Помочь ребенку справиться с эмоциями

Содержание

Важные советы родителям: как ребенку справиться с эмоциям

Помочь ребенку справиться с эмоциями

/ Наши дети

Дети непосредственны и открыты. Это касается и многих проявлений их эмоций. Однако не стоит путать непосредственность с частыми проявлениями детской агрессии и истеричности, например, при покупке игрушек. Это неумение ни выражать свои эмоции адекватно, ни управлять ими.

Ребенок сам плохо чувствует себя после такого самовыражения. Но не умеет делать это по-другому. Учить справляться с ними и контролировать их появления, добиваться своей цели менее агрессивными методами не только можно, но и необходимо.

Но даже у самых внимательных и терпеливых родителей дети не рождаются с умением управлять своими эмоциями, добиваться своего, дифференцировать свое негативное поведение от адекватного.

Советы как помочь ребенку справиться с эмоциями

Как же помочь ребенку научиться справляться с эмоциями?

Выслушать. Уже то, что малыш будет знать, что его слушают, может успокоить его. Даже если родитель выслушивает его молча. Лишь бы в это время все внимания было направлено к ребенку, а не к телевизору. Достаточно самых простых однозначных ответов. Даже такое участие, возможность выговориться позволяет осознать свои чувства, признать их и, может быть, решить проблему.

Определить чувство. Нужно назвать малышу конкретным словом или выражением то, что он испытывает. Но только простым и понятным. Например: ты обижен, ты зол, та расстроен…

Не нужно умалять то, что он испытывает или отрицать значимость детской причины для взрыва эмоции. Услышав именно точное определение его переживания, он воспримет его, как естественное для всех, почувствует, что его понимают, успокоится.

Соучастие. Ребёнка может успокоить то, что у родителей тоже есть такие же желания или были в детстве. Или что они очень хотят сделать именно так, как хочется ребенку, но в силу обстоятельств, сейчас нет такой возможности.

Нужно дать понять, что родитель помнит о его желаниях и они также важны для него. Например, можно составить вместе их перечень или список возможных путей решения. Возможно именно уверенность, что взрослые помнят о них, сделает так, что про них станет забывать сам малыш.

Но главное, чтобы все это выглядело совершенно правдоподобно. Дети чувствуют фальшь. Если ребёнку покажется, что это все не по настоящему, то перестанет доверять. А тогда нужно будет искать новые пути, как ребенку справиться с охватившими его эмоциями.

Важно не давать ему конкретных советов, выражая свое участие. Он должен научиться решать свои проблемы, жить со своим эмоциями самостоятельно. Конечно, это не просто. Гораздо легче дать точные указания родителя как поступить, когда стоит плакать, а когда нет.

Мысленно можно представить себе наиболее вероятные, окрашенные эмоциями ситуации, которые могут случиться у ребенка и проиграть их в уме. При этом желательно попробовать посмотреть на них глазами ребенка, которого не понимают и не признают всей «важности» его проблем, а не только взрослого, которого утомляют детские смешные проблемы.

Не нужно задавать малышу вопросы, на которые он еще не в состоянии дать адекватный ответ. Например: почему ты все воспринимаешь так… или иначе, почему так нервничаешь…Такие вопросы только еще более загрузят его и без того взвинченную психику.

Совсем не обязательно соглашаться с правильностью его переживаний и чувств, с сильными эмоциями. Достаточно их признать их значимость.

Вместо банальных “…я понимаю тебя”, которые не совсем понятны маленькому ребенку, больше подойдет просто волнение и яркое чувство обеспокоенности проблемой. Тогда ребенок сможет доверять.

Не стоит скрывать, если определенные жесты и слова ребенка нехорошие. Родительскую расстроенность этим обязательно нужно подчеркнуть и сказать, как огорчают маму и папу такие слова.

Нельзя забывать, что очень многое зависит от того, как родители ведут себя в ситуациях, которые подразумевают яркую эмоциональную окраску. Они как никто другой, являются образцом для ребенка. В том числе в выражении своих эмоции и умении «держать удар».

Если мама реагирует криком на многие проделки ребенка, то трудно ждать от ребенка чего-то другого. Если родители доказывают свою точку зрения на повышенных тонах, то и ребенок не знает других вариантов.

Не удивительно, что однажды в начальных классах он перейдет от крика к уверенности, что помочь могут только кулаки.

И ожидать от ребенка, что он будет спокойно объяснять то, что ему не нравится, конечно, нельзя. Скорее всего, справиться со своими эмоциями ему будет очень сложно, и вполне возможно ребенок будет решать сложную ситуацию кулаками.

Если родители склонны во всем давать ребенку конкретные советы, то они рискуют, что их малыш в непростых жизненных ситуациях будет всегда надеяться на готовый совет извне. Если дается готовый совет, то ребенок не учится анализировать ситуацию, а ждет готовых решений.

Если ребенок эмоционален, то и разговор с взрослым должен быть окрашен соответственно. В противном случае ребенок будет разозлен поведением взрослого еще больше.

Поэтому, если взрослые считают, что во время взрыва негативных переживаний у ребенка их спокойное холодное поведение должно помочь ему справиться с эмоциями, они сильно ошибаются.

Но и переигрывание может быть излишним и выдать ложь.

