Обида это грех

Обида лечится прощением

Обида это грех

«Не так согрешает обидчик, как тот, кто обиду допустит»

Василий Македонянин

Как правило, все люди имеют печальный опыт обид, который может возникнуть в любом возрасте и накапливаться всю жизнь. Обижаться или простить — этот выбор всегда остается за человеком.

Обида — это внутренний бунт, возникающий из-за кажущейся несправедливости, который проявляется различными негативными эмоциональными состояниями и поведением. Обида может привести к осуждению, мнительности, агрессии. В основе обиды всегда лежит уязвленное самолюбие, самооправдание, гордыня. Обидчивость — прежде всего, желание лучшего отношения к себе.

Корень обиды

Мы обижаемся, когда наше эго в чем-то ущемили, недостаточно нас оценили, не отнеслись к нам с должным уважением, оскорбили словом или поступком.

Если человека обидели, а он ничего не ответил и от всего сердца простил обидчика, — это лучший вариант разрешения ситуации. Но человек может и не простить, и тогда обида взращивается и становится грехом. Самое страшное — дать волю своей обиде и дать сдачи обидчику, даже не зная, что обидчик может быть духовно слабее обижающегося и ему нужны помощь, прощение и любовь.

Ложное смирение

Обидевшись, человек способен показывать ложное смирение и демонстрировать ложное прощение, лицемерно быть благосклонным к обидчику. А в душе, в сердце прятать обиду, ненависть, гнев, подавлять их силой воли и годами разрушать свой духовный мир.

Грех против себя

Обида — это грех, прежде всего, против себя. К тому же обида является почвой для большого количества грехов. Когда человек обижается, сердце его ожесточается, становится бесчувственным.

И часто люди со своей душевной болью делаются циничными, жестокими, не верят никому, не впускают в свою жизнь ни дружбу, ни любовь других людей, ни любовь Бога.

В конце концов, обида может перерасти в озлобленность и в чувство вины, разрушить отношения между людьми и сказаться на телесном здоровье человека.

«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Прит.17:22). Многие болезни, такие как язва желудка, гипертония, сахарный диабет, расстройство нервной системы, возникают на почве длительного чувства обиды.

Обида на Бога

Но самое страшное то, что обида на людей может перерасти в обиду на Бога. «Бог, как Ты позволил, чтобы это случилось со мной, как Ты мог поставить меня в такую ситуацию?» — думает человек.

Надо понимать, что Господь всеблаг, Он желает нашего совершенства и очищения. Поэтому и скорбь следует принимать как лекарство от Самого Господа Бога.

Человек не вырастет духовно, не разовьется, не станет мудрым, если не будет преодолевать достойно испытания, проблемы, обиды.

Спасибо обидчику

Благодаря обидчику можно научиться управлять собой — эмоциями, чувствами, поступками, мыслями — и по-другому взглянуть на мир. Поэтому обидчик оказывает нам незаменимую услугу, делая нас сильнее. Как сказал один мудрец: «Наши оскорбители — они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».

Можно быть спокойным и за обидчика, потому что над ним есть Судья — Бог, Который будет судить и его нелицеприятно.

Еще Иоанн Златоуст писал: «Когда обидевший видит, что его удар не достигает до души оскорбляемых им, тогда сам сильно терзается, и как обиженные молчат, то удар обид сам собой обращается назад и поражает того, кем он послан». Говоря современным языком, срабатывает закон бумеранга.

Иисус Христос обижался?

Вспомните жизнь Спасителя. Его земляки из Назарета, которые знали Его как человека доброго и к которым Он пришел проповедовать Божье Слово, потащили Его к пропасти, чтобы сбросить вниз. «… И встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк.4:29). Он не обиделся на них!

Ученик, который находился рядом много лет и которого Иисус любил и пытался спасти от зла, продал Его за тридцать серебреников. Иисус не обиделся на него!

Христа распяли на кресте, а те, ради которых Христос пришел, которым отдавал всего Себя и грехи которых взял на Себя, ходили мимо, плевали в Него и оскорбляли Его.Он не обиделся на них! А, наоборот, — просил Отца простить мучителей: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк.23:34).

Иисус был единственным на земле совершенным человеком. Он пришел к людям, неся любовь, утешение, исцеление, добрую весть и жизнь вечную. Он помогал всем нуждающимся. И ни разу не обиделся на несправедливое к Нему отношение и унижение.

Так какое право имеет обижаться на кого-либо или на что-либо любой человек, погрязший в своих грехах? Нас недооценили, унизили, нам недодали, оскорбили, вовремя не помогли.

А мы сами все правильно делали, всех любили, всем помогали, всех ценили? Разве логично обижаться на таких же, как и мы?

