Отношение к учебе

Содержание

Отношение к учебе

Отношение к учебе

Полное собрание материалов по теме: отношение к учебе от специалистов своего дела.

Труд учителя невозможно переоценить. На плечи педагога возложена уйма обязанностей. Помимо основного его призвания – нести знания в массы, что уже само по себе нелегко, – ещё и приходится выполнять массу бумажной работы: подготавливать планы, проверять тетради, вести журналы, заниматься методической работой. Кроме того, учителем составляется характеристика на учеников.

Составление характеристик является важной и ответственной частью работы учителя. Процедура эта не так проста, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, информация в характеристике должна быть изложена правдиво и беспристрастно, должна адекватно характеризовать учащегося.

Во-вторых, необходимо грамотно передать требуемую информацию на листе бумаги, так как документ этот публичного характера и будет доступен для прочтения другим людям.

Что же собой представляет характеристика на ученика школы, как её правильно написать, зачем она нужна? Все эти вопросы вызывают немалый интерес у педагогов, особенно начинающих, которые только столкнулись с подобным заданием.

Характеристика на школьника, её предназначение

Зачастую характеристики составляются классным руководителем при переходе ученика в другую школу или класс или по требованию руководства школы. Например, по окончании четвёртого класса педагог составляет характеристику на учеников для учителя старших классов, в девятом — для ПТУ или техникума, в одиннадцатом — для высшего учебного заведения.

Поэтому преподавателю часто приходится писать их большое количество, из-за чего текст получается шаблонным и содержит информацию общего характера, не представляя характеристику личности в должном объёме.

Это в итоге может негативно повлиять на ученика и на его взаимоотношения с новым педагогом.

Характеристика на учеников — это документ, который знаком практически каждому человеку, она должна максимально отражать четы характера учащегося, его психологические и личностные особенности.

Еще статьи:  Мужчина на работе

Важно при составлении характеристики избегать предвзятости и давать объективную оценку школьнику. Правильно составленная характеристика станет большим подспорьем для нового учителя при смене учеником места обучения. Она поможет определить тип личности, особенности и черты характера, а также выявить потребности и способности ребёнка.

Основные требования к составлению характеристики

Документ должен иметь определённую структуру и легко читаться. Должен быть понятным для человека, не знакомого с учеником, на которого составлена характеристика.

Информация, указанная в характеристике, должна давать обширную картину индивидуально-психологических особенностей, свойственных конкретному школьнику, на которого она составлена.

Запрещено указывать сокращённо фамилию, имя и отчество ученика, а также его адрес и контактную информацию.

В характеристике должна быть дана квалификация знаний и умений учащегося.

Психолого-педагогическая характеристика ученика составляется на основе карты учащегося. Благодаря психолого-педагогической карте преподавателю проще беспристрастно оценить способности ученика по специально разработанной шкале. Она помогает раскрыть особенности характера школьника, оценить уровень знаний и поведение.

Шпаргалка для написания характеристики

В первом пункте характеристики описываются общие сведения, указываются ФИО, адрес, возраст учащегося. Дается словесная характеристика школьнику.

Здоровье, физическое развитие

В следующем пункте необходимо описать общее состояние здоровья ребёнка, его физическое развитие, указать, нет ли хронических заболеваний, соответствует ли рост и вес ученика норме для его возраста.

Семейная атмосфера

Следующий пункт – об условиях семейного воспитания ученика. Описывается состав семьи, её материальное благополучие, психологическая атмосфера в семье учащегося, его отношения с родственниками. Необходимо указать возраст, профессию и место работы родителей, контактную информацию для связи с ними.

Информация о классе

Характеристика на ученика начальной школы должна содержать информацию о классе. Укажите количество учащихся в классе, сколько мальчиков и девочек в нём учится. Дайте общую характеристику классу, его успеваемости, активности и организованности.

Еще статьи:  Красивое признание в любви мужу

Описание личных качеств учащегося

Далее следует обширное описание поведения и места ребёнка в классе: его дисциплинированности, успеваемости и организованности, прочих личностных качеств (является ли лидером или, наоборот, ведёт себя изолировано и обособленно, организатор он или исполнитель).

