Психологическая диагностика

Содержание

Психологическая диагностика

Психологическая диагностика

 Глубокое исследование, которое позволяет выявить в начальной стадии психологические и психические расстройства, даже очень серьезные, носит название психологической диагностики. Она сочетает в себе разные подходы к человеку, основываясь на детальной информации о нем.

Такой метод позволяет анализировать его психологическое состояние, оценить нервную деятельность, мыслительные процессы, возможности развития. Полученные исследования должным образом исследуются и обрабатываются специалистом, на их основании он делает профессиональные выводы.

 Эффективная работа психолога с пациентом невозможна без психологической диагностики. Это ключевое направление деятельность специалиста, ведь без такого процесса он не может осуществить консультирование, профилактику и провести экспертизу.
 
Психологическая диагностика – это отрасль науки, определяющий компонент проверки действенности как лечебного, так и педагогического процесса, помогающий распознавать способности индивидуума. Ее следует пройти любому человеку, даже со здоровой психикой, а не предполагающему у себя психическое расстройство, не говоря уже у тех, у кого есть предпосылки к психическим заболеваниям.
 

Психологическая диагностика поможет понять себя, причины неприятностей, неудач в личной жизни, тревожного состояния, депрессии, проблем в семье и на работе, снижения собственной оценки, нарушения сна и т.д.

Ее нужно пройти сразу же при появлении подобных признаков, не оттягивая визит к специалисту «на потом», ведь они могу быть как незначительными, так и предвестниками достаточно серьезных нарушений психики.

Следует отметить, что психодиагностика является сопутствующим элементом и при лечении психиатрических заболеваний – с ее помощью определяется эффективность хода терапии на разных фазах.

 Специалисты Центра психоэндокринологии имеют высокую квалификацию и большой опыт по проведению психологической диагностики. Оценку состояния обратившегося к ним они проведут тщательно и качественно.
 

   Методы психодиагностики

 Такие исследования проводятся в комплексе и предполагают:

  • нейропсихологическое исследование определяет состояние и функциональность мозга, и т.д. Оно выявляет факторы нарушения высшей психической деятельности головного мозга;
  • диагностику структуры личности, которая исследует восприятие человеком окружающего мира, разные способности, концентрацию внимания, особенности мышления, характера, памяти;
  • диагностику семейных и межличностных отношений,
  • проверку социально-бытовых, профессиональных навыков. Она выявляет навыки человека, а также раскрывает его потенциал, взаимодействие с обществом, коммуникабельность;
  • патопсихологическое исследование выявляет степень таких состояний, как агрессивность, противостояния стрессам, тревожность, особенности поведения;
  • определение чувствительности к терапии, позволяющий выработать наиболее подходящий метод психотерапии. Главную роль здесь играет составление эмоционального портрета человека.

  

  Суть процесса

 Психодиагностика оценивает психологическое состояние людей, ее цель – поставить психологический диагноз. Главным, основополагающим этапом обследования является доверительная беседа со специалистом.

Такое клиническое интервью, когда пациент откровенно рассказывает все о себе, что его беспокоит и дает свою оценку ситуации, а врач мягко задает ему наводящие вопросы, помогает установить тесные отношения с пациентом.

Чтобы лучше «раскрыть» пациента, ему может быть предложено пройти психологические тесты, для этого специально разработанные.

 

Данная методика позволяет специалисту нашего Центра за короткое время собрать наиболее полную информацию о личности человека, определить, какие проблемы его беспокоят, и понять их причины. Все это поможет правильно подобрать самую результативную терапию, корректирующую поведение человека.

 

Но это далеко не все. Психодиагностику проводят еще и с помощью таких специальных процедур:

  • снятия электроэнцефалограммы;
  • генетических исследований;
  • проверку функционала нервных клеток с помощью молекулярно-биологических маркеров;
  • проведения МРТ – нейровизуализация мозга;
  • исследования периферических нервов, биоэлектрической активности нервной ткани головного мозга, вегетативной нервной системы;
  • психологическое консультирование.

