< По спирали: чем красные люди отличаются от зеленых? - Психолог

По спирали: чем красные люди отличаются от зеленых?

Содержание

Чем красный антифриз отличается от зеленого – выясняем разницу

По спирали: чем красные люди отличаются от зеленых?

В автомобиле используется множество технологических жидкостей. Все они периодически требуют замены. При покупке охлаждающей жидкости многих беспокоит вопрос, чем красный антифриз отличается от зеленого. В сегодняшней статье мы рассмотрим отличия, преимущества и недостатки каждого из них.

Характеристика

Любой антифриз предназначен для отвода тепла при работе двигателя. В зимнее время эта жидкость (а именно ее определенная часть), отбирая тепло у мотора, обеспечивает нагрев салона. Летом ОЖ поступает в радиатор. Что касается состава, все охлаждающие жидкости состоят из этиленгликоля.

Исключением является 13-я группа, но о ней позже. Зарубежные антифризы представляют собой концентрат, где процент содержания этиленгликоля достигает 95 процентов. Все остальное – это присадки и дистиллированная вода.

По схожему принципу устроен и отечественный «Тосол», но здесь процент содержания воды намного больше (до 40 процентов).

Разновидности

Согласно европейскому стандарту, все охлаждающие жидкости делятся на несколько групп:

Последняя группа – это фиолетовый тосол. Разница между красным и зеленым антифризом – отсутствие этиленгликоля. Здесь используется абсолютно безвредный, экологически чистый, пропиленгликоль. Появился фиолетовый антифриз недавно и редко встречается на отечественном рынке. Поэтому далее мы рассмотрим отличия красного антифриза от зеленого, то есть 11-ю и 12-ю группу.

Стоит отметить, что изначально обе охлаждающие жидкости имеют прозрачный цвет. Окрашивается он уже самим производителем. Эти цветовые отличия были введены компанией «Фольксваген». Считается, что 12-я группа и красный антифриз более технологичен, чем зеленый. Применяется G12 в Европе чаще, чем 11-й.

Температура

Этиленгликолевый раствор, в отличие от простой воды, замерзает не сразу. Процесс происходит постепенно, в несколько этапов. Сначала в жидкости образуются небольшие кристаллы. Их концентрация увеличивается по мере снижения температуры. И так происходит до тех пор, пока антифриз не превратится по консистенции в подобие манной каши.

Однако, в отличие от воды, которая превращается в лёд уже при «нуле», охлаждающая жидкость кристаллизируется при температуре ниже минус 50 градусов Цельсия. Если снизить этот показатель еще на 10 градусов, то только тогда антифриз полностью затвердевает.

Но если вода при замерзании расширяется и буквально рвет патрубки и расширительный бачок, данная жидкость не меняет свой объем при любых отрицательных температурах. Она будет лишь более густой или жидкой. Согласно исследованиям, антифриз 11-й и 12-й группы расширяется всего на 0,7 процента от общего объема.

Каких-либо отличий в температурном пороге замерзания у зеленого и красного состава нет. В этом случае они полностью идентичны.

Вот чем красный антифриз отличается от зеленого. Если рассматривать 11-ю группу, здесь производители используют исключительно силикатные добавки, призванные снизить образование ржавчины.

Но как показывает практика, они не способны защитить металлические части системы охлаждения от коррозии. Свойства данных присадок похожи с отечественным «Тосолом». Единственное преимущество данной охлаждающей жидкости – хороший теплообмен.

Чем отличается красный антифриз от зеленого? Последний не образует тонкой пленки на внутренностях каналов системы. Благодаря этому нет задержки в обмене и отдаче тепла. Что касается красного антифриза, в его составе используются присадки с карбоновой кислотой.

Они обволакивают внутренности системы охлаждения и не дают ржавчине дальше развиваться. Однако, ввиду тонкой пленки, ухудшается теплообмен. Это основной недостаток данных жидкостей.

Радиаторы

Важное значение имеет материал, из которого изготовлен радиатор охлаждения автомобиля. Зеленый антифриз подходит для алюминиевых конструкций и изделий из его сплава. Содержащиеся в нем присадки, абсолютно безвредны для такой среды.