Укажите, есть ли у него близкие друзья среди сверстников. Отметьте уровень развития морали и нравственности школьника: его представления о дружбе, честности, предательстве, совести, отношение к труду.

Есть ли у него увлечение какой-то из сфер деятельности, может ли он подолгу заниматься любимым делом, посещает ли интересующие его секции?

Отношение к учёбе

Характеристика на учеников должна указывать на отношение школьника к учёбе: есть ли к ней интерес, какие предметы любимые, склонен ученик больше к гуманитарным наукам или к точным и т. д. Опишите, любознателен ли ребёнок, его психологические особенности, тип мышления, насколько развита память. Укажите, какие качества развиты хорошо, а над чем требуется ещё поработать.

Темперамент ученика

Далее опишите тип темперамента, к которому относится учащийся, какое настроение преобладает в школе, подвержен ли он эмоциям и как их проявляет. Дайте оценку волевым качествам, смелости, целеустремлённости, решительности.

Выводы

В последнем пункте обобщите изложенную выше информацию, сделайте выводы. Соответствует ли развитие учащегося нормам для его возраста? Дайте общие рекомендации и советы родителям и будущим учителям, сделайте акцент на пунктах, которые требуют особого внимания со стороны взрослых.

Образец характеристики на ученика класса

Характеристика на ученика 4-В класса

Средней общеобразовательной школы № 171

Васильковского Василия Васильевича

2006 года рождения

проживающего по адресу:

г. Тюмень, ул. Ленина дом, 56, кв. 158

Ученик осваивает школьную программу на среднем уровне, неконфликтный, сдержанный, спокойный. Дисциплину не нарушает, уважительно относится к педагогическому составу. Физическое развитие ребёнка в норме, активен, занимается восточными единоборствами. Видимых проблем со здоровьем нет, на учёте у узконаправленных специалистов не состоит. Рост и вес соответствуют норме.

Еще статьи:  Ревность к прошлому мужчины

Живёт в полноценной семье, которая состоит из отца, Васильковского Василия Ивановича, 1980 года рождения (работает инженером в мостостроительной компании), и матери, Васильковской Виктории Андреевны, 1984 года рождения (домохозяйка). Семья благополучная, судимостей у членов семьи нет, родители интересуются успеваемостью ребёнка в школе, участвуют в организационных вопросах класса.

Психологическая атмосфера в классе удовлетворительная, успеваемость на среднем уровне. В классе обучаются 26 детей, из них 15 мальчиков и 11 девочек.

Третий класс на отлично закончило семеро человек, ещё пятнадцать детей окончили год хорошистами и четверо учащихся — удовлетворительно. Василий организован, выполняет порученные ему задания, исполнительный, лидерских качеств не имеет.

С классом не конфликтует. У мальчика есть друг, с которым он проводит время на переменах и после школы.

Ребёнок дружелюбный, стеснительный, уравновешенный. Склонен в большей части к точным наукам, проявляет интерес к спорту. Проблемным предметом является чтение. Техника чтения ниже нормы.

У ребёнка есть целеустремлённость, но неярко выраженная. Эмоциям ярко не проявляет, скован в их выражении.

В целом ребёнок развит хорошо, отвечает всем нормам психического и физического развития. Психически уравновешен, посещать детский коллектив может. Следует обратить внимание на излишнюю застенчивость ученика, продолжать развивать умения в точных науках и улучшить технику чтения.

Выше был представлен среднестатистический образец характеристики на ученика младшей школы.

Характеристика на учащегося старших и выпускных классов составляется в этом же ключе, отличительной чертой является больший уклон на профессиональные навыки и предрасположенность школьника к тем или иным предметам.

Указываются рекомендации по выбору направления в обучении в высшем учебном заведении и дальнейшему выбору профессии.

После того как характеристика на учеников составлена, её нужно задокументировать, присвоить регистрационный номер и внести в журнал входящей и исходящей документации.

Объём характеристики в среднем должен быть на один лист формата А4.

Используя описанные выше рекомендации и следуя примеру составления характеристики, вы без особого труда сможете подготовить необходимый документ на любого учащегося вашего класса.

