< Основы психологии - Психолог

Основы психологии

Содержание

Основы психологии

Основы психологии

Психология (греч. ψυχή — душа, -λογία — ученье) — наука о психической деятельности, её закономерностях развития и функционировании.

Так, в первом, дословном своем значении психология — это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Область психологического широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек.

Сознанием обычно называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово «психология» относят и к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии — конкретного индивида.

Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.

Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. д.

Место психологии в системе наук

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются.

С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами.

С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию.

В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе.

Античность

Ранние античные авторы часто уделяли внимание проблемам природы человека, его души и разума.

До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла только классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля. В трактате «О душе» он дал развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

Средние века

Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).

В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

XVIII век

2 августа 1795 года в Англии королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах.

Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведенный другим астрономом — Фридрихом Беззелом, положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов.

Представители нового времени (например Декарт) считали что тело и душа имеют разную природу-это был новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу» Декарт.

XIX век

Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.

Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.

Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.

Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

Первые десятилетия XX века

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений.

С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго).

В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры.

Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на не осознаваемые детерминанты психической деятельности. В рамках первой психоаналитической школы к Зигмунду Фрейду присоединяются Альфред Адлер (известен как автор термина «комплекс неполноценности») и Карл Густав Юнг.

В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И.П.Павлова и Э.Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.

В Германии развивается гештальт-психология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания.

В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей».

В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.

Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).

1930–1940-е годы

В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальт-психология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии.

Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.

Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.

Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальт-терапия и др.).

Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.

Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.

Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.

1950–1960-е годы

Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.

Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии.

Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия.

Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер.

Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.

На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.

Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.

В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в тоталитарные культы (саентология, лайфспринг).

В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология.

Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной и приведённой в соответствие с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории (см.

теорию отражения) так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.

1970–1980-е годы

Происходит бурный рост когнитивной психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.

В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

Источник: //psychoexp.ru/osnovi-psihologii.html

Всё о психологии человека

Основы психологии

Психология человека — это наука, которая изучает людей, их поведение, мышление, причины поступков.

Зная мотивы, согласно которым индивид действует в той или иной ситуации, можно добиться желаемого, например, положительного разрешения своего вопроса или просто наладить отношения с окружающими. Психология аккумулирует все важнейшие знания о человеке.

Люди, которые хотят достичь высот в обществе, должны не только их знать, но и уметь применять на практике. Ведь наша жизнь — это постоянная борьба со сложившимися обстоятельствами ради победы личных интересов.

Люди борются за более высокооплачиваемую должность, за то, чтобы создать семью с понравившимся человеком, привлечь к себе внимание, добиться популярности, узнаваемости, заработать больше денег. Именно психологические знания и помогают индивиду достичь желаемых результатов.

Что такое психология человека, основные её направления

Психология изучает психику индивида, особенности её проявления и функционирования, а также закономерности развития. В переводе с греческого — это наука о душе человека. Это учение прошло длинный путь становления, впитав в себя много полезных знаний. В 19 веке психология стала самостоятельной дисциплиной.

Благодаря этой науке, люди научились понимать природу психических явлений. Существуют различные направления психологии человека, которые изучают разнообразные поведенческие, нравственные, мыслительные, бессознательные, личностные вопросы.

Подобная систематизация позволяет более детально рассмотреть и понять природу психических явлений.

Основные направления психологии человека:

  1. Когнитивное — изучает форму и содержание познавательной деятельности. Мышление и интеллект определяет поведение индивидуума. Данный раздел выясняет, каким образом приобретаются, сохраняются и используются различные знания.
  2. Ассоциативное — изучает психику на основе ассоциаций. Согласно этому учению сознание формируется под влиянием ощущений и чувств. Сложные понятия легче воспринимаются благодаря их отождествлению с более простыми. На закрепление ассоциаций влияет частота их повторения.
  3. Гештальт психология — попытка объяснить психические процессы благодаря существованию неких целостных образований — «гештальтов». Посредством восприятия и мышления окружающие предметы воспринимаются органами чувств как целые формы.
  4. Гуманистическая — изучает личность человека и его возможности. Люди живут в мире своих переживаний, и в зависимости от ситуаций исполняют различные ролевые функции. Основная задача жизни индивидуума — самосовершенствование. Человек задумывается о высоком, только удовлетворив свои низшие потребности.
  5. Глубинная — изучает бессознательные процессы. Эта наука считает неосознанные явления движущими силами человеческого поведения. Основателем психоанализа является З. Фрейд. Психика индивидуума включает бессознательные и вытесненные из сознания формы. Основу личности составляют иррациональные, эмоциональные, инстинктивные процессы. Благодаря психоанализу учёным удаётся выяснить причины психических явлений.

