Потребность мотив цель

Потребности и мотивы личности

Потребность мотив цель

Важная роль в структуре личности отводится сфере принадлежащих ей потребностей и мотивов. Именно они побуждают человека к деятельности (труду, общению и т. п.), которая позволяет установить социальные связи с миром.

Потребности, их виды

Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо; потребности характеризуют зависимость личности от конкретных условий существования.

Традиционным признается распределение потребностей на две группы: по их предмету (содержанию) и по происхождению. По предмету, то есть по тому, на что они направлены, потребности можно разделить на материальные и духовные.

В соответствии с происхождением выделяют естественные (или биологические) потребности, то есть те, которые пришли к человеку от его животных предков, и культурные потребности, вызванные культурными условиями жизни личности.

К естественным потребностям человека относят все его витальные потребности, такие как необходимость питаться, спать, продолжать род и т. п. Если в течение длительного времени невозможно удовлетворение перечисленных нужд организма, человек перестает существовать не только как личность, но и как живое существо, индивид, начинается нарушение гомеостаза организма и обмена веществ.

Но при этом в отличие животных человек способен осознанно сдерживать удовлетворение многих потребностей. Научно доказано, что при полном отсутствии пищи человек может прожить несколько десятков дней.

Но с другой стороны, все естественные потребности человека связаны с культурными традициями, то есть в культуре заложен сам способ их удовлетворения (этого также нет в мире дикой природы).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К культурным относятся потребности в объектах материальной и духовной культуры. Особняком стоит такая группа культурных потребностей, как потребность в культурном характере отдыха, труда, потребность в хобби, увлечениях и т. п.

Материальной (по содержанию) потребностью личности признается потребность в использовании продуктов материального производства, орудий труда и т. п.

Например, потребности в стуле, компьютере – это материальные потребности, но в отличие от витальных они не заложены в организме на биологическом уровне.

Витальные потребности также можно считать материальными, например, в том случае, если человек испытывает потребность в еде определенного рода, качества, стремится получать удовольствие от приема пищи, а не лишь удовлетворение потребности.

Группу духовных потребностей составляют познавательные, эстетические и нравственные потребности (последние выделяют лишь несколько авторов).

Удовлетворение познавательных потребностей возможно в процессе познания, а в качестве проявления данных потребностей выступают интересы личности.

Эстетические потребности строятся на необходимости восприятия произведений искусства, литературы, кинематографа.

Нравственные потребности реализуются в следовании нормам, принципам нравственности, свершении нравственных поступков и деяний. На данном этапе развития человечества духовные потребности связаны с обладанием соответствующими ценностями (эстетическими, нравственными и т. д.), хотя проблема личностных ценностей лишь с недавнего времени начала активно разрабатываться в психологии.

Различные по типам потребности человека могут выступать источником мотивов личности, реализоваться в них.

Мотивы личности

Как известно, любая активность человека является мотивированной.

Определение

Мотив (от лат. moveo – «двигаю») – это движущая и направляющая сила деятельности. Мотивы всегда регулируют деятельность: они определяют ее общее направление, которое строится в соответствии с потребностями человека, обусловливают силу, интенсивность, энергетику деятельности.

Мотивы поведения человека весьма разнообразны. По утверждению А. Н. Леонтьева, «мотивами называют инстинктивные импульсы, биологические влечения и аппетиты, а равно переживание эмоций, интересы, желания; в пестром перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение или удар электрическим током».

Нередко вместо термина «мотив» употребляют и более общее понятие «мотивационное образование», которое характеризует не только мотивы, но и потребности, установки и ценности личности, нормы поведения и т. д.

Однако при рассмотрении мотивов лишь в качестве конкретного проявления соответствующих потребностей, потребности предстают как источник активности человека, а мотивы как «рулевое колесо», задающее конкретное направление деятельности.

Функции мотивов

Классификация функций, выполняемых мотивами, представлена в работах А. Н. Леонтьева, А. Б. Орлова и некоторых других исследователей. Обобщая различные точки зрения, можно выделить следующие функции мотивов:

  1. функция активации деятельности, или стимулирующая функция. Она сводится к тому, что мотивы порождают активность личности, стимулируют ее;
  2. функция направленности. Мотивы корректируют направление деятельности человека, задают определенный «вектор» активности;
  3. побудительная функция. Мотивы, стимулируя деятельность, выступают ее первопричиной, а сама деятельность становится лишь следствием влияния мотива. Функция побуждения характеризуется силой, напряженностью, интенсивностью стремлений человека к определенного рода занятиям; данные стремления могут быть различными у разных людей;
  4. смыслообразующая функция. Она связана с тем, что мотив способен придавать деятельности человека личностный смысл, понимаемый как соотношение мотива и цели деятельности (А. Н. Леонтьев). Нередко деятельность разных людей подчинена одной и той же общественно значимой цели (так, целью деятельности учащегося является получение соответствующего образования). Однако достижение данной цели может быть обусловлено разными личностными смыслами, которые варьируются в зависимости от того, какой мотив движет человеком. К примеру, студент может учиться для того, чтобы получить диплом, приобрести знания в конкретной сфере деятельности или оправдать ожидания значимого окружения;
  5. интегративная функция. По мнению В. А. Ганзена, психика человека способна выполнять не только функцию отражения, но и интегративную функцию. Данное утверждение в полной мере может быть применено и к мотивам личности. Так как человек – существо социальное, то и мотивы его деятельности сопряжены с включением определенных результатов проделанной «работы» в окружающую социальную среду. При этом естественные потребности человека не способны к интеграции индивида и социума (по Д. Леонтьеву, «в своих потребностях человек всегда одинок»). А ценности и мотивы, напротив, играют роль интегрирующего фактора в процессе взаимодействия людей (это можно отнести к нравственным, религиозным, эстетическим и др. ценностям);
  6. регулятивная функция мотивов. Данная функция обобщает все предыдущие и сводится к следующему: мотив подчиняет поведение человека тому, ради чего оно осуществляется.

Перечисленные функции могут быть отражены в различных мотивах и в разной степени. Кроме того, многие мотивы являются ситуативными, то есть проявляются лишь в конкретной ситуации. Однако по утверждению новосибирского психолога В. Г.

Леонтьева, на всем протяжении процесса мотивации деятельности последовательно проявляются все основные функции мотивов.

Также данный исследователь предлагает учитывать еще одну функцию мотивов, ранее не рассмотренную другими учеными, – целемоделирующую.

Виды мотивов

Как уже отмечалось, существует огромное многообразие мотивов. По мнению А. Н. Леонтьева, в зависимости от преобладания той или иной функции мотивы можно дифференцировать на мотивы-стимулы и мотивы-смыслы. Первые лишь стимулируют активность человека, вторые – придают этой активности личностный смысл.

Также традиционным принято разделение мотивов на две обширные группы – неосознанные и осознанные мотивы.

Неосознаные мотивы построены на функциях побуждения и регуляции; выступают стимулами деятельности, однако данный факт человеком не осознается. К неосознанным мотивам можно отнести влечения и установки (разновидностью последних являются социальные установки, называемые в западной психологической традиции атитьюдами).

Определение

Установка – неосознаваемая человеком готовность к определенной деятельности, порождаемая объективно существующей потребностью и ситуацией.

Так, если человек привык удовлетворять ту или иную потребность в конкретной ситуации, у него наблюдается неосознанное побуждение к воспроизведению того же самого способа деятельности, который ранее в этой ситуации приводил его к успеху.

С данной точки зрения правомерна схема: установка = потребность + ситуация. Если привычный способ деятельности не срабатывает, происходит акт смены установки. Как правило, данный акт уже является осознанным и протекает с участием воли.

Влечение – это не в полной мере осознанная потребность, которая становится побуждением к определенной деятельности. Разновидностью влечения может быть признано неосознаваемое влечение ребенка к игре. Кроме того, на примере влечения можно проследить, как потребность перетекает в мотив.

К осознанным мотивам относятся интересы, убеждения, идеалы, стремления и т. д.

Интерес – это эмоционально переживаемая познавательная потребность. Интерес является движущей силой познавательной активности человека. Интересы можно классифицировать по широте (объему), устойчивости и глубине. По широте интересы бывают, соответственно, широкие и узкие.

Широкие интересы – это интересы одновременно к нескольким различным видам деятельности, например, интерес школьника к шахматам, информатике и искусству. Узкие интересы – это интересы к одному виду деятельности или к двум схожим.

Устойчивые интересы наблюдаются на протяжении нескольких лет или даже всей жизни человека, а неустойчивые могут длиться не более одного-двух месяцев. Глубокие интересы именуются также содержательными.

Примером глубоких интересов может быть интерес к музыке, при котором ученик изучает биографии композиторов, анализирует музыкальные направления, стили музыки и т. д. В случае поверхностных интересов к музыке учащийся ограничивается прослушиванием записей популярных песен.