Иногда ребенок может винить себя в каком-то поступке, называть себя глупым, бестолковым и так далее. Даже если очевидно, что он так не думает, нельзя повторять за ним его слова и соглашаться с этим. Нужно принять это, но не повторяя вслух его же негативной оценки.

Иногда родители сами не знают, как помочь своему ребенку, как прекратить его эмоциональные яркие проявления. Они идут за советами к знакомым, своим родителям, воспитателям, психологам. И это правильно. Но только отчасти. Потому что родительская неуверенность передается детям. Они чувствуют родительскую тревогу и растерянность.

Это делает детское беспокойство еще острее. Поведение их становится еще более неуравновешенным и эмоциональным. Психологи утверждают, что немало родителей, которые интуитивно способны принимать правильные решения, в подобных ситуациях со своим ребенком ищут совета у других.

Хотя только они знают своего малыша лучше остальных, и помочь могут не хуже них.

Терапевтические игры

Коррекционные игры признаются действенным методом для эмоционального развития ребенка
Эти методы активно используются психологами или воспитателями за их эффективность. Ребенок просто занят игрой, а через некоторое время уже имеют место улучшения в лучшую сторону.

Поговорить с «Тем, кто все знает». Это некто такой, к кому можно обращаться всегда с вопросами и за помощью. Например, ребенок не сможет сказать, почему он не решается подойти к другим детям и предложить дружить, стесняется взрослых. Вместе с ребенком нужно придумать такого человека или существо.

Потом нужно рассказать малышу, что к этому существу может он обращаться всегда, как только ему будет это нужно, если станет неприятно, страшно или трудно. Взрослые удивятся, что иногда это существо, которое живет в бессознательном ребенка и создано им же, дает не глупые советы. Иногда, конечно нужно будет подкорректировать их.

Многие родители из тех, кто пробовал применить эту игру, были удивлены, насколько уместными оказались найденные ответы.

Сочинить свою сказку. Навредить любой сказкой нельзя. Русские народные сказки – это не только терапия, но и источник мудрости. Сегодня, кроме того, существует много вариантов так называемых, коррекционных сказок, которые придуманы именно для того, чтобы оказывать внимание на определенный негативный нюанс поведения малыша.

Хорошо, если можно вспомнить сказку, в которой у героя есть какие-то переживания или события его сказочной жизни, сходные с теми, которые происходят с малышом.

Сказочные герои заинтересовуют, дают надежду, помогают найти выход и дают надежду, что можно справиться со всем, что в конце все будет хорошо, что достигают хороших результатов даже те, у кого в начале сказки, в принципе, не было шансов.

Но за свое стремление, мудрость им удалось достичь больших результатов. И при этом никто не кричал, не устраивал истерик, не ревел.

Но если такой сказки не вспомниться – не беда. Можно придумать самим. В придуманной сказке герой должен быть наделен похожими чертами характера, какими-то отличительными особенностями, которые есть и у ребенка. Пускай он столкнется с трудностями, как и малыш, но сможет выйти из них благодаря новому свойству, которое он вдруг обнаружил у себя.

Естественно, конец у такой сказки должен быть положительным, возможно даже фееричным. Доказано, что сказки, которые придумываю своим детям родители, обладают большим терапевтическим эффектом, чем уже сочиненные кем-то.

Волшебный мир. Эта игра заключается в погружении ребенка в волшебный мир, где есть только благополучие, радость. Эта терапия дает возможность ребенку создать какой-то волшебный мир, где ему безопасно и хорошо.

Фантазируя, дети легко переносятся в мир радости и благополучия.
Например, пусть он закроет глаза, и отправиться туда, куда ему всегда хочется, где всегда хорошо. Деталей должно быть как можно больше. Ребенок сам выберет средство, на котором он туда отправиться, что возьмет с собой.

Пусть он расскажет, что ощущает в каждый момент своего путешествия: какие запахи, звуки, ощущения, что он видит за окном своей ракеты или летающей машины. Когда он вернется из своего виртуального путешествия, то пусть расскажет о том, все ли у него в порядке, как он себя чувствует. Не нужно торопить его.

Он сам вернется из него, когда захочет.

В такой мир можно отправляться с ним когда угодно. Сначала в эту игру нужно играть ребенку с психологом, потом можно продолжать игры и в домашних условиях с родителями.

Песочные игры. Они способствуют развитию мелкой моторики. Тактильные ощущения, которые это дает, способствует расслаблению и внутреннему спокойствию.

Глубокое погружение в себя вместе с успокоительными тактильными ощущениями обеспечивает и рисование. Несмотря на всю простоту этих методов, рекомендацией психолога все же стоит воспользоваться. Такие игры приводят к уходу в подсознательное. Психолог посоветует, как при этом не навредить малышу, используя это методы самостоятельно.

Психологи рекомендуют и такой метод. Нужно дать ребенку бумагу с карандашами и попросить нарисовать, как он расстроен. Пусть он черкает и рисует. Стоит понимающе вставлять иногда что-то такое: «…понятно…, да…, так сильно ты расстроен…».

Категорически нельзя делать родителям

  1. Кричать и громко давать советы.
  2. Срывать свой гнев и раздражение на ребенке.
  3. Угрожать наказанием. Отдача будет аналогична крику. Возможно, он и замолчит и прекратит капризничать.

