< Психологическое насилие калечит детей - Психолог

Психологическое насилие калечит детей

Содержание

Как излечить психологические травмы детства и психологические комплексы

Психологическое насилие калечит детей

Цель любой психотерапии – помочь отбросить прошлое, хорошее оно или плохое, и отбросить хорошее или плохое будущее, чтобы просто быть. Быть – значит развивать свою уникальность, свою способность быть живым, всем тем, кто ты есть, здесь и сейчас. (с)
/Карл Витакер/

Сегодня мы поговорим о психологических травмах, иногда, в житейской психологии, последствия этих травм называют «психологическими комплексами».

И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.

Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.

Причины психологической травмы

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество:
Семейные конфликты. 1.    Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи. 2.    Развод родителей. 3.    Гиперопека со стороны старших. 4.    Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.

5.    Материально-бытовая неустроенность.

Знает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими.

В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.

Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности.

Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.

Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.

Жизненные сценарии

Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.

Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария.

Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек.

Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.

Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”.

Негативные установки (директивы)

Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является:
“Не будь самим собой”. Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это.

Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них):
“Не живи”. Как много проблем ты нам принес, появившись на свет.
“Не верь самому себе”. Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни.
“Не будь ребенком”.

Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми.
“Не чувствуй”.

Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях.
“Будь самым лучшим”. Иначе ты не сможешь быть счастлив.

А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни.
“Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!”. Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный.
“Не делай!”.

В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?

Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.

Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми.

По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни.

Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет.

Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения.

Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…

Другое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy».

Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости.

И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.

В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины.

Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке.

Так женщины, в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить.

Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку, является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.

Что же делать с детскими психологическими травмами?

Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека.

Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр. Чувство боли «защищает» от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера.

Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его.

Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля, и потеря своей витальности и жизненной энергии.

Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия) занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.

Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят «до последнего». Что бы не случилось, мы будем «мужественно» терпеть, сносить, держать в себе до конца. Н. Тихонов писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”!!!

На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами.

Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавлено, обескровлено. Другие же напротив – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии.

Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю и не понимают как они стали такой.

Учиться заботиться о себе

Внутренний психологический комфорт является сегодня одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90х годов 20 века).

К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что всё пройдёт само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться. Но сегодня к психологам обращаются современные, умные люди, которые испытывают определенное личностно-психологические проблемы.

Сегодня с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий: – любой эмоционально-душевной травмы, – любой психотравмирующей ситуации, имевшей место в жизни (независимо от срока давности), – любых тяжёлых или острых психоэмоциональных переживаний или воспоминаний,

– любых эмоционально-шоковых потрясений.

Обращайтесь ко мне за помощью, буду рад Вам помочь!

почитать другие статьи на этом сайте:
о чувстве зависти
о запретных чувствах
эгоистическое чувство материнства
когда плачет клоун? (детские травмы)

Источник: //adnosiny.by/psihologiya/detskaya-psihologicheskaya-travma

Психологическое насилие в семье над ребенком: признаки, виды и последствия

Психологическое насилие калечит детей

О сексуальном и физическом насилии знают любые родители и стараются всячески защитить своих детей от него. Однако они часто травмируют чувства малыша словами, произнесёнными по неосторожности.

Психологическое насилие в семье над ребенком считается популярнейшей проблемой. Чтобы понимать, как избежать травмирования психики малыша, требуется знать причины возникновения проблемы и её признаки.

Суть и причины

Для несовершеннолетнего человека первым социальным институтом считается семья. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности среди родственников. Однако случаются ситуации, когда малыш перестаёт ощущать безопасность и начинает бояться домочадцев и домашней обстановки в целом.

Насилие представляет собой силовое или психологическое воздействие негативного содержания. Подвержены этому влиянию слабые люди или дети. Но насильственные действия могут проявляться в бездействии. Если со стороны взрослых отсутствуют защитные действия, касающиеся безопасности ребёнка, это можно расценивать как косвенную угрозу.

