< Положительные герои учат честности лучше, чем страх наказания - Психолог

Положительные герои учат честности лучше, чем страх наказания

Содержание

Отрицательные персонажи детских книг в вопросах воспитания

Положительные герои учат честности лучше, чем страх наказания

В основе любого произведения должен быть конфликт — внешний или внутренний. Противостояние героя и злодея, героя и обстоятельств, героя и его собственных переживаний — в противном случае книга теряет свою педагогическую функцию.

В детских книгах эта функция основополагающая. Литература для самых маленьких не только знакомит читателя с окружающим миром, но и закладывает основу нравственности. Самые простые принципы. И вот здесь отрицательные персонажи «работают» порой значительно лучше положительных — поясним, как именно.

Контрпример — лучший пример

Никто не любит, когда ему навязывают какую-то «правильную» модель поведения. Будь умницей, слушайся маму, не обижай девочек, не гуляй допоздна и так далее. Такой подход плох тем, что он базируется на запретах и приказах. А им хочется противиться.

Именно по этой причине однозначно положительные герои часто вызывают негатив или равнодушие. Они слишком приторно-правильные, их образы связаны с неприятным поучением, и дети это чувствуют так же, как и взрослые.

Сравните абсолютно положительного персонажа Алешу Поповича и неоднозначного коня Юлия, который то и дело впутывает в неприятности всю компанию («Алеша Попович и Тугарин Змий») — не нужно говорить, у какого персонажа больше фан-клуб.

Контрпример, в отличие от примера, не поучает. Отрицательные герои показывают свои плохие стороны, действуют эгоистично, коварно или грубо — а мы просто видим последствия такого поведения. Зло наказано, жадный остался ни с чем — в плане педагогики нет никаких действий в лоб, здесь все работает «от противного».

Чему учат детей отрицательные персонажи? Разберем на примерах.

Жадный будет наказан

Персонажи, олицетворяющие жадность, остаются у разбитого корыта. Кстати, пушкинская сказка тоже иллюстрирует этот пункт.

Старуха, которая хотела всё больше богатств, ничего при этом не делая, возвращается к тому, с чего все началось.Поп, скупой до невозможности, получает по заслугам от Балды, своего же наемного работника.Неприятный тип Робин-Бобин со своими неуёмными аппетитами получает заслуженное несварение желудка.

Все персонажи вызывают неприязнь, которая у ребенка проецируется и на их поведение. Это работает куда лучше, чем навязывание: «будь щедрым и добрым».

Завистливый не получит ничего

Завидовать нехорошо! Будь скромной, как золушка, не выпрашивай и у тебя всё будет. Да, мама, конечно, мама (но как не завидовать, когда у соседской девчонки есть все куклы Winx!). Гораздо лучше поучений работает сказочный контрпример:

Мачеха и ее дочь тоже захотели богатого приданного, но Морозко сурово наказал их завистливость.Мачеха-царица завидовала чужой красоте и попыталась ей навредить — но вот добро торжествует, а злодейка умирает от тоски.

Тщеславие всегда уходит уязвленным

Стремление казаться лучше, чем ты есть на самом деле, самолюбование — как этот порок иллюстрируют отрицательные герои сказок?

Дракон Смауг из «Хоббита» демонстративно выхаживает перед главным героем, требуя признания своей силы и бессмертия. Итог — храбрый человек пронзает стрелой уязвимое место в его нагрудном панцире.Колобок похваляется своей ловкостью: как он обвел вокруг пальца не только своих хозяев, но и всех встречных — и находит еще большего хитреца в конце пути. Кстати, задумывались над тем, что Колобок — отрицательный персонаж?

Злоба приводит к саморазрушению

Агрессия ведет только к негативным последствиям. Об этом лучше всего расскажут сказочные злодеи.

Змей Горыныч, олицетворяющий именно стихийную, а не целенаправленную и коварную, злобу, всегда сталкивается с другой силой, светлой. И теряет головы, одну за другой.Медведь часто играет роль носителя грубой и неуклюжей силы. Но при этом медведь глуп — и в итоге оказывается обманутым, пойманным и усмиренным.

Заключение

Герои бывают положительными, отрицательными и неоднозначными. Последние встречаются чаще всего в более взрослых произведениях.

Пример из «Маленьких историй»:

Филина нельзя назвать ни хорошим, ни плохим — он просто персонаж со сложным характером. Но именно он, а не куда более простой и положительный Барсук, выполняет педагогическую функцию: наглядно демонстрирует ребенку, что не нужно быть равнодушным, черствым и мелочным.

Отрицательные герои — не только зачастую куда более яркие персонажи, нежели протагонисты, на их плечах также лежит задача воспитания. Так что не будем к ним слишком строгими.

Если понравилась статья — оцените и наши «Маленькие истории»:

Источник: //yellowbricks.ru/blog/index.php/2016/04/26/negative/

Чему нас могут научить русские народные сказки?