    Но эмоции только идут вглубь, а не исчезают. Будучи спрятанными, эмоции только становятся сильнее и ждут своего момента, чтобы выплеснуться наружу.

Вряд ли ребенок станет манипулировать родителем, если будет чувствовать, что он его понимает и воспринимает со всей серьезностью.

Источник: //kladvsebe.ru/nashi-deti/vazhnye-sovety-roditelyam-kak-rebenku-spravitsya-s-emociyam.html

«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями

Помочь ребенку справиться с эмоциями

С точки зрения биологии, каждый живой организм способен реагировать на раздражители. Для человеческого организма такой реакцией будут эмоции.

Ежедневно мы все испытываем самую разную гамму эмоций, некоторые из них мы выражаем словами или действиями, а некоторые сдерживаем, потому что так предписывают традиции нашего общества.

Детский психолог Павел Тарунтаев делится рекомендациями, как научить ребёнка владеть собой и разумно проявлять свои чувства.

Павел Тарунтаев, детский психолог сети частных детских садов «Интересный детский сад»

Как развивать самоконтроль

К 5−6 годам у ребёнка уже начинают формироваться зачатки способности к самоконтролю, а это основа умения управлять собой и своими эмоциями. Развивать его относительно просто: для этого есть игры. Можно использовать настольные игры с правилами. Если ребёнок им не подчиняется, то не сможет выиграть или даже будет исключён из игры.

Прекрасно подойдут и сюжетно-ролевые игры. Когда ребёнок делает то, что предписано игрой, например, изображает часового, который не должен двигаться, он испытывает двойственные чувства. С одной стороны, ему хочется веселиться, а надо стоять молча; с другой, он справляется со своей ролью, а это приносит чувство глубокого удовлетворения. Так, играя, ребёнок учится самоконтролю.

Есть и специальные игры, формирующие произвольность у детей, например «Светофор»: у ведущего есть три цветные таблички. Когда он показывает зелёную, можно прыгать и кричать, жёлтую — нужно превратиться в мышку, красную — замереть. Если бы у современных детей было больше сюжетно-ролевых игр, у них было бы меньше проблем с самоконтролем.

Как научить ребёнка владеть собой

Не всегда бурное изъявление чувств ребёнком — это проблема, требующая срочного решения, всё зависит от темперамента.

Некоторые дети эмоциональны от природы, и поделать с этим что-то сложно, да и не всегда нужно: такова их нервная система, и это не патология. Вопрос в том, чтобы помочь им лучше управлять собой и избежать серьёзных последствий.

Поводом для тревоги служат длительные или слишком яркие негативные состояния (истерики, страхи, резкие перепады настроения) в любом возрасте.

Эмоции нужно принимать…

Относитесь с пониманием к чувствам ребёнка и не обесценивайте их. Пусть он не слышит от вас таких фраз: «Нечего тут бояться», «Мальчики не плачут», «Это ерунда, успокойся». Этими высказываниями мы как будто отнимаем у ребёнка право испытывать эмоции. А если их подавлять, то эмоции становятся неуправляемыми, вызывают стыд и приводят к лишней нагрузке на нервную систему.

Очень важно говорить ребёнку, что он имеет право испытывать самые разные эмоции.

Ни в коем случае нельзя называть какие-то чувства неприемлемыми: «Нельзя злиться», «Разве можно так переживать?» Неприемлемой скорее может быть демонстрация каких-то чувств в определённых обстоятельствах.

Например, когда мама не купила игрушку, которую хотел ребёнок, он может на неё разозлиться — для него это естественно. А вот ударить её за это он не имеет никакого права.

… различать и выражать словесно…

Помогайте ребёнку выражать свои чувства, причём вербально.

Анализируйте их вместе: «Ты злишься, тебе обидно, потому что…» Важно, чтобы малыш осознавал, что с ним происходит, почему он испытывает какие-либо эмоции.

Когда чувство как-то характеризуется вслух, оно уже отчасти контролируется. Если не уделять этому внимания, ребёнок будет чувствовать себя словно в бушующем море, не зная, куда ему двигаться и что делать.

Давайте детям возможность выплёскивать эмоции, радоваться и грустить без родительских замечаний.

Можно даже оборудовать какой-то уголок, где ребёнок сможет выражать свою злость или бурную радость, прыгать и бегать, рвать бумагу и так далее.

На мой взгляд, проще и действеннее всего дать детям какую-то физическую активность, поиграть с ними на улице, чтобы буря эмоций, которую они переживают, прошла безболезненно и для них, и для окружающих.

Для многих детей отдушиной и возможностью притупить агрессию становятся компьютерные игры-стрелялки. Я бы не советовал использовать их как способ выплеснуть эмоции, если речь идёт о детях 5−6 лет (и даже 14): они пока не способны до конца понять разницу между игрой и реальностью, и агрессия не прорабатывается, а усиливается.

… анализировать

Ребёнок опечален? Не говорите ему: «Не грусти», ведь ему уже грустно. Лучше всего отвлечь его, поиграть с ним и обязательно проговорить, что чувство, которое он переживает, пройдёт со временем.

С одной стороны, мы показываем ребёнку, что эмоции мы не только испытываем: о них можно и нужно говорить. С другой стороны, мы даём ему важный совет: нужно уметь переключаться, а не зацикливаться и терзать себя.

А ещё — принимать активные шаги для изменения ситуации.

