Психологические игры для детей

Содержание

Психологические игры для детей

Психологические игры для детей

Игра для детей — это не только и не столько развлечение. Для ребенка игра — это основной вид деятельности. Она помогает ему развиваться и познавать окружающий мир. Поэтому родители и педагоги часто используют психологические игры для детей в воспитании ребенка. Некоторыми из этих игр мы поделимся с вами.

Психологические игры для детей могут быть направлены на развитие памяти, реакции, смекалки, внимания, воображения, музыкального слуха.

Они помогут выявить лидеров в детском коллективе, сдружить и сплотить коллектив, побороть застенчивость и развить уверенность в себе.

Плюс психологических игр для детей в том, что ребенок будет с удовольствием играть, даже не подозревая, что в этот момент его воспитывают. Рассмотрим некоторые виды психологических игр для детей.

Психологические игры для детей. Развитие памяти

«Забавные рисунки». Игра предназначена для детей младшего школьного возраста и тренирует память на названия предметов. На десяти листах бумаги нужно нарисовать забавные несуществующие предметы — фрукты, овощи, животных и т.п.

Каждому предмету придумывается необычное название. Затем детям показывают рисунки и говорят названия каждого из них, предварительно предупредив, что их нужно запомнить. Потом рисунки убирают, а через несколько секунд показывают снова, а дети угадывают их названия.

Если вы играете с одним ребенком, то он просто должен будет угадать как можно больше предметов. Если с несколькими — устройте соревнования, начисляя за каждый угаданный предмет один балл или выдавая поощрение.

Если игроки совсем маленькие, нужно придумывать название попроще, а карточек с рисунками сделать поменьше.

«Дегустатор». Эта игра для дошкольников и младших школьников развивает вкусовую и зрительную память. В нее можно играть с группой детей, а можно и вдвоем с вашим ребенком, тога вы будете ведущим. Детям показывают корзинку с разными фруктами, которые им нужно запомнить.

Потом их просят выйти из комнаты, а ведущий делает из фруктов салат, мелко нарезав их и заправив сметаной. Нужно использовать не все фрукты, а корзину спрятать. Дети пробуют салат, а потом пытаются назвать те фрукты, которые не вошли в салат, а в корзине были. Можно проводить эту игру и с овощами.

Она позволяет убить двух зайцев одновременно: потренировать память и накормить ребенка полезными и вкусными овощами и фруктами.

Психологические игры для детей. Развитие мышления и воображения

«Как связать два слова?» Эта игра развивает воображение и умение устанавливать ассоциативные (смысловые) связи. Она предназначена для детей среднего школьного возраста. Арбитром-ведущим в этой игре выступает взрослый. Он называет два любых слова, например, «петрушка» и «бабушка».

Дети должны объяснить, как эти слова связаны между собой. Варианты могут быть самыми разными: бабушка выращивает петрушку на подоконнике; у бабушки кучерявые, как петрушка, волосы и т.д. За каждый вариант игроку начисляется один балл.

Можно дополнительно поощрять интересные и необычные варианты, но они все равно не должны быть лишены смысла и логики.

«Чья радуга ярче?» Эта игра для детей младшего и среднего школьного возраста не только развивает воображение, но и помогает научиться придавать эмоциональную окраску своим высказываниям и грамотно выражать мысли в письменной форме. Каждый ребенок получает листочек с написанным на нем предложением.

Это — начало рассказа. Игрокам нужно дописать рассказ самостоятельно и при этом использовать вопросительные и восклицательные предложения — чем больше, тем лучше.

Начальные предложения должны быть достаточно простыми (обязательно ориентируйтесь на возраст игроков), но в них должна содержаться идея, которую можно без труда развить.

Психологические игры для детей. Избавляемся от комплексов

«Наша парикмахерская». Некоторые дети комплексуют из-за своей прически — им могут не нравиться длина волос или цвет волос, то, что у них волосы кудрявые или прямые, а у кого-то — наоборот. Игра «наша парикмахерская» поможет им избавиться от этого комплекса.

Играть в нее лучше с детьми среднего школьного возраста. Игроков разбивают на пары, в каждой паре есть «клиент» и «парикмахер». «Парикмахер» должен сделать клиенту оригинальную прическу. Для этого можно использовать разные резинки и заколки, пенки, гели, муссы. Но все средства должны легко смываться водой.

Не советуют использовать лак для волос — он может попасть в глаза, да и запах у него не всегда приятный. Под запретом ножницы — неудачную стрижку тяжело исправить. Когда все прически готовы, можно провести конкурс парикмахеров и моделей и определить самую необычную прическу, а можно поощрить каждую пару.

Потом игроки в парах меняются ролями.

«Умение вести себя в обществе». Часто комплексы детей, стеснительность и застенчивость связаны с тем, что ребенок не знает, как правильно вести себя в той или иной ситуации, не знает правил хорошего тона.

Эта игра для детей среднего и старшего школьного возраста поможет справиться с этим комплексом. Ведущий (лучше, если это будет взрослый) предлагает детям инсценировать разные ситуации из повседневной жизни.

Что делать, если вас пригласили в гости? Или наоборот, гости пришли к вам? После того, как желающие показали свои сценки, можно их обсудить и решить — как же поступать правильно.

