< Психологические проблемы подростков - Психолог

Психологические проблемы подростков

Содержание

Основные психологические проблемы подростков

Психологические проблемы подростков

Оцените:  
Просмотрите список похожих статей на нашем сайте

Про подростков и их проблемы взрослые написали уже столько, что хватит ни на одну библиотеку, а проблемы из поколения в поколение всё не решаются.

Ведущие психологи, заслуженные педагоги, известные психиатры – все предлагают решения, а воз и ныне посреди поля.

И более того все те, кто сами больше всего «умничают» и помогают нам решить психологические проблемы подростков на практике часто не могут справиться даже со своими детьми. Не задумывались, почему же так происходит?

Нам видится главная сложность в том, что сами родители имеют свои психологические проблемы, которые умножаются на неокрепшую детскую психику, социальную среду и генетические предрасположенности, а в итоге дают великое множество развитий конфликтов, которые трудно детерминировать. Подробнее о проблемах родителей вы можете почитать в статье «Проблемы подростков с родителями», а в этом обзоре мы поговорим непосредственно о психологических проблемах подростков.

Первопричины психологических проблем у подростков

 

Чтобы эффективно решать проблемы надо всегда понимать их корни.

Ребенка надо правильно воспитывать с раннего детства и приучать к порядку и безопасному поведению, если у вас в семье растут малыши, то “Защитница Багира” рекомендует вам еще прочесть про пожарную безопасность дошкольников.

Конечно, взрослые сами были подростками и, казалось бы, должны знать, что те чувствуют, но на самом деле часто память подводит родителей. Итак, почему вообще в подростковом возрасте начинаются сложности, основные причины:

  • Неадекватные или несвоевременные методы воспитания родителями, без учета особенностей характера и физиологических проблем;
  • Активный рост организма. Постоянное изменение пропорций тела. Сложности с координацией. Проблемы с кожей;
  • Выделение половых гормонов. Окончательное формирование репродуктивной системы;
  • Преддверие взрослой жизни. Активная эмансипация, то есть желание быстрее избавиться от родительского контроля. Доказать свою взрослость;
  • Стадный инстинкт. Попытка не выделяться из себе подобных;
  • Отсутствие жизненного опыта. Неуверенность в своих силах и неумение понимать окружающих людей. Часто скрывается за позицией «я всё знаю».

Мы не зря поставили ошибки в воспитании на первое место, поскольку это наиболее частая причина психологических проблем в подростковом возрасте. Это время можно назвать «плановой болезнью».

Время, когда подросток требует поддержки и понимания, а не давления и осуждения.

Это что-то наподобие того, как если бы вы лежали в больнице, а к вам приходили родственники и вместо поддержки и апельсинов ругали за неопрятный внешний вид и неубранную тумбочку. Приятные бы вы испытывали ощущения?

Психологические проблемы у подростка. Найти и обезвредить

 

Проблемы подростков нельзя рассматриваться в вакууме, они являются следствием типов характера подростков, социальной среды и других факторов. Есть дети, которые полностью погружаются в мир компьютера и интернета, о таких случаях подробней прочтите в материале про опасность интернета для детей.

Ну, а кто-то в пубертатный период замыкается в себе и впадает в депрессию, кто-то проявляет акции неповиновения и открыто грубит или убегает из дома и пытается быстрее повзрослеть с помощью алкоголя и секса.

Но в одной статье мы не сможем расписать целый научный трактат и приведем лишь основные психологические проблемы в подростковом возрасте и возможные пути их решения:

  • Проявление гиперсексуальности;
    • Мастурбация и связанное с ней чувство вины;
    • Комплекс неполноценности из-за своей девственности;
    • Эротомания;
    • Ранние сексуальные контакты;
  • Слабость, замкнутость, депрессии, попытки суицида;
    • Невыполнение элементарных обязанностей, правил гигиены;
    • Пресечение попыток родителей установить контакт;
    • Отсутствие друзей;
    • Отказ от прежних интересов и увлечений;
    • Погружение в мир фантазий, виртуальный мир.
  • Попытки самоутвердиться, доказать свою значимость и взрослость:
    • Девиантное поведение – уходы из дома, прогулы уроков, употребление алкоголя, никотина, наркотиков, ранние половые связи;
    • Конфликты с родителями, учителями. Попытки навязать свое мнение и желания;
    • Непринятие вмешательства в личную жизнь, нежелание слушать наставления.
  • Попытки не выделяться из социальной подростковой группы. Быть как все:
    • Участие в криминальных действиях;
    • Групповое приобщение к вредным привычкам;
    • Совместные прогулы школы;
    • Развратное поведение. Оргии.

Гиперсексуальность 

В советские времена редкая литература на эту тему объявляла мастурбацию крайней степенью отклонения, которая может привести к слепоте и слабоумию. Для адекватного взрослого – полный бред, но у ребенка такая информация может вызвать серьезные психические проблемы, ведь это и так всегда считалось «стыдное» поведение.

В настоящее время наблюдается обратная тенденция, об самоудовлетворении говорят открыто и чуть ли не превозносят его, а широкий доступ через интернет к порнографическому контенту только усугубляет ситуацию. Правда, как всегда, лежит посередине. С одной стороны в подростковой мастурбации или, как говорят в быту – онанизме, нет ничего предосудительного.