Как ребёнок может помочь себе сам

Лет с 5−6 можно обучать ребёнка определённым способам релаксации, которые позволят ему держать себя в руках в моменты сильных переживаний и не поддаваться эмоциям.

Это может быть и дыхательная гимнастика, и самомассаж, и даже игра воображения.

Например, если ребёнок очень волнуется перед публичным выступлением, он может вообразить себя королём, а зрителей — подданными, и это поможет ему немного успокоиться.

Каждое эмоциональное состояние нужно признать, осознать его причины и дальше пробовать справиться с ним и сделать из этого какие-то выводы.

Как культура влияет на способы выражения эмоций

Нужно ли по-разному подходить к сдерживанию положительных и отрицательных эмоций? Это скорее культурный вопрос, и в нашем обществе большее внимание уделяется именно негативным проявлениям. В своей практике я не встречал детей, родители которых обозначали бы проблему так: «Он слишком бурно радуется».

Но иногда это может стать проблемой. Например, если школьник чему-то сильно обрадовался прямо на уроке, вряд ли он сможет прыгать и танцевать в классе — так не принято.

Тут ему на помощь придут способы самоуспокоения, о которых я уже упоминал: посчитать про себя до десяти, задержать дыхание.

В некоторых случаях важно уметь контейнировать эмоцию, то есть выплёскивать её не сразу, а потом, когда пройдёт время, и найти способ её выразить.

От мальчиков требуется больше контролировать себя и меньше выражать чувства, причём любые. Таковы культурные традиции, и сделать с этим что-то довольно трудно. Если пятиклассник заплачет при сверстниках, это, скорее всего, будет воспринято как слабость, повод для шуток и существенно понизит его статус.

Но подавлять сильную печаль и гнев тоже нельзя: это приводит к эмоциональным проблемам и более серьёзным последствиям вплоть до нарушений психики.

Мальчик должен знать: он имеет право испытывать любые чувства и возможность их выражать — где-то в безопасном месте, например, дома, рядом с доброжелательными родителями, которые всегда его выслушают.

Чуткое отношение к собственным эмоциям и умение ими управлять — очень важные качества, которые не возникают сами по себе. Помогите ребёнку прислушиваться к себе и владеть своими эмоциями.

Источник: //www.kanal-o.ru/parents/10306

Злость у детей: эмоция или чувство

Помочь ребенку справиться с эмоциями

Злость — это базовая эмоция и нормальная реакция на препятствия в удовлетворении потребностей. Может варьироваться от лёгкого неудовольствия до настоящей ярости.

Иногда чувства настолько сильные, что взрослый с трудом справляется. Что говорить о ребёнке, которой ещё не научился хорошо контролировать себя! Маленький человек, который злится, может нанести вред как окружающим, так и себе.

Поэтому многие родители предпочли бы, чтобы дети обходились без гнева.

Читать по теме: Как помочь ребёнку преодолеть страхи

Как родителям принять злость у детей

Необходимо понять, что ни от одной эмоции нельзя просто избавиться, как бы сильно нам этого не хотелось. Нужно научить ребёнка контролировать чувства, а не избегать их.

Дети по-разному реагируют на жизненные обстоятельства в зависимости от темперамента и характера. Что у одного вызывает лёгкое недовольство, другого приведёт в бешенство.

Будьте готовы, что ваш ребёнок может испытывать более сильные эмоции, нежели другие или вы сами. Смиритесь — он проживает определённую ситуацию именно так.

Учите не подавлять злость, а выражать её нормативно. Да, малыш имеет право быть в ярости, что вы доели его кашу, которую он не собирался есть, но он не должен причинять вред ни вам, ни себе и может выражать гнев допустимыми методами.

Читать по теме: Что делать, если ребёнок агрессивный и нервный

Осознание и проговаривание

Проговаривание помогает малышу справляться с эмоциями, а родителям — принимать их. Сначала метод может показаться нелепым, но он даёт прекрасные результаты.

Ваш ребёнок, играя в песочнице, забрал чужую машинку. Владелец машинки заливается слезами, приходится вернуть. Тут уже ваш впадает в ярость. При этом он может кричать и ругаться и даже пытаться вырвать машинку у хозяина.

Первое (часто самое сложное), что следует сделать — справиться со своими чувствами. Проговорите про себя: «Да, мой ребёнок неправ, я злюсь, но он маленький, а я взрослая и должна помочь».

Присядьте так, чтобы смотреть малышу в глаза и скажите: «Ты злишься! Ты ужасно зол! Машинка была такая красивая, тебе очень хотелось с ней поиграть».

Если вас в состоянии слушать, объясните, почему нельзя было забирать машинку, как можно было договориться: попросить, поменять на свою игрушку.

Если чувствуете, что ребёнок вас не слышит, просто повторяйте: «Да, ты очень зол!» Часто это повторение действует на детей как заклинание: видя, что их эмоции признают, они быстрее успокаиваются.

Иногда дети не могут успокоиться так просто, но в следующий раз в подобной ситуации вместо обычных ругательств и криков, вы можете услышать: «Я сейчас ужасно зол! Мне нужно успокоиться!»

Многие родители спрашивают, когда начинать проговаривать эмоции и учить методам успокоения во время приступов злости. Ответ: чем раньше, тем лучше. Чем раньше вы научитесь проговаривать чувства малыша, тем проще будет к этому привыкнуть и вам, и малышу. Обычно к двум годам начинается возраст протестов.

