Почему не надо бояться критики

Содержание

Эниссофобия: причины возникновения, боязнь критики как вид социальной фобии, пути преодоления страха

Почему не надо бояться критики

Одним из мощнейших психологических влияний является страх критики и осуждения со стороны других людей — эниссофобия. Это психологическое расстройство наделяет своего носителя собственной неуверенностью и скованностью.

Сопровождается это всё постоянным желанием оправдываться и находить отмазки, боязнью чем-то отличаться от других людей, появляется преследующее чувство вины, неуверенность в себе и собственных силах.

Симптоматика проявляется у всех по-разному.

Медицинский подход к страху

Учёные утверждают, что любая фобия может быть как самостоятельной болезнью, так и сопровождать другое психологическое расстройство или заболевание. К таким относятся фобии на основе шизофрении или неврозов.

Прогнозировать каждый случай необходимо сугубо индивидуально. Всё зависит от картины протекания болезни, которая спровоцировала ту или иную фобию. С течением времени боязнь может полностью исчезнуть или компенсироваться другим состоянием.

Но нередки случаи, когда фобия прогрессирует в своём развитии.

Прогрессируют фобии, возникнувшие на базе шизофренических состояний. Для лечения запущенных случаев используют психотерапию и различные основанные на ней методики. К ним относятся рациональная и когнитивно-поведенческая виды терапий.

Некоторые психотерапевты отмечают успешное применение в качестве лечения нейролингвистического программирования. Что касается медикаментозного влияния, то тут используют триазоловые транквилизаторы, антидепрессанты, бета-блокаторы рецепторов.

Вид лечения и дозы прописывается исключительно психотерапевтом.

Социальные фобии

Социальные фобии включают в себя великое множество страхов. Одну из лидирующих позиций занимает эниссофобия — боязнь критики, страх оценивания. Эта фобия имеет две абсолютно противоположные формы:

  • страх перед плохой оценкой себе или своим действиям со стороны окружающих. Это не что иное, как застенчивость. В ней выражается боязнь социальных отношений, но ядром является именно оценивание со стороны других людей. Опасения будут вызывать все индивиды, от которых может поступить оценка словам, действиям, эмоциям. Человек, подверженный страху, будет всячески избегать контактов и уж тем более не являться их инициатором;
  • боязнь нехватки должного внимания со стороны окружения. Появление такого страха характерно для людей с демонстративными качествами личности. Для них характерно бурное в плане эмоций огорчение, когда нет достаточного внимания и интереса от других индивидов. Абсолютно неважно, какой повод заострит внимание (хороший или плохой) — человеку нужно быть в центре интереса окружения. Быть незамеченным для такого человека — крах, забвение.

Так или иначе, всё сводится к страху, касающегося внимания к своей личности. Боязнь приведёт к тому, что человек будет избегать любых социальных соприкосновений, причём до истерического состояния. Корнем эниссофобии можно считать хроническую заниженную самооценку, болезненное или полное неприятие какой-либо критики в свой адрес.

Симптоматика боязни

Фобия находит своё выражение в соматических состояниях, причём иногда диаметрально разных. Среди наиболее часто встречающихся симптомов выделяют следующие:

  • покраснение кожных покровов на лице, руках;
  • тремор конечностей;
  • тошнота и рвота;
  • позыв к мочеиспусканию.

Всё это лишь вторичное проявление эниссофобии, но подверженному ей человеку может казаться, что именно в них первичная проблема. Боязнь критики может прогрессировать до панического состояния.

Личностный подход к проблеме

Не всегда возможно проследить, откуда зарождается страх, но, обретя благодатную почву, он начинает активное развитие. Можно предположить, что неприятие или болезненное восприятие критики пошло из глубокой древности, с тех времён, когда люди объединялись в кланы и семьи. Если член коммуны совершал что-то, выходящее за рамки общепринятого поведения, он подлежал изгнанию.

Сколько не совсем заслуженной критики получают дети от учителей, родителей, других взрослых? Младшее поколение часто слышит массу упрёков — «будь как все», «не говори без спроса», «тебя никто не спрашивал».

Взрослея, ребёнок волей-неволей начинает принимать навязанные ему правила поведения и тут появляется страх перед возможной критикой.

Он убивает личную инициативу, ограничивает воображение, лишает человека индивидуальности, уничтожает на корню уверенность, принося взамен нерешимость в дальнейших действиях.

