Подростковая психология мальчиков

Содержание

Психология подростков 14 16 лет – что надо знать родителям

Подростковая психология мальчиков

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём.

Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность.

Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде.

У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления

  1. Ребёнок, взрослея, проходит три временные этапа.
  2. Первый этап – детство. Длится оно примерно до наступления 11 лет.
  3. Второй этап – младший подростковый. Его временной отрезок — от 11 до 14 лет.

  4. И, наконец, третий этап взросления человека – старший подростковый, располагающийся в промежутке от 15 до 18 лет.

  5. Между вторым и третьим этапом взросления находится промежуточный, не выделяемый специалистами-психологами в отдельный, средний этап – с 14 до 16.

    Психология подростков — основные моменты

Говоря об этой категории детей, необходимо отметить, что разделение по этапам взросления достаточно условно.

В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка — юноши или девушки — является наиболее сложным в жизни.

Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.

Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом.

В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права.

Следствием чего становится проявление двух противоречий –  принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.

Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос.

У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии.

Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.

Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него.

Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал.

Кроме того — это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.

Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.

Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.

В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег.

Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены.

Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.

В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.

Школьная дезадаптация — основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Источник: https://detki.guru/psihologiya-rebenka/psihologiya-detej-14-16.html

7 проблем современного подростка — беседа с психологом

Подростковая психология мальчиков

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство.

О наиболее типичных проблемах современных подростков и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.

Проблемы современных детей

Петр Дмитриевский родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ.

С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва).

В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

Петр Дмитриевский

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером.

Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх — иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители.

В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками.

Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение.

Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

Особенности возрастной психологии

— А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.

— Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми — всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.

С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.

На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности.

Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями.

Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.

Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности.

Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей.

Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-ponyat-podrostka/

Психология мальчиков-подростков в 14 лет

Подростковая психология мальчиков

У мальчика в 14 лет начинается этап превращения во взрослого мужчину. В это время период биологического созревания совпадает с появлением новых интересов и разочарованием в прежних привычках и увлечениях. Подросток старше 13 лет расстается с детством, не понимает, что с ним будет дальше и ощущает пока лишь дискомфорт.

Что творится в душе подростка

В период подросткового кризиса у мальчишек происходит переосмысление личности. Все эмоции и ощущения 14- летнего мальчика усиливаются во много раз. Он становится раздражительным, рассеянным, сердится без видимой причины.

В это время из-за изменения во внешности и физиологии у него появляется множество комплексов. Всем своим поведением стремиться доказать, что он уже не маленький, а «реальный пацан».

Но за всем этим чаще всего прячется неуверенность в себе, страх и депрессия, потому что желание быть взрослым есть, а как показать свою взрослость подросток еще не знает. У него возникают тревожные ощущения. Часто, кажется, что взрослые его совсем не понимают.

Стремление доказать свою значимость часто толкает мальчиков на необдуманные поступки, чреватые серьезными последствиями.

Влияние окружения и школы

К сожалению, для родителей в это время начинаются проблемы во взаимопонимании с мальчишками. Подростки больше прислушиваются к советам сверстников. Именно их одобрение хочется заслужить. Они же друзья, значит, свое мнение в отличие от родителей навязывать не станут. У них схожие проблемы, подростка там понимают.

В дворовой или школьной компании каждый чувствует себя защищенным, уверенным в себе. Нормы и правила здесь понятны и непоколебимы. Попробовать спиртное, сигареты и наркотики он может начать, потому что это принято в его компании, а не потому, что хочется.

Ему обязательно нужно завоевать авторитет в своей компании, он старается понравиться девочкам. Самый простой способ для этого – нагрубить учителю или высмеять одноклассника, чтобы хоть чем-то выделиться.

Конфликты в школе приводят к тому, что полностью пропадает стимул к учебе. Школа становится местом, куда подросток ходит только для общения с друзьями.

Как правило, такие подростки образуют группы, которые противопоставляют себя остальной части учеников и становятся мучителями учителей.

