Потребность в общении
Потребность в общении
Определение 1
Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Потребность является психическим состоянием индивида и определяется как состояние нужды в конкретных условиях.
Для развития человеку нужны специальные условия, которые может обеспечить социум, другие люди, а социализация, как и любая деятельность человека, без общения невозможна.
Общение является чисто человеческой потребностью и формируется из стремления людей к сотрудничеству.
Мотивы потребности общения могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими – от эгоистичных до бескорыстных.
Потребность людей в общении, стремление к сотрудничеству, дружбе называется аффилиацией, которая проявляется в желании контактировать с другими людьми.
Аффилиация особенно характерна для людей с высокой тревожностью, которые очень часто идут на поводу других и впадают в состояние фрустрации.Выделяются некоторые черты потребностей человека:
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
- объективность происхождения;
- исторический характер;
- зависимость от практической деятельности;
- социальная обусловленность.
Потребности многообразны – это и сохранение человеческого вида, потребность в какой-либо деятельности, потребность в свободе, труде, познании и др.
В общении выделяются следующие виды потребностей:
- Потребность быть индивидуальностью. Смысл этого сводится к тому, что каждый человек желает установить такие взаимоотношения, при которых на лице собеседника можно «прочитать» признание своей неповторимости, уникальности, необычности;
- Потребность в престиже. Данная потребность удовлетворяется тогда, когда во время контакта человек получает признание личностных своих качеств, когда слышит положительные оценки в свой адрес. В случае неудачи, человек начинает искать признания в общении с людьми, которые склонны оценивать его положительно. Это гипертрофированная потребность и её результатом может быть потеря друзей и полное одиночество;
- Потребность в доминировании. Суть потребности заключается в стремлении оказывать активное влияние на образ мыслей другого человека, на его установки, поведение и вкусы. Удовлетворить эту потребность можно только тогда, когда поведение человека или ситуация под нашим влиянием изменяется. Крайне напряженными бывают взаимоотношения двух доминантных людей или двух ведомых. У ведомых личностей совместная деятельность может быть непродуктивной, а у доминантных частые конфликты;
- Потребность в заботе о другом человеке. Подобная потребность при её реализации приносит большое удовлетворение и формирует постепенно альтруизм и человеколюбие;
- Потребность в оказании помощи предполагает принятие этой помощи от человека и, будучи принятой, она приносит большое удовлетворение тому, кто её оказал. Отказ от помощи может негативно восприниматься.
Замечание 1
Удовлетворение потребностей – это сложный процесс, включающий целый ряд этапов – главными выступают мотивация и реализация деятельности.
Структура общения
В.Н. Парфенов в своей статье «Психология общения» выделяет в содержательной структуре общения 4-е компонента – связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение.
Суть связи заключается в передаче разной информации – осведомительной, регулятивной или аффективной.
Под взаимодействием автор понимает процесс совместной деятельности людей при решении общей задачи.
Познание, считает Парфенов, является процессом восприятия и интерпретации поведения человека и осознание его для понимания личностной сущности.
Он выделяет опосредованное общение и непосредственное общение. Опосредованное общение может происходить через средства массовой коммуникации.
Проблемы общения Парфенов рассматривает через методологические принципы её исследования – коммуникативный принцип, информационный, гностический, регулятивный.
В данной модели структуры общения, считает А.А. Леонтьев, важно идти не от глобального представления коммуникативных процессов, а в обратном направлении. А.А. Леонтьев отмечает, что данная модель структуры общения построена на логоцистическом анализе процессов общения, а не на психологическом.
Б.Д. Парыгин в монографии «Основы социально-психологической теории» дает специфическую характеристику общения и вводит категорию «взаимопонимание», которая, по его мнению, является одной из основных характеристик. Ученый выделяет уровни взаимопонимания – совпадение системы социальных и индивидуальных значений у общающихся людей, совпадение уровней взаимной оценки.
Б.Д. Парыгин выделяет параметры общения – психический контакт при взаимном восприятии друг друга, обмен информацией в ходе вербального или невербального общения, взаимовлияние и взаимодействие друг на друга. Ученый считает, что существует внутренняя и внешняя сторона общения.По мнению А.А. Леонтьева, данная концепция тоже имеет слабость, которая заключается в том, что концепция изложена в индивидуально-психологической трактовке процессов общения.