Что касается красного антифриза, он предназначается для медных и латунных радиаторов. Многие автовладельцы игнорируют этот факт и льют в них другие жидкости. Это может оказать негативное воздействие на них, вплоть до образования накипи и ржавчины. То же самое касается и алюминиевых радиаторов.

Использование в них красного антифриза крайне нежелательно.

Особенности присадок

В зеленой охлаждающей жидкости используются неорганические соединения. Это могут быть фосфаты и бораты. Они практически бездейственны перед очагами коррозии. Что касается более «технологичных», красных аналогов, в их составе – присадки на основе органических кислот. Они предотвращают дальнейшее развитие ржавчины, продлевая срок службы элементов СОД.

Срок службы

Еще один фактор, отвечающий на вопрос «чем красный антифриз отличается от зеленого». Первый имеет срок службы до пяти лет. В это же время зеленый антифриз и его отечественный аналог «Тосол», может использоваться в системе не более двух лет.

Дальше смесь образовывает осадок и начинает загрязнять каналы системы охлаждения. Проверить состояние жидкости очень просто. Она должна быть маслянистой на ощупь и не иметь резких запахов.

В противном случае жидкость необходимо заменить, так как существует вероятность перегрева двигателя.

Антифриз TCL зеленый и красный – чем отличаются?

Это японский производитель, который изготавливает охлаждающие жидкости с 1949 года. Несмотря на большую конкуренцию, производитель уверенно держится на мировом рынке. В переводе с японского, данная аббревиатура расшифровывается как Химическая лаборатория Таникава.

Поставляется она в пластиковых канистрах объемом от 2 до 18 литров. В зависимости от концентрации дистиллированной воды, температура замерзания составляет от -15 до -50 градусов Цельсия. Ресурс жидкости составляет 4 года или 80 тысяч километров пробега. Данная компания производит зеленый и красный антифриз.

Чем отличаются данные жидкости? Красный состав предназначен для автомобилей внутреннего рынка. Это «Тойота» и «Дайхатсу». Зеленый же используется для всех остальных марок. Высокое качество антифриза позволяет ему поддерживать заданный температурный режим двигателя на любых оборотах.

Однако, в России этот производитель мало известен. Один из немногих представительств компании TCL находится во Владивостоке.

Можно ли смешивать

Со временем, уровень жидкости в расширительном бачке падает. Это связано с присутствием в составе дистиллированной воды. Она при нагреве выходит через клапан. Ездить на низком уровне нельзя.

Можно ли смешивать антифриз красный и зеленый? Разница на первый взгляд между ними минимальная, но такое действие приводит к необратимым процессам. Как мы уже сказали ранее, здесь могут быть органические, либо неорганические присадки. Если их соединить, жидкость может вспениться. Мотор при этом закипит.

Также исчезнет защитная пленка, состав выпадет в осадок. Все это ухудшает теплообмен в рубашке охлаждения. Если необходимо долить жидкость, следует использовать дистиллированную воду. Однако помните, что при ее добавлении, температурный порог кристаллизации уменьшается.

Так, если в жидкости используется 50 процентов дистиллированной воды, данный показатель падает с -40 до -15 градусов Цельсия. Это необходимо учитывать в зимний период времени. Также, ввиду использования воды, увеличивается объем расширения при замерзании.

Обратите внимание

При выборе нового антифриза учитывайте тот факт, что не все компании придерживаются европейского стандарта при изготовлении жидкостей. К примеру, некоторые японские бренды производят антифриз 12 группы и окрашивают его в зеленый оттенок. Срок эксплуатации при этом – до пяти лет.

Также цвет может быть малиновым, голубым, и даже желтым. Все это сделано для того, чтобы при пробое водитель смог определить место течи. Поэтому при покупке особое внимание уделяйте не цвету, а группе, к которой принадлежит та или иная модель.

А «на долив» всегда используйте дистиллированную воду.

Заключение

Итак, мы выяснили, чем красный антифриз отличается от зеленого. Как видите, разница заключается в использовании присадок. Основа для антифризов – одинаковая. Это этиленгликоль. А уж в какой пропорции его разбавлять с водой, решает сам производитель. Большое всего она содержится в “Тосоле” (до 40 процентов), в то время как зарубежные марки продают 95-процентный концентрат.