Очень часто мальчики, глядя на мир взрослых не видят стимула к своему развитию в будущем. Они испытывают разочарование в действительности, которая их окружает. Поэтому его не оторвать от компьютера. Там он в своем мире, там можно показать, на что ты способен, выплеснуть подростковую жажду славы и геройства.

Проблемы подростков чаще всего связаны с проблемами в семье и школе. Если в младших классах он все принимал на веру, то теперь к рассказам учителя предъявляются более высокие требования по содержательности, доказательности и убедительности.

Школьные психологи, работающие с подростками обязательно должны знать, какого рода ситуации в семье влияют на обучение и отношения с учителями и сверстниками. установка воспитания в школе — донести до подростка, что он несет ответственность за свои поступки и выбор.

Поиск авторитета

Во все времена четырнадцатилетние парни старались найти пример для подражания. В это время ему очень важно разобраться, правы или нет родители, можно ли доверять их утверждениям и истинам, которые внушались ему с детства. Подросток сам выбирает авторитет.

Чтобы быть похожим на своего кумира подростки меняют не только стиль одежды, но и все свое поведение. В это время родителям очень важно ненавязчиво подтолкнуть его к правильному выбору. Сделать это надо так, чтобы подросток не догадывался, кто способствовал нужному ему знакомству. Мальчик должен сам почувствовать необходимость такого общения.

Он не может брать пример с тех, кто не нравиться, к кому он не чувствует дружеского расположения и доверия.

Важность мужского воспитания

Чтобы мальчик рос настоящим мужчиной, отец должен проявлять искренний интерес к переживаниям, увлечениям и мнению сына. Мальчик должен быть уверен, что отец сможет оценить проблему и разобраться в ней именно с мужской точки зрения. С раннего детства между ними должно быть взаимное доверие. Только при этом условии мальчик будет обсуждать с отцом сугубо мужские темы.

Отсутствие доверия со стороны родителей приводит к привычке во взрослой жизни перекладывать ответственность на других, несамостоятельности и мужскому инфантилизму.

Отец, как бы ни было ему трудно, должен позволить своему сыну самостоятельно принимать решения и даже право на ошибки.

При общении с сыном отец должен сознавать, что тот стал взрослым и нуждается не в опеке и контроле, а в дружеских отношениях.

Отдельно надо сказать о воспитании детей до 14 лет в семьях военнослужащих. Большинство подростков в таких семьях гораздо дисциплинированнее, выдержаннее и выносливее своих сверстников. Однако здесь иногда возникает большая проблема. Жесткое, суровое обращение с детьми в результате переноса армейских отношений обязательно приведет к психологическим срывам у подростка.

Что делать, если нет отца

В подростковом периоде обостряются проблемы детей, которые растут без отца. Особенно это касается воспитания мальчиков.

В неполной семье часто две крайности. Мама или полностью зацикливается на своем ребенке или, наоборот срывает на нем свою злость за неудавшуюся личную жизнь. Чрезмерная опека матери делают его инфантильным и несамостоятельным. Часто он становится объектом насмешек, а иногда травли одноклассниками. Такие ребята являются беспомощными, не умеют за себя постоять.

Раздражительная, вечно уставшая мама вызывает у сына чувство вины за то, что он является обузой. Если родители в разводе, отношения между ними не должны влиять на сына. Даже если мама обижена на отца, никогда нельзя говорить о нем плохо, потому что, если мальчик любит отца, такое поведение только оттолкнет его.

Общаться с подростком нужно как с равным. Но нельзя совмещать в себе материнскую нежность и суровость отца. В этом случае ему будет трудно понять, каким должен быть мужчина и настоящая женщина.

Нельзя забывать, что при отсутствии отца пример мужского поведения у мальчика все же должен быть. Выбирать таких людей из своего окружения нужно так, как если бы это была возможность выбрать отца своему сыну из всех известных вам мужчин.

