Оценка эффективности развития персонала

Содержание

Оценка эффективности развития персонала. Порядок проведения оценки эффективности обучения персонала

Оценка эффективности развития персонала

Любой HR понимает, что нет смысла проводить обучение без дальнейшей оценки его эффективности.С точки зрения бизнеса измерение эффективности методов развития придает финансовый смысл данным мероприятиям, позволяет компании измерять рентабельность инвестиций. Но есть и другие причины.

Оценка эффективности обучения укрепляет веру сотрудников в необходимость применения знаний, т.к. дает понимание важности изменений для руководства (сродня эффекту контроля). А с точки зрения менеджера по обучению (развитию) персонала процедура оценки определяет дополнительные потребности в обучении, проверяет методологию обучения и позволяет оценивать прогресс.

Благодаря анализу эффективности развития удается выявить устаревшие методы обучения и искоренить работу по типу «процесс ради процесса».

Способы оценки эффективности методов развития

Персонал оценивают в двух направлениях: количественные и качественные показатели.

Нельзя сказать, что какой-то из показателей менее важен, особенно когда целью развития персонала становится повышение результативности работы, следовательно, и прибыли компании.

Если не оценивать оба параметра, как правило, инвестиции на обучение становятся не более чем благотворительностью.

Честно говоря, в таком случае более результативно было бы перевести эти деньги, например, в фонд спасения животных, так от них было бы больше толку.

Процесс анализа результата придает смысл процедуре обучения, ведь именно для достижения результатов оно и затевалось.

Вопросник для оценки после обучения

Это один из самых простых и популярных методов. Обычно он строится на серии вопросов, которые задают учащимся.

Например: что они думают о преподавателе, материале, стиле презентации и о чем-либо еще, связанном с программой обучения. Вопросник легко использовать и он дает немедленные результаты.

Сравнение до и после

Данный метод предполагает оценку знаний сотрудников до применения метода развития, а затем выполнение аналогичного теста после тренировки.

При разработке таких оценочных тестов следует иметь в виду ряд правил:1. Вопросы должны быть короткими.2. Тест не должен занимать более 10-20 минут.3. Вопросы необходимо сосредоточить на основных задачах курса.

Это позволит четко увидеть, какая информация была воспринята участниками. Но тут важно быть аккуратным в суждениях, ведь материал может быть не воспринят как по причине сотрудника (например, прослушал), так и по вине тренера (не расставил акценты должным образом).4.

Тест необходимо сформулировать на простом и понятном языке.

5. Продуктивнее смешивать истинные, ложные вопросы и с вариантами выбора.

Текущая оценка

Метод сочетает оценку до и после занятий. Как правило, такую оценку проще проводить тренеру или менеджеру по обучению. По завершению информационного блока участникам задают несколько открытых вопросов.

Например:

Такой опрос позволяет менеджеру по обучению корректировать программу, опираясь на ее воспринимаемость: заменять темы или возвращаться к пройденному материалу.

Данный подход позволяет получить максимальную отдачу как менеджеру по обучению (в виде результата), так и обучающимся (в виде знаний и умений).

При многодневном обучении оценку поводят в конце дня, чтобы внести необходимые изменения в работу группы на следующий день.

Анализ по модели Киркпатрика

Методика оценки Карпатрика уже давно и успешно используется многими HR-ами для изучения эффективности развития персонала. Модификаций и способов применения методики очень много, но за основу берется последовательное измерение:

1. Реакции на обучение.
Оценивается насколько программа курса устраивает обучающихся, как они реагируют на обучение и как планируют использовать знания в работе.

Практика показывает, чем больше мотивация на обучение, тем сильнее реакция на него и выше его оценка сотрудниками. Максимальной мотивации можно достичь, давая прозрачное разъяснение важности изучаемого блока для реализации основного функционала. Если сотрудник слабо понимает силу влияния того или иного процесса на работу, то положительной реакции ждать не стоит.

