< Память психология - Психолог

Память психология

Содержание

Виды памяти в психологии человека и их тайны

Память психология

Виды памяти в психологии и их краткая характеристика, а также зачем человеку каждый из этих видов, это те темы, которые подробно изложены в статье. Возможно, дочитав до конца, сложные и загадочные процессы человеческой памяти, станут для вас понятны и просты.

Для чего человеку нужна память

Память — наиболее наглядное и в то же время наиболее загадочное свойство человеческой психики. Здесь нам могут возразить: «Как это наиболее загадочное свойство? Ведь помнить свое имя, фамилию, день рождения, лица близких, обстановку в родном доме так же просто и естественно, как дышать, двигаться, улыбаться…»

Однако оглянитесь на пройденный жизненный путь: годы разительно изменили вас, но вы помните себя и в пять, и в десять, и в тридцать лет.

Благодаря этому знанию, своей, личной истории, вы сохраняете ощущение индивидуальности.

Не будь памяти, жизнь ваша превратилась бы в хаос без прошлого, настоящего и будущего, вы уподобились бы бабочкам-однодневкам, не знающим ни предков, ни потомков, ни встреч, ни расставаний.

Вот почему с полным основанием можно сказать: память — одна из фундаментальнейших основ нашей личности!

Без памяти никогда не появился бы разум. Это, с точки зрения эволюционно-исторических позиций. А с точки зрения развития, отдельного индивида, любое обучение, приобретение жизненного опыта, знаний немыслимо без процессов запоминания.

Какие виды памяти, в психологии человека, наиболее значимы для его жизни

Однако каким же образом происходит накопление знаний? Есть ли предел этому накоплению? Какие отделы нервной системы определяют работу памяти? Эти и многие другие вопросы долгое время оставались неразрешенными. Ответа на них ожидала не только наука, но и практика.

Весьма распространено сравнение памяти с книгой, куда жизнь записывает самые разнообразные события, факты, сведения, фиксирует их прочно, на всю жизнь.

Попытаемся разобраться в этом сравнении. Ведь здесь многое вызывает возражение, а именно: записывает ли знания, помимо нашей воли, сама жизнь или мы сами сознательно что-то запоминаем?

В психологии давно принято различать непроизвольное и произвольное запоминание. И вот почему.

Ребенок многие явления фиксирует механически. С возрастом механическое запоминание уступает место целеустремленному, сознательному. (На этом, собственно, и построено обучение в школе.) Но, какой объем информации может запомнить человек произвольно? Имеется ли этому предел? А если имеется, то, каким способом лучше и быстрее запомнить материал?

Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо сделать несколько уточнений.

Во-первых, о каком запоминании материала идет речь? Ведь запоминают одни механически, не задумываясь в смысл, другие осмысленно, с пониманием сути. И не думайте, что механическое запоминание проще.

Попробуйте прочитать своему малышу отрывки из сугубо научной статьи и из детской книжки.

Сразу же выяснится, что понятное усваивается значительно легче, что зазубренные знания непрочны и к тому же ими трудно воспользоваться.

Стало быть, произвольное запоминание может быть механическим и осмысленным. В зависимости от этого усложняется или облегчается усвоение материала.

Во-вторых, качество и темпы усвоения зависят от самого материала. Одно дело — запомнить осмысленно содержание двадцати страниц из учебника физики и другое — какого-либо художественного романа. Но и при механическом запоминании степень сложности материала может быть различной (например, ряд из пяти или из двадцати слов).

В таком случае уже говорят об условном измерении объема памяти, о произвольной механической памяти, но не памяти вообще.

Эксперименты показывают, что в течение 30 минут человек может запомнить не более двух-трех десятков слов.

Возможно, вам будет интересно Тест IQ для определения уровня интеллекта

Быстрота и прочность запоминания зависят еще от того, насколько развита зрительная память или слуховая.

Один и тот же текст в зависимости от способа ознакомления — на слух или при самостоятельном чтении — разными людьми усваивается неодинаково.

Здесь, вероятно, имеет значение не только сам факт преобладания зрительной или слуховой памяти, но и дополнительные моменты. Что это за дополнительные моменты, попробуем разобраться.

Чтобы хорошо запомнить материал, человек должен сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание. Это состояние собранности у одних легче возникает при самостоятельном чтении, у других — при прослушивании текста.

К тому же определенную роль здесь играет и выраженность процессов непроизвольного запоминания, протекающих одновременно с запоминанием произвольным, как эмоциональная окраска голоса, тембр (если текст усваивается на слух), как наглядный текст (если текст усваивается зрительно).

Яркие, впечатляющие события — весьма существенный фактор запоминания. Даже сложный материал, если его представить эмоционально, живо, интересно, усваивается легко и достаточно прочно. К примеру, занятие по обучению детей счету. Гораздо быстрее осваивается материал в процессе игры, чем при простом объяснении.

Подкрепляющая роль эмоций, вероятно, связана с тем, что эмоциональное переживание способствует оживлению процессов непроизвольного запоминания — в памяти откладывается масса деталей, второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное.

