Пища для размышления

Пища для размышлений

Пища для размышления

Еда ― это то, что роднит нас, ныне живущих, и с философами века Просвещения, и с японскими крестьянами эпохи сёгунатов, и с исчезнувшими в пучинах истории цивилизациями майя и инков, и даже с безымянными художниками, творившими под сводами первобытных пещер.

Забота о пище и о том, где ее добыть, что считать съедобным и вкусным, а что ― недостойным человеческого желудка, ― все это волновало людей с начала времен. И даже раньше ― ведь именно поиск пропитания толкнул наших самых далеких предков на путь эволюции и обретения человеческого облика.

А раз всем в нашей жизни мы обязаны пище, то нет ничего удивительного в том, чтобы считать ее чем-то большим, чем просто источник калорий.

Повод для войн и отставок правительств, причина колониальной экспансии, предмет философских раздумий и, наконец, высокое искусство ― удивительно, как много может поместиться в нашей тарелке! Французский публицист Эрик Мейе отмечает: «Кухня ― это не только рецепты», ― но и к рецептам он призывает относиться внимательнее и перестать видеть в них лишь практические руководства.

«Кулинарные книги ― прекрасные книги по истории. Со своими авантюрами, героями и изменниками, королями коронованными ― и поверженными, со своими драмами, праздниками и сюрпризами», ― Мейе говорит не о старинных манускриптах с кушаньями ушедших эпох, а о самом обычном сборнике рецептов для хозяек.

Тени героев, королей и великих драм он видит в тарелке с турнедо Россини, нормандском соусе, петухе в вине… Переводя на язык более привычных нам культурных реалий, вкусом истории обладают рассольники и солянки, гурьевские каши и самые прозаические блины с маслом.

А упомянутые Мейе блюда, равно как испанская паэлья, итальянские спагетти болоньезе или тайский том ям, ― еще и вкусом географии. Пробуя новые кушанья в богом забытом ресторанчике где-нибудь за тридевять земель, мы не только пытаемся лучше понять характер приготовившего их народа и увидеть, что растет, пасется и плавает в его стране.

Мы получаем шанс узнать, что эти люди считают правильным, а что ― достойным осуждения, как устроено их общество и чем оно отличается от того, в котором выросли мы. А заодно прикинуть ― если мы вдруг решим сменить место жительства, придется ли нам эта новая жизнь по вкусу.

Подобные размышления занимают европейскую цивилизацию давно.

Во всяком случае, еще в XVII веке (когда благодаря развитию книгопечатания кулинарные книги и вообще сочинения о еде стали предметом массового интереса) неизвестный автор-итальянец, поселившийся в Лондоне, выпускает в свет «Краткий обзор трав и кореньев, которые в Италии едят сырыми либо приготовленными». Этот фундаментальный (и довольно объемистый, несмотря на обманчивое заглавие) труд ― не что иное, как развернутая ностальгическая рефлексия автора по привычной ему пище. И разочарование в английской кухне ― тяжелой, странной и притом основательной, как сами британцы. Этот неподписавшийся итальянец делает предсказуемый вывод: пища Туманного Альбиона плохо подходит для апеннинских желудков. Он видит причину в географическом разобщении, но мы сегодня накопили достаточный бэкграунд, чтобы понять: тут дело в разнице культур.

Эта культурная и социальная составляющая пищи, выступающая не в роли приправы, а водящая руками любого кулинара, стала главным предметом интереса истории питания ― новой научной дисциплины, появившейся в ведомстве Клио во второй половине XX столетия. Это именно тот научный хлеб, которым вскормлен Эрик Мейе, историк по образованию.

Не стоит умалять заслуг этой исследовательской школы, ― но не следует упускать из виду и то, что размышлять о пище, подходящей для одних и противопоказанной другим, человечество взяло в привычку давным-давно.

А вот за что следует сказать европейским историкам питания спасибо ― это за отстраненный аналитический взгляд на прошлое, который позволил заметить немало удивительного в логике людей минувших веков.

