Психологический тренинг для младших школьников

Проведение игровых тренингов для младших школьников

Психологический тренинг для младших школьников

Тренинг – это комплекс групповых методов, применяющийся в процессе воздействия на личность. Его компонент – это влияние коллектива на человека. Тренинги делятся на инструментально-ориентированные и личностно-ориентированные.

В качестве учебной работы, тренинг для младших школьников подразумевает под собой помощь детям в развитии всевозможных навыков и личностных качеств.

Например, если малыш крайне нерешительный, застенчивый и стремится быть один, то психологические мероприятия по развитию коммуникативных навыков помогут ему справиться со своей робостью и научат общаться с другими людьми.

Тренинг – это своеобразная форма работы с потенциалами, правилами и ограничениями, в результате которых человеку присваиваются новые навыки и возможности. Во время проведения данного психологического мероприятия, ученик придерживается активной позиции.

Такое обучение позволяет ребенку самостоятельно выработать в себе навыки по формированию социальных отношений, а также научиться анализировать сложившиеся жизненные ситуации и уметь находить пути их решения.

Необходимые условия для проведения тренингов

Тренинги для школьников являются деятельностным обучением, и они предполагают повторять то, что плохо получилось с первого раза. Целью данного мероприятия является освоение конкретного вида деятельности. Оно рассматривается в качестве формы, которая помогает развить основную работу с детьми.

Однако в школе иногда довольно тяжело организовать подобное занятие, соблюдая все правила и законы психологии. На это есть несколько причин, например, продолжительность школьного тренинга может занимать только 1-2 занятия, а это вряд ли даст какие-либо плодотворные результаты.

Немаловажным аспектом является и состав группы, который, исходя из правил, не должен меняться, но в условиях учебного заведения это редко представляется возможным.

Основной принцип данного психологического мероприятия – это открытость, поэтому могут потребоваться условия, при которых человек готов пойти на изменения в собственном поведении и сознании, условия, при которых он готов развиваться и искать в себе что-либо новое.

Но в современных школах весьма низкий уровень психологической безопасности, поэтому правильная организация тренингов специалисту дается не так легко.

Ведь это означает, что детям необходимо приходить на мероприятие самостоятельно, без принуждения кого-либо из взрослых, задерживаться после занятий, сохранять втайне от других все происходящее на тренинге. Большинство детей вряд ли захотят оставаться в школе во внеурочное время, а сохранить в секрете то, что было услышано во время такого занятия – это еще сложнее. Поэтому в условиях российских школ данные обстоятельства практически нереально выполнить.

Однако выход был найден: психологи изменили стандартные тренинги, адаптировав их под истинные условия учебных заведений. Данному методу дали название «тренинговые занятия». Они представляют собой мероприятие для всего класса, происходящее 1 раз в неделю, в условиях низкой психологической безопасности.

По длительности и обязательности занятия схожи с обыкновенным уроком, а их целью является обучение школьника определенной деятельности или навыку. На таких тренингах у детей может сохраняться чувство отчужденности, однако потенциал их весьма высокий, поэтому дети снова захотят посещать подобные мероприятия.

Разновидности школьных тренингов

Существует довольно много вариантов проведения тренингов для школьников младших классов. Из них можно выделить следующие методы: групповая дискуссия, игровые методы, психогимнастические упражнения. Все мероприятия проходят в виде бесед, игр, релаксаций, упражнений по арт-терапии и групповых работ.

Например, тренинг по развитию заинтересованности к учебе у младших школьников предполагает беседу, игру и релаксацию. Он состоит из 28 занятий и рассчитан на 14-16 недель. Группа формируется из 12 человек. Предварительно с детьми проводятся диагностические мероприятия для выявления их психологических особенностей.

Существует и такой вариант проведения тренинга, как сказкотерапия. Это подходит не только детям начальных классов, но и дошкольникам. Подобные занятия помогают детям формировать нравственные ценности, корректировать отклонения в поведении, легко усваивать информацию.

Также есть тренинг по коррекции общения, состоящий в основном из бесед и игр. Подобные занятия проводят в большой комнате, где находится много игрушек, которые ребенок может брать.

Мероприятие начинается с приветственной части, после чего каждый из участников представляется, а остальные повторяют его имя хором. Потом идут всевозможные коллективные упражнения, затем – прощальная часть.