Маленький человек исследует правила этого мира и часто злится, если что-то происходит не так, как он себе представлял. В этом возрасте становится особенно актуальным проговаривание чувств. Используйте и все остальные методы успокоения.

Пока вам придётся помогать малышу: отведите его в тихое место, покажите, как вы сами дышите глубоко и медленно, предложите поплакать или объятия.

Читать по теме: Как развить эмоциональный интеллект ребёнка

Помогаем ребёнку справиться со злостью и нормативно выражать гнев

Когда малыш спокоен, объясните, что злиться абсолютно нормально. Но вы будете против и не позволите, чтобы во время вспышек ярости он:

  • Обижал других вербально (в том числе громко кричал в общественных местах).
  • Причинял физический вред людям.
  • Причинял вред себе (некоторые дети начинают биться головой о пол).
  • Портил вещи (нельзя рвать одежду, кидать или пинать предметы).

Объясните, что, когда злишься, можно:

  • Сказать о своём чувстве и почему его испытываешь.
  • Показать выражением лица, позой, жестами, что испытываешь гнев. Проделывайте это упражнение дома: нахмурьте брови, сожмите кулаки, подумайте, что делают люди, когда злятся. Для детей будет полезным посмотреть, как выглядит эмоция злость на картинках или фотографиях.
  • Уйти в спокойное место, где никто не будет мешать успокаиваться.
  • Поговорить с мамой или другим значимым взрослым о своих чувствах.
  • Поплакать.
  • Физически проявлять гнев: ходить, прыгать, даже бегать. Некоторым детям это помогает выплеснуть негатив.
  • Дышать глубоко. Проведите дома подобное упражнение, попробуйте дышать быстро, а затем глубоко и медленно. Объясните, что именно так нужно дышать во время приступа ярости, чтобы успокоиться. Дети постарше могут учиться удлинять выдох: это расслабляет и успокаивает ещё больше.
  • Посидеть, обнявшись с мамой или другим значимым взрослым. Физический контакт расслабляет и успокаивает.
  • Заняться любимым делом, которое приносит удовольствие: порисовать (рисунки имеют прекрасный терапевтический эффект, но не все дети могут и любят рисовать в подобные моменты), послушать музыку, спеть. Обращайте внимание, что именно нравится малышу и успокаивает его, и предлагайте заняться этим в критический момент, но никогда не настаивайте.

Читать по теме: Что делать, если ребёнок обзывается и замахивается на родителей

Если злится кто-то другой

Дети часто перенимают манеру злиться близких.

Обратите внимание на то, как вы справляетесь со злостью. Если вы кричите и можете стукнуть в порыве гнева, вряд ли вам стоит ожидать от малыша иного поведения.

Лучше озвучить свои эмоции, причину возникновения и способ, который выбрали, чтобы справиться с ними. Например: «Ты испачкал красками весь пол, хотя я просила рисовать на столе! Я ужасно разозлилась! Давай я дам тебе тряпку и пойду в свою комнату, чтобы успокоиться, а ты пока протри пол».

Или так: «Я злюсь весь день, потому что плохо себя чувствую! Я собираюсь выпить чаю и немного отдохнуть, пожалуйста, не беспокойте меня некоторое время».

Возможно, забавно будет услышать от трёхлетки: «Я в ярости, что ты откусил от моего печенья! Я ухожу к себе в комнату и буду прыгать, пока не успокоюсь!» Однако такое умение выражать и контролировать чувства обещает ему прекрасное будущее, ведь эмпатия — одно из важнейших качеств в современном мире.
Добавить в избранное Распечатать

Источник: //mchildren.ru/kak-pomoch-rebyonku-spravitsya-so-zlostyu/

Мнение эксперта: эмоциональное развитие ребенка. Интервью с Еленой Пятницкой

Помочь ребенку справиться с эмоциями

Тема эмоционального развития ребенка очень интересная и очень широкая.

В последнее время, следуя пожеланиям моих подписчиц, я стараюсь по мере сил, освещать ее в соответствующей рубрике на моем сайте, но некоторые вопросы, которые я получаю по электронной почте, да и, что уж греха таить, которые ставит передо мной мой собственный сын, подтолкнули меня к мысли обратиться к практикующему психологу, эксперту в области детско-родительских отношений,автору проекта «Фишки воспитания», маме дочки 5 лет, Елене Пятницкой.

Детская непосредственность в выражении эмоций

Елена: Здравствуй, Марина. Спасибо, что пригласила меня побеседовать на тему детских эмоций. На мой взгляд она одна из важнейших в воспитании ребенка, т.к.

от психологического самочувствия ребенка часто зависит и его успешность, и способность усваивать новый материал.

Видеть своего малыша довольным и радостным — желание многих родителей, поэтому так важно каждому родителю разбираться в вопросах эмоций.

Марина: Дети такие непосредственные в выражении своих эмоций.

Но одно дело, когда ребенок с разбега запрыгивает на папу, вернувшегося с работы, и совсем другое – когда он орет на весь магазин в ответ на отказ купить очередную машинку или ведет себя агрессивно.

Возможно ли научить ребенка сдерживать свои эмоции и выражать их в какой-то приемлемой форме? И нужно ли это, не пропадет ли от этого та самая детская непосредственность?

