О природе зависти

Природа зависти

О природе зависти

Завидуя чужому счастью или чужим успехам, ты тем самым отпугиваешь свое счастье и свои успехи. И если ты не можешь обуздать зависть, не умеешь совладать со своими эмоциями, тогда всячески избегай такого искушения и перестань смотреть по сторонам, а смотри перед собой сфокусировавшись на своих целя.

Белая зависть и радость

Не бывает белой зависти, зависть она и есть зависть как бы ее не пытались переодеть и перекрасть. Есть радость за другого человека, за его успехи, но понять, что такое белая зависть я не могу и понимаю такое высказывание как намерение замаскировать свою зависть перекрасив ее.

Радость за другого — это тоже самое чувство, когда ты радуешься своим успехам, то есть ты радуешься искренне от души. При этом, тебя переполняют очень светлые переживания.

Так же происходит и радость за другого человека, когда ты от чистого сердца и очень глубоко, переживаешь радость другого.

Зависть – не уверенность в себе

Зависть же, построена на обиде на неуверенности в себе. Ведь завидуют те люди, которые видя чужие результаты не уверенны в том что и они способны их достичь.

То есть, зависть это очень разрушительное переживание, которое в первую очередь разрушает того кто завидует, она убеждает своего владельца в том, что он неудачник и подрывает его веру в себя.

Кроме того, зависть еще и вредит тому кому завидуют, ведь известно, что мысль имеет прямое воздействие на реальность. Потому, если вам позавидовали, это может иметь последствия в том числе и для вас.

Не стоит провоцировать зависть

И еще нужно сказать, что как правило, виновны в том, что зависть проявляет себя, и тот кто завидует и тот кому завидуют.

Тот кто завидует виновен в том, что не сумел совладать со разрушительными переживаниями, а тот кому завидуют, виновен в том, что создал такие условия, при которых кто то увидел в нем какое-то превосходство.

Проще говоря, не стоит выпячивать себя и не стоит провоцировать зависть, потому как она вредит и вам, и тому кто завидует.

Про показуху

И еще хочу сказать, что показухой как правило занимаются те, кто на самом деле не являются теми кем хотят себя показать и такие неудовлетворённые эгоистические желания, побуждают человека играть роль кого то, кем он не является на самом деле, но всячески желает убедить окружающих в том, что то, что он показывает — это он.

  И  таким образом, он создает те условия когда люди которые не способны распознать во всем этом простую показуху, необходимую для того, что бы потешить чьё-то эго, поддаются зависти сравнивая себя с тем “идеальным” образом который им преподносится, и понимая, что они проиграют ему по всем параметрам в человеке просыпается зависть.

Самая благодатная почва для зависти

Так, что в большинстве случаев зависть это палка на двух концах. В появлении зависти виноват и тот кто завидует, и тот кому завидуют.

Больше всего зависти обитает в социальных сетях, где почти каждый второй хочет предстать в образе самого крутого, успешного и счастливого. Всячески это демонстрируя на фото и видео, и стараясь убедить в этом всех окружающих, и в первую очередь самого себя.

И это самая благодатная почва для зарождения зависти. Скромность исключает зависть, а значит и проблемы которая он может принести в жизнь человека.

О несчастных людях

Но также есть и те люди, которые завидуют даже без предоставленного им повода. Такие люди очень несчастны, они не смогли найти своего места и предназначения в жизни, и жизнь для них кажется бесконечной мукой в которой все настроено против них.

Такие люди очень мрачны и несчастны, и если они даже увидят на улице просто улыбающегося человека, уже это может быть поводом для зависти.

В этом случае проблема зависти это проблема этих несчастных людей, которые пока еще не смогли набраться смелости, чтоб вывернуть свою жизнь на изнанку и узнав ее устройство понять, что она играет по их правилам.