2. Усвоения материала.
Этап предполагает изучение мнений о доступности и конкретности пройденного курса обучения.

3. Перемены поведения.
Важно понимать, как меняется деятельность людей после обучения, применяются ли новые методики, правильно ли используются, в нужное ли время.

4. Улучшения результата.
Во время оценки необходимо понять, как обучение улучшило показатели бизнеса: понимают и предпринимают ли сотрудники действия, необходимые для достижения результата, владеют ли они всеми знаниями, умениями и навыками для реализации этих действий и осознают ли важность их применения, хотят ли выполнят данные действия.

Опираясь на теорию Кирпатрика, можно создать матрицу оценки эффективности любого метода развития персонала.

Тема обсуждения/анализа с сотрудникамиЧто оценивать

Источник: https://gusyataoptom.ru/ocenka-effektivnosti-razvitiya-personala-poryadok-provedeniya-ocenki-effektivnosti-obucheniya-personala.html

Система показателей оценки качества профессионального развития персонала промышленного предприятия – Персонал Престиж

Оценка эффективности развития персонала

от admin · 27.09.2015

Система показателей оценки качества профессионального развития персонала промышленного предприятия

Современный этап развития экономики  требует от промышленных предприятий активизации усилий для достижения стабильных условий функционирования и получения возможностей постепенного экономического роста в ближайшей перспективе.

В основу такой активизации должен быть положен интенсификацию всех без исключения составляющих производственно хозяйственной деятельности с акцентированием внимания на управлении персоналом, как наиболее действенному рычаги развития и приобретения конкурентоспособности.

При этом формирование профессионального потенциала работника происходит, в первую очередь, за счет непрерывного осуществления процесса профессионального обучения.

Достижения качества которого приводит качество трудовых ресурсов и качество работы и влияет на формирование достаточного качества продукции и эффективности деятельности предприятия.

Наибольшую сложность для руководства предприятия вызывает процедура оценки качества профессионального развития персонала из-за отсутствия сбалансированной комплексной системы показателей,.

Которые бы давали возможность всесторонне осуществить такую ​​оценку с минимальными потерями времени и средств.

Существующие подходы к оценке качества профессионального развития в подавляющем большинстве промышленных предприятий имеют ряд недостатков и в полной мере соответствуют требованиям международных стандартов, а также не учитывают стратегических задач деятельности предприятия.

Итак, существует настоятельная потребность в совершенствовании системы показателей оценки качества профессионального развития персонала путем уточнения содержания и критериев оценки существующих и обоснования целесообразности внедрения новых показателей.

Профессиональное развитие персонала

Учитывая то, что профессиональное развитие персонала является составным процессом системы менеджмента качества предприятия и в соответствии с требованиями ДСТУ ISO 9001: 2009 предприятие должно осуществлять ее оценку путем расчета показателей результативности каждого из составляющих процессов. В то же время существуют трудности с определением показателей результативности, а именно, расчет показателей осуществляется для системы в целом, не учитывая особенности всех составляющих подсистем в рамках системы развития персонала. Следовательно, необходимо определить систему показателей оценки качества развития персонала с учетом особенностей действия всех составляющих системы для обеспечения результативности функционирования общей системы менеджмента качества предприятия. При этом качество системы сказывается на качестве процессов и, соответственно, на качестве конечных результатов.

В экономической литературе исследованы и обосновано применение значительного количества показателей, с помощью которых можно оценить различные аспекты эффективности и результативности профессионального развития персонала и качества данного процесса.

Т.В.

Коваленко, с целью обеспечения принципа системности, предлагает одновременно использовать несколько показателей комплексной оценки системы управления персоналом, среди которых, показателей, характеризующих качество процесса профессионального развития относит следующие: процент работников, имеющих смежные профессии и специальности; уровень обеспеченности кадровым резервом определенных должностей; процент рабочих, перевыполняют нормы времени; процент работников, которые проходят обучение; количество рационализаторских предложений и изобретений на одного работника и степень участия персонала в кружках качества.

