О чем говорит мне эта картина? «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти

Содержание

Картина бог тянется. О чем говорит мне эта картина? «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти

О чем говорит мне эта картина? «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти

На потолке Сикстинской капеллы много, очень много фресок. Каждая из них достойна многочасового внимания туриста, многолетнего труда искусствоведа и восторженных слов «Mamma mia!» Но есть в этой феерии главный экспонат — «Сотворение Адама». Почему именно эта фреска считается вершиной творчества Микеланджело, рассказывает Снежана Петрова.

«Сотворение Адама», Микеланджело (1511)

Сюжет

«И создал Бог человека по образу и подобию своему». Так одним предложением можно описать фреску. Вернее, это фреска была написана, чтобы события, скрывающиеся за одним предложением, явились пред очами людей.

«Сотворение Адама» — часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Создатель, выглядящий, как только после разговоров с Аристотелем, весь эдакий античный, в развевающихся одеждах, парит вместе с ангелами в бесконечном пространстве. За плечами Бога есть и Ева, которая пока в замыслах, но уже скоро составит компанию первому человеку.

Сам Адам — потрясающей красоты, идеального сложения юноша. Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, что напоминает, по чьему подобию создан человек.

Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. Очевидно, что сам процесс обращения Создателя к своему творению начался незадолго до событий на фреске. И именно этот процесс — причина того, что безучастный до того к миру Адам постепенно пробуждается к жизни и телом, и духом.

Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. По всей видимости, именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники. Помните, все эти сцены, когда один герой на грани падения и просит помощи, второй пытается его удержать, их руки тянутся друг к другу и… интрига!

Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого.

Фактически, эта фреска не о сотворении человека как биологического вида, а о сотворении личности. Ведь Бог предстает здесь не как селекционер, но как энергия, частица которой вот-вот будет дарована и человеку.

Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению.

До росписи Сикстинской капеллы Микеланджело не занимался фресками

Старатели ищут скрытые символы, которые Микеланджело якобы зашифровал на фресках. И как известно, кто ищет, тот и обрящет. Видятся охотникам до тайных смыслов части тела человека — от мозга до фаллоса.

Контекст

Инициатором росписи Сикстинской капеллы был папа Юлий II. Здесь должны были проходить важные мероприятия, поэтому обстановку должна была быть соответствующей.

Из-за нехватки денег оте отдал Микеланджело на воспитание крестьянам

Микеланджело никогда не занимался фресками, да и вряд ли планировал. А сотрудничество с Юлием II вообще начиналось по другому проекту — скульптору заказали гробницу для папы. Но тут в историю вмешался Браманте, завистник и конкурент Микеланджело.

Именно Браманте убедил Юлия, что гробница при жизни — это не к добру, Буонарроти лишился заказа. Но на этом козни Браманте не закончились.

Он подговорил папу заказать Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы — как раз надо было освежить после реставрации.

Потолок Сикстинской капеллы (изображение увеличивается по клику)

Микеланджело принял вызов. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. Работать приходилось на грани физических возможностей. После росписи капеллы долгое даже читать Буонарроти мог, только держа текст высоко над головой. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей.

Все это — расплата за шедевр. Не говоря уже о стрессах. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится).

В общем, что и говорить — церковь непростой заказчик.

Но Микеланджело справился со всем. Папа был доволен. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. Все тот же Браманте впускал в капеллу Рафаэля, чтобы изучать фрески свода, пока Микеланджело не видел.

На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы. Сотни лет всевозможных неприятностей, копоть, грязь, неудачные попытки реставрации привели к тому, что часть работы, проделанной Буонарроти утрачена.

Судьба художника

Тоскана. Март. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. Микеланджело.

Денег катастрофически не хватало, чтобы прокормить всех детей, поэтому отец семейства выкручивался, как мог. Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню.

Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом.

Микеланджело научился работать с глиной раньше, чем читать и писать

В дальнейшем во время обучения у профессиональных скульпторов Микеланджело заметил Лоренцо де Медичи. А если Лоренцо де Медичи кого-то приметил, значит, этому человеку гарантированы заказы, доход, сытая жизнь. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело пробивал себе дорогу сам. Главный его заказчик — церковь. Он работал то в Риме, то во Флоренции. В основном, занимался скульптурой.

