< Поведенческая психология - Психолог

Поведенческая психология

Содержание

Психолог поведенческий

Поведенческая психология

Поведенческий подход — подход, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, действия и результаты наших действий, все внешнее, видимое и объективное.

Поведение человека — направленные (направленные к чему-то или от чего-то, в какой-то мере осмысленные и целесообразные) личностно или социально значимые действия, источником которых является сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него.

Поведением человека в узком смысле слова называют только его внешне видимые и свободные действия.

В более широком понимании к поведению человека относят и автоматические реакции его организма, если они внешне видимы и как-то значимы («голова повернулась»), и внутренние действия человека, его решения, изменение отношения и собственного состояния («Что ты себя расстраиваешь?» или «Не надо себя раскручивать»).

Основные вопросы поведенческого подхода: «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать». В поведенческом подходе процедуры влияния должны быть описаны на поведенческом языке: что нужно реально сделать, куда повернуться и какие слова сказать.

Если для успешного влияния нужно состояние вдохновения, то замечательно, просто добавьте дополнительные инструкции: что нужно конкретно сделать, чтобы это состояние вдохновение появилось, как получить уверенность, что оно уже пришло в достаточном количестве и каким образом теперь этим ресурсом рулить, каков его «способ употребления».

Это мужской и деятельный подход в практической психологии, где в центр внимания ставятся действия: действия внешние как реальность, действия внутренние как решения.

Действие, поведение — вот что оценивается и, главное, создается, делается. Важно то, что будет в результате, что будет делаться и что будет сделано.

Все внутреннее, душевное и глубинное важно лишь в той мере, насколько связано с реальным поведением, с тем, что делается.

Направления внутри поведенческой парадигмы

Поведенческий подход — это не бихевиоризм, бихевиоризм — только одно из направлений поведенческой парадигмы. Бихевиоральный подход — поведенческий подход, где человек рассматривается не как самостоятельная личность со своими целями, а только как организм, управляемый внешними обстоятельствами. См.→.

Подходы в практической психологии, основывающиеся на поведенческой парадигме

Практически полностью в поведенческой парадигме — РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческий подход), преимущественно синтон-подход, большой частью НЛП. См.→

Парадигмы практической психологии — и наука

Практическая психология работает в разных парадигмах, направлениях и подходах, в связи с чем где-то имеет меньшее отношение к науке, где-то большее. Практическая психология, работающая в поведенческой парадигме, в большей степени опирается на научную базу.

Психологи, работающие в феноменологической парадигме, в большей степени опираются на обобщение и анализ практического опыта, следствием чего в некоторых случаях они опережают науку (наука действительно не очень поворотлива и часто сильно отстает), в других случаях — уходят от науки в совершенно произвольные спекуляции. См.→

Два основных подхода в психологии вообще и практической психологии в частности, это естественно-науч.

Подход – важен: с какой стороны на предмет посмотришь, то в нем и увидишь. Если психолог хочет на чт.

Парадигма в практической психологии — мировоззренческая база, определяющая главные жизненные ценност.

Термин «поведенческая терапия» охватывает ряд различных терапевтических методов, основанных на принц.

Феноменологический подход – это подход, где главным является не поведение, а содержание воспринимающ.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Источник: //www.psychologos.ru/articles/view/chto-takoe-povedencheskiy-podhod-vop-zn-

Как проходят консультации у когнитивно-поведенческого психолога?

Как проходят консультации у когнитивно-поведенческого психолога?

Консультация когнитивно-поведенческого психолога – это индивидуальная, занимающая относительно не много времени консультация, устроенная следующим образом: клиент и психолог совместно исследуют мышление клиента, причём клиент принимает в этом самое активное участие. Главное условие успеха психотерапии – желание клиента изменится.

Консультация психолога условно делится на несколько этапов:

Первый этап – исследовательская часть консультации. Происходит знакомство с проблемой клиента и определяется его статус.

Второй этап – расспрос клиента. Психолог задает клиенту самые разные вопросы, цель которых – выявить возможные предубеждения, иррациональную логику и найти неправду, которая маскируется под истину.

На втором этапе устанавливается план для предстоящей беседы. Это очень важно, поскольку именно план не позволит отвлекаться от темы и работать над той проблемой, которая в данное время является приоритетной.

Третий этап – основная часть консультации (коррекционное воздействие). Это самая главная и занимающая большую часть времени консультации.

Во время коррекционного воздействия клиент должен понять, что его поведение и отношение к окружающим людям негативно сказывается на качестве его жизни.

Это нужно для того, чтобы клиент смог сам для себя решить поддерживаться ли их в дальнейшем или кардинально измениться.

Четвертый этап – завершение беседы, подведение итогов и домашнее задание, которое задает психолог клиенту.

Это могут быть конкретные эксперименты, введение дневника, сбор каких-то данных, проверка своих убеждений и многое другое. Отдельное значение придается выполнению клиентом домашнего задания.

От того, насколько серьезно клиент подойдет к выполнению задания зависит то, насколько успешна будет совместная дальнейшая работа психолога и клиента.