По мнению А.В.

Захаровой следует проводить диагностику эффективности инвестирования в человеческий капитал с помощью целостной системы показателей, в состав которых среди прочего должны быть отнесены: рентабельность инвестирования в человеческий капитал, коэффициент финансовой эффективности инвестирования в человеческий капитал, интенсивность выбытия перспективных работников и др.. Комплексное использование предлагаемых автором показателей при анализе призвано обеспечить оценку качественной составляющей результативности инвестирования в человеческий капитал.

Интенсивность процессов профессионального развития персонала

Исследуя достигнутый уровень интенсивности процессов профессионального развития персонала на уровне предприятия, М.И. Хромов предлагает рассчитывать относительные темпы изменения фактических значений исходных показателей по сравнению с их уровнями, которые наблюдались в предыдущих периодах.

В качестве исходных могут быть выбраны такие объемные показатели как: заработная плата; инвестиции в профессиональное развитие персонала, доходы предприятия от использования человеческого капитала и капитализация предприятия, непосредственно формируется за счет человеческого фактора.

Основным критерием эффективности выбранной политики профессионального развития персонала предприятия по мнению автора является наличие тенденции роста рассчитанных показателей.

Оценку же эффективности профессионального развития автор предлагает осуществлять с помощью расчета коэффициентов текущей эффективности использования человеческого капитала, стратегического эффективности и эффективности инвестиций в человеческий капитал, которые предлагается определять как для работодателя, путем соотношения базового и достигнутого уровня доходов предприятия, так и непосредственно для работника через соотношение заработной платы и объема инвестированных средств.

А. Никитин и К. Осминин акцентируют внимание на необходимости учета такой составляющей результативности профессионального обучения, как психологическая удовлетворенность работника процессом обучения и объем накопленного во время него человеческого капитала, для чего обосновывают необходимость расчета таких показателей, как:

– приобретенные навыки и знания; – удовлетворенность сотрудника приобретенными знаниями, навыками и уровень практического применения их в работе; – удовлетворенность руководителя приобретенными знаниями и навыками работника и ценностью их для предприятия; – повышение производительности; повышение сложности задач; – уменьшение затрат времени на выполнение работ, проектов, повышение качества выполняемых работ;

– экономия материала и уменьшения износа оборудования за счет повышения профессиональных навыков и эксплуатации.

Общая результативность профессионального обучения персонала

Общую результативность профессионального обучения персонала предприятия авторы предлагают рассчитывать как соотношение затрат на обучение персонала, которое по результатам был признан результативное, к объему расходов, которые были направлены на обеспечение процесса обучения в течение оцениваемого периода.

Ю.Г. Одегов предлагает осуществлять расчет эффекта воздействия программы обучения на повышение производительности труда и качества продукции.

Расчет данного показателя направлено на повышение уровня наглядности процедуры оценки эффективности вложений в профессиональное развитие персонала, пониманию влияния человеческого фактора на бизнес-результат и получению удобного инструмента контроля результативности мероприятий по обучению персонала.

Также автор обосновывает необходимость осуществления расчета таких показателей эффективности обучения. Такие как: степень удовлетворенности запросов в обучении, количество рационализаторских и инновационных инициатив, было реализовано и судьба рабочих, которые прошли профессиональное обучение.

Вместе с тем, предлагается расчет комплексной оценки эффективности системы управления персоналом путем расчета интегрального показателя.

Заслуживает внимания также предложен автором подход к расчету коэффициента качества набора персонала, который должен быть обязательно учтен при оценке качества профессионального развития персонала.

А.В. Михалкина определяет и обосновывает целесообразность расчета таких показателей оценки профессионального развития, как коэффициенты:

– квалифицированности, – образовательного уровня рабочих и специалистов, – повышение квалификации кадров,

– стабильности кадров и соответствия рабочих мест типичным.