Психологические игры для детей. Как определить лидера?

«Делай раз, делай два». Игра для школьников. Ведущий говорит, что по его команде все дети должны одновременно сделать какое-то действие.

По команде «делай раз» они поднимают стулья вверх и держат до тех пор, пока кто-то из них не скажет опустить стулья. По команде ведущего «делай два» игроки начинают бегать вокруг стульев. Когда один из игроков подаст команду, они должны одновременно сесть.

Те из детей, которые подавали команды опустить стулья и сесть, скорее всего — лидеры, особенно если это был один и тот же человек.

«Считалки». Игра для подростков. Игроки закрывают глаза, их задача — досчитать до десяти. Нужно считать вразнобой, т.е. один игрок не может сказать два числа подряд, нельзя договариваться. Если два игрока говорят одновременно — игра начинается заново. Лидером скорее всего является тот игрок, который назовет больше всех чисел.

Психологические игры для детей могут помочь вам в воспитании вашего чада. Надеемся, что те игры, с которыми мы сегодня вас познакомили, помогут вам в будущем.

Источник: https://strana-sovetov.com/kids/common/3268-psychological-games.html

Психологические игры для детей и подростков. Игры в коллективе

Психологические игры для детей

Существует ряд игр, которые ориентированы на борьбу с психологическими проблемами ребенка. А именно, с тревожностью, агрессивностью, неуверенностью или замкнутостью.

Психологические игры для детей и подростков помогут справиться с некоторыми проблемами в домашних условиях или в детских коллективах.

Все они направлены на преодоление тревожных или агрессивных состояний, которые периодически могут возникать даже у совершенно спокойных и жизнерадостных детей.

Некоторые дети не могут найти себя в коллективе. Они либо слишком замкнуты, либо, наоборот, чрезмерно агрессивны. Поэтому психологические игры на сплочение подойдут и как способ адаптировать ребенка к условиям детского сада. В любом детском коллективе бывают такие ребята, которые выделяются из основной массы.

С ними нужно работать отдельно. Затрачивая на них гораздо больше усилий, чем на всех остальных. Но для этого и существуют игры, способные решить проблемы с такими «неудобными» детьми. Используйте их для всех детей в коллективе, отдельно наблюдая за проблемными детками.

И вы заметите, как быстро они становятся покладистыми и добрыми.

Психологические игры подойдут для любого коллектива: для детского сада, для школы, для студентов. В них можно играть в лагере или в классе.

Вовлекайте детей в игру, чтобы преодолеть излишнюю стеснительность и замкнутость. Для этого подойдут словесные игры. Например, «Испорченный телефон», или «Колечко-колечко». Ощутив себя частью команды, ребята легче преодолевают психологические барьеры.

Мы подобрали для вас несколько очень популярных игр, которые можно проводить самостоятельно дома с ребенком. Также они отлично подходят для любого детского коллектива.

«Дождь из бумаги или фольги» — для снятия тревожности и агрессии

Игра поможет снять тревогу и агрессию, через выход эмоций в приемлемой форме. Понадобится большое количество бумаги или газет. Чем больше будет помещение, тем лучше. Движения ребенка должны быть спонтанными, и не должны ограничиваться запретами.

По команде «Старт» дети и взрослые начинают рвать бумагу. Когда вся бумага порвана, ее собирают в одну кучу. После можно поиграть в дождь из бумаги, кидать друг в друга снежки из бумаги. Можно поделить комнату на две «крепости» и закидывать их снежками. Психологические особенности игры помогут раскрепоститься и расслабиться, почувствовать себя частью коллектива.

Во время любого праздника можно использовать заранее нарезанные полоски разноцветной фольги. Ее складывают в большие мешки и используют повторно много раз. Позвольте детям отвлечься, например, пусть они танцуют или поют. Незаметно высыпьте нарезанную фольгу на пол за их спинами. А потом подкиньте ее вверх. Получится настоящий фейерверк.

Предложите ребятам присесть, набрав полные руки фольги. А затем, на счет «три», одновременно подбросить фольгу вверх. Такой салют вызывает неизбежный восторг. Ребята обожают это занятие. Предоставьте им возможность вволю побросать фольгу. Затем, попросите их все собрать обратно в мешок.

Такие выбросы излишней агрессии подарят массу положительных эмоций.

Лепка из пластилина и глины

Пластилин очень податливый материал. Из него можно слепить все, что душе угодно. Выразить все свои эмоции. Плюс этого материала в том, что он полностью находится под контролем ребенка.

Как он решит, так и будет. Для начала можно попросить слепить то, что ребенку нравится больше всего. Завлечь его таким образом.

А после предложить ему выразить свои чувства с помощью лепки: чувства злости, страха, тревоги или ярости.

Нельзя в процессе лепки делать ребенку критические замечания. Пусть он выплеснет все свои эмоции на пластилин. Можно разыграть целое представление с помощью пластилиновых фигурок. Разыграть ситуации, которые уже произошли, и показать ребенку, как их можно разрешить на примере игры.

Если вы предложите лепить детям в детском саду, то в итоге проведите общие обсуждения. Пусть каждый расскажет вам, почему он слепил такую фигурку. Затем придумайте веселые сценки с использованием пластилиновых фигурок. Лепка из пластилина — это самый простой и спокойный способ решить психологические проблемы.

