< Про смысл жизни - Психолог

Про смысл жизни

Содержание

Смысл жизни

Про смысл жизни

Вряд ли на земле найдется человек, который никогда бы не думал о смысле жизни. Вопрос о предназначении конкретно каждого из нас встает в нашем сознании со всей серьезностью, ведь он связан с необходимостью принятия решения о том, как жить. Наш выбор в этом случае имеет далеко идущие последствия.

В современном обществе можно встретить людей с разным пониманием того, что такое смысл жизни человека:

1. Находятся люди, которые считают размышления подобного рода утопичными, а потому предпочитают просто «существовать» по причине их нахождения на Земле. Родился – значит, живи…

2. Другие, перебирая бесконечное количество вариантов, ищут то, что могло бы наполнить их жизнь смыслом, и тратят на это всю жизнь.

3. Некоторые, не находя того, что ищут, принимают радикальное решение – лишить себя жизни.Зачем она нужна, если в ней нет смысла?

4. Есть также и те, которые заявляют об имеющемся у них этом самом смысле и позиционируют себя счастливыми людьми.

Всех описанных нами людей объединяет одно: никто не хочет потратить свою жизнь впустую и быть обманутым. Смысл жизни человека неразрывно связан с понятиями о счастье, цели в жизни, её предназначении. Неправильно выбранный ориентир, в конце концов, приводит человека к разочарованию и краху жизни.

В чем смысл жизни человека

Размышления о назначении человека и его роли во Вселенной известны со времен появления средств записи информации. Естественно, что размышления подобного рода привели древних философов к вопросу о том, из чего состоит человек.

Телесная составляющая никогда не подвергалась сомнению и вызывала лишь анатомический интерес, так как с ее потребностями все достаточно просто – дышать, есть, пить… Телу не нужен особый смысл или идея – оно существует как биологическая материя.

Что же касается нематериальной составляющей человека, то тут все гораздо серьезнее.

Что такое душа?

Давайте посмотрим на различные понимания духовной сущности человека, имевшие место на протяжении истории.

1. «Материальная» душа

Аристотель говорил: «Некоторые люди рабы, а другие свободные граждане потому, что так назначено природой… Правильно и справедливо, что одними следует править, а другие должны осуществлять правление, к которому они пригодны от природы; и коли так, власть господина над рабом тоже справедлива».

В такой иерархии все было просто. Будь тем, кем ты родился – это и есть то место, которое ты должен занимать. Что-то подобное повторилось в 19-20 веках. Философия Ницше о сверхчеловеке, воспринятая множеством умов, преломилась в понимании людей самыми разными путями, что привело к таким вещам, как «очищение нации» Гитлером, «построение идеального общества» коммунистами и т.д.

Как в античности, так и учении Ницше, человек не рассматривался как состоящий из духовного начала и тела. Появившиеся в 19 веке труды Дарвина о происхождении видов, учение Маркса и
Энгельса о диалектическом материализме поставили под удар само устройство Вселенной и человека как ее части.

Ницше заявлял о необходимости «убийства Бога» для освобождения человека от предрассудков и страхов. Человек перестал быть носителем нравственной души. Материализм смотрел на человека как на высокоорганизованную биологическую материю, и только материю….

В результате каждому уделялось то место, на котором он будет более всего полезен для «общественной пользы». А она, в свою очередь, являлась единственным мерилом истины, с формулировкой «цель оправдывает средства». Именно поэтому гитлеровские лагеря смерти считались рациональным средством «очищения расы».

По этой же причине в СССР описанных Солженицыным диссидентов расстреливали, ссылали или бросали гнить в тюрьмах как вредные для общества элементы.

2. Душа желаний

Но описанная выше модель жизни устраивала далеко не всех. Находились мыслители, которые всерьез признавали существование души у человека и размышляли о ее потребностях. Моменты нравственности, любви и добра действительно довольно трудно описать биологической материей.

 Последователи Эпикура возвели удовольствия в ранг высшего блага. Они считали, что человек будет счастлив тогда, когда не будет иметь страданий и обретет невозмутимость души. В этой концепции человек качественно отличается от того, что предлагает чистый материализм.

Он имеет душу с притязаниями на счастье и определенными потребностями, которые необходимо удовлетворять.

Необходимо отметить и философию Востока с подобной концепцией в понимании души. В этой парадигме тело становится обузой душе, имеющей неземную природу и соответственные этой природе потребности.

Важным моментом этого взгляда является вечность души и ее нематериальность, но в ряде случаев речь идет не о возвращающейся к Богу душе, а о ее реинкарнации в «следующей жизни» и продолжения существования в телесном облике.

3. Эмпирическая и мистическая душа

На этот раз во главе угла стоял личностный, нематериальный и порой необъяснимый опыт, который занял место мерила истины. Логика такой концепции проста: кто не пережил — тот не поймет и не имеет морального права оценить то, что произошло. А значит, и возможность общих правил становится неправильно.

Такое положение вещей привело к множественности истин и мнений. Представители данного направления философии (Гоббс, Локк и др.) ставили перед собой задачу познания природы или ее подчинения через опыт, приобретаемый каждым человеком отдельно. Кстати, развитие этого учения приводит к пантеизму – многобожию.

4. Божественная душа

Стоит отметить еще один исторический взгляд на душу. В яркой форме он был выражен в период средневековья и частично – в эпоху возрождения. Влияние церкви и ее законов стало неотъемлемой частью каждой области жизни. Взгляд на духовную сущность человека опирался на Библию. Эта душа отличается от предыдущих четким началом, определенной целью, и совершенно четко поддается описанию.

Душа человека:

1. Не материальна.2. Сотворена Богом.3. Вечна.4. Человек несет ответственность за правильные отношения с ее Творцом.