Прощение как лекарство от обиды

На земле нет праведных людей, которые бы делали добро и совсем не грешили. Грехи и обиды будут существовать, пока мы живем на земле, а не на небесах. Так что не старайтесь исправить окружающих — не получится. Лучше принимайте и безусловно любите их такими, какие они есть, — это первый шаг к прощению.

Второй шаг к прощению — понимание всей глубины наших собственных грехов и значения той жертвы, которую принес Иисус Христос, чтобы восстановить нашу связь с Богом. Поэтому не стоит обижаться на другого, ведь ты сам еще недавно был таким же, но Христос помиловал тебя. Будь и ты милостив к другим.

Третий шаг к прощению — никогда не копить обиды, не хранить их годами и десятилетиями, а увещевать обидчика и говорить с ним: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лк.17:3,4).

Четвертый шаг к прощению — молитва об освобождении от обиды и пожелание добра обидчику.

Прощение — это когда мы снимаем тяжелый груз неприятия, гнева, ненависти, которые таили годами в своей душе. Простить, полюбить обидчика — истинный путь христианина. «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк.6:27,28). Прощение делает свободным.

Елена Петибская

«Когда вы храните обиду на кого-то, вы привязаны к этому человеку или ситуации эмоциональной связью, которая крепче стали. Простить — это единственный способ расторгнуть эту связь и стать свободным».

Кэтрин Пондер

«Ошибки всегда можно простить, если вы достаточно сильны для этого».

Брюс Ли

«Злость делает тебя маленьким человеком, в то время как сила прощения превозносит над всеми».

Энон

«Мы должны развивать в себе и поддерживать способность прощать. Тот, кто лишен силы прощать, лишен силы любить. Даже в худшем из нас есть хорошие стороны. Когда мы видим больше положительных качеств в человеке, мы меньше подвергаемся чувству ненависти».

Мартин Лютер Кинг-младший

«Прощение — это аромат, который дарит фиалка тому, кто ее растоптал».

Марк Твен

«Всегда прощайте своих врагов — ничто их так не раздражает».

Оскар Уайльд

«Часто бывает так, что лучше не заметить оскорбление, чем потом мстить за него».

Луций Анней Сенека (младший)

«Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе».

Леонардо да Винчи

«Никогда не помни прежних обид».

Менандр

«Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснется».

Леонардо да Винчи

«Глубоко укоренившаяся злоба делает слишком глубокие насечки».

Уильям Шекспир

«Глотая обиды, перевариваешь себя».

Неизвестный автор

Источник: http://cgazeta.ru/2016/17/108-obida-lechitsja-proscheniem.html

Священник Максим Каскун: За обижающих вас молитесь!

Обида это грех
Беседовал Александр Сергиенко Беседы с батюшкой

Настоятель Тихвинского храма в селе Выпуково Сергиево-Посадского благочиния Московской епархии, священник Максим Каскун.

Обида во спасение

– Сегодня мы поговорим о том, что такое обидчивость.

– Это состояние оскорбленности, униженности, чувство ущемленности, вызванное каким-то словом или поступком другого человека. Обида может быть не только на конкретную личность, но и на судьбу, на окружающие обстоятельства.

– Обидчивость – это грех?

– Безусловно, обида есть грех, происходящий от гордости. Нам иногда кажется, что мы достойны похвал, а вместо похвал люди дарят нам оскорбления, порой мы обижаемся и на незначительные слова. Это от того, что мы по своей гордости считаем, что достойны большего.

Если человек над этим не задумается, то обидчивость становится у него греховной привычкой и может достигнуть крайностей, так что с человеком даже разговаривать становится практически невозможно, какое слово ни скажи – человек начинает обижаться, и диалог, какое-то исправление жизни становится просто невозможным. Обидчивый человек очень часто склонен к апатичности, то есть когда его даже с любовью начинают критиковать, он оказывается глух ко всякому духовному совету и делу, потому что это якобы оскорбляет его, ведь он-то считает себя достойным только похвал и почестей.

– Только ли от гордости происходит обидчивость?

– Обидчивость может происходить и от каких-то психических болезней, но, как правило, развивается на фоне состояния духовного самовозвышения.

– Есть ли другие причины возникновения обиды помимо внутреннего состояния и главного греха – гордости?

– Причины могут быть вовне, когда человек, допустим, живет постоянно в стесненных обстоятельствах, все время находится в ущемленном состоянии. Он начинает искать справедливость на этой земле, того, чтобы к нему относились с уважением. Попробуй человеку сказать, что тот, кто тебя обидел, – благодетель.

Скажут: «Ты что несешь?». А на самом-то деле это не я, а святые отцы говорят, что это так. Когда на человека находят скорби, он не должен предаться унынию, обиде, печали, а с благодушием, с радостью все переносить.

