Психолог в школе

Содержание

Школьный психолог – основные направления деятельности

Психолог в школе

Психологическая служба давно уже есть в каждой школе. Но ее деятельность до сих пор для многих педагогов – загадка. Автор этой статьи, методист психологической лаборатории, активно взаимодействующей с учителями и завучами, расскажет об основных направлениях деятельности психолога в школе.

Психолог и школа

Во время семинаров или тренингов для учителей я неоднократно слышала вопросы: «Скажите, а наш школьный психолог это может?», «А чем психолог мне может помочь в такой ситуации?..»

Деятельность школьного психолога организуется по двум направлениям. Первое направление – плановое. Это те виды работы, которые закладываются заранее: мониторинг, профилактические занятия, выступления на родительских собраниях. Однако невозможно предугадать, какие сложные ситуации возникнут в школе в течение учебного года.

Поэтому второе направление работы школьного психолога – это работа по запросу, то есть в ответ на появляющиеся у учащихся сложности, причем сам психолог непосредственно об этих трудностях узнать не может.

Даже в маленькой школе специалисту, не ведущему уроки, не решающему с детьми организационные вопросы, невозможно немедленно понять, что в классе возникла какая-то проблема, а уж в большой школе – тем более.

Безусловно, первый, кто сталкивается с детскими трудностями, – классный руководитель. Поэтому задачу привлечения психолога к работе с ребенком и/или семьей решает чаще всего именно он. И когда классный руководитель понимает, каким образом он может использовать ресурсы психолога, их профессиональное взаимодействие становится более эффективным и продуктивным.

Чем же школьный психолог может помочь классному руководителю?

Работа психолога с классом

Одной из наиболее типичных задач, которые традиционно решает школьный психолог, является фронтальная диагностика (или мониторинг).

Помимо неизбежных мониторинговых исследований, обязательных в рамках новых образовательных стандартов, классный руководитель может обратиться к психологу с запросом на какую-то специфическую диагностику, необходимую для решения педагогических задач: выявление эмоционального состояния, тревожности, особенностей мотивации, определение предпочитаемых и отвергаемых учеников в классе. Особый интерес может представлять диагностика личностных и характерологических особенностей детей, которая может помочь педагогу на начальном этапе работы с классом.

Кроме того, школьный психолог может помочь классному руководителю при возникновении трудных ситуаций в классе. Среди таких проблем могут быть конфликты, травля (сейчас это часто называют английским словом «буллинг»), появление отвергаемых детей, низкий уровень сплоченности класса.

Психолог может провести углубленную диагностику причин таких проблем, принять участие в разработке системы мер по разрешению трудностей, провести групповые занятия с учениками, если они будут необходимы в данном случае.

Умение психолога работать с классом, используя элементы тренинга, проводить различные групповые игры и упражнения можно также задействовать при проведении воспитательных мероприятий, например, тематических классных часов.

Работа с отдельными школьниками

Большую помощь психолог может оказать учителю в работе с отдельными учениками. Наличие у ребенка учебных проблем может быть связано с недостаточным уровнем сформированности психических функций или психологических навыков, причем одни и те же трудности учеников могут иметь самые разные причины.

Например, низкая успеваемость может быть вызвана несформированностью учебной мотивации, низким уровнем самоорганизации, высокой утомляемостью, высокой тревожностью. Некоторые из этих причин довольно очевидны, учитель и сам их может увидеть, наблюдая за ребенком.

Однако в ряде случаев для выявления того, почему у ребенка имеются затруднения, требуется специальная диагностика. Психолог обладает профессиональными инструментами, позволяющими ему определить специфику сформированности у ребенка тех или иных психологических характеристик и функций: познавательных способностей, личностных особенностей, коммуникативных навыков.

Такая диагностика позволяет глубже понять причины проблем учеников и более точно выбрать стратегию поведения по отношению к ним, а также обозначить пути педагогической поддержки.
О видах деятельности школьного психолога рассказывает Барложецкая Наталья Фёдоровна, психолог-консультант в социально-коррекционной сфере, педагог-психолог высшей квалификационной категории

По итогам диагностики психолог может сформулировать рекомендации по развитию этих функций или навыков, а также организовать индивидуальные и групповые занятия, направленные на их формирование.

Например, если выяснится, что низкая успеваемость ученика связана преимущественно с несформированностью у него навыков самоорганизации, психолог подскажет родителям способы развития этих навыков у ребенка и (по возможности и по необходимости) будет проводить занятия с ребенком, направленные на развитие этих навыков.

Еще больше сложностей вызывает работа с детьми, у которых проблемное поведение. Зачастую просьба о помощи психолога формулируется приблизительно так: «Поговорите с ним», «Скажите ему», «Объясните ей». Однако крайне редко причиной нежелательного поведения ребенка является именно непонимание им правил и требований школы.