Вот, например, позднее Средневековье в его итальянском варианте поражает прямолинейностью.

Жители Северной Италии того времени были убеждены: едой для самых знатных предназначены быть птицы, ибо летают в небе, а чем ниже человек на социальной лестнице, тем ближе к земле следует искать пропитание ― и самым бедным надлежит питаться брюквой. Этих идеологов пищевого апартеида нимало не смущал тот факт, что курица тоже считается едой для высоких сословий, хотя вообще не летает.

Несколькими столетиями ранее в соседней Франции Пьер Абеляр пытается убедить церковников, что раз уж идея религиозного поста в том, чтобы не уделять пище повышенного внимания и избегать гастрономических редкостей, ― то в тех областях, где в изобилии скот, но нет рыбы, следует в постные дни восполнять силы мясом, а не организовывать подвоз дорогой и дефицитной рыбы. Но услышан он не был ― и, попав в опалу (правда, по другому поводу), был заточен в монастырь Клюни. Кстати, сведения, описывающие жизнь в этой обители (а их сохранилось достаточно много), тоже способны пошатнуть привычные нам представления о Средневековье.

Накануне 1000 года, за сотню лет до Абеляра, ― тогда, когда Европа должна была замереть в ожидании скорого светопреставления (его прогнозировали на круглую дату), а монахи ― еще более усердствовать в молитве и посте, насельники монастыря в Клюни потребляли не менее 5–6 тысяч килокалорий в день.

После чего спокойно отправлялись почивать, надев особые носки для ночного сна. Согласитесь, это не совсем то, что мы представляем, говоря об аскезе и раннем Средневековье. И не то, что оно само думало о себе.

Клюнийские монахи, конечно, и не собирались скрывать от потомков размах своего аппетита (брат эконом скрупулезно фиксировал рацион обители чуть ли не по дням). Но зато интеллектуалы того времени (чаще всего именно монахи) не забывали обвинять в склонности к обжорству крестьян.

Эти несчастные, обложенные всеми возможными поборами, провинились лишь в том, что посмели тешить себя сказками об изобильной стране Кокань, где колбасы зреют на деревьях, ― чтобы хоть баснями наполнить свои вечно пустые утробы.

Но сытый голодного, как известно, не разумеет. Эту простую истину отлично иллюстрируют и рассуждения монастырских интеллектуалов, и знаменитое замечание Марии-Антуанетты о том, что если у парижан нет хлеба, они могут есть пирожные.

Хотя историки утверждают, что эта фраза если и была произнесена, то по крайней мере на несколько десятилетий раньше ― а в реальности несчастного супруга королевы, которого везли из Версаля в Париж, на Гревскую площадь, народ встречал криками «Пекарь! Пекарь!», подразумевая, что тот должен был обеспечить город хлебом.

Ничто так не объединяет бедных и богатых, знаменитых и незаметных, живущих сегодня и живших много веков назад, как потребность в пище. И ничто так не разъединяет, как отношение к ней, способы ее готовить и обычаи ее употребления.

Чтобы попытаться преодолеть эти различия, нужно быть великим гуманистом ― как Эразм Роттердамский, утверждавший, что аристократ и крестьянин без роду и племени могут сидеть за одним столом, если усвоят хорошие манеры, которые и делают человека человеком.

Но за прошедшие с тех пор пять столетий мы так и не избавились от привычки заедать пищу социальными условностями. 

ОТ ЯЙЦА ДО ЯБЛОК

К этому выражению римляне прибегали, когда хотели обозначить: сейчас речь пойдет о чем-то от начала и до конца, подобно тому как обед римской знати начинается с яиц и заканчивается яблоками. Знакомясь с кухней античности, стоит придерживаться этого же правила.