Положительные герои учат честности лучше, чем страх наказания

  • Чему учат русские народные сказки?
  • Герои русских народных сказок
  • Волшебные превращения
  • Сказкотерапия

Во времена не такие уж далекие слово «сказка» означало что-то рассказанное, без всякого намека на выдумку. При помощи сказок наши предки передавали своим детям жизненную мудрость, обучали и образовывали их. Недаром Пушкин, большой знаток и любитель русских народных сказок, считал, что «в ней намек, добрым молодцам урок».

Чему учат русские народные сказки?

Если постичь глубинную суть народных сказок, то можно увидеть скрытый в них сакральный смысл, и не один, а несколько слоев. Сказки — это концентрированная народная мудрость, ключ не только к мировоззрению наших предков, но и к психологии современного человека.

Герои русской сказки живут в особом смысловом пространстве, в котором объясняется устройство мира, общества и человека. Как найти свое предназначение? Для чего нам даются испытания и как их преодолеть? Что такое дружба и любовь?

На эти и многие другие вопросы дают ответы народные сказки. Давайте поговорим о том, какие герои чаще всего встречаются в русских сказках и как они взаимодействуют друг с другом?

В сказках раскрываются как национальные, так и общечеловеческие архетипические образы. Впервые понятие архетипа ввел швейцарский психолог Карл Юнг. Он же указывал на архетипичность героев мифов и народных сказок.

Если не вдаваться в подробности, то архетип — это универсальный культурный первообраз, символическое представление о человеке и его месте в мире и обществе.

Архетипы — это выражение коллективного бессознательного, лежащее в основе психотерапии.

Благодаря архетипичности сказочных образов в последние годы появилось и развивается новое направление в современной психологии — сказкотерапия. Она подходит как детям, так и взрослым.

Сказки помогают человеку разрешить конфликты, найти выход из сложной ситуации, осознать мотивы своих поступков и поступков других людей. Об этом течении мы поговорим подробнее в финале этого материала.

Пока же вернемся к архетипам и проанализируем, какие образы чаще всего встречаются в русских народных сказках и как они взаимодействуют друг с другом.

Герои русских народных сказок

Иван-царевич (архетип — героизм, главный герой, богатырь, витязь).

Иван-царевич — главный герой многих сказок, именно вокруг него развертывается все повествование. Как правило, он должен выполнить какую-то сложную задачу — по своей воле или по чужому повелению.

В сказке «Иван-царевич и серый волк» он должен добыть жар-птицу, в сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое» — найти пропавшую мать и старших братьев, в «Царевне-лягушке» и «Марье Моревне» — освободить свою жену из плена Кощея Бессмертного. Чтобы достичь своей цели, Иван-царевич проходит через испытания и в конце получает достойную награду.

Иван-царевич — это идеал успешного человека. Все, что бы он ни делал, ему удается. И даже ошибки, которые он совершает по пути (не слушается советов серого волка, например), в конце концов, приводят его к более высокой цели, чем та, что была поставлена первоначально. Тем самым оправдывается риск, которому подвергает себя герой.

Интересно, что иногда в роли такого «Ивана-царевича» выступает девушка. Наиболее ярко этот образ проявляется в сказке «Перышко Финиста ясна сокола».

Именно младшая дочка преодолевает все препятствия (снашивает три пары чугунных сапог, ломает три чугунных посоха и сгрызает три каменные просвиры), чтобы вернуть любимого.

Да и Василиса Прекрасная из одноименной сказки три дня живет в услужении у Бабы-яги, а потом своим трудом и рукоделием заполучает в мужья самого царя.

Ивана-царевича относят к архетипу Самости, Витязя. Этот герой показывает, что ничего не дается без труда, для достижения своих целей необходимо приложить усилия и измениться самому.

Баба-яга (архетип — мудрость, двойственное женское начало)

Путешествие в сказочный мир для героя часто начинается со знакомства с противоречивым персонажем — Бабой-ягой.

Она предстает то как злая и коварная похитительница детей («Жихарка», «Баба-яга», «Гуси-лебеди»), то как помощница и проводница («Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка»).

Неспроста ей служат вороны и черные коты — также двойственные персонажи, олицетворяющие, с одной стороны, мудрость, а с другой — темные силы.

Живет эта страшная горбатая старуха, одетая в лохмотья, в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках.

Избушка представляет собой границу миров, недаром она умеет поворачиваться вокруг своей оси, обращаясь передом то к лесу (потустороннему миру), то к герою (который до поры до времени принадлежит миру живых).

На то, что Баба-яга — это проводник в потусторонний мир («Навь» — согласно славянской традиции), намекает и ее костяная нога: одной ногой она стоит в этом мире, а другой — в ином.

Прообразом избушки на курьих ножках считают «избы смерти», в которые древнеславянские племена помещали прах умерших. Такие избы ставились на столбах или пнях, чтобы туда не смогли попасть звери. А чтобы столбы не гнили, их обкуривали дымом. Так и объясняется происхождение выражения «курьи ножки» — от искаженного «курные».

