Особенности общения

Варианты общения – со сверстниками, с взрослыми, национальное общения

Особенности общения

Под термином «общение» часто подразумевают обмен информацией различного рода и характера между двумя индивидами, который осуществляется посредством применения различных речевых навыков, вербальных и невербальных методов коммуникации.

Подобного рода взаимодействие заключается также в последующей модификации всех областей сознания участвующих в общении индивидов, их развитие в мотивационных, поведенческих, когнитивных и даже эмоциональных областях.

Специфика разных вариантов общения, таких как, например, педагогическое общение или общение наравне со сверстниками, зависит от многих факторов.

Они зависимы от индивидуальных качеств каждого индивида, который является участником процесса общения, используемых в конкретной ситуации инструментов общения, речи, невербальной коммуникации, принадлежности участников к различного рода социальным формированиям и прослойкам, их культурное, духовное и религиозное развитие, банальной специфики воспитания.

Коммуникативное взаимодействие, осуществимое между двумя или группой людей, является сложным процессом, который выражается в формировании на уровне психики «новообразования».

Оно накапливает в себе все результаты на всех уровнях взаимодействия с определенным новым объектом и его познания, объединяет в себе все поведенческие реакции на данный объект реальности, и вызываемые им эмоции.

Специфика общения со сверстниками

Одногодки, то есть сверстники ребенка занимает второе место после семьи и близких по важности. Контактируя с подобными себе, с раннего возраста каждый человек обучается основам общения, исполнения определенной социальной роли, что может происходить посредством игры.

Наиболее интенсивное развитие процесса общения со сверстниками начинается в пубертатный период жизни. В этот же период ребенок в большей степени начинает осознавать значимость своего положения в социуме, контакт с ним.

Он начинает не только выставлять более серьезные требования к самому себе, но также и пытаться ставить свои условия окружающим его людям, в том числе взрослым.

Для детей общение в пубертатном периоде состоит из двух серьезных и одинаково значимых систем. Первая система – это общение с одногодками, подобными себе же детьми. Вторая система – общение с взрослыми.

Проблема заключается в том, что в пубертатный период, с точки зрения самого ребенка, общение с ровесниками происходит на равных что, в сущности, и происходит на самом деле. В то же время, общение со взрослыми выражается своей неравноправностью, что чаще всего приводит к такой ситуации.

Когда ребенок заметно отстраняется от семьи, близких, школы, и старается как можно больше времени проводить со своими сверстниками.

Таким образом можно говорить о том, что специфика общения со сверстниками заключается в его способности понижать для подростка ценность общения с взрослыми, в то время как само общение со сверстниками приобретает характер сверхценности.

Помимо этого, выражено меняется и тематика общения между одногодками. В дошкольном возрасте и младших классах общение между детьми носит более простой, познавательный характер, помимо этого дети часто стремились обратиться за помощью к родителям и взрослым.

В случае подростков тематика общения становится более сложной, она уже не направлена на общие интересы, а, скорее, на выработку индивидуальности.

При этом обращение к взрослым за каким-либо советом или помощью становится для них не просто нежелательным, а, скорее, любая возможность вмешательства в их дела со стороны взрослых воспринимается агрессивно.

Следует отметить, что в подростковом возрасте успешность в кругу ровесников ценится превыше чего-либо. В зависимости от того, насколько развита культурно и духовно подростковое содружество, в нем со временем так или иначе формируется свой специфический «кодекс морали и чести».

Как правило, в его основу ложится собирательная модель поведения, позаимствованная при наблюдении за поведением взрослых в определенных ситуациях.

Тяга к коллективной деятельности, коммуникации с другими подростками, желание входить в определенную «формацию» товарищей – это, фактически, неотъемлемая часть подросткового периода жизни.

Очень часто, если у ребенка нет возможности проводить время со сверстниками, он переживает это достаточно тяжело как личную драму жизни.