5. В чем смысл жизни этой души — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.

Идеальный смысл жизни

Какими параметрами должен обладать идеальный смысл жизни, которому он мог бы посвятить всю свою жизнь и не разочароваться? Я пришел к трем простым критериям:

1. Идеальный смысл жизни находится вне времени и должен иметь ценность на протяжении всей жизни. Он не может быть ограничен временными рамками и быть достигнут на определенном этапе жизни. Для краткосрочных целей есть другое название – мечта.

2. Идеальный смысл жизни нематериален, он не может иметь земной, материальной ценности, так как он потеряет ценность, когда будет достигнут.

3. Идеальный смысл жизни осуществим. Многие люди столкнулись с разочарованием в конце жизни лишь потому, что были увлечены идеей, которая сама по себе нереальна.

Хороший тому пример – коммунизм, который строили несколько стран. Миллионы людей были заражены этой идеей.

Работая по две смены, ущемляя себя во благо светлого будущего, ссылая инакомыслящих, они, в конце концов, остались у «разбитого корыта».

Где же искать смысл жизни?

Теперь давайте подведем итог всему, что было написано выше. Довольно много людей гоотово разменивать свою жизнь на «мыльные пузыри», мимолетные иллюзии, так и не разобравшись в том, зачем их душа пришла в этот мир.

Материальное состояние, почет в обществе, власть – все это “мыльные пузыри”.

Кто-то предпочитает «забыться», уйти от реальности и проблем, которые возникают в жизни – в современном мире достаточно средств, одурманивающих разум. Другие люди перебирают многочисленные идеи, теряя на это драгоценное время.

К сожалению, даже общечеловеческие ценности (например, хорошая семья) не способны дать человеку постоянный и надежный смысл, наполняющий его жизнь.

Исходя из критериев идеального смысла жизни, которые я вывел для себя, я пришел к пониманию, что есть всего два понятия, соответствующие этим критериям:

1) Смерть

Как бы парадоксально это не звучало, но смерть соответствует заявленным требованиям смысла жизни. Она нематериальна, не зависит от поставленных сроков деятельности человека, и она осуществима. Смерть как неспособность существовать биологически. Но разве можно назвать это смыслом??? Конечно, нет!!! Жить ради смерти абсурдно.

 Важно также понимать, что мы находимся здесь не по своему выбору – процесс нашего рождения был задуман Кем-то помимо нас. А значит, логично предположить, что в поисках своего предназначения, мы должны основываться не на своем представлении, а попытаться понять устройство мира и свое место в нем.

И абсолютно точно мы не имеем права лишать себя жизни, так как наше появление и уход из жизни определены не нами.

2) Существование после смерти

Этот смысл тоже соответствует описанным выше требованиям. Только, в отличие от первого варианта, действительно является смыслом, способным дать направление всей жизни. Определить ее судьбу, конечную цель и дать надежду на вечное блаженство. Смысл жизни можно найти только в Боге.

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» (Библия, Евангелие от Иоанна 14:6).

Разговоры о загробной жизни у многих людей вызывают улыбку. Такой смысл жизни для них тоже неприемлем. Ведь он ставит под сомнение их собственную значимость и ограничивает их свободу.

Действительно, чтобы принять Христа своим Спасителем, человек должен признать собственную немощь и доверить свою судьбу в руки Того, Который существует вне земного времени и открывает то, что нужно человеку, как его Творец.

Нам кажется логичным изучить инструкцию по эксплуатации прибора, составленную его изготовителем. Только вот почему-то инструкция Творца людей (Библия) многими игнорируется…

В чем истинный смысл жизни

Если вы сегодня размышляете о значимости и ценности жизни, то постарайтесь ответить себе на простые вопросы:

1.Какова ваша душа, ее потребности и ценности?2.Какими характеристиками должен обладать ваш идеальный смысл жизни?3. По чьей воле вы сегодня находитесь на Земле и рассуждаете об этих вопросах?

4. Если существует Бог, сотворивший вас, то каково ваше место в Его замысле?

Такие размышления привели меня к пониманию Бога. Бога личностного, с которым можно иметь отношения. Того Бога, который наполняет жизнь смыслом, дарит надежду и исполняет Свои обещания. Сотворивший небо и землю, Он сотворил и человека. Но человек согрешил, пренебрегши повелением Бога, и дальнейшие отношения стали невозможны.

Иисус Христос пришел на Землю для того, чтобы решить эту проблему. Он — реальная историческая личность — умер на кресте, чтобы искупить вину всех людей перед их Создателем. Отношения с Богом можно наладить, поверив в Христа как личного Спасителя. И Он даст вам смысл жизни земной, и блаженную вечность после смерти.

Источник: //xn-----6kcbthiqkbo2g9ctcg.xn--p1ai/%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8/

Про смысл жизни

Про смысл жизни
[Всего : 0    Средний: 0/5]

Бессмертие будет даровано тем, кто преодолеет невежество молодости

Заметили? Слово «смысл» как будто сокращённое «с мыслью». Видимо так и происходит. Человек всегда оказывается там, где его мысли. Получается, что сама мысль весьма значима в этом процессе. Ибо все, что делается со смыслом, имеет смысл. Правда, говоря мысли, тоже бывают разными, от каких нибудь подленьких мыслишек и до самых что ни наесть возвышенных.

Может в этом и заключается смысл той самой жизни, о которой люди всё чаще начинают задумываться? Мы с вами уже знаем, что в мире есть две противоборствующие силы добра и зла, мы также уже знаем, что человека тоже двое его низшая и высшая природы, которые соответственно управляются теми двумя силами. Вот по факту и получается что смысла в жизни тоже два.

Так сказать, для каждого свой.