Часто встречающийся сюжет про то, как Баба-яга хочет зажарить незваных гостей, тоже находит свое толкование в народных обрядах. Недоношенных детей обмазывали тестом, клали на лопату и засовывали в теплую печь (как символ женского лона), сопровождая это действо заговорами, чтобы ребенок «допекся». К печи подносили и заболевших детей, чтобы хворь ушла вместе с дымом.

Бабе-яге известны все тайны сказочного мира, но выведать их не так-то просто: чтобы добиться благосклонности старухи, необходимо пройти через определенный ритуал.

«Ты бы прежде меня, доброго молодца, накормила-напоила, в бане выпарила, да тогда б и спрашивала», — говорит Иван-царевич. Баня — это символ ритуального омовения, означающего смерть Ивана-царевича в этом мире.

Но это смерть ради жизни, ради того, чтобы попасть в мир потусторонний и там выполнить свою задачу.

От хозяйки избушки на курьих ножках герой получает не только мудрый совет, но и волшебный предмет — зеркальце, колечко, клубочек ниток, — причем в этом предмете проявляется ее женская сущность. Баба-яга — это выражение архетипа Мудрости, Матери.

Кощей Бессмертный (архетип – бунт, разрушительная мужская сила)

Если Баба-яга представляет собой двойственное женское начало, то Кощей — это мужская и, безусловно, разрушительная сила. Чаще всего Кощей предстает в образе тощего старика или просто скелета (отсюда и его имя).

Он похищает женщин (Марью Моревну, Царевну-лягушку) и держит их как пленниц. Кощей — это архетип бунта: он отрицает все общепринятые нормы, включая природные циклы рождения и смерти (за что и прозван Бессмертным).

Кощей обладает сверхъестественной силой, которая связана с водой. Выпив три ведра воды, он разрывает сковывающие его цепи и освобождается из подземелья. Кощей — могущественный колдун, обладающий даром превращения: именно он заковывает царевну в лягушачью кожу.

Единственный способ победить Кощея — убить его, но сделать это чрезвычайно сложно. Для этого надо отыскать Кощееву смерть, которая находится на острове Буяне, где растет дуб, на котором висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Сломав иглу, можно убить Кощея.

Победа над Кощеем становится одной из главных целей Ивана-царевича.

Волк, щука, кот, сокол и другие (архетип — магия, помощник главного героя)

В своих скитаниях главный герой опирается на помощь животных, без которых он никогда не смог бы выполнить свою задачу (волк в «Иване-царевиче и сером волке», кот из «Бабы-яги», щука в «По щучьему велению», ясен сокол, орел и ворон в «Марье Моревне»).

Они появляются тогда, когда наш герой оказывается в безвыходной ситуации.

Но чтобы помощь пришла вовремя, необходимо заранее оказать определенную услугу этому животному: дать коту мясца, накормить мышку кашкой, отпустить щуку на волю или даже отдать замуж за птиц своих сестер.

Зато в ответ, в самую трудную минуту, они не оставят героя в беде: посоветуют, как убежать от Бабы-яги («Баба-яга», «Гуси-лебеди»), исполнят любые, даже самые сумасбродные, желания («По щучьему велению») и оживят его, когда он будет убит завистниками («Иван-царевич и серый волк»).

Эти животные выражают архетип Помощника, Духа, Магии. Они учат, что любая встреча, даже с самым мелким и незначительным персонажем, должна рассматриваться как испытание. Пройди его — и будешь вознагражден (сразу или через время).

Сказочные красавицы (архетип – любовь, наивысший дар)

Конечной целью всех испытаний, которые выпадают на долю главного героя, оказывается обретение любви и свадьба, даже если первоначальная цель была далека от этого (скажем, в «Иване-царевиче и сером валке» герой отправился на поиски жар-птицы, а вернулся с конем и красавицей невестой). И стали они жить-поживать да добра наживать.

Сказочные красавицы — Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна, Аленушка, Царевна — это воплощение архетипа Любовь и наивысший дар, который получает герой.

Девушки обладают ценными качествами: добротой, красотой, мудростью, благоразумием, честностью, верностью. В поисках любви герой проходит испытания, часто связанные с риском для жизни, и побеждает конкурентов.

За любовь нужно бороться, намекают нам сказки. Но любви достойны не все.

Отрицательные герои (архетип — тень, мешающая главному герою)

Какая же сказка без отрицательных типажей? Злая мачеха с дочками («Василиса Прекрасная»), родные братья («Иван-царевич и серый волк»). Эти герои либо пытаются помешать Витязю выполнить свою задачу, либо посылают его на верную гибель.

Хитрые, изворотливые, расчетливые личности, стремящиеся чужими руками жар загребать, оказываются недостойными счастья. Они терпят поражение и несут заслуженное наказание (вплоть до гибели).

Главный итог всех сказок — победа Самости над Тенью, добра над злом.