КУХНЯ ВЫСШЕЙ ПРОБЫ

Если и есть на кулинарной карте мира страна, достойная звания «империи гастрономов», то это Франция. За восемь веков (а именно столько насчитывает история французской изысканной
кухни) они не раз смогли поразить воображение человечества ― и его вкусовые рецепторы.

НИЧЕГО СВЯТОГО

«Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не ошибиться в рецептах», ― заметил однажды, правда, по не вполне гастрономическому поводу, Веничка Ерофеев. Но эта фраза классика отечественного постмодернизма вполне могла бы стать официальным девизом самого модного сегодня кулинарного направления.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ / КОТЛЕТУ СДЕЛАЛИ

В размышлениях о сегодняшних кулинарных пристрастиях мы склонны скорее обращать внимание на гастрономические тренды от шеф-поваров. Но, задумываясь о меню будущего, мы куда больше интересуемся судьбой повседневной пищи. Мы ведь ни на минуту не сомневаемся в том, что наш рацион обязательно изменится.

Источник: //Discovery-Russia.ru/europe/italy/pishha-dlja-razmishlenij.html

Пища для размышлений – что это такое?

Пища для размышления

Рано или поздно нам приходится задумываться над какими-то вопросами. Иногда это насущные вопросы, а иногда – философские. И подтолкнуть к ним могут фильмы, книги или даже песня.

Все это нам дает пищу для размышлений. Что же это за пища? Давайте поговорим более подробно.

Что это такое?

Пища для размышлений – это вопросы, над которыми задумывается человек. Чаще всего философской направленности. Но не обязательно.

Получив такое “питание” для мозга, мы начинаем активно шевелить им. И данная процедура помогает порой пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Для чего это нужно?

Зачем нужна пища для размышлений? Для того, чтобы люди двигались вперед, чтобы продолжали совершенствоваться и заниматься саморазвитием. Когда мы думаем, мы тренируем мозг.

Порой, чтобы получить ответ на тот или иной вопрос, приходится заниматься поиском дополнительной информации. Человек не только начинает активно думать, но и погружается в этот процесс.

Читая специальную литературу, он развивает самого себя.

Синонимы

Есть ли у словосочетания “пища для размышлений” синоним? Да, словосочетание можно заменить на следующие фразы и слова:

  • Есть над чем подумать.
  • Задача.
  • Загадка.

Откуда мы получаем ее?

Пищу для размышлений мы черпаем из книг, фильмов, музыки, новостных блоков, общения, изучения чего-то нового. Окружающие нас люди могут загадать такую загадку, над которой мы будем долго ломать голову.

Учась в школе, дети каждый день получают пищу для своего разума. Домашние задания – это необходимость, которая способствует правильному развитию мышления и интеллекта.

Решая те или иные задачи, ребенок заставляет свой мозг функционировать. Ученику некогда заниматься ерундой (хотя современные дети находят на это время).

Он ищет ответы на поставленные перед ним вопросы, трудится над их решением, становясь умнее день за днем.

А как развиваются взрослые? Зачастую работа у них связана с рутиной. Быт и однообразие на работе – не самые лучшие факторы для саморазвития.

Но взрослые люди не унывают. Пищу для размышлений они получают из общения с коллегами, знакомыми и просто интересными людьми. А еще смотрят разные интересные фильмы, читают умные книги и журналы, увлекаются каким-либо делом, называемым хобби.

Казалось бы, какое развитие может дать хобби? К примеру, та же вышивка крестиком. Очень даже сильное, ибо приходится читать много литературы по различным способам вышивки, изучать качества ниток, подбирать хорошие иголки для вышивания.

Даже разбираться в пяльцах, и то приходится.

А спорт – это развитие?

Пищу для размышлений может дать и спорт. При изучении физиологии и анатомии, например. Поэтому спортивные занятия смело можно назвать развитием. Здесь в основном делается акцент на формирование здорового образа жизни и спортивного поведения. Но при желании можно совершенствовать и собственные познания.

Дают нам пищу для размышления книги. Почти любая книга может стать ключом к знаниям. Начиная с простых и детских сказок. Не зря же говорят, что сказка – ложь, да в ней намек.

