< Почему нам трудно выбирать? - Психолог

Почему нам трудно выбирать?

Содержание

Почему подросткам так трудно выбрать профессию

Почему нам трудно выбирать?

Марина Ковалёва,
специалист по профориентации. Ведёт индивидуальные консультации и курсы, помогая старшеклассникам выбрать свой профессиональный путь.

Быть подростком и так непросто, а тут ещё и профессию приходится выбирать. В 14–15 лет проблема приобретает вселенский масштаб. Лайфхакер узнал у специалиста по профориентации, почему выбор даётся столь сложно и как родители могут в этом помочь.Требование выбрать профессию обрушивается на детей внезапно, как стихийное бедствие. Беда пришла, откуда не ждали.

Ещё недавно так интересно было фантазировать на тему «Кем я стану, когда вырасту?», но уже в 14–15 лет этот вопрос приводит подростков в ужас. Ведь они ещё не чувствуют, что выросли, а решение требуется принять чуть ли не немедленно и, как им кажется, на всю оставшуюся жизнь.

Те единицы, которым удалось легко сделать выбор и поверить в него, чувствуют себя счастливчиками. И немудрено, ведь автоматически для них решается масса проблем. Куда поступать? Какие предметы сдавать? Как лучше готовиться к сдаче ЕГЭ?

Окружающие замечают, что у этих ребят повышается уверенность в себе. Ещё бы! Они теперь знают, кто они. Будущий врач, будущий психолог… Неудивительно, что у них вдруг повышается мотивация к учёбе.

Родителям теперь не приходится заламывать руки и угрозами добиваться выполнения домашних заданий. Ребёнок сам с увлечением изучает строение черепа, производные, готовится к олимпиадам.

Родительский рай становится доступен некоторым из нас.

Но почему же это счастье обходит столько семей? На практике мне постоянно встречаются одни и те же причины.

Причина 1. Им ничего не интересно

Соцсети, тусовки, компьютерные игры — вот джентльменский набор современного тинейджера, внешне приличного ребёнка приличных родителей. На другое не остаётся ни времени, ни желания. Но он вечно занят как бы делами. Встроить иное в его жизнь — это как вывести на орбиту новый спутник: колоссальные затраты энергии, ресурсов и желания, которых нет. Замкнутый круг.

Но, не получив опыта, невозможно узнать, понравится ли тебе это занятие. А время идёт. Чем ближе окончание школы, тем тревожнее на душе, тем выше давление со всех сторон. И возрастающее, по законам физики, сопротивление подростка: «Отстаньте, я потом решу».

Почему так происходит?

Ничего не хочет тот, кто не верит, что у него получится.

Поэтому «ничего не хочу» — это защита от боли, которую может принести неудачный выбор. Если понять, что блокирует желания подростка развиваться, проблема выбора профессии разрешится.

Причина 2. Они интересуются слишком многим

Родители детей с этой проблемой могут нас не понять: столько интересов у ребёнка, а он выбрать не может?

«Драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота…» — жизнь таких детей увлекательна, скучать некогда. Но нет никакой гарантии, что через год интересы не поменяются, а впрок учить все предметы подряд способны далеко не все.

Таким детям непросто найти дело жизни, но зато оно точно будет нестандартным и очень увлекательным. И обязательно на стыке различных направлений. Найти нечто, что объединяет интересы, — сама по себе интересная задачка.

Интересуетесь спортом и психологией — приглядитесь к профессии спортивного психолога.

Стремитесь общаться с людьми разных культур и вам присущ исследовательский азарт — подумайте о карьере специалиста по межкультурным коммуникациям.

Противоречивые интересы задают задачки посложнее. И здесь важно ориентироваться на способности и особенности мышления и характера. Придётся рассмотреть много различных профессий, в том числе и новых, только зарождающихся.

Причина 3. Они не знают своих способностей и особенностей

Яркие таланты легко заметить. Но ведь немногие могут похвастаться впечатляющими стихами, рисунками, успехами в спорте или программировании. А пятёрки по школьным предметам не мерило способностей. И потом, если ребёнок значительно отличается от родителей, они не в состоянии достойно его оценить.

Сложность заключается ещё и в том, что природные задатки могут оказаться непроявленными только потому, что им не давали простора для развития.

Если в доме не было красок, вы можете никогда не узнать, что в вашем ребёнке живёт художник.

Это особое наслаждение — обнаруживать различные способности и особенности. Их не нужно оценивать, им нужно радоваться. Иначе мы формируем у детей страхи и неуверенность в себе.

Часто в ходе консультаций со специалистом родители и дети с удивлением замечают, как по-разному они реагируют на мир, воспринимают информацию, принимают решения. И если раньше это было фактором стресса, то теперь становится поводом для взаимного познания.

Признавая любые способности и отличия своего ребёнка, мы даём ему благословение пользоваться ими и развивать их.

Причина 4. Они мало знают о профессиях

Это парадокс, но базовые знания о профессиях долго остаются на уровне детского сада. Детей учили на картинках отличать, что это повар, а это — милиционер. В школе познания не расширяются.

Попробуйте написать список из нескольких профессий и попросить ребёнка сказать, в чём суть каждой из них. Результаты вас неприятно удивят.

Даже о профессиях своих родителей подростки тоже ничего не знают. Как показывают опросы, они назовут организацию и/или профессию. Ведь нам некогда рассказать о своей работе, о своих достижениях, о том, как организована работа. А дети об этом вряд ли узнают сами.