 
Данные меры, примененные специалистами нашего Центра в комплексе, позволяют точно диагностировать состояние психики пациента.
Каждому современному человеку стоит понимать, что к своему психическому здоровью в наше непростое время следует относиться очень внимательно и бережно. Поэтому не стоит пренебрегать психологической диагностикой, а необходимо пройти ее, чтобы знать все «подводные камни» и уметь обходить их.

Источник: https://arbat25.ru/nashi-metodyi/psixologiya/psixologicheskaya-diagnostika

Психодиагностические методы и методики

Психологическая диагностика

Психологическая диагностика (психодиагностика) – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Психологическая диагностика является прикладным разделом психологии, основное назначение которого заключается в целенаправленном и развернутом изучении личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных жизненных ситуациях и условиях функционирования.

Психодиагностика основывается на знании законов общей, дифференциальной и экспериментальной психологии, природы и структуры изучаемых психологических феноменов, а также на знании закономерностей процесса психологического исследования, включая характеристики инструментов психодиагностики, социально-коммуникативные и этические аспекты взаимодействия психолога с испытуемым.

Методы психологической диагностики

Психодиагностические методы – это методы психологической диагностики, имеющие измерительную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.

Требования к психодиагностическим методам

Психодиагностические методы должны отвечать следующим требованиям:

  1. Стандартизация процедуры проведения и обработки результатов исследования, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых.
  2. Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода.
  3. Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Если надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, то валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.
  4. Жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.).
  5. Задача, стоящая перед психодиагностическим методом, не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация.

Психодиагностические подходы

Заслуживает внимания выделение трех основных диагностических подходов, в которых конкретизируется психодиагностический метод (Бурлачук).

  1. “Объективный” подход – психологическая диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. К методам объективного подхода относятся прежде всего стандартизованные методы исследования (тесты), которые традиционно подразделяются на две большие группы – тесты интеллекта и тесты личности. Разграничение между этими группами имеет условный, но важный для психодиагностики смысл, так как позволяет более глубоко проникать в сущность изучаемых психических явлений.
  2. “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых испытуемым о себе, самоописании особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Субъективный подход представлен в основном открытыми опросниками, методиками субъективного шкалирования и другими методиками.
  3. “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешним нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции. Этот подход представлен проективными методиками исследования личности.

Классификации видов психодиагностических методик

В настоящее время существует множество различных классификаций психодиагностических методик по разным основаниям. Примеры:

Классификации методов по Й.Шванцаре. Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

  1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.);
  2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
  3. тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;
  4. по психической активности испытуемых:
    • интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
    • экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
    • проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
    • исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову:

  1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
  2. по назначению:
    • общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
    • тесты профессиональной пригодности;
    • тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
    • тесты достижений;
  3. по материалу, которым оперирует испытуемый:
    • бланковые;
    • предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);
    • аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
  4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
  5. по форме ответа: устные и письменные;
  6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
  7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
  8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
  9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
  10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
  11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину:

  1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:
    • объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
    • стандартизованные самоотчеты (тесты-опросники, шкальные техники и др.);
    • проективные техники;
    • диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
  2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата (тесты, опросники, шкалы), вторые – большой степенью вовлеченности (беседы, интервью и др.). Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора, самой диагностической процедурой.

: Методы психологических исследований

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psihodiagnosticheskie-metody-i-metodiki/

Что такое психологическая диагностика личности?

Психологическая диагностика личности – это комплекс мероприятий, который направлен на определение тенденций развития человека. Для полного обследования не ограничиваются одним методом исследования. Используют батарею психодиагностических методик, соблюдают правила проведения процедуры обследования:

  • Диагностическое интервью;
  • Измерение уровня развития когнитивных функций;
  • Развернутая проективная диагностика тенденций личностного развития;
  • Психометрическое тестирование на определение типологических и индивидуальных особенностей личности.

Исследование корректно только после полного, а самое главное – индивидуального обследования.

Для чего нужна психологическая диагностика?

Если между вами и вашим ребенком возникает непонимание, тест на диагностику личностных особенностей – именно то, что нужно. Благодаря обследованию и консультации квалифицированного клинического психолога будут даны индивидуальные рекомендации относительно воспитания и выстраивания доверительных отношений в семье.

