От воли к свободе
СВОБО́ДА ВО́ЛИ
Авторы: А. А. Столяров (В греческой философии), А. В. Апполонов (Эпоха Реформации), Ю. Н. Попов (Эпоха Просвещения), Б. М. Величковский (В современной науке)
СВОБО́ДА ВО́ЛИ, понятие европ. моральной философии, означающее способность индивида к нравств. самоопределению. Сам термин «С. в.» можно рассматривать как историко-филос. метафору, в которой акцентируется смысл понятия свободы, а воля может быть заменена «решением», «выбором» и т. п.
эквивалентами. Центр. проблема С. в. – вопрос об автономии воли и её пределах как условии моральности и способности к порождению внеприродной причинности, т. е.
о том, как соотносится природный или божественный детерминизм с интеллектуально-нравственной свободой и ответственностью субъекта.
В истории философии можно выделить 2 осн. способа выведения понятия о С. в. В первом (Аристотель, Фома Аквинский, новоевропейский рационализм) С. в. выводится из самого понятия воли как присущей разуму способности к самоопределению и порождению особой причинности.
Второй способ (прослеживается от Платона через Августина и б. ч. представителей схоластики вплоть до волюнтаризма 19–20 вв.) – постулирование С. в. как независимой от к.-л.внешней (природной или божественной) причинности и как предшествующей разуму способности к самоопределению.
В греческой философии
В греч. философии моральность выступала как одна из характеристик «включённости» индивида в течение космич. событий: космич. воздаяние, выступавшее в облике рока или судьбы в качестве выражения безличной справедливости, не предполагало С. в.
как непременного условия ответственности. У Сократа и Платона вменение связывается уже с произвольностью решения и действия, а свобода понимается как способность к добру.
Человек у Платона ответствен потому, что обладает знанием нравственно-должного; при этом каждая душа сама выбирает свой жребий и отвечает за него, «бог невиновен». У Аристотеля «волевое» понимается как самоопределение разума, являющегося источником специфич.
причинности, отличной от др. видов – природы, необходимости, случая, привычки; добровольное – это «то, что от нас зависит». В развитой стоицизмом детерминистич.
картине мира единственное, что «от нас зависит», – наше «согласие» принять или отвергнуть то или иное «представление»; наша добродетель, понятая как «разумность», означает принятие своей судьбы как проявления благого промысла.
В средние века
В средние века вопрос о С. в.
, точнее о «свободном решении» (liberum arbitrium), рассматривался в контексте богословских проблем предопределения (основанного на суверенной воле Бога определения человека к спасению или осуждению) и божественной благодати, необходимой для совершения человеком нравственно благих и спасительных действий.
Предложенное Августином в ходе полемики с Пелагием (см. Пелагианство) учение о свободном решении доминировало (с определёнными модификациями) на протяжении всего Средневековья.
При этом «”свободным” решение называется постольку, поскольку относится к воле, ведь воля свободна и её нельзя принудить… “Решение” же относится к разуму, ведь разум распознаёт то, чего затем желает воля. Воля – госпожа, а разум – слуга, показывающий ей верный путь» (Пётр Пиктавийский. Sent., II, 22).
Свободное решение – это не возможность выбирать между благом и злом, но способность «сохранять праведность ради праведности» (Гонорий Августодунский).Согласно Августину, после грехопадения человеческая природа настолько повреждена грехом, что «без благодати люди не могут делать добро, будь то в мышлении, в волении и любви, или в действии» (De corr. et gratia, 2). С. в. оказывалась т. о. в зависимости от благодати – дара, посылаемого Богом человеку вне зависимости от его заслуг и его желания. Свобода в этой ситуации парадоксальным образом оказывалась не свободой от греха, а свободой грешить: получив благодать, человек может сохранять её в течение всей земной жизни, но может и утратить, если по собств. воле совершит смертный грех.
Эпоха Реформации
В эпоху Реформации произошёл спор о соотношении С. в. и благодати между Эразмом Роттердамским и М. Лютером. Эразм выступил в защиту реальной С. в., предполагая возможность «сотрудничества» между человеком и Богом в вопросе спасения при наличии у человека свободного согласия на это.
Напротив, Лютер, доведя провиденциалистскую позицию Августина до логич. завершения, объявил С. в. «иллюзией человеческой гордыни»: воля человека вообще не может быть свободной, она находится в безусловном рабстве (servum arbitrium) либо у Бога, либо у дьявола, и всё происходящее в мире предопределено Богом.