Иначе говоря, эмоционально насыщенное событие способствует образованию большого количества ассоциаций — связей с самыми различными внешними и внутренними воздействиями.

В памяти словно застревает множество осколков, и по каждому из них можно восстановить событие целиком.

Правда, здесь следует указать на одно не совсем понятное явление: наши воспоминания о раннем детстве скудны, обрывочны, но главное, весьма часто незначительны по содержанию, скажем, обвалившийся угол дома, большая лужа, по которой можно было ходить босиком, бабушка, расчесывающая волосы.

Быть может, в ту далекую пору эти примеры, это действие чем-то и поразило нас, а вот став взрослым, сохранили в памяти лишь факт, образ. Трудно ответить на этот вопрос.

Можно предположить одно: в силу того, что у маленьких детей преобладает непроизвольное запоминание, оставшиеся осколки воспоминаний утратили связь с сущностью происходивших когда-то событий и поэтому сейчас неясен их смысл.

Именно предположить, так как точного ответа наука здесь еще дать не может. Вот поэтому сравнение памяти с книгой можно считать поверхностным.

Получается, что в книгу-память можно записывать разными способами, разными красками, подробно и сокращенно, «открытым текстом» и зашифровано, с интересом и без него, причем отчасти сознательно, отчасти непроизвольно.

Как мы забываем и вспоминаем? — Загадочные свойства нашей памяти

Несовершенство сравнения становится еще более очевидным, если задать вопрос: «А как мы забываем?» Да, да! Как мы забываем? Многое мы произвольно запоминаем. Однако произвольно забыть ничего нельзя.

Стало быть, забывание происходит помимо нашей воли. Что оно означает? Безвозвратно утраченные страницы из книги-памяти или же страницы, которые продолжают существовать, но просто мы не можем их найти?

Вопрос в такой плоскости приводит к выводу: мы вообще ничего не забываем, мы лишь не в состоянии вспомнить, т. е. найти в памяти.

Отсюда возникает еще один вопрос: «А как мы вспоминаем?» Тут уж сравнение с книгой совсем никуда не годится. Вспоминать что-либо путем перелистывания страниц памяти — дело длительное и чревато ошибками.

Попробуйте-ка разобраться во всей массе фактов, явлений, событий, накопившихся за долгие годы!

Допустим, все ваши знания каким-то образом рассортированы в книге, распределены на главы, разделы, подразделы, как в справочнике. Но тогда, кто-то внутри нас должен знать, как устроен этот справочник, чтобы сразу открыть нужную страницу. Значит, где-то должна еще быть память о том, как устроена наша память. Так сказать, память — дежурный администратор.

Память — дежурный администратор подкрепляется еще и чувством уверенности. Вот вас спрашивают: «Где отдыхали прошлым летом?» — «На Черном море».

— «А, может, ошибаетесь? Может, вы были на Байкале или в Прибалтике?» — «Как можно такое забыть или перепутать?» Вам и в голову не придет усомниться в правоте своих слов.

А все потому, что существует еще и память-контролер, проверяющая правильность поиска необходимых воспоминаний, правильность ответов.

Таким образом, мы ввели уже три «действующих лица»: память — хранилище, память — дежурный администратор и память — контролер. Однако и эти «действующие лица» не могут объяснить всех событий, происходящих при упоминании и воспоминании.

Представим себе такую ситуацию. Группе людей задается вопрос? «В каком году родился П. И. Чайковский?» Ответы могут быть различными, но особый интерес представляют два варианта, первый, мгновенный: «Не знаю и никогда не знал»; второй, после некоторого раздумья: «Когда-то знал, но сейчас не помню».

В первом случае человек каким-то образом моментально установил, что нужной информации в его памяти не имеется. Как он это сделал? Можно допустить, что память-администратор с бешеной скоростью проверила все места, где могли бы храниться необходимые сведения.

Тогда придется также предположить, что наша память-хранилище — это непросто книга типа справочника, но целая библиотека с очень совершенным каталогом, в котором, скажем, есть рубрика: «Чайковский Петр Ильич, композитор». Но все равно нужно найти нужную рубрику, а по ней направлять и дальнейший поиск.

И тогда, быть может, придется заглянуть в такие резервы, как, например, «Великие композиторы», «История музыкального «искусства», «Выдающиеся произведения классической музыки», «Культурная жизнь России XIX века» и т. д.

Возможно ли осуществить столько действий за какие-то мгновения? И совершаются ли они вообще? Ведь каждый из нас на собственном опыте может представить себе состояние, когда мы пытаемся что-то вспомнить. Но если наверняка чего-то не знаем, то и вспомнить не пытаемся.

Вся задача в том, как же мы догадываемся, что на иной вопрос ответить не в состоянии. Быть может, существует еще один вид памяти — о том, чего мы не знаем.

Получается трудная ситуация: чтобы сознаться в своем незнании, нужно либо отчетливо представлять себе всю сферу своих знаний, либо каким-то чутьем угадывать свое бессилие в данном вопросе.

Но перейдем ко второму варианту: человек говорит, что когда-то знал, но сейчас не помнит. Поэтому и делает попытку вспомнить, то безуспешно.