В погоне за физической формой

В период взросления юноши относятся очень внимательно к физическому развитию.

В 14 лет мальчики-подростки активно начинают заниматься теми видами спорта, которые накачивают мускулатуру, формируют фигуру, занимаются силовыми видами спорта. При этом не учитывают величину нагрузки.

Чтобы достигнуть максимального эффекта от занятий спортом принимают анаболики и стероиды. Все это негативно сказывается на физиологических процессах еще не сформированного организма подростка.

В это время происходит слишком интенсивный рост костей и мышц, а рост внутренних органов отстает. Вследствие такого дисбаланса в организме при повышенных нагрузках могут возникнуть большие проблемы со здоровьем. Хорошим родителям обязательно нужно со вниманием отнестись к спортивным занятиям ребенка.

Советы по воспитанию подростков

Основные советы психологов как воспитывать мальчиков в 14 лет правильно сводятся к следующему:

  • стараться помочь разобраться с проблемами;
  • дать больше самостоятельности;
  • стараться контролировать ребенка незаметно для него;
  • никогда не обманывать;
  • советоваться по поводу семейного бюджета;
  • следить за здоровьем;
  • хвалить даже за небольшие достижения;
  • никогда не критиковать в присутствии друзей;
  • внимательно выслушивать его мнение;
  • интересоваться успехами;
  • доверять;
  • любить всей душой.

Мальчики 14  лет, выделяющиеся своей красотой

У мальчиков с четырнадцати лет начинает просыпаться интерес к своей внешности. Наблюдая за взрослыми, они начинают понимать, что красивые люди больше преуспевают в жизни. Им постоянно достается приз зрительских симпатий.

Некоторые парни не сразу могут понять, достоинства и недостатки своей внешности. Поэтому они помещают свои фотографии на страницах в интернете. Чаше всего именно там они становятся популярными. У них появляется множество поклонниц.

Знакомство по переписке в сети может перерасти в первую любовь. Иногда их приглашают на съемки в модельные агентства.

Родителям надо обязательно помочь своему ребенку советами, как стать привлекательным и как поступать со своей красивой внешностью.

Источник: https://nello.ru/vospitanie/vozrast/psihologiya-malchikov-poprostkov-v-14-let/

Особенности воспитания мальчиков-подростков в 14 лет

Подростковая психология мальчиков

Воспитание мальчика – сложный процесс, который требует от родителей проявления такта, заботы и строгости одновременно. Дети растут быстро, и вчерашний малыш, который с радостью рассказывал маме о своих увлечениях и победах, вдруг незаметно для взрослых превращается в замкнутого, грубоватого подростка со своими интересами и пристрастиями.

Как воспитывать мальчика-подростка в 14 лет, чтобы он вырос настоящим мужчиной, способным отдавать отчет своим действиям и отвечать за свои поступки? Как остаться непререкаемым авторитетом в глазах ребенка и одновременно стать его лучшим другом? Как много этих «как», на которые родители не всегда могут найти ответ и в отчаянии бросаются из крайности в крайность, наказывая или позволяя сыну все!

Давайте попробуем разобраться во всех тонкостях психологии и физиологии мальчиков в этот непростой период, чтобы максимально безболезненно и достойно пережить его вместе со своим ребенком.

Важные изменения

Чтобы понять, как правильно воспитывать мальчика-подростка, необходимо знать, какие изменения происходят в физиологическом и психологическом плане с детьми в этом возрасте.

К 14 годам у мальчиков заканчивается формирование вторичных половых признаков. У них все чаще начинает возникать поллюции. Голос грубеет, начинают расти волосы на теле, у некоторых ребят появляется растительность на лице. Количество тестостерона достигает максимальной отметки: оно увеличивается на 700-900%!

При таких физических изменениях вполне естественным явлением становятся проявления психологических перемен. Мальчики становятся тревожными, раздраженными и рассеянными. Процессы, которые происходят в организме, не всегда понятны ребенку и беспокоят его. Изменения во внешности чаще воспринимаются отрицательно и приносят множество комплексов.