Еще статьи:  Ирина антоненко личная жизнь

Обучение в подростковом возрасте занимает важное место в жизни школьника. Подростку интересней самостоятельные формы обучения, когда учитель лишь помогает ему, интересней работать и изучать те предметы, которые по-мнению подростка пригодятся в дальнейшем.

Интерес к учебе связан с качеством преподавания, от того как учитель ведет урок, осуществляет подачу материала, увеличивается заинтересованность, мотивация ученика. Постепенно формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к предмету.

Учеба в подростковом возрасте

Учеба в подростковом возрасте связана с новыми мотивами учения, пересекающимися с критериями предъявляемыми будущей профессией. Знания по другому осмысливаются подростком, становятся более ценными.

Актуальные знания позволяют подростку занять лидирующее место среди сверстников. Подростковый возраст — период, наибольшего изучения информации. Расширяются знания в житейской области, художественной, научной.

В этот период подростки часто посещают музеи, театры, лекции.

Эрудированный подросток пользуется особым уважением у сверстников, что стимулирует его в дальнейшим к освоению новой информации. Полученные знания нравятся подростку, развивают его мыслительную деятельность. Знания полученные в школе, так же удовлетворяют его.

Характерной особенностью в изучении школьного материала является отсутствие выбора, вследствие чего школьнику приходится изучать весь материал, все предметы.

Не все предметы для подростка интересны, если он не видит необходимости данного предмета для его дальнейшей профессиональной или творческой реализации у него может возникнуть негативное отношение к предмету.

Мотивация подростка на учебу

Успех и неуспех в обучение является одним из мотивационных факторов. Успех увеличивает интерес подростка к учебе, вызывает положительные эмоции. Неуспех, наоборот, уменьшает желание подростка учить данный предмет, вызывает негативные эмоции.

Важным стимулом к учению являются притязания на признание со стороны сверстников. Высокого статуса подросток может достичь благодаря высокому уровню в знаниях, оценка за предмет, также является значимой для подростка.

Высокая оценка подтверждает способности ученика. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка.

В случае обратном, когда оценка и самооценка сильно отличаются, может возникнуть внутренний конфликт и дискомфорт.

Еще статьи:  Как понять стоит ли продолжать отношения?

Устойчивые мотивы к обучению формируются у подростка на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Познавательные интересы у подростков сильно различаются, характеризуются изменчивостью, ситуативностью, неопределенностью. У некоторых подростков познавательные интересы выборочные.

Основные критерии мотивации подростка:

  • успех и неуспех в учебе;
  • притязания на призвание со стороны сверстников;
  • высокое положение у сверстников;
  • профессиональная необходимость;
  • интерес к изучаемому предмету;

Отношение подростка к учебе

Требования к усвоению материала к подростку выше, чем в младших классах, для овладения учебного материала подросток должен обладать высоким уровнем учебно-познавательной деятельности. Новые требования к овладению учебного материала, усвоение научных понятий, системы знаков, развивают в подростке теоретическое мышление, интеллект.

Изучая новый материал изменяются процессы восприятия, подросток не просто запоминает схему, а умеет в ней разобраться. Происходит интеллектуализация процессов восприятия, развивается способность выделить главное.

Значение знаний для развития подростка

Механическое запоминание мешает подростку усваивать материал. Объем, изучаемого нового материала велик, и усвоить его используя старые приемы запоминания не возможно.

Эффективно строить изучение материала на анализ содержания материалы, выделения логических связей, выделения главного.

Подростки, изучающие материал с помощью осмысления прочитанного, имеют преимущество перед подростками использующими механическое запоминание.

Развитая речь подростков, умение выражаться своими словами, творческое воображение, помогают при усвоении материала. Подростки придают огромное значение развитию собственной речи, понимая, что развитая речь является критерием их дальнейшей успешной карьеры.

Теоретическое мышление позволяет подростку устанавливать все большее количество смысловых связей в предмете изучения.

Источник: https://xn----etbhjbchkvbebdbf6aza0c2d6g.xn--p1ai/otnoshenie-k-uchebe/

Схема характеристики на ученика: составить легко!

