Причины сдвг

Содержание

Синдром дефицита внимания и гиперактивности: причины, лечение

Причины сдвг

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это функциональная дисфункция головного мозга, представляющая собой комплекс симптомов в виде повышенной нервной возбудимости, рассеянного внимания и чрезмерной активности во время выполнения простых и\или сложных движений.

Диагноз СДВГ ставится, преимущественно,  в детском возрасте и, в зависимости от преобладания того или иного симптома, различают форму:

  • Гиперактивную;
  • Дефицит внимания;
  • Смешанную.

Стоит отметить тот факт, что СДВГ очень часто встречается именно смешанного типа, а его схожесть с другими функциональными и органическими заболеваниями нервной системы затрудняет его своевременную диагностику.

Симптоматика данного расстройства неспецифична и может быть не замечена вплоть до зрелого возраста.

Дети с СДВГ рассеянны, плохо концентрируются на нужных вещах, игнорируют указания взрослых, ввязываются в драки, очень много разговаривают и обладают чрезмерной эмоциональностью.

Что характерно, во время проведения с таким ребенком беседы, тот часто перебивает и рассказывает лишь то, что сам считает необходимым.

По статистике — абсолютно в каждой школе на класс приходится 1-2 ученика с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, причем чаще – это мальчики.

Причины

Причины СДВГ изучены недостаточно, однако прослеживается прямая связь с патологией во время беременности:

  • Внутриутробные инфекции;
  • Гипоксия плода;
  • Дефицит веса при рождении;
  • Чрезмерное употребление лекарственных препаратов, особенно в 1 триместр беременности;
  • Стремительные роды;
  • Стрессы в период вынашивания ребенка.

К другим причинам относят:

  • Наследственность;
  • Перенесенные инфекции нервной системы (менингит, энцефалит);
  • Травмы головы и черепа;
  • Дисфункция коры больших полушарий;
  • Вредные привычки;
  • Конфликтные ситуации в семье и в школе;
  • Строгое воспитание.

Основные синдромы при СДВГ

Дети, страдающие дефицитом внимания и гиперактивностью предъявляют ряд жалоб (или же взрослые сами наблюдают со стороны) на:

  • Утомляемость, слабость в мышцах, нежелание что-либо делать, головные боли по типу каски неврастеника (ощущение сдавления головы обручем в области висков), онемение или жжение в конечностях. После сна ребенок чувствует себя разбитым, не высыпается, в течение дня быстро устает, внимание становится рассеянным. Давление, как правило, пониженное. Эти жалобы представляют собой классический гипотонический синдром;
  • Неспособность усидеть на месте, повышенная двигательная активность, выраженная жестикуляция во время разговора, часто – постоянные движение ногами во время долгого сидения (синдром заячьих ног). Ребенок беспокоен, вертит в руках ручку или грызет ногти. Этот симптомокомплекс представляет собой гиперкинетический (гипердинамический) синдром.

Гиперкинетическое расстройство поведения может быть ранним признаком развития психического или неврологического заболевания, поэтому, если ребенок стал вести себя по-другому, перестал слушаться старших, появились постоянные навязчивые движения руками  и ногами, то необходимо обратиться к специалистам для подтверждения диагноза.

Особенности СДВГ у взрослых

Синдром гиперактивности у взрослых также проявляется в виде рассеянности, невнимательности.  Взрослые пытаются избегать общения с другими людьми, боятся нерешенных вопросов.

Нарушена система приоритетов – они не знают, на кого им ровняться, и зачем они занимаются тем, чем занимаются. СДВГ у взрослых практически всегда возникает на фоне недостатка внимания в детстве.

Учеба у таких людей затруднена, поэтому в высшие учебные учреждения они поступают редко, обязанности по работе выполняют неохотно, иногда и не выполняют вовсе, поэтому часто подолгу не задерживаются на одном рабочем месте.

Человек постоянно забывает элементарные вещи, например, куда он положил свои ключи или закрыл ли дверь, перед тем как уйти из дома. На важные мероприятия всегда опаздывает, не обладает пунктуальностью.

Поведенческие расстройства в виде импульсивности поступков выражены довольно ярко. Настроение изменяется очень быстро, поэтому таких людей очень легко обидеть. Иногда – необоснованная агрессия вплоть до драки. Обладают низкой самооценкой, свои поступки считают неправильными, но не могут их контролировать, часто испытывают угрызения совести после конфликтных ситуаций.

Гиперактивность у детей дошкольного и школьного возраста

Синдром дефицита внимания у детей иногда появляется еще в годовалом возрасте, когда ребенок совершает частые движения руками и ногами, сам по себе — неуклюжий, неусидчивый, невнимательный, речь развивается очень медленно, а со сверстниками испытывает трудность в общении. Из вышесказанного ясно, что на данном этапе практически невозможно понять, является ли это чертой характера или же начальными проявлениями заболевания.

У дошкольников симптоматика схожая, присоединяется драчливость, ребенок становится конфликтным даже по незначительному поводу. Тяжело обучается, потому что ему трудно сосредотачиваться на чем-то одном, его мысли заняты всем и сразу, что приводит к мании и, как следствие, маниакально-депрессивному психозу.

При маниакальной фазе малыш неусидчив, очень разговорчив, охотно идет на контакт, берется сразу за несколько дел одновременно, но, как правило, редко что завершает до конца. Затем, изнеможённый от физической и умственной нагрузки, ребенок впадает в депрессию, резко замыкается в себе.

Эти фазы всегда идут друг за другом и, если внимательно наблюдать за ребенком, то можно увидеть некую цикличность его поведения (2 недели – повышенная возбудимость, неделя – заторможенность и т.д.).