В случае, когда между родителями и детьми существуют гармоничные отношения, тест на психологическую диагностику личности также необходим.

Благодаря полученным рекомендациям, вы сможете разглядеть в ребенке скрытый потенциал, развить талант, определиться с направлением дальнейшего обучения, лучше понять его жизненные приоритеты и взгляды на жизнь, сможете прогнозировать его эффективность и некоторые поступки. Это является огромным подспорьем в воспитании успешного человека.

Из чего состоит психологическая диагностика личности?

Большинство психодиагностических методик делятся на объективную и субъективную составляющую.

Субъективный компонент целиком и полностью зависит от мастерства клинического психолога. Это та часть, в которой специалист оценивает речевые и коммуникативные способности ребенка, стиль взаимодействия и предпочитаемые стратегии поведения.

Также важна жестикуляция и любое телесное проявление человека, в том числе, часто повторяющиеся движения или манипуляции. Именно поэтому важно довериться грамотному психологу.

Субъективная оценка обычно является начальным этапом обследования и проводится на первой – второй консультации, после чего делаются первые выводы о психологическом состоянии ребенка.

Объективная психодиагностическая методика включает в себя:

  • Тесты-опросники;
  • Тестовые задачи;
  • Рисуночные пробы;
  • Проблемные задачи;
  • Оценка поведенческих реакций при помощи специальной аппаратуры.

Сколько тестов входит в психологическую диагностику личности?

В классическую методику входят 4 вида тестов:

  • Диагностика психологической готовности к школе;
  • Диагностика психологического климата в семье;
  • Диагностика психологической адаптации к школе;
  • Диагностика психологического возраста ребенка.

1. Оценка психологической готовности к школе

Поступление в школу – серьёзный этап детства.

Жизнь ребенка кардинально меняется, у него появляются не только права, но и обязанности (ежедневный подъем в школу к первому уроку, определенное поведение в стенах образовательного учреждения, необходимость сидеть смирно на уроке и быть внимательным в течение 25-30 мин, выполнять домашнее задание и самостоятельно готовиться к каждому учебному дню и мн. др). Таких обязательств в жизни малыша ранее не было, и он должен быть готов к ним не только физически, но и психологически.

Благодаря этому этапу определяется:

  • Мотивационная готовность;
  • Уровень развития памяти;
  • Уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
  • Степень развития логического мышления;
  • Свойства восприятия и внимания;
  • Уровень развития связной речи и запаса представлений об окружающем мире;
  • Степень произвольности и волевого регулирования действий;
  • Контекстность мышления и общения;
  • Степень развития коммуникативных навыков;
  • Уровень общего психомоторного развития и мелкой моторики.

Результаты:

После проведения всех тестов подводится подсчет баллов. Если ребенок набрал достаточное количество, то можно смело говорить о его психологической готовности к школе, у него не должно возникнуть проблем в ходе освоения школьной программы.

В ситуации, когда набрано среднее количество баллов, важно оценить, какие именно компоненты готовности требуют коррекции и разработать курс занятий с психологом. При наборе малого количества баллов стоит серьезно задуматься о переносе поступления в школу на следующий год, т.к.

обучение только усугубит психологическое самочувствие ребенка, а школьная программа практически не будет усваиваться. Необходима работа ребенка с клиническим психологом.

2. Оценка психологического климата в семье

Микроклимат в семье – это обстановка, которая царит у вас дома. Она определяется уровнем дружеских отношений между всеми родственниками, степенью доверия друг другу и взаимоуважения. Семейный микроклимат самый мощный фактор, который влияет на физическое и психическое здоровье ребенка.

Сначала оценка микроклимата происходит в ходе диалога ребёнок – родители– клинический психолог (желательно присутствие мамы и папы, если есть такая возможность), в ходе беседы определяется:

  • Эмоциональный настрой родителей;
  • Эмоциональный настрой ребенка;
  • Готовность к общению всех членов семьи;
  • Предпочитаемый стиль общения;
  • Ролевые установки членов семьи;
  • Степень инициативности;
  • Ценностные предпочтения.