Почему? Потому что мы достойны сего за наше греховное состояние – мы думаем о себе выше, чем есть на самом деле.

– Получается, независимо от того, по заслугам или не по заслугам меня обидели, все равно обидчик оказывается для меня благодетелем?

– Безусловно. Он для нас благодетель – как говорил святитель Иоанн Златоуст, через терпение обид человек получает величайшее благо: очищение от грехов. Через претерпевание мы очищаемся от наших закоренелых беззаконий, потому что душа наша проходит через горнило страданий.

Но это не все, дальше святитель говорит: «Мы приобретаем в этом искушении терпение, приобретаем добродетель кротости, и самое главное – мы изживаем из своей души самый страшный порок – гнев и раздражение, ярость».

Человек, который терпит и радуется, когда его оскорбляют и унижают, действительно для себя приобретает очень много духовных дарований.

Как говорил Феофан Затворник: «Господь до тех пор будет на этот камень – гордость, обидчивость, всегда посылать скорби, пока не раскрошит его, не изничтожит его в пыль» – только скорбями, искушениями, оскорблениями, претерпеваниями, утеснениями, ущемлениями разными сегодняшний человек может действительно раскаяться и понять, что он живет не так и недостоин тех милостей Божиих, которыми Господь нас окружил.

Конечно, многие могут привести примеры того, как люди плохо живут, когда, казалось бы, чаша скорбей переполнена. Но не нам судить, у кого она переполнена и у кого нет. Мне кажется, что каждый человек несет скорбь именно ту, которая может очень быстро и эффективно очистить его от грехов и подготовить к Царствию Небесному.

Признак смиренного

– Вопрос из социальной сети. Людмила (г. Кемерово) спрашивает: «Как научиться не обижаться? Обижаюсь на любую мелочь, своими обидами буквально извожу близких. И стыдно, а ничего поделать с собой не могу».

– Тут уже запущенная стадия обидчивости, хроническая, когда человек имеет обиду как вторую натуру и не может даже среагировать нормально на какой-то адекватный момент, так он привык обижаться на все.

Когда приходят приступы обиды, следует, говорят святые отцы, воспоминать ту обиду, которую претерпел Господь наш Иисус Христос во время Его взятия под стражу, – оплевание, заушение, оскорбления разные, унижения и, в конце концов, позорнейшая смерть. Невинный принял такие оскорбления и унижения, потом еще молился за оскорблявших, да и воплотился в самом начале, чтобы спасти людей, которые издевались над ним.

Когда мы обижаемся по мелочам, очень трудно сразу вспомнить этот пример, но если мы начнем трудиться, то, безусловно, очень скоро преуспеем.

Нам надо обязательно, прежде всего, смиряться, считать себя достойными тех вещей, которые с нами бывают, и воспоминать страдания нашего Господа и Спасителя, чтобы понять, что мы страдаем не так уж страшно, да и за грехи, а Он страдал много будучи безвинным.

– Следующий вопрос задает Александр из Невьянска: «Как не обижаться мне на моих родных и знакомых, если они постоянно мной недовольны, все, по их словам, я делаю не так. Я за всех просто молюсь, заказываю проскомидии. Прав ли я? Нужно ли в таком случае прекратить общение с данными людьми?».

– Прекращать общение иногда следует, но если люди нами часто бывают недовольны, надо обратить внимание.

Если же мы в себе ничего не находим, а те люди, что нами недовольны, не могут вразумительно объяснить причину их недовольства, то есть духовно обосновать наше недостойное поведение, тогда, конечно, думаю, надо как-то ограничивать общение. Потому что часто бывают претензии друг к другу надуманными.

Но если вы все-таки не будете обижаться, а через великодушие, любовь, широту души, через смирение, терпение будете общаться со сродниками, с теми, кто вами недоволен, то приобретете больше.

Как преподобный Исаак Сирин сказал: «Состояние смиренномудренного человека заключается в том, что он клевету, возводимую на него, принимает как истину». Мы обижаемся, потому что мы горды.

А признак смиренного – принимать ложь и клевету как истину.

Подавать на проскомидию, конечно, нельзя, потому что это церковное таинство, хотя некоторые отцы и говорили, что можно, но Церковью так уже не принято, поэтому мы этого не делаем, а молиться за этих людей можно и должно, потому что они наши благодетели – очищают нас от множества грехов.

(Окончание в следующем номере)

Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 22-00 (кроме субботы) – прямой эфир, ежедневно 13-00 (кроме воскресенья) – повтор. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

Источник: https://www.orthodox-newspaper.ru/numbers/at53021

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.