Портрет Микеланджело Буонарроти. Якопо дель Конте, 1540

Микеланджело был страшным, даже ужасающим перфекционистом. Он мог бросить работу, сделанную на половину, если замечал, что что-то не в полной мере соответствует его замыслу. А многие свои рисунки он и вовсе сжег незадолго до смерти. Та же судьба ждала и наброски — Микеланджело не хотел, чтобы кто-либо видел, в каких муках рождается искусство.

На старости лет Микеланджело писал страстные сонеты своей 40-летней музе

Буонарроти тяготел к скульптуре в первую очередь, но был и художником, и архитектором. Всем, кем заказчик изволит. Гений широкого профиля. Даже стихи писал. С особенной силой этот талант раскрылся на седьмом десятке, когда маэстро начал писать Виттории Колонне послания и сонеты.

Скончался Микеланджело тихо и спокойно в 88 лет, отдав, согласно собственному завещанию, душу — богу, тело — земле, имущество — родным.

Сотворение Адама – Микеланджело Буонарроти. 1511. Фреска. 280х570

Величайшее чудо предстает перед зрителем во всем своем великолепии. Тайна, которая не перестанет волновать воображение человека, трактуется великим мастером очень логично и стройно.

Летит в нескончаемом пространстве Создатель в окружении ангелов-помощников. Последнее великое Дело осталось для завершения Творения мира – создание человека, единственного из живых существ сходное по образу и внутреннему наполнению с самим Создателем.

Точен и уверен жест Бога-Отца. Божественная энергия уже начала наполнять тело идеально сложенного Адама, первого из людей.

С восторгом и благоговением наблюдают ангелы за Великим таинством сотворения. Среди помощников Божьих немало таких, кто полон страха и недоумения. Каким будет это новое, невиданное ранее существо? Что принесет оно в этот только что созданный мир? Оправдает ли Великое доверие Божие?

Фигура Адама заслуживает отдельного внимания. Автор создает этот образ с любовью и особой тщательностью. Перед зрителем самый первый человек на Земле, а потому он идеален. В нем не найти ни одного изъяна. Словно пробудившись от долгого сна, не понимая до конца смысла всего происходящего, Адам наполняется энергией жизни, внимательно глядя в глаза Создателя мира.

Интересно, что мастер создает и образ Евы, еще несотворенной, но существующей в Великом плане. Ее образ зритель видит среди ангелов, под левой рукой Господа. С нескрываемым интересом, даже любопытством наблюдает первая женщина за Божественным актом творения.

Несмотря на то, что образ Бога Отца создан величественным и его могущество никак не подвергается сомнению, у зрителя рождается крамольная идея, что человек и Бог в этой работе выступают скорее равноправными партнерами, что несомненное новшество в искусстве Возрождения.

Автор избегает насыщенных и спектрально чистых цветов. Колорит фрески мягок, приглушен. Единственное, что придает композиции энергию – плащ Бога-Отца, окрашенный в пурпурно-красный цвет, символ всеобъемлющей власти над миром.

Светлый фон призван выделить фигуры главных действующих лиц. Он приковывает взгляд зрителя к самому факту Создания. Заставляет его проникнуться осознанием Величия Божия, Его безграничной Волей и силой Его Творения.

Работа на сегодняшний день одна из самых узнаваемых в мировой живописи.

Сам факт передачи Божественной энергии сделал эту работу необыкновенно популярной среди современных художников и мастеров компьютерного дизайна.

Известная фирма долгое время использовала компьютерное графическое изображение не соприкасающихся рук Отца и Адама в качестве рекламы.

Сюжет используется не только в рекламе, но и в массовой культуре, благодаря универсальности идеи и узнаваемости этой части росписи плафона Сикстинской капеллы.

67 911

Искусствовед Марина Хайкина и психоаналитик Андрей Россохин рассматривают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и что чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.

«Сотворение Адама» (Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, 1508–1512) – четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II.

Марина Хайкина, искусствовед

«Микеланджело написал Бога в античном духе: он реален в своем телесном и божественном воплощении.