Также автором предложено определение экономического эффекта от инвестиций как для рабочего, учится, так и для предприятия.

Источник: https://xn----7sbocflsoiiggghiq.xn--p1ai/%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/

Оценка эффективности развития персонала

Оценка эффективности развития персонала

Любой HR понимает, что нет смысла проводить обучение без дальнейшей оценки его эффективности.С точки зрения бизнеса измерение эффективности методов развития придает финансовый смысл данным мероприятиям, позволяет компании измерять рентабельность инвестиций. Но есть и другие причины.

Оценка эффективности обучения укрепляет веру сотрудников в необходимость применения знаний, т.к. дает понимание важности изменений для руководства (сродня эффекту контроля). А с точки зрения менеджера по обучению (развитию) персонала процедура оценки определяет дополнительные потребности в обучении, проверяет методологию обучения и позволяет оценивать прогресс.

Благодаря анализу эффективности развития удается выявить устаревшие методы обучения и искоренить работу по типу «процесс ради процесса».

Как оценить эффективность обучения персонала | Статья | Журнал «Директор по персоналу»

Оценка эффективности развития персонала

Сейчас любой более или менее обладающий дальновидностью руководитель уделяет повышенное внимание обучению персонала. Чтобы сохранить занятую долю рынка, а в конечном итоге и весь бизнес, работодателю необходимо постоянно следить за повышением образовательного уровня своих работников.

Из этой статьи вы узнаете:

  • зачем необходима оценка эффективности обучения персонала;
  • как организовать процесс оценки обучения персонала;
  • какие существуют модели, чтобы оценить эффективность обучения персонала;
  • какие четыре способа использовать, чтобы организовать оценку эффективности обучения персонала.

Если оценка эффективности обучения персонала требует больших расходов от работодателя, то как оправдать траты? Как отмечают эксперты, актуальность проблемы, как оценить эффективность обучения персонала, со временем только растет.

Современные вузы не справляются с запросами бизнеса: налицо явное отставания образовательных программ высших и средних учебных заведений от постоянно изменяющихся требрований компаний, стремительно возрастающих ожиданий рынка.

Так случается, что сотрудник, недавний выпускник университета, приходит на производство с уже устаревшими знаниями, зачастую непригодными для эффективного роста и развития компании. Работодатель вынужден вкладываться в обучение персонала, особенно это касается молодых специалистов. 

Оценка обучения персонала: как организовать процесс

Хорошо, компания готова потратиться на развитие сотрудников. Ведь сама коммерческая деятельность подразумевает вложение средств, правда с определенной целью – ради прибыли.

Иначе это уже не бизнес, а благотворительность.Вот тут-то и обнаруживаются трудности оценки эффекта от подготовки.

Чтобы процедура проводилась не «ради оценки», HR-менеджерам важно понимать, что они будут делать с ее результатами, и стоят ли усилия вложенных средств.

Можно ведь истратить миллионы на бесполезное развитие персонала, которое не принесет никакой экономической эффективности. Так не лучше ли отдать эти деньги в детский дом? В таком случае ваша благотворительность принесет хотя бы кому-то ощутимую пользу.

Какие существуют модели, чтобы оценить эффективность обучения персонала

Подходы к вопросу, как осуществляется оценка эффективности обучения сотрудников, у большинства компаний разнятся. Но почти все работодатели используют четырехуровневую модель американского исследователя Дональда Киркпатрика, описанную им в 1959 году в книге «Четыре ступеньки к успешному тренингу». Инструмент в настоящее время широко распространен и считается традиционным.

Проведенный HR-специалистами мониторинг методов анализа эффекта от подготовки сотрудников, применяемых на разных предприятиях, показал: чем больше уровней данной модели используется, тем сложнее становится процедура оценки.