Волшебные превращения

Еще один часто встречающийся сюжет в народных сказках — превращения. Брошенный гребень становится дремучим лесом, а зеркальце — озером. Василиса Премудрая по своей воле умеет не только сама превращаться в различных животных (в овечку, утку, голубку), но и обращать возлюбленного Ивана-царевича в пастуха, попа в селезня.

Часто человек превращается в животное или чудовище не по своей воле («Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»). Спасти его может только тот, кто за уродливой внешностью разглядит прекрасную душу, тогда он получит в награду любовь и счастье.

Сказкотерапия

Рассмотрев основные архетипы и смыслы русских сказок, вернемся к сказкотерапии (более подробно ознакомиться с этой темой вы можете в другой нашей статье – «Сказкотерапия как метод психологической коррекции»). Ее суть — воздействие на подсознание человека. Мы выяснили, что в основе каждой истории лежат универсальные архетипы, при помощи которых терапевт может проработать любую ситуацию, просто рассказывая историю.

Еще более действенный метод, который часто используют сказкотерапевты в работе со взрослыми, — придумывание собственных историй.

Чтобы добиться желаемых изменений в жизни, надо в первую очередь изменить себя, но далеко не каждый понимает эту необходимость и осознанно к этому стремится.

Сказка помогает постичь собственный внутренний мир и найти варианты решений назревшего конфликта, внутреннего или внешнего.

Узнавая в сказочном персонаже себя или придумывая нового героя, человек не полностью отождествляет себя с ним и тем самым получает возможность свободно выразить все свои тайные желания, переживания и мысли, обычно скрытые глубоко в подсознании («это не про меня — значит, можно»). Навь — это не только мир мертвых, это еще и подсознание, где, общаясь со своим внутренним героем, можно встать на путь трансформации.

Подобно Ивану-царевичу, человек попадает в волшебный мир, где он не скован рамками условностей и поэтому может найти нестандартные способы решения своих проблем.

В результате терапии он самостоятельно отыскивает пути выхода из затруднительных ситуаций, понимает, какими ресурсами обладает сам, а с чем не может разобраться без посторонней помощи.

Итог — сознание человека изменяется, мысли роятся в голове даже после того, как сказка окончена. А это значит, что положительные изменения не заставят себя ждать.

Викиум

Источник: //constructorus.ru/psixologiya/chemu-nas-mogut-nauchit-russkie-narodnye-skazki.html

Как воспитать честного ребенка: 9 советов психолога

Положительные герои учат честности лучше, чем страх наказания

Если поинтересоваться у мам и пап, стараются ли они воспитать в своих детях честность, все, не задумавшись ни на минуту, ответят: «Да, конечно». Правдивость входит в перечень качеств, которые родители с ранних лет стремятся привить подрастающему поколению.

Но тогда почему малыши так часто лгут? У кого они учатся этому? Сегодня мы попробуем в этом разобраться и заодно узнаем, как вырастить честного ребенка.

Воспитание честного человека является довольно непростой, но важной задачей. Взрослые не всегда понимают, как следует реагировать на детский обман, да и дисциплинарные меры воздействия почему-то не решают проблему.

Для того чтобы заручиться доверием ребенка, родителям необходимо на собственном примере помочь ему осознать, что такое правдивость.

По мнению психологов, малыши начинают лгать взрослым примерно к трем годам. В это время у детей проявляется так называемый кризис трехлетнего возраста и начинает проявляться самостоятельность.

Однако родители по-своему понимают детскую независимость, путая ее с ответственностью, и торопятся наделить ребенка различными поручениями и обязанностями.

Для деток же самостоятельность означает совсем другое – возможность решать и делать все самим. Поэтому они пытаются управлять мамой и папой, иногда с помощью обмана.

К старшему дошкольному возрасту (пять-шесть лет) детки уже понимают, как важно быть честными, и все же часто привирают. В этом возрасте многие малыши обладают хорошо развитым воображением, вот почему на участившиеся запреты родителей отвечают вымыслом.

К восьми-девяти годам ребенок уже отлично видит, где проходит граница между фантазией и неправдой. Кроме того, он полностью осознает, как важно быть честным человеком и что лгать плохо. причина нечестности в этом возрасте – боязнь наказаний и недоверие к взрослым.

Родители, столкнувшись с очередной ложью, считают, что сделали все возможное, чтобы воспитать в малыше искренность. Но так ли это на самом деле?

Практические шаги по воспитанию честного ребенка

Специалисты советуют направить все свои усилия не на исправление пороков, а на не допущение их возникновения. Предлагаем несколько рекомендаций, которые помогут воспитанию честности у детей.

1. Не навешивайте ярлыков

Ни в коем случае не стоит называть малыша обманщиком, вруном или лжецом.

Подобная недальновидность может привести к тому, что дети со временем начнут соответствовать этому определению. Для родителей лучшим выходом станет беседа с ребенком.