И вот незнайками они приходят в девятый класс, где появляется предпрофильная подготовка.

Замечательная идея за пару лет выродилась в формальные предпрофильные курсы — шесть занятий, которые призваны познакомить учащихся с тремя профессиями.

Ни предварительной подготовки, ни последующего анализа не предполагается. Выбирают их подростки чаще за компанию. В результате знаний о профессиях и интереса у них не прибавляется.

Министерство образования посчитало, что сделало всё возможное для знакомства школьников с миром профессий, и умыло руки. Ах да! Ещё проводятся ярмарки-выставки учебных заведений. Там учащиеся тусуются у самых ярких павильонов, предполагающих шоу или раздачу бесплатных сувениров.

Ну, дети, теперь вы готовы к одному из самых важных выборов в своей жизни?

К сожалению, СМИ также нисколько не озабочены созданием интересных программ для знакомства подростков с профессиями. Хотя при появлении талантливых художественных фильмов резко возрастает интерес к профессиям харизматичных героев. Но это процесс стихийный, надеяться на него бессмысленно.

Что с этим делать? Родители, нам не остаётся ничего другого, как помогать детям знакомится с профессиями. Начинать нужно было давно, но лучше сейчас, чем никогда.

Чем шире круг известных профессий, тем выше шансы, что подросткам удастся найти для себя что-то подходящее.

Хотя многие взрослые тоже не догадываются о том, сколько профессий на белом свете. Открывайте профессиограммы, изучайте вместе со своими детьми!

Причина 5. Они не уверены в себе и боятся сделать выбор

Даже когда уже более-менее определился, сделать окончательный выбор бывает мучительно трудно. Он воспринимается как граница двух миров, за которой иная жизнь, другое окружение, возможности… А вдруг это не то? А вдруг реальность окажется не такой привлекательной? И жизнь под откос? От таких мыслей реально становится плохо.

Вот эту фатальность необходимо помочь снять. Объясните ребёнку, что поменять профессию и приобрести новую можно! Поэтому пусть выбирает вариант, который вызывает внутреннюю радость, соответствует интересам, способностям и полезен людям.

Никто не знает, как сложится жизнь, но это не повод отказываться от интересного выбора.

Нужно верить в лучшее, но и быть реалистом. Как много людей пошли в программисты или в юристы, не имея способностей. И несмотря на то, что кому-то удаётся жить безбедно, другим та же профессия не приносит успеха.

Возникнут трудности. Обязательно! Но, справляясь с ними, мы становимся сильнее. И это важно.

Делая выбор, мы направляем жизнь в определённое русло. Но мы сможем его изменить при желании. Люди так поступают постоянно.

Причина 6. Они имеют завышенные ожидания от профессии

Представления детей о жизни складываются под действием киноэкрана. Поэтому от профессии ждут, что она обеспечит миллионные гонорары и отпуск на личной яхте, как представителям шоу-бизнеса и эпатажным героям светской хроники. На меньшее мы не согласны!

Такой инфантильный взгляд на жизнь формирует общество потребления. Уж оно постаралось в этом отношении. Если у детей приоритеты смещены в сторону красивой жизни, значит, и работать они не захотят. Для них брать — хорошо, а отдавать — плохо. И этот перекос в мировоззрении нужно помочь преодолеть.

Отдавать — это счастье. Без него не даётся счастье получать.

Да, стремиться к высотам нужно. Но для этого придётся прикладывать усилия самому. Возможны в жизни периоды безденежья, и это нормально. Сначала стоит научиться вкладывать силы, энергию, время. В том числе и в освоение профессии.

Помогайте детям выстраивать баланс «брать — давать». Это поможет им выбрать такую профессию, которая принесёт и радость, и деньги. Главное — правильно расставить приоритеты.

Как видим, вопрос выбора профессии непрост. Поддерживайте ребёнка в этот сложный период. Уделите время и внимание, чтобы пройти его вместе. Поверьте, он сохранит чувство благодарности вам за это на всю жизнь. А вы сможете сблизиться с ним, прикоснуться к его будущей — уже взрослой — жизни.

Обращайтесь при необходимости к помощи специалистов, чтобы преодолеть трудности. И всё получится!

Источник: Лайфхакер

Источник: //intalent.pro/article/pochemu-podrostkam-tak-trudno-vybrat-professiyu.html

Почему нам трудно сделать выбор

Почему нам трудно выбирать?

Вопрос: Добрый день. У меня такая болезнь. Когда надо решить одно или другое, и ты взвесил все «за» и «против», и получается 50/50. Но ты знаешь, что возможно, что-то ты не учел. И никак не понять как решить правильно. Потому, что как только решишь одно, сразу получится, что именно тут 70 «против».

И что бы ты не решал, даже совсем простое, так и получается. И перед тем как найти правильное решение ты долго мучаешься, думаешь, рассчитываешь и все никак. Вот я вижу — другие как-то выше этого, решили и все и не задумываются, а я глубоко залезаю и каждое решение вымучивается.

Как это можно вылечить?
Юра, Санкт-Петербург.

Ответ: Юра, обратила внимание, что Вы говорите о себе «ты». Попробуйте рассказать все это заменив «ты» на «я», что меняется?