перейти наверх

Особенность общения с взрослыми

Нельзя переоценить важность процесса общения для каждого человека как социального существа. Уже с первых лет жизни основы психики, поведения и культуры контакта с окружающими закладываются в сознании человека посредством общения с окружающими его людьми.

Общение с семьей и близкими – это залог формирования культурной, цивилизованной, нравственно и культурно воспитанной личности.
В данном случае, если начинать рассматривать человека с его младенческого возраста, семья всегда является первой ступенью коммуникации для каждого из нас.

Личность ребенка, его индивидуальность, познание окружающего и самосознание – все это формируется исключительно благодаря контакту с взрослыми, наблюдения за ними, усвоения определенного примера и информации.

Особенности общения с взрослыми различной важности, особенно в дошкольном возрасте, характерны тем, что приобретают определенный внеситуативный характер. Это объясняется формированием и развитием речевых функций у малыша.

Наступает момент, когда ребенок способен контактировать с взрослыми не только относительно воспринимаемых им в реальности определенных объектов или ситуаций, происходящих вокруг него, но также и касательно собственных мыслей, фантазий, вымышленных ситуаций и объектов.

Такой внеситуативный вид общения может быть как познавательным, так и межличностным.

До пяти лет ребенку свойственна именно познавательная форма внеситуативного общения, которая формируется под действием мотивации к познанию и пониманию определенных вещей и явлений.

Уже после пяти лет формируется межличностная мотивация, которая является основой формирования потребности сопереживания, взаимопонимания, межличностных отношений.

перейти наверх

Особенности национального общения

Среди всех возможных специфик вариантов общения также следует упомянуть понятие «национальной коммуникации». Под этим термином чаще всего понимают определенный собирательный комплекс норм, правил и канонов, обычаев и культурных традиций определенной лингвокультурной группы населения.

Разные народы, даже если они обитают вместе, исповедуют одну религию, а их культура во многом схожа, обладают своей спецификой культуры общения.

Что уже говорить о сложностях взаимопонимания между куда более разными представителями национальностей, например, между жителем средней Европы, и коренным жителем Японии.

Следует отметить, что особенности национального общения учитываются чаще всего в ходе определенных деловых или политических коммуникаций.

Всегда необходимо помнить об определенных различиях в общении между представителями разных национальностей, в которые чаще всего включены: норма общения, взаимоотношение относительно времени, понятие индивидуализма и коллективизма, нормы подчинения и порядка.

Одним из феноменов межнационального общения является факт того, что многие подростки проще находят общий язык, нежели взрослые представители разных наций, что является следствием быстрого распространения и обмена определенными культурными явлениями. Также не стоит забывать, что наилучший инструмент в межнациональном общении – личный опыт.

Источник: http://PsyTheater.com/specifika-raznyx-variantov-obshheniya.html

Особенности общения с детьми, со сверстниками, со взрослыми

Особенности общения

Человек общается со всеми людьми, которые его окружают. Лишь на улице можно пройти мимо незнакомца и даже не обратить на него внимания. Однако если человек знаком с конкретным индивидом, тогда у него возникает намерение к нему обратиться, чтобы сказать простое «привет». Выделяют особенности общения человека с детьми, сверстниками и более взрослыми людьми.

Человек меняется в своем общении, в зависимости от ситуации, эмоционального состояния, того, с кем он общается. Нередко возникают конфликты на почве того, что человек общается не так, как это принято с теми или иными людьми. Вот почему следует разобраться в особенностях общения с различными категориями людей на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое особенности общения?

Под особенностями общения понимаются определенные правила или закономерности, которые возникают в том или ином диалоге.

Человек общается со сверстниками не так, как с детьми, а взрослым может рассказывать не то, что своим сверстникам. Здесь играют роль множество факторов, одним из которых является доверие.

В зависимости от того, насколько человек доверяет своему собеседнику, он перед ним в той или иной мере открывается, использует тот или иной стиль речи.

Общение возникает в результате возникновения намерения что-то рассказать другому человеку. А это намерение базируется на полученной информации, эмоциональном состоянии, поведенческих реакциях.