Смысл жизни первый (эгоистический)

Вы совершенно обыкновенный обыватель. Родившийся в благополучной семье, как и все ходили в школу, закончили высшее учебное, пошли работать, научились зарабатывать достаточно, дабы обеспечить себя, свою семью, своих родителей. У вас есть счёт в банке, и возможно даже не один.

По выходным вы ездите на уикенд. В отпуск на Канары. Время от времени в кругу своих друзей и близких, за рюмочкой хорошего крепкого вы, как и миллионы других на время ударяетесь в философию, рассуждаете о смысле жизни, делитесь своими достижениями, радуетесь за других.

Доживаете до глубокой старости, на смертном одре вас окружают только любящие вас родственники, и вы покидаете этот мир. Всё, финита ля комедия. Как по мне, довольно сносный исход прекрасной жизни, успешной, счастливой и весьма интересной и разнообразной. Если бы только не маленькое но.

Не каждому, почему-то так везёт. Чаще встречается такой вариант:

В школе вы также как и все не хотели учиться и, следовательно, учились посредственно. Родители вам нанимали репетиторов, объясняли вам, что без высшего образования вы будите никем.

Потом они вас: мальчиков отмазывали от армии, платили за институт, девочек мамы учили повыгодней выйти, замуж настаивая на том, что сегодня, когда жизнь такая тяжёлая нужно найти выгодного мужа с жильём и хорошей работой. Потом родители или их близкие знакомые устраивали вас на хорошие работы.

Вы не всегда успешно выходили замуж, женились, не всегда ладились отношения с тёщами, свекровью. Да и на работах тоже случались проблемы, то сотрудники полные придурки, то шеф лопух.

Потом по какой-то непонятной причине дети у вас растут у кого готами, у кого эмо, у кого-то обыкновенный оболтус не хотящий учится, начавший рано курить и возможно пробовать наркотики. Вы как родитель везде ему «помогаете» то заглаживаете вину в школе, потом глядь и уже в милиции.

К сорока у вас вдруг обнаруживаются болячки, у кого печень, у кого сахар, у кого сердце. И на смертном одре вас окружают вовсе не милые родственники, которые никак не могут дождаться, чтобы вы уже свалили, ибо надо деребанить ваше нажитое не посильным трудом добро.

Смысл человеческой жизни в несколько строк:

Мама, каша, ложка, кошка, книжка, яркая обложка,Буратино, Kарабас, ранец, школа, первый класс,грязь в тетрадке, тройка, двойка, папа, крик, головомойка,лето, труд, овин, солома, осень, сбор металлолома,Пушкин, Дарвин, Kромвель, Ом, Робеспьер, Hаполеон,Менделеев, Герострат, бал прощальный, аттестат,институт, экзамен, нервы, конкурс, лекции, курс первый,тренировки, семинары, песни, танцы, тары-бары,Прелесть! Hравится! Влечет… Сессия, весна, зачет,стройотряд, жара, работа, культпоход, газета, фото,общежитье, «пас» и «мизер», радиола, телевизор,карандаш, рейсфедер, дом, пятый курс, проект, диплом,отпуск, море, пароход, Kрым, Ай-Петри, турпоход,кульман, шеф, конец квартала, цех, участок, план по валу,ЖСK, гараж, квартира, теща, сын, жена Эльвира,детский сад, велосипед, карты, шахматы, сосед,сердце, печень, лишний вес, внуки, пенсия, собес,

юбилей, часы, награда, речи, памятник, ОГРАДА …

Я, конечно же, физически не могу, да и не собираюсь, описывать все возможные варианты человеческих судеб, ибо есть и по лучше и похуже. Это картина для среднестатистического обывателя. Коих у нас большинство.

И расписывать тут можно ещё много, начиная с квартирного вопроса и заканчивая наследством. И наверно нет ни одной семьи, где бы хоть один пункт непонимания, вражды или разногласий не присутствовал в их жизни.

Хм… Интересно, в чём смысл такой жизни был?

На старости лет вспоминать пьянки, гулянки, конечно, было и хорошее, но чего было больше? С какими мыслями человек подходит к своему смертному одру? Может это и есть апофеоз жизни?! Тот самый скрытый смысл, ради которого было потрачено 70-90 (в лучшем случае) лет жизни, сил и здоровья?

Вы никогда не думали, какие мысли крутятся у умирающего? Аааа понимаю, понимаю, разговор о смерти это табу, рано, мол, о ней говорить. Время не пришло. Но никто ж не знает когда она окажется на пороге.

Или вы думаете, что вы этого избежите? Вас это не коснётся? Не хочу тебя, дорогой мой читатель пугать или расстраивать, но это ждёт абсолютно всех. И смысл в том, что человек, окончивший свой земной путь, будет там, где будут его мысли в смертный час.

Вот и представьте себе на минуточку, в какой из миров попадёт душа человека, который всю свою жизнь думал лишь только о себе любимом. Заботился только о своём благополучии, о своей выгоде, о своём престиже ну и всё такое.

Для этого человека это и был его смысл жизни: удовлетворять свои материалистические потребности, ублажать свои низменные желания, потворствовать своему низшему «я», удовлетворять свою животную природу, при этом % духовного развития минимален. Человек жил ради себя любимого. Такие люди называются: служащие себе.

Ваши жизни не складываются потому, что вы механистически живёте в ваших системах верований вместо того, чтобы жить своим опытом. Мы действуем так, словно самое важное — это причины, по которым мы чего-то не делаем; мы не в состоянии увидеть, что самое важное — сделали мы что-то или нет.

Смысл жизни второй (духовный)

Сразу скажу, он вам мало, чем понравится, я бы даже сказал, он будет для большинства вообще не приемлем. Но он есть, он существует и хоть мало людей, но живут именно так. Они не бегут впереди паровоза. Они не выпячивают себя на показ. Им совершенно не важно как их оценят в обществе. Их мало интересует самопиар.

