Пренатальная психология

Содержание

Перинатальная психология: базовые матрицы | Любовь и семья

Пренатальная психология

Рождение ребенка – важнейший момент в жизни супругов. К нему следует готовиться, так как за эти девять предстоящих месяцев будет заложена основа его личности и фундамент его судьбы. Это самый таинственный этап жизни человека и, наверное, чрезвычайно важный.

Для будущих родителей важно знать не только особенности внутриутробного физического развития, но и познакомиться с духовной жизнью своего еще не родившегося ребенка, с основными положениями его интеллектуального и психического развития, которые обосновывает перинатальная психология.

Это – новое направление в науке, изучающее формирование и развитие психики ребенка с момента зачатия и до его появления на свет, включая все этапы рождения. Действительно, психическая жизнь еще не появившегося дитя таинственна и сложна. Она тесно связана с жизнью матери в этот период. Все мысли, слова, эмоции, стрессовые переживания теперь касаются не только ее, но и ребенка.

Не случайно во многих странах Востока отсчет прожитых лет человека начинается с момента зачатия. В давние времена на Руси оберегали беременную женщину от дурного глаза и от худого слова, от травмирующих ситуаций от травмирующих не родившегося, но и.

Перинатальная психология: основные положения

Основоположником данного направления научного знания является известный ученый в области трансперсональной психологии Станислав Гроф, который утверждает, что именно в период внутриутробного развития и рождения в психике каждого человека прочно закладываются программы, которые раскрываются или проявляются в дальнейшей жизни человека. Эти девять месяцев невидимой жизни маленького человека могут предопределить всю его дальнейшую жизнь, проявляясь в особенностях поведения, свойствах личности, увлечениях и выборе профессии. Ученый назвал эти программы, каждая из которых связана с определенным периодом развития и стадией родов перинатальными базовыми матрицами. Наше сознание подобно сложнейшему компьютеру, и информация, записанная в этих базовых программах, работает всю жизнь человека.

Перинатальная психология, как область психологических знаний о человеке, возникла недавно, но она уже привлекла пристальное внимание не только психологов и психотерапевтов, но и педагогов, специалистов медицины.

Матрица Наивности

Первая базовая перинатальная программа формируется в период внутриутробного развития ребенка. Ее называют Матрицей Наивности или Нирваны. Для нее характерно состояние полного удовлетворения всех потребностей, любви и блаженства, ощущения бесконечного благополучия.

Все желания этого крошечного человечка осуществляются в момент их возникновения, ему не нужно прикладывать никаких усилий. Он един с организмом матери, поэтому все осуществляется само собой.

При благоприятном течении беременности ребенок получает более высокий психический потенциал к адаптации к окружающему миру и возможность быть здоровым, сильным и успешным в будущем.

Все, чем живет в это время будущая мать, все ее переживания, мечты, разочарования, сомнения запечатлевается в программе, становятся неосознанными фактами биографии будущего человека. Ведь стоит заволноваться женщине, как малыш сразу же откликнется.

Любое эмоциональное состояние заставляет малыша реагировать. Пока они представляют собой единое целое, он, малыш, прилежно усваивает на неосознанном уровне материнский опыт.

Формируется первая базовая матрица, которая, если не управлять, то влиять будет весьма серьезно на жизнь человека.

Что же происходит, когда завершающая фаза формирования первой перинаталной матрицы нарушается, когда по медицинским показаниям ребенку помогают родиться через кесарево сечение? Он лишается двух последующих — они просто не откладываются в его психике.

Такой человек становится носителем только матрицы наивности, и это ведет к появлению своеобразных свойств личности. Он отличается слишком высоким доверием к окружающим людям и сниженным инстинктом самосохранения.

Волевые качества недостаточно развиты: ему трудно определить цели в жизни, а если они появляются, ему не хватает настойчивости, трудолюбия и упорства в их достижении. Ведь в его матрице живет неосознанная программа, что все необходимое должно прийти само собой.

Нет, они не становятся бездельниками. Но некая пассивность присутствует в их характере.

Желанные дети. Случайные дети. Мы редко планируем рождение своих детей. Все происходит часто неожиданно, а иногда и не вовремя. Начинаются сомнения, просчитываются различные варианты, выслушиваются мнения самого разного толка. Быть или не быть ребенку – этот вопрос может стоять перед женщиной не один день.

Наконец решение принимается в пользу жизни.

Но что там записалось в матрице? Ему рады? Ему сделали одолжение, разрешив родиться и жить? Будет ли он здоров после того, как его собирались убить? Почувствует ли себя малыш желанным и любимым? Какую миссию мы иногда возлагаем на плечи еще не родившегося ребенка? Как часто он становится спасителем отношений мужчины и женщины, заставляя их вступать в брак или сохранить его от распада. Страшно подумать, насколько разрушительны слова недовольства и раздражения матери или, не дай Бог, проклятия в адрес ребенка. Он родится, и она будет безумно любить его, но программа может начать свою разрушительную работу. Поэтому каждой женщине следует быть чрезвычайно ответственной в этот период своей и его жизни.

Матрица жертвы

Начало родовых схваток знаменует собой формирование второй базовой матрицы. Тяжелый момент не только для матери, но и для ребенка. Страдает и женщина, и ее рождающийся ребенок. Пока они еще крепко связаны, поэтому и боль, и эмоции у них общие. Эту, формирующуюся во время схваток программу называют матрицей Жертвы. После девяти месяцев блаженства все меняется.