Выбор сам по себе предполагает «да» одному и «нет» другому, одно принято, другое отвергнуто. Отвергаете ли Вы второй вариант, когда решение о первом принято? Когда я выбираю себе мужа, я тем самым отвергаю всех остальных мужчин на эту роль, если отвержения нет, то можно сколь угодно долго менять мужчин, а выбор так и не совершить.

Способность совершать выбор дает человеку свободу и ответственность за свою жизнь. Вы говорите про 50/50 «за» и «против»и одновременно ищите «правильное» решение.Вероятно, Вы предполагаете, что точно есть и главное его найти. И одновременно Вы видите и плюсы и минусы каждого решения, взвешивая оба.

Свобода здесь в том, что Вы вольны делать тот или иной выбор. И есть ответственность, принимаете ли Вы все последствия сделанного выбора? То есть, если я получила права и езжу за рулем, то готова к тому, что попаду в аварию.

При вождении машины много лет и далеких расстояниях — это штатная ситуация, предусматриваемые «минусы» вождения. Делая выбор водить, я принимаю эту возможность. И попав в аварию, не оцениваю ее как ситуацию, где минусы мгновенно перевесили и надо было ездить на велосипеде.

При таком подходе к оценке, упав с велосипеда под дождем и больно, минусы «вдруг» вырастут здесь. Принимаете ли Вы свой выбор со всеми «за» и «против»?

И еще один возможный аспект. Без конкретики трудно, поэтому пунктиром о разном. Зачастую при выборе сталкиваются наши «хочу» и «надо». Есть у меня некое представление о себе, например, как о гостеприимной хозяйке. И вроде как надо бы пригласить приятельницу с детьми в гости. Однако так хочется побыть завтра дома одной и почитать спокойно книжку.

Приглашу — буду рада, что я гостеприимна, но слегка терпеть присутствие; Не приглашу — буду рада одиночеству и страдать «какая я эгоистичная свинья». Выбор за мной. Ведь связку не пригласила в гости — эгоистичная свинья придумала я сама и сама нахожусь в ее власти.

Все чаще при таких выборах опираюсь на свои «хочу» хорошенько проверившись, зачем мне так надо слыть гостеприимной.

Это, смотря о КАКОМ выборе идет речь. С проблемой выбора, собственно, мы сталкиваемся каждый день. Надо полагать, что речь идет не о выборе новых носков или рубашки на распродажах, и даже не о приобретении нового ноутбука или телевизора.
Тогда о чем?

Есть проблема выбора – кем быть?

Выбрать свое дело, занятие, профессию = не просто. А выбрать нужную и правильную дорогу в жизни – «это не ешака купить», как выразился бы персонаж по фамилии Гаврилин из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова.

В этих областях выбор сделать трудно, поскольку постоянно мучит вопрос: «А ну, как я ошибусь, что тогда»? А тогда винить, кроме себя, будет некого. И это пугает. Хотя выбрать дело-профессию-занятие хоть и трудно, но возможно. Сообразуясь со своими возможностям, желаниями и перспективами.

И при неверном выборе можно будет, поднатужившись, все переиграть. Иное дело сделать такой выбор, что потом исправить чего-либо будет уже невозможно…

Есть проблема выбора – каким быть?

Этот выбор– сложнее. Ибо он уже мировоззренческий.

Можно быть эдаким добрым бессребреником и рубахой парнем (девкой) и
прожить беззаботно внешне, мучаясь и страдая внутренне. Поскольку окружающие будут считать вас не иначе, как придурком (дурой). Иное дело, если на мнение окружающих начхать с высокой колокольни. А если нет?

Можно стать к внешним проявлениям безобразия и зла совершенно равнодушным.Насилуют в вашем подъезде девчонку – что ж, наверное, сама виновата.Бухнулась старушка или старик на земь – напились, не иначе.

Вырвали у сбербанка у пожилой женщины сумочку с пенсией – так не зевай, ибо время нынче такое, что надобно постоянно быть начеку, и ухо надо держать востро.

Можно сделаться мздоимцем и казнокрадом. Жить в хоромах, сладко спать, вкусно есть.

Только вот отчего у бессребреника дети здоровые и счастливые, у владельца хором же – бездельники и наркоманы, а у равнодушного их и вовсе нет? И по его кончине пойдут за его гробом лишь слезливая старушка, рассчитывающая на халявный обед, да шелудивый пес, которому все равно, куда идти? Потому что Бог – не фраер, и видит все…

Но есть выбор, который сделать еще труднее. Он не заключается в вопросе, кем быть, равно как и не отвечает на вопрос, каким быть. Тут масштаб вопроса совсем иной. И звучит этот вопрос так: «Быть или не быть»?

Выбор в этом вопросе крайне труден. И заключен он не в выборе между жизнью и смертью, а в выборе между жизнью и прозябанием. Или существованием, как мы еще привыкли говорить.

Такой выбор сделал Родион Раскольников из «Преступления и наказания», не пожелавший оставаться «тварью дрожащей». Не дотянул, конечно, спасовал, но силы, чтобы сделать последний шаг к намеченной цели, у него хватило.
Зато не спасовала Маргарита из «Мастера и Маргариты».

Она тоже сделала этот шаг к жизни, к мечте, и ни разу не пожалела об этом. Но сделать этот шаг и ей было не легко. Однако, это все литературные герои. Реальные, живые люди, почему-то не делают этого последнего шага.

Казалось бы, вот, вот она, твоя мечта, которая сию же минуту может осуществиться, только протяни руку. Но рука не протягивается.