Причины насильственного отношения:

  1. Сложившееся поведение взрослых по опыту воспитания прошлого ребёнка.
  2. Низкий социальный уровень развития семьи. Нестабильное экономическое положение, социальные факторы, безработица.
  3. Неудовлетворённость жизни взрослых. Низкая самооценка.
  4. Психологические заболевания родителей.
  5. Нежеланный ребёнок.
  6. Детские страхи родителей, сформировавшие их стиль воспитания.
  7. Достижение власти над ребёнком любыми способами. Принципиальное отношение.

Необходимо понимать, что психологическое воздействие в семье возникает из-за проблем с психикой родителей. Из-за этого работать над исправлением ситуации требуется начинать со взрослых и их детских проблем, неразрешённых конфликтов, страхов.

Виды

Существуют различные виды психологического насилия над детьми:

  1. Бездействие. Отсутствие защиты родителей при физическом или психическом давлении со стороны сверстников, других взрослых на ребёнка.
  2. Прямые и косвенные оскорбления.
  3. Умаление достоинств, талантов, добрых поступков малыша.

Помимо психологического существуют и другие разновидности насилия:

  1. Отсутствие должного ухода за малышом.
  2. Рукоприкладство. К этой разновидности насилия относятся любые физические действия, направленные на причинение боли ребёнку.
  3. Сексуальное насилие. Большая группа, включающая в себя различные действие сексуального характера. Педофилия, развратные действия, демонстрация порнографических картинок, видео, литературы, психологическое давление, принуждающее к сексуальным действиям.

К насилию относятся любые жестокие действия. Они могут носить психологически или физический характер и проявляться в различных поступках.

Признаки

Определить насилие, развивающееся в отдельной семье со стороны крайне сложно. Связано это с тем, что обычно такие социальные объединения не проявляют видимых признаком.

Семья с процветающим насилием старается закрыться от посторонних, не проявляет социального интереса к другим людям. Между родственниками складываются взаимозависимые отношения, которые чётко разграничивают жертву и насильника.

На вопросы о том, что происходит в семье ребёнка, он будет отводить глаза и стараться изменить тему разговора.

Закрытая социальнаяячейка, в которое процветает насилие, мало контактирует со сторонними людьми. Однако можно заметить некоторые признаки, указывающие на жестокое обращение к ребёнку:

  1. За стеной квартиры в которой живёт малыш с родителями слышны частые хлопки, удары, крики.
  2. Видимые следы побоев, появляющиеся периодично.
  3. Рваная одежда, неприятный внешний вид ребёнка.
  4. Плохое настроение, заплаканные глаза, неконтролируемые истерики у малыша.
  5. Боязнь идти домой.
  6. Повышенная тревожность, неоправданная агрессия к окружающим.
  7. Задержка в физическом, речевом, психологическом развитии.
  8. Депрессивное состояние.
  9. Сонливость, жалобы на мышечные боли.
  10. Нервный тик.
  11. Тремор.
  12. Информационная осведомлённость малыша в сексуальных вопросах.
  13. Сексуальные домогательства со стороны малыша к сверстникам, взрослым.
  14. Покорность, подчинение к любым требованиям.
  15. Проблемы с памятью, со сном, с аппетитом.
  16. Замкнутость, нежелание общаться со сверстниками.

Это далеко не все признаки, которые можно заметить за ребёнком. Чаще всего, их замечают воспитатели, учителя, лечащие врачи.

Последствия

После проявления любой формы насилия остаются определённые последствия, которые отображаются на дальнейшей жизни человека. К ним относятся:

  1. Постоянное чувство вины, стыда.
  2. Страх по незначительным поводам.
  3. Нервный тик.
  4. Двойственное поведение среди взрослых, сверстников, родственников.
  5. Частые депрессии, угнетённое состояние.
  6. Нарушения сна.
  7. Невозможность поддерживать нормальное общение со сверстниками.
  8. Страх одиночества или отвержения социума.
  9. Проблемы сексуального характера, преследующие человека на протяжении жизни.
  10. Психологические заболевания.
  11. Наплевательское отношение к окружающим.
  12. Агрессивное поведение в обществе.
  13. Возможное проявление насилия по отношению к детям, женщина, животным.
  14. Резкая смена настроения.
  15. Низкая самооценка, проявление ненависти к своему телу.