Облаченный в простую розовую тунику, Бог проносится над сотворенным миром в окружении ангелов без крыльев. Женская фигура справа от него – Ева, она еще ждет часа своего создания, но уже задумана Богом.

Во время полета Бог поворачивается, устремляется навстречу Адаму и протягивает к нему руку.

Это движение к своему творению воплощает энергию жизни, которую Создатель намерен передать человеку. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, созданного по его образу и подобию. Но в то же время поза Адама повторяет и очертания скалы: он пока лишь часть пейзажа вокруг. Не хватает буквально искры жизненной силы, чтобы вдохнуть в него душу.

Руки почти встречаются. Микеланджело помещает этот жест в самый центр фрески и выдерживает паузу, чтобы усилить воздействие образов. Мы практически видим, как энергия сквозь кисть Бога передается руке человека.

Выбирая из истории сотворения человека именно это мгновение – рождение души, Микеланджело приравнивает его к творческому озарению.

По его мнению, способность творить и создавать – это наиболее ценный дар из тех, что даны человеку свыше.

Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению. Этот жест уже встречался у Леонардо да Винчи; но если ангел на его картине «Мадонна в гроте» лишь указывал на чудо, то здесь жест Бога его воплощает. Впоследствии этот жест повторят многие другие художники – соглашаясь или споря с верой Микеланджело в человека и в силу творчества».

Андрей Россохин, психоаналитик

«Первое, что я здесь чувствую, – момент уникальной встречи, который полон энергии и силы. Бог несется навстречу Адаму, чтобы вдохнуть в него жизнь.

Сейчас их пальцы сомкнутся – и вялое тело родится, обретет силу, жизнь, а в глазах Адама зажжется огонь. Но в то же время у меня есть едва уловимое ощущение, что Бог со свитой движется в другую сторону, улетает от Адама.

На это указывают фигуры женщины и младенца, они как будто отталкиваются от него, и задают тем самым обратное движение.

Почему? Я предполагаю, что бессознательно Микеланджело рисовал здесь не встречу, а следующий за ней момент расставания. Бог олицетворяет собой и отцовское, и материнское начала одновременно, их союз и приводит к рождению ребенка – младенца Адама.

Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я».

Протянутые навстречу друг другу руки Адама и Бога подобны пуповине, которая мгновение назад была разорвана, и вот этот момент отделения я и наблюдаю на картине.

И в таком случае меланхолическая поза Адама передает не отсутствие жизни, а печаль расставания. Он еще не знает, что только благодаря такому расставанию он может родиться как человек, как отдельное «Я». Пальцы Бога и Адама на картине подобны кисти художника, и мне это кажется очень важным. Микеланджело неосознанно проживает историю сепарации с двух сторон – и как Адам, и как Творец.

Я вижу здесь не только печаль ребенка, которого оставил родитель, и печаль художника, вынужденного проститься со своим детищем, своей картиной. Но еще и решимость художника сделать этот шаг. Ведь только когда он найдет силы расстаться со своим творением, картина будет завершена и сможет жить собственной жизнью».

Микеланджело Буонарроти (1475–1564), итальянский скульптор, художник, архитектор, выдающийся мастер эпохи Возрождения.

Во всем мире имя Микеланджело ассоциируется с фресками плафона Сикстинской капеллы, статуями Давида и Моисея, собором св. Петра в Риме.

В искусстве Микеланджело с огромной силой воплотились как глубоко человечные идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи.

Источник: https://gigafox.ru/planirovanie/kartina-bog-tyanetsya-o-chem-govorit-mne-eta-kartina-sotvorenie/

Какой смысл вложил Микеланджело в свою знаменитую фреску (А вы видите женщину на картине?)

О чем говорит мне эта картина? «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти

Даже если вы никогда не рассматривали потолок в Сикстинской капелле, как минимум 1 из 9 фресок вам знакома (особенно если вы были обладателем кнопочного телефона Nokia): тянущиеся друг к другу руки стали узнаваемым символом во всем мире. Автором этого произведения является Микеланджело Буонарроти, которому удалось не только создать настоящий шедевр, но и зашифровать в нем значение, которое меняет представление об известном библейском сюжете.