В полемике с этой протестантской концепцией предопределения Л. Молина и Ф. Суарес акцентировали значение С. в. человека в принятии или отвержении благодати.
Молина выдвинул понятие «безразличной свободы» (libertas indifferentiae), согласно которому даже при наличии всех предпосылок к совершению действия человек может совершить или не совершить его, а также сделать нечто противоположное.
Эпоха Просвещения
Р. Декарт считал, что С. в. постигается без доказательств, одним нашим «внутренним опытом», это присущая нам врождённая способность соглашаться или не соглашаться с чем-либо. Абсолютный характер С. в. означает не только её независимость от чувственных побуждений (инстинктов, страстей и т.
п.), но и свободу поступать даже вопреки очевидным понятиям о благе и нравств. требованиям. Т. Гоббс, напротив, считал представление о С. в. иллюзией, поскольку человек не знает силы, определяющей его действия. Согласно Г. В.
Лейбницу, воля ведёт нас «к выбору того, что представляется наилучшим», однако это «сознание превосходства благ склоняет, а не принуждает», решение воли всегда остаётся «случайным» и потому свободным. В этике И. Канта С. в. постулируется как «свойство быть самой себе законом».
В качестве непременного условия нравственности С. в. относится к сфере практич. разума, автономного по отношению к разуму теоретическому. Она не может быть выведена из данных чувственно воспринимаемого мира, с его причинно-следственными закономерностями.Подходы Лейбница и Канта во многом задали контекст рассмотрения проблемы С. в. в различных версиях послекантовского идеализма (воля как «источник свободного движения одинаково к добру и к злу» у Ф. В. Шеллинга, свобода как изначальная характеристика воли у Г. В. Ф.
Гегеля, свобода выбора как акт конституирования личности человека у С. Кьеркегора и т. д.) вплоть до феноменологии и экзистенциализма 20 в.
В современной науке
В совр. психологии и когнитивной науке на первый план выдвигается проблема обоснования произвольности поведения, возможности рационального выбора, а также контроля наших действий со стороны сознания, бессознательных мотивов и нейрофизиологич. механизмов, в т. ч.
места последних в процессах принятия решений. Предсказание характера действия на основе данных объективных измерений активности мозга часто оказывается возможным до того, как человек сознательно отдаёт себе отчёт об инициации, казалось бы, произвольного действия.
Объяснение этих эксперим.
фактов в рамках детерминистских, статистико-вероятностных и либертарианских (постулирующих абсолютную свободу индивидуального выбора) представлений составляет суть актуальных междисциплинарных дискуссий о природе личной ответственности человека за совершаемые им действия и поступки.
Источник: //bigenc.ru/philosophy/text/3541415
Свобода воли это миф
Приветствуем вас, обладатели свободы воли! Вы никогда не задумывались о том, насколько мы на самом деле самостоятельны в нашем выборе? Существует ли свобода воли? Насколько мы себя контролируем? Действительно ли наши желания принадлежат нам? И, вообще, что такое «я»? Всё это совсем не праздные вопросы! В конце концов, как учил Сократ: «Познай самого себя и познаешь весь мир»! Но мы разберём проблему собственного «я» и свободы воли не столько с философской точки зрения, сколько с точки зрения психологии и физиологии. Именно поэтому даже, если вас не впечатлят философские рассуждения, вы всё равно сможете узнать много интересных фактов. А чтобы вы не сомневались в их справедливости, мы разместили ссылки на научные исследования внизу статьи.
Вопрос наличия свободы воли мучал людей с незапамятных времён [1]. О нём писали целые философские трактаты, вели религиозные проповеди и спорили на форумах [2]. Но особенно остро этот вопрос стал мучать людей в XVIII веке.
Это была пора фантастических научных открытий! Сэр Исаак Ньютон уже написал «Математические начала натуральной философии» [3], в которых убедительно подтвердил тезис Иммануила Канта о том, что «в любой науке ровно столько истины, сколько в ней математики» [4].
И это оказало колоссальное влияние на мир! С помощью математики доказали шарообразность Земли, перевернули представление человечества о Солнечной системе и придали науке современный вид.
Но, что имеет значение для нас, математика ещё раз подчеркнула противоречие между детерминизмом и свободой воли [5].