В большинстве случаев дети прекрасно знают, что от них требуется, и не делают этого по двум причинам: либо у ребенка опять же не сформированы психические функции, которые обеспечивают выполнение этих требований, либо невыполнение правил является более привлекательным, чем их выполнение (например, позволяет получить больше внимания от взрослых).

Допустим, подросток грубо разговаривает с учителем, хотя великолепно осведомлен, что этого делать нельзя. Причиной этого может быть неумение выражать свое несогласие в корректной форме или же стремление почувствовать свою власть, добившись того, что взрослый выйдет из себя.

Разъяснение может быть эффективно только в том случае, когда ребенок оказался в новой для него ситуации и ему не очень ясно, что происходит и как себя вести, к примеру, в беседе с пятиклассником, которому трудно адаптироваться к условиям средней школы. Во всех остальных случаях объяснять и растолковывать что-либо ребенку бессмысленно.

Поэтому чаще всего занятие ребенка с психологом предполагает не объяснение того, как следует себя вести, а определенные игры и упражнения, направленные на формирование необходимых ребенку функций или выражение эмоциональных переживаний. Так что не нужно удивляться, если на вопрос: «Что вы делали с психологом?» – дети отвечают: «Мы играли».

Для ребенка встреча с психологом – это действительно прежде всего увлекательная игра.

Поскольку формирование новых навыков и развитие психологических функций – процесс довольно длительный, потребуется некоторое количество занятий, прежде чем их результат будет заметен. Как показывает практика, ожидать видимых изменений в поведении ребенка, занимающегося с психологом, имеет смысл хотя бы после восьми-десяти регулярных занятий.

Каждый классный руководитель сталкивается с необходимостью помогать детям, попавшим в трудные жизненные ситуации и испытывающим сильные чувства. Например, у кого-то из учеников разводятся родители, умер кто-то из близких. Психолог может помочь ребенку выразить свои чувства, подскажет взрослым, как лучше взаимодействовать с ним на таком трудном этапе его жизненного пути.

Работа со взрослыми

Школьный психолог может также оказать большую поддержку классному руководителю в работе с родителями.

Прежде всего, взаимодействие с психологом позволяет более эффективно решать задачи, связанные с повышением психолого-педагогической компетентности родителей.

В ходе родительских собраний психолог может познакомить родителей с возрастными особенностями различных периодов развития, обратить их внимание на неэффективные способы воспитания в семье и пути их изменения, показать приемы формирования познавательных характеристик у детей и решить множество других педагогических задач.

Психолог также владеет приемами работы с группой, которые он может использовать для разнообразия форм работы с родителями. Помимо новых методов работы на родительском собрании, классный руководитель при участии психолога может реализовать новые формы работы с родителями: родительские клубы, гостиные, лектории.

Большую поддержку психолог может оказать классному руководителю в работе с родителями трудных учащихся или учеников, переживающих трудные жизненные ситуации.

В ходе индивидуального консультирования психолог помогает родителю осмыслить трудности, возникающие во взаимодействии с ребенком, увидеть, что сам родитель делает для усугубления или разрешения проблем ребенка, найти новые способы общения с сыном или дочерью.

В отличие от беседы с классным руководителем, индивидуальная работа родителя с психологом больше направлена на рефлексию, анализ общения с ребенком, осмысление эффективных и неэффективных стратегий взаимодействия, формулировку рекомендаций. Психологические консультации не заменят работу классного руководителя, но помогут значительно усилить их результативность.

Помимо работы с детьми и родителями, психолог может оказать поддержку самому педагогу. Конечно, школьный психолог не методист, он не подскажет, как лучше спланировать урок или построить воспитательную работу.

Но он может помочь учителю провести самоанализ педагогической деятельности, увидеть свои сильные стороны, обратить внимание на недостаточно эффективные способы взаимодействия с детьми и родителями.

Наконец, школьный психолог может помочь педагогу в профилактике выгорания: заметить его признаки и найти личные способы сохранения позитивного эмоционального состояния.

Границы возможностей школьного психолога

Однако необходимо понимать, что для решения некоторых проблем как ребенка, так и его родителей требуется длительная регулярная психологическая работа, которая приведет к получению результата только в том случае, если она будет продолжаться несколько месяцев, а то и лет. Школьный психолог такую работу осуществить не может, даже если владеет необходимыми для этого знаниями: это не входит в его функционал. В этом случае индивидуальную работу с ребенком может вести специалист – психолог другого учреждения, например, психолого-медико-социального центра.

Для того чтобы лучше представить себе специфику работы школьного психолога по сравнению с психологами психолого-медико-социальных центров, сопоставим его со школьной медсестрой. Школьная медсестра не лечит хронические заболевания, она оказывает неотложную медицинскую помощь, делает прививки, осуществляет профилактическую работу.

Если ребенку нужна специализированная медицинская помощь, она может посоветовать, к какому специалисту лучше обратиться. Роль школьной медсестры в обеспечении здоровья детей очень велика, но никому и в голову не приходит обращаться к ней за рецептом на очки или по поводу больного зуба.