Трудоемкость оценочных мероприятий проведенных по методике с применением четвертого уровня модели Киркпатрика, превышает даже затраты на проведение всего цикла обучения.

По признанию самого автора технологии, проведение оценки обучения на четвертом уровне не всегда целесообразно из-за ее высокой стоимости.

Другим американцем – Дж. Филипсом – в 1991 году был добавлен в модель Киркпатрика пятый уровень оценки – RОI (отдача от инвестиций в развитие сотрудников). На сегодняшний день его модель получила признание (ASTD) «Американская ассоциация тренинга и развития» и успешно используется по всему миру.

Сотрудники ходят на тренинги неохотно, для галочки. Что сделать, чтобы они сами стремились получать новые знания

Расчет RОI проводится по следующей формуле:

Вместе с расчетом RОI довольно часто занимаются вычислением показателя срока окупаемости, который отражает период времени окупаемости инвестиций, вложенных в подготовку. Показатель срока окупаемости является обратным по отношению к показателю RОI.

Имеет место быть еще одна модель, в нашей стране она практически неизвестна, это так называемая «Таксономия Блюма» (Bloom's Taxonomy). Модель состоит из трех перекрывающихся частей, сфер, которые часто называют ЗУН (знания, установки, навыки):

  • Когнитивная сфера (знания);
  • Эмоциональная сфера (установки);
  • Психомоторная сфера (навыки).

Данная модель в практическом смысле похожа на модель Киркпатрика, только с ее помощью нельзя сделать финансовую оценку эффективности обучения персонала.

Оценка эффективности обучения персонала: место процесса среди общей функции управления развитием персонала

Оценка эффективности обучения персонала является заключительным этапом управления развитием персонала в современных организациях и предприятиях. Средства, которые тратятся на профессиональное обучение, рассматриваются как инвестиции в развитие персонала предприятия. Эти капиталовложения должны принести отдачу в виде увеличения эффективности деятельности компаний и предприятий.

Обучение персонала компании. Как организовать, контролировать и оценить эффективность

Методы оценки подготовки сотрудников можно различить по количественным и качественным характеристикам. При количественном методе результаты обучения оцениваются по таким показателям, как:

  • общая численность обучаемых сотрудников;
  • численность работников, проходящих подготовку, по категориям;
  • выбранные способы повышения квалификации;
  • сумма затрат на развитие персонала.

Количественный учет эффекта от подготовки работников нужен для формирования социального баланса предприятия. Однако количественные методы не помогут вам проанализировать результаты обучения персонала в плане уровня профессиональной подготовки, его соответствия целям предприятия.

Только благодаря качественным методам оценки результатов подготовки вы определите эффективность обучения персонала и влияние его на технические параметры производства.

Четыре способа, по которым может быть организована оценка эффективности обучения персонала

Специалисты выделяют четыре основных способа качественной оценки результатов профессиональной подготовки. При первом способе происходит оценка способностей и знаний сотрудников непосредственно в ходе или по завершению курса обучения.

При использовании второго способа оцениваются профессиональные знания и навыки конкретно в условиях производства. Третий способ – оценивается влияние обучения на параметры производства. Четвертый способ – это способ экономической оценки.

Применяя первый способ, можно определить степень овладения профессиональными знаниями и навыками. Процедура оценки подразумевает участие, как правило, только преподавателей и слушателей; используется экзамен классической формы, «проверочные ситуации» и так далее.

Непосредственный руководитель обучаемого сотрудника проводит оценку профессиональных знаний и навыков в условиях производственной ситуации.

Результат от полученных знаний оценивается по истечении, некоторого временного интервала, (шести или двенадцати месяцев) после завершения курса.

За этот временной промежуток проявится значимость знаний, которые приобрел сотрудник в процессе обучения, пройдет состояние «эйфории», возникшее сразу по завершению программы. Применение этого способа поможет определить степень практического использования полученных знаний.