Данные тренинги способствуют тому, чтобы школьники были более раскованные в процессе общения.

Наибольшей популярностью пользуются тренинги в виде игр, так как для детей младшего возраста игровая деятельность является основным информативным источником.

Игры увлекают ребенка, и способствуют лучшему раскрепощению его интеллекта, поэтому данная форма тренинга является самой приоритетной.

Если подобное мероприятие проводится во время урока, то это должно проходить систематически, и тогда дети будут усваивать больше материала.

Детям нравятся занятия, в которых используются всевозможные игры с пальцами и на пальцах. В качестве примера можно рассмотреть игру «Воробей», которая предполагает участие пяти человек. Суть игры: по сигналу ведущего, дети, растопыренными пальцами пытаются захватить пальцы соседа и притянуть к себе. Побеждает тот, кто ближе всего притянет своего соседа ближе всего.

Хорошей эффективностью обладают занятия по арт-терапии. Их можно проводить, как в коллективе, так и с каждым ребенком отдельно. Целью подобных тренингов является снятие психологического напряжения, избавление от страхов, формирование коммуникативных навыков.

Занятия следует проводить не менее 1 раза в неделю. Их длительность должна быть от 40 до 80 минут, а весь курс – от 1 до 3 месяцев. Для того чтобы провести подобное мероприятие, понадобятся карандаши, краски, бумага, пластилин, глина, в общем, любые материалы из которых можно творить.

Основная суть занятия – предоставить ребенку абсолютную свободу самовыражения. Одной из разновидностей арт-терапии является музыкотерапия. По просьбе психолога дети представляют под музыку определенные образы, танцуют и поют.

Для таких занятий понадобятся только музыкальные записи и устройство их воспроизведения.

Особой важностью отличаются тренинги для школьников с участием их родителей. Благодаря таким занятиям, у ребенка формируются и корректируются коммуникативные навыки в семейном кругу: малыш учится понимать маму и папу, а те, в свою очередь, – своего ребенка.

Благодаря таким тренингам можно выявить отклонения в поведении ребенка, раскрыть всевозможные аспекты его личности, развить те навыки и качества, которые помогут ему в обычной жизни, скорректировать.

Помимо этого, данные мероприятия помогают сплотить школьный класс, развить в детях толерантность друг к другу, воспитать в себе правильное отношение к миру, лучше приспособиться к условиям образовательного учреждения.

О чем следует помнить при проведении тренингов

Исходя из этого, необходимо отметить, что тренинг является одним из самых значимых инструментов в деятельности школьных психологов. В особенности, данное мероприятие помогает в работе с теми детьми, у которых ярко выражена агрессия, гиперсоциализация, негативизм, беспокойность.

Существует немало видов, форм и вариантов проведения тренинговых занятий. задача специалиста – правильно подобрать эту систему, а затем суметь грамотно реализовать ее для учащихся. Необходимо, чтобы уровень тренинга соответствовал возрастной категории учащихся.

Например, занятия, построенные в виде игрового процесса, в основном рассчитаны на тех детей, возраст которых не превышает 10 лет, а беседы – на детей от 10 до 12 лет.

При подборе материалов этот фактор следует учитывать в первую очередь, иначе проводимые мероприятия могут не дать нужного результата в полной мере.

Обязательно нужно учесть, что на протяжении всех занятий следует проводить диагностику и оценку полученных результатов. Тренинги должны помогать младшим школьникам в процессе привыкания к взрослой жизни, должны помогать им в оценке своих и чужих характерных качеств, а также способствовать открытию их личности.

Стоит особое внимание уделить атмосфере тренинга, так как она должна способствовать полному расслаблению ребенка, и стать тем местом, где бы он испытывал психологических комфорт. В наличии должны быть все, необходимые для таких мероприятий, материалы по психологии. При желании, вместе с детьми, на занятиях могут находиться их родители.

Если соблюдать все правила создания и проведения тренинга, то дети без особого труда раскроют в себе ранее невидимый потенциал, научатся всевозможным видам деятельности, получат необходимые знания, умения и навыки, которые в будущем помогут им в дальнейшей социальной адаптации.

Это и является главным смыслом проведения тренингов среди детей младших классов.

Тренинг – это важный способ научиться понимать детей и развивать в них что-то новое. Важно понимать, что при работе со школьниками, психологи подбирают занятия в зависимости от того, что конкретно нужно развивать на данном этапе.