Убеждения – это вид мотивов, связанных с мировоззрением человека. Убеждения – это такие мотивы личности, которые связаны с осознанной потребностью человека поступать в соответствии с признаваемыми им взглядами и принципами. То есть убеждения предполагают активный характер мировоззрения человека, они связаны с претворением его собственных принципов в реальную жизнь.

Идеалы – это мотивы личности, которые связаны с ее стремлением к нравственному совершенству. По своему содержательному наполнению идеалы приближаются к личностным ценностям.

Стремления – это такие мотивы поведения, для реализации которых пока не сложились соответствующие условия. В связи с этим возникает особая деятельность, направленная на подготовку условий, на основе которых данные стремления могут реализоваться. Стремления, как и личностные ценности, идеалы и убеждения относятся к числу надситуативных мотивов.

Источник: //spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/potrebnosti_i_motivy_lichnosti/

Структура деятельности человека. Цель, мотив деятельности

Потребность мотив цель

Любая человеческая осмысленная деятельность целесообразна и мотивирована внутренними либо внешними причинами.

Она трансформирует окружающую действительность, и поэтому важно понимать цели и движущие мотивы личности через указанные критерии.

Для чего это важно? Для прогнозирования причинно-следственных связей и результатов деятельности индивида. Как сам субъект активности, так и окружающее его общество будут использовать эти критерии в своих целях.

Деятельность

Это осознанная активность человека, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей, имеющая определенную цель и мотив. Вся деятельность людей формирует процесс развития общества. Деятельность – это форма реализации целей людей в обществе.

В ее процессе преобразуется и внешний мир в качестве объекта осознанного воздействия, и сам человек. Это происходит в результате совершенствования знаний о мире и своих возможностях.

Поэтому так важно знать и учитывать побуждающие мотивы активности и направленность действий людей в обществе, поскольку в конечном итоге они формируют систему социальной жизнедеятельности общества, и от мотивации зависит их эффективность.

Деятельности человека уделяют внимание разные дисциплины. Социология рассматривает ее с точки зрения социальной значимости. Философия – для анализа смыслов и ценностей в действиях людей, для психологии важны структура и виды деятельности человека с точки зрения психической направленности личности, для менеджмента она служит инструментарием мотивации сотрудников.

В процессе изучения разными областями гуманитарного знания была выделена единая основа, характеризующая процесс деятельности. Эта структура и ее элементы составляют принцип целесообразной деятельности, который сохраняется во всех ее видах.

Структура явления

Любая деятельность имеет общую природу и направленность. Достаточно лаконично выглядит структура деятельности человека, схема которой может быть представлена следующим образом: цель → мотив → результат.

Но данная цепочка содержит не все звенья. Более того, она характеризуется цикличным характером повторения процесса. И начало подобной цепочки имеет основанием результат предшествующей деятельности.

Это, скорее, спираль, которая устремляется к совершенству человека и общества.

Прежде чем поставить цель, человек должен почувствовать потребность и возникающий на ее основе мотив к деятельности.

Причем результат не является завершением цепочки, а служит основанием нового этапа активного развития личности от постановки цели (задачи) на основании определенного мотива и до процесса достижения результата с помощью выбранных приемов и средств его достижения. Такова логическая структура и ее этапы. Это звенья одной цепи, и они выступают как структура деятельности человека:

  1. Потребность.
  2. Мотив.
  3. Цель.
  4. Процесс.
  5. Метод (способ) осуществления.
  6. Результат.

Каждый из элементов выполняет определенную функцию, он важен для всего процесса. Без выявленной потребности невозможно определить авторство цели. Такая форма активности не имеет результата либо он отчужден от субъекта деятельности, ему не принадлежит и не служит своему назначению, поскольку обессмысливает весь процесс.

Если процесс подменяет собой результат, у людей теряется интерес к этой сфере активности. Если результат не соответствует ожиданиям, индивид утрачивает смысл и может деградировать ввиду отсутствия важнейшего качества человеческой деятельности – осознанности ее цели.

Анализ и синтез

Формы активности изучаются комплексом наук социально-гуманитарной направленности. Одной из их задач является раскрытие природы целеполагания в деятельности человека с тем, чтобы мотивировать каждого члена общества на социально-значимую активность и предупреждать антиобщественные мотивы и асоциальную направленность в действиях людей.

Анализ всех элементов цепочки позволяет открыть причинно-следственные закономерности взаимодействия мотивов и результатов деятельности, цели и формы процесса, тем самым помогая понять движущие силы общества.