Самосовершенствование как способ борьбы

Результаты влияния боязни критики на человека ужасны и порой необратимы. Человек перестаёт расти как личность, фобия шаг за шагом уничтожает внутренний мир. Изменить ситуацию можно, если вовремя начать психологическую работу над собой. При этом стоит учесть ряд факторов, которые прямо или косвенно влияют на развитие фобии:

  1. Застенчивость. Может проявляться в несколько нервном состоянии, неловких движениях, бегающем взгляде и робких действиях.
  2. Неконтролируемая подача голоса, неуравновешенность поведения, слабая память, плохая осанка.
  3. Неумение принимать решения, формулировать свои мысли, проявление слабохарактерности. Полное соглашение с чужим мнением.
  4. Привычка говорить умные выражение и слова, при этом абсолютно не зная их истинного значения. Делается это для того, что произвести нужное впечатление на людей. Развитие комплекса неполноценности, подражание другим людям в манерах или стиле. Преувеличение своих качеств, поступков или собственного достоинства, что изначально можно принять за самоуверенность.
  5. Стремление к приобретению материальных благ, чтобы ещё раз подчеркнуть свой статус. Экстравагантность, переходящая в пижонство.
  6. Неумение использовать свои природные возможности для дальнейшего роста. Боязнь высказать своё мнение. Отсутствие инициативы, уверенности в своих силах и начинаниях. Человек начинает много лгать и уклоняться от прямых вопросов в разговоре.
  7. Полное отсутствие самолюбия. Неоднократно возникает желание обсудить кого-либо за его спиной. Нежелание развиваться духовно и физически, медленное принятие решений, страх перед исправлением совершённых ошибок. Начатые дела бросаются на полпути.
  8. Постоянно присутствующее чувство вины.

Что же советуют делать в таких случаях психологи? Сначала научиться принимать безоговорочно любое действие. Возможность переосмыслить есть всегда, сделав при этом правильный выбор. И лучше отнестись к сложной ситуации с изрядной порцией юмора.

Идея позитивной внутренней позиции

Позитивный внутренний настрой включает в себя многие принципы успешного человека. Позитивная внутренняя позиция (ПВП) — уверенная и твёрдая по отношению к самому себе точка зрения, которая создаётся самим человеком и поддерживающаяся его способами и методами. Основывается ПВП на силе воле индивида и личностной мотивации.

По своей сути ПВП можно отнести к оптимизму, нежели к прагматизму. При этом оба качества являются компонентами ПВП. Его можно трактовать как абсолютную убеждённость в том, что при любом развитии ситуации возможно повернуть всё в благоприятное русло.

Но нельзя предполагать, что положительный результат появится сам по себе. ПВП всецело зависит от стремления человека к совершенству и желания работать над собой. Только тогда получится создать достойное своего и чужого внимания.

Позитивная позиция основывается на постоянной вере в собственные силы.

Вот как работает ПВП в укреплении уверенности: когда человек знает, что будет успешный исход его дел, он получает дополнительную энергию для достижения цели. Обстоятельства находятся под контролем.

Нет никакого страха, ведь человек чётко видит смысл в своей работе и знает, к чему она может привести. ПВП не сможет избавить от неудач, но всегда покажет, что из любой ситуации всегда можно найти достойный выход.

Позитивная позиция не требует полного избавления от боязни, но со временем научит жить вопреки страху.

Борясь с фобиями, нужно в первую очередь их переосмыслить. Как только придёт осознание, что страх можно держать в узде, человек будет жить так, как будто страха нет. Что, в свою очередь, и является преодолением боязни.

Бесстрашным будет лишь тот, кто совершает бесстрашные действия. Когда слишком много сомнений при начале нового дела, лучше начать с малого. Первые маленькие победы вдохновят на новые, более серьёзные шаги.

Стадии избавления

Для тех, кому сложно сразу настроить свой внутренний позитив, стоит начать с малых, но более глубинных методик. Часто причины страха перед критикой и оцениванием лежат так глубоко, что добраться до них будет трудновато. Но в борьбе с фобиями порой другого пути нет. Психотерапевты рекомендуют простейшие, но в то же время весьма действенные методики:

  1. Простить родителей. Именно с них, самых близких и родных, начинается зарождение боязни критики. От них человек больше всего получает недопонимания, постоянного оценивания.
  2. Полностью принять себя. Постоянное чувство вины и оправдания — лишь возможная симптоматика. Истинные причины глубоко внутри. Нет никакого смысла оправдываться перед кем-либо, ведь человек неповторим и индивидуален. Принять себя со всеми стремлениями и желаниями нелегко, но это единственный шанс на пути борьбы с фобиями.
  3. Настроиться на успешное ведение любых дел, поставить цели. Иногда нужно мечтать, ни в чём себя при этом не ограничивая. Именно в мечтах кроются подсказки для самореализации. Та или иная мысль может стать ключевой в последующем развитии. Определившись с мечтами, нужно отобрать две наиболее важные и затем превратить их в цели. Для превращения мечты в цель нужно подробно их изложить, установить сроки выполнения и расписать все этапы. Настроившись на успех, можно приступать к реализации целей.
  4. Превращение слабости в силу. При правильной работе с самим собой очень скоро почувствуется полная свобода от боязни критики и осуждения окружающих. Укрепить свою позицию можно, поделившись успехом с теми, кому это необходимо. Часто чужой опыт оказывается серьёзной мотивацией.