Источник: //FB.ru/article/281650/chem-krasnyiy-antifriz-otlichaetsya-ot-zelenogo---vyiyasnyaem-raznitsu

Модель спиральной динамики

По спирали: чем красные люди отличаются от зеленых?

Когда вы оцениваете свои прошлые действия, решения и способы, с помощью которых справляетесь с проблемами, то кажутся ли ваши реакции последовательными и логичными? Изменились ли они за последние годы? Вероятно, да, потому что менялись ценности и мотивирующие факторы.

Модель спиральной динамики (Spiral Dynamics) — теория мотивации. Она не так популярна, как пирамида Маслоу, но тем не менее является достаточно интересной.

Теория была создана в 1930 году доктором Клером Грейвсом, который умер перед публикацией. Материалы обнаружил его последователь Дон Бек и опубликовал только в 1996 году.

При этом он добавил в концепцию свое виденье, поэтому мы рассмотрим модель как союз двух концепций.

Объяснение теории

Модель спиральной динамики отличается от других теорий человеческого развития и мотивации одной важной чертой: она не пытается доказать, что мы движемся к конечной цели ради того, чтобы оставаться на вершине. Модель указывает на то, что человек движется по спирали персонального развития в зависимости от биологических, социальных и психологических особенностей.

Модель спиральной динамики была создана для того, чтобы понять:

  • Как именно люди думают (как противоположность теориям, которые пытаются выяснить, что думает человек).
  • Почему люди принимают решения по-разному.
  • Почему людей мотивируют разные вещи.
  • Почему и как возникают ценности.
  • На чем основана природа изменений.

Спиральная динамика: союз двух концепций

Последователь Грейвса, Дон Бек разработал теорию на основе двух других:

  • Оригинальной теории Грейвса
  • Концепции мемов Доукинза

Грейвс утверждал, что ценности влияют на поведение. Он классифицировал ценности (точка зрения человека на то, что важно для него и каким является или должен являться мир) на две группы: ориентированные на человека и на группу. Ценности человека влияют на то, как и что человек думает, как ведет себя и что ощущает. Ценности имеют воздействие также на такие аспекты как:

  • Чувства
  • Этика
  • Мотивация
  • Убеждения
  • Предпочтения в работе и обучении
  • Политическая позиция

Ричард Докинз использовал термин «мемы», чтобы описать культурную информацию, которая тиражируется среди людей.

Это такие вещи как мода, техники художественного мастерства, слэнг, базовые убеждения, которые передаются от человека к человеку.

Как и гены, которые являются биологическими единицами и передаются от организма к организму, мемы — фундаментальные культурные единицы, которые воспроизводятся в обществе.

Модель спиральной динамики вводит новое понятие — vMemes (мемы-ценности). Это глубоко скрытые ценности, которые влияют на человеческий опыт. Мемы-ценности — это образ мышления, концепции и парадигмы, при помощи которых человек принимает решения и действует. Модель спиральной динамики ставит перед нами один важный и старый вопрос: почему люди делают то, что делают?

Спиральная модель

Модель спиральной динамики представляет собой цветную спираль, где каждый цвет представляет разную мем-ценность. Различают восемь таких мемов:

  • Бежевый: инстинктивный. Поведение, необходимое для выживания.
  • Пурпурный: волшебный/спиритуалистический. Использование ритуалов для выявления причин и следствий.
  • Красный: импульсивный/эгоцентрический. Использование хитрости и желание делать то, что хочется. Сильный властвует, слабый служит.
  • Синий: целеустремленный/авторитарный. Желание упорядочить существование и обеспечить соблюдение принципов, основанных на том, что «правильно».
  • Оранжевый: стратегический/ориентированный на достижение. Получить преимущество, изучив все возможности и стремиться к успеху. Улучшать подходы и техники для получения больших результатов.
  • Зеленый: уравнительный/ориентированный на общество. Желание добиться равных прав для всех и развить заботливое общество.
  • Желтый: интегративный. Наблюдение за миром как за объединенными системами и акцент на гибкость. Изменения — это нормально.
  • Бирюзовый: целостный. Объединение разума и духа для того, чтобы ощутить жизнь во всей ее полноте и обеспечить существование со смыслом. Мир представляет собой хрупкую субстанцию, которая может повредиться в человеческих руках.
  • Коралловый: не определен. Мы еще не там и ничего не знаем об этом уровне.