По отдельности эти последствия не могут говорить о проявлении насилия по направлению к человеку в детстве. Если они проявляются комплексно, следует насторожится и попытаться оказать ему психологическую помощь.

Диагностика

Когда родители ребёнка совершают непреднамеренные действия, которые относятся к насилию, диагностировать его становится сложнее. Большинство родителей знает метод воспитания по системе кнута и пряника. В этом случае по отношению к ребёнку жестокость будет проявляться за его провинности. Он будет понимать, что виноват и не расскажет воспитателям о насилии, применяемом к нему.

Чтобы диагностировать физическое насилие, психологу или воспитателю требуется пообщаться с родителями жертвы. Во время разговора нужно учитывать такие моменты:

  1. Тревожность, нервозность взрослых.
  2. Обвинения, применяемые в отношении ребёнка.
  3. Преувеличение общей ситуации в собственную пользу.
  4. Ложные показания.

Родители, проявляющие насилие по отношению к детям, могут крайне негативно реагировать на критику в их адрес от посторонних людей. Диагностировать физическое насилие проще, чем психологическое. У ребёнка будут частые жалобы на здоровье, визуальные травмы, вызывающие подозрения.

Чтобы диагностировать насильственные действия физического, психологического, сексуального характера у малыша, требуется пообщаться с ним. При разговоре обращать внимания на следующие моменты:

  1. Нервозность.
  2. Отведение глаз. Попытки сменить тему разговора.
  3. Плач, неконтролируемая истерика.
  4. Защита действий взрослых по причине собственной вины.
  5. Вспыльчивость, агрессивное поведение.
  6. Молчаливость, страх.
  7. Бессвязный лепет.

Важно обратить внимание на момент, когда посторонний человек совершает резкие движения. Ребёнок, к которому проявлялось насилие, будет вздрагивать после этого.

Реабилитация

Чтобы устранить последствия насилия и уберечь ребёнка от него в дальнейшем, требуется комплексный подход. К нему относится работа с родителями и с малышом. При этом проводятся:

  1. Психологические тренинги.
  2. Психотерапия.
  3. Индивидуальные беседы, попытки наладить контакт между взрослыми и ребёнком.

Для снятия эмоционального напряжения, успокоения нервов могут назначаться специальные техники медитации, успокаивающие таблетки.

Профилактика

Профилактика насильственных действия достигается методами информирования населения. К ним относятся беседы, проводимые с учениками в учреждения образования (садах, школах), консультации, собрания на рабочих местах родителей. К профилактическим мерам относятся мероприятия, устраиваемые местными органами власти, для достижения благополучия в семьях.

Психологическое негативное давление наблюдается в большинстве семей. Чаще всего, это непреднамеренные действия взрослых, которые губительно отображаются на самооценке ребёнка. Чтобы справиться с этой проблемой, требуется анализировать общую ситуацию, думать о том, что говорить крохе.

Источник: //mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/psihologicheskoe-nasiliye.html

Психологическое насилие над ребенком: определение, понятие, характеристики, советы психолога, ответственность за совершенные действия

Психологическое насилие калечит детей

Негативные эмоции люди в отношении других лиц выражают по-разному. Кто-то просто нехорошо отзывается о каком-то человеке за его спиной, а кто-то выбирает более жесткий и неприятный метод воздействия – психологическое насилие.

Статистика показывает, что жертва чаще всего – это не взрослый, а ребенок. Психологическому насилию несовершеннолетние подвергаются в школах, на улице, дома. Это очень серьезная проблема, так как из-за нее у детей нарушается эмоциональное поведение, развитие.

У них появляются страхи.

Что такое психологическое насилие

Психологическое насилие еще называют эмоциональным. Этот термин обозначает периодическое или постоянное оскорбление ребенка какими-нибудь неприятными словами, унижение его человеческого достоинства, высказывание угроз.