Ты всю жизнь стремишься к своей мечте.
Поначалу она кажется несбыточной, но ты идешь к ней, шаг за шагом, и расстояние между тобой и твоей мечтой – сокращается. Ты увлечен мечтою, это дело всей твоей жизни, ты упорен и смел. И вот когда остается протянуть руку и сделать последний шаг…

И тут ты встал, не сделал шаг,открытый путь страшнее был, чем лютый враг.

И вечный лед…

Тебе сделалось страшно. Реально страшно. А что там, за чертой, которую так трудно перешагнуть? Ведь все будет не так, как было. Все будет не привычно, а здесь, до черты, все так понятно. Плохо, скверно, паскудно, но – понятно… А ответственность? Ведь такой шаг накладывает и огромную ответственность. А без нее как-то… спокойнее.

И ты стоишь перед этой чертой, за которой мечта, и не делаешь этого шага, и жизнь проходит мимо тебя, как скорый поезд, на подножку которого тебе уже не вскочить никогда…

Хочу – не хочу? Надо мне это – не надо? Могу я это сделать – не могу? Может, все-таки этот вариант – или тот? А может, ну его, ничего не хочу, не могу, не надо… Внутри смятение, растерянность, тревога. Рой мыслей, шквал эмоций, море ощущений. А всего-навсего человек делает выбор.

С чем же связаны такие трудности? Попробуем разобраться, в каких основных моментах мы встречаем препятствия.

1. Наши желания. Истинные или неистинные

Для того чтобы сделать выбор, нужно осознать свои потребности, которые мы хотим удовлетворить. Это непростой вопрос, потому что на поверхность сознание может выдавать совсем другие желания.

Сначала на уровне ощущений возникает какой-то импульс, потом он все больше оформляется и превращается в желание. И вот мы уже хотим чего-то. Мы это можем осознавать или не осознавать. Внешняя среда своими стимулами может помогать прийти к его осознанию, а может, наоборот, уводить от этого понимания. Если все-таки удаётся дойти до истинного желания – это здорово!

В большинстве же случаев мы не осознаем, чего хотим. А то, чего хотим, может легко подменяться. Часто услышать собственные желания мешает наш прошлый опыт, наши ценности, установки, влияние и мнение окружающей среды, наши роли, которые мы стремимся качественно выполнять, и желание быть хорошим для всех.

2. Трудности осуществления выбора

Однако есть ещё одна трудность – борьба выборов, основанная на конфликте. Такое бывает в ситуации, когда выбор осуществляется между несколькими вариантами, которые нам нравятся, и трудно определить, какой больше.

Или же когда ни один из вариантов нас не устраивает, но нужно выбрать то, что будет наиболее выгодным и полезным для нас.

Если на первом этапе мы определили, чего же все-таки мы хотим, тогда на основании любого способа можем выбрать, что более всего соответствует нашему желанию.

С одной стороны, нужно бы сделать, что хочется, а с другой стороны – нужно соответствовать ожиданиям других людей и сделать, как «надо». Данная борьба мотивов часто может приводить к тому, что выбор делается в ущерб своим желаниям из-за боязни быть отвергнутым, непринятым, осуждаемым другими.

3. Выбор способа для принятия решения

Появляется ещё одна трудность – а как выбрать из множества вариантов, которые предлагаются или, может, не видны нам? Вот у нас есть желание (истинное/неистинное), мы ищем способы удовлетворить его. Мы можем принимать решения импульсивно:

«А, пусть будет так!» А можем долго взвешивать разные аргументы «за» и «против», основываться на рациональных выводах, обозначать критерии и по ним ориентироваться, искать преимущества и недостатки.

Можно опираться на собственную интуицию, начать прислушиваться к своим ощущениям, чувствам, представляя каждый вариант поочерёдно. Или использовать различные подсказки – спрашивать у других людей, советоваться с экспертами.

А некоторые могут использовать иррациональные способы, где снимается ответственность за осуществление выбора – подбрасывание монетки, гадание на кофейной гуще, поход к астрологу и т.д. Конечно, всегда есть вариант ничего не менять и оставить все, как есть.

Однако путь не выбирать сейчас может вызывать только большее напряжение и еще больше затруднить жизнь.

4. Сомнения

Попробуем рассмотреть, что же такое сомнения. Разделив это слово на составные части – со-мнения – можно заметить интересные моменты.

Часто в этом «со» слышатся мнения разных людей: родителей, учителей, подруг, друзей, иногда и социальных нормативов и правил. А за всем этим многоголосьем внутренний голос и своё мнение услышать очень сложно.

Это заставляет постоянно задаваться вопросами: «А правильно ли я сделал?» «А будет ли мне хорошо с таким решением?» «А что подумают обо мне другие?» и т.д.

5. Выбор сделан

Принятие ответственности за выбор Когда выбор уже сделан, важно признать и принять на себя ответственность за это действие и следовать выбранному пути. Для конкретного проживания сделанного требуется полная включённость в тот или иной выбор физически, эмоционально, мысленно и духовно. А ведь часто ой как не хочется этого делать.

Здесь возникает ещё одно препятствие для успешного удовлетворения своей потребности.

Вместо того чтобы всецело погружаться в своё решение, прикладывать усилия, тратить ресурсы на взращивание реализуемого варианта, человек продолжает жить в воспоминаниях, грезить иллюзиями, фантазиями — что при выборе другого варианта все было бы иначе… Тем самым лишая себя возможности получить удовольствие, успокоение и радость от сделанного.