Скажите, что вам не нравится обман, то есть поведение малыша, а не он сам. Твердо, но спокойно объясните: «Я не уверена, что твои слова правдивы. Мне тоже иногда бывает страшно говорить правду о том, что я сделала. Поэтому я тебя понимаю, но жду честности с твоей стороны».

2. Не провоцируйте детскую ложь

Это правило означает, что не стоит задавать вопросов, которые повлекут вранье и неправду. Например, это могут быть такие вопросы-ловушки, как:

  • «ты уже сделал уборку в своей комнате?» – это создает малышу повод для обмана. Лучше скажите: «Я вижу, ты еще не убирался в детской». В этом случае вам не придется поощрять ребенка выкручиваться и придумать оправдание;
  • «ты сейчас говоришь правду?» – на подобный вопрос даже взрослые ответят положительно, чего уж говорить про детей. Попробуйте начинать разговор с других слов: «У меня такое чувство, что ты о чем-то умалчиваешь. Не бойся, ведь тебе за правду ничего не грозит».

3. Узнайте, почему дети обманывают

Причин детской лжи множество. Это может быть:

  • страх перед наказанием;
  • завышенные родительские требования;
  • развитое воображение;
  • желание победить любой ценой.

Если малыш жульничает во время игр, а после категорически отрицает обман, не стоит читать ему нотации. Сначала следует подтолкнуть его признаться: «Я знаю, что ты очень хотел бы победить». Затем расскажите, как можно честно выигрывать, а также побеседуйте о важности честного поведения и соблюдения игровых правил.

4. Хвалите за правду

Всякий раз, когда ваш отпрыск честен с вами, обязательно хвалите его. Малыш почувствует гордость, если услышит от родителей фразу: «Ты молодец, что говоришь правду. Я рада, что ты так себя ведешь».

Постарайтесь объяснить, что поступать хорошо и порядочно нужно потому, что это правильно, а не из-за желания получить награду. Поэтому не стоит материально поощрять детей за честность – это приведет к обратному эффекту.

5. Не забывайте о правилах поведения

Безусловно, ваше желание воспитать честного человека похвально, однако стоит объяснить, что есть такие слова (пусть и правдивые), которые способны обидеть других людей. Поэтому просите малыша благодарить за проявленное внимание, даже если подарок, который подарила бабушка или тетя на день рождения, ему не пришелся по душе.

6. Популяризуйте честность

Читайте детям сказки, смотрите вместе мультики, слушайте аудиорассказы, в которых обман и лгуны показаны только с негативной стороны, а истина всегда побеждает неправду.

Перед тем как поставить новый мультфильм, просмотрите его и задумайтесь, что он может дать вашему ребенку. К сожалению, многие родители недооценивают влияние подобной видео- и аудиопродукции на формирование личности подрастающего поколения.

7. Введите единые требования

Психологи отмечают, что самые искушенные манипуляторы воспитываются в тех семьях, где родители не умеют договориться о соблюдении единых правил.

Малыш уже в четыре годика прекрасно понимает, что нужно сказать маме или бабушке, если не получилось договориться со строгим папой. Единые требования и безусловность их выполнения помогут предотвратить нежелательное детское поведение.

8. Пересмотрите запреты

Вы рискуете воспитать отпетого лжеца, если самое популярное слово в вашем родительском словаре «нельзя». Малыш начнет защищаться от запретов, придумывая все новые объяснения: «Мне бабуля разрешила взять конфеты» (хотя бабушка ничего подобного не говорила).

Постарайтесь уменьшить число запретов, оставьте лишь те, которые связаны с безопасностью и соблюдением распорядка дня. Ребенок, почувствовав себя более свободным, правда, внутри рамок, научится быть ответственным. Следовательно, ему не придется вас обманывать.

9. Подавайте положительный пример

Лучший способ воспитать честного человека – быть самому искренним по отношению к ребенку.

Подумайте, как воспримет малыш ситуацию, когда вы ссылаетесь на болезнь, чтобы не идти в гости, называете меньший возраст крохи, чтобы сэкономить на билет в парк развлечений. Не удивляйтесь, если детская честность также будет относительной.

Если все же ребенок стал свидетелем вашей лжи, не стесняйтесь признаться, что совершили ошибку, обманув кого-то. Объясните, что подобные ситуации случаются в жизни с каждым, но следует их избегать и быть честным с другими людьми.

Думаете, как вырастить из малыша честного человека? Все не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Будьте образцом для детей, старайтесь находить правдивые ответы, конечно, учитывая возраст ребенка. Не ругайте за честные признания, и тогда детям не придется вам лгать.

Источник: //www.mapapama.ru/children/psychology_baby/kak-vospitat-chestnogo-rebenka

Примеры из литературы: самовоспитание личности

Положительные герои учат честности лучше, чем страх наказания

Наш мир существует уже миллионы лет. За это время в нем поменялось многое, но есть и что-то вечное, что всегда остается. Будут рождаться новые люди, которые пройдут по сложному жизненному пути.