Зависть полностью подконтрольна человеку

Каждый из нас может переживать зависть, или в том случае когда кто то искусственно ее хочет вызвать в нас, или когда в жизни бывают деньки печали и тоски, и мы становимся легкодоступными для всякой гадости. Да, все мы люди и ни что человеческое нам не чуждо, в том числе и зависть.

Только вот нужно понимать, что мы сами решаем, произрастёт это семя в нашей душе и в наших мыслях или нет. Конечно, зависть может появится, она может найти убедительные аргументы, но нужно помнить, что мы имеем полную власть над тем, что творится у нас в голове и в том числе, какие мысли в ней преобладают и какие зерна в ней произрастают.

Так, что зависть полностью подконтрольна человеку, если он умеет держать в узде свои мысли.

Источник: //experementator.com/priroda-zavisti/

Сущность и природа зависти

О природе зависти

Близость создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой. При этом, чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть. Своевременно замеченная зависть может быть преодолена.

Зависть чаще всего понимается как неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица («Словарь по этике», 1983). Такое понимание зависти как враждебной, «черной», идет от философов. Ф.

Бэкон отмечал агрессивный характер зависти: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию». О том же писал и Р. Декарт: «Нет ни одного порока, который так бы вредил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других».

Зависть есть не что иное, как стремление человека к тому, чтобы всё: успехи, заслуги, расположение других людей, богатство — безраздельно принадлежало только ему. А.

Шопенгауэр утверждал, что хотя зависть естественна и свойственна человеку, все-таки она порок и вместе с тем — несчастье: «Зависть показывает, насколько люди чувствуют себя несчастными, а их внимание к чужому поведению и положению — как сильно они скучают». Поэтому, пишет он, мы должны смотреть на нее как на врага своего счастья и стараться задушить ее как злого демона.

Если у Б. Спинозы зависть — это ненависть, то Ф. Ларошфуко считал, что зависть еще непримиримее, чем ненависть.

Надо отметить, что зависть понимается психологами не однозначно. К. К. Платонов считает зависть чувством, структура которого включает соревнование, страдание от мысли, что у другого есть то желанное, чего у себя нет, и вызванную этим ненависть к нему. Л. А. Дьяченко и М. И.

Кандыбович рассматривают зависть как социально-психологическую черту личности, проявляющуюся в недовольстве, недоброжелательстве по отношению к другим людям, которым сопутствует удача, которые достигли благополучия. Они рассматривают зависть как порок, как признак ограниченности ума и мелочности характера.

Однако такое понимание скорее относится к завистливости как свойству личности.

В словаре «Психология» зависть рассматривается как проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств) воспринимаются субъектом как угроза ценности собственного «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями. «Черная зависть» с нашей точки зрения является негативной эмоцией. Однако как эмоция зависть может рассматриваться только в случае ситуативного ее появления. Когда же зависть устойчива по отношению к какому-то объекту, она становится эмоциональной установкой, т. е. чувством.

Наряду с пониманием зависти как неприязненного чувства, враждебного отношения к кому-либо, имеется и более широкий подход, когда зависть рассматривается как феномен, проявляющийся на трех уровнях: на уровне сознания — осознание более низкого своего положения, на уровне эмоционального переживания — чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения, и на уровне реального поведения — разрушение, устранение предмета зависти. В соответствии с этим К. Муздыбаев выделяет следующие компоненты зависти, последовательно проявляющиеся друг за другом:

  1. социальное сравнение («…В зависти всегда таится сравнение, а где невозможно сравнение, нет и зависти», — писал Ф. Бэкон);
  2. восприятие субъектом чьего-либо превосходства;
  3. переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу;
  4. неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит;
  5. желание или причинение ему вреда;
  6. желание или реальное лишение его предмета превосходства

Нам представляется, что здесь упущен главный компонент зависти. Ведь зависть возникает не просто к тому, кто располагает тем, чего нет у завидующего.

Она возникает только по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес, что им высоко ценится и в чем у него имеется потребность.