При этом помните, что выбор мы делаем всегда в актуальной ситуации, и он не фатален, потом всегда можно выбрать что-то другое. Через какое-то время все может измениться, у нас появятся новые знания, возможности, желания, обстоятельства, будет другая ситуация в мире, в окружении. Мы изменяемся, и выборы наши меняются. Это просто ход нашей жизни.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Источник: //ucnex.ru/why-it-is-difficult-for-us-to-make-a-choice/

Причина 1. Им ничего не интересно

Соцсети, тусовки, компьютерные игры — вот джентльменский набор современного тинейджера, внешне приличного ребёнка приличных родителей. На другое не остаётся ни времени, ни желания. Но он вечно занят как бы делами. Встроить иное в его жизнь — это как вывести на орбиту новый спутник: колоссальные затраты энергии, ресурсов и желания, которых нет. Замкнутый круг.

Но, не получив опыта, невозможно узнать, понравится ли тебе это занятие. А время идёт. Чем ближе окончание школы, тем тревожнее на душе, тем выше давление со всех сторон. И возрастающее, по законам физики, сопротивление подростка: «Отстаньте, я потом решу».

Почему так происходит?

Ничего не хочет тот, кто не верит, что у него получится.

Поэтому «ничего не хочу» — это защита от боли, которую может принести неудачный выбор. Если понять, что блокирует желания подростка развиваться, проблема выбора профессии разрешится.

Причина 2. Они интересуются слишком многим

Родители детей с этой проблемой могут нас не понять: столько интересов у ребёнка, а он выбрать не может?

«Драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота…» — жизнь таких детей увлекательна, скучать некогда. Но нет никакой гарантии, что через год интересы не поменяются, а впрок учить все предметы подряд способны далеко не все.

Таким детям непросто найти дело жизни, но зато оно точно будет нестандартным и очень увлекательным. И обязательно на стыке различных направлений. Найти нечто, что объединяет интересы, — сама по себе интересная задачка.

Интересуетесь спортом и психологией — приглядитесь к профессии спортивного психолога.

Стремитесь общаться с людьми разных культур и вам присущ исследовательский азарт — подумайте о карьере специалиста по межкультурным коммуникациям.

Противоречивые интересы задают задачки посложнее. И здесь важно ориентироваться на способности и особенности мышления и характера. Придётся рассмотреть много различных профессий, в том числе и новых, только зарождающихся.

Причина 3. Они не знают своих способностей и особенностей

Яркие таланты легко заметить. Но ведь немногие могут похвастаться впечатляющими стихами, рисунками, успехами в спорте или программировании. А пятёрки по школьным предметам не мерило способностей. И потом, если ребёнок значительно отличается от родителей, они не в состоянии достойно его оценить.

Сложность заключается ещё и в том, что природные задатки могут оказаться непроявленными только потому, что им не давали простора для развития.

Если в доме не было красок, вы можете никогда не узнать, что в вашем ребёнке живёт художник.

Это особое наслаждение — обнаруживать различные способности и особенности. Их не нужно оценивать, им нужно радоваться. Иначе мы формируем у детей страхи и неуверенность в себе.

Часто в ходе консультаций со специалистом родители и дети с удивлением замечают, как по-разному они реагируют на мир, воспринимают информацию, принимают решения. И если раньше это было фактором стресса, то теперь становится поводом для взаимного познания.

Признавая любые способности и отличия своего ребёнка, мы даём ему благословение пользоваться ими и развивать их.

Причина 4. Они мало знают о профессиях

Это парадокс, но базовые знания о профессиях долго остаются на уровне детского сада. Детей учили на картинках отличать, что это повар, а это — милиционер. В школе познания не расширяются.

Попробуйте написать список из нескольких профессий и попросить ребёнка сказать, в чём суть каждой из них. Результаты вас неприятно удивят.

Даже о профессиях своих родителей подростки тоже ничего не знают. Как показывают опросы, они назовут организацию и/или профессию. Ведь нам некогда рассказать о своей работе, о своих достижениях, о том, как организована работа. А дети об этом вряд ли узнают сами.

И вот незнайками они приходят в девятый класс, где появляется предпрофильная подготовка.

Замечательная идея за пару лет выродилась в формальные предпрофильные курсы — шесть занятий, которые призваны познакомить учащихся с тремя профессиями.

Ни предварительной подготовки, ни последующего анализа не предполагается. Выбирают их подростки чаще за компанию. В результате знаний о профессиях и интереса у них не прибавляется.

Министерство образования посчитало, что сделало всё возможное для знакомства школьников с миром профессий, и умыло руки. Ах да! Ещё проводятся ярмарки-выставки учебных заведений. Там учащиеся тусуются у самых ярких павильонов, предполагающих шоу или раздачу бесплатных сувениров.

Ну, дети, теперь вы готовы к одному из самых важных выборов в своей жизни?

К сожалению, СМИ также нисколько не озабочены созданием интересных программ для знакомства подростков с профессиями. Хотя при появлении талантливых художественных фильмов резко возрастает интерес к профессиям харизматичных героев. Но это процесс стихийный, надеяться на него бессмысленно.

Что с этим делать? Родители, нам не остаётся ничего другого, как помогать детям знакомится с профессиями. Начинать нужно было давно, но лучше сейчас, чем никогда.

Чем шире круг известных профессий, тем выше шансы, что подросткам удастся найти для себя что-то подходящее.