Согласно теории, по мере того, как человек растет и развивается, его мемы-ценности растут вместе с ним и можно наблюдать переход от эгоизма к желанию помочь обществу. Человек не прыгает с одной ступени на другую, он скорее перемещается вниз и вверх по спирали (в отличии от пирамиды Маслоу). Чем выше перемещается человек по спирали, тем отчетливее понимает, насколько сложно устроен мир.

На работе чем выше уровень развития человека, тем он более эмпатичный. Он начинает больше понимать в управлении и лидерстве, умеет мотивировать других людей и взаимодействовать с ними. Достигает успеха в таких аспектах:

  • Развитие команды
  • Умение справляться с конфликтами
  • Гибкий лидерский стиль
  • Умение вовремя поощрять членов команды
  • Умение пользоваться мотивационными стратегиями
  • Эффективная коммуникация
  • Хорошие межличностные взаимоотношения

Определите, на каком уровне модели спиральной динамики вы находитесь.

Будьте готовы к тому, что в некоторых жизненных ситуациях вы будете скользить по спирали вниз, поэтому относитесь к этому философски.

Если вы достигли оранжевого уровня, это большой успех, потому что вы наконец перестали видеть в людях конкурентов и начали с ними сотрудничать ради общего блага. Не останавливайтесь на достигнутом.

Желаем вам удачи!

Источник: //4brain.ru/blog/%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8/

Мир в сети : По спирали: чем красные люди отличаются от зеленых?

По спирали: чем красные люди отличаются от зеленых?

Гонки на клавиатуре
Чтобы комментировать запись, войдите на сайт, используя свой адрес электронной почты и пароль, или зарегистрируйтесь, если вы этого ещё не сделали.
Опубликовал Виталий Юрьевич Соколöв 17.07.2015 в 0:18 Люди и общества в своем развитии проходят одни и те же стадии. Так утверждает Дон Бек, изучивший эволюцию сознания – коллективного и индивидуального. От того, на какой стадии мы сейчас находимся, зависят наши желания, потребности и отношения с другими людьми. ФОТО Getty Images  Теория спиральной динамики, изобретенная в 1960 годах американским психологом Клером Грейвзом (Clare Graves), спустя тридцать лет стала популярно благодаря работам его ученика Дона Бека (Don Beck). Но на этот раз – в сфере психотерапии. Спиральная динамика делит эволюцию сознания на последовательные стадии, каждая из которых соотносится с определенным цветом.Поведением младенца руководят витальные импульсы – как и примитивными племенами. Этому этапу в спирали соответствует бежевый цвет. Ребенок подрастает, ему кажется, что мир полон магии, и его жизнью управляют большие и сильные покровители – как и в традиционных обществах с шаманистскими культами. Это фиолетовый период. Затем следует красный период, когда ребенок утверждает свое эго, нередко в довольно агрессивной форме – точно так же поступают воинственные варварские государства. Позднее наступает синяя фаза: ребенок вступает в сознательный возраст, он стремится привести в порядок мысли и чувства – в обществе эта стадия соответствует периоду формирования современных государств и мировых религий.ЦВЕТА (ЭТАПЫ) СПИРАЛИ