Елена: Да, дети — народ непосредственный! Но агрессивный, часто устраивающий истерики ребенок — это не похоже на непосредственность выражения эмоций. Это, скорее всего — крайний способ выражения эмоций ребенка, который просто не умеет выражать эмоции по-другому.

Малыш и сам страдает от своих криков и агрессии, но эмоции внутри, и держать их в себе дальше он уже не может. Поэтому и начинает безобразничать. Учить ребенка управлять эмоциями можно и нужно. Но учить не столько сдерживать, сколько находить приемлемые варианты для их выражения.

Эмоциональное развитие ребенка в семье

Марина: Как родители могут помочь ребенку справиться с эмоциями?

Лена: Марина, от родителей зависит очень многое. Именно они дают ребенку образец того, как надо справляться со своими эмоциями. Если мама раздражается и кричит каждый раз, когда сталкивается с детским непослушанием или «проделками», она дает пример агрессивного реагирования на недовольство.

И ожидать от ребенка, что он будет спокойно объяснять то, что ему не нравится, конечно, нельзя. Скорее всего, справиться со своими эмоциями ему будет очень сложно, и вполне возможно ребенок будет решать сложную ситуацию кулаками.

Существует множество способов, которыми родители могут помочь ребенку выражать свои эмоции. Это и поведение самых родителей как образец эмоциональной грамотности, и игры, направленные на выражение эмоций, и беседы с ребенком. 

Коррекционные игры для эмоционального развития ребенка

Марина: Я знаю, что даже в очень «запущенных» случаях отлично помогает:

  • песочная терапия,
  • различные психологические упражнения,
  • коррекционные игры,
  • сказкотерапия.

Да и любому ребенка такие занятия идут только на пользу. Это всё – только для кабинета психолога или же какие-то из этих приемов могут и должны применять обычные родители, не имеющие педагогического или психологического образования?

Елена: Марина, отличный вопрос. Я очень люблю эти методы в работе с детьми и знаю, насколько они эффективны.

Ребенок, казалось бы, просто играет, а спустя несколько занятий, он уже начинает себя чувствовать совершенно иначе. Да, психологи активно их применяют.

Но и родители, зная основы работы с этими методами,  могут использовать их для того, чтобы помочь ребенку выразить свои эмоции и почувствовать себя лучше.

Игра с песком дает ребенку новые тактильные ощущения, расслабляет, позволяет внутренне успокоиться. Песок и работа с красками — это глубокое погружение в свой внутренний мир, как говорят психологи, в бессознательное.

А значит, это возможность сгладить внутренние переживания и немного «утихомирить» внутренних «бунтарей». Но так как это работа с бессознательным, то и осуществляться она должна корректно, чтобы не навредить малышу.

Поэтому тут хороша консультация психолога в отношении того, что и как можно использовать их этих методов самостоятельно.

Если говорить о сказкотерапии, то совершенно безопасно можно читать ребенку народные сказки, т.к. они кладезь народной мудрости.

Сейчас также существуют уже готовые авторские психотерапевтические и психокоррекционныесказки, которые направлены на решение какой-то конкретной детской проблемы.  Но тут лучше использовать проверенные сказки.

Конечно, это отдельная тема, но на вебинаре я буду касаться этого вопроса.

Марина: Чего НЕ стоит делать родителям в ситуациях, когда ребенок не может справиться с эмоциями и ведет себя неадекватно? Как не закрепить подобное поведение своими необдуманными реакциями?

Елена: Начнем с того, что совершенно бесполезно кричать и срывать свое раздражение и гнев на ребенке. Сильные негативные эмоции, например, агрессия и гнев, только «заведут» ребенка еще больше. Вспомните свои ощущения, когда кто-то кричит на вас. Хочется успокоиться и замолчать? Конечно, нет! Хочется ответить тем же, защищая себя.

Угроза наказания действует примерно также. Возможно, из страха, ребенок послушается и сможет успокоиться. Но перестанет ли он внутри испытывать негативные эмоции? Скорее всего, он просто сможет сгладить внешнее проявление эмоций. Но, известно, что невыраженные эмоции только усиливаются, не находя выхода и очень сильно вредят человеку, так большому, так и маленькому.

Тревожные признаки эмоционального состояния малыша

Марина: Как понять, что в эмоциональном плане с малышом не все в порядке? Что можно предпринять при первых тревожных признаках, а когда стоит обратиться к специалисту?

Елена: Понять, что в эмоциональном плане все хорошо, мы можем, наблюдая и разговаривая с ребенком:

Наведите порядок в детской легко и с удовольствием с бесплатным аудиокурсом «Порядок в детской за 5 дней»!

  • если малыш доволен,
  • часто испытывает радость,
  • открыто радуется новым игрушкам,
  • легко увлекается игрой,
  • соглашается на новые игры,

Тогда мы можем говорить о норме. Также надо обратить внимание на то, как малыш выражает негативные эмоции и как часто он их испытывает.

Тревожные признаки:

  • это истерики до того состояния, когда ребенок не может успокоиться самостоятельно,
  • частые проявления агрессии,
  • стремление решать вопросы кулаками,
  • ситуации, когда ребенок специально (начинает первым) кусается или толкает других детей.