Хотя многие взрослые тоже не догадываются о том, сколько профессий на белом свете. Открывайте профессиограммы, изучайте вместе со своими детьми!

Причина 5. Они не уверены в себе и боятся сделать выбор

Даже когда уже более-менее определился, сделать окончательный выбор бывает мучительно трудно. Он воспринимается как граница двух миров, за которой иная жизнь, другое окружение, возможности… А вдруг это не то? А вдруг реальность окажется не такой привлекательной? И жизнь под откос? От таких мыслей реально становится плохо.

Вот эту фатальность необходимо помочь снять. Объясните ребёнку, что поменять профессию и приобрести новую можно! Поэтому пусть выбирает вариант, который вызывает внутреннюю радость, соответствует интересам, способностям и полезен людям.

Никто не знает, как сложится жизнь, но это не повод отказываться от интересного выбора.

Нужно верить в лучшее, но и быть реалистом. Как много людей пошли в программисты или в юристы, не имея способностей. И несмотря на то, что кому-то удаётся жить безбедно, другим та же профессия не приносит успеха.

Возникнут трудности. Обязательно! Но, справляясь с ними, мы становимся сильнее. И это важно.

Делая выбор, мы направляем жизнь в определённое русло. Но мы сможем его изменить при желании. Люди так поступают постоянно.

Причина 6. Они имеют завышенные ожидания от профессии

Представления детей о жизни складываются под действием киноэкрана. Поэтому от профессии ждут, что она обеспечит миллионные гонорары и отпуск на личной яхте, как представителям шоу-бизнеса и эпатажным героям светской хроники. На меньшее мы не согласны!

Такой инфантильный взгляд на жизнь формирует общество потребления. Уж оно постаралось в этом отношении. Если у детей приоритеты смещены в сторону красивой жизни, значит, и работать они не захотят. Для них брать — хорошо, а отдавать — плохо. И этот перекос в мировоззрении нужно помочь преодолеть.

Отдавать — это счастье. Без него не даётся счастье получать.

Да, стремиться к высотам нужно. Но для этого придётся прикладывать усилия самому. Возможны в жизни периоды безденежья, и это нормально. Сначала стоит научиться вкладывать силы, энергию, время. В том числе и в освоение профессии.

Помогайте детям выстраивать баланс «брать — давать». Это поможет им выбрать такую профессию, которая принесёт и радость, и деньги. Главное — правильно расставить приоритеты.

Как видим, вопрос выбора профессии непрост. Поддерживайте ребёнка в этот сложный период. Уделите время и внимание, чтобы пройти его вместе. Поверьте, он сохранит чувство благодарности вам за это на всю жизнь. А вы сможете сблизиться с ним, прикоснуться к его будущей — уже взрослой — жизни.

Обращайтесь при необходимости к помощи специалистов, чтобы преодолеть трудности. И всё получится!

Источник: //Lifehacker.ru/vybor-professii/

Почему нам так сложно сделать простой выбор | Полезное чтение

Почему нам трудно выбирать?

Латте или капучино? Турция или Кипр? Парк, кафе или кино? Натуральный йогурт или фруктовый? IOS или Android? «Яндекс. Навигатор» или «Навител»? Ботинки или кроссовки? Вода с газом или без?

Как часто такой простой выбор становится мучительной тратой времени и энергии!

А интернет добавляет к этому почти безграничные возможности, безграничное море информации, полезных приложений, музыки и видео. Но не только это — интернет не просто стремится утопить нас в бесконечности своих ресурсов, а пытается помочь определиться с выбором, предлагая миллионы чужих мнений.

Но действительно ли пользовательские отзывы помогают нам определиться с выбором, в состоянии ли мы воспринимать чужой опыт адекватно и не запутывает ли он нас еще сильнее? Что влияет на наш собственный выбор и как наш выбор влияет на других людей?

Журналист и писатель Том Вандербильт потратил несколько лет в попытке ответить на эти вопросы и пришел к интересным выводам, суть которых изложена ниже.

Эта статья будет полезна каждому, кто сталкивается с проблемой выбора и интересуется реальными мотивами человеческого поведения.

Как работает «мудрость толпы»

Пару месяцев назад я была так замотана, работая на двух с половиной работах одновременно, что не могла думать ни о чем, кроме пляжного отдыха, и, несмотря на занятость, тратила почти каждый свободный час на попытку выбрать между пакетным туром и самостоятельным путешествием. Я просто утонула в отзывах на «Букинге», «Трипэдвайзере», Airbnb и на сайтах туроператоров. В итоге, промучившись почти месяц, случайно купила недельный тур, пойдя за продуктами в ближайший к дому супермаркет, и выдохнула с облегчением.

Когда мы планируем отдых или серьезную покупку, проблема выбора стоит особенно остро, потому что ставки довольно высоки: никто не хочет бездарно потратить время и деньги. Мы не хотим прогадать, поэтому пытаемся сравнить все возможные варианты. И тут нам на помощь приходят отзывы десятков, а то и сотен людей, которые уже сделали выбор и делятся с нами своим бесценным опытом.

Но стоит ли доверять этим отзывам? Автор книги «Мудрость толпы» Джеймс Шуровьески отмечает, что «группа людей гораздо чаще принимает правильное решение, если ее участники независимы друг от друг». Иными словами, толпа может быть мудрой, когда у людей нет доступа к мнению других ее участников относительно какой-либо вещи или какого-то события.