Источник: http://veselajashkola.ru/klass/provedenie-igrovyx-treningov-dlya-mladshix-shkolnikov/

«Успех — внутри нас» – тренинг уверенности для школьников

Психологический тренинг для младших школьников

Цель: создание атмосферы психологического комфорта и поддержание психоэмоционального здоровья учащихся, создание в группе позитивного эмоционального настроя; развитие уверенности в собственных силах.

Возраст: 10–14 лет.

Время: 2 встречи по 30–40 минут.

Комментарий: упражнения можно использовать при подготовке к экзаменам, контрольным работам.

Ход занятия

Ведущий. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое успех.

Упражнение «Прошепчи мне имя»

Модификация игры К. Фопеля «Прошепчи имя».

Цель: настроить детей на доброжелательный лад.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в круг. Сейчас каждый из вас будет шепотом произносить свое имя соседу, который сидит слева. Сосед слева будет говорить: «Здравствуй (имя соседа)», затем свое имя шепотом соседу слева. И так, пока все не назовут свое имя.

Упражнение «Успех — это…»

Цель: сплочение группы, повышение самооценки.

бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Инструкция. Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает подобрать ассоциации к слову «Успех». Задача детей: повторить то, что сказал предыдущий участник, и назвать свою ассоциацию к слову. Затем ведущий предлагает детям нарисовать ассоциацию к слову «Успех». После этого организуется выставка рисунков.

Анализ упражнения

— Трудно ли было подбирать слова? — Что было легче — подбирать слова или сделать рисунок?

— Что вы чувствовали, когда рассказывали об успехе?

Ведущий. Молодцы, сейчас мы с вами попробуем почувствовать радость от своей деятельности.

Упражнение «Ура, успех!»

Модификация упражнения С. Гиппиус (в кн.: «Гимнастика чувств». М.: Искусство, 1967).

Цель: повышение уверенности, стимуляция чувства успеха.

Инструкция. По моей команде (я хлопну в ладоши) кричите «Ура!». (Дети выполняют.)

Ведущий объясняет участникам, что кричать нужно тогда, когда возникает повод. И в ту секунду можно громко говорить, искренне радоваться. Например, «Я досрочно сдал экзамен!», «Я получил «5»!», «Я справился с заданием!». В этом случае укрепляется привычка действовать целесообразно.

Анализ упражнения

— Что вы чувствовали, когда радовались успеху?
— Как это упражнение может помочь в подготовке к экзаменам?

Ведущий. Молодцы, настроились на успех.

Упражнение «Дорога к успеху»

Цель: активизировать ресурсы для стремления к успеху, повышения самооценки.

листы А4 , цветные карандаши.

Инструкция. На пути к успеху встречаются различные препятствия, преграды, и от того, как мы их преодолеем, зависит, достигнем ли мы его. Сейчас мы попробуем идти к успеху через различные препятствия. В начале нашего пути мы на листочках напишем качества, которые помогают нам на пути к успеху. Вам нужно на приготовленных листах цветными карандашами написать свои положительные качества.

Теперь нам нужно с помощью считалки выбрать двух участников.

Когда дети выберут участников, им предлагается встать друг напротив друга на определенном расстоянии (около 2 метров). Ведущий раскладывает между участниками листы А4 с написанными качествами.

Задание: один участник в роли ведомого, второй — в роли поводыря. Задача второго участника — говорить, сколько и в каком направлении сделать шагов, чтобы не наступить на препятствие. Если ведомый наступил на препятствие, игра прекращается. Листок переворачивается, и ведомый зачитывает качество. Затем участники игры меняются местами.

Ведущий. Сейчас мы с вами попробуем вспомнить свои успехи и определить цели, ведущие к успеху.

Упражнение «Моя лесенка уверенности»

Цель: повышение уверенности, самооценки. карточки с нарисованной маленькой лесенкой; ватман с нарисованной большой лесенкой.

Инструкция. Участникам раздаются карточки с нарисованной лесенкой. Каждый должен нарисовать себя на определенной ступеньке лесенки. Затем на листочках записать свои успехи в школе, дома, в кружке. Ведущий говорит, что каждый наш успех поднимает нас на одну ступеньку вверх.

— Теперь я положу на пол ватман с нарисованной лесенкой успеха, и вы должны встать на любую понравившуюся вам ступеньку «Уверенности».