То же самое касается психологов: школьный психолог не может разрешить серьезные, глубинные проблемы семьи, для этого нужны посторонние специалисты.

Психолог не может решать задачи, связанные с воспитанием. Он не может научить детей здороваться, ценить дружбу, переобуваться в сменную обувь и так далее. Однако это совсем не значит, что его нельзя привлекать к обсуждению и поиску способов решения воспитательных задач. Психолог может помочь проанализировать, почему не удается эти задачи решить.

Никакая психологическая работа не может сделать так, чтобы ребенок что-то захотел, расхотел или полюбил. Если ребенок не уважает бабушку или не любит читать, занятия с психологом этого не изменят.

Даже при том, что в ходе индивидуальной работы у ребенка будут формироваться необходимые функции и навыки, следует содействовать переносу этих новых навыков в повседневную жизнь ребенка и их закреплению.

Оказание помощи ребенку требует кооперации всех взрослых, так или иначе взаимодействующих с ним.

Профессиональная этика

Важным условием эффективности психологической помощи является принцип конфиденциальности, который считается также одним из основных этических требований в работе психолога.

Информация, полученная школьным психологом, является закрытой. Конфиденциальность позволяет установить контакт с детьми и взрослыми, построить доверительные рабочие отношения.

Именно в силу этого принципа ряд документов школьного психолога являются закрытыми или зашифрованными.

Правила профессиональной этики запрещают психологу разглашать информацию, которая стала ему известна в ходе работы.

Поэтому он не вправе рассказывать о том, что говорили дети или родители на консультации, пересказывать их слова, сообщать полученные им сведения из жизни семьи.

Школьный психолог может поделиться с классным руководителем общими соображениями по поводу проблемы, своими наблюдениями за ребенком или родителем, но он не может рассказывать, о чем шла речь на индивидуальной консультации.

Однако не стоит бояться, что психолог не поделится действительно важными сведениями.

Те же самые правила профессиональной этики требуют от психолога нарушить принцип конфиденциальности, если ему становится известна информация о том, что существует угроза жизни и здоровью его клиента, будь то ребенок или взрослый, или кого-то из их окружения.

В большинстве случаев такие ситуации станут прежде всего известны социальному педагогу и классному руководителю. Если это происходит, классному руководителю важно обсудить с психологом, какие шаги следует предпринять и как в максимально щадящей для ребенка и семьи форме оказать им необходимую помощь.

Конечно, школьный психолог никогда не сможет заменить ни классного руководителя, ни педагога-организатора. У него совершенно другой функционал, другой профессиональный багаж знаний и навыков. Но если учитель этим багажом пользуется, он тем самым значительно облегчает решение многих педагогических задач.

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/shkolnyi-psiholog-osnovnye-napravleniya-deyatelnosti.html

Страничка школьного психолога

Психолог в школе

Основная функция психолога в школе — осуществлять психолого-педагогическое сопровождение как учащихся и их родителей, так и коллектива учителей. Многие считают, что детский и школьный психолог — это одно и то же, на самом деле это не так. Детский психолог следит за развитием ребенка с младенчества и в течение всего периода детства, а школьный сопровождает детей именно в школьной жизни.

Учительский стресс

Способы саморегуляции эмоционального состояния

Практические задания по развитию познавательных процессов у учащихся

лекции

Ваш ребенок — выпускник

https://www.youtube.com/watch?v=IANgD5V2Y-I

Я хочу остаться маленьким

Манипуляции детей и родителей

Как наказывать ребенка

Как быть с детскими чувствами и эмоциями

Семейные скандалы и ребенок

Как адаптироваться к началу учебы

Куда обратиться за психологической помощью?

Когда на душе очень плохо, вы можете  позвонить по телефону доверия или обратиться за консультацией к психологу в психологический центр.

Психологическая помощь нужна тогда, когда в твоей жизни кризис и кажется, что выхода уже нет, когда у тебя горе, когда личностные проблемы или отношения с окружающими мешают нормально жить, когда ты хочешь разобраться в себе, или что-то в себе изменить.

Работа над собой всегда сложна и увлекательна одновременно. Иногда твоя проблема может разрешиться, когда ты вырабатываешь другой стиль поведения или изменишь привычки.

Иногда для решения твоей проблемы необходимо пересмотреть своё мировоззрение, убеждения, неосознанные установки и изменить те, которые заведомо ведут к стрессам депрессиям. Иногда для решения проблемы тебе необходимо изменить отношение к самому себе.

Психологи могут помочь тебе, сопровождая на этом пути! Если тебе и твоему близкому человеку нужна помощь и поддержка, ты можешь обратиться в следующие организации:

Городской психолого-педагогический центр (психологическая помощь): г. Барнаул, пр-т Комсомольский, 11, т. (3852) 36-30-48; 38-03-77; 38-04-57. (с 9.00 до 17.00).

Молодёжная линия для подростков, детей, родителей тел.: (3852) 33-53-81 (понедельник-пятница, 8.00-17.00).