Какие книги по психологии помогут новичку?

Для того чтобы самостоятельно изучить психологию человека, нужно прочитать книги подобной тематики. Психология человека изучается с азов.

Прежде чем понять сложные научные выводы, нужно выучить основные термины и определения. Такую информацию можно найти в учебниках первого курса по психологии.

После освоения терминологии можно перейти к изучению работ классиков — З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма.

Самые известные авторские произведения по психологии: Экман Пол «Узнай лжеца по выражению лица», Н.В.

Батурин «Как управлять эмоциями», Мартин Селигман «Путь к процветанию», Дэн Ариели «Вся правда о неправде», Элис Мьюир «Уверенность в себе».

Кроме книг есть много интересных журналов: «Экспериментальная психология», «Российский психологический журнал», «Экзистенциальная и гуманистическая психология».

Психологию нужно изучать по книгам. Полученные знания рекомендуется закреплять на практике. Прежде чем советовать людям, психолог должен поработать над собой, изменить свой характер и поведение. Вначале следует изучить самого себя. Для того чтобы суметь помочь другим, будущему психологу нужно самостоятельно преодолеть свои фобии, избавиться от собственных комплексов и проблем.

Зачем нужны уроки психологии?

Психологические знания важны в любой области человеческой жизнедеятельности. Иногда люди не знают, как поступать в той или иной ситуации. Им на помощь придут уроки социальной психологии.

Они пригодятся каждому, кто хочет добиться взаимопонимания с окружающими, понять причины происходящих событий, мотивы поведения других людей. Знания по психологии помогают разрешить собственные проблемы и стойко отражать любые неприятности, встречающиеся на жизненном пути.

Психологическую науку можно изучать самостоятельно по книгам или с помощью рекомендаций специалистов.

Уроки по психологии заключают в себе знания из множества теоретических материалов. Они созданы опытными психологами, которые не только стремятся донести различные научные выводы до умов своих учеников, но и адаптируют их под практическое применение. В каждом уроке даются полезные советы и различные рекомендации.

Обучение начинается с изучения человека как личности. Прежде чем понять поведение людей, нужно исследовать причины, влияющие на их психику. Психологические знания можно применять на практике, благодаря специальным методам психологии. Зная все основы психологии нужно научиться воздействовать на окружающих и выстраивать с людьми дружеские отношения.

Почему уроки психологии от специалиста лучше самостоятельного чтения? Учебный курс специально рассчитан на людей, которые ничего не понимают в данной науке, но хотят быстро научиться разбираться в людях.

Опытный психолог даёт возможность изучить теорию и тут же рассказывает, как полученные знания применить на практике.

Без подобных подсказок можно годами изучать книги по психологии, но так и не знать, как повести себя в конфликтной ситуации.

Помимо книг и учебников, специалист на своих уроках использует психологические игры, упражнения. Они помогают людям закрепить выученный материал и лучше понять себя и окружающих. На уроках ученики могут принять участие в психологических экспериментах, изучить психологические эффекты, пройти тесты, посмотреть видеоматериалы.

Желающие изучить психологию могут обратиться за помощью к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину, или пройти у него онлайн-обучение.

Значение психологии в жизни человека

Уже в раннем детстве происходит формирование личности. Каждый человек впитывает в себя информацию из окружающего мира. Под влиянием этих знаний формируется характер человека. На жизненном пути каждый индивидуум встречает немало проблем. В зависимости от характера и желания человек может справиться с трудностями или, наоборот, покориться судьбе.