Следовательно, он уверен в том, что когда-то располагал необходимой информацией, а сейчас эти сведения или исчезли совсем, или временно затерялись в его памяти.

И здесь получается: помимо памяти, как непосредственного знания, есть память о том, что эти знания у нас имеются или имелись.

Например, когда-то увлекались фотографией, знали все марки фотоаппаратов, все составы проявителей. А сейчас позабыли.

Итак, память об отсутствующем знании, об утраченном знании, дежурная, контролирующая, сохраняющая память… Не слишком ли много разновидностей? Причем все эти разновидности взаимодействуют очень тонко и слаженно. Значит, необходим еще и какой-то координирующий механизм.

Да, предположений гораздо больше, чем ответов. И все же наблюдения за больными, страдающими расстройством памяти, специальные психологические эксперименты позволили раскрыть некоторые реальные механизмы этого загадочного свойства психики. Однако, эта тема для отдельной статьи.

Заключение

Так как статья не научная, а информационная, то и виды памяти, в психологии человека, в ней рассматривались, с точки зрения интереса, к самому процессу и механизмам, запускающим его.

Загадки человеческой памяти ещё долго будут терзать умы научного мира. Однако, уже сейчас становится понятно, насколько сложна и многогранна наша память. Изучая и рассуждая о её свойствах, мы с интересом открываем загадки природы человека.

Источник: //algebrazhizni.ru/vidy-pamyati-v-psixologii/

Типы и виды памяти в психологии человека, определение и составляющие процесса памяти в психологии

Память психология

Память в психологии — это нейропсихофизиологический процесс, обуславливающий преемственность всех психических процессов и заключающийся в сохранении и воспроизведении полученного опыта.

Является основой психической деятельности и отвечает за способность к обучению и развитию. Без неё индивид не сможет провести градацию между настоящим прошлым и будущим.

Психология памяти для изучения различных аспектов и характеристик использует широкий спектр экспериментальных опытов.

  1. Механическая
  2. Ассоциативная или логическая

Под механической понимается способность организма сохранять след многократных повторений реакций, производить соответствующие изменения в нервных путях.

Это процесс накопления индивидуального опыта, который можно сравнить с проторением дорожной колеи. Вся совокупность личных умений, навыков, реакций и движений результат таких проторений.

Многократное повторение движения как будто оставляет следы в нервной системе и обуславливает прохождение этими же путями новых возбуждений.

//www.youtube.com/watch?v=BQlLc8a83b4

Ассоциативная память. Психология определяет этот вид как связь реакций, при которой наступление одной из них ведёт к немедленному проявлению другой. Учение об ассоциативном дало начало изучению условных рефлексов, которые и есть частный случай ассоциативной памяти.

Учёные пытались выявить, какой вид запоминания более важен или полезен для человека. Опытным путём выяснилось, что, например, процесс запоминания любого материала продуктивнее логическим путём, при котором устанавливаются логически выстроенные порядки через связывания ранее изученного и нового материала в 22 раза, чем механическим — обычной «зубрёжкой».

Состав процесса памяти

  1. Закрепление реакции — наличие следа в нервной систем от раздражения, которое проходит через мозг. Исследования в подсознательной сфере сновидений, фантазий и тому подобное выявило, что ни одно воспринятых человеком впечатление не может пропасть бесследно.

    Все, так или иначе, сохраняется в подсознательных слоях, проходят через призму психики и вновь проникает в сознание. Примером может служить следующий случай: малограмотная женщина долгое время работала уборщицей в доме пастора.

    И вот однажды, сильно заболев, она начала бредить и в слова, которые она произносила в бреду были отрывками из библии на разных языках. Как оказалось, во время работы женщина часто слышала как пастор вслух читал книги на незнакомых ей языках.

    Это яркий пример того, что ни одно из воспринятых нами раздражений из окружающего мира не проходят бесследно для нашей памяти и могут быть воспроизведены при определённых условиях.

  2. Воспроизведение реакции вследствие внутреннего раздражителя.

    Затем все части воспроизводимых реакций взаимодействуют между собой так, что ответом на одну реакцию послужит следующая реакция и так возникает цепочка реакций. Этот процесс легко увидеть на примере чтения наизусть какого-либо стиха. Если забывается одна строчка, можно начать рассказывать стих заново и забытая строчка вспомнится.

  3. Момент узнавания, сводящийся к тому, что воспроизводимая реакция воспринимается нами как уже знакомая. Речь идёт о том, что к воспроизводимой реакции добавляется новые реакции, которые бессознательно отождествляются с бывшей реакцией.
  4. Момент локализации, представляющий собой вновь возникшую реакцию.

  • Зрительная
  • Слуховая
  • Двигательная
  • Обонятельная
  • Вкусовая
  • Тактильная
  • Образная

Довольно долгое время процесс запоминания рассматривался как одинаковый нейропсихофизический процесс, проходящий у всех людей аналогичным образом. Впоследствии было доказано, что работа памяти у каждого отдельного человека индивидуальна и зависит от наиболее частых форм тех реакций, которые он использует в жизни. Вследствие этого стали различать типы памяти.