Система заданий, созданных на сеансе:

  1. Что конкретно делать к следующей консультации;
  2. Как правильно исследовать свои «когнитивные ошибки»;
  3. Как контролировать и исправлять эти ошибки;
  4. Как эффективно, а главное результативно менять свое поведение и настроение.

Пример из практики:Клиент из-за страха перед паническими атаками (ПА) не мог пользоваться метро. Во время консультации психолог выявил истинную причину этого страха, подробно разобрал механизм, запускающий эти панические приступы, создал конкретную стратегию чтобы клиент смог преодолеть этот страх и контролировать приступы.

Психолог вместе с клиентом запланировали шаги на последующие дни (домашнее задание). Сначала конкретные действия нужно было предпринимать в виде эксперимента и тренировки, а потом эти же шаги клиент должен был делать в реальной жизни.

Шаги эти были направлены не только на контроль за симптомами невроза, но и на выявление причин, которые вызывали в его жизни нервное напряжение, мешая ему полноценно жить, препятствуя развитию.

В итоге, после курса сеансов, клиент научился самостоятельно контролировать панические атаки, связанные с фобией метро, негативные мысли и их следствия, такие как гнев, депрессия, страх и зависимое от этих составляющих поведение. Клиент избавился от панических атак и фобии метро. Он сформировал для себя эффективное, полезное и развивающее поведение, которое качественно улучшило его жизнь.

Основные положения когнитивно-поведенческой психотерапии:

  1. Ваши негативные переживания – это не результат прошедшей ситуации, а Ваша личная оценка этой ситуации, Ваши мысли о ней, а также кем Вы видите себя и людей, которые окружают Вас в этой ситуации.
  2. Возможно коренным образом изменить Вашу оценку к конкретной ситуации и изменить течение мыслей о ней с отрицательного на положительное.
  3. Ваши негативные убеждения на Ваш взгляд хоть и выглядят правдоподобно, но это никак не означает, что они истинные. Именно от таких ложных «правдоподобных» мыслей Вам и становится все хуже и хуже.
  4. Ваши негативные переживания напрямую связаны со схемами типичного мышления, к которым Вы привыкли, а также с ошибочной обработкой информации, которую Вы получили. Вы можете изменить схему своего мышления и проверить ошибки.

Отличительные особенности когнитивно-поведенческой психотерапии:

  • относительно короткий срок;
  • не дает возможности появится симптомам повторно;
  • решает конкретные практические проблемы;
  • по окончанию курса психотерапии улучшается качество жизни и поднимается настроение;
  • клиент сам учится в дальнейшем помогать себе, что исключает повторное обращение к психологу;
  • как правило применяется людям старше 16-лет (в исключительных случаях к детям-школьникам).

Остановимся подробнее на некоторых особенностях этой терапии и ответим на самые часто встречающиеся вопросы.

Какова длительность курса когнитивно-поведенческой психотерапии?

Так как решение проблемы при помощи КПТ не рассчитано на многие месяцы или годы, полный курс терапии может составить от 3 до 15 консультаций, которые будут проходить 1-2 раза в неделю длительностью от 1 – 1,5 часа. Во время первой консультации психолог договаривается с клиентом: сколько встреч нужно будет провести для успешной терапии.

Длительность курса напрямую зависит от цели терапии.

Например, достичь успеха в решении проблемы в отношениях можно уже после 3-ей консультации, а вот комплексные проблемы типа депрессии, социофобии, навязчивости или иных фобий потребуют больше консультаций.

А иногда бывает достаточно и одной консультации, во время которой клиент при помощи психолога смог взглянуть на ситуацию с совершенно другой стороны, а главное он смог увидеть решение своей проблемы, которую считал для себя неразрешимой.

Каких результатов стоит ожидать от консультаций когнитивно-поведенческого психолога?

Основными результатами данной терапии являются следующие знания:

  • научитесь понимать причины и источники отрицательных переживаний;
  • будете уверенны в том, что с переживаниями можно справится в более подходящей форме;
  • облегчатся боли от затяжных обид из детства или других негативных событий из прошлого;
  • появится новая возможность развиваться как личность;
  • сможете применять в дальнейшем навыки, которые разработал психолог индивидуально для Вас;
  • улучшатся отношения с окружающими людьми;
  • улучшится морально-психологическое состояние.

После консультаций когнитивно-поведенческого психолога человек учится самостоятельно решать проблемы, учится помогать себе и в сложной ситуации мыслить конструктивно и благоразумно, что в свою очередь позволяет противостоять появлению негативных мыслей и переживаний. Клиент становится сам себе психологом. Именно поэтому результат от полученных сеансов закрепляется и удерживается на долгое время.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Источник: //nards-info.ru/psiholog-povedencheskij/

Поведенческая психотерапия

Поведенческая психология

Поведенческая психотерапия – это, пожалуй, один из самых юных методов психотерапии, но наряду с этим она являет собой одну из преобладающих сегодня методик в современной психотерапевтической практике.

Поведенческое направление в психотерапии выделилось в отдельный метод в середине 20 столетия. Данный подход в психотерапии опирается на различные поведенческие теории, концепции классического и оперантного обуславливания и принципы научения.