С чего же начинается преодоление страха? С признания об этом самому себе.

Наверняка страх связан с теми вещами, которые кажутся абсолютно невыполнимыми или же боязнь терзает тех, кто боится опозориться на глазах других.

Как много людей, которые могут просто и открыто поделиться, к примеру, своими мечтами? Немного, и тому виной — страх критики. Люди боятся, что их желания, мысли, точки зрения будут осмеяны и не приняты всерьёз.

Вспомогательные методы

Есть мнение, что для избавления от той или иной фобии, нужно чаще ставить себя в пугающую ситуацию. Иначе говоря — выбивать клин клином. Это может показаться абсурдным, но метод действительно действует.

Применим метод и к эниссофобии. Если хочется избавиться от неё как можно быстрее, нужно почаще открыто общаться с людьми, не боясь их мнения и критики.

Замечания и суждения принимать как должное, не впадая в панику.

Не будут лишними и релаксирующие процедуры. Их следует чередовать с моментами «погружения» в фобию.

Подсознание — довольно тонкая область, чтобы не навредить, нужно крайне деликатно и осторожно взаимодействовать с возникающими ситуациями.

Каждое взаимодействие со страхом должно постепенно сходить на нет, именно так будет проявляться правильно выполненная работа над внутренними и внешними проблемами.

Источник: https://strahoff.net/je/jenissofobija-bojazn-kritiki-bolezn-ili-neuverennost-v-sebe/

Как перестать бояться критики?

Почему не надо бояться критики

Ты написала квартальный отчет.

Входишь в кабинет шефа и уже читаешь на его лице недовольство – сейчас начнет критиковать! Хочется положить отчет на стол и бежать куда глаза глядят, лишь бы ничего не выслушивать! А может, ты сегодня впервые надела новое платье? Предстаешь в нем перед подругой, опустив очи долу: «Ну как, не совсем страшненько?..». Видя твое сконфуженное состояние, подруга бодро выдает, что такой фасон уже два сезона как не носят, но тебе идет! Это приводит к трехдневной депрессии… Узнаешь себя?! Красивой и Успешной все ясно – ты боишься критики! Но это исправимо!

Чем опасна критика?

Ну вот, скажут читательницы sympaty.net, обещали научить нас не бояться критики, и тут же рассказываете нам про ее опасность?!

Да! Чтобы что-то перестало тебя пугать, это нужно просто хорошенько изучить!

Во всех сказках герой, чтобы обезопасить чудовище, предварительно спрашивал совета у волшебников – чем конкретно оно опасно и есть ли какая-нибудь хитрость, позволяющая не тратить силы и нервы на размахивание мечом? А потом, вооружившись знанием, уже шел и делал все, как надо.

И возвращался победителем! Например, как солдат из андерсеновского «Огнива», сажавший огромных собак на фартук колдуньи.

А что же нужно знать о чудовище под названием «критика»?

  • Критика способна лишить мотивации к дальнейшим действиям. Например, ты сделала эскиз к картине, а человек, не способный вообразить будущее полотно в целом, назвал набросок мазней. Если ты боишься критики, то прекратишь работу над своим замыслом!
  • Критика подавляет личное видение предмета. В случае с эскизом – ты можешь переработать его в угоду мнению критикующего, потому что собственная идея начинает казаться блеклой, неинтересной и ошибочной.
  • Критика понижает самооценку. Критикующий, высказывая свое отрицательное мнение, не рискует ничем – он-то не проделал никакой работы над предметом критики, поэтому сам в любом случае останется в выигрыше! А раскритикованный, какие бы слова в свою защиту ни сказал, остается, что называется, «как оплеванный»: его оправдания расцениваются как субъективные – он же защищает свое «детище»!

В общем, можно было бы дать первый совет боящимся критики – носить с собой беруши и использовать их по назначению, как только заслышишь критические речи в свой адрес. Если бы не одно «но»!

Критика может быть полезна!

Как бы ты ни боялась критики, затыкать уши не стоит! Даже самая неконструктивная и обидно сформулированная критика может быть полезна. Чем?

