Педагогическое общение

Педагогическое общение

Педагогическое общение

Педагогическое общение — это многоплановое, профессиональное общение педагогов в процессе обучения с учащимися, включающее в себя развитие и установление коммуникаций, взаимодействие и взаимопонимание между преподавателями и учениками.

Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.

Стили педагогического общения

Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.

Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников.

Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям.

Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения

Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.

Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки.

Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности.

В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы.

Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Авторитарный стиль педагогического общения

Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.

Авторитарный стиль педагогического общения — строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.

Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.

Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей.

Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения.

Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей.

Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных плохое – негативные оценки.

Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.

Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.

Люди самолюбивые, самоуверенные, агрессивные и неуравновешенные склонны к авторитарному стилю.

К демократическому стилю склонны личности с адекватной самооценкой, уравновешенные, доброжелательные, чуткие и внимательные к людям. В жизни в «чистом» виде каждый из стилей встречается редко.

На практике зачастую каждый отдельный педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия с воспитанниками.

Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.

Структура педагогического общения

В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:

1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения.

Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя.

Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).

2. Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:

— заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);

— внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);

— убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);

— подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).

3. Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия. Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения.

Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей.

4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).

Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнерами по общению друг друга.

Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога.

К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.

Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.

Ранние этапы педагогического взаимодействия с ребенком отмечаются отсутствием потенциала равноправного участника при обмене информацией, т.к. ребенок не имеет для этого достаточных знаний.

Педагог является носителем человеческого опыта, заложенного в образовательную программу знаний. Но это не означает, что коммуникация педагога на ранних этапах выступает односторонним процессом. В настоящее время недостаточно просто давать ученикам сообщение информации.

Необходимо активизировать собственные усилия учащихся по усвоению знаний.

Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом — это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Контактная функция — установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.

Побудительная функция — стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.

Эмотивная функция — побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

Источник: https://psihomed.com/pedagogicheskoe-obshhenie/

Педагогическое общение – структура, функции, стили, основы

Педагогическое общение

Детей нужно обучать. Какой родитель не занимается обучением своего ребенка, не сдает его в детский садик, школу, кружки и прочие институты, направленные на формирование навыков и знаний о мире? Здесь важным становится педагогическое общение, которое должно преследовать свои функции. Это закладывает в нем определенную структуру, стили и основы.

Педагогическое общение предполагает такое ведение диалога с детьми, чтобы они эффективно усваивали и понимали материал, который им преподносится. Лишь благодаря разному подходу, учету индивидуальных особенностей, а также использованию различных дополнительных инструментов знания усваиваются.

Педагогическому общению обучают педагогов в специальных учреждениях, где они должны придерживаться определенной формы контакта с детьми. Об этом поговорим на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое педагогическое общение?

Педагогическим общением называется многоуровневое составление диалога, который направлен на передачу и эффективное усвоение материала детьми.

Здесь важно учитывать психологические особенности детей, их возрастные критерии, направленность мышления и пр. Частыми становятся наглядно-образные материалы, которые дополняют монолог учителя.

Не только слова, но и прочие инструменты позволяют учителю донести нужную информацию до детей.

Важно понимать, что педагогическое общение – это не столько стиль общения педагога с детьми, сколько стиль общения любого взрослого человека с малышами различных возрастов. Обучением ребенка занимаются не только педагоги, но и родители. Им также важно знать, как общаться со своими детьми, чтобы они быстро усваивали нужные знания.

Рассмотрим пример педагогического подхода, когда ребенок задает один из некорректных вопросов родителям. Дети не дальтоники. К пяти годам большинство детей обнаруживает, что люди могут иметь разные оттенки кожи.

Когда малыши задают вопросы о цвете кожи, это означает, что они замечают разницу и хотят знать, имеет ли это значение, а если «да», то какое.

Ваша реакция и отношение сформируют у ребенка будущее понимание им роли цвета кожи в жизни людей.

На вопрос о том, почему у людей кожа бывает разного цвета, можно дать ответ, что цвет кожи передается ребенку от его родителей или определяется той частью света, из которой происходит семья этого человека. Подтверждайте наблюдения своего малыша: «Да, ты прав, у Александра коричневая кожа, как и у его мамочки».

С ранних лет учите своих детей принимать непохожесть. Вы можете рассказать ребенку о разных культурах и этнических особенностях, что поможет вам в дальнейшем вести откровенный и честный разговор о подобных предметах.

Купите детям книжки, в которых будут представлены изображения детей разных рас. Во многих городах есть национальные рестораны, где ребенок может познакомиться с культурой питания других народов.

Можно познакомить ребенка с людьми, которые более подробно расскажут ему о культуре и обычаях своих стран.