Например, зрительный тип, если человек при воспроизведении чаще всего пользуется зрительными реакциями. Аналогично и с реакциями слуховыми или двигательными. И также выделили смешанные типы: зрительно-слуховой, двигательно-зрительной и т. д.

Например, люди, заучивая какое-либо стихотворение, пользуются разными способами. Многим проще читать страницу со стихом молча, так как усвоение этого человека происходит при помощи глаз и далее при воспроизведении представляет, на какой из страниц что было написано.

Другие люди для того чтобы выучить наизусть предпочитают читать вслух и при дальнейшем воспроизведении выученного, человеку будет казаться, что он слышит внутренний голос, который произносит стих.

Интересен тот факт, что люди со зрительной доминантой прищуривают глаза при прочтении, а со слуховой как бы прислушиваются.

Двигательный тип в психологии характеризуется через запоминание с помощью кинестетических и мускульных ощущений. Человек такого типа при заучивании стихотворения обязательно попытается самостоятельно записать его или проговорить.

При забывании он будет применять речедвигательные реакции, что можно будет легко увидеть при движении губ такого человека.

Такие люди часто употребляют фразы «вертится на языке» или жестикулируют пальцами при попытке вспомнить слово.

Обонятельная — образная или модальная память, характеризующаяся запоминанием с помощью обонятельных анализаторов. У животных обонятельная развита гораздо лучше, чем у человека.

Вкусовой тип характеризуется работой вкусовых анализаторов и отвечает за наши вкусовые пристрастия.

Тактильный тип помогает нам определить предмет без зрительного контакта с ним. Такая память особенно развита у незрячих людей.

Образная память — это целостное восприятие на основе других типов (зрительной, слуховой и т. д.) с помощью нашей сенсорной системы. Исследования учёных показали, что образная память в большей степени развита у детей и подростков, а также у людей творческих профессий.

Использование одного типа памяти встречается очень редко, обычно человек использует два типа, один из которых будет доминантным. Сознательное использование всех типов благотворно влияет на заучивание и воспроизведение.

Виды памяти по способу хранения информации

  • Кратковременная
  • Долговременная
  • Мгновенная
  • Оперативная

Кратковременная память имеет относительно короткий временной период хранения информации, около 30 секунд.

Затем полученная информация вымещается вновь поступившей. Если индивид акцентирует своё внимание на полученную информацию, то из разряда кратковременно хранимой, она переходит в содержимое долговременной памяти.

Основная роль кратковременной памяти в психологии — обобщение и схематизация полученной индивидом информации. Она играет главную роль в принятии решений. Происходит идентификация информации поступившей извне или из объёма долговременной памяти и далее принимается решение в соответствии со знаниями и навыками индивида.

Долговременная память содержит весь объём знаний, умений и навыков индивида, полученных на протяжении всей жизни.

Этот вид подобен огромному книгохранилищу в котором без особых усилий можно отыскать любую актуальную для человека информацию.

Но, несмотря на это, многие фрагменты долговременной памяти утрачиваются со временем и для того, чтобы их вспомнить требуются немалые волевые усилия.

Это происходит из-за того, что информация долгое время не была востребована или не имеет особой значимости в это время.

Все сведения, содержащиеся в памяти связаны между собой ассоциациями. Исходя из этого гораздо лучше воспроизводится или запоминается та информация, которая наибольшей степени ассоциируется с уже имеющейся.

Прежде чем попасть в долговременное хранилище, новое понятие активизирует систему имеющихся понятий близких ему по смыслу.

Возникающие ассоциативные связи определяются частотой совпадения, актуальностью и эмоциональной значимостью.

Учёные определили, что человек со среднестатистическим объёмом долговременной памяти может запомнить информацию, содержащуюся в миллионе отдельных книг. Люди с феноменальной памятью способны запоминать гораздо больше и спустя много лет точно воспроизводить информацию с мельчайшими деталями и нюансами.

Мгновенный или иконический вид памяти является первейшим этапом в восприятии поступившей извне информации без её обработки. Это пассивный процесс, помогающий на данное мгновение сохранить точную картину окружающей действительности.

Объём этого вида достаточно велик по сравнению с кратковременной памятью, так как с помощью неё воспринимаются все стимулы, воздействующие на сенсорную систему человека (положение объектов в пространстве и их движение, освещённость, температура воздуха и т.

д.).

Оперативная память человека по времени хранения информации находится между кратковременной и долговременной. Оперативный вид восприятия информации обуславливает возможность самостоятельно регулировать срок хранения информации в зависимости от своих целей и задач (от считаных секунд до нескольких недель или дней).