Большое значение во всевозможных проблемных ситуациях имеет самоконтроль. Если индивид умеет контролировать свои эмоции, его тяжело вывести из равновесия. Такая личность знает, как вести себя в обществе, как нравиться людям, добиваться желаемого результата.

Существуют простые правила, соблюдая которые можно легко добиться успеха:

  • необходимо научиться разбираться в людях;
  • со всеми окружающими нужно сохранять хорошие отношения;
  • всегда необходимо уважать интересы других членов общества;
  • нельзя опускать руки перед трудностями;
  • бороться за свои интересы нужно в любой ситуации;
  • не стоит постоянно винить себя за ошибки и часто вспоминать свои неудачи;
  • чтобы добиться успеха, нужно постоянно что-то делать;
  • нельзя бояться совершать поступки и брать на себя ответственность.

Люди по-разному себя ведут, попадая в незнакомую ситуацию. Некоторые начинают предпринимать активные действия. Более робкие и мнительные индивиды, наоборот, могут упасть духом. Разная реакция на одинаковую ситуацию объясняется индивидуальными особенностями личности, воспитанием, образованием, моральной закалкой.

Морально неподготовленный индивид не знает как правильно себя вести, встретившись с опасностью. Вместо того, чтобы действовать или, спасаясь, убегать, он может потерять ясность мысли, стать полностью неподвижным и уязвимым.

Для того чтобы индивидуум смог справиться с различными бедами, которые с высокой долей вероятности попадутся ему на жизненном пути, нужно подготовиться к негативным ситуациям, закалить психику и волю.

Выполнить эту задачу можно с помощью знаний из области психологии.

Если человек психологически готов к любым неприятностям, его ничем не испугать, он может адекватно среагировать на опасность и правильно действовать в любой ситуации.

Интересные факты в психологии

Знания о психологии человека способствуют личностному росту, помогают наладить хорошие отношения с окружающими людьми, добиться успехов в профессиональной сфере. Научные достижения в этой области приоткрывают дверь в мир нового и непознанного, позволяют понять причины, побудившие индивидуумов поступать так, а не иначе.

Подборка интересных психологических фактов:

  1. Человек чувствует себя счастливым, если его мозг постоянно чем-то занят. Ничто так не удручает, как отсутствие новой информации и возможности переключать своё внимание с одной темы на другую.
  2. Мозг работает даже во время сна. Проснувшись утром, человек помнит лишь то, что для него действительно важно.
  3. Серое вещество всегда сигнализирует о возможной опасности. Правда, некоторые сигналы люди склонны игнорировать, полагаясь на везение.
  4. Если человек хочет заняться чем-то новым, ему нужно около двух месяцев, чтобы привыкнуть. Спустя 60 дней любое новшество будет доведено до автоматизма и не вызывать дискомфорта.
  5. Люди, которые по ночам видят страшные сновидения, как правило, во сне мёрзнут.
  6. Для того чтобы избавиться от тревожных мыслей, рекомендуется почитать новую книгу. Она поможет переключить внимание лучше, чем музыка, спорт, алкоголь или просмотр кинофильмов.
  7. Если человек надеется получить слишком много, то он очень болезненно воспринимает неудачу. Чем скромнее планы, тем спокойнее реакция на поражение.
  8. В незнакомом месте люди держатся правой стороны. Очередь слева всегда короче той, что справа.
  9. Люди более охотно нарушают порядок, если видят признаки царящего вокруг беспорядка.
  10. Индивиды неохотно вступают в спор со спокойным человеком. Их больше привлекают слишком эмоциональные противники.
  11. Чем дольше люди спят, тем меньше они подвержены риску психического расстройства.
  12. Для того чтобы установить с кем-либо хорошие отношения, нужно назвать его имя.
  13. Что сделать, чтобы быстро заснуть: нужно лечь на спину, закрыть глаза, закатить зрачки вверх. Именно в таком положении людей одолевает сон.
  14. В дискуссии часто побеждает тот, кто кричит громче остальных. Хотя зачастую слишком эмоциональный спорщик бывает неправ.
  15. Малокомпетентные люди чаще добиваются высот, потому что неспособны оценить масштаб и последствия своих ошибок. Они отличаются твёрдолобостью, их не мучает совесть, они ведут себя слишком самоуверенно — опять же в силу своего непрофессионализма.
  16. Преступниками редко становятся красивые люди. Они и так получают всё, чего хотят от жизни — за счёт своего обаяния или просто за чужой счёт.
  17. Люди, которые заняты разрешением какой-то проблемы, часто не видят, что у них происходит под носом.
  18. Собеседники могут смотреть друг другу в глаза лишь пару секунд. Пристальный взгляд свидетельствует о влюблённости или о скрытой агрессии.