Далее следует этап индивидуальных бесед:

  • Психолог – ребенок. Диалог строится в виде игры, чтобы заинтересовать ребенка. Психолог может провести беседу в форме интервью и попросить нарисовать рисунок «Моя семья»;
  • Психолог – родитель (возможно, с каждым по отдельности). Во время беседы со взрослыми психолог выясняет взгляды родителей на воспитание, уточняет и конкретизирует некоторые актуальные и прошлые особенности роста и развития ребенка, проясняет некоторые необходимые факты из биографии семьи.

Результаты:

На основании обобщения всей полученной информации в ходе проведения тестов и бесед производится оценка семейного микроклимата.

Всегда есть, к чему стремиться, и даже если климат вашей семьи не имеет проблем, полученные рекомендации позволят сделать его только лучше.

При обнаружении недостатков необходима разработка плана работы с клиническим психологом. Важно, чтобы в работе участвовала вся семья, а не один из родителей (при наличии второго).

3. Оценка психологической адаптации к школе

Не все дети одинаково успешно проходят адаптацию в школе. В это понятие входит не только усвоение учебной программы, но и социально – коммуникабельные особенности, способность «вливаться» в коллектив. Для успешного обучения и развития каждого школьника важно правильно оценивать степень его адаптации. Для этой цели существует специальный тест.

В ходе исследования оцениваются следующие критерии:

А) Эффективность учебной деятельности:

  • Учебная активность (поведение ребенка на уроке и выполнение домашнего задания);
  • Усвоение знаний (на основании средней успеваемости);

Б) Усвоение школьных норм поведения:

  • Оценка поведенческой реакции на уроке (усидчивость, терпеливость, пассивность или активность и т.д.);
  • Оценка поведенческой реакции на перемене (соблюдение или нарушение правил поведения).

В) Социальные контакты:

  • Взаимоотношения с коллективом (классом): дружеские, враждебные, нейтральные;
  • Взаимоотношения с преподавателями: уважительное/неуважительное.

Г) Эмоциональный фон: оценка настроения, которое преобладает перед походом в школу, во время пребывания в ней и после уроков.

Результаты:

Нарушение адаптации требует работы с клиническим психологом для установления и коррекции причины, по вине которой развилась эта проблема. Нарушение адаптации ощутимо влияет на общую успеваемость ребенка и усвоение новых знаний.

4. Оценка психологического возраста

Установлено, что количество детей-акселератов (опережающих как физическое, так и психическое развитие) увеличивается от года в год.

Этому способствует множество факторов, в том числе свободный доступ в интернет пространство, информационная доступность. Ребенок «акселерат» требует другого подхода не только в воспитании, но и в обучении.

Именно для таких детей центр Сократ предлагает пройти комплексное тестирование.

Результаты:

После проведения теста определяется степень формирования тех или иных психологических свойств или интеллектуальных функций. В случае их соответствия возрасту даются индивидуальные рекомендации относительно воспитания ребенка данной возрастной группы.

При отклонении возраста в меньшую (инфантилизм, ребенок – ретордант) или большую (акселерат) сторону, а также в ситуации асинхронии развития (когда одни показатели опережают, а другие отстают от возрастной нормы), необходима работа с клиническим психологом.

Выведение общего заключения

Результаты психологически диагностики личности позволяют максимально точно оценить индивидуальные особенности каждого ребенка, выявить проблему, которая нуждается в коррекции, и дать рекомендации родителям относительно воспитания успешного и счастливого человека.

Трудности диагностики

Проблема психологической диагностики может быть двух видов:

  1. Ребенок, испытывающий трудности или стойкое нежелание к социальным контактам;
  2. Нежелание одного из родителей участвовать в процессе психотерапии.

Первая проблема решается путем неоднократных встреч ребенка и психолога. В психолого-диагностическом центре «Сократ» работа с детьми проходит в 3 этапа, что позволяет специалисту выстроить доверительные отношения с ребенком.