Психологическая игра «Мое имя»

Ребенку нужно предложить найти любую вещь или предмет, которому он может дать свое имя. Например, найти куклу, мишку, любую другую мягкую или пластиковую игрушку. Затем он должен описать этот предмет, с положительной и отрицательной стороны. К примеру, куклу можно назвать Дашей. И рассказать о ней, что она грустная, добрая, красивая, послушная.

Что по ночам она плачет и любит накрываться с головой одеялом. Иногда она шалит и ест много сладкого. Вариантов рассказа может быть множество. В детском саду можно попросить сделать это каждого ребенка. Пусть каждый выберет свой прототип и подготовит о нем небольшой рассказ. То есть существующие проблемы переносятся на неодушевленный предмет.

Детям так гораздо легче высказаться, озвучить то, что их беспокоит в самих себе.

После спросите у ребенка, о том, какие черты из ранее перечисленных, свойственны для него. Ребенок сможет выявить свои сильные и слабые стороны, научится открыто говорить о своих проблемах с родителями. Цель взрослых не критиковать ребенка, а внимательно выслушивать. Пусть малыш сам придумает, что нужно сделать, чтобы исправить проблемные ситуации избранной игрушки.

Эта же игра отлично подойдет и для подростков. Только не нужно напрямую просить его выполнить задание. Предложите поиграть всем вместе в кругу семьи. Ни в коем случае не высмеивайте его потом за те проблемы, о которых, он возможно расскажет во время игры.

Игра для неуверенных в себе детей – «Аплодисменты»

Это очень простая, но действенная для детей забава. Она отлично подойдет для тех кому тяжело общаться с другими детьми. Игру надо проводить в компании хорошо знакомых людей, с которыми общается ребенок. Все встают в круг. Ведущий сообщает, что к ним приезжает знаменитость, великий ученый, известный артист или певец. И называет имя этого ребенка.

Ребенок выходит в центр круга. Все окружающие начинают громко и дружно ему аплодировать. При этом можно попросить его исполнить какой -нибудь танец, прочитать стих или спеть песенку. Если он отказывается, настаивать не нужно. Просто продолжайте аплодировать ему. Можно подготовить открытки и попросить ребенка оставить всем автографы.

Пусть нарисует что-то, если не умеет писать.

Игра для снятия агрессии – «Чудовище»

Игра поможет детям избавиться от агрессии и гнева. А самое главное она даст почувствовать ребенку, что родители его любят именно таким, какой он есть. Перед игрой надо прочитать сказку «Аленький цветочек».

После сказать ребенку, что теперь он будет чудищем. Он может делать все что угодно. Но прежде стоит обезопасить пространство для игры (убрать все бьющиеся предметы, которые могут разбиться и поранить ребенка).

Когда ребенок устанет наводить хаос, он ложится на пол.

Родители  укрывают его одеялом и начинают гладить. При этом говорят ласковые и добрые слова. В финале игры, чудище превращается в прекрасного принца.

Источник: https://iigry.ru/psihologicheskie-igry-dlya-detej-podrostkov/

Психологические игры и упражнения для детей

Психологические игры для детей

Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг

Психологическая игра для детей  «Я  бросаю  тебе  мяч».

Для разрядки и поднятия настроения можно предложить игру с мячом. В кругу все будут перебрасывать друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету, слона и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, должен  достойно ответить.

Психологическая игра для детей  «Испорченный телефон»

Участники по очереди передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящим с двух концов. Затем каждый из них сообщает пословицу, которая передана ему с другого конца.

-Нет такого человека, чтобы век без греха

-Всякая неправда – грех

-От судьбы не уйдешь

-Риск – благородное дело

-Денег наживешь – без нужды проживешь

-Когда деньги говорят – правда молчит

-И с умом воровать – беды не избежать

-Раз украл – навек вором стал

-Кто сильнее – тот и прав

-С кем поведешься – от того и наберешься

-Умная ложь лучше глупой правды

-Убежал – прав, а попался – виноват

4.Игра «Пойми меня»

Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Психологическая игра для детей «Ярмарка достоинств»

Участники игры получают по 2 листа с названиями  «продаю»  и  «покупаю» Ведущий предлагает на одном листе, под надписью «продаю»  написать все свои недостатки, от которых он хотел бы избавиться, а на другом листе под надписью «покупаю» написать достоинства, которых ему не хватает в общении.

Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки», начинают ходить и предлагают купить (или продать) то, что им нужно. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи требуемых для него качеств.

Психологическая игра для детей  «Назови эмоцию»

Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в др. сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами – через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

Методика «Твое имя»

Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет вое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например, Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями, что чувствовали, когда слышали свое имя.

Игра-упражнение  «Мусорное ведро»

Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда).

Психологическая игра для детей  «БУРИМЕ»

Стихи сочинять легко, говорил поэт Цветик. Главное, чтобы был смысл и рифма. Каждый берет лист бумаги и ручку и пишет любую пришедшую в голову строчку, хотя бы отдаленно напоминающую по ритмическому рисунку стих.

Далее все бумажки передаются на одного по кругу и пишется еще одна строчка-продолжение к предыдущей строчке, желательно в рифму, и так далее. Для элемента сюрприза лучше заворачивать в трубочку лист, оставляя на виду только последние три строчки.