Стенки матки начинают сжиматься, причиняя боль и лишая его состояния благополучия и любви. Все остается в прошлом. Он – жертва, ему нужно «бежать», но выхода нет, так как шейка матки еще не раскрылась. Но даже, казалось бы, в этой безвыходной ситуации ребенок принимает участие в своем рождении, как утверждают специалисты.

Он борется за свою будущую жизнь; он помогает матери и себе, вбрасывая через плаценту в кровь женщины гормоны, замедляющие или ускоряющие процесс. Что же приводит к патологическому формированию этой матрицы?  Стремительные роды, а также долгий период схваток фиксируют в программе безвыходность ситуации, состояние отчаяния.

  Страх матери перед родами способствует выработке гормонов стресса, что ведет к переживанию ребенком ужаса, беспомощности и безысходности.

Какова роль программы второй перинатальной матрицы в жизни человека? Все, что пережил малыш на этой стадии родов, может проявиться в его поведении в трудных ситуациях.

Тот, кто благополучно прошел эту стадию своего рождения всегда найдет в себе силы для борьбы, терпения в достижении поставленной цели, не отчаиваться и не винить себя в случае поражения. Он получил опыт решения безвыходных ситуаций.

В его программе зафиксировалась уверенность, что все трудности и препятствия можно преодолеть, что, борясь, он справится с ними.

Если человек становиться обладателем матрицы, в которой записались какие-либо ошибки, то в нем развивается обостренное чувство долга, он отличается высокой ответственностью и повышенной старательностью, склонностью к самообвинению.

Любая сложная ситуация вырастает в его глазах до чудовищных размеров, из которой он боится не найти выхода. В нем присутствует бессознательный страх перед трудными обстоятельствами, и он является препятствием в решении проблем.

Даже маленький ребенок начинает пасовать перед какой-либо трудностью. «Нет, у меня не получится!», — говорит такой малыш, даже не попытавшись что-либо сделать.

Нужно отметить, что у совсем маленьких детей часто проявляются «базовые страхи» — страх темноты, одиночества, боли, сказочных существ, необъяснимых явлений и конечно, страх смерти. Эти детские необъяснимые страхи хранятся в памяти многих взрослых людей.

Матрица Борьбы и Пути

Она закладывается с момента раскрытия шейки матки и до рождения дитя. Эта матрица характеризуется тем, что переживания отчаяния и безысходности преодолены, так как есть выход. Но, проходя через родовой канал, плод временно переживает нехватку кислорода, страх смерти. Это толкает его действовать, чтобы пройти через препятствие к жизни.

Он – больше не Жертва, он – Борец за свою жизнь, сам прокладывает себе путь. Поэтому эта программа и называется матрицей Борьбы и Пути. Если этот этап рождения пройден малышом благополучно, то он получает бесценный опыт преодоления препятствий и трудных ситуаций.

Став взрослым, он будет ценить свою жизнь и бороться там, где необходимо, но не будет кидаться в бой, если в этом нет необходимости и ради своего самоутверждения.

Если потужной период был долгим и трудным, в программе человека жестко фиксируется стадия страдания и борьбы. Вся его дальнейшая жизнь станет бессознательным вызовом смерти и бесконечной борьбой за выживание.

Это проявляется в выборе деятельности человека и профессии, его часто опасных увлечениях. Посмотрите на людей, занимающихся экстремальными видами спорта: их жизнь – это бесконечный поединок со смертью.

Вызывают недоумения рискованные действия молодых людей, которые ради лайков и роликов в Интернете бросают вызов смерти. Кто победит?

Многие специалисты утверждают, что при кесаревом сечении третья матрица не закладывается, другие утверждают, что в момент извлечения плода из матки она формируется, хотя в усеченном виде.

Матрица Свободы

Первый вздох ребенка, первый его крик знаменуют начало формирования четвертой матрицы. Он пришел в этот мир, преодолев столько трудностей, боли, борьбы, напряжения и переживаний. Путь пройден, борьба закончилась, все испытания остались в прошлом.

Но что он получил взамен? Свободу! Но она принесла ему ощущение полного одиночества в этом чуждом ему мире. И как важны для пришельца первые минуты и часы жизни! Ему так нужны именно в этот момент любовь и защита матери, так важно ощущать ее дыхание и слышать, как и прежде, спокойное биение ее сердца.

Если эти потребности ребенка соблюдены, то Свободу он воспринимает с чувством безопасности и уверенности. Если в первые часы своей жизни его отлучают от матери, и он не получает по каким-либо причинам ее заботу и внимание, то страх свободы зафиксируется в матрице.

Став взрослым, человек может испытывать бессознательное напряжение в ситуации свободы, так как она для него непосильная ноша. Возможности свободно действовать и принимать самостоятельные решения будут напрягать его всегда.

Исследователи называют различные сроки формирования четвертой матрицы – от первых минут и часов после рождения и до месяца. Многие специалисты утверждают, что она формируется всю последующую жизнь, и отношение к свободе постоянно претерпевает изменения.

Какой же можно сделать вывод? Наверное, мало у кого проходит формирование этих на первый взгляд мистических матриц гладко, без нарушений и всякого рода сбоев. К сожалению, не все находится в нашей власти. Но и не так уж мало. Вот несколько советов будущим мамам.