Они минимум тщеславны, минимум высокомерны. На них привыкли ездить первые. Первые их вообще считают лохами, батанами, не от мира сего. Они у первых неудачники, такая модная американская обзывалавка. У них, как правило, нет огромных счетов в банках, возможно, они даже никогда небыли за границей.

Но при этом они вовсе не голодают, и не нищенствуют, и в окружении у них меньше докучливых сотрудников и плохого начальства. У них больше понимания в семье, лучше отношения к окружающим. Они большую часть своего времени, потратили на чтение книг, познание чего-то не просто нового, а полезного и нужного.

Возможно, кто-то из них весьма талантлив в ясновидении, в целительстве. Они раньше первых придут на помощь и пожертвуют ради ближнего своего.

Отношения у них вовсе не деловые, типа ты мне, я тебе. Они чаще первых бескорыстны, преданы, честны. Да, у них тоже бывают проблемы со здоровьем, но отношение к болезням и смерти у них совершенно иное.

Они чаще первых задумываются, в чём же смысл их жизни, и это не сиюминутное увлечение, а настойчивый последовательный поиск всей их жизни. У них так же есть проблемы воспитания детей, но восприятие проблем и решение совершенно иное. Многие из них уже не бояться смерти.

Некоторые возможно уже напрямую общаются с богом, и совсем небольшое их количество уже нашли ответ всё на тот же вопрос: в чём же смысл жизни человека. Как вы уже поняли, для них смысл лежит совершенно в противоположной стороне от первых обывателей. Такие люди называются: служащие другим.

Их жизнь заключается в том, чтобы жить не ради себя любимого, а ради окружающего их мира и окружающих их людей. В их случае % духовного совершенствования наибольший, а материалистическая составляющая у них меньше.

Про смысл человеческой жизни

Ну а теперь серьёзно. Ещё довольно долго, я бы даже сказал, бесконечно долго человечество будет думать, гадать в чём же смысл всей его жизни, пока, наконец, то не поймёт в чём смысл всей эволюции на планете Земля. Будите смеяться, но ответ настолько же прост, насколько просто всё гениальное.

Смысл Жизни человека заключается в постоянной эволюции духа и материи.

Первые в нашем примере это души молодые, которые ещё только должны эволюционировать с материей потому у них и сильно выраженные материалистические взгляды. Смысл их жизней один. Вторые это уже души среднего и старшего возраста, когда они прошли уже весь путь эволюции материи, именно поэтому их уже интересует эволюция духа. Смысл их жизней другой.

Поэтому правы и те и другие. Когда одни лазят по разного рода семинарам, пикапам, тренингам, всё время, пытаясь достигнуть хоть и иллюзорного, но они пока этого не знают, успеха, наслаждения — смысла всей их жизни. Другие уже соприкасаются с Миром Тонким, который более реален, чем Майя материального мира.

Вторые всего лишь сменили одни терзания на другие.

Про смысл жизни написано уже столько книг, столько снято фильмов, спето песен, что, казалось бы, нет смысла уже чего-то писать или говорить о смысле жизни. Но сколько будет существовать человечество, столько оно будет искать, этот самый смысл.

Потому что мысль это величайшая сила мироздания, мыслью строятся миры, нас окружают наши же мысли, и когда культура мышления выйдет на должный уровень, то и про смысл жизни будет интересно людям рассуждать и в семье и на работе.

А пока человечество забито мыслями о выживании или же наслаждении преимущественно животной своей природы.

Пока человечество не подрастёт и не поймёт, что общепринятое благополучие заключает в себе отупение и безмыслие, оно будет отвергать дух, и тем самым давать Тёмной Иерархии повод для манипуляции их сознанием. И кто бы чего не говорил про смысл жизни, истинный смысл может быть один, правд может быть много, но Истина одна.

Про смысл жизни человечество написало миллионы книг. Про смысл человеческой жизни спето столько же песен, и написано не меньше стихов. Про смысл жизни написана каждая вторая книга на планете.

Так почему же человек никак не поймёт, в чём же смысл его жизни? Про смысл жизни необходимо говорить везде: в компании, в семье, на работе,  в транспорте, всё же это лучше и полезнее нежели осуждать, разводить сплетни и клеветать.

Источник: //selfpickup.ru/smysl-zhizni/pro-smysl-zhizni.html

Смысл жизни: в чем смысл жизни? Отвечает доктор психологических наук

Про смысл жизни

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».

Какое место смерть занимает в жизни человека?

О смерти, наверное, написано и сказано практически все, и добавить к этому что-либо трудно.

Однако, если мы посмотрим, какое место занимает смерть в жизни человека, в его реальной жизни, повседневных заботах, мыслях, предметах, то увидим, что это место ничтожно мало, значительно меньше, чем какое-нибудь изменение фасона одежды или скандала вокруг рок-звезды.

И, как писал один старый автор, самая большая, самая разительная, самая-самая страшная нелогичность в жизни человека — это та, что он не готовится к смерти, не готовится к тому, что в жизни его является самым верным и неизбежным.

Психолог такую ситуацию объяснит довольно просто. Он скажет, что смерть вытесняется из сознания, из психики, и что это вытеснение необходимо и даже полезно, отчасти об этом уже говорил Федор Ефимович Василюк. На самом деле, если мы задумаемся о смерти то, как мы сможем продолжить эту часто суетную жизнь, как мы будем делать все наши дела и делишки?

И, действительно, получается такая коллизия, о которой сегодня говорили, которая идет еще от блаженного Августина: «Пока мы живы, смерти нет, а когда умрем, не будет жизни». Эти состояния разделены, и вопрос в том, как их искать вместе.