Когда все листки пройдут один-два-три круга, каждый берет лист, который начинал и выразительно декламирует его под смех публики.

Психологическая игра для детей  «МУХА»

Игра на концентрацию внимания и его проверку. Тех, кто проявляет слабое внимание и концентрацию, в космонавты не берут. Все сидят в кругу или за столом. Инструкция ведущего. Представьте себе поле для игры в крестики-нолики, три на три квадрата. В центре сидит муха. Мы будем муху двигать по-очереди.

Есть только четыре хода: вверх, вниз, вправо, влево. Ошибкой будет задний ход: вверх-вниз, и выход мухи за пределы поля. Задача – всем вместе, по кругу, мысленно двигать муху, озвучивая свой ход и не ошибаться. Если кто-то ошибся – сброс и опять муха в центре.

Можно ввести штрафные очки за ошибки для элемента соревновательности.

Объемная муха. Это более сложный вариант, доступный уже не всем, а только самым внимательным. Представьте себе объемное поле для игры в крестики нолики – кубик рубика три на три. У нас добавляются еще два хода – к себе и от себя. Важно не терять муху, внимательно следить за ее перемещениями и не ошибаться.

Психологическая игра для детей  «ТРОЕЧКА»

Есть одна несложная по правилам игра на проверку внимания и его концентрацию. Инструкция. Мы будем ритмично считать натуральный ряд чисел по кругу: один-два-три-четыре-пять и так далее.

Сложность в том, что по правилам игры, число «3», числа, оканчивающиеся на три, например «13», и числа, делящиеся на три, например, «6», не говорятся, а хлопаются. Ошибкой считается сама ошибка и сбой ритма.

При ошибке все сбрасывается и начинается сначала («Раз») с этого участника в любую сторону по кругу.

При внешней простоте игры, далеко не всем коллективам удается дойти хотя бы до двадцати. Если дошли до тридцати, это говорит о хорошей концентрации внимания. Упрощение или усложнение игры возможно замедлением или убыстрением ритма.

 Психологическая игра для детей  «ЗООПАРК»

Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного.

После этого, по-очереди, надо показать сначала “себя”, а потом любое другое присутствующее “животное”. Это “животное” получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко! Можно играть навылет.

Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.

Психологическое упражнение для детей  «ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ»

В игре участвуют только женщины. Нужно поставить в ряд табуретки (или стулья без мягкой обивки) по количеству предполагаемых участниц (лучше всего 3-4). На каждую табуретку кладется определенное количество круглых карамелек (бывают такие конфетки, по форме -маленькие колобки), можно пуговицы на ножке (желательно покрупнее).

Например, на первую табуретку – 3 конфеты, на вторую – 2, на третью – 4. Сверху табуретки накрываются непрозрачными полиэтиленовыми пакетами. Приготовления закончены. Вызываются желающие. Их рассаживают на табуретки. Включается музыка. Обычно для этого конкурса включается песня “Подвигай попой”. И так, танцуя сидя на табуретке, участницы должны определить, сколько под ними конфет.

Победит тот, кто быстрее и правильнее это сделает.

Психологическая игра для детей  «НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА»

Для игры необходимы: табуретка или стул -1 штука, девушка – 1 особь, прищепки – много.

Прищепки нацепляются на платье девушки, девушка ставится на табуретку, из среды компании выбирается 2 молодых человека (можно вообще разделиться на 2 команды), которые снимают с нее прищепки с завязанными глазами.

Тот, кто снимает последнюю прищепку, или тот, у кого окажется больше прищепок, снимает девушку со стула и целует столько раз, сколько прищепок у него оказалось. Игру можно проводить наоборот, т.е. на табуретку встает парень.

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

Источник: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/psichologicheskie-igri-i-uprazhneniya-dlya-detey.html

Детские психологические игры – Психология жизни

Психологические игры для детей

Нашим детям поддержка нужна чаще, чем мы можем себе представить. В любое сложное время ребенок ищет опоры в родителях, если сами родители в дисбалансе, он либо становится «потеряшкой», уходя в более детское, более инфантильное состояние, либо сам становится опорой для своих родителей – очень быстро взрослея.  Что такое психологическая травма?

При любой психологической травме детства (больница, операция, ссора родителей, столкновение с опытом, который ребенку не по силам выдержать и событиями, в которых он не может активно реагировать) — ребенок может терять контакт с какой- то из своих «частей» – не чувствовать границ тела, переживать резкие эмоциональные перепады в настроении.

Он может бояться кого — то или чего — то, что раньше не вызывало тревоги. У нас может появиться ощущение, что ребенок потерял себя, и мы его попросту не узнаем. Причины детских страхов

В данной статье мы собрали несколько, на наш взгляд, эффективных психологических игр и упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игры способствуют преодолению психологической травмы у ребенка, снижению тревожности, уменьшению страхов, болезненных воспоминаний. Эти игры – прекрасная возможность для совместного времяпровождения с вашим ребенком, которому, в первую очередь, нужна ваша забота, внимание, ваше время, и физический контакт после пережитой им психологической травмы.