Во-первых, серьезно отнеситесь к своему здоровью. Наиважнейший фактор, от которого зависит и благополучное течение беременности, и роды, и здоровье малыша.

Во-вторых, помните, что судьба ребенка во многом закладывается еще в период беременности. И вам выбирать то, как вы проживете эти девять месяцев, какие чувства и эмоции впустите в свою жизнь, чему будете радоваться и с кем общаться.

В-третьих, не отчаивайтесь, если в период беременности и родов произошли какие-то отклонения от нормы. Специалисты по перинатальной психологии считают, что любые ошибки в формировании базовых матриц можно скорректировать. Грудное вскармливание (желательно до года), внимание, любовь и ласка, разумное воспитание способны исправить многие ошибки, случающиеся во время родов.

В –четвертых, займитесь интеллектуальным развитием еще не родившегося малыша. Да, да! Не удивляйтесь! Уже пора. Знаете ли вы, что к концу шестого месяца развития плода завершается формирование клеток головного мозга. Он начинает слышать и воспринимать все, что происходит вокруг вас.

Научитесь общаться со своим малышом. Ваш голос он слышит прекрасно. Поэтому пойте ему песенки, разговаривайте с ним, слушайте вместе с ним музыку, читайте стихи. Известно, что детишки, приобщенные к музыке еще до рождения, бывают более спокойными, легко обучаемыми. Они более способны к овладению иностранными языками.

Какую музыку слушать? Специалисты советуют спокойную, мелодичную музыку, а вот агрессивную лучше избегать. Произведения Вивальди и особенно Моцарта пользуются в наше время у будущих мамочек большой популярностью.

Вы слышали о феномене Моцарта? Эта музыка оказывает, по мнению специалистов, уникальное воздействие на развивающийся плод.

Перинаталная психология — модное в наши дни научное направление. Найдите время познакомиться с ее основными положениями. Это поможет решать многие проблемы не толко в вашей жизни, но и в жизни вашего ребенка.

Источник: //lyubov-semya.ru/perinatalnaya-psihologiya-mistika-ili-realnost/

Пренатальная психология: память плода

Пренатальная психология

Память плода тесно связана с дородовой средой – это ощущения плода и будущего ребёнка, которые начинаются в материнской утробе. Память об этих ощущениях сохраняется на всю жизнь.

До недавнего времени такая идея вызывала скептицизм у психологов, но теперь, с усовершенствованием способов контроля за жизнью и состоянием эмбриона, начала меняться научная парадигма о взаимодействии матери и ребёнка, которое начинается во время беременности и влияет на всё последующее поведение детей.

Современные матери посвящают много времени чтению книг о беременности, слушают классическую музыку, занимаются йогой и медитацией.

Их собственные наблюдения подтверждают, что плод действительно чутко реагирует на все внешние раздражители.

Но, оказывается, ребёнок не только чувствует, но и запоминает полученную информацию и эмоции, формируя и используя в дальнейшем определённую модель поведения в ситуациях своей взрослой жизни.

Беременность и стресс

Известно, что гены – это главное, что предопределяет внешность и здоровье ребёнка, но его внутренние психологические характеристики будут зависеть именно от матери.

Это, так называемая, – программа жизни, которая формируется задолго до рождения.

И хоть мозг плода ещё не умеет обрабатывать информацию и сигналы извне, но беременная мать и её будущий ребенок страдают от негативных внешних условий в равной степени, а восприятие этих сигналов происходит на уровне чувств.

Стресс матери провоцирует выброс гормонов, которые поступают в кровь ребёнка через плацентарный барьер, стрессовая реакция плода, то есть ощущения с ним связанные, проникают в долговременную память и проявляются затем на всех этапах взросления.

С медицинской точки зрения, стресс вызывает сокращение массы плода, снижение иммунитета, провоцирует аллергические заболевания, астму, задержку психического развития.
Ещё более страшные последствия негативной дородовой памяти – высокая склонность к алкоголизму, депрессиям и суициду. Последнее характерно для нежеланных детей.

Нежеланные дети и склонность к саморазрушению

Пренатальная психология объясняет склонность к саморазрушению человека, как ответ на стрессовую ситуацию, которую мать создаёт для ребёнка, если не желает его появления.

У этого механизма много ипостасей, и в основном он проявляется бессознательно: сначала возникает постоянное ощущение тревоги, чувство одиночества и отверженности, затем – трудность в построении отношений, потом уязвимость к постороннему влиянию и дурным привычкам. Всё это объединяется одним чувством: утрата смысла жизни уже в раннем возрасте.

Научные исследования о взаимосвязи негативных мыслей и чувств матери в период беременности и суицидальными наклонностями нежеланных детей ещё не имеют конкретной статистики и доказательств, однако результаты исследования детей, имеющих проблемы адаптации в социуме, а также, так называемых, “сложных” детей показали, что они родились в семье, где матери слишком были заняты собой и своими проблемами, а рождение в семье – первого или последующего ребёнка не только не планировали, но и вообще не хотели его появления на свет.

Нежеланные дети, как правило, имеют психосоматические заболевания и их симптомы (телесные заболевания, провоцируемые психологическими факторами), – головокружения, вегетососудистая дистония, язва желудка, нарушение работы пищеварительного тракта, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца, эссенциальная гипертензия – гипертоническая болезнь, при которой наблюдается сужение артериальных сосудов из-за повышенной активности биологических механизмов.