Апофеоза это противоречие достигло в работах Пьера-Симона Лапласа. Он утверждал, что можно составить такое дифференциальное уравнение, которое, при верных вводных данных, могло бы полностью предсказать все грядущие события. Это утверждение вошло в историю под названием «демон Лапласа» [6].
И с ним, понятное дело, были согласны не все! А со временем в защиту свободы воли стали призывать принцип неопределённости Гейзенберга, представляя мозг в качестве конгломерата элементарных частиц [5]. Но это всё пафосная лирика, а аккуратные исследования говорят в пользу детерминизма.
И первым, кто вбил гвоздь в крышку гроба свободы воли, был Бенджамин Либет [7].
Что такое свобода воли?
Прежде чем перейти к рассмотрению исследований свободы воли, следует дать определение предмету дискуссии.
Действительно, что следует понимать под свободой воли? Согласно определению, свободу воли характеризуют три критерия: (1) наличие альтернативного выбора, (2) отсутствие принуждения и (3) осознание причины своего выбора [8]. И такой свободы воли не существует [9]. Мы в своём выборе не свободны! Больше того, выбираем не мы.
Та частичка «я», которую мы воспринимаем, как своё самосознание, является лишь частью нашей личности. На самом деле, решение за «нас» принимает мозг, а наше самосознание лишь получает решения в виде готового ответа [10].Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Если бы Луна, совершая бесконечный цикл вращения по орбите Земли, вдруг была одарена самосознанием, то она бы тут же решила, что вращается так по собственной воле… Точно так же существо, с более высоким уровнем сознания, улыбнулось бы, глядя на бесконечно суетящихся людей, ослеплённых иллюзией собственной свободы» [11]. И люди, на самом деле, об этом догадываются, но не признаются себе в этом насчёт себя. Именно поэтому многие считают, что у окружающих меньше свободы воли, чем у них [12]. Хотя это и не значит, что наши поступки предопределены, просто у нас некорректное представление о детерминизме [13]. Как, собственно, и о самих себе!
Данные исследований свободы воли
Как уже говорилось выше, первым гвоздь в крышку гроба свободы воли вбил Бенджамин Либет [7]. Он установил, что мозг принимает решение о движении ещё до того, как мы успеваем его осознать. И сегодня всё больше исследований [14]–[19] подтверждают этот результат.
Поэтому детерминизм буквально стал «догмой» [9], или, лучше сказать, стандартной теорией. Хотя, конечно, если вы потрудились ознакомиться с протоколами исследований, то могли заметить, что в них речь идёт о принятии сиюминутных решений. Двигать ли пальцем, наступать ли ногой и всё в таком духе.
Но и гораздо более сложные решения так же детерминированы нашей генетикой [11], экспрессией нейротрансмиттеров [20] и культурной средой [21].
Исследования Хелен Фишер интимных взаимоотношений между людьми и животными однозначно демонстрируют детерминированность любовных чувств экспрессией нейротрансмиттеров, стимулирующих определённые зоны головного мозга [22], [23].
Так что это не мужчины выбирают женщин или женщины выбирают мужчин, это нервная система реагирует на внешний раздражитель и стимулирует мозг принять то или иное решение. И тем же самым механизмом обусловлена депрессия [24], [25], к сожалению, нередко являющаяся причиной самоубийства [26]–[28].
Человек сам принял решение умереть? Нет! Его принял мозг под воздействием гормонального фона.
В тоже время, следует понимать, что мозг никто не заставляет принимать какие-либо решения [10].
Он свободен и принимает их сам! Но решения эти продиктованы культурной средой, в которой он развивался [21], генетическими особенностями человека [11], состоянием гормонального фона [20] и огромным количеством других факторов.
Например, если человек родился с хорошими физическими данными и рос в благополучной семье, то его мозг будет реагировать на внешние раздражители не так, как мозг инвалида, выросшего в неблагополучной семье.Хотя сознательно эти люди могут сходиться во мнении о том, как следует себя вести в какой-то ситуации. Но вести себя будет каждый по своему, в соответствии с тем, как посчитает правильным мозг.
Что же такое «я»?
Самым главным заблуждением в рассуждениях о свободе воли является восприятие своего самосознания в качестве собственного «я». Это тщеславное заблуждение! Каждый из нас является не только своим самосознанием.
Самосознание – это только малая часть нашего организма. Он гораздо сложнее! Организм принимает во внимание огромное количество факторов, упускаемых из виду нашим сознанием.