Но с другой стороны проблема может лежать в другой плоскости ­– дурной привычке, когда человек привыкнет к такой сексуальной стимуляции и будет обходиться долгое время только ею. А также в значительной потери энергии при частых повторениях, когда самоудовлетворение становится самоцелью и подменяет собой другие стремления.

Здесь, конечно, выходом является просветительская деятельность и правильное освещение вопроса. Вообще в вопросах связанных с сексом всегда лучше, когда информацию ребенку предоставят родители, а не улица или порносайты.

Это касается и стремления лишиться любой ценой девственности, и подмена любви простым половым влечением, когда юным людям кажется, что они Ромео и Джульетта, а как только страсть удовлетворена, то розовые очки спадают, но последствия уже могут быть далекоидущие. Итогом могут быть: ранняя беременность, венерические заболевания, беспорядочные половые контакты.

Отгораживание от окружающих 

Может быть вызвано предрасположенностью характера. Но обычно провоцируется непониманием со стороны взрослых и сверстников.

Неудачами, несчастной любовью, различными комплексами или увлечением искусственной реальностью, когда ребенок переносит все свои цели и помыслы в несуществующий мир. Как итог может проявляться в неустойчивости психики, фобиях, истериках, отсутствии реальных друзей.

Здесь родителям надо всегда держать руку на пульсе, искать причину такого поведения и устранять её. Если вы не можете её выявить сами, то надо обращаться к психологу.

Ведь подобное поведение имеет тенденцию усугубляться, плохое настроение перерастает в субдепрессию, затем может наступить депрессия и мысли о суициде. В некоторых случая периоды депрессии могут сменять временами активности, так называемый циклоидный тип подросткового характера.

Эмансипация 

С ней связано большинство сложностей подросткового периода. Сами по себе попытки самоутверждения и взросления не являются проблемой, сложностями являются методы.

Когда подросток занимается спортом, увлекается наукой, искусством, интересным хобби и через это самоутверждается – это прекрасно.

Но когда эмансипация заключается в агрессии против взрослых, ярому неповиновению, уходу из дома, асоциальному поведению – это конечно деструктивно и требует немедленной корректировки.

Часто ситуация заходит так далеко, что родители уже не могут сами на неё влиять, в этом случае потребуется помощь профессионалов. Но если вовремя повлиять на ребенка, установить с ним контакт, быть честным, пояснить свою позицию, попытаться вникнуть в мотивы поведения и направить его в положительное русло, то вполне можно обойтись и своими силами.

Стадный инстинкт 

Часто подростки попадают под влияние более сильных товарищей, которые втягивают их в неприятности. И более слабый в психологическом плане ребенок стремиться к групповой «крутости». За компанию может совершать хулиганские поступки, кражи, приём наркотиков, алкоголя, осуществлять развратные действия.

В данном случае необходимо следить за приоритетами подростка, быть с ним в эмоциональном контакте и стараться мягко корректировать поведение.

Если вы сами не можете стать для него авторитетом, то лучше уж чтоб им стал известный футболист, знаменитый писатель или успешный программист, заработавший миллионы на разработанном сайте, чем какой-то аморальный одноклассник с отклонениями в психике, которому для самоутверждения надо набрать группу более слабых ребят и повелевать ими.

Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:

Источник: //bezopasnost-detej.ru/problemy-podrostkov/67-psikhologicheskie-problemy-podrostkov

Основной проблемой подросткового возраста является максимализм

Психологические проблемы подростков

Психологические проблемы и трудные искания сопутствуют жизни ребёнка в переходный период во взрослую жизнь.

Родителям они доказывают свою независимость, со сверстниками выстраивают отношения, вырабатывая новые для себя этические и социальные принципы, познавая мир с ранее неизвестных сторон.

С чувством изменённого самосознания приходит индивидуальная и коллективная ответственность, и это сопряжено со многими осложнениями.

Проблемы подростков проявляются с 13 до 16 лет

Основные проблемы подросткового возраста связаны со взаимоотношениями с родителями и со сверстниками.

Причины возникающих проблем

Ошибки воспитания детей одна из самых распространённых психологических причин, которые нельзя назвать болезнями в общепринятом смысле, но они сродни им. Часто они приходят помимо воли ребёнка, и когда ему больше всего хочет понимания и поддержки, вместо них получает осуждение и давление.

Подростковый возраст начинается в 11-12 лет

Модель поведения ребёнка в этом возрасте зависит от типа его характера, общества, которое его окружает, образа жизни, материального достатка, состава семьи и многих других

Подросток обращает внимание на те ценности, которые помогают ему определиться и сформировать собственное отношение к окружающему миру. Хорошо, если он удовлетворён настоящим и при этом устремлён в будущее. Но так происходит не всегда.

Основные проблемы подростков

Легче всего ему удаётся общаться со сверстниками, а если это не так, ребёнок остаётся глубоко травмирован.

Он хочет знакомится, нравиться, делить интересы и нормы симпатичной для него группы, сохранять свою самостоятельность и индивидуальность, без страха выражать свои чувства и высказывать своё мнение. Как можно быстрей подросток стремится стать взрослым, ему важно, чтобы все это поняли.