Что влияет на память

Память в психологии — это многогранный психофизиологический процесс, изменяющийся под воздействием многих факторов:

  • Депрессивное состояние. Крайне негативно влияет на памятийные характеристики, так как подавляет внимание и способность воспринимать информацию. Человек сосредотачивается на своих негативных переживаниях и не реагирует на другие раздражители внешнего мира.
  • Стресс и нервное истощение. Происходит физическое переутомление человека, при котором полноценные процессы запоминания и воспроизведения невозможны. Блокируется оперативный вид памяти вследствие чего затрудняется постановка и решение новых задач.
  • Старость. Происходит необратимая утрата нейронных связей и ухудшение функционирования мозгового кровообращения, что пагубно влияет на качество памяти.
  • Приём медикаментов. Некоторые лекарства при длительном применении угнетают нервную систему. Это препараты антигистаминной группы, снотворные, транквилизаторы.
  • Гормональные нарушения, например, нарушение работы щитовидной железы.
  • Заболевания, например, Болезнь Альцгеймера.
  • Травмы с поражением ЦНС.

Источник: //psiho.guru/populyarnye-voprosy/chto-takoe/opredelenie-pamyati-v-psihologii-chto-takoe-tip-i-vid-pamyati.html

Память – психология

Память психология

Познавательная функция психики заключается в построении образа мира, который в разной степени полноты и адекватности отображает реальность. Эта функция совершается с помощью познавательной деятельности, которая может быть чувственной и рациональной.

Чувственную деятельность обеспечивают ощущение и восприятие, а рациональную – мышление и воображение. Результаты такого познавания действительности стают опытом человека благодаря памяти.

Сложно переоценить ее значение, ведь без нее любая деятельность была бы просто невозможна. Академик И.

Сеченов говорил, что без памяти ощущения и восприятия человека исчезали бы бесследно сразу после своего возникновения, навсегда оставляя человека в состоянии новорожденного.

Без памяти прошлого опыта человек не может жить полноценной жизнью, ее потерю можно смело сравнить с потерей свободы. Человек, владеющий информацией об особенностях функционирования разных видов памяти, о ее закономерностях, знающий теории памяти в психологии имеет возможность осознать важность этого познавательного процесса и по-новому взглянуть на возможности собственной памяти.

Память в разных направлениях психологии

Определение памяти в современной психологии остается неизменным. Это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком собственного опыта. Таким образом, человеческая память является звеном связи между прошлым, настоящим и будущим.

В процессе индивидуального развития каждого человека она является основой становления личности. Понятие памяти в разных направлениях психологии исходит из принципов конкретной теории, которые объясняют ее суть и закономерности.

Ознакомьтесь с основными теориями памяти в психологии кратко.

  • Ассоциативная теория. Ключевым понятием этой теории является ассоциация как связь между психическими явлениями. В памяти такие связи устанавливаются между отдельными частями материала, который запоминается или воспроизводится. Действительно, вспоминая что-нибудь, человек ищет связи между имеющимся материалом и тем, который нужно воспроизвести. Были установлены такие закономерности образования ассоциаций, как схожесть (материал запоминается и воспроизводится с помощью связи с похожим материалом), смежность (материал запоминается и воспроизводится путем объединения с предыдущим материалом), контраст (материалом памяти стает то, что отличается от материала, который сохраняется). Эта теория не объясняет такой важной характеристики, как выборочность, ведь ассоциативный материал не всегда хорошо запоминается. Также здесь не учитывается зависимость процессов памяти от особенностей организации материала.
  • Бихевиористическая теория. Представители теории считают, что ключевую роль в процессе запоминания играют специальные упражнения на закрепление материала. Такая тренировка похожа на процесс формирования двигательных навыков. На успешность закрепления материала влияет интервал между упражнениями, мера его схожести и объем, возраст и индивидуальные различия между людьми.
  • Когнитивная теория. Здесь память воспринимается как совокупность различных блоков и процессов переработки информации. Одни блоки обеспечивают распознавание характерных черт информации, другие отвечают за построение когнитивной карты, которая помогает ориентироваться в особенностях информации, третьи удерживают информацию в течение некоторого времени, четвертые представляют информацию в конкретной форме.
  • Деятельностная теория. Здесь память воспринимается как звено активной связи человека с миром. С помощью анализа, синтеза, повторения, перегруппирования и выделения отдельных признаков человек строит мнемический образ (представление), который является идеальной формой материала, который включает индивидуальное отношение человека. Процесс запоминания совершается с помощью дополнительных внешних знаков-стимулов, которые со временем стают внутренними стимулами и человек получают возможность руководить своей памятью.

Типология памяти

В зависимости от характера материала, времени его сохранения и степени опосредованности механизмов выделяют отдельные типы памяти человека в современной психологии, с которыми вы можете кратко ознакомиться.

По смыслу: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логичная.

  • Двигательная является основой формирования навыков хождения, письма, танца, компонентов профессиональной деятельности. Она является основой других видов памяти.
  • Эмоциональная отвечает за сохранение эмоций и чувств. Этот вид памяти придает опыту глубоко-личный характер, делая индивидуальную память уникальным явлением.
  • Образная отображает опыт в виде мнемических образов, созданных на основе работы органов чувств.
  • Словесно-логичная помогает запоминать мысли, высказывания, закономерности и особенности строения сложного материала. От этого вида памяти зависит успешность теоретического освоения человеком окружающей действительности.