Сама структура не имеет линейной направленности. Она повторяется, пересекается с другими формами и способами действий человека и группы, поглощается, бывает, что и прерывается, не завершившись достижением цели.

Анализ структуры деятельности завершенного цикла дает представление о силе мотивации, о способах приложения энергии для решения задач, о других социально-психологических факторах активности. Он может послужить качественным инструментом для создания мотивационных программ и методов организации трудового процесса.

Знания о причинах и условиях формирования мотивов могут служить эффективным инструментом для создания программ побуждения в процессе трудовой деятельности и профессиональной самореализации людей.

Цель деятельности – ведущий мотиватор

Уровень заявленной человеком цели зависит от его культуры, возможностей, среды, социальных условий. Не всегда он может точно сформулировать цель. Чаще происходит подмена личных целей внешней атрибутикой успешности и ценностями, характерными для определенной нравственной среды общества. Умение сформулировать личную цель деятельности – показатель персонального развития человека.

Цель деятельности – это осмысление ее результата. Эта идея материальная, имеющая пространственно-временную локализацию. Цели могут быть внутренними, имманентными (внутренне присущими) природе человека и внешними, определяющими деятельность индивида. Внешняя и внутренняя цели могут совпадать. Это лучший вариант во благо общества и личности, поскольку он не провоцирует конфликт интересов.

Если внешняя цель не соответствует интересам личности, то деятельность может достичь результата, но говорить об эффективности допустимо в том случае, если имеется сильный мотив для достижения результата. Если же цель решает важные для личности задачи, она сама по себе может выступить мощным побуждающим фактором. Итак, что такое мотив деятельности? Какую роль он играет?

Мотивационные потребности

Это понятие является настолько важным с точки зрения психических процессов, что существуют многочисленные теории мотивации человека. Одна из самых известных – теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу.

Согласно этой системе, именно потребности являются внутренним двигателем индивида, они побуждают его к созиданию и творчеству, на них базируется структура деятельности человека.

СхемаМаслоу состоит из нескольких уровней:

  • Стремление удовлетворить физиологическую потребность в еде, доме, тепле.
  • Экзистенциональные потребности: безопасность жизни, неприкосновенность жилья, наличие предсказуемого будущего.
  • Социальная защищенность: потребность в любви, необходимость людям, принадлежность к социальной группе.
  • Духовные потребности в творчестве.
  • Познавательные потребности.
  • Эстетические. Это стремление к гармонизации внутреннего и внешнего мира, к красоте.
  • Потребность в самоактуализации (человек хочет иметь статус, признание, стремится к полному самовыражению).

Все потребности, которые имеют целью личное благополучие индивида, являются базовыми, первичными. Уровень потребности человека в признании обществом, стремление к ведению социальной жизни – все это вторично. Подобные потребности формируются при удовлетворении базовых.

Мотив

Мотив формирует цель, как показывает структура деятельности. Схема ясно демонстрирует важность этого элемента. Следует добавить, что все потребности присущи человеческой природе. Но ведущим мотиватором будет та из них, которая решает самые актуальные задачи по достижению персональных целей.

Мотив, если характеризовать его коротко, – это смысл активности человека, его деятельности. Для того чтобы понять, что такое мотив деятельности, обратимся к примеру.

Если человек стремится стать руководителем, цель его – приобрести статус начальника, мотив – удовлетворить потребность в признании, результат – высокая должность. В реальной жизни все не так схематично и примитивно, конечно. Мотивы чаще бывают многоуровневыми, как и цели.

Методы и способы деятельности

Анализ структуры деятельности логически заставляет выйти на целый ряд вопросов.

Как взаимосвязаны цель и результат, каким образом влияют эти моменты друг на друга? Что такое мотив деятельности? Каким способом он проявляет себя в процессе достижения цели?

Действительно, если мотив – это внутренний двигатель, то способ или метод достижения цели – это внешняя форма реализации деятельности. И она должна быть адекватна цели.

Соответствие способов и методов полученному результату является качественной характеристикой процесса.

Несовпадение форм и содержания деятельности с поставленной целью может иметь негативные последствия как для личности, так и для ближнего окружения.

Если человек стремится стать образованным, и его внутренним мотивом является потребность в познании, то покупка диплома никогда не станет адекватной формой реализации цели. Характеристика структуры деятельности всегда дает представление об адекватности цели, способах и результатах процесса.

Процесс – это всегда действия. Характеристика структуры деятельности разных вариантов дает представление о возможных путях развития событий. Действия могут вести к результату, тогда они формируют целесообразный процесс. Действия на уровне аффектов, привычки, ложных убеждений, заблуждений в отношении цели носят нецелесообразный характер и приводят к непрогнозируемым результатам.