Частые «спутники» СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой отдельный синдром, и другие заболевания вызывать не будет. Однако наблюдения за такими детьми показывают, что помимо СДВГ у таких пациентов могут отмечаться:

  • Нарушение коммуникативной функции, несостоятельность общения, трудность при выполнении домашнего задания и нежелание подчиняться каким-либо моральным требованиям;
  • Тревожно-фобическое расстройство. У таких детей очень часто наблюдается боязнь темноты, высоты, замкнутых пространств;
  • Гипнагогические галлюцинации (сны наяву). Пациенты с СДВГ обладают хорошей фантазией, из-за чего каждодневный отход ко сну будет затруднен;
  • Депрессия. Как правило, эндогенная. Возникает спонтанно на фоне постоянных конфликтных ситуаций. Внешне ребенок кажется счастливым, однако на самом деле он находится в состоянии хронического стресса из-за неумения навыка общения с людьми;
  • Маниакально-депрессивное расстройство;
  • «Юношеский максимализм». Агрессия по отношению к людям, имеющим свое мнение. Нежелание выслушивать чужую точку зрения, стремление всегда и везде быть первым;
  • Иногда – клептомания, нанесение вреда окружающим людям или животным;
  • Синдром Туретта. Из-за постоянных жестикуляций, движений руками и ногами формируется индивидуальная «модель поведения» — движения становятся бесконтрольными, в некоторых случаях начинаются нервные тики и\или выкрикивания громких ругательств.

Сдвг или нормальное поведение?

Все мы сталкивались с жизненными трудностями и в определенный период жизни и были рассеянными, грустными, невнимательными. При хорошем настроении мы все чувствуем эйфорию, небывалый прилив сил, становимся подвижными и разговорчивыми. Так где же та тонкая грань между истинным синдромом дефицита внимания и просто обычным эмоциональным фоном?

Для постановки диагноза СДВГ недостаточно одной лишь рассеянности или активной жестикуляции во время разговора. Только психолог способен выяснить, является ли поведение ребенка просто баловством или же это заболевание, которое ему мешает.

Особенно трудно диагностировать СДВГ в подростковом периоде, когда гормональная перестройка так сильно влияет на ребенка, что его иногда даже трудно узнать.

  Если ребенок рассеян только в школе, а дома ведет себя хорошо, самостоятельно выполняет домашние задания, помогает по дому, то ни о каком СДВГ не может быть и речи. И, то же самое, если он прилежно учится, регулярно посещает занятия, а в домашних условиях начинает вести себя иначе.

Это уже говорит о дефекте воспитания, которое нужно корректировать как раз-таки для избежания возникновения СДВГ в будущем. Гиперактивность ребенка считается нормой, если это не оказывает негативного влияния как на самого малыша, так и на окружающих его людей.

Диагностика заболевания

Включает в себя наблюдение за поведением ребенка в школе и дома, по необходимости – ведение дневника, где будут отмечаться нехарактерные для него поступки в тот или иной момент жизни. Обязательно наблюдение у невролога, так как СДВГ может быть следствием заболеваний ЦНС.

Также рекомендуется консультация у психиатра, который выяснит причину неадекватного поведения.

Всем детям с диагнозом СДВГ должно проводиться специальное тестирование по этому заболеванию, МРТ головы, ЭЭГ, РЭГ, должен быть получен психологический портрет, обязателен сбор анамнеза  у родителей на предмет выявления внутриутробной патологии плода.

По необходимости проводится комплексное обследование (если не было выявлено патологии беременности)  — общий анализ крови, мочи, ЭКГ и т.д. с целью уточнения – является ли диагнозом СДВГ или гиперактивность связана с проявлениями какого-либо другого заболевания.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Основные формы синдрома Капгра: симптомы и лечение

Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

Как говорилось ранее, СДВГ имеет неспецифическую клиническую картину, но поставить диагноз можно при условии, если у ребенка встречается большинство из нижеперечисленных симптомов:

  • Снижение памяти, внимания;
  • Ребенок часто опаздывает в школу, легко отвлекается на уроках;
  • Плохое восприятие информации. Ребенок считает большое количество информации ненужной, поэтому даже не пытается запоминать те или иные моменты;
  • Рассеянность. Часто роняет тетрадки, ручки, забывает, куда положил нужную ему вещь и т.д.;
  • Импульсивное поведение;
  • Легко отвлекается на раздражители извне, что мешает сосредоточиться как в школе, так и дома;
  • Берет много заданий для выполнения, однако не доводит их до конца;
  • Работа, требующая длительного умственного напряжения, вызывает скуку, нежелание заниматься этим дальше;
  • Внимание быстро переключается от одной детали к другой, во время разговора перескакивает с одной темы на другую;
  • Чрезмерная болтливость;
  • Неусидчивость;
  • Постоянные движения ногами и\или руками;
  • Суетливость;
  • Испытывает нетерпение к другой точке зрения;
  • Любит вмешиваться в чужие разговоры;
  • Драчливость;
  • Постоянное ерзанье на стуле.

Лечение

СДВГ вылечить одними таблетками не предоставляется возможным, терапия данного патологического состояния должна включать в себя посещение невролога и\или психиатра при !обязательном! наблюдении за ребенком его родителями. Малыш должен знать, что он нужен, и к его проблеме не безучастны близкие, иначе никакие лекарства не смогут его вылечить.

Медикаментозная терапия проводится Церебролизином, Пантогамом, Фенибутом. Не рекомендуется применение этих лекарственных препаратам детям до 6 лет. Диета включает в себя ограничение шоколада, дробное питание 5-6 раз в день с обязательным включением в рацион молочной продукции. Хорошие результаты дает ароматерапия, расслабляющие массажи, ЛФК, фитотерапия.

План лечения пациентов с СДВГ сугубо индивидуален и назначается лечащим врачом в зависимости от тяжести заболевания, частоты его проявлений, сопутствующих патологий и многого другого. Для достижения эффекта от лечения необходимо ограничить просмотр телевизора, игры за телефоном или планшетом до часа в день.