Рождаясь, ребёнок также испытывает колоссальный стресс, поэтому важно не терять энергетическую, эмоциональную и духовную связь с ребёнком и после его рождения. Например – кормление грудью. Сознательный отказ от кормления своего ребёнка безо всяких причин увеличивает риск психосоматических заболеваний.

Что такое энергетическая и духовная связь с ребёнком?

Истинное материнство не нуждается в ответе на этот вопрос, а материнская любовь подразумевает выход за пределы мира видимого. Эти знания и чувства одинаковы у женщин в разных уголках мира.

Среди способов пренатального дородового общения матери и ребёнка – и медитация, и Йога-Нидра, и творческая визуализация, и даже восторженное состояние молитвы.

Священные тексты создают благоприятные вибрации для матери и плода, поэтому оказывают исключительно положительное влияние.

Кто-то читает Веды и Упанишады, а кто-то просто чувствует трепетное соприкосновение с чудом – с новой жизнью внутри себя, – и та и другая женщина погружаются в духовный мир и становятся ближе к своему будущему ребёнку!

И если ум воспринимает этот мир в довольно ограниченной форме, то подсознание – живо, оно умеет говорить с ребёнком, – пусть пока языке символов, звуков и цветов, на языке чувств, эмоций и образов. И чем прекраснее они будут, тем больше перспектива рождения здорового человека и гармоничной личности.

Не будем говорить о высоких показателях интеллектуального развития, так как это больше зависит от внешних факторов и воспитания, но пренатальная память – память о любви, память о физической защите и психологическом комфорте внутри материнского организма, – это тот источник, из которого человек затем черпает свою собственную любовь, умение заботиться о других, сопереживать, позитивно относиться к жизни, а также сохранять душевную связь с матерью до самого конца её земного пути.

Пренатальная психология – это учение о психическом внутриутробном развитии человека, но зная, что способы дородового общения матери и ребёнка были заложены ещё задолго до возникновения науки – психологии, например, в древних Ведах, мы может говорить о духовном пренатальном общении, в основе которого лежит – психея, – олицетворение человеческой души.

© Софья Шишкина специально для LadyDiary.ru

О психологической и даже телепатической связи матери со своим ребёнком в последнее время серьёзно…Биополе и состояние энергетики человека формируется до его рождения. Далее, по мере роста и разви…
Некоторые люди обладают плохой памятью, которая им передалась по наследству или была недостаточно…Во все времена люди пытались определить, что такое любовь, как люди находят друг друга, по каким …

Источник: //ladydiary.ru/detki/prenatalnaya-psihologiya-pamyat-ploda.html

Перинатальная психология: основы, базовые матрицы

Пренатальная психология

Перинатальная психология — это раздел психологии, который занимается изучением условий становления и развития психики ребенка, находящегося в материнской утробе или недавно родившегося.

Перинатальная психология — модное и новое направление в психологии, существующее около 30 лет и интенсивно развивающее в цивилизованных странах.

Перинатальный период жизни ребенка, согласно медицинской науке, охватывает время внутриутробной жизни с 22 недель беременности и  28 дней после рождения.

Слово «перинатальный» переводится с латинского следующим образом: peri — вокруг, около, natalis — относящийся к рождению.

Таким образом, перинатальную психологию можно обозначить как науку о психической жизни нерожденного малыша и недавно родившегося. Например, в Японии и Китае началом жизни ребенка считается не время его рождения, а момент зачатия. И в этом есть глубинный сакральный смысл.

Издавна беременные женщины обращали внимание на тот факт, что их ребенок реагирует на их настроение, чувства и мысли. Изменяет свое поведение в животике, темп и характер движений, начинает пинаться. Сейчас учеными доказана связь между малышом и его мамой, начиная с периода внутриутробной жизни.

То есть вся информация, которую черпает малыш, находясь в животике мамы, а также во время своего рождения и непосредственно после родов, глубинно оседает в закоулках его памяти. Плюсуясь с генетической, эта информация оказывает влияние на формирование поведенческих и психологических характеристик взрослого человека, накладывая сильный отпечаток на его судьбу.

Основы перинатальной психологии

В основе перинатальной психологии 2 базовых постулата:
1. У ребенка в утробе матери (плода) уже есть психическая жизнь!
2. У плода и новорожденного существуют механизмы долговременной памяти. Напомним, что плодом называют ребенка в течение 4 недель после его рождения.

Перинатальная психология занимается изучением психической жизни ребенка в период его внутриутробной жизни, в момент родов и сразу после рождения, а также (что немаловажно) ее влиянием на формирование малыша как личности.

Это раздел психологии, предмет которой — тесная взаимосвязь между плодом и новорожденным с психическим состоянием его матери, а также влияние психической жизни мамы на ее малыша.

Изучением этой сферы занимаются целый ряд специалистов из разных областей медицины: педиатры, акушеры, педагоги, психотерапевты и, конечно, психологи.

Психология перинатального развития ребенка

Считается, что малыш сохраняет в долговременной памяти все ситуации, события, которые происходят с ним и с его мамой в период беременности, во время родов и сразу непосредственно после рождения. Эти события записываются в подсознание малыша, участвуют в его формировании и влияют на закладку его психических и поведенческих особенностей как взрослого человека.

Научно доказано, что главное свое влияние события перинатальной жизни ребенка оказывают на:1. характер поведения человека в экстремальные и критические периоды его жизни: сильный стресс, брак, развод, серьезное заболевание, смерть близких и т.д.