Затем ведущий предлагает на верху лесенки написать свою цель при подготовке к экзаменам, урокам. Потом на каждой ступеньке написать, что каждый будет делать по достижении своей цели.

Инструкция для ведущего. Если в группе есть дети, которые нарисовали себя внизу лесенки, предложить им рассказать о своих успехах и снова дать карточку и предложить нарисовать себя.

Анализ упражнения

— Как вы думаете, планирование действий ведет к успеху? — Почему важно определять цель?

— Как может помочь целеполагание готовиться к экзаменам? Почему?

Ведущий. Кто такой, по вашему мнению, самостоятельный человек? Как вы думаете, самостоятельный человек может стать успешным? Сейчас мы с вами попробуем разобраться в этом.

Упражнение «Мои шаги к самостоятельности»

Модификация плаката Е. Лютовой, Г. Мониной.

Цель: расширение поведенческого репертуара и жизненного опыта детей, умения договариваться в группах.

карандаши, ватман, краски, цветные мелки, карточки (карточки к упражнению находятся во вложении).

Инструкция. Дети сидят за столами. Ведущий просит их назвать свои примеры проявления самостоятельности, затем раздает карточки с описанием разных способов поведения. Детям необходимо выбрать те карточки, которые подходят им.

Инструкция для ведущего. Если дети не нашли подходящий для них способ поведения, то им предлагается написать свой собственный.

Потом педагог зачитывает все способы поведения, которые написали дети, обобщает их и делает вывод о том, какие способы характерны для них.

После обобщения педагог предлагает детям разделиться на тройки и нарисовать на ватмане те способы поведения, которые они используют в своей жизни.

Анализ упражнения

— Как вы думаете, что можно сделать, чтобы всегда выполнять домашние задания?
— А хорошо это или плохо — не выполнять свои обещания?

Упражнение «Цвет успеха»

Цель: закрепить понимание, какие эмоции сопутствуют успеху.

краски, листы бумаги.

Инструкция. Детям предлагается подумать и нарисовать, какого цвета успех. Обязательное условие: рисовать учащиеся должны руками.

Анализ упражнения

— Как вы думаете, какой цвет дружит с успехом? — Бывает ли у вас настроение такого цвета?

— Как вы себя при этом чувствуете?

Итог занятия

Дети садятся в круг. Ведущий включает запись, и на фоне тихой, спокойной музыки дети делятся своими чувствами. Например, «Я чувствую сейчас удовольствие», «Я — восторг» и т.д.

Скачать карточки к упражнению

детитренингуверенностьупражненияуспехшкольникиУкажите свой Email, чтобы получать информацию о свежих публикациях прямо на свой почтовый ящик.Вы можете отписаться в любое время

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/uspeh-vnutri-nas-trening-uverennosti-dlya-shkolnikov.html

Игры тренинговые

Психологический тренинг для младших школьников

Материал из Летний лагеря

  • 1 1 блок
  • 2 2 блок
  • 3 3 блок
  • 4 4 блок
  • 5 5 блок
  • 6 Дополнительно