  • БЕЖЕВЫЙ – первая фаза развития. На первом месте – личные потребности, и главная из них – потребность в безопасности. Соответствует сознанию двухлетнего ребенка и стадии первобытного общества.
  • ФИОЛЕТОВЫЙ – период «мы» (магический период). В возрасте 2-4 лет ребенок идентифицирует себя с семьей, с группой, не отделяет свое «я» от коллектива. В масштабе цивилизации «фиолетовыми» являются общины с сильными шаманистскими культами и верой в духов предков.
  • КРАСНЫЙ – период эгоцентризма. В возрасте 4-8 лет действиями ребенка управляет его своенравное «хочу». Только более сильное, контролирующее начало может заставить его признать потребности других людей. В истории так поступали молодые варварские государства и кочевые народы, стремящиеся к завоеваниям.
  • СИНИЙ – период упорядочения. Ребенок 8-12 лет открывает для себя нормы и правила, учится контролировать себя и сдерживать свои желания, чтобы уживаться с другими. А империи создают сложные политические конструкции и бюрократические системы, чтобы навести порядок в покоренных областях.
  • ОРАНЖЕВЫЙ – период индивидуализма. Подросток ищет свое «Я», пробует силы, проверяет границы своих возможностей. Такое поведение характерно и для обществ Нового времени, жизнь в которых определяют риск, преобразование мира, получение прибыли и конкуренция.
  • ЗЕЛЕНЫЙ – период роста сознательности. Взрослый учиться продумывать свою действия, учитывать возможные негативные последствия для других и для окружающего мира. В «зеленом» обществе царит демократия, людей беспокоят вопросы экологии и рационального потребления.
  • ЖЕЛТЫЙ – период системности. Зрелое «желтое» сознание осознает сложность мира, учится коммуницировать с разными культурами, понимать их логику, стремится наладить контакты между ними. На этом уровне действуют уже не государства, а отдельные компании, организации и люди. К примеру, создатели универсальных языков типа эсперанто и глобальных социальных сетей.

Как нам понять друг друга

Дон Бек много занимался вопросами личностного роста, а также активно путешествовал, в частности, более 60 раз побывал в Африке, где пытался использовать свои навыки, чтобы помочь местным режимам перейти к демократии. Дон Бек пришел к выводу, что многие личные и коллективные проблемы происходят от того, что люди находятся на разных стадиях развития и просто не могут понять друг друга. Но можно помочь людям и обществам с разными «цветами» находить общий язык, несмотря ни на что. Например, как могут выстраивать контакты общества «синего» (теократия или коммунистическая страна) и «оранжевого» (многонациональная страна или торговое объединение) типа? Модель Грейвза и Бека показывает, что похожие проблемы возникают между ребенком восьми лет, озабоченным стремлением к порядку, и восемнадцатилетним подростком, который превыше всего ценит независимость и креативность.Но этот спектр вариантов целиком присутствует и внутри каждого из нас. Оказывается, этапы развития не сменяют друг друга, как пейзажи за окном поезда, а нагромождаются друг на друга наподобие культурного слоя. Причем это происходит неравномерно: в личности каждого человека сочетание «цветов» уникально и зависит от его жизненного опыта, переживаний и решений, которые он принимает. В нашем мозге постоянно присутствует его самая древняя, «рептильная» часть, где локализованы глубинные влечения, но рядом с ней действует и лимбическая система, ответственная за эмоции, и неокортекс, который отвечает за разум и рациональное мышление… Точно так же и разные стадии спирали сосуществуют в нас и активируются в определенные моменты под влиянием импульсов. Распознать, какой цвет доминирует в настоящий момент – первый шаг к обретению внутренней гармонии, по мнению Дона Бека.

Основные цвета

Жак Фербер (Jaques Ferber), когнитивный психолог из университета Монпелье (Франция), преподает своим студентам спиральную динамику. «Наблюдая за собой, своими желаниями и интересами, мы можем определить, в какой части спирали находимся в данный момент, – объясняет он. – Читатели журнала Psychologies имеют все шансы оказаться «оранжевыми» (характерной чертой это стадии является активный поиск своего Я) или «зелеными» (озабоченность состоянием общества, стремление учитывать чужие интересы в своих действиях). Как правило, люди с домининрованием определенного цвета в спирали находят себя в сферах, требующих соответствующих навыков. Но ценности компании и ее сотрудников могут и не совпадать: например, среди гринписовцев очень много «красных», в то время как в бизнес–среде важно находить компромисс, поэтому там много профессионалов с «зеленой» энергетикой.идея, которую пытается донести Дон Бек: мы сможем найти путь к бесконфликтному общению, если поймем, что другие не всегда находятся с нами на одном уровне понимания. Это следует помнить в первую очередь тем, кто находится в более высокой позиции. «В развитых странах мы наблюдаем взаимодействие трех основных цветов: голубых (государственников и националистов), оранжевых (либералов и бизнесменов) и зеленых (социал–демократов и экологов), – говорит Дон Бек. – Где три цвета, там три взаимоисключающие логики. Чтобы выйти из тупика, человечество должно выйти на следующий уровень – желтый».