Отношение к учебе

Характеристика на ученика — это особый документ, составленный педагогом, которые содержит важные сведения о ребенке. Помимо личных данных и информации о родителях это еще индивидуально-психологические особенности школьника.

Грамотно и правильно составленная характеристика на ученика — это самый распространенный, эффективный и доступный способ, позволяющий определить индивидуальные особенности ребенка.

Она позволит новому учителю быстро наладить контакт со школьником и составить план для дальнейшей максимально эффективной работы с ним. А вот некорректная характеристика наоборот способна серьезно навредить отношениям между ребенком и педагогом.

Поэтому очень важно подойти к ее написанию со всей ответственностью.

За долгие годы работы учителями была составлена правильная и максимально удобная схема характеристики на ученика. С ее помощью даже начинающий педагог сможет легко справиться со своей задачей. Характеристика будет составлена быстро и грамотно.

Уже не одно десятилетие в обязанности учителя входит составление обсуждаемого документа. В различные периоды у требований к схеме и особенностям ее заполнения были разные причины. В первую очередь они зависели от того, насколько развитой была психологическая наука в целом. Сегодня можно ознакомиться с огромным количеством самых разных характеристик на учащихся.

Некоторые из них были составлены в свободной альтернативной форме, а другие — строго по существующей схеме. Каждый из способов имеет собственные плюсы и минусы.

Проанализировав результаты работы с характеристиками двух типов, специалистам удалось сделать вывод, что документы, составленные по рекомендациям педагогической науки получаются более эффективными и профессиональными.

В любом случае выбранная схема характеристики должна отвечать следующим требованиям:

— быть понятной не только для опытных, но и для начинающих учителей, а также легко читаемой;

— показать истинное не предвзятое отношение педагога к школьнику;

— демонстрировать индивидуальные психологические особенности ребенка, которые регулярно проявляются в его отношении к учебе, способностях, взаимодействии с учителями и одноклассниками;

— новый учитель, ознакомившись с документом должен сразу же получить верное представление о личности и способностях ребенка.

В целом схема одинакова для школьников любого возраста. Но при ее использовании и написании характеристики стоит учитывать, в каком классе учится ребенок. Так в 4 классе учащийся готовится к переходу в среднюю школу и к встрече с новыми учителями, с которыми он пока не знаком. Вместо одного педагога теперь его общение будет складываться сразу с несколькими специалистами.

В 8 классе важно учитывать приближение дифференцированного обучения. Ученик либо будет выбирать профилирующее направление школьных занятий, либо — принимать решение о выборе техникума или колледжа.

В 10 классе особенно важно выявить профессиональные наклонности ребенка и моменты, на которые следует уделить внимание при его подготовке для поступления в вуз.

Желательно, чтобы все эти особенности возраста были учтены также в характеристике. В остальном план схемы характеристики на ученика любого класса стандартный и насчитывает 10 основных пунктов.

Общие сведения о школьнике

Начать характеристику следует с основных сведений о школьнике. В данном пункте важно отметить полные имя, фамилию и отчество ребенка, его возраст, национальность, основную информацию о его семье и родителях. Полезно будет также составить словесный портрет школьника.

Если ученик успел сменить один или несколько классов, школ, то это также важно указать, дополнив описанием причин, по которым происходила смена. Ведь они могут оказаться совершенно разными — от смены места жительства до серьезных конфликтов с одноклассниками.

Некоторые из них способны стать важным штрихом в психологическом портрете ребенка.

Состояние здоровья и физическое развитие

На первый взгляд может показаться, что это лишний пункт в характеристике ученика. На самом деле это не так. Некоторые особенности физического состояния и развития ребенка могут повлиять на процесс его обучения.

Зная их, учитель сможет подкорректировать свое отношение к определенных важным моментам учебного процесса в отношении конкретного школьника и помочь ему справиться с возникающими проблемами. В данном пункте потребуется описать общее состояние здоровья ребенка, наличие или отсутствие хронических или других заболеваний.

А также полезно будет добавить, соответствует ли его вес, рост и прочие параметры установленным специалистами возрастным нормам.