В то же время мальчик начинает чувствовать себя взрослым. Что это такое и что с этим делать, он еще не понимает совершенно, но ощущение, что пришло время что-то менять, не покидает его. Агрессия при отстаивании своей точки зрения как раз-таки и является стремлением доказать, что он уже не маленький, а взрослый человек, с мнением которого нужно считаться.

Чем меньше была степень доверия и понимания между родителями и мальчиком до подросткового возраста, тем больше вероятность того, что он начнет искать поддержку в компании сверстников в четырнадцать лет.

Ощущение безысходности и непонимания со стороны взрослых, попытки доказать значимость самому себе и другим часто толкают мальчика на необдуманные поступки, которые чреваты серьезными последствиями.

Семья и отношения в ней

В это сложное время только от родителей зависит, как подросток сможет адаптироваться к новому состоянию, пережить изменения и вступить на новый уровень развития. При этом важно понимать, что те методы, которыми пользовались взрослые для воспитания маленького ребёнка, совершенно не подходят для подростка. Родителям нужно вовремя перестроиться и научиться слышать и понимать своего сына.

К тому же характер четырнадцатилетнего мальчика уже практически сформирован под воздействием школы, друзей, социального окружения и, конечно, родителей.

Даже если отношения в семье были хорошими, мальчику в этом возрасте все равно необходимо утвердиться среди сверстников. В это время ему как никогда необходима поддержка отца.

Взрослые мужчины часто допускают ошибку, стремясь навязывать сыну свое видение мира.

Приведем пример.

Отец считает, что мальчик должен быть мужественным и сильным, его должны не только уважать ровесники, но и побаиваться. А вот сын у него мягкий, ему совершенно не хочется отстаивать свою правоту кулаками, да и танцы ему больше по душе, чем секция бокса.

Отец уверен, что вырастил «слабака», и при каждом удачном случае напоминает сыну, что он о нем думает.

Несмотря на собственные пристрастия, мальчику очень хочется заслужить одобрения папы, и к подростковому возрасту он начинает неосознанно искать компанию сверстников, которая поможет ему стать тем, кем хочет его видеть отец.

Правонарушения, агрессия, вредные привычки – станут обязательными спутниками этого периода. Ведь сын не знает, как можно по-другому стать взрослым и мужественным, таким, каким хочет видеть его папа.

Другая крайность в неправильном воспитании мальчиков этого возраста заключается в полном безразличии родителей к судьбе сына и вседозволенности. Мальчик чувствует себя одиноким, никому не нужным. Он либо замыкается в себе, либо проявляет агрессию, пытаясь привлечь к себе внимание.

Поэтому родителям очень важно в это время выбрать правильную позицию, основанную на доверии и поддержке взрослеющего сына. Пришло время признать его право на собственное мнение и осознанные поступки, а также заменить слово «воспитание» на «сотрудничество».

Общение со сверстниками

Подростка-мальчика все больше тянет к сверстникам. Он видит возможность самоутвердиться только в компании друзей. Для него сейчас важно все: как о нем подумают, что скажут и как отнесутся к его поступкам друзья. Более того, он чувствует себя уверенно среди «равных»: у друзей такие же проблемы и, главное, подростка там понимают. Во всяком случае, так считает он.

Родителям очень важно ненавязчиво контролировать, с кем и когда общается их сын. При этом ни в коем случае нельзя негативно отзываться при ребенке о друзьях: это приведет только к тому, что подросток замкнется в себе и перестанет рассказывать о своей компании.

Контроль и доверие – сложное сочетание, но оно необходимо в процессе воспитания мальчика. Дело в том, что для подростка, как мы уже говорили, очень важно мнение сверстников.

Поэтому он будет всячески пытаться завоевать авторитет в их глазах. Хорошо, если парень обладает своим мнением и способен проявить его в компании.

Но чаще всего мальчик будет подстраиваться под правила своего сообщества, стараясь выглядеть взрослым.