Примером для подражания является активный и успешный человек, нацеленный на достижения. Подросток мечтает и фантазирует, придумывает свои законы и осуждает поведение окружающих его взрослых людей.

Причины неадекватности и страхов

Подростковому возрасту свойственна психологическая противоречивость. Часто они не могут сформулировать, чего на самом деле хотят.

В одном человеке может уживаться застенчивость и агрессивность, он тяготеет к крайностям, Сталкиваясь с опасностями, подросток преодолевает трудности и при успешном их прохождении накапливает новый опыт.

С развитием осознания он лучше понимает других и постепенно приобретает опору для дальнейшего роста.

Противоречивость подростков — одна из причин конфликтности

В этом возрасте подросток в полной мере начинает понимать категории прошлого и будущего, он открывает, что бытие конечно, и это вызывает у него беспокойство страх.

Только осознание своей самостоятельности и индивидуальности внушает ему уверенность. В это время ему важно найти понимание, возможность примирить собственные чувства с настроением окружающих и приспособиться к устоявшимся нормам.

Особенно опасно, когда между ощущением своего идеального «Я» и тем, что есть на самом деле, определяется большая разница.

Что влияет на подростков

По этой причине появляются проблемы раннего подросткового возраста и аномального поведения в обществе. Психологи объясняют такую ситуацию отсутствием позитивного отношения к себе, обязательными составляющего которого являются:

  • положительное отношение к другим людям;
  • уверенность в своих силах;
  • чувство собственной значимости как результат общения и деятельности.

В противном случае после ошибок в общении подросток заявляется, что он никому не нужен, его не понимают и не любят.

Подростковый период — основные признаки

В этом возрасте у человека вместе с психическим взрослением происходит глобальная перестройка физиологического состояния.

У него повышено внимание к своему телу, его заботят и тревожат замечания других людей. Он склонен преувеличивать даже незначительные недостатки своей внешности от признанных норм.

Любое мнение со стороны окружающих является частью его представления о себе, будь то комплимент или критика.

Самооценка и её влияние на поведение

Конфликты часто связаны с отношением к подростку взрослых людей, чьё мнение влияет на его самооценку. Неловкое, неадекватное и оскорбительное отношение вызывает агрессивное или депрессивное поведение подростка, и которые в некоторых случаях переходят в хронические неврозы.

На формирование самооценки влияют чувство принадлежности к определённой социальной группе и осознание собственной значимости. Принадлежность — это всегда защищённость.

Это важное чувство возникает с младенческого возраста, и в период взросления проверяется на прочность, перестраиваясь.

Чувство собственной значимости укрепляет одобрение со стороны окружающих и компетентность в какой-либо области деятельности.

Самооценка подростков — как формируется по-разному

Низкая самооценка может быть результатом перенесённого насилия, неправильной психологической установки, зависимой от мнения других людей, и равнодушия близких.

Родителям и педагогам важно знать о её значении для подростка и о последствиях её нарушения. Ребёнку весь мир может казаться враждебным социальные проявления, он всё воспринимает как угрозу своей безопасности, жизнь предстаёт в чёрном цвете, которые он не пытается исправить.

Он не умеет выстраивать отношения, стесняется своего внешнего вида и склонен к осуждению других.

Адекватная самооценка делает человека доверчивым и доброжелательным к миру. Трудности для него — это возможность роста. Он уверен, что ни будь его, мир станет хуже.

Формирование самооценки — длительный процесс, в деле её становления учавствуют и родители, и педагоги.

Раздражительность и вспыльчивость

Подростки стремятся измениться, но совершать поступки, свойственные взрослым, в силу своего несовершеннолетия не могут.

Секс — самое доступное средство для самоутверждения, всё остальное пока закрыто, и подростки чувствуют себя обделёнными. Бессознательно они ощущают несправедливость и готовы к вспышке гнева в любой момент.

Другая причина вспыльчивости — изменения гормонального фона организма, состояние которого можно сравнить с предменструальным синдромом.

Практически все подростки очень раздражительны

Отчуждённость и необщительность

Состояния, которые связаны с конфликтом ребёнка и общества.

Оценку себя и своего поведения со стороны других он воспринимает как бесспорную характеристику, не учитывая, что его сверстники или взрослые из его окружения могут быть необъективными или безжалостными.

Ребёнок чувствует себя изгоем и, не ощущая поддержки, постоянно находит подтверждения. Это заставляет ребёнка прятаться и искать защиты, чтобы не получить очередную психологическую травму.

Отчуждение подростков проявляется в игнорировании взрослых

Оценку, навязанную со стороны сверстников, педагогов и родителей, в этом возрасте чрезвычайно трудно изменить.

Конформизм

Приспособленчество и беспринципность заставляет подростка быть таким, как принято в его группе или его окружении. Наглядным проявлением конформизма является стремление быть модным. В атмосфере распространения рекламы эта черта является очень часто встречающейся.