Как обучить всех сотрудников – от топа до рабочего? Проведите каскадное обучение. Зачем нужны два модератора

Установление степени влияния подготовки сотрудников на параметры производства можно рассматривать как основной оценочный уровень, который связывает результаты обучения с требованиями необходимыми для успешной работы и развития производства. Показатели такого анализа выражаются в физических величинах:

  • численность персонала,
  • коэффициент брака,
  • коэффициент текучести кадров и тому подобное.

В настоящее время отсутствуют комплексные методы анализа, применение которых позволило бы с большей точностью определить степень влияния обучения на каждый отдельный фактор.

Экономическая оценка резульативности подготовки сотрудников основана на целесообразности осуществления инвестиций в персонал, человеческие ресурсы. В качестве критерия целесообразности осуществления инвестиций в персонал принимается размер получения дополнительного чистого дохода, после того как программы обучения будут реализованы. В этом случае:

  1. Если приращение больше нуля (D < C, где D – инвестиции в персонал, C – возможный долгосрочный эффект от инвестиций, наблюдаемый в производственно-коммерческом процессе), то вложение денежных средств в данную программу по обучению персонала окупается и является целесообразным. При этом чем меньше рыночная норма отдачи капитала, чем выше ожидаемое увеличение чистого дохода в N-ом году, чем больше период времени использования полученных знаний, тем эффективнее капиталовложения в персонал;
  2. Если D > C, то производство инвестиций в данную программу является нецелесообразным и возникает необходимость в поиске других областей приложения капитала.

Программа обучения персонала своей целесообразностью прямо пропорциональна сроку возможного использования полученных знаний.

Читайте подробнее об оценке персонала в статье >>>

Создание некоторых программ обучения ставит своей задачей вовсе не выработку конкретных профессиональных навыков, а нацелено на формирование определенного типа мышления и поведения.

Измерение эффективности такой программы довольно сложно произвести напрямую. Ведь результаты программы рассчитаны на долговременный период и связаны с поведением и сознанием людей, которые не поддаются точной оценке.

В подобных случаях используются косвенные методы:

  • проведение тестов до и после обучения, которые показывают степень увеличения знаний обучающихся;
  • наблюдение за поведением прошедших обучение сотрудников на рабочем месте;
  • наблюдение за реакцией обучающихся по ходу программы;
  • оценка эффективности программы самими обучающимися с использованием анкетирования или в ходе открытого обсуждения.

Установленные критерии оценки эффективности программ еще до начала подготовки должны быть доведены до сведения всех участников (как слушателей, так и тренеров и менеджеров процесса).

После финиша программы и подведения результатов, итоги сообщаются в службу управления персоналом, руководству обучавшихся сотрудников и самим сотрудникам, а затем используются при планировании дальнейшей подготовки.

Положение об обучении персонала компании. Превращаем стихийный процесс в планомерный и эффективный

Зачем необходима оценка эффективности обучения персонала

Оценивать эффективность обучения персонала можно с использованием различных моделей. Ведь у каждой из приведенных моделей, имеются свои достоинства и недостатки. На какой из них остановит свой выбор специалист, оценивающий эффективность обучения персонала, полностью будет зависеть от целей, которые поставлены руководством компании.

Применение модели Киркпатрика позволяет быстро получить наглядное представление об эффективности обучающих мероприятий. Использование модели «Таксономии Блюма» делает возможным более подробную оценку эффективности обучения, а также позволяет выбрать определенную стратегию обучения персонала.

С помощью модели Дж. Филипса можно оценить финансовые аспекты обучения, например, эффективность вложений в персонал.

Поэтому на сегодняшний день, как считают специалисты, проблемой является не необходимость оценки эффективности обучения или отсутствие таковой, а определение выбора ее конкретного алгоритма.

Источник: https://www.hr-director.ru/article/63764-red-qqq-15-m5-otsenka-effektivnosti-obucheniya-personala

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.