Психологическая игра «Рисуем ладошки»

Простой способ безопасно возвращаться «в себя» – обрисовывание ладошек и любые игры с ладошками. Отпечаток ладони – это первое само осознание малыша. Первые отпечатки грязной ладошки на обоях – это первое «Я есть в мире». Чем может помочь психолог?

Отпечатки в тесте, глине, песке, любой крупе, отпечатки на бумаге. Вырезание, разрисовывание ладошки – это ощущение и заполнение внутренней территории.

Поиграйте с пальчиками в игры, где главными героями будут пальчики ваши и малыша. Где пальчики могли бы здороваться, где они прикасались бы друг к другу ребром, тыльной стороной, всей поверхностью.

Психология детского рисунка

Психологическая игра «Пряничный человек»

Ребенок, который пережил психологическую травму может поначалу не допускать прикосновений, бояться физического контакта.

Попробуйте с ним нарисовать «пряничного человечка» и его разрисовывать. Придумайте совместно с ребенком волшебную историю про нарисованного пряничного человечка. И обязательно назовите его волшебным именем. Сказкотерапия для детей

Психологическая игра «Лепка»

С детьми, которые пережили психологическую травму обязательно нужно лепить – из глины, теста. Лепка снимает напряжение, дает ощущение контроля (что важно для тех, кто потерял контроль над ситуацией, жизнью, реальностью).  Почему ребёнок не слушается?

Лепка – это работа над мелкой моторикой рук. При серьезных и тяжелых психологических травмах некоторые дети, и даже взрослые, как говорится «теряю дар речи». А любая мелкая моторика возвращает речь, успокаивает, нормализует и приводит мысли в порядок, особенно после пережитых травматических событий.

Психологическая игра «Забота о кукле»

Бывает, что ребенок, который пережил психологическую травму, начал вести себя как дитя более младшего возраста. Так подсознание пытается вернуть безопасность.

Если в руках у ребенка окажется что — то, что «меньше» его, что — то, что воспринималось бы как детеныш более младшего возраста – куколка, маленькая машинка, животное, даже клубок ниток – сам ребенок автоматически перемещается в более взрослую позицию.

Психологическая игра «Играем в дерево»

Ребенок, который пережил психологическую травму, часто перестает чувствовать контакт ножек с землей – так сказать теряет опору, психологическую уверенность.
С ребенком хорошо играть в цветы и деревья, уделяя внимание корням и крепкому стволу.

Поиграйте с ребёнком в «выращивание великанских ног»

представляя, что ноги становятся огромными и крепко удерживают в равновесии, не давая раскачиваться от ветра (ветер – это метафора изменений, событий, на которые мы повлиять не можем). Чем ярче мы представим (нарисуем, помассируем) эти великанские ноги, тем сильнее эффект.

Потребности в браке. Как укрепить семью?

Спать лучше укладывать таких деток тоже, давая опору ножкам (например, положим под ноги скрученное в валик полотенце).

Психологическая игра «Что у тебя в руке?»

Многих взрослых раздражает, что они все время что-то вертят в руках, роняя и ломая. Для того, чтобы снять напряжение в руках, одновременно ослабить контроль и вернуть безопасность – нужно дать детям в руки массажное колечко, эспандер, хлебный мякиш, мелкие мягкие игрушки и т. п.

Как преодолеть застенчивость?

Психологическая травма у ребенка – это еще и потеря контроля над жизнью в целом, ребенок не уверен в завтрашнем дне и даже в следующей минуте. Поэтому после психологической травмы ребенок пытается все контролировать. С ребенком важно и нужно говорить о планах, составлять расписания, делать коллажи, мечтать и прочее.

Психологическая игра «Сейф для страхов»

Для того, чтобы аккуратно прикоснуться к теме страха, дать ребенку отдых и контроль над страшными воспоминаниями и снами: можно соорудить (нарисовать, вылепить, сделать из коробки) сейф для страшных воспоминаний.

Не называя воспоминания – дать метафору – просто смять бумагу, или взять темные листы бумаги, камни, шишки и сложить их в сейф. Ключ от которого будет либо у взрослого, либо у самого ребенка.

Как воспитать ребёнка уверенным в себе?
Сделать из спичек и разноцветных ниток «ловца снов» или вырезать ажурную снежинку – которая, как фильтр, впитывала бы страшные образы, не подпуская их к ребенку.

Психологическая игра «Ангел»

Психологическая травма у ребенка отбирает уверенность в том, что его защитят.
Ребенку важно знать, что он будет в безопасности. Заверьте его в этом. Объясните ребенку, что иногда родители и другие взрослые не имеют возможности защитить своего ребенка от всяких бед.

Рассказывайте, что у каждого человека есть свой ангел – хранитель, который ему помогает, когда другие этого сделать не в силах. Сделайте совместно с ребенком ангела из подручных средств. Вы можете его вырезать из бумаги и повесить над кроваткой, на стене. Или сделать гирлянду из ангелов.

Психологическая игра «Рисуем домик»

Любое рисование и делание домиков возвращает ощущение границ (но очень аккуратно – если известно, что дом ребенка был разрушен)

Нарисуйте вместе с ребенком дерево и узнайте результаты

Психологическая игра «Кнопка радости»

Замечательная телесная игра – кнопка радости. Для безопасного возвращения контакта с телом, психологического и физического контакта с ребенком.
Итак, суть игры состоит в том, что ребенок, не предупреждая вас, придумывает звук или песенку.