Затем весь набор данных поступает в мозг, который обрабатывает их и принимает решение, воспринимаемое сознательным.
Но детерминировано ли чем-то принятие самосознанием выданного мозгом решения? Нет, но поскольку наше самосознание является лишь тусклым отражением нашего мозга, причин отклонить решение практически не остаётся. По крайней мере, не сегодня, так завтра мозг возьмёт своё!
P.S. Благодарим за внимание! Надеемся, что статья была интересна и познавательна.
Если у вас остались какие-либо вопросы, есть замечания или вы хотите высказать слова благодарности, то для всего этого можно воспользоваться формой комментариев ниже.
Оценивайте статью, делитесь ею с друзьями в социальных сетях, добавляйте сайт в избранное и боритесь с мракобесием во всех его проявлениях, аминь!
Источники
[1] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5345790/ [2] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5810915/ [3] britannica.com/topic/The-Mathematical-Principles-of-Natural-Philosophy [4] plato.stanford.edu/entries/kant-science/ [5] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3639403/ [6] sciencedirect.com/science/article/pii/S0039368115000370 [7] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4747633/ [8] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4887467/ [9] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2942748/ [10] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4938720/ [11] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2842067/ [12] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3012523/ [13] tandfonline.com/doi/full/10.1080/17588928.2014.934215 [14] sciencedirect.com/science/article/pii/S0010027714001462 [15] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3479453/ [16] nature.com/articles/nn.3826 [17] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3625266/ [18] nature.com/articles/nn.2112 [19] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1693457/ [20] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4911849/ [21] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5670693/ [22] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4861725/ [23] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1764845/ [24] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4471964/ [25] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5542678/ [26] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3392294/ [27] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3057910/ [28] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4539867/ [свернуть]Загрузка…
Источник: //pop-science.ru/svoboda-voli
Cуществует ли свобода воли у человека?
Как-то в осеннюю ночь я не мог заснуть: мои мысли были заняты тем, как я начну эту статью. Мне представлялись различные варианты первого предложения, за ним еще двух. Затем я обдумал, как связать предложения со следующим абзацем и с остальной частью статьи.
В моей голове крутились все плюсы и минусы придуманных вариантов, что не давало мне забыться сном. Нейроны буквально гудели у меня в голове. Бесспорно, именно эта активность нейронов объясняет, почему я придумал все эти варианты и написал именно такие слова.
Но кроме того она объясняет, почему я обладаю свободной волей.
Все чаще и чаще нейробиологи, психологи и другие ученые мужи говорят, что я ошибаюсь. Они утверждают, ссылаясь на некоторые широко цитируемые исследования, что мной управляют бессознательные процессы, заставляющие меня выбирать именно те слова, которые я напишу.
Согласно таким взглядам, сознательное обдумывание и принятие решений происходят уже после того, как был сделан выбор на бессознательном уровне.
У сторонников этой точки зрения вывод таков: поскольку «наши мозги делают все за нас», совершая какой-либо выбор, следовательно, свободная воля — не более чем иллюзия.
Самая цитируемая работа, показывающая, что наш мозг тайно нами распоряжается, была выполнена еще в конце 1980-х гг. Бенджамином Либетом (Benjamin Libet) из Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Он разместил на поверхности головы испытуемых электроды и попросил их согнуть руку в запястье тогда, когда захочется.
Примерно за полсекунды до совершения движения отмечалась особая электрическая реакция мозга, называемая потенциалом готовности. Однако сами участники эксперимента осознавали свое намерение согнуть руку примерно за четверть секунды до совершения действия, т.е. мозг принимал решение прежде, чем сам человек его осознавал.
Оказалось, что руководящую роль играют бессознательные процессы, происходящие в мозгу. Более поздние исследования, проведенные с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), показали, что решение зарождается на бессознательном уровне еще раньше.
Джон-Дилан Хайнес (John-Dylan Haynes), сотрудник Центра вычислительных нейронаук им. Бернштейна в Берлине, вместе с коллегами опубликовал в 2013 г. работу, в которой оценивалась активность мозга в то время, когда человек принимал решение: сложить два числа или вычесть одно из другого.Оказалось, что по изменению активности мозга можно предсказать, каким будет решение испытуемого, за четыре секунды до того, как он это осознает. А это уже значительно больший временной разрыв.