У подростков конформизм принимает гипертрофированное содержание, порой он боится быть не таким как все и отстать от правил группы, к которой принадлежит. Такое настроение делает ребёнка зависимы от сверстников, а на расстоянии от них чувствует себя неуютно. Приспосабливаясь, подросток может делать то, чтоявляется вредным и противозаконным.

Конформизм подростков формируется под влиянием окружения

Чтобы этого не произошло, важно для ребёнка уметь сказать «нет» тому, что ему повредит. Для этого нужны мужество и уверенность.

Он должен знать, что умение сказать «нет» это круто и достойно уважения. Тот, кто умеет отстаивать свою позицию, чаще всего является лидером.

Стоит подростку отказать хотя бы один раз, у него растёт уверенность в своих силах.

Наркотики и наркомания

О вреде наркотиков и пагубных последствиях употребления знают все, однако, проблема остаётся. Часто виной этому — конформизм.

Ребёнку трудно отказаться, если этим занимаются все, кого он считает своими друзьями. Ему кажется, что, отказавшись, его будут считать чужим.

Ради уверенности и стабильности своего положения в группе сначала подросток пробует наркотики и после этого не может остановиться.

Протест подростков выливается в осуществлении запрещенных действий

Наркозависимость в этом возрасте особенно опасна потому, что часть мозга, определяющая креативную направленность деятельности, недостаточно сформирована. Наркотики останавливают его развития и реанимировать способность к творчеству впоследствии без медикаментозных средств крайне трудно.

Наркомания подростков — способ проявления протеста

В подростковом возрасте ребёнок пересматривает свою шкалу ценностей принимает те, которые помогают ему войти в новый этап жизни. В идеале со временем ребёнок социализируется, его цели становятся более осознанными и направленными на всеобщую пользу.

Источник: //detki.guru/psihologiya-rebenka/kakie-problemy-dlya-podrostkovogo-vozrasta-yavlyayutsya-osnovnymi-prichiny-i-puti-preodoleniya.html

Психологические проблемы подростков

Психологические проблемы подростков

Замечание 1

В подростковом возрасте (пубертате) ‒ не выделено четких границ. В соответствии с общей периодизацией он наступает с 12 лет и длится 2–3 года (до 14–15 лет). В отдельных случаях его границы смещаются, и он может быть более коротким или же затянуться.

Подростковый возраст, как правило, определяется как переходный, переломный, критический, трудный, возраст полового формирования.

Подростковый этап в формировании ребенка является, как правило, особенно нелегким как для педагогов и родителей, так и для самих детей.

В основании подобной оценки находится изобилие критических, физиологических и психологических состояний, объективно появляющихся в ходе формирования, которые иногда называют «критическими периодами детства».

Причины возникновения психологических проблем в подростковом возрасте

В подростковом возрасте причины зарождения психологических проблем могут быть вызваны:

  1. Отношениями в семье: это насилие, со стороны родителей избыточная критика, навязывание подростку принципов жизни, неблагоприятная ситуация дома (раздоры между родителями, давящая атмосфера).
  2. Воспитанием в неполной семье: нехватка отдельных аспектов в воспитании, а также нестабильность на эмоциональном уровне (стрессовые ситуации родителя) и вынужденное преждевременное взросление (скажем, чтобы поддерживать маму, которая осталась одна).
  3. Критикой со стороны окружающих или недостаточным признанием: в подростковом возрасте идет процесс самоопределения. Человек начинает понимать, кем он является в мире, в городе, в своем окружении; начинает понимать, на что он способен, узнает о качествах своей личности. Здесь появляется осознание желания, свойственного любому из нас, ‒ ощущать собственную нужность, знать, что ты не зря живешь. И если какие-то особенности подростка не принимаются его окружением, появляется диссонанс и, как результат, кризис.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основные психологические проблемы подросткового возраста

Суицид. На сегодняшний день в подростковом возрасте самоубийства происходят все чаще и чаще. В детстве и в раннем подростковом возрасте самоубийства случаются весьма редко, но в возрастной группе с 15 по 19 лет число самоубийств резко увеличиваются.

Попытки самоубийств более свойственны девушкам, но по числу смертельных исходов их в 3 раза превосходят юноши.

Основаниями для этого могут быть низкая самооценка, равнодушие со стороны родителей, ощущение одиночества, депрессивные состояния, все это может натолкнуть на мысль о самоубийстве.

Гнев подростка. Многие полагают, что гнев ребенка в подростковом возрасте ‒ нечто ненормальное. Но все же нужно отметить, что само по себе ощущение гнева не может быть ни хорошим, ни плохим. Гнев ‒ нормальное явление и может зарождаться в любом человеке.

Вопрос состоит в том, как им управлять. В подростковом этапе развития пассивно-агрессивное поведение проявляется достаточно часто.

Цель пассивно-агрессивного поведения тинэйджера заключается в том, чтобы вывести родителей или других людей, которые занимаются его воспитанием, из равновесия.

Все это делается совершается неосознанно, является следствием непроявленного гнева. Подросток начинает совершать поступки назло родителям.

Основанием значительного числа проблем с подростками (от плохих отметок и заканчивая самоубийствами и наркоманией) выступает пассивно-агрессивное поведение.