Вторая проблема устраняется методом разъяснения необходимости совместной терапии, участия каждого в достижении результата или преодолении проблемы. Воспитание – это задача всей семьи.

Источник: http://cokrat.com/articles/psihologicheskaya-diagnostika

Психодиагностика – Психологос

Психологическая диагностика

Психодиагностика – раздел психологии, изучающий методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни.

История психодиагностики

Становление психодиагностики как самостоятельной области знаний происходит в конце XIX века. Это связано с четким осознанием потребности в оценивании индивидуально-психологических особенностей людей для нахождения решений разного рода психологических задач. Таким образом, можно утверждать, что психологическая диагностика отделилась от психологии под влиянием требований практики.

Начальным источником становления психодиагностики явилась экспериментальная психология, ее основы заложены во всех психодиагностических методиках. Изучение психических явлений и фактов в рамках точных методов естественных наук, повышенное влияние естествознания на анализ психический явлений послужили дополнительным стимулом развития психодиагностики.

Считается, что экспериментальная психология зародилась в Германии в 1878 году, ее создателем считается Вильгельм Вундт, основавший первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, основной задачей которой было изучение человеческих ощущений и сопровождающих их двигательных реакций, цветоощущение.

В 1883 году Фрэнсис Гальтон в созданную им же науку антропометрику, в дополнение к измерительным испытаниям физических параметров человека, включил измерение слуха, зрения и времени словесной ассоциативной реакции. Однако гораздо более весомый вклад в развитие психодиагностики Ф. Гальтон сделал несколько позже, придумав понятие “тест”.

Несмотря на развитие психодиагностики вследствие применения экспериментов, изучение человека не основывается на сугубо логическом развитии экспериментального метода. Изучение человека складывалось под влиянием запросов педагогики, медицины и промышленного производства.

Различные научные психологические школы по-разному отвечали на данные запросы и по-своему преподносили роль психодиагностики в процессе изучения личности.

Наиболее примечателен взгляд на психодиагностику школ, чьи методики непосредственно связаны с принципами поведенческой психологии (бихевиоризма).

Особенность бихевиоризма состояла в признании взаимосвязи между внешней средой и организмом, при этом организм, поддавшийся влиянию внешней среды, реагирует на нее и стремиться изменить сложившуюся ситуацию в благоприятную для него сторону и, в конечном итоге, приспосабливается к внешней среде. Поведение в модели бихевиоризма понимается как совокупность реакций организма на стимулы. В соответствии с этим основная цель психодиагностики заключалась в фиксации поведения человека. В результате следования данной цели и были разработаны методы тестов.

Цель и применение психодиагностики

Психодиагностика применяется в таких областях практики как:

1) психотерапевтическая помощь и оказание консультации;

2) проектирование возможного социального поведения человека (например, степени верности в браке);

3) анализ степени влияния изменения условий среды на психологическое состояние человека;

4) профориентация, консультация при подборе персонала;

5) судебная психиатрическая экспертиза;

6) организация воспитания и обучения;

7) анализ межличностных отношений и психологии личности.

цель психодиагностики – помочь людям во время переживаемого психологического напряжения принять правильное решение с наименьшими потерями для своей нервной системы. Именно этой цели посвящают свои жизни тысячи людей, вступивших на путь служения психодиагностике.

Почему нужна психодиагностика и насколько велика вероятность ситуаций, нуждающихся в помощи психодиагностики? Человек может свести к минимуму вероятность принятия неправильного решения в двух случаях:

1) Не принимать абсолютно никаких решений (иначе говоря, сидеть, сложа руки). Данный вариант нам не подходит, так как он делает невозможным достижение успеха. Невозможно достигнуть чего-либо, не предпринимая никаких действий.

2) Быть по-настоящему высококвалифицированным профессионалом во всех сферах деятельности, с которыми человеку приходится сталкиваться на пути к успеху. Однако, как известно, человек очень редко, практически никогда не бывает одинаково сведущ во всех сферах жизни.

Но жизнь – изменчивая дама, и человек никогда не знает наверняка, в какой сфере ему придется реализовывать собственные знания. Причем это касается не только работы.