Возьмите любого русского писателя, чьи произведения стали классическими. Тот же Пушкин с его “Дубровским”, к примеру. Есть над чем подумать после прочтения данной книги.

Островский, Достоевский, Блок, Куприн – можно перечислять до бесконечности. Выделим некоторые книги, которые дают пищу для размышлений:

  • Толстой, “Анна Каренина”. Сильнейшее произведение, которое стоит перечитать, став взрослым.
  • Достоевский, “Преступление и наказание”. Еще одна книга, заставляющая крепко задуматься над многими вещами.
  • Куприн, “Олеся”. Произведение о жестокости человеческой и большой любви.
  • Набоков, “Лолита”. Переворачивает кое-какие взгляды на жизнь.
  • Булгаков, “Мастер и Маргарита”. Книга может показаться немного страшноватой, но в ней скрыты духовные аспекты.

Кстати, о духовных книгах. Новый Завет – вот это Книга книг. Читая ее, каждый раз получаешь пищу для размышлений. И открываешь для себя то-то новое.

Существует множество книг по психологии, которые заставляют нас пересматривать собственные взгляды на сущность бытия.

Выбираем фильм

Иногда хочется посмотреть что-то такое, что приведет к тому, что человек начнет задумываться над сюжетом фильма. И разгадает некую жизненную загадку. Что за фильмы с пищей для размышления можно отыскать? Вот некоторые из них:

  • “Облачный атлас”.
  • “Реквием по мечте”.
  • “Молчание ягнят”.
  • “Черный шар”.
  • “Остров проклятых”.
  • “Что-то не так с Кевином”.
  • “Мальчик в полосатой пижаме”.
  • “Сталинград”.
  • “А зори здесь тихие”.
  • “Завтра была война”.
  • “Они сражались за Родину”.
  • “Остров”.
  • “Монах и бес”.

Это только маленькая толика из всего разнообразия. Кстати, даже мультфильмы могут дать повод, чтобы поразмыслить над некоторыми вещами.

Музыка

Здесь должны быть перечислены песни, которые необходимо слушать, чтобы получить пищу для размышлений. Но мы просто перечислим исполнителей и коллективы, с которыми неплохо было бы познакомиться:

  • Виктор Цой.
  • Валерий Кипелов.
  • ДДТ.
  • “Агата Кристи”.
  • “Ария”.
  • “Дюна”.
  • “Любэ”.
  • “Земляне”.
  • “Год Змеи”.
  • “Трактор Боулинг”.

Кого-то удивит, что все перечисленные здесь группы довольно старые. Да, это так. Старые песни о главном, как говорится, толкают к тому, чтобы задуматься над собственной жизнью. Одна песня “Апрель” в исполнении Виктора Цоя чего стоит.

Общение

Беседы с образованными людьми подбрасывают пищу для ума. Когда мы общаемся с людьми, то можем принимать их доводы. А можем отрицать, тем самым заставляя себя думать над ними.

Даже из простой дружеской беседы можно получить что-то познавательное. Конечно, если беседа нормальная, а не треп или перемывание костей всем общим знакомым.

Заключение

Вот мы и познакомились со значением пищи для размышлений. Ответили на вопрос и узнали, где искать то самое “топливо” для мозга. Чем больше человек развивается, тем больше пищи для ума он получает.

Источник: //FB.ru/article/436493/pischa-dlya-razmyishleniy---chto-eto-takoe

Пища для размышления – Журнал о диетах и похудении

Пища для размышления

Как мы питаем мозг, так он у нас и работает. От избытка жирного и сладкого мы становимся забывчивыми, при дефиците белков и минералов хуже соображаем. Что нужно есть, чтобы быть умным, рассказывает французский исследователь Жан-Мари Бурр.