Естественно, оба исследования вместе с другими аналогичными работами привели к радикальным заявлениям, что у нас нет свободы воли.
Хайнес в интервью для журнала «New Scientist» отметил, что «наши решения предопределены бессознательными процессами задолго до того, как их узнает наше сознание», и «по всей видимости, мозг принимает решение раньше, чем личность человека». Другие исследователи разделяют такое мнение.
Эволюционный биолог Джерри Койн (Jerry Coyne) пишет, что «так происходит со всеми нашими … выборами, ни один из них не может возникнуть в результате свободного и осознанного принятия решения с нашей стороны». Нейробиолог Сэм Харрис (Sam Harris) пришел к заключению, что мы «биохимические марионетки».
По его словам, то, что мы смогли обнаружить активность в мозге людей, обеспечивающую их осознанный выбор, за секунды до того, как они сами узнали об этом, ставит серьезный вопрос о статусе человека как сознательной личности, контролирующей свою внутреннюю жизнь.
Однако разве исследования действительно показали, что все наше сознательное обдумывание и планирование — всего лишь побочный продукт бессознательных процессов в мозге, не имеющий никакого влияния на наши дальнейшие действия? Вовсе нет. Другие люди, в том числе философ Альфред Меле (Alfred Mele) из Университета штата Флориды и я, по многим причинам убеждены, что ученые, настаивающие на том, что свободная воля — лишь мираж, вводят нас в заблуждение.
Основные положения:
- Нейроны, принимающие решение, активируются в нашем мозгу задолго до того, как мы осознаем сделанный выбор.
- Один из главных и широко обсуждаемых вопросов нейронауки и философии заключается в том, есть ли у нас свобода воли. Если окажется, что ее нет, то многие наши юридические и моральные установки потребуют серьезного пересмотра.
- Сомнение возникло из-за ряда хитроумных экспериментов, в которых было показано, что наш мозг запускает по меньшей мере некоторые действия раньше, чем мы осознаем принятие решения. Если это действительно так, существует ли свободная воля и в чем она заключается?
- Человеческая воля действительно может быть менее свободна, чем нам казалось раньше, но это не означает, что ее нет вообще. Несколько недавних социально-психологических экспериментов показали, что наше поведение сильно зависит и от сознательных причин и намерений.
Не будем торопиться
К аргументам противников свободы воли человека можно относиться настороженно по многим причинам.
Во-первых, нейробиология не обладает достаточной технической оснащенностью, чтобы точно определить, как нейронная активность, обеспечивающая способность к предположениям и оценке будущего выбора, связана с тем, что мы будем делать спустя несколько минут, часов или дней. А в исследованиях, широко обсуждаемых антагонистами свободной воли, наоборот нельзя четко провести границу между сознательной и бессознательной деятельностью.
Рассмотрим эксперимент Либета. Прежде всего, испытуемые сознательно приготовились сделать несколько однотипных и незапланированных действий. Когда эксперимент начался, они сгибали руку в запястье тогда, когда им этого хотелось.
Можно предположить, что нейронная активность, определяющая сознательное планирование, влияла на последующее бессознательное начало движения рукой.
Это свидетельствует о тесном взаимодействии сознательной и бессознательной активности мозга.
Точно так же и исследование Хайнеса, в котором испытуемые должны были много раз выбирать (сложить два числа или вычесть одно из другого), не предоставляет нам надежных доказательств отсутствия свободной воли. Активность мозга, наблюдаемая за четыре секунды до того, как участник эксперимента осознает свой выбор, может отражать бессознательное предпочтение одного или другого варианта.Более того, такая активность мозга позволяла предсказать выбор с точностью всего на 10% выше, чем с помощью подбрасывания монетки.
В целом нейронная активность не может однозначно определить наш выбор за четыре секунды до самого действия, поскольку мы способны реагировать на какие-то изменения в ситуации за гораздо меньшее время.
Если бы это было не так, мы давно бы уже разбились в автомобильной аварии! Нейронная активность на бессознательном уровне может подготавливать нас к сознательному контролю и адаптации нашего поведения.
Ученые, отрицающие свободную волю, ссылаются на ряд психологических исследований, показывающих, что сознательный контроль наших действий гораздо слабее, чем нам кажется. И это действительно так.
Мы невольно подвержены влиянию окружающей обстановки, наших эмоциональных или когнитивных предубеждений. Пока мы не осознаем подобных влияний, мы не можем им препятствовать. Это одна из причин, почему я считаю, что свободной воли у нас меньше, чем многим кажется.