2. на стремление человека к острым ощущениям, экстремальным видам спорта, к азартным играм, отношение к службе в вооруженных силах, отношение с сексу.

Перинатальная психология: матрицы

Основателем перинатальной психологии считается Станислав Гроф, который предложил теорию перинатальных матриц. И по сей день его теория  активно изучается и пересматривается учеными и его последователями.

Согласно теории Грофа, все события перинатальной жизни ребенка записываются в подсознании в виде клише. Эти клише он назвал матрицами. Матрицы соответствуют периоду беременности (внутриутробная жизнь плода), моменту родов и периоду непосредственно после рождения.

Первая матрица — Матрица наивности. Она соответствует временному интервалу беременности до начала самих родов. Моментом ее формирования одни исследователи считают образование корковых структур мозга плода (это 22-24 неделя беременности), другие — момент самого зачатия.

Матрица наивности определяет потенциал человека, который он может реализовать в своей жизни, и его способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни (то есть способность к адаптации). Давно замечено, что при здоровом протекании беременности и у желанных доношенных детей этот жизненный потенциал больше (его еще называют базовым психическим потенциалом).

Вторая базовая матрица — Матрица Жертвы образуется со времени начала родов до момента раскрытия шейки матки. В этот период малыш ощущает схватки, но «выход» для него еще закрыт. Частично регуляция частоты схваток и самих родов осуществляется самим ребенком, точнее, выбросом его собственных гормонов в кровеносную систему мамы через сосуды плаценты.

Если возникает угроза появления гипоксии в родах, ребенок способен при помощи гормональной регуляции притормозить частоту схваток и приостановить на время сам процесс родов. Это позволит ему «набраться сил» или, как говорят медики, перейти в состояние компенсации.

Поэтому с точки зрения перинатальной психологии, родовая стимуляция грубо вмешивается в процесс родов, который должен регулироваться гормональной системой матери и ребенка. Происходит искажение естественного взаимодействия мамы и малыша и образуется матрица Жертвы.

Кроме того, страх матери перед самим процессом родов приводит к выбросу в ее кровоток стрессовых гормонов, что вызывает сужение сосудов плаценты и приводит к кислородному голоданию плода. И также формируется патологическая матрица Жертвы. Подобный процесс происходит и при экстренном оперативном вмешательстве в родах — кесаревом сечении.

Третья матрица — Матрица борьбы образуется в конце раскрытия шейки матки и до момента самого появления малыша на свет. Эта матрица оказывает влияние на дальнейшее поведение человека в плане принятия решений. Какую позицию он займет, активную, или будет выжидать. От его решения в этот момент будет зависеть очень многое, такой результат он и получит в жизни.

В этом периоде родов очень многое зависит от правильного поведения мамы. Если мама активно помогала себе и малышу появиться на свет, активно принимала участие в потужном периоде, ребенок ощущает ее Любовь, Заботу, Участие.

И в дальнейшем по жизни, будучи взрослым человеком, он будет адекватно реагировать на все происходящие с ним события, будет использовать предоставленные возможности, вовремя принимать нужные и правильные решения. Он не станет пассивным наблюдателем своей жизни.

Поэтому, вероятно, при кесаревом сечении, когда малыша извлекают из родовых путей женщины врачи, матрица Борьбы не формируется.

Четвертая базовая матрица — матрица Свободы. Сроки ее появления спорны. Считается, что она формируется в момент появления малыша на свет, а заканчивается ее образование по одним данным — после первых 7 дней жизни, по другим — после первого месяца жизни. Либо она формируется и переоценивается человеком на протяжении всей его жизни.

То есть человек периодически изменяет свое мнение о свободе, пересматривает его, переоценивает свои собственные силы, свой жизненный потенциал, учитывая способ своего появления на свет.

Если ребенка отнимают от матери в первые часы-дни после его появления на свет, то во взрослой жизни он может рассматривать свободу и независимость как тяжкую ношу, будет мечтать о возвращении в матрицу наивности, к материнскую утробу.

Существует мнение, что грудное вскармливание малыша до года, полноценный уход, материнская Любовь, тепло и забота могут значительно нивелировать влияние патологических матриц на жизнь человека и его Судьбу.

Поэтому, будущие мамочки, помните одну простую истину: Судьба вашего малыша закладывается еще в вашей утробе. И только вам делать выбор, как провести свою беременности, какие эмоции испытывать, какие событие привлекать и как на них реагировать.

Под редакцией Марины Белой.

Источник: //www.rasenya.ru/interesno/perinatalnaya-psixologiya/

Перинатальная психология

Пренатальная психология

Все, что связано с зачатием, вынашиванием и родами, для женщины окружено особым ореолом, и неудивительно: ведь рождение ребенка – это одно из важнейших событий в жизни.

Не нужно особой наблюдательности, чтобы заметить, как меняется женщина с первых же месяцев беременности, но следует помнить, что внутренние изменения бывают не менее глубокими и серьезными, чем внешние.

Поскольку психологическое состояние женщины с момента зачатия до первых месяцев после рождения имеет огромное значение, в медицинской психологии существует особый раздел, который называется перинатальная психология (от греч. слов “peri” — вокруг и “natus” — рождение).

психология раннего послеродового (постнатального) периода.