Им предстоит решать проблемы, преодолевать преграды, стремиться к совершенству. Без саморазвития человек не сможет стать по-настоящему разумным живым существом.

Духовным развитием нужно заниматься всю жизнь, начиная с младшего школьного возраста, а на помощь придут герои литературных произведений.

Важность самовоспитания

Люди всегда искали способы совершенствования собственной души. Во все века этой проблеме уделялось особое значение.

В век компьютерных технологий, когда сложно разобраться с ценностями, проблема саморазвития особенно актуальна. Человеку важно найти в жизни свое место, противостоять негативным влияниям, выявить собственные нравственные ценности.

Согласно народной мудрости, «век живи – век учись», работать над собой можно на протяжении всей своей жизни. Благодаря самовоспитанию можно вырабатывать такие личностные качества, как мужество, терпение, уверенность в себе, настойчивость.

Труды по самовоспитанию

Рассмотрим подробнее примеры из литературы. Самовоспитание упоминается в книге А. И. Кочетова «Воспитай себя».

В ней говорится о том, как можно найти собственный идеал, проанализировать свои способности, устранить недостатки, научиться работать над собой. Автор на протяжении двадцати пяти лет изучал данную проблему, разрабатывал собственную теорию.

В результате он определил цель, методы, приемы, задачи самовоспитания, дал рекомендации по развитию речи, памяти, ума, мышления.

Большое внимание самовоспитанию уделял и профессор А. Г. Ковалев. Его произведение «Личность воспитывает себя» рассказывает читателям о методах самовоспитания. Для педагогов была создана книга «Организация самовоспитания школьников», признанная полноценным пособием для работы в ОУ.

Отличный пример про самовоспитание из литературы – книга Дэйла Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Здесь можно найти практические советы, реальную помощь в завоевании уважения и любви друзей и близких.

В настоящее время многие психологи, писатели, педагоги занимаются проблемой самовоспитания.

«Война и мир» в самосовершенствовании

Самовоспитание в классической литературе – привычное явление. Например, в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» показано, как формируется система собственных ценностей у главной героини – Наташи Ростовой.

Автор словно демонстрирует на ее примере, что всегда можно найти способ измениться, стать искреннее, добрее, умнее. Наташа, знакомясь с разными людьми, пытается найти свой жизненный путь, позаимствовать какие-то качества у других, что-то оспорить, от чего-то отказаться.

Ее литературный образ становится образцом определенной ценностной системы, которую читатели могут принять или отвергнуть.

Народные былины и сказки в саморазвитии

Отличный пример самовоспитания из художественной литературы – русские народные сказки и былины. Их главные герои стремятся к саморазвитию, стараются менять себя в лучшую сторону.

В сказках всегда добро одерживает победу над злом, что демонстрирует важность развития в себе следующих качеств: доброты, сострадания, порядочности, честности.

Патриотизм героев былин – отличный пример для воспитания подрастающего поколения.

Образы для подражания

Разные примеры самовоспитания в классической литературе представлены в школьной программе. Пример для подражания ребенок выбирает сам, прочитав произведение, сделав его качественный анализ. Несмотря на то что современные дети все меньше уделяют внимания чтению, уроки литературы предполагают анализ классических русских произведений.

Именно в этом процессе у школьников формируется собственное отношение к главным героям, их личностным качествам, желание подражать их поведению. В педагогике существует такой термин, как «воспитание примером». Одним из его авторов был польский педагог Ян Каменский.

Он утверждал, что именно классические произведения являются настоящей сокровищницей, которую можно использовать для самосовершенствования.

Достоевский и саморазвитие

Приведем конкретные примеры из литературы. Самовоспитание – тема, которая просматривается в трудах Достоевского. Главный герой «Преступления и наказания» Раскольников ощущает настоящие угрызения совести за то, что им было совершено такое страшное преступление.

На протяжении всего романа он ищет в себе силы для того, чтобы измениться, самосовершенствоваться. Тот Раскольников, который предстает перед читателями в эпилоге – абсолютно другой человек, с новой системой ценностей. Есть и другие примеры из литературы, самовоспитание в которых рассматривается как необходимость.

В качестве такого примера можно упомянуть произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Современная литература

Рассмотрим такой вопрос, как самовоспитание. В литературе примеры героев, которые искали свой жизненный путь, представлены не только у классиков. Современные авторы не обходят проблему развития человеческих ценностей, по своему пытаются объяснять читателю, как победить зло. В своих приключенческих книгах, например, А. Маринина уделяет внимание и самосовершенствованию своих героев.

Примеры из литературы, самовоспитание героев в которых прослеживается в сюжетной линии, включены в школьную программу: «Разгром», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Ночевала тучка золотая».

Эти произведения написаны в разное время, но при этом не утрачивается актуальность проблем, рассматриваемых в этих работах. Во все века самовоспитание в литературных произведениях было привычным явлением. Даже древние философы уделяли внимание подобной проблеме.