Причем за 2 часа до сна ребенок должен находиться в спокойной обстановке, рекомендуются размеренные прогулки перед сном, стакан кефира или молока. Воспитательный момент должен быть направлен на четкое распределение обязанностей по дому. (Например, мама каждый день готовит есть, папа выносит мусор, а ты будешь протирать пыль и т.д.).

Небольшие домашние дела, не требующие особой физической или умственной нагрузки, благоприятно влияют на воспитание ребенка.

Что необходимо знать родителям

Если у ребенка наблюдается повышенная нервная возбудимость, непереносимость стрессов, то ему необходимо ограничить участие в состязаниях и играх, которые могут ухудшить его психическое состояние. Хороший эффект оказывает плавание, туризм, бег, катание на лыжах или коньках.

Для улучшения самочувствия малыша рекомендуется минимум раз в неделю ездить куда-нибудь всей семьей (в кино, на пикник и т.д.), это благотворно повлияет на его здоровье и укрепит ваши семейные связи. При ребенке нельзя допускать ссор, ни в коем случае не прибегать к физическому насилию, если, к примеру, он принес из школы двойку.

Ребенку нужно помочь разобраться с предметом, уделить ему время. Иногда дети специально прогуливает уроки или получают неудовлетворительные оценки, а все потому, что просто хотят получить родительское внимание. Если ребенок имеет СДВГ, то наказания и запреты не возымеют должного результата, так как такие дети реагируют только на позитивные эмоции (поощрение за четверть без троек и т.д.

). Если вовремя заняться малышом, окружить его любовью и заботой, то синдром дефицита внимания пройдет самостоятельно даже без приема лекарственных препаратов.

Источник: https://opsihoze.ru/psihicheskie-sindromy/kak-vospityvat-giperaktivnogo-rebenka-sindrom-defitsita-vnimaniya-sdvg.html

Как лечить СДВГ у детей и взрослых? Каковы причины развития заболевания?

Причины сдвг

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — название группы поведенческих особенностей, обнаруживаемых у многих детей и взрослых. У лиц, страдающих СДВГ, наблюдаются проблемы с сосредоточением внимания во время учебы, на работе и дома. И даже если они пытаются сосредоточиться, то выполнение такой задачи для них представляет значительные трудности.

Что такое СДВГ?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — название группы поведенческих особенностей, обнаруживаемых у многих детей и взрослых. У лиц, страдающих СДВГ, наблюдаются проблемы с сосредоточением внимания во время учебы, на работе и дома.

И даже если они пытаются сосредоточиться, то выполнение такой задачи для них представляет значительные трудности. Дети при СДВГ могут проявлять большую степень активности и/или импульсивности, чем характерно для их возраста. Эти поведенческие особенности значительно усугубляют проблемы в отношениях, учебе и манере поведения.

Поэтому детей с СДВГ иногда рассматривают как трудных, а их поведение зачастую считается проблемным.

Лица, страдающие СДВГ, испытывают трудности с самоорганизацией, восприятием распоряжений, вспоминанием деталей и управлением своим поведением. В результате, у лиц с СДВГ часто возникают проблемы с налаживанием взаимоотношений в кругу семьи, в школе и на работе.

СДВГ уделяется достаточно много внимания в средствах массовой информации. Однако, как правило, речь идет об СДВГ у детей, поскольку не так много известно о проявлении СДВГ у взрослых. Из-за этого взрослым ставится соответствующий диагноз лишь тогда, когда обнаруживается, что таким же недугом страдают и их дети. Подобное нарушение здоровья может иметь наследственный характер.

СДВГ чаще проявляется у мальчиков, чем у девочек. Более знакомым вам может быть термин «расстройство дефицита внимания» (РДВ). Американская ассоциация психиатров (ААП) заменила название этого расстройства развития в 1994 году.

Каковы симптомы СДВГ?

У страдающих СДВГ лиц с выраженной гиперактивностью/импульсивностью и невнимательностью наблюдается, как минимум, 6 из перечисленных ниже симптомов или более. Проявление подобных симптомы у человека продолжается не менее 6 месяцев.

  • Испытывает трудности в следовании инструкциям
  • С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или во время игр в школе, на работе и дома
  • Теряет вещи, необходимые в школе, на работе и дома
  • Складывается впечатление, что ребенок/человек не слушает то, что ему говорят
  • Не уделяет внимание деталям
  • Не организован
  • С трудом выполняет задания, требующие предварительного планирования
  • Проявляет забывчивость
  • Легко отвлекается
  • Совершает беспокойные резкие движения
  • Проявляет чрезмерную двигательную активность
  • Не может играть или проводить досуг тихо, спокойно
  • Отвечает на вопросы быстро, не задумываясь
  • Перебивает собеседников
  • Не может усидеть на одном месте
  • Проявляет болтливость
  • Постоянно находится в движении
  • С трудом дожидается своей очереди

Что является причиной возникновения СДВГ?

У лиц, страдающих СДВГ, в мозге не вырабатывается достаточное количество химических элементов, отвечающих за организацию мыслительного процесса. При недостаточном количестве данных химических элементов наблюдается нарушение функционирования центров головного мозга, отвечающих за соответствующие процессы. Это и является причиной возникновения данных симптомов у лиц, страдающих СДВГ.

Исследования показали, что СДВГ чаще проявляются у людей, у близких родственники которых выявлен подобный недуг. Недавние исследования также выявили связь между наличием СДВГ и курением матери во время беременности или злоупотреблением иными наркотическими веществами в этот период.

Подверженность действию токсинов окружающей среды, к примеру, свинца, также может быть одним из факторов развития СДВГ.