Беспокойство вызывают также «идеальные дети», которые слишком спокойные и на первый взгляд, беспроблемные. Тревожные признаки в этом случае, если:

  • ребенок с трудом вступает в контакт с новыми людьми (взрослыми или детьми),
  • часто тревожится по разным поводам,
  • испытывает множество страхов,
  • не любит и избегает общения со сверстниками.

В этих случаях, во многом, ребенку могут помочь родители, но консультация специалиста очень желательна.

Марина: Многие слышали, что на эмоциональное состояние ребенка могут сильно влиять ссоры и развод родителей, появление младших детей в семье, начало посещения детского сада, болезни и т.п. А что ты скажешь о влиянии позитивных событий, они тоже могут быть стрессом для малыша?

Елена: Очень интересный вопрос. Марина, ты абсолютно права. И позитивные события могут стать для ребенка неожиданным стрессом. Например, рождение братика или сестренки может быть для ребенка долгожданным событием.

Ребенок ждет рождения малыша и возможно очень хочет этого события, но когда младший ребенок появляется, это оказывается не таким радужным событием для него. Мама постоянно занята с младшим ребенком, который часто плачет. И вообще непонятно как играть и общаться с младшим братиком или сестрой. Появляется ревность и масса новых, непонятных малышу чувств.

Даже если говорить о таких положительных эмоциях, как посещение детских мероприятий, походы в гости и пр., то большое количество положительных эмоций может вызвать перевозбуждение и малыш просто может не справится со своими эмоциями. Вы наверняка наблюдали, что активные и интересные игры детей часто заканчиваются слезами, драками или ушибами.

Как заниматься эмоциональным развитием ребенка

Марина: В последнее время я замечаю, что среди родителей растет интерес к развитию эмоционально-волевой сферы ребенка. Я связываю это с тем, что развитие интеллекта, обучение письму, счету, чтению сегодня можно доверить специалистам развивающих центров, да и богатство дидактических материалов, пособий, игрушек тоже радует мам, увлекающихся развитием ребенка.

А вот достойных материалов, методик и четких рекомендаций о том, как развивать эмоциональную грамотность ребенка, я пока не встречала. Давай немного приоткроем завесу тайны для наших слушательниц. Расскажи о том, чего ожидать участницам тренинга «Уроки эмоциональной грамотности для детей и их родителей».

Елена: Дело в том, что мы с Мариной подготовили новый тренинг  «Уроки эмоциональной грамотности для детей и их родителей». Это просто грандиозная задумка 3-х недельного мощного курса по развитию у ребенка эмоционального интеллекта с двумя авторами-тренерами. На тренинге мы расскажем о том:

  • как выявить уровень развития эмоций ребенка,
  • как оценить нормы эмоционального развития вашего малыша,
  • как развивать эмоциональный интеллект ребенка.

Будет множество практических упражнений и заданий, обратная связь на ваши ситуации от тренеров. Это возможность и родителям повысить свою эмоциональную грамотность. 

Марина: И последний вопрос. Твои 3 самые главные рекомендации родителям, которые хотят воспитать, скажем так, эмоционально благополучных детей.

Елена: Первая рекомендация — это начинать с себя, со своего эмоционального самочувствия. Довольная и счастливая мама даст ребенку намного больше, чем постоянно раздражающаяся и недовольная собой и окружающими.

Вторая рекомендация — это сохранять «ребенка» внутри себя. Играя с малышом, делайте это не как родитель, желающий чему-то научить своего ребенка, развить в нем какие-то качество, а с удовольствием, так, как это делают наши дети.

И наконец, третья! Позволяйте ребенку быть собой, выражать то, что он чувствует, даже если это не самые приятные эмоции. Он живой, он чувствует, и поэтому не может быть всегда довольным и веселым. Принимайте своего малыша разным — он такой один!

Марина: Лена, большое спасибо за интервью!

 Напоминаю, что я и Елена Пятницкая ждем всех родителей, неравнодушных к вопросам воспитания эмоционально грамотных детей, на тренинге  «Уроки эмоциональной грамотности для детей и их родителей«.

Тренинг уже прошел. Узнать о нем подробнее и приобрести записи можно здесь

автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (//razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Источник: //razvivash-ka.ru/mnenie-eksperta-emotsionalnoe-razvitie-rebenka-intervyu-s-elenoj-pyatnitskoj/

Гнев, печаль, страх. Как помочь ребенку справиться с негативными эмоциями?

Помочь ребенку справиться с эмоциями

Наталия Широкова

Капризы в транспорте, истерики в магазине или неуправляемый гнев дома — сильные эмоции детей обескураживают, выбивают из колеи. Мы пугаемся, теряемся, злимся в ответ и не знаем, чем помочь маленькому человечку.

В книге «Эмоциональный интеллект ребенка» психолог Джон Готтман рассказывает, как родителям и детям справиться с негативными эмоциями, а заодно укрепить семейные отношения. Мы выбрали 5 полезных советов.

Начните с себя

Исследования показывают: чтобы понять, что чувствуют дети, родители должны научиться осознавать свои эмоции. Но что значит «осознавать эмоции»? Открыто их выражать? Неужели мужественные отцы должны плакать над диснеевскими фильмами или обниматься с другими папами после футбола? А матери, которые стараются быть добрыми и терпеливыми, должны ворчать, жаловаться и злиться на детей?