Пробовать сигареты, спиртное, наркотики подросток может начать не потому, что ему хочется ярких ощущений, а потому, что друзья считают, что это «круто».

К тому же в таких подростковых группировках есть четкое разделение ролей. Хорошо, если ваш сын находится в числе «уважаемых и авторитетных парней».

Если же мальчику не повезло, и его считают в компании «шестеркой» и оттачивают на нем свое остроумие, а часто и силовые приемы, очень важно поддержать сына, помочь и направить по нужному пути.

Мало того, что он всеми силами будет пытаться завоевать авторитет (а так как обычными способами у него это не получилось, в ход могут пойти криминальные «подвиги»), взрослым необходимо по возможности оградить мальчика от издевательств и насмешек.

Сделать это можно только тогда, когда сын настолько доверяет взрослым, что способен поделиться с ними этой серьезной проблемой. Но, к сожалению, родители не только не помогают взрослеющим парням, но еще часто оказываются вообще не в курсе того, что происходит в их жизни.

Поиск авторитета

Любой мальчик в возрасте четырнадцати лет будет искать человека, на которого ему захочется равняться. Может показаться странным, но родители могут выбрать такого человека для сына сами. Причем при правильном подходе подросток даже не догадается, кто способствовал такому нужному для него знакомству.

Тренер по футболу, инструктор в тренажерном зале, руководитель туристического кружка, близкий знакомый семьи, который смог самостоятельно добиться успеха в бизнесе, – этот список можно перечислять бесконечно. Поверьте, ваш сын с трепетом будет слушать советы этих людей, если они будут даваться на дружеской ноте.

Конечно, это не значит, что вам достаточно ткнуть пальцем в нужного человека и сообщить сыну, что с этого дня он должен подражать ему.

Знакомство с авторитетным человеком должно начинаться постепенно, с рассказов о достоинствах и заслугах мужчины. Важно, чтобы мальчик сам почувствовал необходимость общения, потянулся к взрослому.

И тогда можно быть уверенным, что жизненные ценности взрослого станут постепенно переходить к подростку.

Может показаться странным, что поиск авторитета нужно искать на стороне. Ведь во многих семьях отцы искренне хотят принимать участие в процессе воспитания и волнуются за сына не меньше, чем мать.

Однако специфика возраста требует подтверждения истинам, которые внушались парню с детства. Ему важно разобраться, правильны ли были утверждения родителей, можно ли их использовать в собственной жизни.

Вашему сыну нужен друг, взрослый товарищ, который не считает его ребенком и способен говорить с ним на равных.

Важные рекомендации родителям

Конечно, дать однозначные рекомендации, как воспитать подростка правильно, не может дать никто. Ни один самый титулованный профессор педагогики и психологии не сможет ответить вам на волнующие вопросы взросления парня.

Не сможет по одной причине: это ваш сын, и только вы, люди, которые подарили ему жизнь, знаете все достоинства и недостатки мальчика.

Основываясь на особенностях характера и темперамента сына, вы должны использовать общие рекомендации не в «чистом» виде, как они представлены в источниках, а в том, в каком они приемлемы для вашего ребенка.

  • Воспитание начинается с раннего детства, а не с четырнадцати лет: к этому времени характер парня практически сформирован;
  • Готовьте мальчика к переменам, которые произойдут в его организме заранее: ведите доверительные беседы на тему полового созревания и общения со сверстниками;
  • Показывайте на собственном примере семейной жизни, какими должны быть взаимоотношения мужчины и женщины;
  • Не «душите» сына излишней опекой, дайте ему возможность самостоятельно принимать решения:
  • Уважайте его выбор, будь это прическа, товарищ или хобби;
  • Позвольте мальчику чувствовать себя мужчиной: доверяйте ему ответственную работу по дому, советуйтесь по важным семейным вопросам;
  • Найдите для сына достойный пример, которому он сможет подражать;
  • Гордитесь достижениями парня, поддерживайте во время неудач;
  • Станьте для мальчика другом: пусть он чувствует, что родители рядом в любой ситуации;
  • Никогда не оскорбляйте сына! Унижение приведет только к отчуждению и растущей пропасти непонимания;
  • Любите взрослеющего мужчину так, как это умеют делать только родители: искренне и бескорыстно;
  • Не забывайте говорить сыну о своей любви. Поверьте, ваш колючий «ежик» все еще очень хочет слышать слова нежности и чувствовать ваши объятия.