  • Отражение мнения определенной группы людей. Например, твой брат раскритиковал твое стильное платье. Стильным оно быть не перестало, но ты уже не пойдешь в нем на свидание с парнем, потому как оно явно не соответствует мужским предпочтениям!
  • Взгляд со стороны. Иногда он бывает объективным.
  • Мотивация к совершенствованию. Если не бояться критики, то можно воспринять ее как мотивацию к активным действиям: «Вы в меня не верите, а я всем докажу, что у меня все получится!». Кстати, еще немного о мотивации Источник: https://www.sympaty.net/20120926/boyatsya-kritiki/

    Закидайте меня камнями (Как не бояться критики )

    Почему не надо бояться критики
    Волкова Саша – финансовый аналитик, копирайтер, блогерБольшинство людей работают анонимно: машинист не представляется в начале поездки, кондитер не подписывает тортик, на сайте не указано имя верстальщика. Им никто не говорит при знакомстве: «А-а-а, Евгений Николаевич! Вы вели поезд, на котором я приехал. Немного трясло».Благодаря анонимности самооценка в безопасности. Они живут отдельно, а работа — отдельно. Семья ценит их как мужей, жен, отцов или матерей. Друзья — как верных товарищей, спортсменов, рыбаков. А работа остается на работе. Если результат плохой, об этом знает только начальник. Это удобно и безопасно.Но безопасность — это зона комфорта. Если специалист сидит в ней, он не растет. В своей компании он может быть самым крутым профессионалом, а за ее пределами оказывается, что люди знают и умеют гораздо больше. Выходить за пределы зоны комфорта страшно, потому что эти профессионалы порвут в клочья. А не выходить — навсегда остаться «середнячком».Сегодняшний выпуск для тех, кто понимает важность критики, но все равно ее боится. Поэтому пилит работу до последнего, чтобы показать идеальный вариант и не облажаться перед более продвинутыми коллегами.

    Зачем делиться

    Чтобы создать что-то стоящее, придется показать работу. Если будете творить в одиночестве, потеряете курс. Когда мы над чем-то работаем, мы слишком застреваем в процессе и не видим работу со стороны. Мы доводим до блеска то, что и так уже достаточно блестит, а недостатки не замечаем.Бальзак рассказывают такую историю в «Неведомом шедевре». Художник Френхофер десять лет работал над шедевром, который, по его замыслу, навсегда изменит искусство. За это время Френхофер никому не показывал картину. Когда шедевр был готов, художник впустил коллег в мастерскую. Но в ответ услышал сконфуженную критику, а потом взглянул на картину глазами зрителей и понял, что работа ничего не стоит.

    • Такое бывает и в жизни. У сотрудника появляется идея, как привлечь новых клиентов в компанию. Он ее прорабатывает, собирает информацию и составляет подробный план реализации. Он уже точно знает, каких ресурсов это потребует и какую прибыль принесет.
    • Идет к начальству в предвкушении. Уже представляет, что начальство выпишет премию или предложит новую должность. И вот сотрудник показывает идею руководителю и слышит: «Мы это уже пробовали два года назад, только зря деньги потратили. Все, мне некогда».
    • Все планы сотрудника провалились. А если бы он поделился идеей раньше, не потратил бы время зря, а стал думать в верном направлении.

    Чтобы такого не случилось с вами, дизайнер Остин Клеон советует постоянно показывать свою работу: от первых черновиков до результата. Делать это публично и каждый день. Чем больше вы получите отзывов и критики, тем проще будет держаться верного курса. Но такая открытость нарушит анонимность и подставит вас под удар.

    • Я последовала совету Клеона, показала коллеге свой черновик. Он ответил: «Это все скукота и детство» — так письмо начинается, а дальше, наверное, полезный совет. Но я не могу заставить себя его прочитать. Прохожу все стадии принятия. Пока остановилась на гневе. И почти жалею, что показала свою работу.

    Мало кто хочет слышать резкую критику, поэтому прячется в мастерской и ждет подходящего момента. Но этот момент никогда не наступает, потому что работа не станет идеальной, особенно, без критики.

    Добровольно показать работу критикам — единственный способ профессионально расти. Но делать это нужно аккуратно, чтобы потом не пожалеть и не бросить творить вообще.

    Почему боимся

    Бояться критики — это нормально. Страх — защитный механизм, который бережет нас от опасности, как панцирь у броненосца:

    Если отключить этот механизм и пойти напролом, мы попадем в беду.

    • Я работала в некоммерческом журнале. Авторам не платили, но они все равно присылали статьи. Им нравилась редакционная политика — без цензуры и ограничений. Ради такой свободы они работали бесплатно. Но многие статьи не доходили до публикации. Не потому что были плохими, наоборот, в журнал не попадали лучшие материалы.
    • Авторы пользовались общей папкой «На линч»: складывали в нее готовые статьи, чтобы остальные комментировали. Чем лучше статья, тем больше критики — все старались помочь. Пару первых замечаний автор исправлял, но после еще десятка решал, что статья никуда не годится, и бросал ее. Поэтому папка «На линч» стала кладбищем лучших статей.

    Плохо, что авторы не доводили дело до конца, но игнорировать замечания они тоже не могли.