В социальной психологии России довольно широкое признание получила аналитическая модель, в которой структура любого акта общения состоит из трех взаимосвязанных сторон – коммуникативной, интерактивной, перцептивной.
Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией, интерактивная означает взаимодействие в совместной деятельности, а перцептивная сторона состоит в восприятии и понимании другого человека.
Кроме этих существуют и другие классификации структуры общения.
Замечание 2
Если исходить из того, что структура является совокупностью устойчивых связей между многочисленными элементами, благодаря которым она представляет собой единое целое, то структуру общения можно рассматривать, учитывая следующие аспекты: динамические, функциональные, предметно-содержательные, операциональные.
Виды и уровни общения
Существует множество оснований для классификации видов общения, среди которых выделяются основные – по целям, и по содержанию.
По содержанию классификации общения могут быть:
- материальные, предполагающие обмен предметами и продуктами деятельности, необходимые для нормальной жизни – это предметы материальной и духовной культуры, которые являются важным условием для индивидуального развития;
- когнитивные, выступающие как фактор интеллектуального развития, поскольку в процессе когнитивного общения идет взаимное обогащение знаниями;
- кондиционные виды общения создают готовность к научению, формулируют необходимые для оптимизации установки;
- мотивационные виды общения являются источником дополнительной энергии, в ходе которого человек приобретает новые мотивы, интересы, цели и увеличивает свой психоэнергетический потенциал;
- деятельные виды имеют прямой развивающий эффект, они совершенствуют и обогащают собственную деятельность индивида.
По целям классификации общения бывают биологические и социальные, кроме этого, исходя из цели, выделяются ритуальное, манипулятивное, гуманистическое общение.
Основой биологического общения является самосохранение организма и развитие его жизненных функций.
Социальное же общение направлено на обслуживание общественных потребностей людей, его цель – расширить и укрепить межличностные контакты, установить и развить интерперсональные отношения, личностный рост индивида.
Характерной особенностью ритуального общения является ненаправленность, неинформативность, невовлеченность, бессодержательность партнеров в общении.При манипулятивном общении один из партнеров ставит цель – использовать партнера в своих интересах.
Гуманистическое общение помогает удовлетворить потребность в понимании, сопереживании – это доверительное, интимное, исповедальное общение.
Источник: //spravochnick.ru/psihologiya/potrebnost_v_obschenii/
Аффилиация
Аффилиация
14.12.2016
Снежана Иванова
Под термином «аффилиация» в психологической науке понимается потребность личности в эффективном взаимодействии с другими людьми.
Под термином «аффилиация» в психологической науке понимается потребность личности в эффективном взаимодействии с другими людьми. Известно, что человек – существо социальное и не может благополучно существовать в одиночестве. Аффилиация представляет собой естественное стремление личности к общению.
Если она по каким-то причинам остается неудовлетворенной, то человек даже может впасть в депрессию. Нереализованная потребность в аффилиации нередко приводит к формированию тревожно – мнительного расстройства.
В этом случае человек начинает метаться по жизни, искать для себя альтернативные способы социального взаимодействия. Какие здесь возможны варианты? Одни забываются с помощью алкоголя, другие судорожно пытаются найти человека, который бы их выслушал. Нередки случаи ухода в искусство.
Занятия литературной деятельностью, живописью или музыкой помогают создать в душе некоторое удовлетворение, настроиться на другой лад, найти в себе самом новые неизведанные горизонты.
Мотивация аффилиации
Мотивация аффилиации выражается в потребности быть услышанным. Каждому из нас периодически требуется помощь и участие.
Когда в трудную минуту рядом окажутся близкие люди, это обстоятельство может помочь выйти из затяжного кризиса, вернуть душевное равновесие.
Даже физические болезни во многом проходят после реализованной потребности в аффилиации. Итак, в чем состоит мотивация аффилиации? Попробуем разобраться!