Альянс айфона и бамбука

Человек с «желтым» мировоззрением понимает, насколько сложен мир, и учитывает роль разных моделей мышления и поведения в его развитии. «Желтый» – интегратор по своей сути, он очень подвижен, чувствует себя в своей тарелке повсюду: в исследовательской лаборатории, в синагоге, мечети или храме, и в то же время среди либеральных мыслителей. Американцы называют такой образ жизни «альянсом айфона и бамбука». «Желтый» часто эффективен как переговорщик, поскольку знает, какие аргументы подействуют на других людей. Он пользуется «оранжевыми» аргументами (интерес, причинно–следственная логика, преимущества), разговаривая с предпринимателями и главами корпораций; в разговоре с религиозными деятелями и членами традиционных обществ он будет использовать доводы из «фиолетового» арсенала (семейные ценности, моральные предписания, внутренняя интуиция). «Сегодняшнее поколение Z, поколение двадцатилетних, очень хорошо подходит под это определение, – уверен Жак Фербер. – Оно умеет общаться на разных уровнях, быстро переключаться с одного дела на другое, оно мобильно и открыто для нового опыта. Как раз те качества, которые соответствуют желтой стадии».Источник: //www.psychologies.ru/self-knowledge/individuality/spiral-dona-beka-chem-krasnyie-lyudi-i-obschestva-otlichayutsya-ot-zelenyih/ Вы не можете ать за посты.

Комментариев нет

Владимир Владимирович Шахиджанян прислал Вам письмо с очень важной информацией. Пожалуйста, прочтите сообщение.

Источник: //nabiraem.ru/blogs/press/66777/

Теория цвета

По спирали: чем красные люди отличаются от зеленых?

Источник: //xn--h1afdfbaeasmui9j.xn--p1ai/koloristika/novaya-zapis

Эволюция ценностей: теория Грэйвса и спиральная динамика

По спирали: чем красные люди отличаются от зеленых?

Во второй половине 20-го века появилось множество теорий, описывающих индивидуальную эволюцию сознания исходя из наблюдаемых, эмпирических данных.

Пиаже (Piaget) наблюдал за когнитивной линией развития, Кольберг (Kohlberg) — за моральным развитием, Левингер (Loevinger) — за развитием самосознания, Маслоу (Maslow), автор знаменитой «пирамиды Маслоу» — за развитием потребностей, Грэйвс (Graves) — за развитием системы ценностей.

Было замечено, что большинство людей в своем развитии проходят через определенные стадии, причем некоторые проходят дальше, а некоторые «застревают».

Исследования в культурах, отличных от культуры Запада показали, что для людей в них характерны те же стадии, с той лишь разницей, что в менее развитых культурах большая часть населения находится на более ранних стадиях развития (хотя это не исключает появления в этих культурах отдельных мыслителей более высокого порядка).

Каков критерий более высокого порядка? Основным критерием является относительная сложность системы. По мере эволюционного развития системам свойственно усложняться. История общества сама по себе сопровождалась ростом сложности примерно в миллион раз.

Если примитивные общества могут состоять из сотен или тысяч человек, то современное общество не может существовать при числе членов менее 100 миллионов, причем в последнее время и этого количества становится явно недостаточно для реализации наиболее сложных технологий.

Стоит особенно отметить, что в системах накапливается не произвольная сложность, а сложность, которая позволяет системе более эффективно функционировать в рамках внешней системы. Для животного это будет экосфера, для человека — общество, а для страны — совокупность других стран, с которыми налажены культурные связи.

Что дает основания провести аналогию между стадиями индивидуального развития и общественными стадиями? Дело в том, что сознание человека является культурно-обусловленным, в обществе действуют механизмы наследования уровня мышления, вертикальной передачи идей.

Каждое следующее поколение наследует идеи предыдущего, что дает ему возможность легче перейти на следующий уровень своего развития.

Таким образом, если сегодня мы видим, как отдельные индивиды развиваются в то, что нам кажется более сложными и высокими стадиями, мы можем предположить, что все общество в дальнейшем последует за ними.

В 1970−90-х годах американский психолог Клер Грэйвс*, а затем его последователи, Крис Коуэн (Chris Cowan), Дон Бек (Don Beck) и Кен Уилбер (Ken Wilber) разработали новую социально-эволюционную теорию, названную впоследствии теорией спиральной динамики.