То есть можно было бы безоговорочно доверять пользовательским отзывам, если бы у пользователей не было возможности читать предыдущие отзывы по одному и тому же продукту. Но именно на этой возможности и построены все пользовательские рейтинги и обзоры!

Когда пользователь оставляет на сайте свой отзыв, он понимает, что его мнение будут оценивать другие люди, и, перед тем как написать собственный отзыв, он с большой долей вероятности читает отзывы своих предшественников.

Забавно, но сам факт наличия позитивных отзывов на сайте приводит к росту их количества без всяких усилий со стороны маркетинга.

Еще один момент: большее количество отзывов оставляют либо те, у кого был хороший опыт, либо, наоборот, те, чей опыт был хуже некуда, и они горят желанием поделиться им со всем миром.

Продолжая тему маркетинга. Оптимальным для продукта считается большое количество положительных отзывов с небольшим вкраплением тщательно дозированного негатива, который должен быть ближе к середине общего списка.

Что еще не так с «мудростью толпы»?

Вернемся к туристическим сервисам. Недвижимость, рестораны и достопримечательности могут быть популярными, потому что они дешевле других и у них больше пользовательских отзывов, а не обязательно потому, что они лучше.

Читать или не читать?

Тем не менее отзывы не бесполезны, с помощью чужого опыта (даже при искаженной трансляции) вполне можно предсказать свой. Кстати, ученые выяснили, что знакомство с опытом других людей помогает нам сделать правильный выбор гораздо эффективнее, чем безоценочное описание.

Конечно, отзывами можно и нужно пользоваться, в конце концов, они для этого и существуют.

Просто делайте это без педантизма.

  • — Пробегитесь глазами по нескольким отзывам, но не углубляйтесь в них, это только затруднит ваш выбор.
  • — Не обращайте внимания на продукты с одной или пятью звездами рейтинга. Смотрите на то, что посередине.
  • — Если есть пользовательские фотографии продукта (как это бывает с отелями и апартаментами), обращайте внимание на них, а не на текст, так вам будет проще сделать собственный вывод.

Что бы такое съесть?

Очень часто проблемой становится и выбор еды. Даже в знакомых местах с небольшим меню. Да чего уж там — даже на хорошем рынке или в супермаркете некоторые способны зависнуть у прилавка, выбирая между пятью видами яблок.

Между тем важно не думать о еде слишком долго, особенно до еды, хотя иногда это не так-то просто, особенно если ты на диете или ограничен бюджетом. Но даже в этих «экстремальных» случаях слишком долгие раздумья могут привести к обратному эффекту.

Речь идет о так называемом сенсорно-специфическом насыщении — довольно неприятном феномене, который является одной из причин ожирения в современном обществе.

Суть его сводится к тому, что, имея выбор, человек не чувствует насыщения, употребив достаточное с физиологической точки зрения количество однообразной еды.

Этот феномен отлично демонстрирует хорошо знакомая русскому человеку система «все включено» и принцип буфета. Когда у нас есть доступ к разнообразной, питательной и вкусной пище, мы склонны к перееданию.

Относитесь к еде проще. «Чем менее аппетитно звучит название блюда в меню, тем выше вероятность, что его стоит попробовать, — предположил как-то экономист Тайлер Коуэн. — Логика такая: если название звучит так плохо, у ресторатора должны быть веские причины добавить блюдо в меню».

Психолог Поль Розин предлагает определяться с выбором блюда, исходя из того, хотите ли вы получить удовольствие еще до еды (да, так бывает): в этом случае следует заказать проверенное блюдо, которое вы неоднократно пробовали и поэтому точно уверены, что оно вам в принципе нравится. Заказывая или покупая хорошо знакомую еду, вы открываете себе доступ к приятным воспоминаниям.

Однако если вас потянуло на эксперименты — поддайтесь этому чувству и закажите что-нибудь новое. Если повезет, помимо вкусного ужина вы инвестируете в приятные воспоминания в будущем.

А если вы ошибетесь с выбором — тоже не беда. Это всего лишь один из приемов пищи. Так что не обращайте внимания на то, что заказали ваши друзья, что рекомендовал официант, и даже на свой предыдущий опыт — пусть выбор сделает желудок.

Как я вообще это купил

Иной раз открываешь шкаф и натыкаешься на свитер «интересной» расцветки и странного фасона, который висит там ненадеванный с момента покупки года три назад. И ты думаешь: «Господи, как мне вообще пришло в голову это купить?»

Представьте, что вы пришли в магазин, чтобы купить новый свитер. Перед вами несколько одинаковых вещей разных цветов. Ваш глаз зацепился за какой-то конкретный оттенок, и это не ваш обычный выбор, но почему-то вы на нем останавливаетесь.

Перед тем как мы станем размышлять о том, что именно могло заставить нас выбрать один оттенок вместо другого, нам нужно подумать вот о чем: что именно заставило наш взгляд остановиться именно на этом оттенке? Кажется очень мелкой проблемой? Какая-то ерунда? А вот и нет!

Простое решение куда взглянуть в следующее мгновение — это выбор, который нам приходится делать чаще всего в течение дня.

Движения глаз слишком быстрые, чтобы мы могли их предсказать или объяснить. Они кажутся рандомными и непроизвольными, но в действительности это не так.