Но согласитесь, есть большая разница между «иметь, но меньше» и «не иметь вовсе».
В работах Либета и Хайнеса изучается выбор, который люди делают без сознательного обдумывания в процессе действия. Все мы выполняем повторяющиеся или привычные, в том числе и очень сложные действия, не задумываясь, просто потому, что мы их уже хорошо выучили. Вы вставляете ключ в замок. Бейсболист ловит мяч. Пианист погружается в исполнение «Лунной сонаты» Бетховена.
Рефлекторный поворот ключа, бросок за мячом или нажатие черных и белых клавиш зависят от психической активности определенного типа.
То, чем я занят бессонной ночью (сознательное рассмотрение разнообразных вариантов написания статьи), радикально отличается от выполнения хорошо изученных рутинных действий.В психологических исследованиях показано, что сознательное и целенаправленное обдумывание действительно влияет на то, что мы делаем.
Данные работы свидетельствуют о том, что если намерения сформулированы, то повышается вероятность, что мы завершим запланированное поведение. Такой эффект называется реализацией намерений.
Психолог из Нью-Йоркского университета Петер Голльвитцер (Peter Gollwitzer) вместе со своими коллегами провел научное исследование, в котором было показано, что люди, придерживающиеся диеты, которые сознательно решили игнорировать мысли о соблазнительной, но запрещенной еде, в итоге съели ее меньше, чем те, кто просто захотел сбросить вес.
Психолог Рой Баумейстер (Roy Baumeister) из Университета штата Флорида вместе со своими коллегами выявил, что сознательные рассуждения улучшают решение логических и лингвистических задач, а также помогают учиться на ошибках прошлого опыта и сдерживать импульсивное поведение. Кроме того, психолог Уолтер Мишел (Walter Mischel) из Колумбийского университета показал, что для самоконтроля имеет решающее значение способность удерживаться от соблазнов усилием воли.
Мы каждый день совершаем те действия, которые сами сознательно запланировали.
Конечно, не исключено, что отвечающая за планирование нейронная активность на самом деле не влияет на наши действия или же что мозг придумывает истории задним числом, чтобы объяснить нам и окружающим то, что мы уже сделали.
Однако с точки зрения эволюции в этом мало смысла. Наш мозг занимает только 2% от веса всего организма, но при этом потребляет 20% всей энергии.
Должно существовать сильное давление отбора, препятствующее возникновению нервных процессов, обеспечивающих сложные сознательные мысли, которые не имеют никакого отношения к нашему поведению. Более вероятно, что именно нейронные цепочки, позволяющие мне вообразить, как лучше написать эту статью, привели к ее написанию именно в том виде, как она получилась.
Свободная воля в мозге?
Распространено мнение, что верящие в свободу воли люди должны быть дуалистами, убежденными в том, что наша психика существует отдельно от мозга как нефизическая субстанция. Нейробиолог Рид Монтегю (Read Montague) в 2008 г.
писал, что «суть свободной воли заключается в том, что мы думаем и делаем какой-либо выбор независимо от всего, даже отдаленно напоминающего физический процесс». И Джерри Койн также утверждал, что «истинная свободная воля …
требует от нас выйти за пределы мозга, чтобы оттуда модифицировать его работу».
Некоторые люди думают о свободной воле именно так. На самом деле, для этого нет ровным счетом никаких оснований. В большинстве философских теорий представление свободной воли согласовано с научными взглядами на человеческую природу.
И все же большинство людей, как показывают исследования, считают, что у нас есть свободная воля, даже если вся наша психическая деятельность обеспечивается только активностью мозга.Проверить на прочность человеческие убеждения о свободе воли можно, если описать возможность создания технологии, которая позволит идеально прогнозировать действия, руководствуясь только наблюдением за активностью мозга. Сэм Харрис предположил, что такой рассказ должен «разоблачить ощущение свободной воли, показав, что на самом деле это иллюзия».
Мы с Джейсоном Шепардом (Jason Shepard) из Университета Эмори и Шейном Ройтером (Shane Reuter) из Университета Вашингтона в Сент-Луисе недавно провели серию экспериментов. Мы хотели проверить, действительно ли вера людей в свободную волю поколеблется, если они узнают, что поведение можно точно предсказать, наблюдая, как мозг обрабатывает бессознательную информацию.