Далее задумывает место на теле – «кнопку», которая бы, если к ней прикоснуться, включала бы этот звук. Вы, стараясь мягко прикасаться к телу, должны найти эту кнопку. Потом ребенок ищет кнопку, которую загадали вы. В конце игры обнимите вашего ребенка.

Раскраски, как терапия при психологической травме у ребёнка

Детки в состоянии тревоги могут бояться рисовать что-то на «свободную тему». Им можно давать раскраски с четкими «жирными» границами. Психологическая травма у ребёнка

Можно с ними рисовать внутри бумажной тарелки, рисовать нестандартными «кисточками» – спонжиками, ватными палочками, зубными щетками. Следующий этап – капать акварельной краской на влажную бумагу. Затем, обводить высохшую форму, придумывая, на что эта форма похожа.

Источник: http://psylive.com.ua/psikhologiya-travmi/psikhologicheskie-igry-dlya-detey.html

Игры психологические

Психологические игры для детей

Материал из Летний лагеря

Что представляет собой познавательная психологическая игра?

Осмысление психологических реальностей жизни человека представляет собой достаточно сложную проблему.

Для этого необходимо обладать способностью осознавать и анализировать свои чувства, реакции на те или иные ситуации в общении, в отношении с различными людьми и т.д., рефлексией, психологической наблюдательностью.

Очень важны самокритичность и достаточно высокая самооценка. Изучение психологии человека и овладение средствами этого изучения, как правило, происходит одновременно.

Интереснее и эффективнее развивается этот процесс, если он включен в известную и привлекательную для всех участников деятельность. Лучше всего для этого подходит игра.Игра познавательна: ее цель – осмысление определенных аспектов психологии человека.

И в тоже время она психологическая, поскольку средства игры носят психологический характер: обязательные обсуждения итогов выполнения заданий (рефлексия), обращение к опыту участников игры (ориентация на их индивидуальные особенности), импровизационность и личностная направленность заданий. Опыт показывает, что познавательная психологическая игра помогает подросткам, юношам и девушкам достаточно серьезно и глубоко воспринимать реальность их психологической жизни. Необходимо напомнить организатору игры ряд существенных моментов в ее организации.

  1. Необходима, обязательна мотивация участников на игру (в частности, через показ взаимосвязи умения общаться с успешностью в обществе), максимальное подчеркивание преимуществ активности, но ни в коей мере не выступать в жесткой роли взрослого организатора, «не тащить на сушу». Всячески поддерживайте тех, что вышел, принял участие в игре. Стимулируйте сопереживание и поддержку зала тем участникам, кто находится в центре внимания в процессе игры. Постоянно отмечайте наиболее сильные стороны участников.
  2. Подробно разъясняйте цели каждого задания, внутренний психологический механизм действий, предлагаемых участникам, приводя в качестве примеров реальные жизненные ситуации.
  3. Обязательно контролируйте эмоциональное состояние групп. Для этого Вам важно владеть приемами создания эмоционального настроя в аудитории, следить за динамикой происходящих событий, чтобы не допускать затягивания. Поддерживайте, в случае необходимости, уровень личной конкуренции и ситуацию соревнования команд.
  4. Организуйте после каждого упражнения совместный анализ увиденного вместе со всеми участниками игры. Постарайтесь вывести итог в алгоритм оптимального поведения в подобных ситуациях реально и жизни.
  5. При возможности, осуществляйте коррекционную работу на сцене: работайте на уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов, преодоление застенчивости, умение быть в центре внимания и т.д.
  6. Работая с зажатыми ребятами, помните о причинах застенчивости:
    • негативный опыт общения с людьми в определенных ситуациях, основанного либо на собственных прямых контактах, либо на наблюдении за тем, как «другие погорели»;
    • отсутствие «правильных» навыков общения;
    • предчувствие неадекватности собственного поведения и, как следствие, постоянная тревога по поводу своих действий;
    • привычка к самоунижению из-за своей «неадекватности» (я застенчивый, я жалкий, я неспособный, я без мамы не могу).

    Согласно бихевиоральной концепции, застенчивость может сформироваться у ребенка в результате его попыток занять достойное место в том мире, где господствуют взрослые. Предусмотрите в конце игры оценку участниками того, что они взяли для себя, а также ряд заданий на применение полученной информации в ситуациях повседневного общения в школе, дома и т.д.

  7. Больше давайте возможности участникам выступать в иной ролевой позиции с целью раскрытия каких-то новых сторон своего Я. Игровая ситуация дает для этого дополнительные возможности, поскольку в игре подросток чувствует себя более защищенным.

Каких требований должен придерживаться воспитатель, проводя с детьми психологические игры?

  • Общение с детьми должно базироваться на уважении всех участников друг к другу, чувствительности к мыслям и чувствам других, душевной теплоте.
  • Взрослый должен удостоверять детям заинтересованность их ответами, стимулировать их откровенно и подробно рассказывать о собственных переживаниях и проблемах.
  • Взрослый должен проявлять тактичность по отношению к детям и умение помогать им.
  • По окончании игры воспитатель поощряет детей к высказыванию и обсуждения собственных впечатлений от игры.
  • Взрослый должен четко продумать цели и ход игры.