Причины СДВГ

  • Ненадлежащее воспитание (хотя неорганизованность жизни в кругу семьи и плохая школьная атмосфера также могут усугубить симптомы)
  • Излишнее потребление сахара
  • Недостаточное потребление сахара
  • Употребление аспартама (одно из торговых названий: НутраСвит)
  • Аллергия на определенные продукты питания или другие виды аллергии
  • Недостаток в организме витаминов
  • Подверженность флуоресцентному излучению (освещение от ламп дневного света)
  • Слишком много времени за просмотром телевизионных передач
  • игры

Что следует делать родителям при подозрении СДВГ у ребенка?

Следует обратиться к врачу-педиатру. Диагноз СДВГ можно установить только при помощи информации о поведении ребенка, поступившей от нескольких знакомых ребенку людей.

Врач задаст родителям определенные вопросы, может счесть необходимым поговорить с преподавателем или кем-либо, кто знаком с поведением ребенка. Врач может предложить преподавателю ребенка заполнить определенные бланки или анкеты.

Это поможет родителю и врачу сравнить поведение своего ребенка с поведением других детей.

Также врачу может потребоваться провести соответствующие диагностические исследования зрения и слуха ребенка, если таковые в последнее время не проводились.

Врач может посоветовать определенные лекарственные препараты с целью выявления возможности контролирования гиперактивного поведения. При этом, пробное назначение какого-либо лекарственного средства не может служить основанием для диагноза СДВГ. Тем не менее, это может сыграть важную роль при оценке подозрения на СДВГ.

Для врача постановка у ребенка диагноза СДВГ может представлять определенные трудности. Многие дети с СДВГ не проявляют никакой гиперактивности во время посещения врача во врачебном кабинете. Поэтому врач может порекомендовать пройти консультацию у специалиста в области поведенческих проблем у детей, например, у психолога.

Многие пытаются провести диагностику самостоятельно при помощи анкет или опросных листов, доступных в журналах или интернете.

И хотя эти материалы могут оказаться полезными, оптимальным и единственно верным способом при подозрениях на СДВГ является консультация у врача.

Врач может задать следующие вопросы о прошлом и настоящем обследуемого, о текущем состоянии его взаимоотношений. Обследуемому может быть предложено записать ответы на бланке анкеты.

  • Имеют ли место проблемы с концентрацией внимания и проявлением гиперактивности? Проявляются ли данные проблемы с детского возраста?
  • Трудно ли дается держать себя в руках или оставаться в хорошем настроении?
  • Имеют ли место проблемы с организованностью или соблюдением временных сроков?
  • Данные проблемы проявляются как на работе, так и дома?
  • Заметны ли эти проблемы для членов семьи и друзей?
  • Имеют ли место какие-либо нарушения физического или душевного характера, отрицательно сказывающиеся на поведении? (Врач может назначить проведение медицинского осмотра и диагностических исследований с целью выявления нарушений, связанных с симптомами, сходными с СДВГ).

Что может вызвать подозрение на СДВГ при фактическом его отсутствии?

Человек может испытывать ощущение беспокойства, тревоги или отстраненности по множеству различных причин. Ниже приведены лишь некоторые из тех, на основании которых врач может предположить данный диагноз:

  • Депрессия или упадок духа
  • Приступ мучительного беспокойства или паники
  • Побочные эффекты действия рецептурных или безрецептурных лекарственных средств или лекарственных препаратов растительного происхождения
  • Нарушения функции щитовидной железы или иные гормональные нарушения
  • Злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами
  • Воздействие на организм свинца

Какие лекарственные препараты используются для лечения СДВГ?

Некоторые из лекарственных средств, используемые для лечения СДВГ, являются психостимуляторами и включают метилфенидат, декстроамфетамин, а также препараты, комбинирующие декстроамфетамин и амфетамин (рацемическая смесь d- и l-амфетамина).

И хотя на большинство людей эти лекарственные средства оказывают возбуждающий эффект, на лиц с СГДВ они действуют как успокаивающее. Эти препараты улучшают внимание и концентрацию, а также снижают импульсивность и гиперактивное проявление поведенческих особенностей. Для лечения СДВГ также могут быть использованы и другие препараты.

Для выяснения оптимального способа лечения следует проконсультироваться с врачом.

Для лечения СДВГ иногда используют препараты других групп, которые включают атомоксетин, клонидин, дезипрамин, имипрамин и бупропион.

Важно знать, что психостимуляторы, применяемые для лечения СДВГ, относят к лекарственным препаратам, подлежащим предметно-количественному учету. Для их назначения существуют специальные правила. Рецепты на препараты строгого учета, такие как метилфенидат и декстроамфетамин, выписываются каждый раз с дозировкой на один месяц.

Существуют ли побочные эффекты при приеме препаратов для лечения СДВГ?

У всех лекарственных средств имеются побочные эффекты. Психостимуляторы могут снизить аппетит, а также вызвать боли в желудке или головную боль. Снижение аппетита у некоторых лиц может привести к потере веса.

Такие побочные эффекты проявляются, как правило, у детей. У некоторых может развиться бессонница или проблемы со сном.

У других возможные побочные эффекты могут включать учащенное сердцебиение, боли в грудной клетке или рвоту.

Вот некоторые из способов избавления от побочных эффектов при приеме психостимуляторов:

  • Следует использовать наименьшую дозу, при этом все еще контролирующую гиперактивность. Оптимальность дозировки назначит врач.
  • При возникновении нарушений функций желудка лекарство следует принимать во время еды.
  • Следует выяснить у врача, можно ли не принимать лекарство во время выходных дней.
  • Во время приема препаратов для лечения СДВГ детям следует давать исключительно здоровую пищу.

Способ приема препаратов для лечения СДВГ

Важно принимать препарат строго согласно назначению врача. Необходимо следовать рекомендациям, даже если создается впечатление, что препарат не действует. При возникновении сомнений относительно эффективности препарата следует обязательно проконсультироваться с врачом.

Лекарства лучше принимать за 30-45 минут до еды. Наилучшее время для приема таких лекарств — перед завтраком и обедом (если принимать препарат нужно два раза в день). Некоторым детям обеденную дозу можно давать в школе.