По времени хранения: сенсорная, кратковременная, долговременная.

  • Сенсорная характеризуется очень коротким временем хранения материала. Это мгновенное отображение информации анализаторами, которая может сохраниться только при условии установки на ее появление.
  • Кратковременная помогает сохранить информации на протяжении короткого промежутка времени, около 20 секунд. Запоминание происходит после однократного или недолгого восприятия материала.
  • Долговременная способна сохранять информацию неограниченное время. Эта память начинает действовать спустя некоторое время после процесса запоминания информации.

По степени опосредованности: произвольная, непроизвольная, метапамять.

  • Произвольная является генетической памятью, не требует никаких внешних усилий для запоминания материала.
  • Произвольная предполагает использование специальных мнемических действий в процессе запоминания информации. Это могут быть разные способы организации материала для лучшего запоминания.
  • Метапамять является наивысшим уровнем развития памяти, который наблюдается у людей интеллектуального труда. Это «память о памяти», когда человек знает особенности функционирования своей памяти и успешно пользуется этими знаниями.

Физиологическая основа процессов памяти

Физиологические механизмы памяти изучают в физиологии, психологии, биохимии. Говоря про механизмы памяти, речь идет о неких процессах, необходимых для запоминания информации и дальнейшего ее воспроизведения.

Информация, которую человек пытается запомнить, проходит определенный процесс, в который включены механизмы головного мозга: в коре больших полушарий нашего мозга остаются следы после процесса возбуждения.

Именно они дают возможность возникнуть ассоциативным связям, даже при отсутствии раздражителя.

Таким образом, человек способен запоминать, сохранять и воспроизводить информацию об отсутствующем предмете. Механизмы памяти можно объяснить также с помощью электрофизиологии. Нейроны нашего мозга создают замкнутые цепи, по которым движутся нервные импульсы. Именно там сохраняется информация, переработанная мозгом. Когда поток импульсов повторяется, процесс длится быстрее и легче.

Эти механизмы являются основой главных процессов памяти в психологии, к числу которых относятся:

  • запоминание,
  • сохранение,
  • воспроизведение
  • забывание информации.

Запоминание – процесс памяти, который обеспечивает закрепление нового материала. Оно может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым, непосредственным и опосредованным.

Сохранение – процесс, который обеспечивает удерживание результатов запоминания в течение длительного времени. Совершается с помощью мыслительных операций анализа, синтеза, классификации, обобщения. Чем большее значение имеет для человека запоминаемый материал, тем лучше происходит процесс его сохранения.

Воспроизведение – процесс, который совершается в три этапа. На первом этапе совершается узнавание объекта, когда происходит сравнение прошлого сохраненного опыта с актуальным образом.

На втором этапе совершается припоминание – активный поиск и добывание из долговременной памяти необходимого материала.

Третий этап включает репродукцию человеком эмоционально-наполненного образа, когда осуществляется полное определение образа объекта по всем параметрам.

//www..com/watch?v=BQlLc8a83b4

Забывание – процесс памяти, который приводит к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в долговременной памяти материала. При этом иногда его больше невозможно воспроизвести. Забывание имеет позитивную функцию – снимает груз информации, предупреждая перегрузку памяти.
Виды памяти человека:

По каким законам живет память

Существуют определенные законы и упражнения для тренировки памяти. Зная, по каким правилам функционирует память в человеческой психологии, вы можете улучшить процесс запоминания нужного вам материала и сделать его более быстрым.

  • Законы интереса и осмысления. Именно поэтому намного легче быстро запомнить текст, который вызывает неподдельное любопытство, а если глубоко вникнуть в суть информации, то она запомнится еще лучше.
  • Законы установки и действия. Если дать себе мысленную установку на запоминание материала, то он запомнится легче и быстрее. Информация, включенная в процесс какого-либо действия (в процессе игры) запоминается лучше.
  • Законы контекста и торможения. Если с помощью ассоциаций связать уже усвоенный материал с новым, то он запомнится гораздо быстрей. Если же вы запоминаете похожие между собой материалы, то срабатывает эффект «перекрытия» старой информации более новой.
  • Законы края и оптимальной длины ряда. Намного лучше запоминается информация, поданная вначале либо в конце. Для лучшего запоминания, длина ряда, который нужно запомнить, не должна быть больше объема кратковременной памяти.
  • Законы рационального и эмоционального усиления. Яркость впечатления влияет на качество запоминания. Ее можно усилить с помощью рисунка или записи, а можно постараться вызвать связанные с событием эмоции.
  • Законы повторения и незавершенности. О первом законе знает большинство людей, часто совершая многократное повторение материала для его лучшего запоминания. Каким бы странным это понятие не казалось, но лучше запоминаются именно незавершенные действия и задачи, недосказанные слова и фразы.
  • То же самое можно сказать и о редких, необычных или странных впечатлениях, которые запоминаются намного лучше, чем обыденные и привычные.

Источник: //obu4ayka.ru/bez-rubriki/pamyat-psihologiya.html

Виды памяти в психологии

Память психология

Память – это один из важнейших познавательных процессов. Ее место в нашей жизни трудно переоценить, ведь от того, насколько мы быстро запоминаем и надолго сохраняем необходимую информацию, зависит успех в любой деятельности.