Каких целей можно достичь при проведении психологических игр?

  • Помочь детям почувствовать свое единство с другими.
  • Помочь детям повысить собственную самооценку.
  • Помочь детям уважать себя и других.
  • Помочь детям научиться анализировать жизненные ситуации.
  • Помочь детям научиться принимать индивидуальные и групповые решения.
  • Научить детей сочувствие к другим.
  • Развивать в детях открытость к другим.
  • Научить детей преодолевать собственные страхи и комплексы.
  • Развивать у детей чувство юмора и т.д..

Приведенные задачи могут показаться слишком сложными. Однако если мы хотим воспитать детей толерантными, любящими, открытыми, уверенными в себе, мы должны указать им путь, пройдя который, они научатся жить в гармонии с собой и другими.

Как организовать проведение психологических игр?

Позади остались вопросы размещения детей в помещении, наконец группа собралась вместе. Чувствуется определенная тревога и неуверенность. Дети еще не знакомы друг с другом, кто комплексует из-за собственной застенчивости, кто переживает, что не найдет друзей по душе подобное. Поэтому все с надеждой смотрят на взрослого, от которого ждут поддержки и помощи.

На начальном этапе действия педагога должны быть четкими, понятными и однозначными. Конечно, все начинается со знакомства. Уместно будет рассказать детям о себе, свой профессиональный опыт, планы на время пребывания детей в лагере. Это поможет членам группы почувствовать уверенность и оптимизм.

После этого дайте возможность детям рассказать о себе, о собственных увлечениях, сильные и слабые стороны. Знакомясь с членами группы, каждый стремится, чтобы его приняли таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.

Кроме того, при знакомстве ребенок выясняет, чем она похожа на других и чем отличается, чьи ценности ей близки и приемлемы, а чьи – нет.

Используйте для этого психологическую игру, которая поможет детям сблизиться друг с другом и почувствовать себя членом детского коллектива (хотя и временного).

Возможен такой вариант игры, благодаря которой участники получают богатую и разностороннюю информацию друг о друге.

3 блок

Смотреть также

  • Виды больших психологических игр

Дополнительно

Источник: https://summercamp.ru/%D0%98%D0%B3%D1%80%D1%8B_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5

Психология игры: что творится в душе ребенка?

Психологические игры для детей

«Мы хорошо познакомились бы с душою взрослого человека, если бы могли заглянуть в нее свободно, но в деятельности и словах взрослого нам приходится только угадывать его душу, и мы часто ошибаемся, тогда как дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь»

К.Д. Ушинский

Психология игры для ребенка

Естественной средой развития для ребенка является игра. В ней закладывается потенциал ребенка, формируется активность, воля и эмоции. Игра открывает новый неизведанный мир, выходит за пределы обыденности, именно здесь отражаются семейные отношения, повторяются ритуалы, проигрываются мифы, сказки, выдумывают собственные сценарии, перипетии и повороты судьбы героев.

Психология игры для ребенка

Волнующие малыша ситуации и отношения, находят выход в процессе игры, поэтому наблюдая за ней, родители смогут понять недосказанные слова, чувства и переживания своего крохи.

В настоящее время можно потеряться в разнообразии игрушек, реклама предлагает большой ассортимент миниатюрных домов, машин — уменьшенные атрибуты взрослой жизни, но с чем бы ни играл ваш ребенок, смысл игры остается неизменным. Она позволяет ребенку самостоятельно решать сложные вопросы (к которым, как правило, ребенок не допускается), делать выбор в пользу того либо иного, принимать ответственность за свои действия.

Предоставляет возможность прочувствовать себя смелым, сильным, благородным, получить опыт защиты слабых, преодоления трудностей, задает образцы нравственности. Отсутствие внешнего контроля и управления позволяет ребенку проявить себя, выпустить агрессию, быть самим собой. Другими словами, именно в игре ребенок наиболее приемлемым для себя способом адаптируется к реальности.

Новый этап развития маленькой личности начинается с момента, когда малыш впервые взял под свое покровительство игрушку. И совсем неважно, кто будет первым: кукла, пупс, плюшевый медведь или ушастый кролик — важно какие манипуляции он с ними выполняет.

Условно можно выделить следующие этапы взросления в процессе игры:

1. Этап самых элементарных бытовых манипуляций (от года до двух лет)

На этом этапе ребенок способен выполнять простые манипуляции с предметами, основная цель которых исследование и знакомство с реальностью. Малыш знакомится с физическими свойствами объектов, их геометрическими формами. Позже подражая взрослым, он убаюкивает пупсов, кормит и купает их, приводит в порядок и т.д.

Ребенок, имитирует поведение родителей, выполняя все те же действия, что делают его родители с ним. Замечено, чем больше познает малыш окружающий мир, лучше узнает себя, тем более детализированной становится игра с игрушкой.

На первом месте в игре отводится чувствам и отношениям ребенка, предметы служат лишь способом познания, именно поэтому он может с легкость сломать, разобрать игрушку, повинуясь своему исследовательскому интересу, не придавая этому большого значения.