Нередко у родителей сформирован желаемый образ детей. Для его достижения мамы и папы предъявляют своим чадам такие требования, которые они выполнить не в состоянии из-за возрастных возможностей.

Это тоже относится к психологическому насилию.

Негативное отношение к ребенку имеет очень серьезные последствия. Он перестает испытывать радость. Его начинают мучить собственные переживания. Ребенок замыкается в себе, теряет доверие к окружающим людям.

В дальнейшем все это приводит к проблемам в построении отношений. Еще одно негативное последствие – это заниженная самооценка. Например, ребенка в школе сверстники могут называть страшным, глупым.

С такими мыслями о себе он и растет в дальнейшем.

Классификация проблемы на формы

Что можно считать психологическим насилием над ребенком? Специалисты выделяют несколько форм этой проблемы. Вот основные из них:

  1. Деградация. При этой форме дети или взрослые воздействуют на конкретного ребенка грубыми словами, ругательствами, обзывают, высмеивают его перед другими людьми.
  2. Игнорирование. Эта форма насилия чаще всего наблюдается со стороны взрослых людей – родителей. Они не обращают на своего ребенка внимания, не интересуются его успехами, достижениями. Он не чувствует ласки, заботы, любви. Естественно, подобное отношение угнетает ребенка.
  3. Отталкивание. Эта черта поведения проявляется тем, что родители отталкивают своего ребенка, постоянно прогоняют его, т. е. дают понять, что он им не нужен.
  4. Терроризирование. При этой форме насилия ребенка постоянно чем-нибудь запугивают. Ему угрожают, предъявляют требования, которые невыполнимы на данном возрастном этапе.

В различных книгах по воспитанию, статьях о психологическом насилии над детьми особое внимание обращается на изолирование. Это еще одна форма проблемы.

Ее суть заключается в разных запретах (например, нельзя общаться со сверстниками, ходить с ними на прогулку).

Иногда при изолировании родители прибегают дополнительно к физическому насилию – запирают ребенка одного в квартире, комнате, а иногда даже в шкафу, бьют его, если он нарушает запреты.

Признаки психологического насилия

Когда ребенок становится жертвой психологического насилия, об этом можно догадаться по некоторым особенностям поведения. Наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляется тревожность, излишнее беспокойство;
  • нарушается аппетит;
  • состояние кажется подавленным;
  • самооценка снижается;
  • несовершеннолетний избегает сверстников, взрослых людей, стремится уединиться;
  • иногда из-за психологического насилия у ребенка появляется такая черта характера, как агрессивность;
  • из-за отрицательных эмоций нарушается сон;
  • ребенок начинает меньше внимания уделять учебе, получает плохие оценки в школе;
  • постоянные угрозы, оскорбления, издевательства со стороны сверстников или взрослых приводят к попыткам самоубийства.

Уже в детстве из-за психологического насилия возникают проблемы со здоровьем. Задерживается физическое и умственное развитие, возникает энурез, нервный тик, ожирение. Эмоциональное насилие влияет на мозг. Это в итоге вызывает предрасположенность к различным заболеваниям:

  • к ишемической болезни сердца;
  • синдрому хронической усталости;
  • онкологическим заболеваниям и др.

Насилие в семье и советы родителям

Психологическое насилие в семье над ребенком бывает по разным причинам. Во-первых, родители могут просто не любить свое чадо. Это ужасает. Такая причина просто не укладывается в голове.

Как можно не любить собственного ребенка, ведь он – это будущее родителей. С мамами и папами, применяющими насилие, требуется проводить беседы. Необходима также помощь родственников.

Если родители не одумаются, то ребенку лучше всего жить, например, с бабушкой.

Другая частая причина – это требования к ребенку. Важно помнить, что нельзя другого человека заставить что-то делать. Требования, которые невыполнимы или которые не нравятся ребенку, способны подавить волю, вызвать угнетенное состояние.

Заповеди мудрых родителей

Существует 4 заповеди мудрых родителей.