    Проблема этой системы была в том, что авторы показывали работу сразу всем. То есть шли напролом, вместо того чтобы сначала заручиться поддержкой.

    Возможное решение — сначала получить критику профессионала. В этом случае автор первым делом показывает работу редактору, исправляет вместе с ним, а потом выкладывает «На линч». Это не значит, что больше он не принимает замечаний, но теперь он отличает полезные комментарии от бесполезных и чувствует себя увереннее.

    Заручиться поддержкой профессионала — способ обойти страх: вы не боитесь показывать свою работу и в то же время не лишаете себя критики. А значит, растете в профессиональном плане.

    Заручиться поддержкой — способ обойти страх

    Такой способ — обычная практика для научных статей. Перед публикацией автор отправляет работу рецензентам. Обычно ими становятся более авторитетные, чем сам автор, ученые. Они читают, делают замечания и дополнения. Так статья становится лучше. Но если показать ее всем подряд, включая лаборантку на кафедре, способ не сработает.

    Группа поддержки

    Собрать группу поддержки — более продвинутый способ заручиться поддержкой. Отличие в том, что автор показывает работу не одному человеку, а нескольким. Но выбирает их сам, причем необязательно из числа профессионалов.

    Этот прием придумал американский публицист Рой Питер Кларк. Он собрал вокруг себя команду друзей, коллег, экспертов и наставников. Сначала он показывает работу им и только потом — остальному миру.

    Источник: http://www.prodaznik.ru/blog/zakidaite-menya-kamnyami-kak-ne-boyatsya-kritiki

    Страх критики – отговорка слабаков или реальная проблема дизайнеров

    Почему не надо бояться критики

    Жил-был на свете дизайнер. И все-то у него было хорошо: и руки прямые, и планшет вакомовский, и образование дизайнерское. Да только преследовала его напасть – боялся он свои работы показывать людям, а начальнику в особенности.

    Начнет работать над очередной задачей – радуется, фонтанирует идеями, вдохновение переполняет его дизайнерскую душу. Но чем ближе к дедлайну, тем все больше и больше его одолевают грустные мысли, тем сильнее трясутся руки и тем меньше ему нравится собственная работа.

    С древних времен дизайнеры, как и многие творческие личности, боятся критики. Это очень сильно портит им жизнь, т.к. ограничивает воображение, снижает самооценку и пагубно влияет на инициативу. А для творческого работника это смерти подобно. Согласитесь, заниматься творчеством, когда у тебя не работает воображение, затруднительно.

    Дизайнеры (особенно молодые) – люди легко ранимые, часто обладают подвижной психикой и способны из восторженного витания в розовых облаках резко падать в глубокую депрессию и апатию. Критика их работы является одним из самых надежных способов надолго ввергнуть дизайнера в пучину уныния.

    Чаще всего такая реакция следует, если дизайнер и сам «глубоко в душе» понимает, что его работа – не шедевр, но боится себе в этом признаться. Определить, что у вас страх критики довольно легко.

    Если вы временами бываете застенчивы, часто нервничаете, колеблетесь при принятии решений, легко соглашаетесь с чужой точкой зрения, не уверены в своей позиции и не любите признавать своих ошибок, то вы наверняка ему подвержены. Очень много полезного про страх критики (и про другие страхи тоже) написано в книге Наполеона Хилла «Думай и богатей», очень советую.

    Откуда эта проблема произрастает

    Страх критики присущ далеко не только дизайнерам. Не надо думать, что мы такие особенные, хрупкие и ранимые, а все остальные люди – бесчувственные болваны. Это не так. Боязнь критики имеет глубинные корни. Издавна люди объединялись в группы с похожими на себя индивидуумами и противопоставляли себя другим – непохожим.

    Веками те, кто думает как все, выглядит как все и ведет себя так же считались добропорядочными, правильными членами общества, а остальные – нет. Одно время инакомыслящих вообще было принято на костре сжигать.

    Поэтому, опасаться, что твои действия, взгляды, твою работу или тебя лично подвергнут критике и противопоставят принимаемым большинством стандартам вполне естественно. Это сидит глубоко в каждом человеке, и влияет на его мировосприятие.

    Другой вопрос, насколько это полезно для выживания сейчас, нужно ли с этим бороться, и как это делать. Расскажу историю из собственного прошлого. Моим первым местом работы была довольно крупная для того времени веб-студия. Все коллеги были старше и опытнее меня.

    И я вела себя очень скромно и боялась лишний раз подойти к арт-директору чтобы задать вопрос. Высказывать свое мнение и предлагать идеи я, естественно, тоже решалась крайне редко. Они казались мне глупыми, банальными и не заслуживающими внимания.