Ключевая задача поведенческой психотерапии состоит в ликвидации нежелательных видов поведения и формировании полезных для индивида навыков поведения. Наиболее эффективно использование поведенческих техник при лечении различных фобий, поведенческих нарушений и зависимостей.

Другими словами, таких состояний, в которых можно обнаружить какое-то отдельное проявление в качестве так называемой «мишени» для дальнейшего терапевтического воздействия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Сегодня когнитивно-поведенческое направление в психотерапии известно как одно из наиболее действенных методов оказания помощи при депрессивных состояниях и предупреждении суицидальных попыток субъектов.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники представляют собой актуальную в наше время методику, которая основывается на существенной роли в происхождении комплексов и разнообразных психологических проблем познавательных процессов. Мышление индивида выполняет основную функцию познания. Американский психиатр А. Т.

Бек считается создателем когнитивно-поведенческого метода психотерапии. Именно А. Бек ввел такие фундаментально-концептуальные понятия и модели когнитивной психотерапии, как описание тревоги и депрессии, шкала безнадежности и шкала, служащая для измерения суицидальных идей.

Данный подход базируется на принципе трансформации поведения индивида для раскрытия существующих мыслей и выявления таких мыслей, которые представляют собой источник проблем.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники используются для ликвидации негативно окрашенных мыслей, сотворения новых шаблонов мышления и методов анализа проблем, подкрепления новых утверждений. Такие техники содержат в себе:

— обнаружение желательных и ненужных мыслей с дальнейшим определением факторов их возникновения;

— проектирование новых шаблонов;

— использование воображения с целью визуализации согласования новых шаблонов с желательными поведенческими реакциями и эмоциональным благополучием;

— применение новых убеждений в реальной жизни и ситуациях, где главной целью будет принятие их в качестве привычного образа мышления.

Поэтому сегодня приоритетным направлением современной психотерапевтической практики считается когнитивно-поведенческая психотерапия. Обучение пациента навыкам контроля над собственным мышлением, поведением и эмоциями – является ее важнейшей задачей.

Основной акцент данного подхода психотерапии делается на том, что абсолютно все психологические проблемы личности происходят от направленности ее мышления.

Отсюда следует, что совершенно не обстоятельства являются главным барьером на пути индивида к счастливой и гармоничной жизни, а личность сама собственным разумом вырабатывает отношение к происходящему, образуя в себе далеко не самые хорошие качества, например, страх, злость, панику.

Субъект, который не способен адекватно оценить окружающих людей, значение событий и явлений, наделяя их качествами не свойственными им, всегда будет одолеваем различными психологическими проблемами, а его поведение будет обуславливаться сформированным отношением к людям, вещам, обстоятельствам и др.

Например, в профессиональной сфере, если начальник у подчиненного пользуется непоколебимым авторитетом, то любая его точка зрения тут же будет принята подчиненным как единственно правильная, даже при условии того, что разум будет понимать парадоксальность такого воззрения.

В семейных отношениях влияние мыслей на индивида имеет более выраженные черты, чем в профессиональной сфере. Довольно часто большинство субъектов оказываются в ситуациях, при которых они опасаются какого-то немаловажного события, а затем после его наступления начинают понимать всю абсурдность собственных опасений. Такое случается вследствие надуманности проблемы.

При столкновении с любой ситуацией впервые индивид производит ее оценивание, которое в дальнейшем в качестве шаблона отпечатывается в памяти и в дальнейшем, при воспроизведении аналогичной ситуации поведенческие реакции личности будут обусловлены существующим шаблоном. Именно поэтому индивиды, например, пережившие пожар, отдаляются на несколько метров от источника огня.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники базируются на обнаружении и последующих трансформациях внутренних «глубинных» конфликтов личности, которые оказываются доступными для ее осознания.

Когнитивно-поведенческая психотерапия сегодня считается практически единственным направлением психотерапии, которое подтвердило свою высокую результативность в клинических экспериментах и имеет фундаментальную научную базу. Сейчас даже создана ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии,  целью которой является выработка системы профилактики (первичной и вторичной) психоэмоциональных и психических нарушений.

Методы поведенческой психотерапии

Поведенческое направление в психотерапии концентрируется на трансформации поведения.

Ключевое отличие данного метода психотерапии от других представляет собой, в первую очередь то, что терапией является любая форма научения новым шаблонам поведения, отсутствие которого несет ответственность за возникновение проблем психологического характера. Довольно часто обучение предполагает ликвидацию ошибочных способов поведения или их модификацию.

Одним из методов данного психотерапевтического подхода является аверсивная терапия, которая содержит в себе применение неприятных для индивида стимулов с целью снижения вероятности возникновения болезненного или даже опасного поведения.

Чаще аверсивную психотерапию применяют в случаях, кода другие методы не показали результата и при тяжелой симптоматике, например, при опасных зависимостях, таких как алкоголизм и наркомания, неконтролируемых вспышках агрессии, аутодеструктивном поведении и др.

Сегодня аверсивная терапия рассматривается в качестве крайних нежелательных мер, прибегать к которым следует с осторожностью при этом, не забывая учитывать многочисленные противопоказания.