Самый лучший собеседник – тот, который молчит. Считается, что молчаливый человек является самым лучшим собеседником. Действительно ли это так? Действительно, но не на все 100%. Следует понимать, для кого-то молчаливый собеседник станет лучшим.

Раз ему нужно молчать, чтобы стать лучшим, значит, его собеседником является тот, который любит поговорить.

Человек, который любит поговорить и послушать самого себя (эти люди довольно часто считают свою жизнь очень ценной и важной, а также они считают себя очень умными и всегда правыми), будет считать своим лучшим собеседником того, кто рядом с ним молчит и внимательно его слушает. И поскольку есть люди, которые считают себя умными и ценными даже тогда, когда нет на то реальных подтверждений, то молчать в их присутствии является самым хорошим вариантом им понравиться.

Следует понимать, что не со всеми людьми подходит молчание. Если человек понимает, что он не всегда является правым и он не настолько важная личность, чтобы «распускать перья» перед другими людьми, тогда его идеальным собеседником станет тот, кто будет с ним разговаривать.

По большому счету можно выделить три группы людей:

  1. Разговорчивые.
  2. Молчаливые.
  3. Говорящие и молчащие в меру.

Кто самый лучший собеседник для вас? Зависит от того, какой вы человек в общении. Разговорчивые люди всегда легко сходятся с молчащими, а говорящие и молчащие в меру — с такими же говорящими и молчащими в меру. Если встречаются два молчаливых или два разговорчивых человека, то у них часто случаются непонятки и ссоры.

В зависимости от того, какая самооценка у человека, он считает своим лучшим собеседником того, кто эту самооценку поддерживает и дополняет. Собеседник с высокой самооценкой (то есть «важная личность») будет искать себе молчаливых слушателей.

Человек с нормальной самооценкой будет искать человека, который будет попеременно слушать его и что-то говорить от себя. А человек с заниженной самооценкой («молчун») будет искать себе «говоруна», то есть мнящего себя значимой личностью.

Кто самый лучший собеседник для вас? Зависит от того, каким вы являетесь собеседником.

перейти наверх

Особенности общения со сверстниками

Важную роль общение со сверстниками занимает при переходном возрасте. Когда ребенок становится подростком, у него меняется направленность общения. Он теперь больше тяготит к дружескому и товарищескому общению, нежели к детско-родительскому.

Подросток в своем возрасте сталкивается с двумя формами общения: со взрослыми и со сверстниками.

  1. Со взрослыми при общении возникает неравноправие. Взрослые требуют их слушаться и редко прислушиваются к мнению подростка.
  2. Со сверстниками подросток держится на равных. В его возрасте становятся актуальными желание показать себя, стать частью группы, развивать свою индивидуальность и становиться самостоятельной личностью.

Поскольку взрослые держат себя выше подростка, он больше тяготеет к ровесникам, с которыми он может общаться так, как того хочет. Здесь еще наблюдается тенденция к групповому общению, где есть лидер и все остальные. Лидера все уважают и даже в некоторой степени боятся. Однако на него пытаются быть похожими и даже мечтают свергнуть его, чтобы занять его место.

Подростки не общаются со взрослыми. Все свои тайны и секреты они начинают доверять друзьям. Это тоже связано с тем, что только со сверстниками подросток может пообщаться на равных, получить поддержку и пр.

У подростков часто можно наблюдать сленг, жаргонные фразы, особые жесты и мимику. Это все является следствием подражания той группе, к которой подросток старается принадлежать.

перейти наверх

С самого рождения ребенок нуждается в общении. Его окружают только взрослые люди, даже если этими людьми являются другие дети более старшего возраста.

Именно взрослые рассказывают, что детей окружает, как это называется и зачем это нужно. В первые годы жизни дети познают мир только через то, что они слышат от взрослых людей.

Здесь дети занимают подчиняющуюся роль и верят каждому слову родителей.