Единый телефон доверия для детей, подростков и родителей: 88002000122 (бесплатно с мобильного и стационарного телефона).

Телефон здоровья центра медпрофилактики краевой клинической больницы (3852) 68-98-20. (вопросы по срочному обращению о своем состоянии здоровья с консультацией врча).

Телефон доверия, краевая психологическая кризисная служба (круглосуточно) тел.: (3852) 66-86-88.

База номеров телефонов доверия на сайте http://samopoznanie.ru

Список центров помощи семье и детям

названиеадрестелефонсайт
1Алтайский краевой центр диагностики и консультированияул. Петра Сухова, 188-(3852) 53-93-16,психолог8-(3852) 53-93-17,логопедhttp://akcdk22.ru
2Детский оздоровительно- образовательный  центр «Гармония»Ул. А. Петрова, 184а8- (3852) 49-03-40 http://гармония22.рф
3Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Городской детский оздоровительно-образовательный центр «Потенциал»Проспект Комсомольский, 778-(3852) 38-04-578-(3852) 38-03-778-(3852) 36-30-48http://potencial-brn.com
4Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр» -«Валеологический центр»Ул. Союза Республик, 448-(3852) 61-80-26 http://valeocentr-44.jimdo.com
5КГБУЗ «Алтайский краевой психоневрологический диспансер для детей»Змеиногорский тракт, 698- (3852) 68-58-62http://akpdd.zdravalt.ru/
6КГБУЗ «Алтайский краевой наркологический диспансер»Ул. Льва Толстого, 238-(3852) 63-39-42http://altknd.ru
7Алтайский краевой кризисный центр для мужчинУл. Г. Исакова, 113а к.18-(3852) 55-76-808-(3852) 55-12-88http://www.criscentr.ru
8Алтайский краевой кризисный центр для женщинУл. Смирнова, 79г8- (3852) 34-22-55 http://womenkrizis.ru
9Городской подростковый центр «Юникс»Ул. Кулагина, 108 (385) 275-73-97https://samopoznanie.ru/barnaul/organizers/gorodskoy_podrostkovyy_centr_juniks/
10Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики»Ул. Тихонова, 688 (385) 231-87-16http://krc22.ru/
11Территориальный центр социальной помощи семье и детям Индустриального районаУл. 50 лет СССР, 158 (385) 247-54-97https://downsideup.org/ru/deti
12Алтайский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниямиУл.5-я Западная , 628 (385) 233-45-41http://www.altaids.alt.ru/
13Солнышко, краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетнихУл. Смирнова, 79 г8 (385) 234-26-20
14Отдел по охране прав детстваУл. Панфиловцев, 208 (385) 247-15-80

Режим работы 

Циклограмма работы педагога-психолога

Основные документы регламентирующие деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении

Направления работы психолога

План работы педагога-психолога

Этический кодекс психолога

Источник: http://sosh125.com.ru/?p=298

Цели и задачи проекта

Психолог в школе

Проект создан для оказания профессиональной помощи молодым специалистам психологам, дабы быстрее освоиться с навыками работы в школе.

Также материалы профессиональных психологов помогут родителям, желающим получить квалифицированную консультацию, для оказания психологической помощи своим детям.

Раздел “Документация” направлен в помощь начинающим психологам и студентам психологических факультетов по вопросам организации работы психолога в школе. В разделе сайта “Психологи” опубликованы материалы школьных психологов, посвятившим свою жизнь воспитанию детей.

Термин «нервозность» употребляется в том случае, когда нужно описать чрезмерную неустойчивость нервной системы, выражающуюся в слишком активных реакциях на незначительные события. Чтобы снять излишнюю нагрузку с нервной системы детей, следует устранить причину раздражения.

Существует много факторов, вызывающих данную патологию: отсутствие режима дня, недосыпание, малоподвижный образ жизни, соматические заболевания, бесконтрольный доступ в интернет, частое присутствие ребенка на шумных мероприятиях, отсутствие последовательно системы воспитания.

Ограничения на вышеперечисленные причины нервозности должны быть разумными, дети должны получать равноценную замену запрещенным факторам: вместо многолюдного шоу – семейный поход в зоопарк, вместо бесконечных мультфильмов – сказку от мамы на ночь.

Среди самых действенных методов по снятию повышенной нервозности на первом месте будут любовь и терпение со стороны родителей.

Если же они не могут помочь своим детям, то не стоит самостоятельно лечить их, а нужно обратиться к психологу, который исключит случаи патологии и проконсультирует по интересующим вопросам.

Работа с детскими страхами и фобиями

Страх у человека берет свои корни в инстинкте самосохранения, и это естественная реакция на угрожающие внешние раздражители. Однако иногда эмоции различных фобий начинают преобладать над другими, и ребенок уже не может побеждать их самостоятельно.