Психология памяти человека

Особое значение в психологии человека занимает память. Благодаря запоминанию информации, каждый индивид развивается, обучается, становится личностью.

В основе памяти лежит свойство нервных клеток изменяться под влиянием раздражителей и надолго сохранять следы нервного возбуждения. В нейронах происходят различные биохимические изменения.

Когда память оживляется, происходит возбуждение нервных клеток даже при отсутствии раздражителя.

Психология памяти тесно связана со свойствами воды. Ведь человеческий организм на 80 процентов состоит из жидкости. Вода может помнить состояния, в которых ранее пребывала. Подобный процесс возможен, благодаря способности жидкости поглощать, а также трансформировать и перераспределять энергию.

Методы психологического воздействия на людей

Социум состоит из людей, которые постоянно между собой общаются. Осознанно или нет, но все они воздействуют друг на друга. Существуют различные способы влияния на окружение.

Методы воздействия на человека:

  1. Заражение — способ основан на передаче эмоций от одного индивидуума другому. Если кто-то паникует или плачет, то у всех портится настроение. «Заразиться» можно как негативными, так и позитивными эмоциями, например, смехом, радостью, весельем.
  2. Внушение — индивиду внушают поступать так, как кто-то хочет. Внушение происходит с помощью слов, жестов, действий. У каждого индивидуума разная внушаемость. Мнительные люди и дети до 13 лет легче поддаются внушению, чем независимые личности.
  3. Убеждение — индивида убеждают поступать так, а не иначе с помощью логических размышлений. Чем выше интеллект человека, тем тяжелее его переубедить. В процессе убеждения важно вызвать доверие. Если собеседник сомневается в правдивости доводов, убедить его в чём-либо невозможно.
  4. Подражание — осознанно или бессознательно индивид старается скопировать манеру поведения другого человека. Обычно примером для подражания являются успешные, знаменитые и богатые личности.

Многими людьми используется ещё один способ воздействия на индивидуума. Его название – манипуляция. С помощью этого метода манипулятор получает желаемое, а у оппонента сохраняется иллюзия самостоятельно принятых решений. Ещё Аристотель говорил, что успех воздействия зависит от того, кто, кому и что говорит.

Психология личности — это увлекательная наука. Понять её основы может любой. Правда, применить на практике знания удаётся далеко не всем. Помочь разобраться во всех нюансах психологической дисциплины поможет опытный психолог.

Источник: //ProPanika.ru/psihologiya/vsyo-o-psihologii-cheloveka/

Общая психология – это… Основы и предмет общей психологии. Общая и социальная психология

Основы психологии

Общая психология – это наука, которая интересна как для психолога, так и для юриста, социолога. Сталкиваются с ней и представители ряда иных профессий.

Она изучает закономерности развития человеческого сознания, формирование внутренних процессов, психические состояния, свойства личности и так далее.

Более того, как в любой другой науке, основы общей психологии включают не только теоретические базовые знания, но и многочисленные исследования научных деятелей. Существование этой отрасли невозможно без изучения методов, функций, а также основного терминологического аппарата.

Предмет науки

Общая и социальная психология в обязательном порядке обладают собственным предметом. Так, основное внимание направлено на следующие факторы:

  • психическая активность;
  • память;
  • характер;
  • мышление;
  • темперамент;
  • эмоции;
  • восприятие;
  • ощущения и так далее.

Данные явления рассматриваются в тесной взаимосвязи не только с жизнью человека, но и деятельностью всего окружающего мира.

При изучении данного вопроса большое внимание необходимо уделять принадлежности личности к определённой этнической группе, учитывать исторические предпосылки её формирования.