    Собираясь через несколько лет прийти на новую работу, я начала бояться, что опять попаду в подобную ситуацию. Несмотря на то, что за плечами уже был приличный опыт, привычка бояться не давала мне покоя. Поэтому я пошла ва-банк и с первого же дня заставила себя говорить уверенным голосом то, что думаю.

    Честно скажу, было страшно, но это возымело эффект! Из юнги я неожиданно для себя превратилась в опытного дизайнера, к мнению которого прислушиваются. Начало было положено. Стало понятно, что проблема решаема, если её решать. Конечно, временами все еще неуютно. Конечно, есть еще над чем работать и даже больше, чем казалось раньше. Но много чего я поняла из этой истории и сделала несколько простых выводов, которыми хочу с вами поделиться.

    Итак, что делать?

    Шаг 1. Признать, что проблема есть. – Привет, я Оля и я боюсь критики. – Привет, Оля! Как говорит народная мудрость, осознание проблемы – половина её решения.

    Шаг 2. Поверить, что проблему можно решить.

    Нужно понять главное. Страх критики – это всего лишь состояние нашего сознания. Поэтому, мы можем его контролировать, бороться с ним и направлять в нужное нам русло.

    Шаг 3. Осознанно бороться с проблемой

    Если мы поняли, что страх живет у нас в голове, то становится понятно, как с ним бороться. Глобально методов два: первый – как можно больше делать то, что страшно и со временем страх уменьшится, второй – проанализировать саму ситуацию, вызывающую страх и попробовать её изменить (или изменить к ней отношение).

    Пьянству страху – бой!

    Разберем более подробно третий шаг. Как может дизайнер уменьшить свой страх и организовать процесс таким образом, что сама ситуация сдачи работы станет менее стрессовой.

    1. Больше показывайте

    Показывайте работу в процессе как можно большему числу людей. Во-первых, так вы натренируетесь и со временем будете меньше бояться, а во-вторых, протестируете вашу работу на ком-то менее страшном, чем начальник. Используйте для этого ваших коллег. Смотрите на их реакцию.

    Просите критиковать и честно говорить, что им не понятно или что смущает. Не спорьте, не бросайтесь сразу оправдывать свои решения. Благодарите их, когда они находят ошибки или высказывают замечания и мотивируйте их тем самым продолжать.

    Не ждите, что сослуживцы расскажут вам в деталях, как сделать идеальный дизайн. Скорее всего многие высказывания будут очень частными и связанными с личными вкусами людей. Но общий характер замечаний и их направленность поможет вам взглянуть на макет свежим взглядом.

    Прислушивайтесь и анализируйте, сопоставляйте слова с тем, что вы сами думаете. Часто люди подмечают именно те нестыковки, в которых вы сами себе не хотели признаваться. Относитесь к показу работы, как к способу протестировать решение, а не как к суду над вами и вашим талантом.

    Просите найти ошибки, сказать, что не нравится. Стремитесь получить от этой процедуры пользу. Старайтесь учиться на всем. Ко всему относитесь, как к опыту из которого можно сделать выводы и стать лучше.

    2. Показывайте другим дизайнерам

    Да, это самое страшное, я знаю. Именно поэтому, это и нужно делать.

    3. Берите начальника в команду

    Советуйтесь с начальником, показывайте ему промежуточные версии работы, а не только окончательный вариант. Во-первых, одна голова хорошо, а две лучше. Взгляд будет более объективным. Во-вторых, начальник все время будет видеть, что вы упорно трудитесь и заинтересованы в результате.

    В третьих, не исключена ситуация, что вы что-то недопоняли в самом начале, и, увидя вашу работу на раннем этапе, начальник сможет вас поправить. Вы скорректируете макет не тратя силы на прорисовку ненужных деталей.

    Для вас будет гораздо проще психологически принять корректировку на начальном этапе, а не на конечной родной и близкой вашему сердцу версии.

    4. Не считайте руководителя врагом

    Заставьте себя не бояться руководителя. Подумайте рационально – зачем ему хотеть вас унизить или оскорбить? Он не злодей, не маньяк и не мелкий чиновник. Зла он вам не желает, это точно.

    Единственное, что он хочет – это чтобы вы делали свою работу хорошо и приносили пользу проекту. Конечно, руководитель руководителю рознь. Конечно, бывают тираны и капризные самодуры, брызжущие слюной и ругающиеся матом.

    В этом случае помните, руководитель – не младший брат, вы его сами выбираете и можете при большом желании поменять.

    5. Сведите влияние личного вкуса к минимуму

    Не относитесь к дизайну как к произведению искусства. В конечном итоге, дизайн будут оценивать не по принципу красивости картинки а по эффекту, который он дает. Либо им пользоваться легко и просто, либо нет. Либо он хорошо выполняет поставленную задачу, либо плохо. Например, делаете вы визитку.