Эта эволюционная теория была выбрана среди многих других, так как, по моему мнению, она наиболее полно описывает возможные ступени эволюции развития как человека, так и общества**.

Уровни развития в теории Грэйвса описываются через парадигмы сознания (которые для удобства кодируются различными цветами от бежевого до желтого).

Эти парадигмы сознания, или ценностные комплексы, включающие в себя духовные верования, культурные идеи, моральные принципы, модели обучения и т. д. возникают по мере возникновения потребности в них в процессе социокультурной эволюции.

Каждая очередная стадия развития удовлетворяет потребности, которые не были удовлетворены (или подавлялись) предыдущей ступенью развития цивилизации.

Принципиальное отличие от социального дарвинизма здесь заключается в холическом подходе — каждый следующий уровень развития общества в ней рассматривается как очередной уровень холархии, включающий в себя предыдущий.

В итоге, высшие уровни развития общества не отрицают, а включают в себя предыдущие.

Согласно теории спиральной динамики, на верхнем уровне культурной холархии существуют так называемые ценностные мемы высшего порядка — в английской терминологии vMeme (далее — цМемы). Каждый цМем представляет собой систему ценностей, которая в конечном итоге вызывает определенные верования, социальные группирования, паттерны мотивации, организационную динамику, цели.

Если мы искусственно пытаемся привнести в общество решения или структуры, соответствующие цМему, отличному от того, на котором находится общество, они будут отторгнуты. Модель является иерархической, то есть цМемы в ней идут в порядке нарастающей сложности, но при этом открытой, то есть конечная точка неизвестна.

На сегодняшний день описаны восемь уровней холархии, которые представлены ниже.

1) Бежевый — автоматическое, инстинктивное мышление

Уровень каменного века, не особенно распространенный сегодня на планете. На этом уровне доминируют инстинкты выживания, человек ведет себя в целом как животное, хотя и самое умное. Социальная организация: небольшие племенные группы.

Этика: отсутствует. Этично то, что способствует выживанию.

Современные примеры: новорожденные и очень старые люди.

Предпосылки к переходу на новый уровень: осознание себя как личности, постижение причинно-следственных связей, озабоченность выживанием, которое требует группового взаимодействия.

2) Фиолетовый — анимистичное, племенное

Анимистическое, магическое, приземленное мышление. Индивидуум подчиняется интересам группы. Акцент на групповых ритуалах и поклонению духам. Кровные связи очень сильны. Сильная власть шаманов/вождей.

Этика: этично все, что идет на пользу племени.

Современные примеры: племена Африки.

Предпосылки к переходу: появление доминантного эго, личности, которая сильнее группы, ограниченность ниш для существования.

3) Красный — эгоцентричное, силовое

Жесткий авторитаризм, проявляется в рабовладельчестве или подобных формах эксплуатации неквалифицированной рабочей силы. Власть через лидера и нескольких вассалов (двухуровневая модель). Убеждение, что люди ленивы и их нужно заставлять работать. Настоящие лидеры подавляют в себе человеческие эмоции. Характерен для ранних государств.

Этика: сильный прав.

Современные примеры: уличные банды, африканские королевства.

Предпосылки к переходу: признание власти морали, поиск смысла и цели жизни, увеличение дальности планирования.

4) Синий — абсолютистское, священное

Патриотичное мышление, единственно верный способ думать, подчинение власти, навязывание чувства вины за несоответствие групповым нормам, самопожертвование во имя высшей цели. Активная защита «своих» от посягательств «чужих». Хорошо работает в индустриальных экономиках. Появление сложных иерархий. «Мыслить локально — действовать глобально».

Этика: религиозная или квази-религиозная.

Современные примеры: пуританские штаты США, современные конфуцианские китайские семьи, исламские государства.

Предпосылки к переходу: поиск лучшего выбора из многих альтернатив, поиск счастья в этой жизни, обнаружение ошибок церкви/руководства.

5) Оранжевый — материалистическое, ориентированное на достижения

Рационализм, частное предпринимательство во имя собственного блага, экономическая мотивация, конкуренция улучшает производительность и качество товаров, способствует росту. Возможно, доминирующий цМем в современной Америке. «Мыслить локально — действовать локально».