Если ребенок не может принимать лекарство в школе, то об этом следует уведомить врача, который может порекомендовать замену данного средства препаратом длительного действия. Длительно действующая форма данного препарата принимается только один раз в день непосредственно перед завтраком.

При приеме длительно действующей формы препарата запрещается раздавливать, разламывать или разжевывать лекарство перед тем, как проглотить.

Действуют ли эти препараты против других симптомов?

Свойства препаратов, применяемых для лечения СДВГ, проявились также в улучшении способности человека выполнять определенные задачи, такие как сосредоточение внимания и самоконтроль.

Доподлинно неизвестно, способны ли эти лекарственные средства оказывать более широкое воздействие на жизнь человека, например, налаживать межличностные отношения или умения и навыки, необходимые в учебе.

Тем не менее, в случаях, когда дети с СДВГ отстают от своих сверстников по успеваемости в школе, медикаментозное лечение часто может способствовать улучшению поведения и достижений в учебе.

Какова продолжительность лечения?

Длительность приема препаратов для лечения СДВГ сугубо индивидуальна. У каждого человека свои особенности. Некоторым достаточно принимать лекарство в течение 1-2 лет, другим же для этого потребуются годы. А у некоторых симптомы СДВГ могут проявляться даже в юности и в зрелости.

Источник: https://mojdoktor.pro/sindrom-deficita-vnimanija-i-giperaktivnosti/

Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Причины сдвг

Синдром дефицита внимания и гиперактивности вскрывает все слабые места психиатрии как науки: сложно найти более противоречивое, расплывчатое и загадочное расстройство.

Во-первых, здесь высок риск неправильной диагностики, а во-вторых, ученые до сих пор спорят, болезнь ли это вообще или вариант нормы — а если все-таки болезнь, то можно ли считать СДВГ полноценным диагнозом или это просто набор симптомов, возможно, не объединенных одной причиной.

История исследований синдрома дефицита внимания (который получил свое нынешнее название лишь во второй половине ХХ века) началась в 1902 году, когда педиатр Георг Фредерик Стилл описал группу импульсивных, плохо усваивающих информацию детей и выдвинул гипотезу, что такое поведение не связано с отставанием в развитии.

Гипотеза впоследствии подтвердилась — хотя объяснить причины этого феномена доктор так и не смог. Через 25 лет другой врач, Чарльз Брэдли, начал прописывать гиперактивным детям бензедрин — психостимулятор, производный от амфетамина.

Стимуляторы оказались весьма эффективны, хотя опять-таки, в течение еще долгого времени врачи не могли понять механизм их воздействия на больных. В 1970 году американский психиатр Конан Корнецки впервые выдвинул гипотезу о том, что заболевание может быть связано с пониженным уровнем определенных нейромедиаторов в мозгу и подобные препараты помогают его повысить.

Первые методы диагностики синдрома Американская ассоциация психиатров предложила лишь в 1968 году, а в России о нем заговорили только во второй половине 1990-х — и то без особого энтузиазма.

Настороженное отношение к этой теме можно понять: изучение СДВГ и выработка критериев постановки диагноза сопровождались скандалами еще с 1970-х — создателей американского справочника DSM-4 обвиняли в том, что их описания расстройства вызвали целую эпидемию гипердиагностики у детей и подростков.

Некоторые врачи и родители выбрали медикаменты как путь наименьшего сопротивления: проще было пичкать трудных ребят лекарствами, чем справляться с их особенностями педагогическими методами.

Кроме того, препараты амфетаминового ряда, прописываемые активным и неуправляемым детям, порой перекочевывали в арсенал их матерей-домохозяек: стимуляторы придавали сил и помогали справляться с работой по дому (самая эффектная страшилка на тему того, к чему приводит бытовое злоупотребление такими препаратами — история матери главного героя в «Реквиеме по мечте»). К тому же критерии диагностики расстройства несколько раз менялись, что также вызывало шквал критики. В результате синдром дефицита внимания оказался сильно дискредитирован и на какое-то время попал в топы «несуществующих заболеваний».

Тем не менее, опыт психиатров показал, что проблема, как ее ни классифицируй, все-таки существует: определенный процент населения испытывает трудности, связанные со слабой концентрацией внимания, неспособностью самоорганизоваться, импульсивностью и гиперактивностью.

Зачастую эти особенности сохраняются и во взрослом возрасте, и проявляются достаточно сильно, чтобы создавать человеку (особенно амбициозному) серьезные проблемы в учебе, на работе и в личной жизни. Но обычно расстройство воспринимается окружающими и самим пациентом не как серьезное заболевание, а как проявление личных недостатков.

Поэтому большинство взрослых с таким набором симптомов не обращается к врачам, предпочитая волевыми усилиями бороться со своим «слабым характером».

На что похожа жизнь человека с СДВГ

Синдром дефицита внимания вызывает у пациентов сложности еще в школе: подростку с таким диагнозом, даже если у него высокий IQ, сложно усваивать материал, общаться со сверстниками и учителями.

Человек с СДВГ может с головой погружаться в тему, которая ему субъективно интересна (впрочем, как правило, ненадолго — такие люди склонны к частой смене приоритетов и увлечений) и проявлять яркие способности, но ему трудно выполнять даже несложную рутинную работу.

При этом у него плохо получается планировать, а при высоком уровне импульсивности — предвидеть даже ближайшие последствия своих действий.

Если все это еще и сочетается с гиперактивностью, такой подросток превращается в страшный сон школьного учителя — он будет получать плохие оценки по «скучным» предметам, удивлять окружающих импульсивными выходками, нарушать порядок и порой игнорировать социальные условности (поскольку ему будет сложно сосредоточиться на ожиданиях и требованиях окружающих).