Вы хотите передать своему ребенку впечатление о том, что мир чрезвычайно разнообразен и многокрасочен, в нем можно попробовать множество вкусных блюд, встретиться с множеством интересных людей и познакомиться с удивительными культурами. Такое отношение не игнорирует различия культур, оно приветствует все культуры!

перейти наверх

Итог

Обучение детей является очень важным. Многое зависит от педагогического общения, которое будет стимулировать обучение или угнетать его.

 

Источник: http://PsyMedCare.ru/pedagogicheskoe-obshhenie

Педагогическое общение и структура

К ней следует отнести:

  • личность, которая обучает;
  • человек, которого обучают;
  • язык, на котором объясняется материал;
  • главная цель, которую пытается учитель донести до ученика.

Виды педагогического общения

  1. Общение-флирт (для большей ясности не будет лишним отметить, что данный вид взаимодействия свойственен, к примеру, молодым педагогам и старшеклассницей).
  2. Общение, основа которого являет собой обоюдную увлеченность какой-либо деятельностью, в основном творческого характера.

    Этот вид коммуникации считается наиболее эффективным, результативным в плане усовершенствования отношений между педагогом и его подопечными.

  3. Общение с запугиваем. Больше всего в нем негативных сторон влияния на учащихся.

    Педагог, который берет для себя за правило руководствоваться именно этим стилем взаимоотношений, несомненно, демонстрирует авторитарность по отношению к тем, кого обучает.

  4. Общение – дружба.

    Педагог воспринимается, сколько не как строгий учитель, а наставник, друг, к которому с охотой обращаются за советом, зная, что тот с удовольствием поможет.

  5. Общение на. Для педагога немаловажен фактор соблюдения детьми субординации (проявления уважения к старшему поколению).

Педагогического общения и барьеры

Во взаимоотношениях педагога и учащихся, как и в любой другой сфере человеческого взаимодействия, есть свои стены, которые участники беседы воздвигают спустя некоторое время:

  1. Барьер, наподобие Китайской стены. особенность этого невидимого ограждения между преподавателем и подопечными являет собой неправильно поставленную первым цель перед самим собой. Так, он считает нужным продемонстрировать маленьким личностям все свое превосходство над ними. Он, может даже и неосознанно, создать ситуацию, в которой ученику приходится проявлять себя в качестве подчиненной личности. При этом проявляется равнодушие к ученикам.
  2. «Тетерев». Происходит некая изоляция самого себя педагогом от тех, с кем, наоборот, ему следует наладить взаимоотношения. Он слышит, в первую очередь, только свое пение, отвергая реплики подопечных.
  3. Барьер «Локатор». Учитель придерживается избирательных взаимоотношений.
  4. «Киборг». В воздухе царит атмосфера авторитарности. Преподаватель стремится любыми методами закрыть глаза на смену обстановки, придерживаясь индивидуального плана и ориентируясь лишь на свой идеал.
  5. «Гамлет». Увы, но ярко выраженная черта такого учителя, который выстраивает стену недопонимания – нерешительность. Он не умеет обращать внимание на смысл того, что ему сообщают, концентрируясь только на внешнем проявлении беседы.

Каждому педагогу, во избежание недопониманий со своими подопечными, следует соблюдать следующие правила:

  1. Умение выступать в роли слушателя. В результате этого процесса между учителем и учеником налаживается коммуникативная связь, повышается эффективность сотрудничества.
  2. Сохранение толерантности во время общения. Она очень важна в конфликтных ситуациях. Потому педагогу всегда следует помнить, что чувства свои стоит высказывать, никого не осуждая и не затрагивая личностные характеристики ученика.
В природе человеческого общения существуют типы общения, зная о которых можно своевременно подобрать нужные механизмы для разрешения конфликтных ситуаций. Как научиться управлять людьми? Управление людьми осуществляется, как правило, путем применения манипулятивных техник различного рода. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные из них.
Вербальное и невербальное общение В этой статье мы максимально детально рассмотрим вербальное и невербальноое общение, их основные функции, значимость в восприятии и получении информации о собеседнике.Сегодня, механизмам общения уделяют достаточно много внимания, так как очень много сфер профессионально и общественной деятельности требуют навыков коммуникативного общения.

Источник: http://kak-bog.ru/pedagogicheskoe-obshchenie

Виды педагогического общения

Педагогическое общение

Педагогическое взаимодействие осуществляется в двух основных видах:

  • диадическое, или индивидуальное общение – общение «лицом к лицу», непосредственное взаимодействие педагога и учащегося;
  • фронтальное общение педагога с группой детей или с целым классом в подсистеме «педагог – учащийся – учащийся».

Замечание 1

В каждой подсистеме межличностное взаимодействие требует от преподавателя применения разных средств общения, опоры на различные внутриличностные ресурсы.