Воспитывать подростка правильно непросто. Но с этой задачей успешно справились тысячи семей. И у вас это тоже получится. Запаситесь терпением, демонстрируйте любовь и понимание, и через несколько лет вы с гордостью будете смотреть на своего сына, который обязательно станет настоящим мужчиной.

Источник: https://vospitannie.ru/rebenka/malchika-podrostka-v-14-let.html

Переходный возраст у мальчиков — советы психолога

Подростковая психология мальчиков

Ваш милый ребенок стал сам не свой? Он стремится показать свое превосходство или наоборот замкнулся? При этом он ученик средних классов? Все нормально. Это – переходный возраст. А о его особенностях у мальчиков читайте далее.

У мальчиков переходный этап взросления попадает на возраст 12 (14) – 17 (18) лет. Пиком негативных реакций является этап от 14 до 16 лет. Негативная фаза заканчивается поиском друга, тоской по другу. Пик эмоциональной нестабильности приходится на 11-13 лет.

Признаки переходного возраста

  1. У мальчиков переходный возраст начинается с набухания яичек, позже увеличивается член и другие половые органы. Это происходит в среднем в 11-15 лет.
  2. Одновременно с этим появляются волосы в районе половых органов.
  3. Через пару лет начинают прорезаться волосы на лице и на теле.

  4. Происходит ломка голоса (перепады от низкого к высокому).
  5. В самом начале созревания может наблюдаться небольшое увеличение молочных желез, которое проходит через год-два.
  6. Ночные эякуляции.
  7. Общие для обоих полов реакции (агрессия, противоречивость, усталость, максимализм).

  8. Стремление продемонстрировать свою физическую силу.

Половое созревание

У мальчиков половое созревание начинается в 13-14 лет, а заканчивается в 16-17 лет. Специфика полового развития – стремление выглядеть старше, «круче», быть похожим на своих кумиров. Они так же, как девочки, тянутся к противоположному полу. Однако по-настоящему редко влюбляются, чаще «играют в отношения».

Половая идентификация у мальчиков тесно связана с образом женщины рядом. То есть чем больше женского примера вокруг, тем больше мальчик осознает свою мужественность. Чем женственнее окружающие его девочки, тем он больше чувствует себя мужчиной.

Физическое развитие

Пик роста мальчиков приходится на 13 (13,5) лет – 15 лет, а замедляется к 18 годам. При этом вес растет с 14 до 16 лет.

Становление иммунитета

На подростковый возраст приходится итоговая фаза развития иммунной системы человека. У мальчиков это происходит в 14-15 лет. Становление иммунитета зависит от внешних условий среды и от наследственности. Именно поэтому подросткам важно:

  • хорошо и правильно питаться;
  • заниматься спортом;
  • избегать вредных привычек.

Сердечно-сосудистая система

Отмечается постепенное увеличение артериального давления. Пульс несколько выше нормы, но ниже, чем у девочек. Однако, как и у них, возникают головные боли, головокружения, слабость.

Мышцы

У юношей рост мышечной массы приходится на 14 лет, но соответствие силе взрослого мужчины достигается позже.

Дыхание

Растут органы дыхания. У юношей преобладает брюшной тип дыхания. Мальчики проще переносят нехватку воздуха при физической нагрузке.

Эмоциональная сфера

Как и девочки, мальчики отличаются повышенной эмоциональностью и глубиной эмоций. Им в большей мере свойственна агрессивность. В целом у мальчиков-подростков эмоциональность ниже, чем у девочек. Особенно это касается отношений между полами.

