения, удовлетворения чем-либо сделанным. Мы получаем порцию дофамина, когда сделали какой-либо поступок, требующий волевых усилий. Это вещество играет роль в формировании мотивации, трудоспособности, скорости мышления. При шизофрении баланс дофамина нарушается, поэтому человек начинает видеть галлюцинации или создавать бредовые идеи. Недостаток дофамина приводит болезни Паркинсона.
    2. Норадреналин. Это нейромедиатор, который отвечает за работу головного мозга в экстремальных ситуациях. Таким образом задействуются резервы организма для борьбы с опасностью. Его снижение приводит к возникновению депрессии.
    3. Серотонин. Все знают его, как «гормон счастья». Серотонин повышает настроение, а при его снижении наступает депрессивное состояние. Он принимает участие в терморегуляции, восприятии боли, контроле кровяного давления, сердечного ритма, частоты дыхания.
    4. Гамма-аминомасляная кислота. Медиатор торможения. Рецепторы к ГАМК при стимуляции уменьшают интенсивность нервного импульса, приводя к торможению и замедлению когнитивных (мнестических) процессов, а также устраняя тревогу.

    Нейромедиаторы воздействуют путем прохождения через синапсы в нейронах – соединения клеток между собой. Вещества проходят через синаптическую щель – пространство между нейронами – возбуждая рецепторы и формируя электрический импульс, который является средством передачи сигнала в нервной системе.

    Таким образом, нервная система отвечает не только за формирование психики, но и управляет соматической сферой организма человека. А головной мозг здесь является главным «администратором».

    Человеческий мозг – одна из самых неразгаданных тайн. И нам предстоит еще много нового узнать о нас самих, изучая его.

    • вегетативные реакции
    • головной мозг
    • гормоны

    Источник: https://psyhosoma.com/nervnaya-sistema-cheloveka-psixicheskaya-sistema/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.