Желая улучшить свою память, сделать ее более эффективной и поставить себе на службу, мы не всегда задумываемся о том, какая память нам нужна. Ведь это явление нашей психики по-разному проявляется в различных сферах нашей жизни.

Память как процесс: этапы сохранения информации

Память не зря относят к познавательным процессам. Как любой процесс, запоминание и сохранение требуют времени и имеют свои уровни или этапы, которые тоже рассматриваются как виды памяти.

Оперативная память

Этот вид хоть и относится к процессам запоминания, но стоит несколько обособлено. Оперативная память обслуживает деятельность человека. Информация на этом уровне хранится недолго, но, главное, мозг вообще не рассматривает ее как ту, что требуется запомнить.

Почему? Потому что она нам нужна исключительно для совершения конкретных операций. Например, чтобы понять предложение, нужно сохранить в памяти значения прочитанных слов.

Иногда, правда, встречаются такие длинные предложения, что пока дочитаешь до конца, забудешь, что было в начале.

Оперативная память поверхностна и непродолжительна, она рабочая. Но она необходима для успешной деятельности, ее можно развить и увеличить объем. Тренируется она исключительно в деятельности. Так, читая, мы постепенно учимся понимать все более сложные и длинные предложения во многом за счет улучшения оперативной памяти. Хорошая оперативная память – это то, что отличает профессионалов.

Сенсорная память

Это самый первый этап процесса запоминания информации, который можно назвать физиологическим или рефлекторным уровнем. Сенсорная память связана с очень непродолжительным сохранением сигналов, поступающих к нервным клеткам органов чувств. Длительность сохранения информации в сенсорной памяти от 250 миллисекунд до 4 секунд.

Наиболее известны и изучены два вида сенсорной памяти:

Причем звуковые образы хранятся несколько дольше. Такая особенность позволяет нам понимать речь и слушать музыку. То, что мы воспринимаем не отдельные звуки, а целостную мелодию – заслуга сенсорной памяти.

А новорожденный ребенок, у которого органы чувств еще не совсем развиты, весь мир видит как скопление цветовых пятен.

Способность воспринимать целостную картину – тоже результат развития зрительной сенсорной памяти.

Та информация, которая привлекла наше внимание, переходит из сенсорной памяти в кратковременную. Правда, это очень незначительная часть сигналов, принимаемых нашими органами чувств, большинство не привлекает нашего внимания.

Американский изобретатель Т. Эдисон писал: « Мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз». И часто проблемы с памятью на самом деле связаны с недостаточной способностью концентрировать внимание.

Кратковременная память

Это первый этап обработки предназначенной для хранения информации. На уровень кратковременной памяти поступает практически все, что привлекает наше внимание, но задерживается там очень недолго – порядка 30 секунд. Именно это время необходимо мозгу, чтобы начать обработку полученных данных и определить степень их нужности.

  • Объем кратковременной памяти тоже невелик – 5-7 не связанных друг с другом элементов: слов, цифр, зрительных образов, звуков и т. д.
  • На этом уровне происходит процесс оценки информации; нужная дублируется, повторяется, у нее есть шанс попасть на более длительное хранение.

Для более длительного сохранения информации (но не более 7 минут) необходимо поддержание сосредоточенного внимания, которое и является сигналом нужности информации.

А сбой в области внимания приводит к явлению, которое называется замещением. Оно возникает тогда, когда поток поступающей в мозг информации достаточно велик, и она не успевает обрабатываться в кратковременной памяти.

В результате только что поступившие данные заменяются новыми и безвозвратно утрачивается.

Такая ситуация встречается при подготовке студентов к экзамену, когда стремясь в ограниченный промежуток времени «проглотить» максимально большое количество информации, студент мешает своему мозгу нормально ее усвоить.

Предотвратить замещение, удержать большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок и обеспечить перевод его в долговременную память можно с помощью сознательного повторения и проговаривания.

Чем дольше сохраняется информация в кратковременной памяти, тем более прочным оказывается ее запоминание.

Долговременная память

Это склад разнообразных данных, который отличается практически бессрочным хранением и огромным объемом. Иногда, например, студент перед экзаменом жалуется, что столько всего просто невозможно запомнить.

А так как информации слишком много, голова буквально ей переполнена и больше не влезает. Но это самообман.

Мы не можем сохранить информацию в долговременной памяти не потому, что там нет места, а потому, что неправильно запоминаем.

На уровень долговременной памяти поступает и долго хранится только:

  • включенная в деятельность;
  • осмысленная;
  • обработанная информация, привязанная смысловыми и ассоциативными связями к уже там имеющейся.

Чем больше человек знает, тем легче он запоминает последующую информацию, так как связи нового с уже известным устанавливаются быстрее.