Дополнительно

Тексты

  1. Полигон психологических действий
  2. Психологические игры
  3. Развивающие игры
  4. Тренинговые игры
  5. Методики игровой педагогики
  6. Игры в группе
  7. Тренинг общения для подростков, испытывающих трудности в социальной адаптации
  8. Тренинговое занятие для малышей
  9. Тренинговое занятие для подростков
  10. Организация группового взаимодействия во временных объединениях подростков
  11. Программа социально-психологического тренинга
  12. Игры и тренинги
  13. “Эффективный тренинг с помощью НЛП” Тед Гарратт
  14. Психофизический тренинг
  15. Тренинг на координацию движений для малышей
  16. “Клиническая психотерапия и психологическая коррекция в детском и подростковом возрасте” Игумнов
  17. “Психотренинг игры и упражнения” Цзен, Пахомов
  18. Гимнастика для пальчиков
  19. “Занимательный аутотренинг” Ю. Пахомов
  20. Упражнения на развитие социальной уверенности
  21. Тренинг для подростков на psyhoterapevt
  22. Мир цветов и чувств (Цикл арт-терапевтических занятий для малышей)
  23. Инструкция по проведению тренинга
  24. Тренинг “Уверенность” (Для старших подростков)
  25. Манипуляция: игры, в которые играют все {Программа тренинговых занятий для старших подростков}
  26. “Психолого медико социальное сопровождение эмоционального состояния детей и подростков в постэкстремальный период, Методические рекомендации” М.В. Зиновьева
  27. «Основы технологии группового тренинга» И.В. Вачков
  28. Тренинг коммуникативной компетентности для подростков
  29. Тренинг личностного роста для подростков
  30. Организация профилактической работы с детьми “Лето – пора находок”
  31. “Психологическая технология развития эффективного эмпатического общения”: А.А. Головина
  32. “Программа социально-психологического тренинга” Гнидин О.П., Тамбиева М.Б. г. Ставрополь 2006 г.
  33. «Социально-психологический тренинг» , Г.И. Марасанов, Когито-Центр, М., 2001
  34. В.Ромек, Е.Ромек “Тренинг наслаждения”
  35. Н.В.Самоукина Развивающие игры для детей старших групп детских садов и младших школьников
  36. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками
  37. Грецов А.Г. Психологический тренинг в профилактике наркозависимости подростков и молодежи
  38. “Тренинг командной сыгровки, деловые игры” Жуков Ю.М.
  39. Занятие “Общение и взаимодействие”
  40. «Групповой психологический тренинг и групповая психотерапия» Старшенбаум Г.В, Москва, 2004
  41. Игровая мозаика (Программа занятий по развитию внимания у детей младшего возраста)
  42. Киричук Н. А. Тренерский сундучок, Новосибирск, 2001
  43. Тренинг “Развитие творческих способностей”
  44. Программа тренинга “Формирование психологической готовности к экстремальным ситуациям”, Москва, 2005
  45. Тренинг для девочек-подростков “А если это любовь?”
  46. Развивающие игры для младших
  47. Программа тренинга личностного роста для подростков “Пойми себя”
  48. Наталья Киричук – Тренерский сундучок
  49. Сергей Панченко – Опыт организации группового взаимодействия во временных объединениях подростков
  50. “Тренинги формирования команды” и “Сто разминок, которые украсят ваш тренинг” Составители: Авидон И., Гончукова О.
  51. “Апельсиновый тренинг” Михаил Кипнис
  52. “Секреты проведения психологического тренинга” Горбушина
  53. Тренинг «Все мы являемся гипнотизерами»
  54. Программа тренинга развития творческих способностей и личностного роста в старшем школьном возрасте
  55. «Психогимнастика в тренинге: упражнения» Составители: С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева
  56. «Шейпинг» для отношений
  57. «Психологический тренинг» – Бука Татьяна Леонидовна, Митрофанова Марина Леонидовна
  58. «Психология тренинговой работы» Вачков И.В.
  59. Виды тренингов командообразования
  60. Цикл занятий «Я и они» из программы «Здоровье и социальные навыки»
  61. Психологический тренинг для подростков