AdMe.ru внимательно изучил фреску «Сотворение Адама» и спешит раскрыть задумку художника, которая может лишить сна.

Начнем с того, что Микеланджело подставили: поручили работу, с которой он не должен был справиться

© wikimedia  

Перед тем как приступить к расшифровке одной из самых знаменитых фресок, стоит познакомиться с историей ее создания и с самим художником. Микеланджело Буонарроти больше известен как скульптор, а его статуя Давида затмила все античные, греческие и римские изваяния.

Вот и сотрудничество с папой римским (Юлием II) началось не с заказа фресок, а с личной гробницы для главы католической церкви. Но недоброжелатели художника решили оставить Микеланджело без работы и сообщили папе, что строительство гробницы при жизни — затея сомнительная и может навлечь беду.

Задание было отложено, но завистники на этом не успокоились. Они указали Юлию II на потолок Сикстинской капеллы и намекнули, что он требует обновления, посоветовав поручить это дело Буонарроти. По задумке, Микеланджело, который не имел опыта в росписи, должен был провалить заказ и униженным покинуть Рим.

Но художник оказался не так прост: он сам выбрал материалы, спроектировал строительные леса и приступил к работе.

Фрески на потолке в Сикстинской капелле вызывают изумление даже в наши дни, и трудно поверить, что такое способен сотворить человек.

Мастеру действительно пришлось нелегко: после 4 лет росписи потолка Микеланджело заработал артрит, сколиоз и инфекцию ушей из-за краски, которая попадала на лицо.

Да и церковь оказалась заказчиком капризным: папа забывал вовремя оплачивать материалы, но при этом постоянно подгонял художника и вмешивался в процесс с требованием поправить цвета, чтобы смотрелось побогаче.

Когда работа закончилась, Юлий II остался доволен, а фрески с сюжетами из Бытия заставляли посетителей церкви терять дар речи. Самую большую популярность получила четвертая роспись под названием «Сотворение Адама».

Версия № 1: Микеланджело зашифровал во фреске человеческий мозг

© wikipedia  

«И сотворил Бог человека по образу Своему», — гласит Бытие 1:27. У Микеланджело была своя трактовка этой фразы, и, согласно популярной версии, художник на одну фреску с Адамом и Богом поместил еще третьего важного участника в создании разумного существа — человеческий мозг.

Буонарроти как бы намекает, что человек способен выглядеть завершенным (как Адам на фреске), но у него не получится приблизиться к Творцу без способности мыслить. Или, что звучит еще более провокационно, все создано человеком, а Бог — плод его фантазии (ведь именно эта способность является главным отличием человека от животного).

И такая теория уже идет вразрез с религиозной идеологией.

Напоминаем, что на дворе стоял 1511 год и за высказывание о происхождении человека с точки зрения науки можно было лишиться не только работы, но и жизни. Художник также славился своим интересом к анатомии и занимался вскрытиями. И мало того, что Буонарроти признался в любви к своему увлечению, так еще и сделал это на потолке церкви в Ватикане.

© wikipedia  

Так как художник знал строение человека в деталях, то ему ничего не мешало применить анатомию в своих работах:

  1. Многие ученые отметили сходство очертаний плаща Бога с контурами человеческого мозга.
  2. Боковая трещина Сильвио — это очень глубокая борозда, которая разделяет височную и теменную доли.
  3. Самый нижний ангел, который удерживает Бога, своими очертаниями напоминает ствол мозга.
  4. За эндокринную систему отвечает гипофиз, и на фреске он изображен в виде ноги ангела.
  5. Правая рука Бога проходит через префронтальную кору, которая является местом человеческого разума, воображения и творчества.
  6. Женский силуэт под рукой Бога формирует надкраевую извилину.
  7. Ангел, который находится у ног Творца, образует контуры угловой извилины.
  8. Развевающийся шарф — позвоночные артерии, которые имеют извилистую форму.
  9. Согнутое колено ангела — перекрест зрительных нервов, где частично пересекаются волокна зрительных нервов.
  10. Сам Творец находится на месте лимбической системы, которая является эмоциональным центром мозга и анатомическим аналогом души.