Но тем не менее и в психологическом плане смерть встречается с жизнью. Причем она встречается с жизнью не где-то на периферии коллизий психической реальности, а в очень важном, едва ли не центральном месте. Это место — проблема смысла жизни.

Смысл жизни

Для того, чтобы как-то подтвердить эти слова, позволю себе небольшое психологическое отступление. Что есть смысл? Смысл не есть предмет, название, слово, Смысл — это улавливаемое нами, отражаемая связь между предметами. Обычно это связь между предметами и ситуацией меньшей по отношению к ситуации большей.

Скажем, понять смысл того, почему вы пришли на эту конференцию, исходя из этой конференции, невозможно. В каждом случае мы должны выйти за границы этой конференции, и тогда окажется, что один, скажем, пришел, чтобы получить знания, другой — чтобы написать диссертацию, третий — себя показать и т. д.

То есть в каждом случае мы должны выйти из данной ситуации и войти в контекст ситуации более широкой.

Далее. Каждый смысл возгоняется, восходит по вертикали в некую иерархию, лестницу, потому что ответ, что я пришел себя показать, тут же подразумевает новый вопрос: а ради чего ты хочешь себя показать? И там приходится отвечать: ради того, что я обладаю такой профессией или еще что-то. Вопрос о профессии вновь подразумевает вопрос: а ради чего тебе эта профессия?

И такая возгонка неизбежно ведет к последнему вопросу: ради чего ты живешь?

И вот здесь мы вновь обнаруживаем себя в ситуации: понять смысл жизни, исходя из жизни, из ее контекста и ситуации — нельзя по определению. Потому что по определению: смысл есть отношение меньшего к большему.

Смысл жизни как проблема, как сам вопрос может быть поставлен лишь в том случае, если мы отнесем его к чему-то, что более нашей жизни, что выходит за грань нашей жизни. Именно здесь происходит реальная встреча со смертью.

И эта возгонка подразумевается в нашей жизни, даже когда мы ее и не осуществляем. Подобно тому, как в Римской империи все дороги вели в Рим, все вопросы о смысле, или точнее, о смыслах, разлитых в нашей жизни, так или иначе ведут к этому главному и существенному смыслу жизни.

И последнее, когда мы говорим о смыслах, то речь не идет о некоторых декларациях, которые человек произносит. Речь идет о внутренней субъективной реальности. Смысл — это суверенная территория души. Поэтому смысл нельзя навязать, его нельзя преподать. Истине не обучаются, истина переживается. Это старое положение философов.

Когда происходит встреча со смертью? В онтогенезе, т. е. в ходе индивидуального психического развития это происходит несколько раз. Ведь постановка вопроса о смысле жизни — это вечная по сути дела постановка. Здесь нет какого-то определенного ответа на всю жизнь. Но острота высвечивания этой проблемы приходится на главные, переломные моменты человеческой жизни.

У Маршака есть такое стихотворение «Четыре года без смерти». Он вспоминает, что до четырех лет он был бессмертен, т. е. смерть в это время как бы не присутствовала в его жизни, а в четыре года он вдруг понял, что когда-то умрет, конечно, в бесконечном пространстве-времени, но умрет. Как он горько это переживал, плакал.

Затем смерть появляется в очень важном возрасте — примерно в 9-10 лет. Это вообще довольно таинственный возраст, потому что в эти годы человека очень часто сопровождают тяжелые болезни, выводящие его на грань смерти. Если просмотреть биографии многих людей, то обнаружится, что в этот период жизни многие из них были тяжело больны.

Затем следует подростковый период. Это конечно, наиболее драматический возраст. Главный драматизм подросткового возраста заключается в том, что здесь впервые с полной отчетливостью и ясностью человек понимает свою смертность.

В подростковом возрасте появляются первые самоубийства, появляются первые игры с этой гранью.

И как мы знаем, подростковый возраст — это наиболее возвышенный, философский возраст, когда человек решает проблемы связанные со всем своим будущим, со всем смысловым содержанием смысла жизни.

Далее, следует выделить кризис, манифестируемый достаточно ярко в 30-летнем возрасте. За ним с периодичностью примерно в 10 лет следуют кризисы смысла жизни 40 лет, 50 лет, и т. д.

Помню запись 51-летнего Толстого в «Исповеди». Он пишет: «две мыши — белая и черная — то и дело подтачивают корни куста, на ветвях которого я вишу над пропастью. Я держусь за ветви жизни, зная, что неминуемо меня пожрет дракон смерти».

Вопрос о смысле жизни

Помимо закономерностей возрастных, есть и структурные закономерности в решении вопроса о смысле жизни. Они теснейшим образом связаны с теми ступенями или структурами смысловой сферы, которые можно наметить.

Можно говорить об эгоцентрическом уровне, когда человек воспринимает себя как единицу, центр, а другие, все окружение выполняет служебную роль в зависимости от того, помогают они его желаниям или нет.

Если помогают — они хорошие, если не помогают, то они враги. Смерть здесь воспринимается как конец личного благополучия, как стимулятор эгоцентрической работы.

Соответственно смысл жизни рассматривается как увеличение суммы личных достижений вне зависимости от блага других людей.

Смерть такого человека как бы уничтожает его, все становится бессмысленным после его смерти.

Следующий важный уровень — это группоцентрический, где центральной является группа, общность, с которой человек себя идентифицирует. Отношение к другим тесно зависит от того, принадлежит он к этой группе или не принадлежит. Если принадлежит, то другой человек достоин жалости, сожаления, любви, снисхождения.

Если не принадлежит, то эти чувства на него могут не распространяться. В этом случае смысл жизни уже выходит за грани смерти человека, и он видится в жизни, благополучии той группы, с которой он себя идентифицирует.