Данный вид терапии не применяется в качестве отдельного метода. Он используется только совместно с другими техниками, направленными на выработку замещающего поведения.

Ликвидация нежелательного поведения сопровождается образованием желательного.

Также аверсивную терапию не рекомендуется применять к индивидам, страдающим сильными страхами и к пациентам, которые в очевидной форме склонны к бегству от проблем или неприятных ситуаций.

Аверсивные стимулы следует применять только с согласия пациента, которому донесена суть предлагаемой терапии. Клиент должен иметь полный контроль над длительностью и интенсивностью раздражителя.

Еще одним методом поведенческой терапии является жетонная система. Смысл ее заключается в получении клиентом символических вещей, например, жетонов за любое полезное действие. Полученные жетоны индивид впоследствии может обменять на приятные и важные для него предметы или вещи. Такой метод довольно популярен в тюрьмах.

В поведенческой терапии также следует выделить такой метод, как мысленный «стоп», т.е. старания перестать думать о том, что может вызвать негативные эмоции, дискомфорт. Данный метод получил широкое распространение в современной терапии.

Он заключается в произнесение пациентом про себя слова «стоп» в момент возникновения неприятных мыслей или болезненных воспоминаний.

Этот метод применяется для ликвидации любых болезненных мыслей и тормозящих деятельность чувств, негативных ожиданий при различных страхах и депрессивных состояниях или позитивных при разнообразных зависимостях.

Также данный прием может применяться и при потере родственников или других близких, провале карьеры и др. Он легко сочетается с другими техниками, не требует использования сложной аппаратуры и довольно не затратный по времени.

Кроме перечисленных методов также применяются и другие, например, обучение на моделях, поэтапное подкрепление и самоподкрепление, обучение приемам подкрепления, самоконтроль и самоинструкция, систематическая десенсибилизация, скрытое и целенаправленное подкрепление, тренинг самоутверждения, система штрафов, условно-рефлекторная терапия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия обучение основным механизмам, принципам, приемам и техникам сегодня считается одним из приоритетных направлений современной психотерапии, так как она с одинаковой успешностью применяется во всевозможных областях человеческой деятельности, например, на предприятиях при работе с персоналом, в психологическом консультировании и клинической практике, в педагогике и других сферах.

Техники поведенческой психотерапии

Одной из довольно известных методик в поведенческой терапии считается техника наводнения. Ее суть лежит в том, что продолжительная экспозиция психотравмирующей ситуации ведет к интенсивному торможению, сопровождающемуся утерей психологической восприимчивости к влиянию ситуации.

Клиент совместно с психотерапевтом оказывается в травмирующей ситуации, вызывающей страх. Индивид пребывает в условиях «наводнения» страхом до того периода, пока сам страх не начнет убавляться, что занимает, как правило, от одного часа и до полутора.

В процессе «наводнения» индивид не должен засыпать или думать о постороннем. Ему следует полностью окунуться в страх. Сеансы «наводнения» можно проводить от трех и до 10 раз. Иногда данную технику можно использовать и при групповой психотерапевтической практике.

Таким образом, техника «наводнения» представляет собой неоднократное воспроизведение тревожащих сценариев с целью уменьшения их «вероятной тревожности».

Техника «наводнения» имеет свои вариации. Так, например, она может проводиться в форме рассказа. В этом случае терапевт компонует рассказ, отражающий доминирующие страхи пациента.

Однако данную технику следует проводить с особой осторожностью, так как в случае, когда травма, описанная в рассказе, превосходит возможности клиента совладать с ней, у него могут выработаться довольно глубокие нарушения психики, требующие незамедлительных лечебных мероприятий.

Поэтому техники имплозии и наводнения используются крайне редко в отечественной психотерапии.

Также в поведенческой терапии можно выделить и несколько других популярных техник.

Среди них широко применяется систематическая десенсибилизация, заключающаяся в обучении глубокому расслаблению мышц в состоянии стресса, жетонная система, представляющая собой использование стимулов в качестве вознаграждения за «правильные» действия, «экспозиция», при которой терапевт стимулирует пациента войти в ситуацию, порождающую у него страх.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что основная задача психотерапевта в поведенческом подходе к психотерапевтической практике, заключается в воздействии на установки клиента, ход его мыслей и регулирование поведения для улучшения его самочувствия.

Сегодня в современной психотерапии довольно важным считается дальнейшее развитие и модифицирование когнитивно-поведенческих техник, их обогащение приемами других направлений.

С этой целью была создана ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии, основными задачами которой является развитие данного метода, объединение специалистов, оказание психологической помощи, создание различных обучающих курсов и психокоррекционных программ.

Источник: //psihomed.com/povedencheskaya-psihoterapiya/

Обзор поведенческой психологии – Теории – 2019

Поведенческая психология

Бихевиоризм, также известный как поведенческая психология, представляет собой теорию обучения, основанную на идее, что все виды поведения приобретаются посредством обусловленности. Кондиционирование происходит через взаимодействие с окружающей средой. Бихевиористы считают, что наши реакции на экологические стимулы формируют наши действия.