Версия № 2: Плащ Бога похож на матку

© wikipedia  

Существует еще одна, менее популярная, но достаточно интересная медицинская интерпретация шедевра Микеланджело. Ученые увидели в очертаниях плаща Бога послеродовую матку и предположили, что художник продемонстрировал рождение человечества, а пупок у Адама вовсе не был ошибкой. И в этой версии зеленый шарф ангела является пуповиной.

Ученые также заметили контур женского тела — синий холм, который находится за Адамом, а над его головой возвышается грудь. И то, что Адам лежит на валуне, тоже не случайность: согласно древним поверьям, многие божества рождались из камней.

Почему Адам находится только в процессе создания, а уже выглядит как готовый человек?

© wikipedia  

Казалось бы, сотворение Адама должно было выглядеть как-то иначе, но на фреске он выглядит как вполне завершенная «заготовка под человека», правда, без жизненной энергии. А Бог же, напротив, полон сил.

Ученые предполагают, что точка, в которой касаются пальцы Бога и Адама, представляет собой синаптическую щель, а Микеланджело изобразил концепцию биоэлектричества, благодаря которому осуществляются многие физиологические и поведенческие реакции.

Правда, ученые заинтересовались электрическими процессами в живых организмах только в XVIII веке. Получается, что синаптическая щель Микеланджело — это либо совпадение, либо научное пророчество.

Если верить этой теории, то фреска «Сотворение Адама» не о сотворении человека как биологического вида, а о возникновении его как личности. И Бог не могущественное создание, которое слепило жизнь, а энергия, без которой человек не смог бы считаться завершенным.

А как вам кажется, намеренно ли Микеланджело изобразил Бога в виде человеческого органа или у современных ученых разыгралась фантазия?

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/kak-mikelandzhelo-v-svoej-znamenitoj-freske-oproverg-biblejskuyu-traktovku-o-sotvorenii-adama-2159765/

О чем говорит мне эта картина? «сотворение адама» микеланджело буонарроти. «сотворение адама» – всё тайное станет явным

О чем говорит мне эта картина? «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти

66 349

Искусствовед Марина Хайкина и психоаналитик Андрей Россохин рассматривают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и что чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.

«Сотворение Адама» (Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, 1508–1512) – четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II.

Описание фрески микеланджело сотворение адама. О чем говорит мне эта картина? «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти

О чем говорит мне эта картина? «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама» (1511). Фреска. 280 х 570 см

Сикстинская Капелла, Ватикан, Италия

Величайшее чудо предстает перед зрителем во всем своем великолепии. Тайна, которая не перестанет волновать воображение человека, трактуется великим мастером очень логично и стройно.

Летит в нескончаемом пространстве Создатель в окружении ангелов-помощников.

Последнее великое Дело осталось для завершения Творения мира – создание человека, единственного из живых существ сходное по образу и внутреннему наполнению с самим Создателем.

Точен и уверен жест Бога-Отца. Божественная энергия уже начала наполнять тело идеально сложенного Адама, первого из людей.
С восторгом и благоговением наблюдают ангелы за Великим таинством сотворения.

Среди помощников Божьих немало таких, кто полон страха и недоумения.

Каким будет это новое, невиданное ранее существо? Что принесет оно в этот только что созданный мир? Оправдает ли Великое доверие Божие?

Фигура Адама заслуживает отдельного внимания. Автор создает этот образ с любовью и особой тщательностью. Перед зрителем самый первый человек на Земле, а потому он идеален. В нем не найти ни одного изъяна. Словно пробудившись от долгого сна, не понимая до конца смысла всего происходящего, Адам наполняется энергией жизни, внимательно глядя в глаза Создателя мира.

Интересно, что мастер создает и образ Евы, еще несотворенной, но существующей в Великом плане. Ее образ зритель видит среди ангелов, под левой рукой Господа. С нескрываемым интересом, даже любопытством наблюдает первая женщина за Божественным актом творения.

Несмотря на то, что образ Бога Отца создан величественным и его могущество никак не подвергается сомнению, у зрителя рождается крамольная идея, что человек и Бог в этой работе выступают скорее равноправными партнерами, что несомненное новшество в искусстве Возрождения.