Этика: светский закон превыше всего.

Современные примеры: «капиталисты» США, Западной Европы.

Предпосылки к переходу: обнаружение того, что материальное благосостояние не приносит счастья, обновленное чувство коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенством.

6) Зеленый — социоцентрическое

Акцент на совместном росте, равенстве, гуманизме, толерантности, стабильности, внимании к вопросам окружающей среды. Мотивация — человеческие отношения и обучение. Ценятся открытость и доверие, а не конкуренция. Лидера становятся менее автократическими, иерархии размываются. Эффективность падает, наступает стагнация. «Мыслить глобально — действовать глобально».

Этика: законы важны, но они должны служить благосостоянию всех.

Современные примеры: социальные государства Европы, Гринпис, левое движение.

Предпосылки к переходу: слишком высокая стоимость коллективных решений, необходимость конкурировать с системами, несущими меньшее количество социальных обязательств.

7) Желтый — системное, интегрирующее

Мотивация обучением, акцент на росте, изменениях, вызовах. Системное мышление, экология уходит на второй план (но сохраняется), на первых план выходит эффективность системы. Признание ценности хаоса и самоорганизации. «Мыслить глобально — действовать локально».

Этика: этика является предметом договора между людьми, а не государства.

Современные примеры: компании высокотехнологичного сектора.

Предпосылки к переходу: поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и физики.

8) Бирюзовый — глобалистское, модернизаторское

Синергетическое, голографическое мышление, возможность в полной мере видеть достоинства и недостатки предшествующих уровней, интегрируя их в единую целостность.

Современные примеры: теория Гайи, «глобальная деревня», идея плюралистической гармонии Ганди.

Важной особенностью данной модели является то, что каждый нечетный уровень является ориентированным преимущественно на индивидуальные ценности, а четный — на коллективные (кроме последнего, где коллективные и индивидуальные ценности находятся в гармонии).

Таким образом, значение культуры, коллективного субъективного будет особенно велико на «фиолетовом», «синем», «зеленом» уровне.

Наоборот, на «красном» будет наблюдаться отчетливый приоритет силы, на «оранжевом» — денег и индивидуальных свобод, на «желтом» будет присутствовать вера в способность общества к самоорганизации, к урегулированию конфликта между интерсубъективным и интеробъективным ненасильственными способами.

Как правило, общества неоднородны по меметическому составу, причем, чем более развитое, сложное общество — тем большее в нем существует разнообразие уровней. Уровни не сменяются за одну ночь, и не представляют собой ступеньки лестницы, они ведут себя скорее как накатывающиеся волны, каждая следующая волна сложнее предыдущей.

По оценке Бека и Коуэна, 10% населения Земли находится на «фиолетовом» уровне, 20% – на «красном» и 40% – в «синем». Остальные 30% населения рассредоточены по «оранжевому» и «зеленому», с редким заходом в «желтый» и выше.

Процесс перехода на новый уровень не является чем-то необратимым или неизбежным. Корпорация, например, может застрять на «синем», в то время как «оранжевые» экономические условия подталкивают ее к совершенно другому стилю ведения дел. Обычно, это заканчивается банкротством.

Для государства, застрявшего на низком уровне развития, в то время как соседи ушли далеко вперед эта ситуация чревата нищетой, попаданием в колониальную зависимость или жесткой «шоковой терапией».

При переходных фазах, когда два цвета смешиваются, доминантный цвет записывается большими буквами, а рецессивный — маленькими, например «СИНИЙ/оранжевый» или «оранжевый/ЗЕЛЕНЫЙ».

Особый интерес в рамках теории Грэйвса представляет как раз факторы перехода (transitional factors), условия, которые обеспечивают плавный переход от одного ценностного уровня к другому.

* Clare W. Graves, по адресу www.clarewgraves.com находится коллекция его научных работ.

** По адресу www.clarewgraves.com/theory_content/compared/CGcomp1.htm опубликована таблица, в которой приводится сравнительный анализ теории Грэйвса и еще 25 психологических эволюционных классификаций, в том числе по Маслоу, Пиаже и других. Анализ показывает, что теория Грэйвса является наиболее полной и включает в себя все остальные, более ранние теории.

Источник: //ShkolaZhizni.ru/@governor/posts/33402/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.