Мы все жили в таком мире, где такая центрация была официальной: «забота у нас такая, работа у нас большая — жила бы страна родная, и нету других забот!» «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!» И так далее. Здесь главный смысл заключается в том, чтобы жил определенный «кусок» общности.

Он может быть разным — от семьи до страны. Он может быть совершенно разным по объему, но психологически — это одно и то же: жили бы «мои», жили бы «мы», «наши», а что касается остальных, то это безразлично.

И, наконец, следующая ступень, которую можно назвать гуманистической, просоциальной. На этой ступени любой другой человек, принадлежит он моей группе или нет, обладает в смысловом восприятии такой же ценностью, как я сам.

На этой ступени впервые появляется нравственность, потому что до этого о нравственности мы говорить не можем. Можно говорить о морали: группоцентрической или корпоративной. Но мораль, как известно, есть во всех слоях общества, начиная от преступников и кончая работниками торговли и т. д.

Только на уровне нравственного сознания начинает действовать императив Канта или если говорить проще, старое золотое правило этики: поступай с другим так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

В качестве примера переживания подобного нравственного состояния можно сослаться на 37-летнего Эйнштейна, который во время тяжелой, угрожающей смертью болезни писал: «Я настолько чувствую связь с другими людьми, что мне все равно, где кончается моя жизнь» отсюда и смысл жизни.

На уровне нравственного сознания смысл жизни более широкий и светлый, чем тот , который присутствует в групповой морали. Он преображает деятельность человека, хотя этот смысл относится ко всему человечеству, он, строго говоря, конечен, поскольку конечно человеческое существование и человечество как таковое также конечно. Другое дело — в каких масштабах и сроках эта конечность заключена.

И, наконец, последняя ступенька, которую можно обозначить, — это ступень духовная или эсхатологическая. На этой ступени человек начинает рассматривать себя как существо, связанное, соотнесенное с духовным миром.

Тогда он сам и любой другой человек приобретает не только гуманистическую, общечеловеческую, но и определенную сакральную ценность. Здесь, на этой ступени, устанавливается его личная «формула», связь с духовным миром, личная форма связи с Богом.

На этой ступени смерть рассматривается вообще не как конец личного бытия, а как переход от одного состояния жизни к другому, переход от изменений душевно-телесных к изменениям духовно-бестелесным.

И по сути на этой ступени и только на этой ступени возможно появление бесконечного смысла жизни, смысла жизни, не уничтожимого фактом физической смерти.

Жизненная коллизия разрешается нахождением смысла жизни только в религии. Поэтому смерть называют козырной картой религии, в частности, постигая нашу культуру, козырной картой христианства. Потому что другие подходы не могут покрыть эту карту.

В заключение я хотел бы вернуться к сомнению, которое было высказано старым автором о том, что стоит ли людям думать о смерти пока они живы.

Это сомнение принадлежит многим психологам, которые считают, что мысль о смерти надо вытеснять, поскольку она только мешает жизни.

На самом деле то или иное решение вопроса о смысле жизни, которое, как я пытался показать, необходимым образом связано со смертью, играет едва ли не важнейшую роль в организации жизни человека, в организации самых разных проявлений этой жизни.

Если говорить о медицине. Медицина не может существовать вне концепции жизни и смерти. Я позволю себе сказать, что она начинается с этой концепции. Более того, позволю себе высказать утверждение, что если нет этой концепции, то это не медицина вообще, какими бы инструментами она ни обладала.

Потому что основы медицины были заложены Гиппократом, его клятвой. В клятве речи нет ни о каких инструментах. В ней речь идет об определенной организации на подобии ордена. Врач — это не профессия наряду с другими типа слесарь-сантехник или инженер.

Это особая профессия, в которую должны входить люди с особым сознанием и призванием.

Возьмем любое проявление современной медицины, о которых очень хорошо говорила Валентина Васильевна Николаева, например отношение ребенка к ситуации болезни. Дети в больницах не играют, они замкнуты, они фиксированы на своих родителях, они воспринимают болезнь только как ограничение. Все это целиком относится к советской больнице.

Все это соответствует в лучшем случае уровню группоцентрической морали или группоцентрическому пониманию смысла жизни, потому что в центре советской больницы находится болезнь, а не человек, не ребенок.

Если бы в центре нормальной больницы находился ребенок, то тогда все было бы повернуто по-другому. Потому что задача врача и задача такого рода больницы, где находятся дети, тяжело больные дети, — сделать так, чтобы они там жили, а не просто лечились.

Сейчас лечение — центр больничного распорядка, к которому приноравливается жизнь больного ребенка. Нужно повернуть наоборот. В центре — жизнь ребенка, ее смысл. Лечение — это средство, «которое должно пристраиваться » и соответствовать смыслу жизни ребенка.

И такие больницы есть. У нас, правда, я их не видел. Я видел их за границей. В подобной больнице ребенок может жить, общаться со сверстниками, шутить. Он не будет зафиксирован на родителях.

Все эти вопросы являются ключевыми. Если они не будут решаться, если на понимании смысла жизни не будет строиться образование медиков, то тогда мы так и останемся на представлении о человеке как организме, которым надо манипулировать, вырезать его органы, торговать ими или передавать по наследству и т. д.

Понимание смысла жизни, возгонка этого понимания до уровня подлинных духовных ценностей является основанием человеческой медицины.

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».

Ответы священников о смысле жизни:

Если человек не знает, чем ему заниматься в этой жизни, то как и о чем ему просить у Бога?

Почему Господь допустил сгореть во время пожара верующей семье из Щербинки?

Как понять свое предназначение?