Согласно этой школе мысли, поведение можно изучать систематическим и наблюдаемым образом, независимо от внутренних психических состояний. По сути, следует рассматривать только наблюдаемое поведение – познания, эмоции и настроения слишком субъективны.

Строгие бихевиористы полагали, что любой человек потенциально может быть обучен выполнять любую задачу, независимо от генетического фона, личностных качеств и внутренних мыслей (в пределах своих физических возможностей). Требуется только правильная обусловленность.

Краткая история

Бихевиоризм был официально установлен в 1913 году в публикации классической статьи Джона Б. Уотсона «Психология как взгляд на поведение». Это лучше всего подытожить следующей цитатой Уотсона, которого часто считают «отцом» бихевиоризма:

«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный конкретный мир, чтобы воспитывать их, и я гарантирую, что я беру любого случайного человека и обучу его стать любым типом специалиста, которого я мог бы выбрать – врач, юрист, художник, вождь торговцев и, да, даже нищий и вор, независимо от его талантов, сует, тенденций, способностей, призваний и расы его предков “.

Проще говоря, строгие бихевиористы считают, что все виды поведения являются результатом опыта. Любой человек, независимо от его или ее происхождения, может быть обучен, чтобы действовать определенным образом, при условии правильной обусловленности.

Примерно с 1920 по середину 1950-х годов бихевиоризм стал доминирующей школой мышления в психологии.

Некоторые предполагают, что популярность поведенческой психологии выросла из стремления установить психологию как объективную и измеримую науку.

Исследователи были заинтересованы в создании теорий, которые можно было бы четко описать и эмпирически измерить, но также они могли бы внести вклад, который мог бы повлиять на структуру повседневной жизни человека.

Существует два основных типа кондиционирования:

  1. Классическая обусловленность – это техника, часто используемая в поведенческих тренировках, в которой нейтральный стимул сочетается с естественным стимулом.

    В конце концов, нейтральный стимул вызывает тот же ответ, что и встречающийся в природе стимул, даже без появления естественного стимула. Связанный стимул теперь известен как условный стимул, а усвоенное поведение известно как условный ответ.

  2. Оперантная обусловленность (иногда называемая инструментальной обусловленностью) – это метод обучения, который происходит с помощью подкреплений и наказаний. Через оперантную обусловленность устанавливается связь между поведением и следствием этого поведения.

    Когда желаемый результат следует за действием, поведение становится более вероятным снова в будущем. Реакции, сопровождаемые неблагоприятными исходами, с другой стороны, с меньшей вероятностью повторятся в будущем.