Прежде чем приступить к составлению характеристики, учителю рекомендуется внимательно ознакомиться с обсуждаемыми нормами для школьников разных возрастов.

Условия семейного воспитания

Здесь необходимо указать подробный состав семьи ученика, а также возраст каждого ее члена и место работы. Если в процессе общения с кем-либо из родственников педагог заметил ярко-выраженные особенности его характера, которые могут оказать влияние на ребенка, это также следует отметить. Например, к таким особенностям можно отнести чрезмерную вспыльчивость.

Далее описываются жилищные условия школьника. Есть ли у него своя отдельная комната или хотя бы уголок с письменным столом для удобных спокойных занятий. Не стоит забывать и об уровне жизни семьи. Важно для грамотной и подробной характеристики указать обеспечена ли семья материально.

Если имеются такие сведения, то следует добавить информацию о том, какая атмосфера царит дома у школьника. Дружная ли семья или наоборот конфликтная и проблемная.

Не менее важно описать и то, как относятся к ученику разные члены семьи. Сюда входит не только взаимоотношение между родителями и ребенком, но и насколько интересуются домашние его успехами и делами, помогают ли в решении проблем, контролируют ли действия и успеваемость школьника. Отдельно потребуется отметить, если замечено, что ученику предоставлена полная самостоятельность.

В данный пункт входит также описание отношения самого ребенка к членам своей семьи. Внимателен он или эгоистичен, уважает или пренебрегает своими домашними.

Интересы ученика

Данный пункт также включает в себя схема характеристики ученика. В процессе учебы педагогу, как правило, становится известно о большинстве хобби и увлечений школьника.

В данном пункте можно отметить не только, чем любит заниматься ребенок в свободное от уроков время, но также, к каким школьным предметам он испытывает особый интерес.

Возможно, ему нравятся гуманитарные дисциплины, упражнения на логику и сообразительность или спортивные занятия.

Полезно будет добавить, на какие кружки и секции ходит школьник. Может быть его отправляют на соревнования или олимпиады. Иногда учитель может заметить, какие интересы есть у ребенка, по его занятиям даже на переменах. Актуально будет во время классного часа провести опрос на тему хобби и увлечений класса. Это поможет в написании подробной характеристики.

Возможно, независимо от возраста, школьник уже имеет собственные устойчивые профессиональные планы. Именно от этого порой зависит интерес или безразличие ученика к определенным школьным предметам и дополнительным занятиям.

Интеллектуальное развитие

В данном пункте потребуется описать уровень интеллектуального развития ребенка, а также его учебных навыков и умений. Отметить, например, насколько темп его чтения письма соответствует нормам для определенного возраста, умеет ли он выделять из общего текста главную мысль, способен ли качественно выполнять задания и работать с учебниками самостоятельно и многое другое.

Важно указать здесь же тип преобладающий тип памяти и мышления. Полезно будет отметить, какие способности и качества у школьника развиты наилучшим образом, а над какими рекомендуется существенно поработать.

Особенности эмоционально-волевой сферы

Начать следует с указания преобладающего у ребенка типа темпераменты. Возможно, постепенно какие-либо определенные черты и свойства характера начинают занимать лидирующие позиции. Специалисты рекомендуют также выявить и указать, насколько развиты у ученика различные волевые качества. Например, это смелость и целеустремленность.

Важно подробно описать, в каком настроение чаще всего находится школьник. Может он весел и оптимистичен или же наоборот подавлен и встревожен. Полезно будет понаблюдать за тем, как он выражает эмоции и также отметить это в характеристике. Владеет собой или бурно негодует/радуется.

Обязательно следует описать, как ведет себя ребенок в стрессовой ситуации. Например, в ссоре с одноклассниками, во время доклада при большом количестве слушателей или на важном экзамене. Одни ученики теряются в таких условиях, а другие наоборот способны показать лучшие результаты.

Самооценка

В данном пункте педагогу потребуется уточнить, насколько адекватной является самооценка ребенка. Важно помнить, что она может быть также завышенной или заниженной. К этому же пункту относится уровень притязаний. Он бывает трех типов — низкий, средний и высокий. Определяется последний тем, какие цели ставит перед собой школьник и какие усилия прикладывает, чтобы их достичь.