Внешние ссылки

  1. Психологические тренинги на А.Я. Психология
  2. Библиотека по тренингу на PSYLIB
  3. Библиотека по тренингу на NLP-BOOK
  4. Арттерапия на PsyInst
  5. Психологические упражнения для тренингов на trepsy
  6. Психологические игры на psitrening
  7. Статьи раздела «Тренинги» на nvppl
  8. Методики для детей на psy-files
  9. «Основы технологии группового тренинга» И.В. Вачков
  10. «Групповая Психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика» Кьелл Рудестам
  11. Пособие по образованию в области прав человека с участием молодежи “ КОМПАС”
  12. Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения, Макартычева Г.И.
  13. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками – Битянова М.Р.
  14. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост – Стишенок И.В.
  15. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева “Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд”.
  16. “59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями” Михаил Кипнис
  17. “Путеводитель по разминкам” Ж. Завьялова
  18. Игры для разума. Тренинг креативного мышления
  19. “100 ИГР и упражнений для тренинга” Н.А. Еремеева
  20. Упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта
  21. “Сборник разминок для тренинга”
  22. Импровизации на тренинге
  23. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов
  24. “Ролевые игры.Практическое руководство”
  25. Социально психологический тренинг
  26. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге
  27. Психологическая программа “Школа лидеров”
  28. Методы и практические приемы социально-психологической работы в группе в форме тренинга.
  29. SUPER Интеллект. Эффективный тренинг для развития природной гениальности.
  30. Креативность: Пути развития и тренинги
  31. «Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие»
  32. Материал в помощь тренеру – “Игры и тренинги”
  33. Пособие – 100 РАЗМИНОК, которые украсят ваш тренинг
  34. Игры и упражнения на тему – Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе
  35. Психологические группы – в книге представлены разнообразные упражнения, существенно расширяющие репертуар приемов ведения групп и повышающие эффективность групповой работы.
  36. Копилка для тренера_Сборник разминок
  37. Игры и упражнения на TPEHИНГЕ ФОРМИРОВАНИЯ KOMAHДЫ
  38. 100 разминок которые украсят ваш тренинг
  39. Метафорический тренинг
  40. Упражнения. Схемы и стратегии (Игры с 227 стр.)
  41. Книга Психологические игры
  42. Игры для эрудитов
  43. Пособие Развивающая программа “Дороги которые мы выбираем”
  44. Пособие Тренинг коммуникативной компетенции
  45. Педагогические игротехники – Копилка методов и упражнений
  46. Книга ПСИХОЛОГИЯ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ — подробное описание более 100 тренинговых игр, упражнений, психотехник.
  47. Пособие “ПСИХОТРЕНИНГ- игры и упражнения”
  48. Книга Практикум по психологическим играм с детьми и подростками
  49. Книга Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения, коррекционные программы
  50. Образцова Татьяна Николаевна “Психологические игры для детей”
  51. Ролевая игра – Самая середина пути
  52. Сборник упражнений
  53. Энциклопедия лучших игр со словами и цифрами
  54. Книга “Тренинги на все случаи” – игры и кейсы с 237 стр.
  55. Собрание всяко-разно, для развития воображения
  56. Книга “Сказка в тренинге” – игры с 93 стр.
  57. Книга “Практикум по игровой психотерапии”
  58. Ясвин В. – Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде
  59. “Как улучшить способности педагогов и учащихся к восприятию и переработке информации”, Людмила Евланова
  60. “Тренинг уверенности и контакта в группе”, Габи Аннекен, Лиц Эгельмайер и Ева Кесслер
  61. «Тренинг навыков практического психолога» Старшенбаум Г.В.
  62. «Психологический тренинг с подростками» Лидерс А.Г.
  63. «Тренер – группа – семинар: другой путь образования молодежи», MitOst и АНО «Институт гражданской активности», Берлин, 2009
  64. Крупным планом – Группа. Методический сборник для кураторов групп. Серия «Институт кураторства» Югорский Государственный Университет, 2011.
  65. «Технология ведения тренинга» Пузиков В. 2007.
  66. Развитие личности подростка: программа практических занятий Год: 2007 Матвеев (серия – Психологический тренинг)
  67. «Социально-психологический тренинг». Г. И. Марасанов. 1998
  68. Тренинг. Настольная книга тренера. (Торн Кей, Маккей Дэвид) 2001
  69. Упражнения. Схемы и стратегии (Рай Лесли) 2003 + PDF
  70. Тренинг управления персоналом. (Бакирова Г.X.) 2006
  71. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг (Копытин А.И.) 2008
  72. Берч Пол Тренинг (На пути к успеху) – 2003
  73. Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту. Андрей Парабеллум
  74. Лучшие упражнения для сплочения команды. Грецов А.Г.
  75. Тимбилдинг (Психологический тренинг) Исхакова М.Г.
  76. Апельсиновый тренинг. Кипнис М.Ш.
  77. Тренинг коммуникации. Кипнис М.Ш.
  78. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов. Под редакцией В.А.Чикер
  79. Анн Л.Ф. – Психологический тренинг с подростками
  80. Горбушина О.П., Психологический тренинг. Секреты проведения
  81. Микалко М. Игры для разума. Тренинг креативного мышления. – СПб., Питер, 2007
  82. Ромек В.Г. – Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  83. Тренинг внутренней мотивации. В.А.Климчук.
  84. Тренинг профессиональных коммуникаций. Н.Н.Васильев.
  85. Тренинг внутренней свободы. Л.В. Грачева.
  86. Тренинг преодоления социофобии. Дж.У.Биик.
  87. Тимбилдинг. Психологический тренинг. М.Г.Исхакова.
  88. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина.
  89. Тренинг развития креативности. С.В.Гиппиус.
  90. Всё о психологической группе. К.В.Фопель.
  91. Актерский тренинг. М.Кипнис.
  92. 59 лучших игр и упражнений для развития управления. М.Кипнис.
  93. Тренинг личностного роста (Рамендик Д.М.)
  94. Тренинг уверенности и контакта в группе (Аннекен Г., Эгельмайер Л. и Кесслер Е.)
  95. Тайм-менеджмент (Захаренко Г.)
  96. Жила-была девочка похожая на тебя. Психотерапевтические истории для детей (Бретт Д.)
  97. Танцуйте на здоровье. Танцевально-игровые тренинги (Раздоркина Л.Л.)
  98. Тренинг командообразования (Г. Н. Сартан)
  99. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр (Морри ван Менте)
  100. Кейсельман В. Р. Экспериментальные тренинги на природе
  101. Еремеева Н.А. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов.
  102. Тренинг наслаждения- В.Ромек, Е.Ромек
  103. Вачков И.В. Метафорический тренинг (Действенный тренинг) – 2006
  104. Притчи и истории для тренера и консультанта. Иванов А.Н.
  105. Гиппиус С.В. – Треннинг развития креативности – 2001
  106. Зинкевич-Евстигнеева Т. – Эффективная команда. Шаги к созданию
  107. Лютова-Робертс Е.К. – Тренинг начинающего консультанта
  108. Лидерс А.Г. – Психологический тренинг с подростками
  109. Осетрова Н., Сурикова О. – Тренинг развития управленческих навыков (2009)
  110. Аннекен Г., Эгельмайер Л., Кесслер Е. Тренинг уверенности и контакта в группе
  111. Сартан Г.Н. – Тренинг самостоятельности у детей
  112. «Тренинг командообразования» (Г.Н. Сартан)
  113. Нина Рубштейн. Полный тренинг по развитию уверенности в себе
  114. Сарабьян Э.-Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова-2010
  115. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. (В.Ю.Большаков)
  116. Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга (В.Н.Богданович)
  117. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов (А.Браткин, И.Скоробогатова)
  118. Основы технологии группового тренинга (И.В.Вачков)
  119. Метафорический тренинг (И.В.Вачков)
  120. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М. Р. Битяновой. — СПб., 2008.