Автор избегает насыщенных и спектрально чистых цветов. Колорит фрески мягок, приглушен. Единственное, что придает композиции энергию – плащ Бога-Отца, окрашенный в пурпурно-красный цвет, символ всеобъемлющей власти над миром.

Светлый фон призван выделить фигуры главных действующих лиц. Он приковывает взгляд зрителя к самому факту Создания. Заставляет его проникнуться осознанием Величия Божия, Его безграничной Волей и силой Его Творения.

9 символов, зашифрованных в «Сотворении Адама»Тянущиеся друг к другу руки – самый известный фрагмент фрески Сикстинской капеллы.

Но в «Сотворении Адама» Микеланджело важнее не руки, а… мозг

Этот заказ сразу не понравился художнику, который предпочитал скульптуру живописи и имел мало опыта в создании фресок.Микеланджело подозревал, что идею поручить ему работу, в которой он не силен, папе римскому Юлию II подали завистники.

И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь, из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель».

Скульптура же, по определению Микеланджело, – «искусство, которое осуществляется в силу убавления».

И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, «отсекая все лишнее» (по выражению Родена), то на изображении проступают неожиданные очертания.

Основная часть росписи – девять сюжетов из Бытия, «Сотворение Адама» – четвертый из них.

Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens, когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).

Но у Микеланджело собственная трактовка: на фреске Адам уже способен дышать и двигаться, но еще является незавершенным творением.
Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу?

Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога».
Некоторые исследователи считают, что здесь Микеланджело изобразил Творца как источник разума буквально – в виде мозга.

1 Адам.
Его поза зеркально почти повторяет позу Творца – Адам подобен Богу, – только она безвольная и расслабленная. Энергию и жизнь вливает в Адама божественный поток сознания.

2 Мозг.Американский врач Фрэнк Линн Мешбергер первым отметил сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов.

Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил…» Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума.

Нельзя исключать, что на фреске Микеланджело визуализировал идею: творящее начало в лице Бога с ангелами – это прежде всего мыслительный центр.

3 Борозды, разграничивающие части головного мозга.
Мешбергер и его последователи полагают, что на фреске художник визуально выделил основные части мыслительного органа и линии, соответствующие боковой борозде (отделяет височные доли), глубокой центральной борозде (отделяет лобную долю от теменной) и теменно-затылочной борозде (отделяет теменную долю от затылочной

4 Варолиев мост. Содержит проводящие пути для нервных импульсов между спинным и головным мозгом.

Мастер XVI века вряд ли знал об этих функциях, но очертания варолиева моста изобразил похоже.5 Гипофиз. Мешбергер считал, что художник выделил переднюю и заднюю доли этого органа, связанного с эндокринной системой.

6 Две позвоночные артерии.
Они такие же извилистые, как и развевающаяся ткань на фреске.

7 Средняя лобная извилина. Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга. В средней извилине лобной доли находится глазодвигательный центр, осуществляющий одновременный поворот головы и глаз.

У Микеланджело контурам этой извилины соответствуют очертания руки Творца, которая обнажена, хотя рукава туники длинные. Это отсылка к библейскому: «Кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53:1).

Согласно христианской традиции, эти слова пророка – об Иисусе, новом Адаме, который придет, чтобы искупить грех праотца.

8 Надкраевая извилина.
Согласно современной науке, управляет сложносоставными движениями человека. На фреске силуэт женской головы повторяет очертания этой извилины.

Марша Холл считает, что художник тут изобразил Софию, Божественную Премудрость.
В Библии сказано, что Премудрость была при Боге, когда тот творил мир и людей (Притч., гл. 8).

9 Угловая извилина.
Ее контуры повторяют очертания головы ребенка. Искусствовед Лео Штейнберг полагает, что мальчик, до плеча которого дотрагивается Бог, – младенец Христос, предвидящий свою судьбу.

66 353

Искусствовед Марина Хайкина и психоаналитик Андрей Россохин рассматривают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и что чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.

«Сотворение Адама» (Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, 1508–1512) – четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II.

Буонарроти Микеланджело, «Сотворение Адама»

О чем говорит мне эта картина? «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти

Известная фреска Микеланджело «Сотворение Адама»базируется на сюжете Библии. Работа создавалась по заказу Юлия II. Видеть картину можно на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане.