Самооценку ученика можно оценить, понаблюдав за его общением с одноклассниками, а также за реакцией на собственные успехи и неудачи.

Также она очень явно проявляется в том, как школьник относится к критике в адрес своей персоны или своих достижений. Реакция может быть самой разной — от равнодушной до агрессивной.

Отношение с коллективом и учителем

Для начала полезно будет дать характеристику класса в целом. Здесь можно указать, сколько учится в нем мальчиков и девочек, а также общее количество учеников. Важными факторами является атмосфера внутри коллектива — дружелюбная или негативная, а также общая его активность, успеваемость и дисциплинированность.

Далее — охарактеризовать, какое положение занимает школьник, на которого составляется характеристика. Возможно, у него есть и какое-либо звание, например, «староста» или «президент» класса или же свои собственные поручения, которые необходимо регулярно выполнять.

Отдельно потребуется указать положение ребенка среди своих одноклассников. Например, изгой или лидер. Некоторые ученики активно общаются со своими сверстниками, а другие предпочитают проводить время уединенно и изолированно от остальных. Возможно, школьник сам организует какие-либо социальные мероприятия или же исполняет какие-либо роли в задумках других учащихся.

Морально-этические качества

К данному пункту относятся представления ребенка о семье, любви, дружбе, труде, порядочности, честности и т. д. Необходимо отметить, если ли у ученика друзья в классе или в целом в школе, а также — как он к ним относится и какие эмоции проявляет.

Здесь потребуется описать и о том, как относится ребенок к своим обязанностям и общественному труду. Готов ли он помогать или старается делать все лишь для собственной выгоды.

Отношение к учебе

Важно описать, есть ли предметы, к которым школьник проявляет интерес. Учится ли он по собственному желанию или уроки для него являются ненавистной повинностью.

Грамотная и правильно составленная характеристика позволит педагогам, которые в будущем будут общаться с учеником, быстро и просто найти с ним общий язык, а также получить представление о том, по какому плану с ним стоит строить работу. В результате учебный процесс удастся сделать максимально эффективным и приятным для каждого ребенка.

Простой план характеристики школьника станет постоянной шпаргалкой для каждого учителя. Он сократит время, которое требуется для ее составления, при этом не повлияв на качество документа.

Источник: http://veselajashkola.ru/novosti/sxema-xarakteristiki-na-uchenika-sostavit-legko/

Мотивация студентов к учебе влияет на их перспективы

Отношение к учебе

Старание в учебе у студента университета может объясняться его искренним интересом к предмету, большими амбициями, жаждой популярности у сокурсников или давлением со стороны родителей.

Между тем, профессиональное будущее студента во многом зависит именно от того, какой мотив определяет его вовлеченность в учебу.

Эти мотивы диагностировали в ходе исследования ученые НИУ ВШЭ – младший научный сотрудник Института образования Наталья Малошонок, аналитик этого института Татьяна Семенова и аналитик Центра внутреннего мониторинга Евгений Терентьев.

Наталья МалошонокТатьяна Семенова и Евгений Терентьев применили комплексный подход, использовав в работе две взаимодополняющие теории учебной мотивации: иерархическую теорию самодетерминации и теорию достиженческих целевых ориентаций.

Они были проверены на материале 37 интервью с учащимися двух университетов, классического и технического, которые пользуются популярностью в Приволжском федеральном округе. Студентов спрашивали о целях обучения и получения высоких планах на будущее, а также о практиках преподавания в их вузе.

Наиболее мотивированными можно считать тех студентов, у которых желание получать пятерки совпадает с подлинным интересом к предмету, ощущением самоценности учебы и стремлением использовать навыки, наработанные в университете, для профессионального и личностного роста. Результаты исследования приведены в статье «Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления», опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» №3 за 2015 год.

Достижение мастерства как гарантия будущих успехов

Теория достиженческих целевых ориентаций, как следует из названия, сфокусирована на целеполагании – на том, зачем именно студенты учатся. Она наиболее операциональна в том, что касается изучения сверхзадач учебы.