Источник: https://summercamp.ru/%D0%98%D0%B3%D1%80%D1%8B_%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5

Игры-тренинги для самореализации младших школьников | Игры и тренинги | Самопознание

Психологический тренинг для младших школьников
так то ЕНТ / Самопознание / Игры и тренинги

Игры-тренинги для самореализации младших школьников

17.05.2011 18687 1750

Дружный класс – мечта любогопедагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать надтем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованнойличностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получалнеобходимую поддержку от своих товарищей.

Каждый педагог знает пособственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющихразличные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами,находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишьприменяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждогоученика в отдельности.

Психологи-исследователиубедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастуюстановятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая заботатолько о физическом здоровье.

Это значит, что деятельность детскогопрактического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнкаполезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме ипродуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

Младший школьник находится ещена той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее иполучает выход прежде всего через действие.

Мы предлагаем систему игр,которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следуетвыделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а неиспользовалось от случая к случаю.

Если педагог сочтёт обязательным инеобходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместнаядеятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуациюуспеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшаетнастроение.

Как показывает практика, детиочень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой науроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие.

Придостойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойнореагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво,уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определеннойпедагогической или психологической задачи.

Таким образом в детях воспитываетсятолерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любыхотношений в повседневной жизни.

Занятие№1.

Игры,настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

Игра “Пожалуйста”. Детистоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнитьтолько в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например:”Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

Игра “Ласковое имя”.Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называютдома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает,называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мячбросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковоеимя того, кому бросаешь мяч.

Занятие№2. Самоподдержка.

Игра “Я справлюсь”. Ведущийпредлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться сситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки заспину.

Обсуждение. Детирассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряетбольшинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

Занятие№3. Мысли управляют поступками.

Игра “Я сильный”. Ведущийпредлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Онподходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затемон старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок долженудержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняютсяте же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

Попросите детей произноситьслова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае имбыло легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводуо том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями ипобеждать.

Занятие№4. Игры с пальцами и на пальцах.

Детям нравиться двигатьпальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыкиобщения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

Игра “Воробьи”. Пятьворобьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участникиигры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) итянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

Занятие№5. Игры с пальцами и на пальцах.