Источник: //www.pravmir.ru/smert-i-smysl-zhizni/

Смыслы жизни, в чем они заключаются

Про смысл жизни

Многих людей интересует вопрос: в чем смысл жизни. Отвечая на этот вопрос, нужно руководствоваться несколькими точками зрения и знаниями разных наук, так как каждый понимает этот термин по-своему. Ведь существуют и такие люди, которые не видят своего предназначения в жизни.

Этой проблемой обеспокоены не только простые люди, но и писатели, философы, религиозные мыслители, художники, поэты и другие великие люди. И кто-то этому изучению посвятил даже всю свою жизнь. Но до сих пор не удается точно ответить на вопросы: что такое смысл жизни и в чем он заключается.

Насущный вопрос о смысле жизни человечества

В чем заключается смысл жизни? Наверное, точного ответа на вопрос найти не удастся, так как каждый человек видит мир со своей точки зрения и размышляет согласно своим взглядам и предпочтениям. Чтобы ответить на столь сложный вопрос, в первую очередь, нужно понять свою цель в этой жизни.

Смысл жизни человека будет меняться на продолжении всего жизненного пути, так как перед ним постоянно будут стоять разные цели и задачи. В основном они связаны с уровнем проживания и возрастом индивида.

Например, когда человек становится совершеннолетним, его целью является заработать как можно больше денег, чтобы встать на ноги и завести семью и прокормить всех ее членов.

Но когда к сорока годам у него уже все это есть, его преследует новая «миссия» – это поставить на ноги и обеспечить своих детей.

К шестидесяти же годам многие люди заботятся о своей второй половинке, сохраняют свое здоровье и живут в свое удовольствие.

 Можно ли жить без цели в жизни

Некоторые люди не понимают в чем смысл жизни и поэтому живут, не имея его. Но такие индивиды лишены внутренних мотиваций и вряд ли им чего-то удастся добиться в своей жизни.

Ведь, если человек не ставит перед собой целей, ему сложно стремиться к идеальной жизни.

Если человек не понимает, в чем заключается смысл его жизни, он становится слабым и ему очень сложно чего-то добиться и достичь.

Если человек не понимает, в чем заключается его смысл жизни, то им очень просто управлять и принимать за него решения, так как зачастую такие люди не имеют собственного мнения. В результате страдает индивидуальность, и он перестает проявляться как личность.

Как утверждают психологи, те люди, которые не видят предназначения своей жизни, часто спиваются, становятся депрессивными или заканчивают жизнь суицидами. Чтобы этого не произошло с вами, нужно в своей жизни строить цели, планы и понимать для чего вы живете на земле.

Предназначение человека с философской точки зрения

Наверное, философия – это первая наука, которая изучает, что же такое смысл жизни. Но и тут есть свои споры, так как у каждого философа своя точка зрения, которую он готов отстаивать.

Философы постоянно стремятся к каким-то идеалам и создают собственные модели поведения. Самыми популярными постулатами о смысле жизни человека можно назвать следующие:

1. В античной философии существовали следующие мысли:

  • Аристотель видел смысл жизни человека в получении счастливых эмоций;
  • Эпикур считал смыслом человеческой жизни получение удовольствия;
  • Диоген видел в жизни смысл лишь тогда, когда речь шла о душевном покое.

2. В философии Средневековья на размышления что такое смысл человеческой жизни, отвечали так: это изучение жизни потомков и следование их примерам.

3. А философы двадцатого века смысл жизни человека видели в ином. И тут тоже имеются разногласия:

  • иррационалисты считали, что смысл человеческой жизни кроется в борьбе со смертью и страданиями;
  • экзистенциалы утверждали, что смысл жизни человека зависит лишь от него самого;
  • а позитивисты не считают это как таковой проблемой.

Цели в жизни человека с религиозной точки зрения

О какой бы эпохе времени человек ни заговорил, всегда люди пытались понять свое предназначение и определить в чем состоит смысл жизни человека. Немало этой проблеме посвятила и религия.

Можно с уверенностью говорить, что у людей, живших сто лет назад, и у тех, которые проживают сегодня, совершенно разные цели, так как мир не стоит на месте и постоянно изменяется.

Те обычаи, традиции и устои, которые были модными много лет назад, сегодня вряд ли по достоинству оценит современная молодежь.

Если говорить о религии, то больше всего вопросом о смысле жизни человека обеспокоено христианство. Если рассматривать эту тему на религиозном уровне, то нельзя не говорить о таких понятиях и определениях, как Бог, Иисус, грехопадение, спасение души. Этой проблемой обеспокоены многие люди и данная тенденция будет наблюдаться еще несколько лет.

«Духовная элита» смысла жизни

Чтобы понять, в чем состоит смысл жизни человека на земле, нужно рассмотреть еще одну точку зрения, которая именуется духовной элитой. Смыслом этой элиты можно назвать то, что люди должны сберегать все, что их окружает и привлекать человечество ко всему духовному и культурному.

Например, Ницце говорил, что смысл человеческой жизни, заключается в том, что необходимо рождать гениев, тем самым повышая культуру своей страны и продолжая свой род.
Об этом же говорил и Ясперс, который считал, что люди должны быть примером друг для друга.

Смысл человеческой жизни, по его мнению, заключался еще и в том, чтобы избавить мир от сиротства, делая доброе дело для детей. И все дети должны расти в полноценных семьях.

Гедонизм и предназначение человека

Гедонизм также изучает, в чем смысл жизни человека. И его ответы на этот вопрос не сильно отличаются от других наук. Основателями этого течения можно назвать Аристиппа и Эпикура, которые утверждали, что в жизни человек должен испытывать только положительные эмоции, а если происходит что-то негативное, то это плохо сказывается на жизни целиком.