Раньше считалось, что с возрастом расстройство «рассасывается» само собой — но по последним данным, примерно у 60% детей, страдающих СДВГ, симптомы заболевания продолжают проявляться и во взрослом состоянии.

Сотрудник, неспособный досидеть до конца совещания и пропускающий важные инструкции мимо ушей, талантливый специалист, срывающий важные дедлайны, внезапно отвлекаясь на какой-то личный проект, «безответственный» партнер, неспособный организовать домашний быт или внезапно спускающий кучу денег на какую-нибудь странную прихоть — все они могут быть не просто безвольными разгильдяями, а людьми, страдающими от психического расстройства.

Проблемы диагностики

По разным оценкам, от этого заболевания страдают 7-10% детей и 4-6% взрослых. При этом популярное представление о больном СДВГ как исключительно об импульсивном непоседе уже устарело — современная наука выделяет три разновидности расстройства:

— с акцентом на дефицит внимания (когда у человека отсутствуют признаки гиперактивности, но ему сложно сконцентрироваться, продолжительно работать с одной и той же задачей и организовывать свои действия, он забывчив и легко утомляется)

— с акцентом на гиперактивность (человек излишне активен и импульсивен, но не испытывает значимых трудностей с концентрацией)

— смешанный вариант

Согласно американскому классификатору психических расстройств DSM-5 диагноз «синдром дефицита внимания\гиперактивности» можно установить не ранее 12 лет. При этом симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках и проявляться достаточно сильно, чтобы заметно влиять на жизнь человека.

СДВГ или биполярное расстройство?Одна из проблем диагностики синдрома — в том, что по некоторым приметам синдром пересекается с другими психическими заболеваниями — в частности, с циклотимией и биполярным расстройством: гиперактивность можно спутать с гипоманией, а быструю утомляемость и проблемы с концентрацией — с признаками дистимии и депрессии.

К тому же эти расстройства коморбидны — то есть, достаточно высока вероятность заполучить одновременно и то, и другое. Кроме того, подозрительные симптомы могут быть связаны с непсихическими заболеваниями (например, тяжелой травмой головы или отравлением).

Поэтому специалисты часто рекомендуют тем, кто подозревает у себя синдром дефицита внимания, перед тем, как обращаться к психиатрам, пройти обычный медицинский осмотр.

Гендерные нюансы. В прошлом году в журнале The Atlantic вышла статья о том, что у женщин СДВГ проявляется иначе, чем у мужчин. Согласно описанным в статье исследованиям, женщины с этим расстройством реже проявляют импульсивность и гиперактивность и чаще — неорганизованность, забывчивость, тревожность и интровертность.

Редакция T&P напоминает, что не стоит полностью полагаться на самодиагностику — если вы подозреваете у себя СДВГ, имеет смысл обратиться к специалисту.

Потеря контроля

В развитии СДВГ большую роль играет генетический фактор — если ваш близкий родственник страдает от этого синдрома, вероятность, что вам поставят такой же диагноз — 30%.

Современные теории связывают СДВГ с функциональными нарушениями в нейромедиаторных системах мозга — в частности, с балансом допамина и норадреналина.

Допаминовые и норадреналиновые пути непосредственно отвечают за исполнительные функции мозга — то есть, за способность планировать, волевым усилием переключаться между разными стимулами, гибко менять свое поведение в зависимости от меняющихся условий среды и подавлять автоматические реакции в пользу сознательных решений (это то, что нобелевский лауреат Дэниел Канеман называет «медленным мышлением»). Все это помогает нам контролировать свое поведение. Еще одна функция допамина — поддержание «системы вознаграждения», которая контролирует поведение, отвечая на «правильные» (с точки зрения выживания) действия приятными ощущениями. Нарушения в работе этой системы сказываются на мотивации. Кроме того, у людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности могут быть отклонения и в серотониновом балансе. Это может вызвать дополнительные проблемы с организацией, чувством времени, концентрацией и контролем над эмоциями.

Расстройство или особенность личности?

Сейчас набирает популярность концепция нейроразнообразия — подход, рассматривающий разные неврологические особенности как результат нормальных вариаций человеческого генома.

В сфере интересов адептов нейроразнообразия — как сексуальная ориентация и гендерная самоидентификация, так и некоторые генетически обусловленные психические заболевания, в том числе, аутизм, биполярное расстройство и синдром дефицита внимания.

Некоторые ученые считают, что многие из особенностей поведения, по поводу которых выставляется диагноз СДВГ — естественные черты личности, не указывающие на наличие нездоровых отклонений. Но поскольку такие черты затрудняют функционирование человека в современном обществе, на них навешивается ярлык «расстройства».

Психотерапевт Том Хартман разработал эффектную теорию «охотника и фермера», по которой люди с СДВГ сохранили гены первобытных людей, отвечающие за поведение, оптимальное для охотников.

Со временем человечество перешло на земледелие, требующее большего терпения, и «охотничьи» качества — быстрая реакция, импульсивность, восприимчивость — стали считаться нежелательными.

Согласно этой гипотезе, проблема заключается лишь в постановке задач, а способность людей с синдромом к «гиперфокусировке» — сильной концентрации на субъективно интересной им задаче в ущерб всем остальным — можно рассматривать и как эволюционное преимущество. Правда, Хартмана сложно считать объективным исследователем — СДВГ диагностирован у его сына.

Но в любом случае, в этой теории есть здравое зерно: поскольку один из важнейших критериев психического здоровья — способность успешно справляться с повседневными задачами, можно сгладить многие проблемы, выбрав подходящую сферу деятельности.

То есть, ту, где рутинные процессы и терпение играют меньшую роль и ценится «спринтерский» темперамент, способность к импровизации, любопытство и умение легко переключаться между разнообразными видами деятельности.

Например, считается, что с СДВГ можно сделать неплохую карьеру в сфере продаж или развлечений, в искусстве и «адреналиновых» профессиях (скажем, пожарный, врач или военный). А еще можно стать предпринимателем.