Они отмечали важность мудрого наставника, который должен своим примером, своими жизненными принципами быть образцом для подрастающего поколения. В настоящее время, к сожалению, утрачено уважение к старшим, подростки больше доверяют Всемирной паутине, чем своим родителям.

Они стараются подражать главным героям виртуальных компьютерных игр, а не персонажам классических русских произведений Толстого, Пушкина, Лермонтова.

Особенности младшего школьного возраста

В данном возрасте дети не способны к самостоятельному выбору, они склонны попадать в зависимость, поэтому нужно правильно выбирать литературные источники. К. Д. Ушинский отмечал, что «кто подражает, тот не подчиняется, а творит то, что ему хочется». На первый план в это время выходит именно подражание.

Если педагог и родители смогут найти «правильного» персонажа, начнется самовоспитание. Примеры из литературы помогут объяснить ребенку правила поведения в обществе, показать важность работы над собой. Жан-Поль Сартр (французский философ) говорил о том, что «человек представляет собой то, что сам делает».

Нравственное самосовершенствование было актуальной проблемой во все исторические эпохи.

С. Львов вывел собственную формулу самовоспитания, работающую и в настоящее время. Если рассматривать такую тему, как самовоспитание, примеры в литературе можно найти в большом количестве.

Древнегреческий оратор Демосфен, который стал сиротой, был лишен наследства, имел тихий голос, картавил, был неуклюжим, неловким в действиях. Но ему удалось преодолеть все свои недостатки, превратиться в блестящего политического оратора.

Данный пример свидетельствует о том, что человек способен влиять на свою судьбу, противостоять жизненным обстоятельствам, работая над собой.

Механизм самовоспитания от Льва Толстого

После появления на свет человек приобретает определенные качества: привычки, манеры, поведенческие навыки, то есть происходит формирование личности. В это время важен такой процесс, как самовоспитание. В литературе примеры самосовершенствования героев можно найти сплошь и рядом.

Русский полководец Александр Суворов имел слабое здоровье, скромное родовое поместье, и в качестве перспективы мог рассматривать только звание статского советника. Но, работая над собой, больной Сашенька превратился в величайшего полководца, который отвечал за судьбу великой России. В своем дневнике и сам Л. Н. Толстой отмечал важность самовоспитания в литературе.

Примеры, о которых он упоминал, в первую очередь касаются самого писателя. В юности Лев Николаевич вел записи в дневнике, отмечая свои недостатки, размышляя о способах работы над собой. Ему удалось преодолеть такие недостатки, как тщеславие, лень, страсть к игре в карты. Вся жизнь Толстого – прекрасный пример нравственного развития и совершенствования.

Он стал настоящим писателем-гуманистом, верящим в человека, его внутреннюю силу, возможности.

О личности можно судить по определенным признакам, таким как:

  • Сформированность определенных социальных качеств (сюда можно отнести достоинство, ответственность, твердость убеждений, общественную активность, индивидуальность).
  • Уровень психического развития, позволяющий управлять своей деятельностью и поведением.

Материал для саморазвития

На данный период накоплено достаточно информации для того, чтобы осуществлять самовоспитание. В литературе примеры найти легко, нужно лишь открыть книги русских классиков. Психологи убеждены в том, что именно в раннем детском возрасте необходимо научить детей саморазвитию.

Новые федеральные образовательные стандарты, внедряемые в российских школах, предполагают самовоспитание. В литературе примеры, подходящие для школы, найти легко.

Открыв любую книгу, внимательно изучив сюжетную линию, вы можете увидеть, как происходит становление персонажа, его развитие, смена жизненных приоритетов в зависимости от той ситуации, в которой он оказывается.

Понимая серьезность проблемы, учителя и психологи пытаются найти оптимальный вариант программы, чтобы присутствовало самовоспитание в произведениях литературы. Примеры персонажей должны стать для детей ориентирами для работы над собой, пробудить в них желание стать лучше, интереснее, терпимее к другим людям.

Страх сказочных и вымышленных персонажей у детей: способы борьбы с ним

Положительные герои учат честности лучше, чем страх наказания

Малыши в возрасте 4-6 лет наполняются эмоционально и часто переплетают в своем мире реальность со сказками, мультфильмами и собственными вымыслами. Свои чувства они уже выражают словами, устанавливают целый ряд этических категорий и умеют некоторое время проводить самостоятельно. Богатое воображение становится причиной возникновения выдуманных монстров.

  • Как происходит формирование страшных вымышленных персонажей
  • Причины боязни мифических героев
  • Способы борьбы со страхом вымышленных персонажей
  • Куда обращаться, если проблема не решается

Чаще всего герои сказок «оживают» у малышей во сне. Чем старше становится ребенок, тем больше усложняется психика, к четырем годам накапливается целый багаж вымышленных образов.

Первыми появляются те герои, с которыми дети сталкиваются в сказках, мультфильмах ежедневно: Серый Волк, Кощей, Синяя Борода, Бармалей. Как ни странно, но среди пугающих персонажей больше героев мужского пола. Это объясняется тем, что отец находится на некоторой дистанции от малыша, в отличие от мамы.