Работа нашего мозга зависит от того, как мы питаемся, какие лекарства принимаем, какой образ жизни ведем. На пластичность мозга, его способность перестраиваться сильно влияют внешние обстоятельства, объясняет Жан-Мари Бурр. И одно из таких «обстоятельств» — наше питание.

Конечно, никакая диета не сделает среднестатистического человека гением или нобелевским лауреатом.

Но правильное питание поможет более эффективно использовать свои интеллектуальные возможности, справиться с рассеянностью, забывчивостью и переутомлением, которые сильно усложняют нашу жизнь.

Белки. Для полноценной работы мозга

Белки в процессе пищеварения расщепляются до аминокислот, часть которых участвует в выработке нейромедиаторов (с помощью этих биохимических веществ происходит передача информации от органов чувств в мозг человека).

Группа английских ученых при тестировании девушек-вегетарианок пришла к выводу, что у них коэффициент интеллекта (IQ) несколько ниже, чем у их сверстниц, употребляющих мясо и потому не страдающих от дефицита белка.

Легкий, но богатый белками завтрак (яйцо, йогурт, творог) помогает предупредить послеобеденный упадок сил и справиться со стрессами, объясняет Жан-Мари Бурр.

Жиры. Строительный материал

Наш мозг почти на 60% состоит из жиров, примерно треть из которых «поставляется» с пищей. Жирные кислоты омега-3 входят в состав мембраны мозговых клеток и влияют на скорость передачи информации от нейрона к нейрону.

Исследование, проведенное в Голландии Национальным институтом здравоохранения и защиты окружающей среды (RIVM, Bilthoven), показало, что люди, которые едят много жирной рыбы из холодных морей (именно она богата жирными кислотами омега-3), дольше сохраняют ясность мышления.

Жан-Мари Бурр предлагает простую схему: столовая ложка рапсового масла (раз в день), жирная рыба (минимум два раза в неделю) и как можно меньше насыщенных животных жиров (сало, сливочное масло, сыр), а также гидрированных растительных (маргарин, кондитерские изделия фабричного производства), которые способны затормозить нормальный рост и работу клеток мозга.

Дети: IQ и еда 

Вот пример диеты, составленной французским журналистом и диетологом Тьери Суккаром (Thierry Souccar). Она помогает гармоничному развитию интеллектуальных способностей ребенка.

Завтрак:

  • Яйцо, сваренное вкрутую
  • Ветчина
  • Фрукт или фруктовый сок
  • Овсяные хлопья с молоком

Обед:

  • Салат из овощей с рапсовым маслом
  • Суп
  • Приготовленный на пару лосось и нешлифованный рис
  • Горсть орехов (миндаль, фундук, грецкий орех)
  • Киви

Ужин:

  • Макароны из цельной муки с добавлением водорослей
  • Салат из чечевицы или турецкого гороха
  • Натуральный йогурт или компот без сахара

Углеводы. Источник энергии

Хотя у человека вес мозга по отношению к телу составляет всего 2%, на долю этого органа приходится более 20% потребляемой организмом энергии. Жизненно необходимую для работы глюкозу мозг получает по кровеносным сосудам. Недостаток глюкозы мозг компенсирует, попросту снижая активность своей деятельности.

Продукты с так называемыми «медленными» углеводами (зерновой хлеб, бобовые, макароны из твердых сортов пшеницы) помогают сохранять внимание и лучше концентрироваться. Если из завтрака школьников исключить продукты, содержащие «медленные» углеводы, это отрицательно скажется на результатах учебы.

И наоборот, излишек «быстрых» углеводов (печенье, сладкие напитки, шоколадные батончики и пр.) мешает интеллектуальной деятельности. Подготовка к дневной работе начинается ночью. Поэтому за ужином «медленные» углеводы тоже необходимы. Во время ночного сна мозг продолжает требовать энергетической подпитки, объясняет Жан-Мари Бурр.

Если вы ужинаете рано, съешьте перед сном хотя бы несколько черносливин.