Как лечиться

Медикаменты.Для лечения СДВГ все еще используются психостимуляторы, содержащие амфетамин (адерол или декседрин) или метилфенидат (риталин).

Назначают и препараты других групп, например, ингибиторы обратного захвата норадреналина (атомоксетин), гипотензики (клонидин и гуанфацин) и трициклические антидепрессанты.

Выбор зависит от конкретных проявлений СДВГ, дополнительных рисков (склонность к наркотической зависимости или сопутствующие психические расстройства) и желания избежать тех или иных побочных эффектов (примерный список «побочек» от разных препаратов можно посмотреть здесь)

Поскольку в России психостимуляторы прочно осели в списке опасных наркотических веществ, недоступных даже по рецепту, отечественные психиатры используют атомоксетин, гуанфацин или трициклики.

Психотерапия.Cчитается, что при СДВГ помогает когнитивно-поведенческая терапия, которая, в отличие от многих других психотерапевтических школ, ставит акцент на работе с сознанием, а не подсознанием.

Долгое время этот метод успешно использовался в борьбе с депрессией и тревожным расстройством — а сейчас появились специальные программы для лечения синдрома дефицита внимания. Суть такой терапии в том, чтобы развивать осознанность и не позволять иррациональным паттернам поведения захватить власть над жизнью человека.

Занятия помогают контролировать импульсы и эмоции, бороться со стрессом, планировать и систематизировать свои действия и доводить дела до конца.

Питание и биодобавки. Можно попробовать скорректировать свой рацион в соответствии с советами зарубежной медицины. Самые распространенные рекомендации — принимать рыбий жир и избегать резких скачков уровня глюкозы в крови (то есть сказать «нет» простым углеводам).

Также есть данные, показывающие взаимосвязь между недостатком в организме железа, йода, магния и цинка и усилением симптомов. По данным некоторых исследований, небольшие порции кофеина могут помочь сконцентрироваться, но большинство специалистов все-таки не советуют налегать на кофе.

В любом случае, настройка рациона — скорее «поддерживающая» мера, чем полноценный способ борьбы с расстройством.

Распорядок дня. Людям с СДВГ более, чем всем остальным, требуется планирование и четкий распорядок дня. Компенсировать внутренние проблемы с систематизацией и тайм-менеджментом помогает внешний «костяк»: таймеры, органайзеры и to-do-списки. Любые крупные проекты стоит разбивать на мелкие задания и заранее закладывать в план периоды отдыха и возможные отклонения от графика.

Что читать по теме

Поскольку западная психиатрия интересуется СДВГ намного больше, чем российская, изучать информацию о расстройстве лучше всего в англоязычных источниках. Именно там можно найти ответы на самые разные вопросы — начиная от питания и заканчивая тем, что делать, если самый талантливый специалист в вашей фирме срывает дедлайны из-за расстройства. Вот несколько полезных ресурсов и статей.

Советы для партнеров больных СДВГ

Советы для работодателей

Как самоорганизоваться и справиться с рабочими задачами

Подборка научных статей про СДВГ

Подборка книг про СДВГ

Сайт Ассоциации помощи больным СДВГ

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/9766-adhd

сдвг – что это такое и как жить с синдромом дефицита внимания

Причины сдвг

СДВГ – медицинский термин, обозначающий синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Развивается СДВГ у детей в раннем возрасте, вследствие незначительной мозговой дисфункции нижних стволовых отделов. Патология проявляется чрезмерной импульсивностью и гиперактивностью. Психоэмоциональное возбуждение дополняется постоянным переключением внимания с одного действия на другое.

С возрастом синдром вызывает социальную дезадаптацию, которая приводит к проблемам во взаимоотношениях с другими людьми. Лица с болезненными отклонениями не могут вести себя адекватно обстоятельствам продолжительный период времени. Поэтому им необходима посторонняя помощь и медикаментозные препараты, регулирующие поведенческие факторы.

Распространенность заболевания

Экономическая нестабильность, неблагоприятная домашняя атмосфера, асоциальные поступки окружающих провоцируют увеличение числа больных, страдающих пограничными психическими расстройствами. Синдром СДВГ не позволяет человеку приспособиться к окружающей его среде.

Точные данные о распространении заболевания на территории России отсутствуют. Приблизительные показания по некоторым областям: патология учащихся – 7%, у дошколят – 20%.

Неправомерность статистических данных о синдроме в России — результат неправильно расцененных диагнозов. Часто психиатры идентифицируют понятия синдрома дефицита внимания и минимальную мозговую дисфункцию.

В США синдром диагностирован у 3 – 5% от общей массы, проживающих на территории страны. Европейские показатели – 2,2 – 9,5% детского населения. Многие авторитетные ученые с мировым именем сходятся во мнении, что увеличение числа больных – маркетинговый ход фармацевтических компаний. Глобальное распространение патологии связано с доступностью психостимуляторов.

Классификация СДВГ

Международная классификация медицинских диагнозов выделяет три типа неврологического расстройства:

  • СДВГ – ПДВ – патологические изменения выражаются преимущественно в невозможности концентрации внимания;
  • СДВГ – ГИ – характеризуются гиперактивным поведением и избыточной импульсивностью;
  • СДВГ – С – комбинированная форма патологии, объединяющая три симптома.

Синдром дефицита внимания — первичное гиперкинетическое расстройство процесса отбора информации.

Симптомы СДВГ

Общая клиническая симптоматика ярче выражена в раннем возрасте. Этот период обуславливается нарушением поведения. СДВГ у детей проявляется повышенной импульсивностью и гиперактивностью. Малыш постоянно пребывает в нервной подвижности:

  • сидя на одном месте елозит;
  • задает вопросы, не дожидаясь на них ответа;
  • нетерпеливо ввязывается в общение других людей;
  • привлекает к себе внимание криком, шумом, истерическим поведением;
  • игнорирует любые указания;
  • проявляет недоброжелательность к окружающим.