На самом деле, люди могут осознавать эмоции без необходимости терять контроль над собой.

Эмоциональная осознанность означает лишь то, что вы признаете эмоцию, когда ее ощущаете, можете идентифицировать свои чувства и разделяете эмоции других людей.

Выражайте эмоции

Многие родители избегают выказывать свой гнев. Они боятся, что это ухудшит ситуацию или что дети скопируют их манеру выходить из себя. Их может пугать перспектива причинить детям боль, физически или психологически.

Ирония в том, что, скрывая свои эмоции, родители воспитывают детей, которые значительно хуже справляются с отрицательными эмоциями, чем дети более открытых родителей. У ребенка просто нет моделей для подражания, при помощи которых он мог бы научиться эффективно справляться с трудными чувствами.

Если ребенок делает то, что сводит вас с ума, то проявлять свой гнев — это нормально.

Самое главное — выразить чувства таким способом, который не разрушит отношения с детьми. Так вы продемонстрируете две очень важные вещи:

1) сильные чувства можно выражать и регулировать,

2) поведение ребенка действительно имеет для вас значение.

Обсуждать с ребенком сильные эмоции — это нормально. — Источник

Выпуская гнев наружу, важно проявлять уважение. Избегайте сарказма, презрения и уничижительных комментариев, потому что они снижают самооценку детей. Сосредоточьтесь на действиях ребенка, а не на его характере. Ваши комментарии должны быть конкретными и объяснять ребенку, какое влияние оказывают на вас его действия.

Кроме того, вы должны осознавать уровень своего эмоционального возбуждения. Если можете рационально разговаривать с ребенком и достичь с ним понимания, то лучше довести беседу до конца. Но если гнев не позволяет ясно мыслить, отпустите ситуацию и вернитесь к ней позже, когда успокоитесь.

Ищите причины

Семилетняя Карли весь день была «в мрачном настроении», которое она объясняла дракой со своим четырехлетним братом. Обидевшись на него по всем возможным поводам, Карли при каждом удобном случае пыталась представить брата злодеем, хотя тот не делал ничего плохого. Когда отец спросил Карли, почему она так сердита на брата, она заплакала, но ничего не ответила.

Ребенку может быть слишком тяжело. — Источник.

У Карли была причина для такого поведения. Серьезная и чувствительная, она всегда ревновала к добродушному брату. В тот день ей было особенно тяжело справиться с этими эмоциями. Но она боялась рассказать о них родителям.

Каждый раз, когда дети злятся или расстраиваются «из-за ерунды», мы должны постараться увидеть общую картину того, что происходит в их жизни.

Эмоции детей, как и всех остальных людей, имеют определенные причины.Трехлетний ребенок не может сказать: «Прости, мама, что в последнее время я так капризничал — я испытывал сильный стресс после перехода в новый детский сад». Восьмилетний, наверное, тоже не скажет: «Я чувствую сильное напряжение, когда слышу, как вы с папой ссоритесь из-за денег». Но тем не менее он это чувствует.

Играйте

Ключи к чувствам детей часто обнаруживаются в играх-фантазиях. Игра понарошку с использованием различных образов, сцен и реквизита позволяет детям безопасно выражать разные эмоции.

Делите эмоции с детьми — и доверие между вами будет расти. — Источник

Джон Готтман рассказывает: «Помню, как моя дочь Мория, когда ей было четыре года, использовала для этого свою куклу Барби. Играя в ванне с куклой, она сказала мне: „Барби очень боится, когда ты злишься“.

Это был ее способ начать важный разговор о том, что вызывает мой гнев, как я в эти моменты повышаю голос и как она себя при этом чувствует. Благодарный за возможность обсудить эту тему, я заверил Барби (и свою дочь), что не хотел ее напугать и что мой гнев не означает, что я ее не люблю.

Поскольку Мория говорила от лица Барби, я обращался и утешал куклу. Думаю, что так Мории было проще рассказать, как она себя чувствует, когда я сержусь».

Большую часть своих страхов дети прорабатывают с помощью игр.

Стоит ли удивляться, что им нравится играть в супергероев из мультиков. Внимательные родители могут уловить эти сигналы во время игры, а позже завести о них разговор и утешить ребенка.

Смотрите на мир глазами детей

Если вы предполагаете, что ваш ребенок испытывает печаль, гнев или страх, поставьте себя на его место и постарайтесь увидеть мир его глазами. Например, когда умирает домашнее животное, вы знаете, что со временем горе пройдет, но ребенок столкнулся с этим событием впервые и испытывает очень сильное потрясение.

Вы не можете устранить разницу в опыте, но можете напомнить себе, что ваш ребенок значительно более уязвим.

Когда вы открываете сердце и чувствуете то же, что ваш ребенок, вы испытываете эмпатию, которая служит основой эмоционального воспитания. Если сможете разделить эмоцию со своим ребенком, несмотря на трудные или неудобные ощущения, сможете сделать и следующий шаг — использовать эмоциональный момент, чтобы установить доверие и предложить ребенку свое руководящее участие.

По материалам книги «Эмоциональный интеллект ребенка»
Обложка поста — unsplash.com

Источник: //deti.mann-ivanov-ferber.ru/2017/08/29/gnev-pechal-strax-kak-pomoch-rebenku-spravitsya-s-negativnymi-emociyami/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.