Опасность представляет то, что если подросток к 16-17 годам не обучится зрелому отношению к гневу и не освободится от пассивно-агрессивного поведения, то подобная линия поведения укоренится в нем и станет обязательной частью его жизни.

Подростковая депрессия. Депрессия ‒ психическое расстройство, которому свойственны: подавленное, тоскливое настроение с пониманием своей никчемности, пессимизм, монотонность представлений, заторможенность движений, разнообразные соматически расстройства.

Замечание 2

Депрессивные состояния в подростковом возрасте сложно распознать, оттого что их симптомы отличаются от проявления классических симптомов депрессивных состояний у взрослых.

Так специалисты выделяют следующие формы подростковой депрессии:

  1. Легкая подростковая депрессия. Обнаруживается в пессимистических фантазиях, мечтаниях наяву или в ночных снах. Данную степень депрессивного состояния можно обнаружить, зная мысли подростка и зная состояние его души. Как правило, существует причина возникновения подобной депрессии. Подобным событием может быть смерть, болезнь или отъезд значимого для подростка человека, конфликт в семье или развод родителей, переезд и т.п.
  2. Подростковая депрессия средней степени. Подросток ведет себя, как обычно, но содержание его разговоров окрашено эмоционально негативно. Это относится в первую очередь, к темам, которые угнетают его.
  3. Умеренная степень депрессии подростков. Это уже серьезная стадия. Она проявляет воздействием на ход мышления. Подросток утрачивает способность отчетливо, логично, рационально мыслить. В данном случае ему может потребоваться медицинская поддержка.

Для выхода из депрессивного состояния юноши избирают более асоциальные способы, чем девушки. Они могут постараться снять симптомы депрессивного состояния при помощи воровства, обмана, участия в драках, превышения скорости на дорогах, взлома, проникновения в дома, самоубийства.

Девушки, как правило, стараются выйти из депрессивного состояния менее буйным способом, все же из-за вредного воздействия СМИ, тип их поведения начинает изменяться. Зачастую девушки снимают свое депрессивное состояние при помощи беспорядочных половых связей. Однако, когда отношения завершаются, эти несчастные девушки-подростки ощущают себя еще хуже.

Пути решения проблем в подростковом возрасте

Решением проблем подросткового возраста должно стать правильное общение. И в первую очередь подобное общение способны дать родители. Необходимо дать возможность подростку жить в согласии с его собственными желаниями, дать ему право и возможность видеть и замечать разное вокруг себя и отыскивать свое место в жизни.

При этом является крайне значимым придерживаться родительских границ. Подросток должен всегда осознавать то, что, если он где-то потерпит неудачу или ему будет необходима помощь, он всегда может прийти к родителям и получить ее. Должен быть соблюдено соотношение строгости. внимания и участия.

Значимым является и то, чтобы и подросток, и родители понимали уровень своей ответственности.

Источник: //spravochnick.ru/psihologiya/tipy_psihologicheskih_problem/psihologicheskie_problemy_podrostkov/

Психология подростка — проблемы переходного возраста у мальчиков и девочек, социальные отношения и поведение

Психологические проблемы подростков

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

города Новосибирска

«Дом детского творчества «Кировский»

630106, город Новосибирск, ул. Зорге, 78/1,

тел/факс 342-17-31, 342-13-51,

e-mail: ddt.kirovsky@yandex.ru

Психология подросткового возраста

педагог дополнительного образования высшей категории

Голубкова Алла Ивановна

Новосибирск – 2016

Введение

Психология подростка — проблемы переходного возраста у мальчиков и девочек, социальные отношения и поведение.

Переходный этап между детством и взрослостью порой нелегко дается как ребенку, так и родителям. Начинается он с 12-14 лет и заканчивается в 15-17 лет.

Некогда спокойные мальчики и девочки могут полностью измениться в поведении, стать неуправляемыми, делать все назло.

Что движет ими? Психология подростка детально объясняет, какие проблемы возникают в таком возрасте, и как сделать так, чтобы у ребенка этот период прошел максимально спокойно.

Что такое психология подростка?

Термин можно трактовать с двух точек зрения. В первой формулировке речь идет о науке, которая изучает особенности поведения мальчиков и девочек 12-17 лет.

Вторая формулировка подразумевает непосредственно суть этого учения – возрастную особенность поведения, психических процессов. Это явление, которое может возникнуть у каждого растущего человечка, но оно необязательно.

Родителям следует запастись терпением, создать для себя и ребенка ряд железных правил и не думать, что чадо останется таким неуправляемым на всю жизнь.

Возрастные особенности подростков 13-14 лет

Со стартом этого периода (у кого-то раньше, у кого-то позже) в организме происходят существенные физические изменения: начинается половое созревание.

Перестройка в теле многих пугает, доставляет неудобства, иногда может стать причиной насмешек со стороны ровесников (например, при недостатках в фигуре, появлении прыщей, непроизвольной эрекции). Это откладывает свой отпечаток на незрелой психике.

Современные подростки ощущают взрослую любовь, начинают проявлять сексуальную активность.

Физическое созревание влияет на нервную деятельность. У мальчиков и девочек 13-14 лет особая психология: процессы возбуждения преобладают над торможением.