По мере взросления болезненное отклонение вызывает все больше проблем. Обучение в школе осложняется недостатком взаимопонимания со сверстниками, педагогами, родными.

Подросток не справляется с программой обучения. Отсутствие интереса к общеобразовательным предметам вызывает у него бесцельную активность. Неприемлемых ситуаций для таких детей не существует. Во время занятий они свободно разгуливают по классу, пристают к окружающим, портят школьные предметы.

В переходном возрасте на смену гиперактивности приходит суетливость, беспокойство и чувство внутренней тревоги. СДВГ у подростков в этом периоде характеризуется:

  • неправомерным поведением;
  • психоэмоциональной неустойчивостью;
  • заниженной самооценкой;
  • безответственностью;
  • нежеланием участвовать в любом виде общественной или домашней деятельности.

Отличительные признаки СДВГ у взрослых:

  • снижение интеллектуальных способностей;
  • сложности с восприятием информации;
  • забывчивость и рассеянность;
  • недостаток сознательного контроля над эмоциональными переживаниями;
  • резкая смена настроения;
  • необоснованное излишнее беспокойство.

Лица с пограничными психическими расстройствами ведут образ жизни, не соответствующий нормам общественной морали.

Диагностика СДВГ

Диагностика СДВГ у младших школьников включает:

  • проведение целенаправленного опроса родителей;
  • сбор детальной информации о перинатальном и постнатальном развитии;
  • изучение медицинской карты;
  • тест на СДВГ — оценка поведения ученика с помощью стандартных шкал, заполненных родными и учителями;
  • выявление нарушений зрения и слуха.

Подтвердить диагноз СДВГ помогает метод триплексного сканирования головного мозга (УЗИ сосудов). Данный вид исследования одобрен медицинской ассоциацией для детей старше 6 лет. Если клинические мероприятия выявили наличие диагноза СДВГ, необходимо в срочном порядке обратиться к детскому неврологу.

Синдром дефицита внимания у детей после 5 лет и взрослых лиц, диагностируется путем проведения магнитно-резонансной томографии. По результатам МРТ определяется нарушение когнитивных способностей. В этом случае наблюдаются: уменьшение коры головного мозга в префронтальных областях, сокращение движения крови в подкорковых ядрах и лобных долях, отвечающих за осознанные движения.

Лечение СДВГ

Неврологические нарушения носят устойчивый хронический характер. Лечение и осложнение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей требует обязательной медикаментозной коррекции. Для урегулирования эмоционального состояния больного назначаются:

  • Атомоксетина гидрохлорид – увеличивает содержание дофамина и норадреналина в префронтальной коре;
  • Тиоридазин – нейролептик, уменьшающий психомоторную активность;
  • Страттера – улучшает метаболизм головного мозга;
  • Кальция гапонтенат – стимулирует анаболические процессы в нейронах;
  • Глицин – повышает умственную работоспособность.

Препараты для лечения СДВГ у детей имеют возрастные ограничения. Перед применением — обязательное ознакомление с инструкцией.

Медикаментозная помощь при дефиците внимания у ребенка обуславливается симптоматическим действием. Необходимость употребления фармакологических средств растягивается на долгие годы. Длительная терапия облегчает симптоматику и помогает в интеллектуальном и социальном развитии.

Для лечения дефицита внимания у взрослых показаны такие препараты как:

  • Рисперидон – оказывает седативное действие;
  • Тиаприд – антипсихотическое средство со снотворным эффектом;
  • Тенотен – устраняет тревогу, успокаивает;
  • Пемолин – психостимулятор из ряда неамфитаминов;
  • Магне В6 – участвует в передаче нервных импульсов.

Фармакологические лекарства для нормализации жизнедеятельности при СДВГ должны быть назначены специалистом, имеющим достаточный уровень квалификации. Самолечение недопустимо.

Прогноз

Рождение детей с синдромом дефицита внимания в последнее годы не редкость. Актуальность проблемы уже давно вышла за рамки проводимых в этой области научных исследований.

Перерасти синдром дефицита внимания и гиперактивности получается у 25% – 50% детей. С возрастом у некоторых больных симптоматика пропадает, человек становится полностью социально адаптированным членом общества. На этапе реабилитации очень важно, чтобы семья была активно вовлечена в процесс.

Коррекция и адаптация

Родным и близким необходимо избавиться от уверенности, что маленький человечек сможет справиться с проблемой самостоятельно.

Доктор Комаровский рекомендует при синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей:

  • общение проводить в мягкой спокойной форме;
  • исключать выражение эмоций и душевных переживаний;
  • чаще стимулировать ребенка с помощью одобрения и похвал, особенно если он довел до конца начатое дело;
  • разработать четкий режим дня и придерживаться его;
  • на прогулке обеспечивать проведение энергичных игр;
  • обогащать детский рацион необходимым количеством витаминов и минералов.

Профессор Заваденко Н.Н., исследовавший СДВГ, настаивает на комплексном лечении патологических отклонений. Коррекция симптомов синдрома дефицита внимания у детей, кроме медикаментозной помощи должна включать психотерапевтические и социально-педагогические методики:

  • индивидуальное регулирование социального поведения;
  • групповая и семейная психотерапия;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • тренинги родительской компетентности;
  • стратегические программы по организации и проведению школьного обучения;
  • выбор индивидуальной образовательной программы.

Родителям детей с СДВГ нужно помнить, что сделать отпрыска счастливым, жизнерадостным членом общества вполне реальная задача. Общие усилия педагогического состава школы, социальных педагогов, членов семьи, врачей узкой специализации смогут помочь ребенку адаптироваться в социальной среде.

Источник: https://MozgPortal.ru/zabolevaniya/sdvg/sdvg-psihoemotsionalnoe-nedomoganie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.