Они могут помочь избежать психологического насилия над ребенком, ведь не всегда мамы и папы осознают, что их воспитание является неправильным и приводит к негативным последствиям.

Во-первых, никогда не пытайтесь сделать из своего ребенка самого лучшего. Не все люди являются одинаковыми. Каждый человек наделен определенными способностями и возможностями.

Во-вторых, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не упрекайте его в том, что он чего-то не достигает, как некоторые его одноклассники.

В-третьих, не угрожайте ребенку, не шантажируйте его. В противном случае вы вызовите у него только страх, стыд. Ваше чадо может подумать, что вы его просто не любите.

В-четвертых, не выясняйте отношения с ребенком при свидетелях, даже если он что-то натворил. Лучше обсудите проблему дома, выясните причину. При неправильном поведении пристыдите ребенка, но помните, что во всем должна быть мера.

Проблема в школе

Абсолютно любой ребенок может стать жертвой школьной травли. Вероятность подобного значительно повышается, если он является спокойным, не слишком активным и общительным. Его обидчиками могут быть лидеры класса, агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения жертву или стремящиеся всегда быть в центре внимания.

О психологическом насилии ребенок всегда расскажет, если он доверяет своим родителям. При скрытном характере, отсутствии доверия в семье наблюдается обратная ситуация. Ребенок ни с кем не делится своими переживаниями и проблемами. Догадаться о том, что он стал жертвой психологического насилия в школе, можно. На наличие этой проблемы указывают следующие нюансы:

  • ребенок не хочет ходить в школу;
  • он не рассказывает о своих одноклассниках;
  • его вещи иногда бывают порванными или испачканными;
  • домой после школы ребенок возвращается в подавленном состоянии.

Что делать, если ребенок подвергается насилию во время учебы

Психологическое насилие над детьми в школе – это проблема, которая должна решаться родителями совместно с классным руководителем. Учитель, как правило, в курсе всего происходящего в классе.

Также можно побеседовать с мамами и папами обидчиков.

Если несовершеннолетний в течение долгого времени был жертвой насилия, то самым лучшим выходом будет смена школы или временный перевод на режим домашнего обучения.

Если ребенок не хочет переходить в другую школу, то родители должны дать ему несколько советов по поводу того, как справляться с насмешками, оскорблениями:

  • в первую очередь нужно сказать, что проблемы существуют не у тех, кого дразнят, а у тех, кто подобным занимается;
  • эффективный способ справиться с обидчиками – показать им, что их неприятные слова абсолютно не задевают и не расстраивают;
  • в ответ на оскорбления обидчиков можно просто рассмеяться (если подобное поведение каждый раз демонстрировать, то через некоторое время сверстникам станет просто неинтересно «травить» свою жертву).

Психологическое насилие наказуемо. Например, в школе учитель или директор может поговорить с обидчиками, сделать им замечание, пристыдить их. Оказываться в такой ситуации крайне неприятно. Подобные действия часто пресекают дальнейшие оскорбления, издевательства.

Психологическое насилие в семье тоже наказывается. Ответственность установлена в Семейном кодексе, Уголовном кодексе. В Семейном кодексе России говорится о том, что способы воспитания должны исключать жестокое, пренебрежительное обращение, оскорбление и эксплуатацию.

При нарушении этой нормы возможно изъятие ребенка из семьи органом опеки и попечительства при угрозе жизни и здоровью, лишение родительских прав. Но как доказать психологическое насилие над ребенком? Решается эта проблема наличием свидетелей, заключением психолога.

Очень страшна та ситуация, в которой эмоциональное воздействие приводит к побоям и убийству. Психологическое и физическое насилие над ребенком, повлекшее за собой смерть, – это преступление, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Воспитание – самое сложное дело на свете.

Очень важно в этом процессе не прибегать к насилию, внимательно слушать ребенка, уважать его мнение, разделять интересы, помогать принимать решения, учить его прислушиваться к другим людям и искать компромиссы. Также важно ограждать свое чадо от негативного воздействия окружающих. Если соблюдать все это, то ребенок будет расти и развиваться в благоприятной обстановке.