    Задача визитки номер один – показать контакты и сказать, чьи они, задача номер два – запомниться. Если визитка красивая, креативная, оригинальная и запоминающаяся, но номер телефона написан слишком мелко, без разделителей и не читается, то визитка плохая. Или возьмем лэндинговую страницу. Её задача – заставить посетителя написать email и нажать на кнопку «Зарегистрироваться».

    Какая бы она ни была модная и красивая, какие бы ни были на ней фотографии и анимация, если кнопку сложно найти (например, она находится далеко «под сгибом» или расположена на не контрастном фоне) – страница плохая.

    Чем меньше в дизайне решений основанных только на вашем личном вкусе и чем больше решений, основанных на решаемой задаче, тем увереннее вы будете себя чувствовать, показывая его начальнику. Тем легче вам будет его отстаивать и больше вероятность, что работа будет принята.

    6. Разрешите себе ошибаться

    Не переживайте из-за ошибок. Все ошибаются. С первого раза очень редко получается идеальная работа в любой области. Это совершенно нормально. Самое главное – не сделать идеально, а каждый раз делать лучше, учитывать больше, опираться на опыт, учиться и совершенствоваться. Если вы растете и повышаете качество работы – вы отличный дизайнер.

    Если вы думаете, анализируете и учитесь – вы просто мечта любого руководителя. «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться — бойтесь повторять ошибки.» Теодор Рузвельт Пересматривайте свои старые работы. То, что вам некоторые из них могут перестать нравиться – хороший знак, это говорит о том, что вы выросли – отличный повод поднять самооценку.

    А высокая самооценка это сильнейшее оружие против страха критики.

    В заключение

    Страх критики – это то, что может сильно помешать нам добиться успеха в любимом деле. Это один из главных врагов любого дизайнера. Определить, что вы подвержены страху критики не трудно.

    Подумайте, легко ли вы соглашаетесь с чужой точкой зрения, бываете ли застенчивы, неуверенно ли себя чувствуете при принятии решений? Если ответ – да, то у вас страх критики в запущенной форме. Признайте, что он есть и он мешает вам достичь тех заоблачных высот, на которые вы способны.

    Быстро избавиться от него скорее всего не удастся, слишком уж глубоко он может сидеть в сознании.

    Но если вы научитесь распознавать его коварные проявления и осознанно с ним бороться, то очень скоро почувствуете, как обретаете контроль над ним, начинаете гораздо комфортнее себя чувствовать на работе и быстрее расти в профессиональном плане.

    • Дизайн
    • психология
    • страхи
    • саморазвитие

    Источник: https://habr.com/post/244075/

    Почему не надо бояться критики – Информационный медицинский портал о здоровье HealthInform г. Екатеринбург

    Почему не надо бояться критики

    Большинство людей работают анонимно: машинист не представляется в начале поездки, кондитер не подписывает торт, на сайте не указано имя верстальщика. Если результат плохой, об этом знает только начальник. Чем это опасно и почему конструктивная критика необходима в любом деле?

    Когда нашу работу никто не может оценить, это безопасно для нас самих. Но вырасти как специалист мы не сможем. В своей компании мы, возможно, лучший профи, а за ее пределами оказывается, что люди знают и умеют гораздо больше. Выходить за пределы зоны комфорта страшно. А не выходить — навсегда остаться «середнячком».

    Зачем делиться

    Чтобы создать что-то стоящее, работу необходимо показывать. Если мы творим в одиночестве, теряем курс. Застреваем в процессе и не видим работу со стороны.

    Оноре де Бальзак в «Неведомом шедевре» описал историю. Художник Френхофер десять лет работал над картиной, которая, по его замыслу, должна была навсегда изменить искусство.

    За это время Френхофер никому не показывал шедевр. Когда он закончил работу, пригласил коллег в мастерскую.

    Но в ответ услышал лишь сконфуженную критику, а потом взглянул на картину глазами зрителей и понял, что работа ничего не стоит.

    Cначала получите критику профессионала. Это способ обойти страх

    Такое бывает и в жизни. У вас появляется идея, как привлечь новых клиентов в компанию. Вы собираете информацию и составляете подробный план реализации. Идете к начальству в предвкушении. Представляете, что босс выпишет премию или предложит новую должность.

    Показываете идею руководителю и слышите: «Мы это уже пробовали два года назад, только зря деньги потратили». Чтобы такого не случилось, дизайнер и автор книги «Кради как художник» Остин Клеон советует постоянно показывать свою работу: от первых черновиков до результата.

    Делать это публично и каждый день. Чем больше вы получите отзывов и критики, тем проще будет держаться верного курса. Мало кто хочет слышать резкую критику, поэтому прячется в мастерской и ждет подходящего момента.