Фобии могут возникнуть в результате деструктивного семейного воспитания, отсутствия проявлений любви со стороны родителей, внутрисемейных конфликтов, травмирующих ситуаций (ребенок стал свидетелем аварии, на него прыгнула собака, родители разводятся, его обижают в классе). Свои тревоги и страхи ребенок часто скрывает, и в результате проблема усугубляется, доходит до крайностей. Он начинает плохо учиться, боится засыпать один, в тяжелых случаях страдает энурезом, заиканием.

Каждый вид фобии лечится по-разному, к каждому страху нужен свой подход. Чтобы страх не зафиксировался навсегда в психике детей, родителям нужно быть внимательным к ребенку, беречь его от тех вещей, которых он боится. Определить правильную методику преодоления проблемы поможет психолог, который выявит все скрытые фобии и поможет детям не бояться. Подробнее, здесь и здесь.

Устранение последствий стресса и перенесённой психотравмы

Психотравма не является обычным стрессом, это реакция психики ребенка на событие, ломающее привычный мир. Мощное потрясение не позволяет самостоятельно с ним справиться, у детей могут отмечаться панические атаки, гневные срывы, периоды апатии и депрессии.

С таким сильным стрессом обязательно должен работать психолог, который сможет выявить даже глубинные причины и последствия психической травмы.

Родителям следует своевременно обратиться за помощью к специалисту, ведь после психотравмы ребенок без посторонней помощи не может вернуться к обычной жизни. Его привычный мир сломался, все представления об окружающем нарушены и перепутаны.

Он не уверен в себе, не чувствует прежней надежности и спокойствия. В этот момент травмированные дети чрезвычайно беспомощны и ждут от жизни только худшего.

Борьба за свое привычное спокойное существование забирает у ребенка много сил, и он изнемогает от тяжелого груза проблемы. Хороший психолог поможет возобновить нормальные стабильные взаимоотношения детской личности с окружающим миром, устранит последствия травмы.

Коррекция задержки психического развития

При недоразвитии психических процессов, эмоциональной и волевой среды у детей отмечается замедленное развитие.

При таком диагнозе отмечается нарушения моторики, памяти, разлаженность мышления, различные недочеты в речи, ребенок не умеет самостоятельно регулировать свое поведение или подчиняться требованиям, он эмоционально неустойчив, плохо учится. Это состояние можно преодолеть правильно подобранными корректирующими методами и приемами воспитания.

Причинами задержки психического развития могут быть как социальные, так медицинские факторы. Устранением такой патологии занимается множество специалистов, в том числе и психолог. Коррекция проблемы производится довольно длительно, но результаты чаще всего обнадеживающие.

Психолог после обследования детей поможет подобрать специфические методы обучения – дозированность подачи информации, частое повторение, постоянная смена видов работы. Родителям специалист порекомендует приемы здоровьесберегающих технологий, поможет в развитии у ребенка познавательных процессов.

Подробнее, здесь.

Психологическая подготовка к школе

Наверное, поступление в школу является одним из самых стрессовых событий в жизни ребенка. В этот период меняется все его привычное окружение, образ жизни, социальный статус, отношения с людьми.

Игра уходит на задний план, на первое место выступает учеба. Дети чувствуют, что к его личности вдруг меняется отношение – он может все схватывать на лету, а может не успевать по многим предметам, его хвалит или ругает учитель, оценивают сверстники. Это эмоционально и физически тяжелое время для ребенка, и он должен вступать в него полностью готовым.

Психолог оценивает личность с точки зрения готовности ее к школе по следующим критериям:

  • Общее развитие, достигающее требуемого уровня;
  • Объем знаний и умений, их качества;
  • Развитие образного мышления;
  • Готовность к получению новых знаний;
  • Развитие познавательной деятельности;
  • Умение слушать;
  • Умение подчиняться требованиям;
  • Умение высказывать свои мысли;
  • Умение ориентироваться в пространстве, событиях, времени;
  • Умение сосредотачиваться.

Критериев много, и психолог подходит к каждому ребенку с индивидуальными требованиями, учитывая его психические особенности. Подробнее, здесь.

Помощь в налаживании взаимоотношений родителей и детей

На начальном этапе жизни ребенок очень зависим от родителей, семьи, его характер, умения, поведение закладывается именно здесь.

Судьба детей зависит от того, как к ним относились родители – происходило ли воспитание в спокойной обстановке или на фоне постоянных конфликтов.

Еще ни одним родителям не удалось избежать споров, конфликтов со своим ребенком, и не всегда взрослые люди умеют с достоинством находить выход из проблемы.

Часто преодолеть семейный кризис без помощи психолога невозможно, ведь именно он сможет увидеть ситуацию со стороны и подсказать наименее безболезненные пути решения конфликта.

Знание психологических и педагогических приемов, удачное их применение помогает преодолевать нарастающее напряжение во взаимоотношениях между родными людьми. Взрослые не помнят, что перед ними еще не сформировавшаяся личность, на которую нельзя давить, а дети еще не умеют находить компромиссы и уступать требованиям.