Изучению также подлежат многочисленные познавательные процессы, происходящие внутри человека. Особым направлением психологии являются межличностные взаимоотношения в социальных группах различного количества.

Общая психология – это общетеоретическая наука. Она тесно переплетается с педагогикой, социологией, искусствоведением, философией, языкознанием и так далее. Введение в общую психологию начинается с многочисленных исследований. Благодаря им эта наука не стоит на месте и приносит заметную пользу обществу.

Полный теоретический курс включает в себя общая психология. Темы подразделяются на определённые разделы: введение, общие понятия, исторический ракурс, методы, принципы, система, особенная часть, зарубежный опыт и так далее. Особую роль в психологии играет практика, которая показывает результаты педагогической и практико-психологической работы.

Методы общей психологии

В данной науке существует огромное количество методов. Каждый из них широко используется в практической деятельности. Общая психология – это вершина всех психологических отраслей. Основное отличие от иных областей заключается в том, что здесь используются специфические методы. Например, в качестве основополагающей базы используются:

  • Наблюдение.
  • Эксперимент.
  • Беседа.
  • Анкетирование и так далее.

О каждом далее мы поговорим поподробнее.

Общая характеристика метода наблюдения

Особенно подробно о способах исследования рассказывает автор многих учебников по фамилии Маклаков. Общая психология включает такой метод, как наблюдение, которое по праву считается самым древним способом познания.

Самая простая и известная его форма – житейская жизнь и житейское наблюдение. Даже если вы обратите на себя внимание, то заметите, что пользуетесь этим психологическим методом изо дня в день.

Выделяют следующие виды наблюдения:

  1. Кратковременное и долговременное, которое может протекать в течение нескольких лет.
  2. Выборочное.
  3. Сплошное и специальное. В последнем случае наблюдатель сам погружается в исследуемую атмосферу.

Каждое наблюдение состоит из нескольких этапов:

1. Обязательная постановка конкретной цели и ряда задач, помогающих достичь ожидаемых результатов.

2. Выделение конкретного предмета, объекта исследования, ситуации.

3. Определение ряда способов, которые оказывают минимальное влияние на исследуемый объект.

4. Определение формы закрепления и обработки данных.

Считается, что большей объективностью обладает внешнее наблюдение, так как закрепление результатов осуществляется посторонним человеком. Данный метод также подразделяется на прямое и косвенное. Отдельно выделяется такой вид, как самонаблюдение. Данный метод обладает эффективностью лишь во взаимодействии с экспериментом и беседой.

Беседа как один из важнейших научных методов

Общая психология – это многогранная наука. Именно поэтому один метод имеет огромное количество различных вариантов применения на практике.

Важнейшим значением в психологии обладает беседа. Она представляет собой прямой или косвенный сбор сведений об опрашиваемом лице. Полученная информация может фиксироваться как письменно, так и устно. Вследствие последующей обработки полученных сведений, делаются выводы благодаря тщательному анализу.

Беседы также подразделяются в зависимости от характера разговора. Так, выделяют сбор сведений о человеке, интервьюирование, когда человек отвечает на заранее подготовленный перечень вопросов, опрос и анкетирование. Все вышеперечисленные виды имеют отличительные особенности, например, при анкетировании собеседник отвечает письменно.

Как показывает практика, самым эффективным методом сбора данных является личная беседа исследователя и исследуемого.

Создаётся атмосфера доверительного отношения, благодаря которой собеседники чувствуют себя комфортно и непринуждённо.

Для того чтобы собрать максимальное количество информации, тому, кто проводит опрос, необходимо тщательно подготовиться. Во-первых, составить план беседы и определить все проблемы, решение которых важно найти.

Беседа предполагает не только дачу ответов в определённой форме, но и вопросы от обследуемого лица. Как показывает практика, наиболее полную информацию можно получить в результате проведения двухсторонней беседы.

Эксперимент как психологический метод

О данном методе исследования подробно рассказывает Маклаков, «Общая психология» – одно из самых достойных его творений, где подробно освещаются все вопросы и нюансы проведения.