При обучении будущего педагога важно формировать у него универсальную культуру педагогического общения. Большое значение имеет личностно-предметная опосредованность педагогического взаимодействия.

Педагог может взаимодействовать с учащимся непосредственно (путем субъектсубъектного взаимодействия), через учебный предмет (субъект – объект – субъектное взаимодействие).

Классификация видов педагогического общения по О. В. Кирилловой

О. В. Кириллова предлагает наиболее полную классификацию педагогического общения:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • По содержанию: когнитивное, материальное, деятельностное (инструментальное), мотивационное. Когнитивное общение обусловлено обменом продуктами интеллектуальной деятельности, приобретенными знаниями и умениями; материальное общение взаимосвязано с педагогической деятельностью и обменом ее продуктами; инструментальное общение определяет организацию деятельности; мотивационное общение должно стимулировать у обучающихся позитивные мотивы деятельности, процесса обучения, совершенствовать познавательную активность.
  • По типам взаимных контактов: прямое общение обусловлено личными контактами, непосредственным восприятием собеседника, при котором они прямо отвечают на эмоции, чувства, действия друг друга; косвенное общение реализуется через посредников (ими могут быть окружающие люди); при открытом общении собеседники выражают свои точки зрения, учитывают позиции других; при закрытом общении мнения открыто не высказываются; полузакрытое общение осуществляется в одностороннем порядке, предоставлении сведений одной стороной; при тактильно-чувственном взаимодействии общение осуществляется при помощи прикосновений и тактильных контактов.
  • По характеру поведения собеседников общение может носить информационный, примитивно-формальный, манипулятивный, конвенционально деловой, интимно-личностный и эмоционально-чувственный характер.
  • По субъектно-объектной ориентации: групповое предметно-ориентированное, духовно-ориентированное, личностно-ориентированное, формально-ролевое, социально-ориентированное, ориентированное на дело.
  • По средствам общения: эмоционально-чувственное, вербальное, невербальное, деятельностно-инструментальное.
  • По целеполаганию: контактное общение обуславливает возникновение взаимного сотрудничества; координационное общение предопределяет согласование и ориентирование действий в педагогической деятельности, а также дальнейшие изменения с использованием корректирующего общения; информационно-побудительное общение обуславливает обмен замыслами, сведениями, решениями, стимулирует активность партнеров в совместной деятельности по общению, в принятии решений.
  • По характеру действий партнеров выделяют общение, направленное на сотрудничество и взаимодействие, на взаимное понимание, на контроль.

Виды общения как типичные характеристики процесса педагогического взаимодействия

Некоторые исследователи для классификации разных видов педагогического общения взяли основанием типичные характеристики процесса взаимоотношений педагога и учащихся. Любая педагогическая деятельность направлена на разрешение различных педагогических задач и реализуется на определенном этапе развития школьного коллектива.

Все многообразие оснований для классификации видов общения является программой изучения взаимодействий между педагогом и учащимся:

  1. От количества общающихся: межличностное общение (между двумя собеседниками), личностно-групповое (между группой и одним человеком), межгрупповое (между разными группами людей), массовое общение – многочисленные непродолжительные контакты между незнакомыми людьми (некоторые авторы отождествляют данный вид общения с массовой коммуникацией, когда информация адресуется не какому-то конкретному лицу, а большим социальным группам и реализуется через средства массовой информации).
  2. По содержанию: деловое общение (осуществляется в условиях традиционных официальных занятий), неделовое общение (в свободное от учебного процесса время). Деловое педагогическое общение подразделяется на желательное, необходимое, нейтральное, при котором межличностные контакты не мешают (но и не способствуют) решению педагогических задач, нежелательное общение (препятствующее достижению поставленной цели).
  3. По целям: биологическое (необходимое для поддержания жизнедеятельности организма); социальное (для укрепления и расширения межличностных контактов).
  4. По продолжительности: длительное и кратковременное.
  5. По применению знаковой системы: вербальное (словесное общение), невербальное (мимика, жесты, пантомимика).
  6. По направленности: внешнее (непосредственная передача информации собеседниками), внутреннее (общение с самим собой).

Вербальное общение осуществляется посредством речи и в педагогике является основополагающим видом общения. Вербальное общение предоставляет значительные коммуникативные возможности, однако не может полностью исключить невербальное общение.

Невербальное общение реализуется при помощи мимики, жестов, пантомимики, посредством прямых сенсорных контактов и телесных контактов (слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные и иные образы и ощущения, поступающие от другого лица).

Как правило, невербальные формы общения являются врожденными, они помогают взаимодействовать людям друг с другом, добиваться взаимопонимания на поведенческом и эмоциональном уровнях.

Важнейшая составляющая невербального общения – умение слушать и слышать.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskoe_obschenie/vidy_pedagogicheskogo_obscheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.