Лучшие вещи знать

  • Обучение может происходить через ассоциации. Классический процесс обусловливания работает, развивая связь между стимулом окружающей среды и стимулом естественного происхождения. В классических экспериментах физиолога Ивана Павлова собаки ассоциировали представление еды (то, что естественно и автоматически вызывает слюноотделение) сначала со звуком колокольчика, а затем с видом белого пальто лаборанта. В конце концов, только лабораторный халат вызвал слюноотделение у собак.
  • Различные факторы могут влиять на классический процесс подготовки. Во время первой части классического процесса обусловливания, известного как приобретение, ответ устанавливается и усиливается. Такие факторы, как значимость стимулов и время представления, могут играть важную роль в том, как быстро формируется ассоциация. Когда ассоциация исчезает, это называется исчезновением, заставляющим поведение постепенно ослабевать или исчезать. Такие факторы, как сила исходного ответа, могут играть роль в том, как быстро происходит вымирание. Например, чем дольше длится ответ, тем дольше он может исчезнуть.
  • Обучение также может происходить через вознаграждение и наказание. Бихевиорист Б. Ф. Скиннер описал оперантную обусловленность как процесс, в котором обучение может происходить через подкрепление и наказание. В частности, вы узнаете, формируя связь между определенным поведением и последствиями этого поведения. Например, если родитель вознаграждает своего ребенка каждый раз, когда он берет в руки свои игрушки, желаемое поведение постоянно усиливается. В результате у ребенка появится больше шансов навести порядок.
  • Графики армирования важны для оперантной подготовки. Этот процесс кажется довольно простым – просто наблюдайте за поведением, а затем предлагайте вознаграждение или наказание. Тем не менее, Скиннер обнаружил, что выбор времени для этих наград и наказаний имеет важное влияние на то, как быстро приобретается новое поведение и сила соответствующего ответа. Непрерывное подкрепление предполагает вознаграждение за каждый случай поведения. Он часто используется в начале процесса оперантного кондиционирования. Но по мере изучения поведения график может переключиться на частичное подкрепление. Это включает в себя предложение вознаграждения после нескольких ответов или по истечении определенного периода времени. Иногда частичное усиление происходит по согласованному или фиксированному графику. В других случаях, переменное и непредсказуемое количество ответов или время должно произойти, прежде чем подкрепление будет доставлено.
  • Несколько мыслителей повлияли на поведенческую психологию. В дополнение к уже упомянутым, есть ряд выдающихся теоретиков и психологов, которые оставили неизгладимый след в поведенческой психологии. Среди них Эдвард Торндайк, новаторский психолог, который описал закон эффекта, и Кларк Халл, который предложил теорию обучения влечения.
  • Существует ряд терапевтических методов, основанных на поведенческой психологии. Хотя поведенческая психология заняла более фоновую позицию после 1950 года, ее принципы все еще остаются важными. Даже сегодня анализ поведения часто используется в качестве терапевтического метода, помогающего детям с аутизмом и задержками развития приобретать новые навыки. Он часто включает в себя такие процессы, как формирование (вознаграждение за более близкое приближение к желаемому поведению) и формирование цепочки (разбивание задачи на более мелкие части, а затем обучение и объединение в цепочку последующих шагов). Другие методы поведенческой терапии включают терапию отвращения, систематическую десенсибилизацию, экономию токенов, моделирование и управление непредвиденными обстоятельствами.
  • Поведенческая психология имеет некоторые сильные стороны. Поведение основано на наблюдаемом поведении, поэтому иногда легче определить количество и собрать данные при проведении исследования. Эффективные терапевтические методы, такие как интенсивное поведенческое вмешательство, анализ поведения, экономия на жетонах и обучение в рамках отдельных проб, основаны на бихевиоризме. Эти подходы часто очень полезны для изменения неадаптивного или вредного поведения как у детей, так и у взрослых.
  • У этого также есть некоторые слабости. Многие критики утверждают, что бихевиоризм – это одномерный подход к пониманию поведения человека. Они предполагают, что поведенческие теории не учитывают свободу воли и внутренние влияния, такие как настроение, мысли и чувства. Кроме того, он не учитывает другие виды обучения, которые происходят без использования подкрепления и наказания. Более того, люди и животные могут адаптировать свое поведение, когда вводится новая информация, даже если это поведение было установлено посредством подкрепления.
  • Поведенческая психология отличается от других точек зрения. Одним из основных преимуществ бихевиоризма является то, что он позволяет исследователям исследовать наблюдаемое поведение научным и систематическим образом. Тем не менее, многие мыслители считали, что он потерпел неудачу, игнорируя некоторые важные влияния на поведение. Фрейд, например, считал, что бихевиоризм потерпел неудачу, не учтя мысли, чувства и желания подсознания, которые влияют на действия людей. Другие мыслители, такие как Карл Роджерс и другие гуманистические психологи, полагали, что бихевиоризм был слишком жестким и ограниченным, не принимая во внимание личную свободу действий. В последнее время биологическая психология подчеркнула силу, которую мозг и генетика играют в определении и влиянии на действия человека. Когнитивный подход к психологии фокусируется на психических процессах, таких как мышление, принятие решений, язык и решение проблем. В обоих случаях бихевиоризм пренебрегает этими процессами и влияет на изучение только наблюдаемого поведения.

Слово от Verywell

Одной из самых сильных сторон поведенческой психологии является способность четко наблюдать и измерять поведение. Недостатки этого подхода включают неспособность учесть когнитивные и биологические процессы, которые влияют на действия человека.

Хотя поведенческий подход не может быть доминирующей силой, которой он когда-то был, он все же оказал большое влияние на наше понимание человеческой психологии.

Сам процесс обусловленности использовался для понимания многих различных типов поведения, начиная от того, как люди учатся, и до того, как развивается язык.

Но, пожалуй, величайший вклад поведенческой психологии заключается в ее практическом применении.

Его методы могут сыграть важную роль в изменении проблемного поведения и поощрения более положительных и полезных ответов.

Вне психологии родители, учителя, дрессировщики и многие другие используют базовые поведенческие принципы, чтобы помочь учить новому поведению и препятствовать нежелательным.

Источник: //rus.psychic-parapsychologist.com/an-overview-behavioral-psychology-62821

Бихевиоризм, бихевиоральное направление, бихевиоральный подход – психология

Поведенческая психология

Бихевиоризм – это движение в психологии, которое полностью отрицало сознание человека как самостоятельное явление и отождествляло его с поведенческими реакциями индивида на различные внешние раздражители.

Проще говоря, все чувства и мысли человека сводились к двигательным рефлексам, вырабатываемым у него с опытом в течение жизни. Эта теория в свое время произвела революцию в психологии.

О ее основных положениях, сильных и слабых сторонах мы поговорим в этой статье.

Определение

Бихевиоризм – это направление в психологии, изучающее поведенческие особенности людей и животных. Свое название это течение получило не случайно — английское слово «behaviour» переводится как «поведение». Бихевиоризм на многие десятилетия определил облик американской психологии.

Это революционное направление радикально преобразовало все научные представления о психике. В его основе была заложена мысль о том, что предметом изучения психологии является не сознание, а поведение.

Поскольку в начале 20 века было принято ставить знак равенства между этими двумя понятиями, возникла версия, что устраняя сознание, бихевиоризм устраняет и психику. Основателем этого течения в психологии стал американец Джон Уотсон.

Суть бихевиоризма

Бихевиоризм – это наука о поведенческих реакциях людей и животных в ответ на влияние окружающей среды. Важнейшей категорией этого течения является стимул. Под ним понимается любое стороннее воздействие на человека.