Экспериментом называют активное вмешательство в жизнь и деятельность обследуемого человека. Причём сделать это может как сам экспериментатор, так и лицо, заранее договорившееся с ним. В процессе используемого метода создаются определённые условия. В качестве результата эксперимента выступает определённое поведение или поступки испытуемого в создавшейся ситуации.

Данный метод также подразделяется на несколько видов. Наиболее популярным является лабораторный эксперимент. Он протекает в особых, специально созданных условиях. Обязательное условие – использование специфической аппаратуры. Все действия контролируются заранее определённым регламентом.

Отличительная особенность данного вида заключается в том, что испытуемый осознаёт, что в данный момент проходит эксперимент. Разумеется, он не знает с какой целью создаются условия, однако данный факт может скорректировать его поведение.

А это уже заметно сказывается на достоверности полученных данных.

Некоторые эксперименты могут проводиться единоразово, другие – многократно. Кроме того, одни предназначены для получения результата благодаря анализу поведения конкретного человека, другие – группы людей.

Много рассказывает о тестах общая психология. Учебник любого автора содержит информацию о данном виде методов. Тесты представляют собой определённое испытание, которое позволяет установить у конкретной личности определённый набор качеств и свойств характера.

Они представляют собой кратковременные и одинаковые для всех задания. Тесты могут быть собраны как по мере готовности испытуемого, так и по истечении определённого периода времени.

Кроме того, по результатам исследования делается вывод о наличии тех или иных личностных качеств и свойств, уровень развития индивида.

Тесты используются психологами для того, чтобы установить прогноз на будущее, предугадать поведение личности. Кроме того, благодаря проведению такой работы сотрудниками учреждений ставятся диагнозы. Все тесты должны быть правильно оформленными, а также отражать суть полученных результатов.

Каждый вопрос должен преследовать определённую цель (например, узнать уровень развития личности в учебном плане или же сформировать криминогенный психологический портрет преступника и так далее) и иметь научное обоснование.

Надёжность и точность – ещё одни качества, обязательные для проведения тестов.

Специфика генетического метода

Предмет общей психологии неразрывно связан с генетическим методом и генетическим принципом. Его суть заключается в необходимости исследования конкретной личности с той целью, чтобы определить общие научные закономерности. Отражение данного метода можно проследить как при наблюдении, так и при проведении эксперимента.

Объект общей психологии

Объект – это необходимое условие существования каждой науки. Важно отличать его от предмета, ведь это определённая отрасль, научный аспект, который в той или иной степени затрагивается исследователем. Что касается предмета, то он представляет более конкретные направления деятельности, которые освещаются в науке.

Объектом общей психологии является психика как всего человечества в целом, так и конкретной личности, индивидуума. Данное понятие рассматривается как одна из форм взаимодействия существ с окружающим миром. Ведь именно психика дарит способность претворять в действительность свои мысли, поведение, решения, побуждения и так далее.

Более того, любая информация, которая воспринимается человеком, является основой его функционирования. Психика позволяет получить представление о душевном и телесном, о внутреннем и внешнем, о чём подробно рассказывает общая психология. Учебник по данной дисциплине также даёт понятие предмета науки, который был описан ранее.

Виды предмета

Масштабность предмета рассматриваемой науки даёт основание для разделения его на несколько видов:

  • Процессы, то есть те явления, в результате которых появляются мысли, чувства и так далее.
  • Состояния – определённая форма восприятия окружающего мира: бодрость, подавленность и так далее.
  • Свойства – определённые качества человека, которые делают его индивидуальным в психологическом плане (трудолюбие, целеустремлённость и так далее).
  • Новообразования – умения, навыки, знания, которые человек приобретает в результате обучения, опыта и так далее.

Каждая из вышеперечисленных сфер предмета не может рассматриваться отдельно, так как все вопросы взаимосвязаны между собой.

Социальная психология

На сегодняшний день, самой популярной и актуально отраслью общей психологии является социальная психология. Данная наука изучает особенности человеческого поведения и деятельности конкретного человека в социуме. Истоки науки закладывались во второй половине 19 века.