Проблема с сохранением данных в долговременной памяти может быть связана и с другими причинами. Находящуюся на долгосрочном хранении информацию бывает не так-то просто оттуда извлечь. Дело в том, что долговременная память имеет два слоя:

  1. Верхний, где хранятся часто используемые знания. Для их припоминания не требуется усилий, они как бы всегда под рукой.
  2. Нижний уровень, на котором находится «закрытая» информация, которая давно не использовалась, поэтому оценивается мозгом как малозначимая или вообще ненужная. Для ее припоминания требуются усилия и специальные мнемические (связанные с процессами памяти) действия. Чем реже используется информация, тем на более глубоких слоях долговременной памяти она хранится. Иногда чтобы до нее докопаться требуются кардинальные меры, например, гипноз, а иногда достаточно какого-то незначительного события, которое вызовет цепочку ассоциаций.

Но разнообразие видов памяти не ограничивается этапами, различающимися по длительности сохранения информации.

Виды памяти: что мы запоминаем

В своей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать очень разнообразную информацию, поступающую к нам в головной мозг через разные каналы и различными способами. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, различают и виды памяти.

Образная память

Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:

  • зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде печатного текста;
  • слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
  • осязательные – тактильные ощущения;
  • обонятельные – запахи;
  • вкусовые – разнообразные вкусы.

Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот вид памяти не только самое большое хранилище информации, она может отличаться и буквально феноменальной точностью.

Известна так называемая эйдетическая память – фотографически точное, детальное запоминание образов. Наиболее изучены случаи такого запоминания в области зрительного.

Эйдетики встречаются крайне редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:

  • аутизм;
  • шизофрению;
  • склонность к суициду.

Моторная или двигательная память

Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности.

Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти.

Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:

  • обучение детей письму;
  • овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
  • даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.

Эмоциональная память

Память на чувства менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее значимой. Но это не так. Эмоциями пропитана вся наша жизнь, и без них она бы утратила свой смысл, да и привлекательность тоже.

Лучше всего, конечно, запоминаются яркие эмоционально окрашенные события.

Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с матерью, радость от встречи с друзьями или от полученной в школе пятерки.

Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием.

Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то.

Правда, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.

Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.

Словесно-логическая память

Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Любители домашних питомцев могут возразить, что животные, например, собаки и кошки тоже могут хорошо запоминать слова. Да, это так. Но слова для них просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным образом. У человека же словесно-логическая память носит смысловой, осознанный характер.

То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие смыслы. И ярким примером такого смыслового запоминания может служить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом долго вспоминал эту «лошадиную» фамилию. А она оказалась Овсов. То есть сработало именно ассоциативно-смысловое запоминание.

Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.

Виды памяти: как мы запоминаем

Обилие поступающей в мозг информации требует ее сортировки, и не все, что мы получаем по сенсорным каналам, запоминается само по себе. Бывает, что для запоминания требуется приложить усилия. В зависимости от степени активности психической деятельности память делится на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память

Мечта каждого школьника и студента, чтобы знания запоминались сами по себе безо всяких усилий. Действительно, очень много информации так и запоминается – непроизвольно, то есть без волевых усилий. Но чтобы включился механизм непроизвольной памяти, необходимо важное условие. Запоминается непроизвольно то, что привлекло наше непроизвольное внимание:

  • яркая, сильная и необычная информация (громкие звуки, сильные вспышки, фантастические картины);
  • жизненно важная информация (ситуации связанные с угрозой для жизни и здоровья самого человека и его близких, важные, ключевые события в жизни и т. д.);
  • данные, связанные с интересами, увлечениями и потребностями человека;
  • эмоционально окрашенная информация;
  • то, что непосредственно связано с профессиональной или включается в трудовую, творческую деятельность.

Другая информация сама собой не сохраняется, разве что умный студент сможет увлечь себя и заинтересоваться учебным материалом. Тогда для его запоминания придется приложить минимум усилий.

Произвольная память

Любое обучение, будь то школьные занятия или овладение профессиональной деятельностью, содержит не только яркую, увлекательную информацию, но и просто нужную. Она необходима, хоть и не слишком интересна, и ее следует запомнить. Для этого-то и служит произвольная память.

Это не только и даже не столько простое убеждение себя, что «вот это надо обязательно сохранить у себя в голове». Произвольная память — это прежде всего специальные приемы запоминания. Их еще называют приемами мнемотехники по имени древнегреческой музы памяти Мнемозины.

Первые приемы мнемотехники были и разработаны в Древней Греции, но они и сейчас эффективно используются, а также создано много новых методик, облегчающих запоминание сложной информации.

К сожалению, большинство людей с ними мало знакомо и используют просто многократное повторение информации. Это, конечно, самый простой, но и наименее эффективный прием запоминания.

В нем теряется до 60 % информации, а усилий и времени он требует много.

Вы познакомились с основными видами памяти, которые изучает психология и которые имеют принципиальное значение в жизни человека, в овладении знаниями и профессиональными умениями.

Но в различных областях науки можно встретиться еще и с другими видами этого психического процесса.

Например, есть генетическая, автобиографическая, реконструктивная, репродуктивная, эпизодическая и другие виды памяти.

Источник: //psychologist.tips/646-vidy-pamyati-v-psihologii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.