Это влечет за собой ухудшение реакции, временные трудности в формировании условных рефлексов. У подростков наблюдается очень эмоциональное общение, психическая неуравновешенность из-за переживаний.

Сильно развито воображение: ребенок переживает одни и те же чувства, пока не изживет свои внутренние терзания.

Подростковые проблемы

Когда ребенок входит в возраст 12-15 лет, психология меняется. Основные проблемы, которые доставляют неудобства окружающим (но не самому подростку):

Одержимость гаджетами. Электронные устройства заменяют реальный мир, влияют на саморазвитие, не оставляют времени на помощь по дому, учебу.

Враждебность к родителям. Мальчики и девочки начинают хамить, вести себя неуважительно, игнорировать правила.

Ложь. За ней стоит боязнь быть осужденным, отруганным или наказанным, ведь подросток нередко нарушает установленные правила.

Поздние приходы домой. Ребенок испытывает пределы, намеренно нарушает временные границы.

Дружба с плохой компанией. Ребенок думает, что те ребята крутые, поэтому он жаждет стать таким же.

Употребление алкоголя, наркотиков, курение. Трудный подросток стремится возвыситься над другими, испытать новые ощущения.

Психологические проблемы подростков

Основные трудности связаны с противоречиями в потребностях мальчика или девочки. Психология подросткового возраста говорит о том, что возникает внутренний конфликт: стремление к обособлению и социализации.

Ребенок ищет свою автономию, проходит процесс личностного самоопределения. Он рьяно отстаивает свое пространство, убеждения, но не понимает ценности чужой автономии. Вместе с этим у подростка формируется необходимость примкнуть к какой-то социальной группе, кроме семьи.

Это сверстники, интересы которых он разделяет. Почти все проблемы современных подростков вытекают из конфликта, описанного выше. Тинейджер хочет самоутверждения.

Если что-то идет не так, как он желал, возникают депрессии, замкнутости, ребенок становится скрытным или всячески протестует против общественности. Вопросы пола подогревают это состояние.

Подростковая психология мальчиков

Процесс превращения мальчика в парня, а затем и в мужчину сложный. В младшем подростковом возрасте (12-14 лет) проблема не так чувствуется, но затем становится ощутимей.

Насколько она будет глобальной, зависит от семейных взаимоотношений: участия матери и отца (особенно отца!) в воспитании ребенка. Мальчик все больше внимания обращает на девочек, случается первая любовь.

Если она неразделенная, у подростка может возникнуть подмена в ориентации – стремление к партнеру своего пола.

Психология выделяет несколько тревожных и волнующих состояний подростка:

– беспокойство по поводу мнения окружающих, своей внешности;

– неуверенность в своих силах;

– юношеский максимализм: самонадеянность, категоричность в суждениях;

– полярность психики: сочетание замкнутости и общительности, цинизма и мечтательности, наглости и стеснительности;

– стремление получить максимум информации по интересующему вопросу.

Подростковая психология девочек

Поведенческие особенности практически одинаковые у обоих полов, но переходный возраст у девочек наступает раньше. Подростка легко рассмешить или заставить плакать, похвала или критика воспринимается очень близко к сердцу.

У девочек происходит формирование самосознания. Потребность в психологической близости, взаимопонимании у них сильнее, чем у мальчиков. Нередко подростки влюбляются в красавцев из телевизора, взрослых мужчин.

У девочек формируются идеалы и авторитеты, они стремятся подражать им.

Кризис идентичности

Эрик Эриксон ввел термин «кризис идентичности», который тесно связан с кризисом смысла жизни. В подростковом периоде происходит личностное самоопределение.

Перед юным человеком стоит непростая задача, являющаяся этапом взросления: ему необходимо понять свою роль как члена общества и собственные уникальные особенности, интересы.

Подросток обретает социальный статус, проходит адаптацию во взрослом окружении, приобретает новый способ мышления.

Парень или девушка находятся в процессе становления своего «Я» с точки зрения реализации взглядов на жизнь. У идентичности есть две характеристики:

– положительная: кем подросток должен стать;

– отрицательная: кем не должен стать.

Социальные взаимоотношения

При описании этого аспекта психология выделяет две разных модели взаимоотношений: со взрослыми и ровесниками. Последние формируют устойчивые социальные группы, в которые новичку попасть сложно.

Такие объединения являются для подростков эталонными и субъективно значимыми, их требования и нормы парень или девушка принимает и разделяет.

Общение выходит на новый уровень, и это не только развлекательные совместные игры, но и общий труд, разговоры на жизненно важные темы.

Если подросток становится изгоем, или сверстники объявляют ему бойкот, это приводит к формированию низкой самооценки, комплексов, ощущению одиночества, неполноценности и даже суицидальным мыслям (в особо тяжелых случаях). Каждое детское переживание, связанное с ровесниками, очень глубокое и значимое. Все подростки имеют повышенную чувствительность к групповому мнению, и если ему не соответствуют, то возникают страхи.

Общаться со взрослыми подросшему ребенку уже сложнее. К нему выдвигаются большие требования, что сопровождается сопротивлением. Особая роль в этот период отводится влиянию семьи.

Благополучные отношения родителей и умеренное давление на подростка становятся решающими при выборе модели поведения.