Витамины. Активизировать работу мозга

Витамины, без которых не бывает ни физического, ни душевного здоровья, важны и для мозга. Витамины группы В нужны для синтеза и функционирования нейромедиаторов, в частности серотонина, недостаток которого провоцирует депрессии.

Витамины В6 (дрожжи, печень трески), фолиевая кислота (птичья печень, яичный желток, белая фасоль) и В12 (печень, сельдь, устрицы) стимулируют память. Витамин В1 (свинина, чечевица, зерновые) помогает обеспечивать мозг энергией, участвуя в расщеплении глюкозы.

Витамин С стимулирует работу мозга. Работая с подростками 13–14 лет, исследователи голландского Национального института здравоохранения и защиты окружающей среды обнаружили, что повышенное содержание в организме витамина С улучшает показатели тестов IQ.

Вывод: утром не забывайте выпить стаканчик свежевыжатого апельсинового сока.

Минералы. Тонизировать и защитить

Из всех минералов важнейший для работы мозга — железо. Оно входит в состав гемоглобина, поэтому его дефицит вызывает малокровие (анемию), при которой мы чувствуем упадок сил, слабость, сонливость.

На первом месте по содержанию железа стоит кровяная колбаса. Много его в говядине, печени, чечевице. Медь — еще один исключительно важный минерал. Он участвует в высвобождении из глюкозы энергии, необходимой для эффективной работы мозга.

Источники меди — телячья печень, кальмары и устрицы.

Начав правильно питаться, не стоит рассчитывать на мгновенный эффект. Макароны или хлеб помогут справиться с усталостью и рассеянностью довольно скоро, примерно через час. А вот рапсовое масло, кровяную колбасу или рыбу нужно употреблять постоянно, чтобы получить результат. Продукты — это не лекарство.

Поэтому так важно восстановить равновесие в питании, изменить образ жизни. По мнению Жана-Мари Бурра, нет такой чудодейственной диеты, чтобы всего за неделю подготовиться к вступительным экзаменам или сессии. Наш мозг все-таки не самостоятельный механизм.

И порядка в голове не будет, пока не будет его во всем организме.

Под прицелом — жиры и сахар 

Некоторые продукты мешают мозгу перерабатывать получаемую информацию. Главные обвиняемые — насыщенные жиры (животные и гидрированные растительные жиры), они отрицательно влияют на память и внимание.

Доктор Кэрол Гринвуд (Carol Greenwood) из Университета Торонто доказала, что животные, рацион которых на 10% состоит из насыщенных жиров, хуже поддаются обучению и дрессировке. Враг номер два — «быстрые» углеводы (сладости, сладкие газированные напитки и т. п.).

Они вызывают преждевременное старение не только мозга, но и всего организма. Дети-сладкоежки часто бывают невнимательными и гиперактивными.

Об авторе

Жан-Мари Бурр, профессор Национального Института Здоровья и медицинских исследований Франции (INSERM), руководитель отдела по изучению химических процессов мозга и их зависимости от питания.

Источник

Источник: //dietmagazine.ru/pisha-dlia-razmyshleniia/

Пища для размышления

Пища для размышления

Как мы питаем мозг, так он у нас и работает. От избытка жирного и сладкого мы становимся забывчивыми, при дефиците белков и минералов хуже соображаем. Что нужно есть, чтобы быть умным, рассказывает французский исследователь Жан-Мари Бурр.

Работа нашего мозга зависит от того, как мы питаемся, какие лекарства принимаем, какой образ жизни ведем. На пластичность мозга, его способность перестраиваться сильно влияют внешние обстоятельства, объясняет Жан-Мари Бурр. И одно из таких «обстоятельств» — наше питание.

Конечно, никакая диета не сделает среднестатистического человека гением или нобелевским лауреатом.

Но правильное питание поможет более эффективно использовать свои интеллектуальные возможности, справиться с рассеянностью, забывчивостью и переутомлением, которые сильно усложняют нашу жизнь.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.