Сюда входит и наличная, данная ситуация, подкрепление и реакция, в качестве которых может выступать эмоциональное или словесное реагирование окружающих людей.

При этом субъективные переживания не отрицаются, но ставятся в зависимое положение от этих воздействий.

Во второй половине ХХ века постулаты бихевиоризма были частично опровергнуты другим направлением – когнитивной психологией. Однако многие идеи этого течения и в наши дни широко используются в отдельных направлениях психотерапии.

Мотивы возникновения бихевиоризма

Бихевиоризм – это прогрессивное направление в психологии, возникшее на фоне критики основного метода изучения психики человека в конце XIX века – интроспекции.

Основанием для сомнения в достоверности этой теории послужил недостаток объективных измерений и разрозненность получаемых сведений. Бихевиоризм призывал изучать поведение человека как объективный феномен психики.

Философской основой этого течения стала концепция Джона Локка о появлении на свет индивида с чистого листа и отрицание существования некой мыслящей субстанции Гоббса Томаса.

В противоположность традиционной теории, психолог Уотсон Джон предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию. Эти понятия можно было подвергнуть измерению, поэтому данное воззрение быстро нашло преданных сторонников.

Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий.

Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Павлов.

Теория Павлова

Бихевиоризм в психологии основывался на исследованиях нашего соотечественника – академика Ивана Петровича Павлова. Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.

В свою очередь Уотсон Джон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции – страх, гнев и любовь.

Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные. Как именно формируются сложные формы поведения, ученым раскрыто не было.

Эксперименты Уотсона были весьма спорными с точки зрения морали, что вызывало негативную реакцию окружающих.

Исследования Торндайка

На основе многочисленных исследований возник бихевиоризм. Представители разных психологических направлений внесли немалый вклад в развитие этого течения.

Например, Эдвард Торндайк ввел в психологию понятие оперантного поведения, которое складывается на базе проб и ошибок. Этот ученый называл себя не бихевиористом, а коннексионистом (от английского «connection» — связь).

Свои эксперименты он проводил на белых крысах и голубях.

То, что природа интеллекта базируется на ассоциативных реакциях, утверждал еще Гоббс. То, что соответствующее умственное развитие позволяет животному приспособиться к условиям окружающей среды, заметил Спенсер.

Однако лишь с опытами Торндайка пришло понимание того, что сущность интеллекта может быть выявлена без обращения к сознанию.

Ассоциация предполагала, что связь осуществляется не между некими идеями в голове у подопытного, и не между движениями и идеями, а между ситуациями и движениями.

За исходный момент движения Торндайк, в противоположность Уотсону, принимал не внешний импульс, заставляющий тело подопытного двигаться, а проблемную ситуацию, заставляющую организм приспосабливаться к условиям окружающей действительности и строить новую формулу поведенческого реагирования. По мнению ученого, в отличие от рефлекса, связь понятий «ситуация — реакция» можно было охарактеризовать такими признаками:

  • отправная точка – проблемная ситуация;
  • в ответ организм пытается противостоять ей как целое;
  • он активно ищет соответствующую линию поведения;
  • и выучивается новым приемам методом упражнения.

Бихевиоризм в психологии во многом обязан своим появлением теории Торндайка. Однако в своих исследованиях он пользовался понятиями, которые это течение впоследствии полностью исключило из понимания психологии.

Если Торндайк утверждал, что поведение организма формируется на чувстве удовольствия любо дискомфорта и выдвигал теорию о «законе готовности» как о способе изменения импульсов реагирования, то бихевиористы запрещали обращаться исследователю и к внутренним ощущениям субъекта, и к его физиологическим факторам.

Положения бихевиоризма

Основоположником направления стал американский исследователь Джон Уотсон. Он выдвинул несколько положений, на которых основывается психологический бихевиоризм:

  1. Предметом изучения психологии является поведение и поведенческие реакции живых существ, так как именно эти проявления могут быть исследованы путем наблюдения.
  2. Поведение определяет собой все физиологические и психические аспекты существования человека.
  3. Поведение животных и людей необходимо рассматривать как совокупность двигательного реагирования на внешние раздражители – стимулы.
  4. Зная характер стимула, можно предугадать последующую реакцию. Научиться верно предсказывать действия индивида – основная задача направления «бихевиоризм». Поведение человека можно формировать и контролировать.
  5. Все реакции индивида имеют либо приобретенную природу (условные рефлексы), либо передаются по наследству (безусловные рефлексы).
  6. Поведение человека – это результат обучения, когда успешные реакции путем многократного повторения автоматизируются, закрепляются в памяти и впоследствии могут быть воспроизведены. Таким образом, формирование навыков происходит с помощью вырабатывания условного рефлекса.
  7. Речь и мышление также следует считать навыками.
  8. Память является механизмом удержания приобретенных навыков.
  9. Развитие психических реакций происходит всю жизнь и зависит от окружающей действительности – условий жизни, социального окружения и так далее.
  10. Периодизация возрастного развития отсутствует. Никаких общих закономерностей в формировании детской психики на разных возрастных этапах нет.
  11. Под эмоциями нужно понимать реакции организма на позитивные и негативные стимулы окружающей среды.