Это может быть зависть женщины, желающей, но не имеющей детей, к тем, кто их имеет; зависть человека с карьеристскими наклонностями к другому человеку, успешно продвигающемуся по службе, и т. д.

Чаще всего зависть скрывается от того, кому завидуют (это проявляется в замалчивании его достижений), поэтому объект зависти может ничего не подозревать. Но бывает и открытое проявление зависти, в связи с чем выдающийся физиолог Г. Гельмгольц говорил, что по усиливающейся грубости противников можно, в известной степени, судить о размерах собственного успеха.

Бывает и так, что человек, боясь вызвать зависть других, снижает свою трудовую энергию и энтузиазм, скрывает свое благосостояние и достижения, пользуется ими скрытно, не получая от них, таким образом, полного удовлетворения.

Зависть может переживаться как досада, злость на того, кто, как кажется, добился незаслуженного успеха, получил незаслуженные блага, а с другой стороны, как обида на судьбу в связи с кажущейся незаслуженной собственной неудачей. Завистник страдает от сознания собственной неполноценности: раз у меня этого нет, значит я хуже его. Как отмечает П.

Тительман, осознание человеком более низкого собственного положения является самой фундаментальной предпосылкой зависти. Некоторые люди становятся буквально изможденными от хронического течения зависти.

Происходит деформация личности: человек становится скрытным, тревожным, жалеющим себя, у него появляется чувство неполноценности, постоянного недовольства.

Для нейтрализации отрицательных переживаний завидующий прибегает либо к саморазрушительным фантазиям, либо к проявлению равнодушия, цинизма, к насмешкам, позволяющим ему избегать травматизации, связанной с ощущением дефицита и неполноценности своего существования. Зависть может выродиться и в самобичевание.

Интенсивное самобичевание при остром приступе зависти, как отмечает П. Куттер, может вызвать физиологические симптомы: человек «бледнеет от зависти», поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или «желтеет от зависти», поскольку кровь насыщается желчью.

По нашему же мнению, завистник — несчастный человек, достойный сожаления, страдающий от сомнений, от навязчивых мыслей, от отсутствия так называемого «чувства» собственного достоинства.

У некоторых людей появляется желание устранить любым способом имеющуюся несправедливость в отношении его неравного положения с другим человеком: чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими.

Это желание, стимулируемое ненавистью, нередко толкает человека на совершение аморальных поступков. Вспомним сказку А. С. Пушкина «О царе Салтане», когда две сестрички захотели извести свою сестру только за то, что именно ее предпочел царь в качестве жены, или легенду о Сальери, отравившем из зависти Моцарта.

Эта легенда дала название одному из видов агрессии — «синдрому Сальери», связанному с «черной завистью». Зависть может подвигнуть на бессмысленные на первый взгляд бесчинства молодежи на улицах, которые бьют стекла у припаркованных автомобилей, громят витрины магазинов и т. д.

Факторы, облегчающие возникновение зависти

Их можно разделить на внешние и внутренние. Внутренними факторами, предрасполагающими к зависти, являются такие особенности личности, как эгоизм и себялюбие, тщеславие и чрезмерное честолюбие.

К внешним факторам относится близость в статусном положении завидующего завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает свое положение и свои достижения, достоинства со статусом близко стоящих на социальной лестнице. Еще Аристотель отмечал, что «…

люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе…». Близость создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой. При этом, чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть.

Слишком большое различие редко вызывает зависть, полагает Г. Шоек. Однако вряд ли это мнение справедливо.

П. Куттер, например, считает, что не следует забывать о социальной ипостаси зависти. «Зависть произрастает еще и на почве реальной социальной несправедливости, — пишет он.

— Как избежать зависти ребенку из малообеспеченной семьи, который видит, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед другими детьми? Может ли безработный юноша смотреть без зависти на отпрысков солидной богатой семьи, посещающих частную школу? Возможно ли, чтобы рабочие и ремесленники не завидовали учащимся институтов и университетов, которые просыпаются, когда им угодно, располагают досугом для чтения, для размышления, пользуются случаем, чтобы поучаствовать в дискуссии и заявить о своей политической позиции?