Их может быть две: цель мастерства (masterygoal) и результативная цель (performancegoal). Студенты с установкой на мастерство сосредоточены на получении новых знаний, которые, по их собственному определению, нужны им для личностного и профессионального роста.

«Главное – понять и осознать этот предмет, чтобы в дальнейшем он… пошел дальше, в другие предметы, – отмечает в интервью студентка второго курса. – Знания основ должны быть».

Другой информант вторит: «Ты сразу учишься, сразу понимаешь, зачем ты это делаешь… Это намного выше тебя ставит, ты развиваешься сама, чтобы достичь вот этого большего».

Учащиеся, ориентированные на мастерство, в целом чаще упоминают о желании преуспеть в будущем – построить карьеру или повысить социальный статус благодаря профессии. Показательна оценка образования как социального лифта, высказанная респондентом: «Мне это с детства привили, говорили: «Учись – и будешь человеком»».

Любопытно, что, преследуя цели мастерства, студенты не обязательно концентрируются на профильных предметах. Если какая-то другая учебная дисциплина больше содействует личностному развитию, респонденты говорят о мастерстве прежде всего в связи с ней, уточнили авторы статьи.

Имитация компетентности ради самопрезентации и признания

Те, кто ориентирован на результат в виде пятерок как таковых (результативные цели), в первую очередь заняты самопрезентацией. Они стараются выгодно представить свои навыки, получить высокую оценку своих компетенций.

По сути, это достаточно поверхностное отношение к обучению.

Если студенты, старающиеся достичь мастерства, добросовестно выполняют задания, видя в них вклад в собственное развитие, то их товарищи, ориентированные на результативные цели, ради получения пятерок готовы использовать какие угодно средства, в том числе зубрежку и списывание. «У меня есть цель получить хорошую отметку, и я любыми способами ее добьюсь», – признается студентка.

Результативные цели делятся на два типа: цель приближения и цель избегания.

Первая более позитивна: студенты ищут возможности добиться успехов в учебе и в итоге лучше учатся и испытывают положительные эмоции от учебы.

В этом плане цели мастерства и цели приближения сходны, однако во втором случае, по-видимому, чаще связанном с механическим заучиванием, студенты быстрее забывают полученные знания.

Учащиеся, имеющие цель приближения, больше ориентируются на требования преподавателей, чем на само обучение.

Тут наблюдается некий конформизм: за время пребывания в вузе студенты приспосабливаются к преподавательским требованиям – учатся различать, какие задания нельзя не выполнить, а какими можно пренебречь.

В этом случае нередко можно говорить лишь об имитации компетентности, а не о реальных знаниях. «Я понимаю обстановку сразу… – говорит респондент. – Будет, например, опрос, а я знаю, что у меня на планшете налоговый кодекс, я там все найду, и все будет классно».

Путь наименьшего сопротивления

Цель избегания предполагает, что учащиеся стараются уберечься от двоек, не попадать в ситуации, которые проявят их некомпетентность. Среди таких студентов многие учатся исключительно ради получения диплома о высшем образовании. Показательна реплика информанта: «Лишь бы отучиться». Такие студенты обычно полагают, что дипломные корочки важнее знаний как таковых, поясняют исследователи.

Наконец, ряд ученых выделяет в рамках теории достиженческих целевых ориентаций еще одну цель – «уклонение от работы»: такие студенты учатся спустя рукава и не боятся плохих оценок. Как правило, они совмещают учебу с работой, которую и считают приоритетом.

Пятерки ради честолюбия

Иерархическая теория самодетерминации дает дифференцированные объяснения внешних и внутренних причин, побуждающих студентов к хорошей учебе. Внутренняя мотивация означает вовлеченность в учебу в силу реального интереса к ней.

«Внутренне мотивированный студент регулирует свою деятельность самостоятельно, а значит, он свободен при ее осуществлении», – поясняют авторы статьи. Внешняя мотивация означает, что студент включается в учебу из-за внешних регуляторов.

Ими могут служить оценка за предмет, стремление получить похвалу, важность этой активности для карьерного роста и пр.