Чуть позже добавляются и женские персонажи: колдуньи, ведьмы. Иногда от ребенка можно услышать открытый упрек: «Мама, ты злишься, как баба Яга».

Причины боязни мифических героев

Детские страхи не рождаются на пустом месте. Монстры, прячущиеся под кроватью и в шкафу, — это прежде всего, ошибки родителей, неумение слушать и слышать малыша, отсутствие должного количества любви и заботы.

Чтобы борьба со страхами прошла наиболее успешно, следует начинать с устранения их причин:

1. Убрать запугивание в любом виде

Добиваясь послушания, некоторые родители употребляют в общении некорректные образы, например: «Вот я тебе сейчас уши то оборву» или «Будешь себя плохо вести, отдам Серому Волку». Для взрослого это обычные образные выражения, а ребенок тут же подключает воображение и представляет себя без ушей или же в объятиях злого зверя.

Старайтесь следить за своей речью и проговаривать только то, что может вызвать у малыша положительные эмоции, чтобы рано или поздно он не проснулся от кошмарного сна и с криком не бросился в вашу постель.

2. Лишить просмотра страшных фильмов и сказок

Часто родители, просматривая фильм ужасов, забывают о присутствии ребенка, либо намеренно не обращают на него внимания, будучи убеждены в том, что он увлечен игрой. Малыш не может посвящать все свое время одному процессу даже тогда, когда игрушка ему интересна, он отвлекается и «выхватывает» взглядом сцены ужасов.

Отбор фильмов и сказок должен идти тщательнее. Родители обязаны помнить о том, что детская психика хрупкая, а потому ребенок даже случайно не может становиться свидетелем насилия и кошмаров.

3. Сменить наказание дружескими беседами

Наказывая малыша «углом» в темной или полутемной комнате, взрослые рискуют развить у ребенка не только страх вымышленных персонажей, но и сопутствующие страхи: боязнь темноты, замкнутого пространства, одиночества.

Дети, которые боятся быть наказанными, намного быстрее в своем воображении воспроизводят злую Бабу Ягу или Кощея, которые уносят в свои владения непослушного малыша.

4. Устранить эмоциональную отдаленность родителей от детей

У всех вымышленных персонажей есть общие признаки: коварство, черствость, жадность, агрессия. Когда отец или мать начинают злиться, ребенок переносит образ страшного героя на них и психологически начинает защищаться и отчуждаться.

Нельзя оставлять его в таком состоянии. Задача родителей — дать малышу эмоциональную защиту, сблизиться настолько, чтобы чувство опасности не возникало. Особенно это касается отца. Уверенный, всегда спокойный и любящий родитель сможет стабилизировать состояние крохи, стать примером бесстрашия и самостоятельности.

5. Дать ребенку достаточное количество любви

Недостаток любви к крохе возникает в случаях, когда взрослые ждали малыша противоположного пола. Такой же дефицит нежного отношения испытывают дети строгих и деспотичных родителей. Ребенок может не проявлять явных признаков боязни, но во время игры начинает панически бояться страшных персонажей.

Чрезмерное излияние признаков любви и опеки тоже нежелательно — малыш постепенно осознает свою беззащитность перед окружающим миром, особенно в моменты, когда остается один.

6. Наладить отношения между взрослыми

Частые семейные скандалы, сложные моменты в общении между родителями формируют нерешительность, постоянные сомнения. У малыша может развиться мнительность и тревожность.

Если с обычными страхами можно бороться с помощью логики и обоснований, то вымышленные требуют особого подхода и профессионализма. Обычно эту боязнь малыши благополучно перерастают. Но, что делать, когда ребенок панически боится придуманного героя?

Среди самых популярных способов борьбы можно назвать:

1. Cказкотерапия

Посредством сказки можно попросить малыша побывать на месте того, кто боится страшилища, затем занять место самого злого персонажа, и, наконец, сыграть того, кто вообще никогда никого не боится и побеждает страшного героя в конце.Более подробно в Сказкотерапия детских страхов

2. Изотерапия

Рисование страхов — удачный прием для деток любого возраста. Озвучив свою боязнь и нарисовав ее, ребенок всегда может превратить монстра из кошмаров в смешного персонажа, которого в итоге перестает бояться.Более подробно в Коррекция детских страхов с помощью арт-терапии

3. Игровая терапия

А вот беседы о том, что боязнь ребенка возникла на пустом месте, в этом возрасте бесполезны.

Куда обращаться, если проблема не решается

Даже учитывая тот факт, что страх вымышленных персонажей проходит с возрастом, не следует затягивать с лечением. С целью недопущения развития неврозов у малыша, лучше обратиться к профессионалам как можно раньше.

Детский психотерапевт выявит истинную причину боязни, подберет максимально щадящие методы избавления от страхов.

Источник: //detki.today/strah-skazochnyih-i-vyimyishlennyih-person.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.