Случайные связи

На самом деле наш мозг работает быстрее, чем мы осознаем, делает выбор и определяет рандомное поведение. Таким образом, нейроны в мозгу кодируют вероятность, — поясняет механизм профессор неврологии из Кембриджа Роджер Карпентер, и бегут наперегонки друг с другом, чтобы принять решение.

Возвращаясь к примеру со свитером, это значит, что странный выбор был, вероятнее всего, сделан победителем гонки нейронов в вашем мозгу. Немного разочаровывает, правда?

Кроме того, возникает вопрос: если мы не можем даже просчитать, куда, почему и на что посмотрят наши глаза в следующее мгновение, насколько вообще на базовом уровне осознан выбор, который мы делаем?

Тут все зависит от уровня выбора. И если речь идет о выборе цвета или вкуса, как в примере со свитером, то вероятность его рандомности крайне высока и обусловлена эволюционно. Наш выбор меняется, потому что это важно для выживания вида.

А в конечном итоге все сводится к механизму репродукции. Чтобы выжить, вид должен активно размножаться, потому что нет никакого другого пути выяснить, насколько «удачным» будет твое потомство, кроме как пробовать разные варианты.

В этом смысле случайные связи кажутся не такими уж и случайными.

Выбор и предпочтения

Участникам одного эксперимента предложили выбрать место для отдыха. Им показали две разные картинки, но они могли видеть каждую из этих картинок в течение двух миллисекунд — время, недостаточное для «включения» сознательного уровня принятия решений. Таким образом, решение принималось испытуемыми на подсознательном уровне.

Затем участники эксперимента сделали свой выбор в «нормальном» режиме, осознанно и исходя из своих предпочтений. И, как правило, их осознанный выбор совпадал с «неосознанным».

Вопрос, что первично: выбор, который мы делаем, часто исходя из «нейронной» гонки в нашем мозгу, или предпочтения, которые определяют нас как личность, — давно мучает ученых. И окончательный ответ на него будет получен нескоро, если он вообще будет получен.

С выбором странного цвета свитера все более или менее понятно — решение приняли вы сами, потому что на момент его принятия ваш мозг просто решил поэкспериментировать с выбором. А если по прошествии времени вам этот выбор не нравится — что ж, такое бывает, и вы можете смело списать эту ошибку на принцип биологической случайности:)

Украденный выбор

Коллега, сидящий рядом со мной в офисе, со временем начал одеваться как я, смотреть те же сериалы и рекомендовать остальным клевое место, в котором он якобы был, хотя на самом деле он там не был, а об этом месте ему рассказал я. Почему это так раздражает?

Согласно теории «оптимальной отличимости» в человеке одновременно борются два желания:

  • — чувствовать принадлежность к какой-то социальной группе
  • — и при этом отличаться от других ее участников.

В описанном выше случае вы уже принадлежите к определенной социальной группе (компании, в которой работаете, или группе друзей), и дополнительных подтверждений этой принадлежности вам не нужно.

Наоборот, вам хотелось бы подчеркнуть собственную индивидуальность через манеру одеваться, привычку добавлять или нет в кофе сахар и сливки и тому подобные приятные для осознания собственной уникальности мелочи.

Ваш коллега или приятель (кстати, очень часто подобные истории происходят в подростковом возрасте и именно тогда особенно раздражают) копирует ваше поведение, скорее всего, неосознанно, но, как-бы то ни было, он пытается ограничить ваше чувство отличности от других и крадет ваш выбор.

Человек — существо общественное, и такое поведение вполне нормально и объяснимо, особенно если им грешит тот, кто примкнул к вашей социальной группе недавно, — он таким образом бессознательно пытается вписаться в коллектив, как, возможно, делали и вы некоторое время назад.

Конечно же, ученые исследовали этот феномен «уязвленной индивидуальности» и пришли к выводу, что во взрослом возрасте подражатели раздражают в основном представителей условного среднего класса и офисных работников.

Представителям двух совершенно разных социальных групп: пожарным и выпускникам МБА — предложили представить, что их друг купил точно такую же машину, как у них, и поделиться своими чувствами по этому поводу.

«Круто, надо будет создать клуб любителей» — примерно так реагировало большинство пожарных. «Я чувствую себя преданным» — типичный ответ ребят из МБА.

Итак, как быть, если вас бесит подражатель?

Ну во-первых, подумайте о том, что быть чей-то ролевой моделью не так уж и плохо, по крайней мере это подчеркивает вашу значимость.

А если такое «поглаживание» чувства собственной важности не помогает, попробуйте тактическую хитрость: дайте «раздражителю» несколько фальшивых рекомендаций — ужасный ресторан, скучный сериал, дорогой магазин — и наблюдайте, как он, несчастный, будет мучиться, пытаясь все это попробовать.

Подведем итог

Во-первых, надеемся, что в будущем нам будет из чего выбирать, ведь никакая проблема выбора не сравнится по «проблемности» с его отсутствием.

Во-вторых, чужому опыту можно и нужно доверять — это упрощает наш собственный выбор, когда речь идет о таких вещах, как покупка чайника, айфона или тура на Бали. Но не стоит погружаться в чужие оценки слишком глубоко и надолго — это может запутать и усугубить проблему.

В-третьих, не забывайте о приоритетах. Относитесь проще к таким простым вещам, как выбор еды и одежды. И доверяйте себе.

Ольга Летова, Источник: nautilus, Иллюстрации: Константин Амелин, Shutterstock.com

Источник: //Megaplan.ru/letters/pochemu-slozhno-sdelat-vybor/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.