Уже в подростковом возрасте все немного меняется. Взрослые люди продолжают быть авторитетными, однако подросток уже сам ощущает себя взрослой личностью, которой пытается стать. Именно с этого возраста начнется постепенный переход от обращения на «вы» к взрослым на «ты».

Молодежь подражает взрослым людям. И если молодые люди (в том числе и подростки) видят, что взрослые отличаются от детей тем, что они зарабатывают деньги, работают, трудятся, тогда и сама молодежь начнет трудиться.

Если молодые люди будут видеть разницу между детьми и взрослыми в том, что более старшие индивиды пьют и курят, тогда и они начнут пить и курить.

Если молодые люди видят несерьезное отношение взрослых к жизни, тогда и они начнут безответственно себя вести.

Молодежь подражает взрослым людям. Почему? Потому что с самого детства человек старается стать самостоятельным, взрослым и независимым. Обратите внимание, как дети надевают одежду своих пап и мам, играют в игры, где они бухгалтера, учителя или шахтеры.

Дети хотят стать взрослыми, поскольку именно взрослые люди являются олицетворением власти, независимости и свободы. Молодые люди находятся на рубеже своего взросления и отказа от детства.

И в зависимости от того, что молодые люди наблюдают в поведении взрослых людей, они делают то же самое.

«Почему мой ребенок курит?» — возможно, в вашем окружении (или даже в семье) кто-то курит, а ваш ребенок копирует поведение этого человека. «Мой ребенок ругается. Что делать?» — возможно, вы сами ругаетесь, и ребенок просто копирует ваше поведение. Следует понимать, что молодые люди создают себе кумиров из взрослых людей.

Им кто-то нравится, и они начинают копировать поведение этого человека. Зачастую дети копируют поведение своих родителей. Поэтому если вы пьете, курите, безответственно относитесь к жизни, то и ваш ребенок может начать вести себя точно так же. Но бывает и так, что ребенок копирует поведение других людей, не похожих на их родителей.

В любом случае примером для подражания становятся взрослые люди!

Это подводит к одной важной мысли: если вы хотите, чтобы молодежь стала более ответственной, успешной и счастливой, необходимо начать с себя. Дети копируют вас! И если вы безответственны, неуспешны и несчастливы, то не нужно ждать чуда, что молодежь пойдет по другим стопам. Вы – взрослые люди – должны подавать пример молодым в том, какими они должны быть.

И это должны быть не слова, а ваши реальные поступки. Подрастающее поколение верит не словам, а вашим действиям. Поэтому они будут копировать ваше поведение, абсолютно игнорируя лживые слова (если вы говорите одно, а делаете другое). Причем молодежь точно так же начнет врать другим людям, как это делаете вы: будет говорить одно и делать другое. Вы – пример для подражания.

Что делаете вы, то будут делать и молодые люди.

перейти наверх

Особенности общения детей дошкольного возраста

Уже в дошкольном возрасте ребенок постепенно понимает, что его мир крутится не только вокруг мамы и папы, но и вокруг других детей. Он начинает общаться с детьми, которые не являются его братьями и сестрами. Это очень важно для отработки первых социальных навыков общения.

Здесь родителям нужно помогать ребенку правильно общаться с окружающими людьми любого возраста. Если у ребенка возникают конфликты с другими детьми, тогда нужно понять проблему и подсказать, что можно сделать в такой ситуации. Именно в данном возрасте малыш отрабатывает свои первые и базовые коммуникативные навыки.

перейти наверх

Особенности невербального общения

Особенностью невербального общения является то, что людям не нужны слова, чтобы понять друг друга. Психологи утверждают, что более 75% всей информации человек получает через невербальные сигналы: мимику, жесты, позы собеседника, его интонацию голоса и пр. Можно говорить, что угодно, но человек будет улавливать невербальные сигналы, чтобы более полно понять собеседника.

Невербальное общение является универсальным. Даже если человек не знает языка, то уже через жесты и позы может показать свое намерение или отношение к происходящему. Люди на интуитивном уровне понимают друг друга, даже если не слышат слов говорящего.