Виды деятельности

Деятельность разнообразна. Выбранный путь зависит от разных параметров – возраста, профессии, статуса, сферы деятельности. Рассмотрим некоторые виды, чтобы проследить, как изменяется психологическая структура деятельности человека.

Этот процесс не начинается с совершеннолетием, когда человек становится способен делать свободный и самостоятельный выбор со всей степенью ответственности. Деятельность осуществляется с самых первых дней жизни. Изменяется лишь степень ее осознанности и мотивация.

Младенец, как и сформировавшаяся личность, имеет цель, но ее пока нельзя назвать осознанной. Но им движет сильный мотив – удовлетворение физиологических потребностей. Он уже осуществляет активность на подсознательном уровне рефлексов.

Далее добавляется игровая деятельность. В детском возрасте она является ведущей. На этом этапе уже проявляет себя общая структура деятельности. В ней отражена вся иерархия потребностей Маслоу в свернутом виде.

Следующий закономерный этап – учебная деятельность человека. Цель её – обретение новых знаний, умений, навыков. Это очень значимый вид деятельности. Она присутствует на всех этапах жизни человека. Можно сказать иначе: любой вид деятельности выполняет учебную функцию.

Как правило, в процессе труда реализуется в полной степени целесообразная деятельность личности. В конечном итоге производится продукт, удовлетворяющий актуальные запросы общества.

Результатом творческого процесса становится произведение искусства. Стремление к самовыражению содержит структура деятельности.

Схема демонстрирует тесную связь этого мотива и цели: мотив самовыражения ↔ способ ↔ цель. Но она имеет место не обязательно только в творческой среде.

Элемент создания чего-то нового присутствует во всех формах человеческой деятельности, но в разной степени, конечно.

Результат

Финальный этап, ради которого осуществляется любая деятельность, – это запланированный результат. Если он не соответствует ожиданию, человек может испытать фрустрацию – психическое состояние, характеризующее внутреннее опустошение, разочарование. Естественно, такого рода явление не способствует успешности и дальнейшей постановке целей.

Поэтому так важно, чтобы результат принес радость. Последнюю нужно отличать от удовольствия. Радость человек испытывает в том случае, если вкладывает в процесс усилия для получения результата. В этом случае сам результат является логичным мотиватором дальнейшей деятельности, потому что людям свойственно стремление к положительным эмоциям.

Результат – это конечный продукт деятельности человека. Одновременно он должен отвечать поставленной цели. Структура деятельности человекасовпадает в этой фазе. Достигнув цели и получив результат, индивид выходит на новый уровень потребности, которую нужно удовлетворить.

Результат часто выступает в форме продукта, но он не всегда имеет материальную оболочку. Результатом может стать цель, приносящая радость от процесса труда. Если результат деятельности соответствует цели, значит, человек достиг положительного результата. Если нет, то формируется отрицательный опыт, который также должен быть учтен при составлении планов на будущее.

Рациональная деятельность и личность

Особого внимания заслуживает деятельность человека, цель которой – самосовершенствование. В ходе реализации этого процесса структура деятельности человека своим предметом и основой имеет личностный потенциал.

У каждого из людей есть такая возможность. Но не каждый человек готов работать над собой. Только высокоразвитый индивид понимает, что он сам является лучшим предметом собственного развития.

Какие особенности имеются у данного процесса?

  • Способность полностью отвечать за результаты своего развития.
  • Умение достигать успеха в той деятельности, в которой человек себя реализует полностью.
  • Цель имеет глубокий жизненный смысл, как правило, значимый для общества, выходящий за личные потребности отдельного индивида.
  • Высокий уровень организации личного пространства, подчинение способа жизни поставленной цели.

Следует заметить, что любая деятельность человека, цель которой его удовлетворяет, является элементом самосовершенствования. Дело в том, что радость – это всегда открытие собственных границ и возможностей. Кроме того, она еще и обеспечивает и позитивный настрой, который побуждает окружающих к совместной деятельности и способствует увеличению энергии этого процесса.

Еще Аристотель – отец «Логики» – называл целесообразную деятельность великим благом для общества и человека. Все подлинные ценности жизни с течением времени обретают еще большую значимость. Слова Аристотеля, несомненно, актуальны до настоящего времени.

Источник: //FB.ru/article/164302/struktura-deyatelnosti-cheloveka-tsel-motiv-deyatelnosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.