Испытуемые, сотни студентов из Университета штата Джорджия, ознакомились с детализированным рассказом о фантастических технологиях сканирования мозга в будущем. В рассказе говорилось о женщине из далекого будущего по имени Джилл, которая в течение месяца носила на голове специальное устройство, считывающее всю активность ее мозга.
С помощью этой информации нейробиологи могли предсказать все ее мысли и поступки, даже когда Джилл пыталась обмануть систему.
Рассказ заканчивался выводом: «Данные эксперименты подтверждают идею, что вся психическая деятельность человека — не что иное, как активность его мозга, и, следовательно, по ее изменению можно предсказать все, о чем человек подумает или что он сделает в ближайшее время».
Более 80% испытуемых сказали, что верят в возможность создания подобной технологии в будущем, при этом 87% из них ответили, что Джилл обладала свободной волей. Их также спросили, означает ли существование такой технологии, что воля людей менее свободна.
С этим согласились около 75%.
Дальнейшие результаты показали, что подавляющее большинство участников эксперимента считают, что пока технологии не позволят контролировать человеческий мозг и управлять им извне, люди будут обладать свободной волей и нести моральную ответственность за свое поведение.
По-видимому, большинство испытуемых решили, что гипотетический сканер мозга всего-навсего записывал активность нейронов Джилл в процессе сознательного мышления и обдумывания разных вариантов для принятия решения.Таким образом, вместо того, чтобы рассматривать мозг Джилл как орган, заставляющий ее что-то делать (в этом случае она не обладала бы свободной волей), они склонны были полагать, что сканирующее устройство выявляет, как свободная воля расположена в мозгу.
Так почему же люди, отрицающие свободную волю, считают иначе? Возможно, это связано с текущим уровнем развития человеческого знания. Пока в нейробиологии не будет решена проблема сознания, идеи противников воли будут очень привлекательны: если наш мозг делает все сам, то для сознательного мышления работы не остается.
Развитие технологий регистрации активности мозга поможет более точно оценить, насколько сознательны наши действия и в какой степени наше поведение управляется бессознательными процессами, которые мы не можем контролировать. Поиск ответов на вопросы о свободе воли чрезвычайно важен. Для правовой системы и для моральной основы нашего общества требуется лучше понимать, в каких ситуациях человек ответствен за свои действия, а в каких нет.
Автор публикации: Эдди Намиас (Eddy Nahmias) —профессор факультета философии и Института нейронаук при Университете штата Джорджия (США)
Источник: neuromont.ru
Источник: //intalent.pro/article/cushchestvuet-li-svoboda-voli-u-cheloveka.html
Чем «воля» отличается от «свободы»
Известные в древнерусском языке с XI века слова «воля» и «свобода» в определенном контексте могли сближаться по семантике настолько, что становились синонимами. Но сегодня между двумя русскими словами обнаруживается заметная, хоть и не всегда очевидная разница.
Похожи или нет?
Если свести трактовку к лаконичным определениям, то свобода — это некое состояние, тогда как воля — определенное качество. Сравните: свобода выбора — воля к победе.
Постановка двух слов в один синонимичный ряд связана с тем, что свободный и вольный человек действует так, как считает нужным, нередко следуя правилу: разрешено все, что не запрещено. Фактическое равенство двух лексем встречается в словаре 1863—1866 гг.
Владимира Даля, который определяет свободу как «собственную волю, простор, возможность действовать по-своему». В современном значении свобода нередко определяется как наличие внешних условий для реализации воли человека.
О том, что концепт «свобода-воля» может рассматриваться как единый, говорит и лингвист Нина Арутюнова. Она считает, что две лексемы находятся «в постоянной борьбе и делят между собой языковое пространство».
В своей монографии «Воля и свобода» Арутюнова пишет, что различия между «свободой» и «волей» проявляются тогда, когда речь заходит о характеристиках человека. Живущих вне социума называют «вольными».
Тех, кто может поступать по своему усмотрению, но с учетом общественных законов, считают «свободными».
Разная этимология
По мнению Макса Фасмера, «свобода» этимологически восходит к церковнославянскому «свобство», где корень «своб-» употребляется в значении «свой». Таким образом, свобода обозначала «положение своего» в обществе.
При этом в древнерусских текстах «свободити» часто употребляется вместе со словом «рабство», а «свобода» воспринимается как противоположность состояния раба и приписывается всякому, кого освободили, сделали своим.