Чтобы проблемы не дошла до трагедии, следует прислушаться к советам специалиста, который поможет установить мир и взаимопонимание в семье

Помощь в разрешении проблем взаимодействия со сверстниками

Взаимодействие со сверстниками, как и семейные отношения, накладывает отпечаток на всю последующую жизнь ребенка. От того, благополучные ли они, без конфликтов и гонений, зависит очень многое в развитии юной личности.

К сожалению, избежать проблем во взаимоотношениях с ровесниками удается очень редко. Школьный коллектив ничем не отличается от взрослого общества, здесь тоже действуют собственные законы, правила, нормы.

В случае несоответствия или нарушения этих факторов ребенку приходится сталкиваться с несправедливостью, обидами, отлучением от общения.

Родители должны быть внимательными к взаимоотношениям своего ребенка со сверстниками, ведь ситуация, когда он может стать изгоем в привычном обществе, очень травмирующая. Так как в детском мире другие законы, зачастую взрослые теряются и не знают, как помочь в возникшем конфликте.

В этом случае поможет психолог, который установит причину зарождающегося или идущего полным ходом противоборства, научит ребенка, как добиться своей цели в восстановлении отношений. Опытный специалист знает, как внушить уверенность в своих силах маленькой личности. Подробнее, здесь.

Источник: http://psycholog-school.ru/

Школьный психолог – школьный враг? | Социум | Наша Психология

Психолог в школе

Его боятся и ему не доверяют. К нему отказываются идти. Кто же этот роковой персонаж? Всего лишь школьный психолог!

«…Вбегает ко мне учительница второго класса, и в голосе у нее истерика: “Пойдите, сделайте с ним что-нибудь!” Ну, это у нас всегда так. Урока не проходит, чтобы кто-то не забежал.

Вхожу в класс, а Максим под партой сидит, рисует там своих роботов, которых полк одинаковых. “Здоровые так себя не ведут!” – не тихо говорит учительница. Я глазами ей делаю “тсс!”, а вслух говорю: “Не будем делать поспешных выводов”. Беру Макса поговорить, порисовать.

И понимаю, что нужно разговаривать с родителями».

Школьный психолог – фигура, окруженная мифами и тайнами. Никто до конца не знает, чем он занимается: ни учителя, ни родители, ни дети, ни даже директор. Поэтому одним это дает повод думать, что это такой бездельник, который «вообще ничего не делает, только бумажки пишет», а другим – демонизировать его образ, придавая ему всемогущество влияния на судьбу ребенка.

На самом деле все не так уж сложно. Работы у психолога много. Он работает со всеми «участниками педагогического процесса»: учениками, учителями, администрацией и родителями.

Основные направления таковы:

  • Диагностическое: ребенка, классов, отдельных групп, учителей, родителей. Может быть плановое, а может по запросу родителей или учителей или если психологу «что-то не понравилось». Если планируется комплекс из нескольких тестов, то хорошим тоном будет предупреждение родителей и взятие с них дополнительного согласия.
  • Развивающее и коррекционное. Например, это могут быть уроки психологии, тренинги по сплочению в конфликтном классе, индивидуальные занятия с ребенком (проводятся строго с согласия родителей!).
  • Консультативная работа. Самые разные консультации для всех: учеников, родителей, учителей, администрации; групповые и индивидуальные. Как правило, на это выделены особые часы, поэтому «прорваться» к психологу в любой момент не получится. Только если ситуация действительно экстренная.
  • Просветительская работа. Психолог оформляет стенды, может вести свою страничку на сайте школы, проводить занятия для родителей и учителей, выступать на собраниях.
  • Психопрофилактическое. Психологи много наблюдают на переменах, уроках, мероприятиях. Опытный глаз может заметить перемены в ученике – подавленность у весельчака; агрессию у миролюбивого, замкнутость у общительного. Можно отследить и направить в мирное русло зарождающийся конфликт между одноклассниками или учеником и учителем.
  • Методическое. Боль души психолога. Обилие обязательных к заполнению бумажек документов делает затруднительной более эффективную работу по основным направлениям.

Родители: не хотят и боятся

Не так уж редко среди родителей обсуждается тема «А что он может?». От обесценивающего полюса «да ничего не может» до всемогущего «очень многое». Казалось бы, услуги школьного психолога для родителей бесплатны, так пользуйся! Задай свои вопросы, получи ответы.

Сходи, в конце концов, познакомься и составь свое мнение не о психологах «вообще», а о конкретном человеке на конкретном месте. Но почему-то до сих пор бесплатное считается синонимом низкокачественного.

А это вовсе не так! Множество моих коллег не просто компетентны, а большие умницы, непрерывно совершенствующие свою подготовку и любящие свое дело.