Перинатальная психология рассматривает все процессы, связанные с зачатием, вынашиванием и рождением ребенка, как единое целое, и изучает психологические факторы, которые с ними связаны. Внутри этого раздела психологии мы обсудим более подробно ее отдельные подразделы:

Особенности психологии перинатального периода 

Перинатальная психология изучает мать и ребенка не по отдельности, а как неразрывную общность.

Доказано, что на характер, темперамент и другие особенности ребенка сильнейшее влияние оказывает душевное состояние матери в момент зачатия и в течение беременности.

Та “незримая нить”, которая всегда связывает мать и дитя, в перинатальный период предстает не как метафора, а как вполне реальное психологическое явление, получившее название система “мать-дитя”.

Отправить заявку на консультацию психолога
Полная конфиденциальность
Профессионализм
Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций
Выбор места проведения консультации

Всю информацию о консультациях психолога можно узнать перейдя по ссылке.

В рамках этой системы, существующей примерно до трехлетия ребенка, психика ребенка полностью зависит от психики матери, он не способен осознать себя, выделить из окружающего мира, и потому мы можем говорить о наличии симбиоза между мамой и малышом.

На практике это означает, что, во-первых, многие болезни взрослых, причем не только нервно-психические, берут начало в перинатальном периоде; а, во-вторых, что огромное влияние на душевное и физическое состояние малыша оказывают его взаимоотношения с родителями.

  Отсюда логический вывод: лучшим способом профилактики возможных недугов является устранение страхов и других психологических проблем матери, гармонизация отношений как между мамой и малышом, так и между родителями. Именно это является целью перинатальной психологии.

На каждом этапе перинатального периода возникают свои сложности – от стресса, который неизбежно испытывает женщина, узнав даже о желанной и планируемой беременности, до переживаний, связанных с принятием новой роли — роли матери, и вызванных появлением нового члена изменений внутрисемейного расклада. И потому очень важно, чтобы и в период зачатия, и во время беременности, и после рождения ребенка родители могли воспользоваться помощью специалиста по перинатальной психологии.

Консультация онлайн: задать вопрос психологу

Перинатальная психология для всей семьи

Рождение ребенка – один из важнейших событий в жизни не только матери, но и отца, да и всей семьи в целом, и потому специалисты по перинатальной психологии стремятся работать со всей семьей. Перинатальная психология неразрывно связана с психологией семейных отношений.

Каждая семья – это отдельная вселенная, своеобразный микрокосм, система со своими законами и структурой. Психологи характеризуют структуру семьи с помощью понятий «связь» (это психологическое расстояние между членами) и «иерархия».

Появление новых членов семьи может укрепить или, наоборот, ослабить внутренние связи, или же изменить существующую иерархию, что чревато проблемами. Например, новорожденный становится главным членом семьи для жены — молодой матери, а муж и отец ощущает себя лишним.

Есть у каждой семьи и свои жизненные циклы, с точки зрения которых рождение ребенка может произойти в наиболее благоприятный период или наоборот: 

  • первым из них является период ухаживания, заканчивающийся созданием новой семьи
  • второй — это молодая бездетная пара
  • третий цикл уже предполагает появление детей
  • четвертый цикл — это семья с детьми школьного возраста
  • пятый — семья со взрослыми детьми, отделяющимися от родителей
  • наконец, шестой — стареющая семья.

Переход от одного цикла к другому сопровождается кризисом того или иного уровня интенсивности. Такие кризисы психологи называют нормативными. Можно сказать, что предметом изучения перинатальной психологии как раз и являются кризисы, связанные с беременностью и рождением ребенка.

Читайте новые статьи на сайте

У французов есть красивая поговорка L’Esprit d’Escalier. Она переводится как «умный на лестнице» и прекрасно описывает ситуацию, когда к вам… У расстройств пищевого поведения (РПП) есть все шансы возглавить топ главных болезней нашего времени. Анорексия и булимия являются крайними формами… Периодически все мы устаем, раздражаемся на пустом месте или подолгу не можем уснуть. Обычно достаточно поставить дела на паузу —…

Источник: //nataliaprahova.ru/uslugi/perinatalnaya-psixologiya/

Что такое перинатальная психология, и в каких случаях нужна помощь психолога при беременности?

Пренатальная психология

Перинатальная психология (или пренатальная психология) — это практическая отрасль психологии, внимание которой сосредоточено на функционировании психики беременной женщины, ребенка в утробе и сразу после рождения, а также взаимодействии матери и ребенка в период раннего младенчества.

Различные школы перинатальной психологии неодинаково оценивают период жизни младенца, входящий в сферу их интересов.

Некоторые говорят только о периоде беременности, некоторые захватывают также первые месяцы после рождения, а некоторые психологи включают в свою работу возраст ребенка до 3 лет, руководствуясь общими особенностями психики детей раннего детства.

Вопросы, которые изучает перинатальная психология

Перинатальная психология в качестве основной своей идеи руководствуется мыслью о том, что на процесс жизни человека влияют не только события, происходящие с ним в течение жизни, но и до ее фактического начала. Например, Э. Берн вводит в психологию понятие «родовых сценариев», говоря о том, что на жизнь будущего ребенка влияет процесс родов, процесс беременности, и даже сам процесс зачатия ребенка.