Воля принадлежит к индоевропейскому словарному фонду. Слово образовано в результате чередования гласных и семантически связано с «велеть», при этом в значении интегрируются такие признаки, как «желание» и «выбор». В древнерусском языке «воля» обозначало осознанный выбор между несколькими возможностями, некое усилие разума для принятия наиболее разумного решения.
Свой — чужой
В диссертации кандидата филологических наук А. Лисицына «Анализ концепта “свобода-воля-вольность” в русском языке» лексемы «свобода» и «воля» противопоставляются по принципу «свой-чужой».
По мнению ученого, изначально «свобода» и «слобода» были почти синонимами и обозначали состояние человека, и место его проживания — обособленное, где живут только свои.
Противопоставлением «свободе-слободе» становилась «воля», которая ассоциировалась с чужим миром, тем, что находилось за пределами слободы.
О деньгах и птицах
Оригинальный вариант семантического расхождения «свободы» и «воли» приводит в своей монографии Н. Петровых.
По мнению исследовательницы, «воля» в русском сознании — это полет, простор, ветер, птица, свет, счастье, жизнь, раздолье, стихия. Тогда как свобода ассоциируется с законом, деньгами, равенством, братством, творчеством, демократией.
Важно, что при рассмотрении психологической составляющей, свобода — это ответственность, а воля — независимость, сила, решительность.
Воля и произвол
Интересное исследование провела А. Вержбицкая. В монографии «Понимание культур через посредство ключевых слов» она указывала на явную связь «воли» и феномена массовых крестьянских побегов, когда воля воспринималась как способ «жить не в заключении».
Отсюда сближение «воли» со стихийностью, разгулом, беззаконием, произволом. Как пишет Н. Петровых, воля для русских — это душевное состояние, которое овладевает человеком настолько, что он не боится нарушить любые законы.
Воля может быть эгоистичной, и крайним ее проявлением становится русский бунт.
Интересно, что в романе «Я пришел дать вам волю» Василий Макарович Шукшин ставит волю на границе с «языческой безумной стихией», а проявление воли — это тот самый русский бунт, отрицающий законную власть, кровавый и беспощадный.
Неслучайно движущими силами разинского бунта в романе становятся беглые бесправные крестьяне и вольные казаки. Первые хотят обрести законную свободу, вторые — освободиться от социального рабства.По мнению автора, в финале романа бунтовщик Разин достигает абсолютной свободы духа, веря, что «дал людям волю».
Свобода и смирительная рубашка
По мнению А. Вержбицкой, в русском сознании «свобода» на протяжении всей истории противопоставлялась «стесненности и ограничениям», поэтому обретая свободу, человек словно «освобождался от своего рода смирительной рубашки, материальной или психологической».
Что русским ближе
Большинство исследователей сходятся во мнении, что русскому сознанию «воля» ближе. Семантически она связывается с «желанием», «удовольствием», «простором» и «русским полем».
«Свобода», как пишет русский религиозный мыслитель и историк Георгий Федотов, «все еще кажется переводом с французского liberté».
Это приводит к тому, что «свобода» ассоциируется у русских с законом, властью, независимостью и демократией.
«Свобода» трактуется многими философами как часть европейского сознания. Например, у Канта она выступает как состояние нравственного сознания, тогда как в проявлении мыслей, чувств и желаний в отношении «других явлений природы» человек не свободен. По мнению И.
Фихте, свобода заключается в добровольном подчинении исторической необходимости через ее познание. Г. Гегель считал, что путь к свободе долог и тернист, и прежде чем человек станет по-настоящему свободен, пройдут века. При этом философ не отрицал свободу духа и мысли.
На Руси идея свободы была испокон связана с православием и верой. Такое понимание излагали и мыслители Серебряного века — В. Соловьев, Н. Бердяев, Л. Шестов. В их работах свобода определялась как состояние духа, а воля — как состояние души.
В русском менталитете воля — это безграничный простор для личности, для поступков, отсутствие границ. Воля — это движение, готовность действовать вопреки, отрицание любой власти и одновременно покой и умиротворенность, потому что «душа не болит от тоски и тесноты». Свобода же находится вне пространства и времени, но ее обретение никогда не выходит за рамки действующих правил и законов.
Источник: //cyrillitsa.ru/history/120839-chem-volya-otlichaetsya-ot-svobody.html