Родители, по моему опыту, делятся на три основные категории:

  • 1. Партнеры. Они не боятся психолога, разговаривают с ним на равных из позиции совместной помощи ребенку. Часто они сами обращаются к специалисту. Запрос может быть и проблемный, и просто информационный («расскажите, как вы его видите»), и развивающий («как действовать, чтобы проявить способности; научить отвечать у доски; лучше находить общий язык с одноклассниками»). Работать с такими родителями – одно удовольствие, и прогресс у ребенка отмечается всегда и достаточно быстро. Иногда они приходят по приглашению психолога, но также хорошо идут на контакт.
  • 2. Слушатели. Эти родители никогда не приходят сами. Иногда не хотят «выносить сор из избы»; некоторые слишком заняты или беспечны, чтобы обратить внимание на проблему; другие считают, что пока их не вызвали, все в порядке. Их контакт с психологом формальный, они слушают, могут даже записать рекомендации. Но, как показывает развитие ситуации, скорее всего их не применяют. Именно такие слушатели утверждают, что они «ходили к психологу, но он не смог помочь».
  • 3. Бегуны. Сколько ни приглашай, они не приходят. Иногда раз за разом записываясь и не появляясь, иногда просто игнорируя. В случае серьезной ситуации с ними можно познакомиться только на педсовете. Своим коллегам я настоятельно рекомендую хранить свидетельства того, что эти родители были неоднократно приглашены на консультацию, которая могла бы помочь.

Мама, папа – к доске!

Когда в начале учебного года я рассказываю родителям о своей работе, то подчеркиваю, что мой «вызов» вовсе не означает «все плохо».

Когда психолог может пригласить на консультацию?

  • У ребенка в негативную сторону изменилось поведение или эмоциональное состояние. Задача – выяснить причину и своевременно помочь. У детей бывают и стрессовые ситуации, с которыми им сложно справиться, и неврозы, и страхи, и навязчивости, и депрессии. Ранняя диагностика и своевременная помощь очень важны, чтобы ситуация не ухудшилась.
  • Ребенок демонстрирует черты в поведении, которые затрудняют его нахождение в коллективе: агрессию физическую или словесную, застенчивость, лживость, воровство, низкий самоконтроль. Иногда, когда родителям рассказывают о том, что происходит, они «не верят» (кто искренне, кто фальшиво). Но названная проблема становится актуальной задачей. Разговор с родителями позволяет понять, что именно происходит и дает возможность действовать вместе.
  • Сообщить результаты диагностики. Это может быть и то, над чем стоит «поработать», и то, что является способностью ребенка, которую стоит развивать. Часто психолог может предложить помощь в виде цикла занятий с ребенком. Это могут быть занятия на развитие мышления, памяти, внимания, воображения (всего того, что помогает учиться), на развитие способностей к общению, на преодоление нежелательных проявлений (контроль агрессии), а также занятия с талантливыми детьми.
  • Если у ребенка период адаптации. Психолог может рассказать, как влиться именно в этот коллектив, и, узнав про особенности ребенка, может помочь ему «на месте».

Кто платит, тот и заказывает?

Интересный момент, связанный с психологами образования, касается того, кто является заказчиком их услуг. Заказчик – тот, кто платит деньги, и это не родители. Заказчик – тот, кто ставит задачи. И с этим связан популярный родительский страх, что психолог станет «засланным казачком», который соберет досье на ребенка.

Подло войдет к нему в доверие, и бедный малыш расскажет про свой семейный уклад. Про то, что папа вчера выпил («и будут считать нас алкоголиками!»), про то, что мама нас за бардак ругает, иногда так кричит («будут считать, что мы монстры, и пришлют комиссию»). Причем так думают как раз добросовестные родители с обычными житейскими ситуациями.

Бояться не стоит – психолог вовсе не дурак.

«Досье» на каждого вряд ли возможно составить по причине чрезвычайной загруженности психолога. В обычной школе не менее 700 детей, а чаще – около 1000. И это если не добавили пару детских садов.

При такой загруженности все, что будет в индивидуальной папке каждого ребенка, – пара анкет на тему «с каким настроением ты ходишь в школу», несколько рисунков из проективных тестов (например, «несуществующее животное») и какие-то простые групповые диагностики на внимание, мышление или память. Толстая папочка может быть только у ребенка, который чем-то привлек внимание психолога. В этом случае там будут результаты наблюдений, индивидуальной диагностики, занятий. Но в этом случае мама и папа будут в курсе – психолог обязан получить разрешение на более серьезные виды работ и рассказать родителям об их результатах.

По большому счету, администрация обычно ждет от психолога того, что в коллективе детей и учителей будет меньше проблем, а если они возникнут, то он их поможет разрешить.

Возможно, где-то администрация пыталась проявить какое-то коварство, задействовав психолога, но такие случаи редки. Да и специалист, который блюдет этику профессии, может отказать даже тому, кто платит зарплату.

На то он и психолог, чтобы объяснить.

Этика – не пустой звук

Самые главные этические принципы в работе любого психолога – «не навреди» и «не разгласи».

Поэтому родители вполне могут рассчитывать на то, что их ребенку как максимум помогут, а как минимум не навредят, а также не будут рассказывать то, что не стоит рассказывать.