Возьмите в пример мужчин, которые недавно стали молодыми папами – многие ли из них абсолютно готовы к этому?

Неготовность встретиться лицом к лицу с неожиданными проблемами порождает страх, психологическую зажатость и подавление инициативы. Для того, чтобы вернуть человеку уверенность в собственных силах, избавить его от страха перед неизвестностью, изменить ложно выстроенную модель поведения человека и существует психодиагностика.

Если разбить термин “психодиагностика” на составляющие, нетрудно догадаться, что предметом исследования в психодиагностике является:

а) душа человека, его внутренний мир;

б) детальный анализ этого внутреннего мира.

Термин “диагноз” определяется как распознание отклонения человека от его нормального развития и функционирования. Для того, чтобы выявить эти отклонения, врач-психодиагностик производит анализ причин, как внутренних, так и внешних, заставляющих человека поступать так, а не иначе, а также в ходе исследования анализирует психические характеристики человека.

Задачи психодиагностики решаются различными способами

Первый способ – наблюдение за человеком в процессе оказания ему психотерапевтической помощи. Второй способ – наблюдение за индивидом в процессе его жизни, изучение его мотивов и реакций.

Оба этих способа замечательно подходят для изучения основных сведений о человеке, однако обладают некоторыми недостатками, такими как существенная трудоемкость, не всегда доступны и применимы, могут давать искаженную информацию о человеке (в случаях недлительных наблюдений).

Вследствие данных недостатков в психодиагностике были распространены специальные методики, позволяющие в течение короткого срока исследования получить всю необходимую информацию о психических характеристиках индивида.

Помимо этого к преимуществам данных методик относится возможность сбора не только общей информации о человеке, но и о его особенностях, личностных характеристиках (интеллект, самооценка и т.п.). Именно о данных методиках пойдет речь в дальнейшем.

Методики психодиагностики

Рисунок 1 – Методики психодиагностики в зависимости от подхода

Все методики психодиагностики делятся в зависимости от подхода к исследованию человека (см. рис. 1). Выделяют объективный, субъективный и проективный подходы. При объективном подходе диагностика психических особенностей личности определяется на основании методов, применяемых человеком при выполнении деятельности и ее результативности.

Согласно субъективного подхода анализ психических процессов производится путем самооценки человека на основании информации, которую человек предоставил о себе. При данном подходе оценивается поведение человека в определенных ситуация.

При проективно подходе диагностика психики осуществляется на основании взаимодействия человека и внешним нейтральным материалом, становящимся объектом внимания вследствие его неопределенности.

В объективном подходе представлены два основных вида методик – методика тестирования интеллекта и диагностики личностных способностей.

Методика тестирования интеллекта направлена на определение умственного развития человека, а методика диагностики личностных способностей призвана определять способности человека, напрямую не связанные с интеллектом (так называемые свойства характера).

Применение диагностики интеллекта и свойств характера одновременно позволяет получить представление о психических мотивах, которыми руководствуется человек при принятии решения относительно своих действий.

Диагностика уровня развития интеллекта человека представлена “тестами интеллекта”. Основными видами интеллектуальных тестов являются:

1. Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)

Данный тест был изобретен британским психологом Р. Кэттелом в 1958 году. Отличительной особенностью данного теста являлась возможность диагностирования уровня интеллектуального развития человека вне зависимости от влияния факторов окружающей среды.

Интересным примером данного теста является диагностика уровня интеллекта среди детей и взрослых, не имеющих высшего образования. Все задания в тесте представлены в виде графических изображений. Тест состоит из двух частей, имеющих по 4 субтеста.

Каждому испытываемому выдается бланк тестов с заданиями, в каждом из заданий присутствуют по пять вариантов ответа, а правильный ответ всего лишь один – именно его и должен выбрать испытуемый. На каждую из частей теста дается строго определенное время.

По истечению данного времени экспериментатор просит испытуемого отложить ручку в сторону и начинает подсчет балов путем сверки выбранных вариантов ответов с ключом.

По статистике уровень средней нормы IQ достигается при наборе 90-110 баллов.