перейти наверх

Итог

Общение – самый главный и распространенный способ взаимодействия между людьми различного возраста и национальности. Чтобы изъясниться, люди используются различные механизмы, которые им известны. Культуре речи человек обучается с самого рождения у взрослых, затем отрабатывает свои навыки со сверстниками, а затем уже и сам становится родителем, который обучает детей речи и ее правилам.

Источник: http://PsyMedCare.ru/osobennosti-obshheniya-detmi-sverstnikami-vzroslymi

Особенности характера в общении – Психология жизни

Особенности общения

На поведение человека в процессе общения влияет его характер.

В переводе с древнегреческого слово «характер» обозначает «чеканка», «печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека.

Что такое характер? Условия формирования характера

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека.
Характер формируется на основе природных, биологических свойств человека и в результате влияния окружающей среды. Поэтому большую роль в формировании характера играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Зачем нам нужна самооценка?

Характер человека определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поэтому характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность основные свойства его характера.

В статье мы прежде всего рассмотрим вопрос о значении и влиянии характера человека на его общение. Даже будем смелее и поставим вопрос так: «Какие черты характера делают общение особенным?» Можно ли изменить характер?

Особенности характера в общении. Черты и свойства характера

Черты характера — это особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами характера. Любая черта характера есть некоторый устойчивый стереотип поведения — устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного поведения ситуациями.

Как добиться цели?

Характер человека имеет как общие так и частные черты и свойства. Глобальные свойства характера оказывает свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений и деятельность человека.

Общие черты характера человека:

1) самоуверенность – неуверенность;

2) согласие, дружелюбие – враждебность;

3) сознательность – импульсивность;

4) эмоциональная стабильность – тревожность;

5) интеллектуальная гибкость – ригидность.

Частные черты и свойства характера:

общительность – замкнутость, лидерские черты характера, и наоборот, подчиненность, а также оптимизм – пессимизм, совестливость – бессовестность, смелость — осторожность, впечатлительность – «толстокожесть», доверчивость – подозрительность, мечтательность – практицизм, ранимость – безмятежность, деликатность – грубость, самоконтроль — импульсивность, миролюбивость – агрессивность, деятельная активность – пассивность, демонстративность – скромность, честолюбие – непритязательность, оригинальность – стереотипность

.

Кроме того, в характере человека выделяют:

  • интеллектуальные (сообразительность, наблюдательность и др.),
  • эмоциональные черты характера, которые проявляются в отношении человека к миру (возбудимость, рассудочность и т.д.)
  •  волевые черты характера, которые определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремленность).

Особенности характера в общении: значение темперамента

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой.  4 темперамента: особенности типов темперамента

И не стоит забывать и о значении свойств темперамента на особенности общения конкретного человека. Свойствами темперамента человека являются экстраверсия и интроверсия или обычными словами, общительность и замкнутость. Досье на темперамент

Экстраверсия и интроверсия как черты характера проявляются в общении и выражают открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. Экстраверт — это общительный человек, проявляющий особый интерес к тому, что происходит вокруг.

Встав перед выбором пойти с друзьями на вечеринку или дома посидеть у телевизора, экстраверт скорее выберет первое в отличие от интроверта.

Интроверт все внимание направляет на самого себя. Он является центром собственных интересов, ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг.

Психологи утверждают, что на характер общения значительно влияет темперамент человека и его свойства больше, чем черты характера, потому что в отличие от темперамента характер человека обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека и его воспитанием.

Особенности характера в общении: Что можно узнать о человеке по манере его общения?

В любом общении вы можете определить черты характера, свидетельствующие об отношении человека к:1) другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и пр.)2) своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и пр.)3) самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность)

4) вещам (аккуратность, бережливость).

Источник: http://psylive.com.ua/psikhologiya-obshheniya/kharakter-i-obshhenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.