В практике перинатального психолога, как правило, подобные вопросы не рассматриваются столь глубоко — матрицы рождения являются скорее областью трансперсональной психологии. Типичные задачи перинатального психолога можно разделить на три группы:

  • работа с психикой матери;
  • работа с психикой пренатального ребенка;
  • работа с психикой младенца.

Эти категории включают в себя помощь при таких проблемах, как психологическое бесплодие (бесплодие неясного генеза, психосоматическое бесплодие), страхи при беременности, послеродовая депрессия, подготовка партнеров к будущей роли родителей, психологические страхи в ситуации нежеланных детей, абортов или потери ребенка. Перинатальный психолог — это одновременно и семейный психолог, т. к. помимо работы с матерью, работа производится также и с отцом ребенка при его наличии, а также с самим ребенком (устранение последствий родовых травм и т. д.).

Что такое психологическое бесплодие?

Самым актуальным вопросом, с которым обращаются к перинатальному психологу, — это «не могу забеременеть». Виновником этой проблемы подозревают психологическое бесплодие, однако говорить об этом феномене следует с большой осторожностью.

По статистике, около 12% женщин имеют «бесплодие неясного генеза», которое и принято приписывать к психологическим проблемам. Речь идет о ситуации, когда все физиологические причины невозможности забеременеть исключены, но успешного зачатия так и не происходит. Перинатальный психолог перед началом работы обязательно должен поинтересоваться, какие обследования были пройдены до визита к нему.

В перинатальной психологии считается возможным излечение от такого бесплодия путем разрешения внутренних психологических проблем. Причины могут быть самыми различными — от травм, перенесенных в детстве, до расстройства внутренней идентичности. Больше всего распространены случаи, которые укладываются в две категории:

  • Бесплодие наступает из-за сильного желания иметь ребенка. Как бы ни парадоксально это звучало, при активном желании материнства репродуктивные органы начинают испытывать «перегрузки», из-за чего успешное зачатие не может наступить. Такая ситуация может сложиться, например, из-за того, что женщина стремится получить вторичную выгоду от своего материнства, или оттого, что в детстве она получила установку о том, что без ребенка она не является женщиной.
  • Бесплодие из-за страха или неприятия роли матери. Женщина в сознательной части психики может очень сильно хотеть забеременеть, но ее бессознательная часть при этом препятствует зачатию. Например, руководить этим процессом может страх перед беспомощностью, перед развитием негативного сценария дальнейшего брака и т. д.

Задачей перинатальной психологии является выявление подобных проблем, их проработка совместно с клиентом, а также выработка оптимального сценария для дальнейшей жизни.

Например, если женщина приходит к психологу с жалобой на бесплодие, следует поинтересоваться, почему проблема стоит так остро, почему забеременеть необходимо именно сейчас.

Если за этим стоит прямая выгода, то клиентке предстоит переосмыслить свое решение воспользоваться ребенком как инструментом для извлечения собственной пользы.

Зачем нужен психолог во время беременности?

Беременность — это важный и довольно трудный период для женщины. В этот период не только происходят различные физиологические изменения, но и изменения на психическом уровне.

Женщина готовится принять на себя ответственность быть матерью, и это проявляется уже в период вынашивания ребенка: нужно беречь себя от болезней, внимательно относиться к рациону, прислушиваться к своим ощущениям, вовремя проходить обследования и т. д.

Не все вступают в период беременности по собственному желанию, будучи подготовленными к будущей роли.

Для многих предстоящее материнство становится внезапным известием, к мысли о котором предстоит привыкнуть, а к событию — подготовиться.

Пренатальный психолог необходим женщине, если она испытывает трудности с принятием собственных решений, находится под давлением родственников или мужа, или просто пребывает в угнетенном состоянии духа из-за предстоящего материнства.

На протяжении периода вынашивания ребенка из-за перемен в гормональном фоне женщина может испытывать сильнейший эмоциональный стресс. Меняются также отношения с мужем, с родственниками, нередко тяжело переживается уход с работы. Жизнь матери перестраивается под ее грядущую роль.

Еще тяжелее дела обстоят с женщинами, которые находятся в тяжелой социальной ситуации, без мужа и т. д. Перинатальная психология в этом случае позволяет женщине осознать ее собственные возможности, ресурсы и сделать выбор касательно судьбы ее ребенка. Задачи перинатальной психологии в том числе лежат и в русле работы с женщинами, планирующими или совершившими аборт.

Основными задачами перинатальной психологии является устранение тревоги перед состоянием беременности, снятие страха родов, а также обучение будущей матери принятию ее роли, базовые знания по взаимодействию с ребенком и т. д.

Работа также производится и с будущим отцом, которому трудно порой воспринимать свою жену во время беременности, сложно с ней взаимодействовать.

Будущие отцы порой не знают, как себя вести во время родов, сразу после них, как ухаживать за новорожденным ребенком и т. д.

Зачем нужен психолог после родов?

В круг интересов перинатальной психологии входит возраст ребенка от момента зачатия до 3 лет.

Если в этом возрасте очевидна становится задержка или аномальное развитие психических функций, то, помимо врача, обратиться нужно к перинатальному психологу.

Даже если аномалий нет, но роды или беременность были трудными, перинатальный психолог при своевременном обращении может нивелировать полученные в дородовой период и родовой процесс травмы, чтобы сформировать здоровую и гармоничную личность ребенка.

Помимо этого, в перинатальной психологии широко распространена проблема послеродовой депрессии. Это патологическое состояние обрушивается на женщину внезапно, сразу же после рождения ребенка или немного позднее.