Однако неустойчивость психики создает определенные сложности в общении со взрослыми, приводит к периодическим протестам.

Поведение подростка в 14 лет

В этот период меняется когнитивная сфера, что откладывает отпечаток на поведение. Психология подростков говорит о возникновении фантомного чувства взрослости, самостоятельности. Молодой человек хочет всячески показать, что он уже взрослый, но, по сути, он остается ребенком.

Старшие подростки делают контакты с семьей более слабыми, обособляют свое «Я». Впервые появляются серьезные мысли о будущей профессии. Фантомная взрослость как бы наделяет юных ребят полномочиями к запрещенным и нежелательным действиям: курению, употреблению алкоголя, половым связям.

Как разговаривать с подростком

Родителям в переходный возраст ребенка не менее сложно. Неосторожные слова, необдуманные действия могут причинить вред неокрепшей психике. Несколько правил общения с подростком:

Не допускайте критики внешности. Даже если не все идеально, совместными силами вы исправите изъяны.

Будьте внимательны к ребенку. Спрашивайте, как дела. Если вам не нравится поведение, не осуждайте это откровенно. Окольными путями или на своем примере можно предложить тот вариант развития событий, который вам приемлем.

Будьте искренне заинтересованы успехами чада, «глобальными» проблемами со сверстниками.

Делитесь своими планами, выслушивайте советы, даже если они кажутся нелепыми. Цените выбор ребенка.

Займитесь половым воспитанием. Не бойтесь неадекватного восприятия информации – дети уже готовы к новым открытиям.

Хвалите ребенка, будьте на равных, не обижайтесь на перепады настроения и говорите с ним, а если он этого не желает, находите нужный момент для беседы.

Чем увлечь подростка?

Тинейджеры – самые увлекающиеся люди. Они занимаются всем и понемногу. Родителям важно обнаружить потенциал ребенка и дать ему раскрыться. Желательно это делать в более раннем возрасте – 5-6 лет. Самые интересные занятия для подростков:

Физическая культура: баскетбол, волейбол, футбол. Юноши с удовольствием играют в эти игры и выплескивают свою энергию.

Собирательные увлечения, коллекционирование. Складывайте марки, фото кумиров, календари, яркие игрушки.

Конструирование, создание предметов своими руками. Юные ребята любят делать модели, собирать из конструктора сложные фигуры, экспериментировать с папье-маше.

Походы в молодежные организации. Есть специальные объединения, где подростки собираются и общаются по интересам под присмотром психологов.

Список используемой литературы:

  1. Ким Долджин, Филип Райс «Психология подросткового и юношеского возраста» – международное издание для студентов пед. вузов, М., 2000 г.

  2. Реана А.А «Психология подростка» – учебное пособие для классных руководителей, М., 2003 г.

  3. Волков Б.С. «Психология подросткового возраста» – учебное пособие, М.: Издательский центр «Академия», 2004 г.

  4. Авдулова Т.П. «Психология подросткового возраста» – учебное пособие, М.: Педагогическое общество России 2001 г.

  5. Мудрик А.В. «Общение в процессе воспитания», учебное пособие, М.: Педагогическое общество России, 2002 г.

  6. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 1972. – № 2. – С. 25-37.

  7. Жарков Г.В. Хронотоп в структуре личности девиантных подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2000. – 23 с.

  8. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки // СоцИс. – 2001. – № 2.

  9. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2002. – 21 с.

  10. Иванова Е.В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков): Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Пермь, 2001. – 18 с.

  11. Кабаева В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2002. – 32 с.

Источник: //infourok.ru/psihologiya-podrostka-problemi-perehodnogo-vozrasta-u-malchikov-i-devochek-socialnie-otnosheniya-i-povedenie-3427528.html

Основные проблемы подростков – Психология жизни

Психологические проблемы подростков

Подростковый возраст является серьезным испытанием как для ребенка и так и для его родителей. Подростки часто спорят с родителями, при этом грубят им пытаясь добиться большей самостоятельности и минимума контроля со стороны взрослых. Это естественный этап взросления подростка, однако, родителям в этот период приходится сталкиваться с неуважением к себе.

Почему подростки грубят родителям? 

В ситуациях, когда поведение подростка становится все более проблемным, важно разрешить сложную ситуацию, прежде чем она выйдет из-под вашего контроля. Рассмотрим типичные проблемы, с которыми сталкиваются современные подростки и чем могут им помочь родители.

Подростки одержимы гаджетами

Нынешнее подрастающее поколение проводит большую часть своего свободного времени в социальных сетях, для них это способ оставаться всегда на связи со своими друзьями.

Многие подростки увлекаются компьютерными играми и совсем не считают это увлечение своей проблемой.

Тем не менее чрезмерное времяпровождение в Интернете может мешать другим аспектам их жизни, таких как учебе, помощи по дому и саморазвитию.

Чтобы в будущем избежать многих проблем с ребенком установите компьютер в общей комнате дома, чтобы иметь возможность контролировать подростка. Введите правило временного ограничения на использование компьютера. Помимо этого можно устанавливать родительский контроль, чтобы заблокировать сайты и программы с нежелательным контентом.