Показатель выше данной отметки является признаком наличия в человеке умственной одаренности, показатель ниже этого уровня, напротив, свидетельствует о том, что человеку еще есть куда расти интеллектуально.

2. WISC (Тест Векслера)

Шкала измерения уровня интеллектуального развития была разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Данный тест производит диагностику общего интеллекта и его составляющих – вербального и невербального интеллекта. Как и тест CFIT, тест Векслера разделен на 2 части – в первой части содержатся 6 вербальных субтеста, а во второй – 5 невербальных.

Вербальные субтесты заключаются в проведении диагностики понятливости, осведомленности, способности воспроизведения цифровых рядов и нахождения сходства между предметами и изображениями. К невербальным субтестам относятся определение недостающей картинки, сложение фигур, шифровка, сложение фигур.

В каждом из тестов содержится от 10 до 30 заданий, сложность которых повышается по мере их выполнения. Каждый из субтестов оценивается в баллах и выносится итоговый результат (шкальные оценки).

В процессе подсчета результата детально анализируется каждое выполненное задание, определяется соотношение вербальных и невербальных сторон интеллекта, определяется итоговый уровень IQ.

Анализ качественной и количественной оценки выполнения задания позволяют определить брешь в интеллектуальном развитии одной или пары сторон деятельности человека и наметить методы для их устранения. Низкий балл по какому либо из субтестов свидетельствует о нарушении в развитии одной из сторон деятельности человека. Классификация баллов и соответствующих им уровни IQ приведены ниже:

  • 130 баллов и выше – очень высокий уровень IQ
  • 120-129 баллов – высокий уровень IQ
  • 110-119 баллов – хорошая нормальный уровень IQ
  • 90-109 баллов – средний уровень IQ
  • 80-89 баллов – низкий уровень
  • 70-79 баллов – предельная зона
  • 69 баллов и ниже – умственное отклонение.

3. Прогрессивные матрицы Равена

Данная методика диагностики интеллекта была представлена в 1936 году известным английским психологом Джоном Равеном.

Автор методики был абсолютно убежден в том, что наилучшим методом измерения “фактора g” (фактора общего интеллекта человека) является нахождение взаимосвязей между абстрактными фигурами.

При создании методики основой задачей психолога было изобретение таких тестов, которые были просты для понимания и удобны для обработки результатов, и в то же время были теоретически обоснованными.

В начале теста испытуемому предоставляются связанные между собой определенной зависимостью рисунки с фигурами, при этом одна из фигур отсутствует и дается как один из вариантов ответа на тест среди 4-8 прочих фигур.

Задача испытуемого заключается в определении логической последовательности между фигурами и выборе правильного варианта, соответствующего закономерности расположения фигур, а также отражение номера выбранного варианта в листе-опроснике.

Тест Равена состоит из пяти блоков, в которых содержится 60 таблиц. С каждым переходом на очередной блок задание усложняется.

Время прохождения данного теста – 20 минут, выполнение заданий сверх этого времени недопустимо. Выбор верного ответа на задание приносит испытуемому один бал.

По окончанию тестирования балы суммируются и делаются выводы относительно степени развития интеллекта человека – при наборе 0-20 баллов развитие оценивается как очень слабое, граничащее с идиотизмом, а при показателе 140 баллов и более – как высокий уровень развития интеллекта.

4. Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Данный тест разрабатывался с целью определения общего уровня способностей, так как профессиональная диагностика испытывала определенные трудности.

При создании теста Амтхауэр опирался на мнение, что интеллект есть ни что иное как подструктура в общей структуре личности, имеющая тесную взаимосвязь с эмоциональной сферой жизни человека, его интересами и потребностями.

Структура теста состоит из 9 разделов, в каждом из которых содержится по 16-20 заданий. Время на выполнение каждого задания из разделов строго оговорено – от 6 до 10 минут в зависимости от сложности раздела.

За столь короткий промежуток времени человек вряд ли успеет выполнить все задания, а потому оптимальной стратегией является быстрый переход от задания, в правильности ответа на который человек не уверен, к следующему заданию.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihodiagnostika

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.