    Но этот момент никогда не наступает, потому что работа не станет идеальной, особенно без замечаний.

    Добровольно показать работу — единственный способ профессионально расти. Но делать это нужно аккуратно, чтобы потом не пожалеть и не бросить творить вообще.

    Почему боимся

    Бояться критики — это нормально. Страх — защитный механизм, который бережет нас от опасности, как панцирь у броненосца.

    Я работала в некоммерческом журнале. Авторам не платили, но они все равно присылали статьи. Им нравилась редакционная политика — без цензуры и ограничений. Ради такой свободы они работали бесплатно. Но многие статьи не доходили до публикации. Не потому что были плохими, наоборот.

    Авторы пользовались общей папкой «На линч»: складывали в нее готовые статьи, чтобы остальные комментировали. Чем лучше статья, тем больше критики — все старались помочь.

    Пару первых замечаний автор исправлял, но после еще десятка решал, что статья никуда не годится, и бросал ее. Папка «На линч» стала кладбищем лучших статей.

    Плохо, что авторы не доводили дело до конца, но игнорировать замечания они тоже не могли.

    Проблема этой системы была в том, что авторы показывали работу сразу всем. То есть шли напролом, вместо того чтобы сначала заручиться поддержкой.

    Сначала получите критику профессионала. Это способ обойти страх: вы не боитесь показывать свою работу редактору и в то же время не лишаете себя критики. А значит, растете в профессиональном плане.

    Группа поддержки

    Собрать группу поддержки — более продвинутый способ. Отличие в том, что автор показывает работу не одному человеку, а нескольким.

    Но выбирает их сам, причем необязательно из числа профессионалов. Этот прием придумал американский публицист Рой Питер Кларк. Он собрал вокруг себя команду друзей, коллег, экспертов и наставников.

    Сначала он показывал работу им и только потом — остальному миру.

    Помощники Кларка критикуют деликатно, но твердо. Он исправляет недостатки и публикует работу без страха.

    Не защищайте свою работу, а задавайте вопросы. Тогда даже самый заносчивый критик постарается помочь

    Группа поддержки бывает разной. Возможно, вам нужен злой наставник. Или, наоборот, фанат, который ценит каждую вашу работу. Главное — чтобы вы доверяли каждому из ее участников.

    Позиция ученика

    Самые полезные критики бывают заносчивы. Они стали профессионалами, потому что не терпят плохой работы. Теперь относятся к вам так же требовательно, как всегда относились к себе. А еще они не стараются понравиться, поэтому грубят. Столкнуться с таким критиком неприятно, но от него можно получить пользу.

    Если начнете защищаться, злой критик распалится и пойдет в атаку. Или хуже — решит, что вы безнадежны, и замолчит. Если решите не связываться, то не узнаете важное. Попробуйте другую тактику — займите позицию ученика. Не защищайте свою работу, а задавайте вопросы. Тогда даже самый заносчивый критик постарается помочь:

    — Вы бездарны: делаете черно-белые фото, потому что не умеете работать с цветом!

    — Посоветуйте, что почитать про цвет в фотографии.

    — Ты неправильно бегаешь, поэтому сбиваешь дыхание.

    — Правда? Расскажи поподробнее.

    Это успокоит критика, и он постарается помочь — расскажет все, что знает. Профессионалы ищут людей, с которыми могут поделиться опытом. И чем дольше он наставляет, тем вернее станет вашим поклонником. А вы все лучше разбираетесь в теме. Критик будет следить за вашими успехами и считать их немножко своими. Ведь это он вас научил.

    Научитесь терпеть

    Если сделаете что-то заметное, набежит много критиков. Отнеситесь к этому как к упражнению: если продержитесь, станете сильнее.

    Дизайнер Майк Монтейро рассказал, что умение держать удар — самый ценный навык, который он получил в художественной школе. Раз в неделю студенты выставляли работы, а остальные придумывали самые жестокие замечания. Говорить можно было что угодно — ученики потрошили друг друга, доводили до слез. Такое упражнение помогало нарастить толстую кожу.

    Оправдания сделают только хуже

    Если чувствуете в себе силы, добровольно идите на линч. Отправьте свою работу в профессиональный блог и попросите коллег разобрать ее. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не набьете мозоль.

    Позовите друга, который всегда на вашей стороне, и вместе почитайте комментарии. Самые несправедливые обсудите: после разговора станет легче. Скоро вы заметите, что критики повторяют друг друга. Вы перестанете злиться, а потом научитесь держать удар.

    Источник: http://www.psychologies.ru/

    Поделись ссылкой с друзьями:

    ТОП

    Источник: https://healthinform.ru/muzhchina-i-zhenshchina/psikhologiya/pochemu-ne-nado-boyatsya-kritiki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.