Данная дисциплина представляет собой слияние психологии и социологии. Прежде, чем она начала отдельное существование, на протяжении многих лет собирались данные о человеке, его психологии и обществе. Первоначальные истоки заложены в философии, антропологии, языкознания, этнографии и так далее. Гегель, Фейербах и другие учёные являются наиболее яркими фигурами в мире социальной психологии.

Источник: //FB.ru/article/271526/obschaya-psihologiya---eto-osnovyi-i-predmet-obschey-psihologii-obschaya-i-sotsialnaya-psihologiya

Психология 101

Прежде чем углубиться в изучение психологии, необходимо получить основную информацию о различных отраслях психологии, теоретической точки зрения, истории и методах исследования. Если вы плохо знакомы с предметом или просто хотите освежить свои знания, эти статьи помогут начать ваше обучение.

Мозг и поведение

Ежегодно миллионы людей страдают от расстройств мозга и нервной системы, включая болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, инсульт и черепно-мозговых травмах. Эти болезни и травмы подчеркнуть важность биологических основ поведения. В этом разделе рассмотрим некоторые из основ биологической психологии.

Состояния сознания

Вы когда-нибудь задумывались, почему вы чувствуете себя более энергичным утром, пытались проанализировать ваши мечты или задавались вопросом, как работает гипноз? Все эти темы относятся к данному разделу.

Психология обучения

С момента рождения мы начинаем процесс обучения, который длится всю жизнь. Существует множество различных определений термина «обучение», но многие психологи описывают обучение как относительно постоянные изменения в поведении в результате приобретения опыта. Узнайте больше о некоторых теориях обучения.

Память

Возможность создания, хранения и доступа к памяти является неотъемлемой частью ежедневной жизни. От воспоминания, где вы оставили ключи до изучения языка память позволяет вам работать и взаимодействовать с другими людьми осмысленно. Узнайте больше о том, как память работает и как формируются новые воспоминания.

Психология развития

Изучение развития человека — богатая и разнообразная тема. У всех нас есть личный опыт развития, но иногда бывает трудно понять, как и почему люди растут, учатся и действуют определенным образом.

Психология развития стремится понять, объяснить и предсказать поведение, которое происходит на протяжении всей жизни.

Для того чтобы понять различные аспекты человеческого роста, возникли различные теории развития.

Психология личности

Что заставляет людей думать и действовать так, как они это делают? Существуют индивидуальные особенности стабильным на протяжении всей жизни, или же они изменяют? Это лишь немногие из вопросов, которые личность психологи пытаются ответить.

 Личность состоит из характерных моделей мыслей, чувств и поведения, которые делают каждого человека уникальным. Эта тема стала одной из наиболее изученных областей в психологии, порождая известные теории разработан для описания и объяснения, как и почему люди развивают определенные характеристики личности.

Изучите ссылку ниже, чтобы узнать больше об этом увлекательную область психологии.

Патопсихология

Одной из основных задач психологии для понимания и лечения психических расстройств.В этом разделе, узнать больше об области патопсихологии в том числе различных видов лечебных процедур используется психологами, а также некоторые из основных видов психологических расстройств.

Помощь в выполнении домашней работы по психологии

Психология затрагивает весьма разнообразные области, касающиеся практически всех аспектов нашей жизни, в том числе поведение личности, семейное и социальное поведение.

Если Вы только начали изучать психологию, или этот увлекательный предмет уже стал вашей специализацией, следующий набор ресурсов, советов и научных инструментов помогут вам учиться эффективнее и показывать лучшие результаты на тестах, в эссе и дискуссиях.

Основы карьеры в области психологии

Вам нравится думать о причинах человеческого поведения? Вы когда-нибудь хотели помогать людям решать их проблемы? Если вы утвердительно отвечаете на эти вопросы, то вам обязательно надо рассмотреть карьеру в области психологии.

Можно продолжить образование, отвечающее вашим личным и профессиональным целям, в разнообразной и захватывающей области с широким спектром образовательных и карьерных возможностей.

Изучите этот раздел, чтобы найти инструменты, ресурсы и советы, необходимые для успеха в учебе, и найти ту область в психологии, которая подходит именно Вам.

Источник: //aboutyourself.ru/osnovy-psixologii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.