В зависимости от степени самостоятельности человека от внешних регуляторов и уровня их интернализации («присвоения»), выделяют четыре вида внешней мотивации: экстернальная (1), интроецированная (2), идентифицированная (3) и интегрированная (4).

В первом случае локус инициации активности находится вне студента: так, некоторые учащиеся стараются учиться ради более высокой стипендии или просто из желания избежать неодобрения.

Мотивация в этом случае может быть связана не с интересом к учебе, а, например, с желанием после ее окончания получить престижную работу. Так, один из респондентов красноречиво называет диплом «бумажкой», которая нужна лишь для того, чтобы он мог работать. Студенты с таким типом мотивации прилагают к учебе минимум сил, достаточных для получения хорошей оценки, отмечается в статье.

В ряде интервью респонденты замечали, что учатся хорошо просто из желания порадовать родителей. Другие проявляли честолюбие: «Может быть, я просто хочу быть лучше всех».

При интроецированной мотивации регуляция деятельности исходит от социальной среды с ее нормами, но этот внешний регулятор интернализуется человеком. «Хочу стать человеком в этой жизни», – воспроизводит студент установку о важности образования, внушенную ему с детства. В этом случае он будет испытывать перед «ближним кругом» чувство стыда из-за плохой учебы.

Красный диплом как эквивалент реальных знаний

При идентифицированной мотивации студент сам инициирует учебную активность, поскольку считает знания фундаментом для построения карьеры.

Отличие этого вида мотивации от внутренней состоит в том, что учащийся относится к учебе исключительно прагматически, рассуждает в терминах пользы, поясняют исследователи.

«По моей специальности очень много пригодится и для самой себя, – говорит студентка. – Как вести себя в конкретной ситуации и для работы в дальнейшем».

При интегрированной мотивации учеба встроена в ценностную систему человека. Студент хочет уверенно освоить свою специальность, поскольку она ему действительно интересна, и отличные оценки – свидетельство этого интереса.

«Для меня было целью получить красный диплом. …Мне кажется, это связано, что, если человек хочет учиться на пятерки, то ему, наверное, интересно все-таки получать навыки…», – говорит информант.

А в развитие мысли отмечает, что красный диплом – одна из гарантий безоблачного профессионального будущего.

Такая мотивация обычно порождает высокий градус переживаний, связанных с академическими успехами/неудачами, и студенты вкладывают максимум сил в учебу.

Преподаватели должны поддерживать мотивацию студентов

При внутренней мотивации студенты учатся с удовольствием. Одна из студенток, например, замечает: «Я поступала куда хотела, поэтому интерес превыше всего». Такие учащиеся часто стараются превзойти ожидания, сделать что-то сверх положенного.

Впрочем, тут многое зависит и от преподавателя, форматов обучения. Встречаются примеры, когда определенный педагог пробудил в респондентах интерес к обучению на отдельных предметах (ситуативный уровень мотивации), и этот интерес распространился на более общий – контекстуальный – уровень мотивации, то есть на высшее образование в целом.

Глубина мотивации определяет отношение к учебе

Выделение уровней мотивации тоже операционально. Так, помимо ситуативного и контекстуального уровней мотивации, есть еще и глобальный – на уровне общих установок человека. Эти уровни взаимосвязаны.

Так, один из респондентов заявляет, что хорошо учится потому, что при недоработках его «мучает совесть».

То есть глобальная мотивация (ответственность) переходит и на контекстуальный уровень – высшего образования, а также на ситуативный уровень – добросовестной подготовки к занятиям.

На практике стоит увязывать между собой разные подходы к диагностике учебной мотивации, резюмируют авторы статьи.

«Целевой» подход лучше всего определяет сверхзадачи учебы, а «самодетерминация» классифицирует причины вовлеченности в учебный процесс.

По сути, две системы координат комплементарны и позволяют разработать комплексный подход к анализу учебной мотивации, заключают Малошонок, Семенова и Терентьев.

См. также:

Успехи слушателей онлайн-курсов зависят от мотивации
Популярность отличников зависит от мотивации класса
Родители нацеливают детей на успех в профессии Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 3 ноября, 2015 г. Образование вузы образование психология ценности

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/1887652.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.