Рекомендации родителям

  1. Из всех элементов полового созревания большее негодование (испуг, стеснение, непонимание, неуверенность) у мальчиков может вызвать феномен ночной эякуляции. Важно поговорить об этом с сыном. Мальчикам, как и девочкам, важно знать особенности своей репродуктивной системы (заранее).

  2. Если не можете сами поговорить с подростком о половом созревании (к слову, поверьте, он испытывает не меньший дискомфорт), то просто подарите ему хорошую книгу с доступной информацией. Мальчик сам решит, что именно и когда из нее он захочет узнать.
  3. Подсказывайте подростку советы по уходу за кожей или сводите к дерматологу.

    Подросткам очень важен их внешний вид.

  4. Не игнорируйте переживания подростка относительно его внешнего вида, даже если вы своего сына считаете идеальным. Важно объяснить, что это временно и внешность человека формируется до 20 лет анатомически, а позже легко корректируется своими силами.
  5. Не усугубляйте ситуацию возгласами о незначительности его проблем.

  6. Помните, что девиантное поведение, которое у подростков встречается часто – компенсация комплекса неполноценности. Важно разобраться, почему подросток не уверен в себе и помочь.
  7. Судите поступки, а не подростка.
  8. Безусловно любите.
  9. Успешность во многом зависит от самооценки. Самооценку нужно обязательно поддерживать извне (задача родителей).

    Поверьте, подросток и так сам себя достаточно ругает и акцентирует внимание на недостатках. Ваша задача в противовес замечать только положительные моменты. По крайне мере акцентировать внимание на них.

  10. Общение со сверстниками и увлечения очень значимы. Если это не вредит ребенку и обществу, то пусть слушает «жуткую» музыку или «страшно» выглядит.

  11. В ограничениях нужно выступать единым фронтом. Подросток не должен иметь возможности найти «лазейку» в семье.

Таким образом, задача родителей мальчика-подростка – научить его самостоятельно действовать, нести ответственность за поступки, выбирать круг общения и жизненные ориентиры.

Важно способствовать развитию положительных черт его характера и уменьшению выраженности негативных (либо акцентуаций). Для этого можно проводить беседы, самостоятельно исследовать личность (анкеты, опросы).

Самопознание и самоопределение – основа возраста. У мальчиков самоопределение больше ориентировано на профессиональную деятельность. Нередко они даже стремятся найти подработку. Это хорошо и не стоит этому препятствовать. Но нужно поспособствовать расстановке адекватных приоритетов и вместе найти компромисс.

Однако существует и обратный вариант – пассивность. Тогда нужно поспособствовать нахождению хобби для подростка.

При взаимодействии с подростком важно избегать авторитарности и жестокости, либерализма («кумир семьи»), гиперопеки и гипоопеки. Это разрушающие стили воспитания. Они оказывают деструктивное влияние на отношения детей и родителей, их личности.

Установлению доброжелательных сотруднических взаимоотношений с подростком поспособствует:

  • зрительный и тактильный контакт (естественная потребность всех людей, часто неосознаваемая);
  • активное слушание (проговаривание чувств ребенка: «ты расстроен, потому что у тебя не получается домашнее задание»);
  • проговаривание своих чувств, особенно отрицательных (но не «ты меня расстроил», а «я расстроена», то есть оперируйте Я-высказываниями).

Литература по теме

На прощание хочу порекомендовать пару книг.

  1. Ю. П. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».
  2. О. В. Холодковская, В. А. Пашнина «Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем».

Советую прочитать статьи по этой же теме: «Переходный возраст у девочек – советы психолога» и «Переходный возраст и кризис у подростков – советы психолога».

Спасибо за внимание. Желаю взаимопонимания с вашими детьми! Слушайте и будете услышаны.

Источник: https://psychologist.tips/158-perehodnyj-vozrast-u-malchikov-sovety-psihologa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.