Перинатальная психология это состояние рассматривает как разрыв ожиданий и реальности, конфликт между внутренними составляющими личностями матери, у которой с физическим отделением ребенка теряет целостность и собственная идентичность.

Интенсивность угнетенного безрадостного состояния при послеродовой депрессии может быть столь велика, что женщина может совершить даже самоубийство или убийство собственного ребенка. Специалисты в перинатальной психологии в таких случаях оказывают экстренную антисуицидальную помощь с учетом специфики состояния женщины.

В случаях нормального состояния матери и ребенка, перинатальный психолог занимается вопросами раннего развития и помогает родителям, направляя их в воспитании и подсказывая формы поведения с малышом для его наилучшего и наиболее гармоничного развития.

Многие родители совершают ошибку, нагружая психику ребенка всем «развивающим» и «обучающим» буквально с первых дней жизни. Многие даже верят в программы внутриутробного развития.

Перинатальный психолог объяснит родителям, чего делать не стоит и как развивать гармоничную и успешную личность в опоре на реальные возможности и особенности детской психики.

У многих родителей также возникают вопросы по поводу адекватности поведения ребенка. Не все имели опыт воспитания младших братьев и сестер, поэтому, став родителем, не все могут наверняка сказать, нормально ли поведение ребенка, как с ним взаимодействовать и как решать возникающие проблемы. В разъяснении спорных моментов также помогает консультация перинатального психолога.

Женщине, которая становится матерью, важно отойти от роли «девочки», «принцессы», «жертвы», чтобы не переложить пагубные моменты на воспитание ребенка.

Мать должна уметь принимать собственные решения, отдавать отчет своим поступкам и нести за них ответственность, слушать собственную интуицию и принимать себя, ребенка и его отца в естестве, со всеми достоинствами и недостатками, не пытаясь перекраивать и перестраивать себя и окружающих. Именно в становлении такой зрелой, полноценной личности, в личностном росте и принятии и помогает перинатальный психолог.

Если же, после рождения ребенка, депрессия преследует вас ежедневно, а порой и с приступами панических атак — срочно к специалисту, например к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Источник: //ProPanika.ru/psihologiya/chto-takoe-perinatalnaya-psihologiya-i-v-kakih-sluchayah-nuzhna-pomoshh-psihologa-pri-beremennosti/

Область изучения перинатальной психологии

Определение 2

Перинатальная психология – область знаний, изучающая закономерности и обстоятельства развития человека на ранних этапах его жизни.

Выделяется три основные фазы перинатального периода:

  • пренатальная или внутриутробная фаза, которая начинается с 22-ой недели внутриутробного развития и заканчивается началом родовой деятельности;
  • интранатальная фаза длиться с начала до окончания родовой деятельности;
  • постнатальная или ранняя неонатальная фаза, включающая первую неделю жизни ребенка.

Теория перинатальных матриц

Замечание 1

Теоретической базой перинатальной психологии служит теория Грофа о базовых перинатальных матрицах, позволяющая рассмотреть процесс беременности и родов, послеродовой период с точки зрения переживаний и ощущений ребенка.

Очень тесно связан перинатальный процесс с биологическим рождением, он включает в себя также психологические, философские, духовные измерения.

Матрицы, описанные Грофом, имеют связи с определенными воспоминаниями из жизни человека и являются динамическими управляющими системами, несущими собственное содержание духовного и биологического характера.

Биологическое содержание перинатальной памяти состоит из реалистических, конкретных переживаний, которые связаны с индивидуальными этапами родовой деятельности. В каждом этапе биологического рождения присутствует определенная духовная составляющая.

Первой перинатальной матрицей является внутриутробное безмятежное существование – матрица наивности, в которой закладывается жизненный потенциал индивида, его способности к адаптации в период после родов. Следует отметить, что желанные дети имеют изначально высокий уровень психического потенциала.

Вторая перинатальная матрица приходится на начало родов и сопровождается переживанием чувства всеобъемлющего поглощения, так называемая матрица жертвы.

Формируется она с сжатия ребенка в закрытой маточной системе и сопровождается переживанием чувства отсутствия выхода. Продолжается эта матрица до окончательного раскрытия шейки матки матери.

Ребенок в этот момент регулирует свое рождение выбросом собственных гормонов в кровь матери и родостимуляция, в данный момент, формирует в матрице жертв патологическую направленность.

Третья перинатальная матрица охватывает период проталкивания ребенка через родовой канал во второй части родов и заключается в борьбе смерти и повторного рождения – это матрица борьбы. Она характеризует уровень активности человека в такие моменты жизни, когда от его выжидательности или активности ничего не зависит.

Четвертая перинатальная матрица, так называемая матрица свободы, включает завершение родового процесса и непосредственное извлечение плода, при котором происходит переживание смерти «Эго» и второго рождения.

Матрица начинается с момента рождения, а вот завершиться может в по-разному: и после недели жизни, и в первый месяц или охватывать всю жизнь.

Следует отметить, что если разлука ребенка с матерью происходит сразу после рождения, то независимость и свободу человек может воспринимать как обузу.

Основой философских взглядов перинатальных матриц являются представления о непрерывности жизни человека, взаимной зависимости всех стадий его развития, единстве биологического, социального и психологического уровней организма.

Источник: //spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/perinatalnaya_psihologiya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.