Также они утверждали, что все живое на земле тянется к тому, чтобы получать удовольствие и брать все от жизни. Иными словами, их теория заключается в создании прекрасного на земле.

Но существовало много возражений согласно этому течению. Как говорят ученые, гедонисты видят смысл жизни человека лишь в стремлении к счастью и больше ни в чем другом. В какой-то мере это определение верно.

Но с другой стороны, как показывает практика, человек, который совершает поступок, не всегда думает хороший он или плохой. Ведь чаще всего сначала человек что-то делает, а только потом думает о содеянном и неважно плохой или хороший поступок он совершил.

Порой люди даже специально делают такие дела, которые связаны с мучениями, страданиями и даже смертностью – чтобы наказать друг друга.

Стоит понимать, что каждый человек индивидуален, и то, что одному кажется положительным явлением, для другого может принести много горя и разочарований.

Кант же определение гедонизма считал условным. И на вопрос, в чем смысл жизни человека, он отвечал по-разному. Кант, считал, что предназначение человека заключается в стремлении вырабатывать в себе добрую волю. Только таким способом можно добиться совершенства.

О смысле жизни человека согласно унитаризму

Вопрос, в чем состоит смысл жизни, изучался и теорией унитаризма. Главными представителями этой теории можно назвать философов Милля и Бентамома. Бентамом видел смысл жизни человека в прекрасном и в получении удовольствия от нее.

Но он понимал, что человек может стать счастливым и получить удовольствие, только если он избегает все мучения и страдания, а этого добиться очень сложно. По его мнению, можно было с помощью математической формулы высчитать то, насколько человек счастлив или, наоборот, недоволен.
Как утверждал Милль, смысл жизни человека заключается в счастье.

Но как он говорил, что для счастья человека испытывать положительные эмоции должен не только он, но и все люди, которые его окружают.

Рассуждения Л. Н. Толстого о предназначении человека

Л. Н. Толстой в своих произведениях часто затрагивал вопрос: в чем смысл жизни человека. И голова писателя была полностью наполнена его решением. После долгих раздумий Толстой понял, что предназначение человеческой жизни заключается в самосовершенствовании личности. Как утверждала писатель, чтобы жить правильно и честно, нужно постоянно бороться как с собой, так и с окружающим миром.

К сведению Л. Н. Толстой, это не только потрясающий и талантливый писатель, он еще и выдающийся философ. Ему принадлежат многие цитаты и крылатые выражения. Он считал, что перед тем как понять – в чем смысл жизни, нужно понять, что такое жизнь.

Именно это определение он трактовал в своих произведениях. Но больше всего страниц изучению этого вопроса он посвятил в своем романе-эпопеи «Война и мир».

Именно прочитав его, многие люди начинают задумываться и понимать, что такое жизнь на самом деле.

Что говорит литература о предназначении человечества

Роль литературы в жизни человека сложно не оценить, ведь книги смогли воспитать не одно поколение, по ним учатся многие люди, ищут в них свои идеалы и обретают любимых героев. Но к сожалению, в последнее время люди очень редко вспоминают о книгах. А ведь благодаря им можно прожить настоящие эмоции и прочувствовать на себе судьбу героев.

Во многих произведениях присутствуют размышления о предназначении человечества.

Как показывает статистика, больше всего писатели сходятся во мнении о том, что цель человеческого предназначения заключается в вечном.

Как утверждает Экклезиастат, смысл жизни человека состоит в чем-то бессмысленном и постоянной спешке куда-то. Он говорит что любовь, взаимопонимание и счастье не имеют никакого отношения к этому рассуждению.

Ответ на этот вопрос люди ищут как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Очень часто писатели в своих произведениях показывают, что на самом деле является целью человека, а не только одни предположения.

При этом произведения заканчиваются на горькой ноте, но как бы это ни было печально, именно там мы можем наблюдать за тем, как на самом деле живут люди.
Ведь часто, когда человек ищет предназначение своей жизни, это заканчивается для него трагично.

Порой, пытаясь добиться правды, человеку приходится сталкиваться с жестокой несправедливостью и тем самым страдать.

Предназначение жизни с точки зрения психологии

Фромм считал, что без целей в жизни жить не получится, так как человеку не к чему будет стремиться и нечего будет добиваться. Ведь жизнь, наполненная целями и мечтами, интересна и увлекательна.

Как утверждал А. Адлер, предназначение человеческой жизни заключается в развитии его души. Ведь у любого человека есть какой-то идеал, к которому он стремится и хочет быть похожим на него.

Конечно, этот идеал представляет собой что-то хорошее и позитивное.

Поэтому добившись своей цели, человек сможет увидеть в чем поистине настоящее предназначение его жизни, и для чего он нужен обществу и миру.

Если человек не умеет ставить перед собой цели, то его жизнь не имеет никакого смысла.

Но Адлер придерживался того, что все смыслы жизни можно разделить на несколько групп, которые будут подходить не всем, так как все люди индивидуальны. И у каждого человека своя цель, которая наполнит его жизнь смыслом.

Американский социолог К. Роджерс говорит, что предназначение и смысл жизни человека может зависеть только от его индивидуальных особенностей. Об этом он написал даже целую книгу, которая стала популярной.

Ведь люди живут в постоянно изменяющемся мире, в котором происходят как грустные, так и счастливые моменты.

И свою «миссию» в жизни может определить только сам индивид и только конкретно для себя, исходя из своих целей, образа жизни и прочих составляющих.

Так какой смысл жизни у человека? Как было описано выше, у каждого в этом мире свои цели в жизни, а значит и свое предназначение. Не стоит забывать об индивидуальности каждой личности, от которой многое зависит: и цели, и предпочтения, и взгляды.

Источник: //HeadLife.ru/smysl-zhizni/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.