2. Этап «разыгрывание ситуаций» (от трех лет)

На данном этапе происходит разыгрывание сценариев, ребенок выступает режиссером событий, творцом своего маленького мира. В этот момент активно развивается воображение и мышление малыша. Он не просто копирует увиденное поведение взрослых, но и придумывает целые истории, сюжетные линии: говорит за игрушку, проговаривает ее действия, примеряя на себе ее роль.

Например, плюшевый медвежонок уже может отказываться от еды, капризничать, смеяться, баловаться. Ребенок его уговаривает, наказывает, хвалит. Повторяя типичные действия, высказывания людей (как правило, родителей) ребенок проникает в их внутренний мир, эмоционально подстраивается, а дальше фантазия позволяет сформировать внутреннюю позицию, понять внутренний смысл происходящего.

3. Этап становления сюжетно-ролевой игры (от 4 до 6 лет)

Родители и воспитатели открывают ребенку потрясающий мир быть кем-то, принять на себя иную роль. Понимание мира происходит через игру, где можно моделировать и экспериментировать, поэтому для игры необходимы сверстники, так как она приобретает социальный контекст.

Игра в представлении детей

В этот период дети начинают играть в докторов, магазин, школу, такси, словом учатся взаимодействовать с окружающими, формируя свой стиль общения и поведения. Пяти-шестилетний ребенок ставит себя на место других, осваивает все тонкости равноправного общения, разрешения конфликтов и понимания поступков людей. Отличным подарком для ребенка в данном возрасте станет живая раскраска.

В процессе игры развивается внимание, воля, ребенок уже не подражает взрослым, он стремится к самостоятельности, проявляет инициативу, способен выполнять неприятные для него действия, появляется ответственность. Кроха переходит от импульсивности к действию по образцу поведения другого человека, играет согласно установленным правилам.

Что такое игра для более взрослого ребенка?

По мере взросления ребенка взрослеют и игрушки. Постепенно к концу младшего школьного возраста (около 7-9 лет) у ребенка формируется четкий образ человека, эстетические пристрастия, проверяя в игре моральные нормы, ребенок наблюдает следствия, к которым они ведут, внутренне усваивая и принимая их.

Несмотря на то, что еще игра присутствует в жизни ребенка, однако ее качественное содержание существенно изменяется: ребенок больше не наделяет свою игрушку человеческими качествами, эмоции становятся спокойнее и в скором времени игрушка отойдет на второй план.

Игра позволяет малышу увидеть себя со стороны, лучше понять окружающих людей, создает психологически и эмоционально комфортную обстановку.

Спокойные интересные игры способствуют снятию эмоционального возбуждения, обладают успокаивающим эффектом на ребенка, а игры с правилами способствуют развитию эмоциональной устойчивости, умению выигрывать и проигрывать.

Для родителей же игра позволит лучше узнать свою кроху, окунуться в его внутренний мир.

Так, например, игра «дочки-матери» является моделью семейных взаимоотношений, наблюдая за которой можно получить полезную информацию о восприятие семьи, применяемых требований и запретов ребенком, его эмоциональном комфорте.

В данной игре ребенок может исполнять две социальных роли – роль матери, что важно для анализа взаимоотношений с вами, как с родителем, и роль дочери, анализ самоощущения малыша.

В роли куклы малыш озвучивает свои желания («Не хочу в садик!»), страхи («Боюсь собак»), обиды и эмоции («Ты же обещала со мной поиграть!»).

Для анализа игры требуется малое – ваше внимание и время. Важно, не воссоздавать сценарий игры искусственно, а отдать предпочтение естественной игре ребенка, где он (она) будет проигрывать какую-то ситуацию либо событие. Вам останется только наблюдать за происходящим и анализировать увиденное.

Важные моменты

Следует обратить внимание на следующие моменты:

Кого из членов семьи копирует ваш ребенок? Какие черты и манеры присущи ему в данный момент? Как ведет родитель по отношению к ребенку, что подлежит запретам, что разрешается? Как хвалят либо ругают, какие слова, действия при этом используются? Какое эмоциональное состояние при этом демонстрирует? В целом как обращаются с ребенком? С кем из членов семьи контактирует либо нет?

Все проигранное ребенком будет являться зеркальным отображением вашей семьи, конечно, следует учитывать тот факт, что очень часто реальность искажается, порой даже дофантазируется малышом приобретая желаемый оттенок, но основные маркеры будут бросаться в глаза, отображая имеющиеся тенденции.

Игра – это не просто кладезь полезной и уникальной информации, с помощью которой можно отследить эмоциональное состояние ребенка, его переживания, но и средство, с помощью которого можно его откорректировать.

Для этого вам необходимо включиться в игру и исполнить роль ребенка.

Демонстрируя поведение вашего малыша, отображая ситуацию необходимую откорректировать и предоставляя возможность крохе побыть на вашем месте, вы позволяете ему прочувствовать ваши переживания, лучше вас понять.

С другой стороны, в процессе игры сам ребенок может предоставить вам ключ к разгадке своего поведения, неосознанно отобразив свои пожелания, что он ждет от вас, какие действия и слова хочет услышать и увидеть.

Не жалейте времени на детские игры с ребенком, наблюдайте, анализируйте и выстраивайте гармоничные отношения с ним.

(1 голос, в среднем: 5 из 5)

Источник: http://kidar.ru/razvitie-detej/psihologiya-igry-chto-tvoritsya-v-dushe-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.