Игра “Луноход”. Ведущийчитает стихотворение:

Посмотрите: луноходПо Луне легко идёт,Он шагает очень важно,

В нём герой сидит отважный.

Дети держат руки на столе,пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

Игра “Управляя пальцами”.Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами ивытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней).Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из нихначинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свестипальцы (ладони) друзей.

Группа занятий по развитиювоображения и творческого взаимодействия.

Игра “Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желаниюобразовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Еслижелающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, какможно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

Игра “Человекомашины”.

Важно объяснить детям, чторезультат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все”части” машины.

Разделите детей на группы ипредложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

Можно продемонстрировать однуиз машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобытретий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

Предложенные формы работыпсихолога в младших классах средней школы нами опробованы в практическойдеятельности.

Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно онистановились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными.

Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц,которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов,что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

Елена ЛЮТОВА,кандидат психологических наук, Галина МОНИНА,ППМС-Центр «Доверие»,

г. Санкт-Петербург

Тревожность — это индивидуальнаяпсихологическая особенность. Тревожный человек испытывает беспокойство в самыхразличных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому нерасполагают.

Работа по повышению самооценкиявляется одной из важнейших составляющих коррекционной работы с тревожнымидетьми.

Довольно часто тревожные детиимеют заниженную самооценку, что выражается в боязни браться за новое сложноезадание, в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя вомногих неудачах, Такие дети, как правило, чаще других подвергаютсяманипулятивным воздействиям со стороны взрослых и сверстников.

Для того чтобы помочь детямданной категории повысить самооценку, Вирджиния Квинн предлагает оказывать имподдержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивнуюоценку их действиям и поступкам.

Если в дошкольном и младшемшкольном возрасте ребенок не получает такой поддержки от взрослых, то вподростковом возрасте у него «развивается резкое ощущение личностногодискомфорта» (Реан А.А., Коломинский Я.Л., 1999).

Для повышения самооценкиребенка можно использовать следующие методы работы.

Прежде всего, необходимо какможно чаще называть его по имени и хвалить в присутствии других детей ивзрослых.

В детском саду или в классе с этой целью можно отмечать достиженияребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Этомы можем», «Я сделал это!»), награждать грамотами, жетонами.

Поощрять такихдетей можно, поручая им выполнение престижных в данном коллективе дел (раздатьтетради, написать что-либо на доске).

Нельзя сравнивать результаты,которых добились дети, выполняя то или иное задание. Если же педагог все-такихочет провести сравнение, то можно отметить достижения ребенка.

Тревожных детей желательноспрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Не надо торопить иподгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенкунеобходимое для подготовки ответа время, стараясь не повторять вопрос дваждыили даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждоеповторение он будет воспринимать как новый стимул.

Если взрослый обращается ктревожному ребенку, он должен установить контакт глаз: это вселяет доверие вдушу ребенка.

Для того чтобы тревожныйребенок не считал себя хуже других, желательно в группе детского сада или вклассе проводить беседы, во время которых все дети рассказывают о своихзатруднениях в тех или иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенкуосознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с его собственными.Такие обсуждения также способствуют расширению поведенческого репертуараребенка.

Коррекционная работа стревожными детьми может проводиться как индивидуально, так и в группе. Мыпредлагаем несколько групповых игр, направленных на повышение самооценкиребенка.

(Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

Дети сидят в кругу (или запартами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либоодобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательноначинается словами «Однажды я…» Например: «Однажды я помог товарищу в школе»или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание»

и т.д.

На обдумывание задания дается2—3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткоесообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в егокарточке.

После того как все детивыскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщениюбез помощи взрослого, пусть они это сделают сами.

В заключение можно провестибеседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для тогочтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательноотноситься к окружающим.

(известная игра)

Эта игра учит детей владетьмышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.

Дети разбиваются на пары. Одиниз них — скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (иливедущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

— ребенка, который ничего небоится;

— ребенка, который всемдоволен;

— ребенка, который выполнилсложное задание и т.д.

Темы для скульптур можетпредлагать взрослый, а могут — сами дети.

Играющие обычно меняютсяролями. Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игрыцелесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора,скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

игры, тренинги, Самопознание

Источник: https://tak-to-ent.net/load/100-1-0-968

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.