Потребность в общении
Одна из самых ярких потребностей личности – это необходимость во взаимодействии с другими людьми. Конечно, есть глубокие отшельники, но их во все времена было не так много. Большинство людей осознают в себе глубокую мотивацию в том, чтобы являться частью определенной социальной группы. Они хотят быть понятыми и услышанными другими людьми.
Ради достижения такой цели люди готовы иногда терпеть значительные неудобства, прилагать значительные усилия для достижения желаемого. Так проявляется мотивация в аффилиации.
Без ежедневного взаимодействия с близкими, родственниками, друзьями и коллегами человек все больше замыкается в своем собственном мире и уже не может из него выйти без посторонней помощи.
Потребность в близких отношениях
Каждому из нас важно не просто с кем-то взаимодействовать, но и выстраивать близкие, доверительные отношения, основанные на глубоком чувстве привязанности. Такая привязанность продиктована потребностью в аффилиации, то есть, мотивации быть услышанным и понятым.
Близкие отношения рождают в душе человека гармонию и внутреннее удовлетворение. Аффилиация здесь играет большую роль. Не будь этого стремления, каждый из нас жил бы поодиночке и заботился исключительно о себе самом.
Аффилиация же подразумевает, что личность не сможет чувствовать себя по-настоящему счастливой и целостной без реализованной самоотдачи и принятия заботы от окружения.
Как правило, человеку и не нужно иметь много знакомых для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Вполне достаточно, чтобы рядом был любимый человек, близкие люди, дети и родители. Для гармоничного развития необходимы еще встречи с единомышленниками.
Друзья занимают важное место в процессе социализации и напрямую влияют на аффилиацию индивида. Выстраивание семейных отношений занимает ведущую позицию в процессе аффилиации.
Необходимость делиться чувствами (положительными или отрицательными) настолько же важна, как способность дышать, ежедневно принимать пищу.
Потребность в аффилиации
Потребность в аффилиации у всех людей проявляется по-разному. Кому-то достаточно встречаться с друзьями раз в неделю, чтобы чувствовать себя довольным. Другим необходимы ежедневные посиделки в дружной компании, сопровождаемые веселыми рассказами. В связи с этой необходимостью аффилиации всех людей принято делить на экстравертов и интровертов.
Первые нацелены на активное взаимодействие с окружающими. Вторые предпочитают много времени проводить в одиночестве, занимаясь самообразованием, изучая что-то новое. За чтением книг, созерцанием собственных мыслей интроверты находят больше удовольствия, нежели раскрываясь перед реальными собеседниками.
Потребность личности в общении можно измерить следующими характеристиками.
Высокая степень
Она проявляется постоянным желанием контактировать с окружающими. Такие люди не могут полноценно существовать без социума. Они не слишком деликатны в общении, однако не смогли бы долгое время провести наедине с собой.
Такой человек испытывает нужду в том, чтобы постоянно делиться своими эмоциями с миром, пускаться в обсуждения различных деталей происходящего. Общественное мнение представляет для них значительный интерес, так как от него часто зависит и их индивидуальное благополучие.
Их называют яркими экстравертами, поскольку они не мыслят себя без социального взаимодействия: коллег, друзей и знакомых.
Средняя степень
Она проявляется умеренным стремлением к общению. У таких людей друзей не очень много, однако, все подлинные и настоящие.
Человек со средней степенью потребности в общении имеет смешанный тип: он в чем-то ведет себя как экстраверт, а в другом случае проявляются явно интровертированные черты.
Как правило, такие люди очень спокойные, вдумчивые, самодостаточные, неконфликтные, в чем-то уступчивые, дисциплинированные. Их трудно вывести из состояния внутреннего равновесия.
Низкая степень
Низкая степень выраженности потребности в общении, как правило, встречается у глубоких интровертов. Такие люди для решения любых серьезных вопросов предпочитают обращаться внутрь себя, нежели искать помощи у окружающих.
Интровертированная личность направлена на бесконечные мечтания. Часто такой человек хорошо разбирается в искусстве, может подолгу выполнять однообразную, монотонную работу.
Он весь погружается в созерцание окружающего мира и как будто наблюдает за ним со стороны.
Таким образом, аффилиация отражает степень выраженности у человека потребности в социальных контактах.
Источник: //psyh.info/article/emotsii/affiliatsiya.html