Начальная концепция строения включала изображение 12 апостолов, но к завершению работы появилось свыше трёх сотен фигур: герои мифов, Ветхого Завета, книги Бытия. Такой получилось Сикстинская капелла.

Центральная фреска величественного сооружения – Сотворение Адама.

Сюжетная линия

Картина Микеланджело «Сотворение Адама» создана в 1511 году. Представлена история о наделении Богом жизнью первого мужчины – Адама. Жизненная искра передаётся от пальца Создателя к пальцу человека.

Описание картины Микеланджело «Сотворение Адама»

Работа расположена в прямоугольнике, размер -3х6 м. Мускулистая мужская фигура поражает красотой. Адам неспешно протягивает руку к Богу. Пожилой мужчина с бородой находится в окружении группы ангелов. Выглядит он апатичным, слабым, не может выпрямить руку полностью. Заряд жизни Создатель передаёт правой рукой.

Пальцы двух мужчин находятся на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В истории искусств доселе неизвестно случая, когда Бог на картине представлен в горизонтальном положении. Образ Творца представлен величественным, но зрителям кажется, что обычный человек и высшее существо равны.

Такой предстаёт работа зачастую перед посетителями.

Историки, искусствоведы по-своему трактуют Сотворение Адама – мозгони видят в выстроенных вокруг Бога фигурах. Есть мнение, что красная ткань вокруг Всевышнего – символ матки, зелёный шарф, находящийся внизу, означает пуповину.

Смысл картины «Сотворение Адама» заключён в загадочной символике. Особый интерес мировых деятелей культуры вызывает присутствие дамы. Женщина по левую руку от Господа – ещё не появившаяся на свет Ева. Это тоже одно из мнений.

Контекст работы

Инициировал роспись Сикстинской капеллы Папа Юлий II. В здании должны были проходить мероприятия, обстановка предполагалась, соответствующая важности. Микеланджело ранее не делал фресок, работать с Юлием он начал по заказу гробницы.

Другой ход событиям дал Браманте, конкурент Буонаротти. Он убедил Папу, что писать гробницу при жизни человека – худой знак, заказчик отказался от задумки. Браманте посоветовал Юлию сделать заказ Микеланджело на роспись потолка Сикстинской капеллы.

Нужно было придать краски после реставрационного процесса. Мастер согласился.

Работать было сложно. Исполнитель работал без помощи: подбирал материалы, проектировал леса. Здесь потерял здоровье автор. «Сотворение Адама» так обошлось мастеру: артрит, сколиоз, ушная инфекция. Не обходилось без стрессовых ситуаций.

Папа злоупотреблял доверием Буонаротти, несвоевременно оплачивал заказы, не всегда довольствовался полученным результатом, мастер был вынужден добавлять или переделывать, чтобы соответствовало запросам церкви. Фрески поражали посетителей красотой ещё до завершения работ.

Браманте никак не успокаивался: впускал в капеллу Рафаэля для изучения фресок, пока исполнитель не видел.

Настоящие колористическое решение фресок утеряно. Копоть, грязь, несовершенные попытки реставрации – основа для утраты части работыМикеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Факт передачи энергии Бога простому человеку сделал картину популярной среди современных художников, компьютерных дизайнеров.

Известная компания долго использовала компьютерное графическое изображение как рекламу. Где находится «Сотворение Адама»в изображениях ещё? Сюжет заметен в массовой культуре. Идея передачи искры жизни от Творца к человеку уникальна и многогранна.

Нет прямых подтверждений божественному действию, но нет и опровержений.

До недавнего времени Микеланджело считался не идеальным колористом, но работы по реставрации восстановили начальное цветовое решение фресок. Преобразилась Сикстинская Капелла — Сотворение Адамаи другие работы приобрели насыщенные тона. По технике живописи картина находится в одном ряду с шедевральными созданиями предшественников Буонаротти – Джотто и Мазаччо.

Категория

66 349

Искусствовед Марина Хайкина и психоаналитик Андрей Россохин рассматривают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и что чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.

«Сотворение Адама» (Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, 1508–1512) – четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.