Полагать, что зависть, продиктованную социальной несправедливостью, можно интерпретировать исключительно с психологической точки зрения, значит умышленно ограничивать себя рамками одного метода исследования.

Стремясь дать зависти исчерпывающее психоаналитическое толкование, исследователи допускают ошибку.

В данном случае более ощутимую пользу способны принести политические мероприятия, направленные на то, чтобы предоставить всем гражданам более или менее равные шансы».

Отсюда возникают такие политические доктрины, как эгалитаризм (требование равенства) и демократия, стремление к свержению «несправедливого строя», ко всеобщей уравниловке и т. д. Зависть одной страны к богатству и благополучию другой страны приводит к захватническим войнам.

Виды зависти

И. Кант делил зависть на черную зависть (когда у завидующего имеется стремление лишить блага другого) и просто недоброжелательность. Выделяют и другие виды зависти.

Говорят, например, о «незлобной» зависти, когда человек хочет иметь то, что имеет другой, но при этом не испытывает к другому враждебного чувства. Как в «злобной», так и в «незлобной» зависти присутствует желание завидующего устранить неравенство. Но, как отмечает Дж.

Нью в первом случае человек говорит: «Я хочу, чтобы Вы не имели того, что имеете», — а во втором: «Я хочу иметь то, что Вы имеете». Наличие злобной зависти свидетельствует о неспособности завидующего достичь того уровня, на котором находится другой человек; это проявление своего бессилия.

Еще одна причина «черной» зависти — «каузальное заблуждение», т. е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения.

Некоторые авторы выделяют депрессивную зависть, тоже порождаемую униженным положением, но связанную с возникшим чувством несправедливости.

Выделяют и восхищенную, «белую» зависть, когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему человеку враждебных чувств. В этом случае «белая зависть» может даже явиться стимулом для соревнования с другим человеком (Аристотель писал о соревновательной зависти). Дж.

Нью пишет в связи с этим: «В случае злобной зависти человек хочет унизить другого (до собственного уровня или ниже); в случае восхищенной зависти человек желает возвысить себя (стать таким же, как другой человек)». Впрочем, и при «черной» зависти одна из задач психолога состоит в том, чтобы превратить ее в здоровую конкуренцию.

«Вместо того чтобы зариться на чужую собственность и расходовать все силы на зависть, — пишет П. Куттер, — мы могли бы, следуя мысли Гете, постараться самостоятельно получить то, чем желаем владеть. Необходимо критически анализировать сложившуюся ситуацию всякий раз, когда возникает соблазн недооценивать собственные и переоценивать чужие возможности.

Завистнику следовало бы обратить внимание на собственные преимущества, которые он не замечает, зачарованный совершенствами человека, вызывающего его зависть». Формирование чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах — вот, по мнению Куттера, способы борьбы с завистью.

Тогда человек может сказать себе: если у меня и нет того, чем обладает этот человек, то у меня есть то, чего нет у него. Он будет спокойно относиться к своеобразию другого, не испытывая желания стать таким же. Своевременно замеченная зависть может быть преодолена.

В онтогенезе зависть появляется довольно поздно как результат морального эгоцентризма ребенка, соревновательного характера игр, неудовлетворения потребности в признании. Часто зависть возникает к братьям и сестрам.

Младшие завидуют превосходству старших, а те, в свою очередь, завидуют младшим, потому что родители относятся к ним с большим вниманием, трепетом.

Устранению зависти в детском возрасте способствуют повышение социального статуса ребенка, его идентификация со значимыми для него другими детьми, наличие положительных переживаний в процессе совместных игр и общения.

Евгений Павлович Ильин, доктор психологических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им А.И.Герцена

Источник: Elitarium.ru

Источник: //hr-portal.ru/article/sushchnost-i-priroda-zavisti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.