И вот тут как раз и возникает вопрос о том, какую информацию психолог может передать дальше (учителям, администрации), а какую – нет. То, что часть информации будет передана, сомневаться не приходится.

Причин тому несколько. Когда вокруг ребенка складывается определенная ситуация, работает идея трехсторонней связи «ребенок-родитель-педагог». Часто администрация становится еще одной стороной.

Но чтобы эта система работала и адекватная поддержка пришла со всех сторон, бывает нужно передать часть информации, например, от психолога учителю (результаты наблюдения или диагностики), от родителя учителю (о сложной жизненной ситуации, об особенностях подхода к воспитанию), от учителя к родителю, если у них есть сложности коммуникации.

Например, ученик стал замкнутым, хуже учится. Учителя не понимают, ученики реагируют по-разному, и неосторожное слово только ухудшает ситуацию. Психолог может поговорить с ребенком.

И выяснится, что тот недавно пережил нападение одноклассников, о котором постыдился сообщить. Далее будет правильным сообщить родителям о такой ситуации, и проработать вместе с ними тему, что делать дальше.

Сообщить нужно также классному руководителю класса и омбудсмену школы.

На всех этих этапах информация становится необходимым инструментом. И даже если родители потребуют не говорить ни учителям, ни омбудсмену, это будет невыполнимое требование.

Можно, конечно, не называть имя пострадавшего, но опытные педагоги, как правило, способны сложить 2+2.

И тут психолог подобен канатоходцу – ему нужно ухитриться сохранить доверие ребенка, контакт с родителями, но и действовать во благо остальных детей, чтобы пресечь школьный буллинг.

Иногда учителям полезно бывает сообщить информацию об особенностях ребенка, чтобы сохранить его мотивацию и предупредить неправильные выводы.

К примеру, подростка с шизоидными чертами (замкнутого, трудно говорящего публично, не присоединяющегося к общим мероприятиям) часто принимают за лентяя.

Вовремя и корректно поданная информация может помочь выстроить адекватный образ и подход – например, обходиться без вызовов к доске и без настояний участвовать в школьном КВН.

Но настоящий профессиональный психолог никогда не позволит себе «дружеский треп» с учителями или администрацией на тему личности ребенка или его семейной ситуации. Как правило, если какая-то информация была дана, специалист сможет полностью аргументировать, зачем это было сделано. Хотя тут, конечно, очень и очень тонкий канат, порой над пропастью.

Пора встретиться

В начале каждого учебного года в каждом классе собираются подписи на специальном бланке «Готовы ли вы, чтобы с ребенком велась психологическая работа?».

Если родитель поставил «нет», то психолог не имеет права вступать с ребенком в непосредственный контакт (давать диагностику, привлекать к психологическим играм, беседовать).

Но если речь идет о ребенке с проблемным поведением, наблюдать за ним психолог будет, так как обязан способствовать гармонизации психологического климата класса и школы. В этом случае он также может вызвать родителей, а также давать рекомендации учителям и администрации.

Если психолог приглашает вас к себе, сходить стоит непременно. Скорее всего, вы узнаете что-то важное и (иногда) требующее быстрых действий. Лучше быть в курсе, что происходит, чем в позиции «я в домике».

Психолог много что может предложить – дополнительную диагностику, занятия, посредничество с учителями или администрацией.

В конце концов, если вы совсем не согласитесь с его оценкой ситуации или особенностей ребенка, всегда можно обратиться к специалисту в психологическом центре.

Стоит сходить, если…

  • Вам хотелось бы узнать, как психолог «видит» ребенка или ситуацию в классе.
  • Нужно заручиться поддержкой или выработать план действий в сложной ситуации.
  • Ребенок пережил сильный стресс.
  • Вам непросто взаимодействовать с ребенком и вы ищете пути для этого.
  • Вы не находите нужного языка с учителем. В этом случае психолог может вам подсказать, как лучше общаться с конкретным человеком, или же предложить посредничество. Иногда срабатывает вариант трехсторонней встречи, где психолог помогает родителю и учителю услышать и правильно понять друг друга.
  • Вам кажется, что с ребенком «что-то не так». Чаще всего родители уходят успокоенные, но иногда это помогает своевременно увидеть проблему и помочь.

P. S

Психологи образования – люди смелые. Не каждый отважится быть – потенциально – между молотом (родителями) и наковальней (учителями и администрацией). Иногда приходится идти против школы, защищая интересы ребенка.

Иногда – пробиваться к родителям, чтобы они обратили внимание на проблему и начали ее решать. Рисков много, и не каждый отважится на них пойти. В этом смысле кабинет частной практики гораздо спокойнее.

Кем для вас станет школьный психолог – помощником, посредником, экспертом или ничего не значащим человеком, покажет только опыт общения.

детский и семейный психолог, социолог, автор книг для родителей

Источник: https://www.psyh.ru/shkolnyj-psiholog-shkolnyj-vrag/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.