 Подростки грубят родителям

Хамство, враждебность и грубость являются очень явным изменением в поведении подростка и одной из основных проблем современных подростков.

Можно и не заметить, когда ваше ласковое чадо превратилось в раздражительного подростка, который ведет себя неуважительно, говорит по-хамски и игнорирует все ваши правила.

Подростки начинают вести себя по собственным моделям поведения, которые должны быть отличными от поведения родителей. Особенности подросткового возраста

К сожалению, в этом возрасте подростки ценят мнение друзей значительно больше, чем мнение родных. В этом кроется небольшая опасность, так как подростки во многом поддаются чужому влиянию. Как бы там ни было, важно демонстрировать ребенку основные нормы поведения, и установить правило уважительного общения в семье.

 Подросток часто разражается и бунтует

Любые слова провоцируют подростка на ярость и гнев. Изменчивость и перепады настроения — это проблема подростков, с которой они сталкиваются ежедневно. Подросткам свойственно кричать и тут же плакать, топать ногами и убегать в другую комнату.

И все эти эмоциональные реакции могут быть очень спонтанными и бурными. Зачастую они являются результатом физических и гормональных изменений, которые переживает подрастающий ребенок.

Однако такое поведение серьезно усложняет общение с ним и мешает установить доверительные спокойные взаимоотношения.

Приёмы психологического воспитания подростков

Попробуйте сменить свою тактику воспитания подростка. Например, вместо нравоучений и советов, посочувствуйте ему. Это позволит вам избежать ненужных конфликтов в семье.

 Подростки говорят неправду

Есть много причин, по которым подросток может соврать. И ему совсем не кажется, что вранье может стать для подростка проблемой.  Хотя он может врать, например, для того, чтобы скрыть некоторые факты от родителей.

Подросткам кажется, что они таким образом утверждаются в своей независимости и самостоятельности. Конечно же когда ребенок скрывает подробности своей жизни, это может родителей насторожить. Они могут решить, что подросток попал в нехорошую компанию и занимается незаконными делами. Также это может означать, что подросток не обратится к вам за помощью, если будет в ней нуждаться.

В таком случае, если вы часто уличаете ребенка во лжи, в первую очередь позаботьтесь о вашей репутации. То есть, если вы для ребенка являетесь слишком строгим родителем и он думает, что за его провинность вы его убьете, то конечно же он будет бояться всё вам рассказывать.

Только доверительные, партнерские отношения, атмосфера взаимопонимания и доверия могут разрушить барьеры между вами и подростком. Дайте ему понять, что вы простите ему его ошибку, но не переставайте быть требовательными и последовательными в своем воспитании.

 Подросток поздно приходит домой

Подростки зачастую намеренно нарушают установленный комендантский час. Такой протест может быть неосознанным проявлением самостоятельности.  Памятка родителям подростка

Прежде чем устраивать скандал, попытайтесь выяснить, действительно ли комендантский час, установленный родителями его друзей, значительно позже вашего. Возьмите с ребенка обещание предупреждать вас о своем опоздании. И ведите с ребенком профилактические беседы, чтобы он был предупрежден о последствиях асоциальных и противоправных действий.

Подросток выбирает плохих друзей

Вам может показаться, что некоторые друзья вашего подрастающего ребенка оказывают на него негативное влияние. Однако, это не всегда является поводом для тревоги и зачастую неоправданным.

Подросток может быть очень привязан к своим друзьям. И тогда любая критика в их адрес будет восприниматься остро, как личная критика. Чтобы не потерять доверие ребенка лучше воздержитесь от резких необоснованных замечаний в сторону его друзей.

Исключением может стать только компания наркоманов, бандитов и других асоциальных группировок. Здесь необходимо вовремя вмешаться , изолировать  и избавить его от этой проблемы современных подростков.

Проблемы подростков интимного характера

Для подростков естественен повышенный интерес к сексу, в связи с увеличением гормональных изменений в организме. Важно убедиться, что ребенок имеет здоровое представление о возможных последствиях незащищенного секса.

Подросток плохо учится

Или вообще не хочет учиться. Это еще одна проблема современных подростков. Дело всё в том, что у ребенка подросткового возраста значительно расширяется кругозор, меняется мировосприятие и уже сама по себе учёба в школе становится для него менее ценной.  Как понять подростка? 

Учебная мотивация снижается особенно в период активного роста подростка примерно в 13 — 14 лет. А это как раз тот период, когда до окончания школы еще лет 5 и подросток просто теряет внутреннюю мотивацию. То есть он думает: «зачем учиться, если вокруг столько разных перспектив?» или «Мне в жизни биология не пригодится»

Для того, чтобы помочь подростку самое время заняться профориентацией. Заставляйте его размышлять над вопросом профессионального самоопределения начиная с самого простого: «Чем ты хочешь заниматься в жизни?»

Даже если ребенок будет вам резко отвечать: «Ни чем!» поверьте, что внутри себя он будет искать ответ. И еще очень важно приближайте результаты школьной учёбы. Рассказывайте ребенку, зачем она нужна, объясняйте важность и значимость ее для его будущего обучения.

Источник: //psylive.com.ua/podrostkovyy-vozrast/problemnye-podrostki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.