Плюсы и минусы бихевиоризма

В каждом направлении научной деятельности существуют свои сильные и слабые стороны. Направление «бихевиоризм» также имеет свои плюсы и минусы. Для своего времени это было прогрессивное направление, но сейчас его постулаты не выдерживают никакой критики. Итак, рассмотрим достоинства и недостатки этой теории:

  1. Предмет бихевиоризма – изучение поведенческих реакций человека. Для своего времени это был весьма прогрессивный подход, ведь ранее психологами изучалось лишь сознание индивида в отрыве от объективной реальности. Однако расширив понимание предмета психологии, бихевиористы сделали это неадекватно и однобоко, полностью игнорируя сознание человека как явление.
  2. Последователи бихевиоризма остро поставили вопрос об объективном изучении психологии индивида. Однако поведение человека и других живых существ рассматривалось ими только во внешних проявлениях. Ненаблюдаемые психические и физиологические процессы ими полностью игнорировались.
  3. Теория бихевиоризма подразумевала, что поведением человека можно управлять в зависимости от практических нужд исследователя, однако из-за механического подхода к изучению проблемы поведение индивида сводилось к совокупности простейших реакций. Вся активная деятельная сущность человека при этом игнорировалась.
  4. Бихевиористы сделали метод лабораторного эксперимента основой психологического исследования, ввели практику опытов над животными. Однако при этом ученые не видели особой качественной разницы между поведением человека, зверя или птицы.
  5. При установлении механизма выработки навыков были отброшены важнейшие компоненты – мотивация и психический образ действия как основа его реализации. Социальный фактор бихевиористами исключался полностью.

Представители бихевиоризма

Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Однако один исследователь не способен в одиночку создать целое движение. Еще несколько ярких исследователей пропагандировали бихевиоризм. Представители этого течения были выдающимися экспериментаторами.

Один из них, Хантер Уильям, создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной. Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал.

Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.

Другой ученый – Лешли Карл – пошел еще дальше. Он с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.

Другие течения бихевиоризма

И все же попытка низвести сознание до совокупности стандартных поведенческих реакций не увенчалась успехом. Бихевиористам требовалось расширить понимание психологии и включить в него понятия мотива и редукции образа. В связи с этим в 1960-е годы появилось несколько новых течений. Одно из них – когнитивный бихевиоризм – было основано Э. Толменом.

Оно основывается на том, что психические процессы при научении не ограничиваются связью «стимул – реакция». Психолог нашел промежуточную фазу между этими двумя событиями – когнитивное представление. Таким образом, он предложил свою схему, разъясняющую суть поведения человека: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция.

Знаки-гештальты он видел состоящими из «когнитивных карт» (умственных образов изученной местности), возможных ожиданий и прочих переменных. Свои взгляды Толмен доказывал различными экспериментами. Он заставлял животных искать корм в лабиринте, и они находили пищу разными путями вне зависимости от того, к какой дороге были приучены.

Очевидно, что для них цель была важнее, чем способ поведения. Поэтому Толмэн назвал свою систему взглядов «целевым бихевиоризмом».

Существует направление «социальный бихевиоризм», которое также вносит свои коррективы в стандартную схему «стимул-реакция». Ее сторонники считают, что при определении стимулов, которые должным образом будут воздействовать на поведение человека, нужно учитывать индивидуальные особенности индивида, его социальный опыт.

Бихевиоризм и психоанализ

Полностью отрицал сознание человека бихевиоризм. Психоанализ, в свою очередь, был направлен на изучение глубинных особенностей человеческой психики. Основоположник теории Зигмунд Фрейд вывел два ключевых понятия в психологии – «сознание» и «бессознательное» — и доказал, что многие поступки человека нельзя объяснить рациональными методами.

В основе некоторых поведенческих реакций человека лежит тонкая интеллектуальная работа, протекающая вне сферы сознания. Бессознательным могут оказаться угрызение совести, чувство вины, острая самокритика. Первоначально теория Фрейда была встречена в научном мире прохладно, однако со временем она завоевала весь мир.

Благодаря этому движению психология вновь начала изучать живого человека, проникать в сущность его души и поведения.

Со временем бихевиоризм изжил себя, так как его представления о человеческой психике оказались слишком однобокими.

Источник:

Бихевиоризм в психологии – представители, направления, теория

Человек выражается в своих поступках. Каждое утро он встает с кровати и начинает что-то делать. Когда происходит взаимодействие с другими людьми, он поступает одним образом, а его собеседники – другим.

Почему люди совершают разные поступки в одних и тех же ситуациях? Все, что касается поведения человека, изучается бихевиоризмом в психологии, теорию, направления и представителей которых следует рассмотреть.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм – психологическая идея социальной психологии, которая занимается изучением поведения человека. Она основывается на идеях И. Павлова, который занимался изучением реакций животных, а также Дж. Уотсона, желавший сделать психологию более точной наукой, которая имеет объективные и видимые доказательства.

Источник: //obu4ayka.ru/psihologiya/biheviorizm-bihevioralnoe-napravlenie-bihevioralnyj-podhod-psihologiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.