Источник: //FB.ru/article/387276/psihologicheskoe-nasilie-nad-rebenkom-opredelenie-ponyatie-harakteristiki-sovetyi-psihologa-otvetstvennost-za-sovershennyie-deystviya

Как защитить ребенка от психологического насилия

Психологическое насилие калечит детей

Современных детей кто только не воспитывает: детские сады, школы и телевизор усердно прививают им основы нравственности и патриотизма, разве что не заставляют зубрить «Моральный кодекс строителя коммунизма». Дети каждый день подвергаются психологическому насилию, в том числе со стороны родителей. Как этого избежать?

Что такое психологическое насилие, как его распознать и защитить от него ребенка, «Таким делам» рассказали эксперты: Карина Карамян, супервизор детского телефона доверия и психолог ресурса KogdaTrudno.

ru, Марина Слинькова, детский и подростковый психолог Центра Системной семейной терапии, и Сергей Ениколопов, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.

***

 Что такое психологическое насилие?

Психологическое насилие — это форма воздействия одного человека на другого, при которой наносимый вред измеряется не в «физических единицах», а в психологических.

Другими словами, жертва психологического насилия не получает физических увечий, но при этом страдает эмоционально.

К самым распространенным формам психологического насилия относятся унижения, оскорбления, угрозы, запугивание, и они не обязательно выражены вербально. Насилие не всегда проявляется агрессивно, даже с улыбкой на лице можно унизить человека.

К чему может привести психологическое насилие над ребенком?

Последствия психологического насилия зависят от его длительности и интенсивности. Психологическое насилие приводит к переживанию ребенком собственной ничтожности. Это и чувство вины, и стыд, и бессилие, и, как следствие, заниженная самооценка, неуверенность в себе.

Кроме того, растет уровень тревожности, могут появляться страхи и нервозность. Это связано с тем, что ребенок теряет чувство безопасности и начинает постоянно ожидать нового «нападения». Он становится уязвимым ко всевозможным манипуляциям.

Длительное психологическое насилие влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка: на его отношение к себе и окружающим, на его способность быть в ладу со своими эмоциями, на его уровень агрессии и адаптацию в социуме.

У ребенка может на всю жизнь сформироваться «выученная беспомощность»: состояние, когда человек заранее уверен, что у него ничего не получится. Он даже не пробует самореализовываться, потому что убежден в собственной никчемности.

К самым распространенным формам психологического насилия относятся унижения, оскорбления, угрозы, запугивание

Это просто и сложно, одновременно. Главный помощник родителя — внимание и доверительный контакт с ребенком. Первый маркер — это изменения в поведении. Могут начаться проблемы со сном, едой, с настроением, реакцией на повышение голоса. Говорун может превратиться в тихого и задумчивого молчуна.

Родители знают, каково нормальное поведение их ребенка, и когда оно меняется — это повод задуматься, проследить, с какими событиями такая перемена связана. Это может быть одна и та же воспитательница в детском саду, или каша, которую ребенка насильно заставляют есть по утрам.

Показывайте вашим детям свою готовность прийти на помощь и, главное, — не осуждайте, что бы ни произошло, и о чем бы ребенок вам ни рассказал.

Это касается не только маленьких детей. Подростка опустить гораздо проще, чем пятилетнего малыша. Оскорбление учителем перед всем классом или насмешки одноклассников могут закомплексовать школьника на всю жизнь.

К сожалению, некоторые родители упускают из виду психологическое насилие над ребенком, потому что искренне не верят, что с ним происходит что-то действительно важное, а главное — травмирующее. Даже если ребенок рассказывает об этом напрямую.

Как родитель может противостоять психологическому насилию?

Самое главное — родитель всегда должен вставать на защиту своего ребенка. Иначе ребенок становится заложником ситуации и может оказаться виноватым с двух сторон: его ругают и воспитатели, и родители, которым надоело выслушивать упреки воспитателей.

Если родитель подозревает, что с ребенком что-то не так, прежде всего, нужно постараться поговорить с ним, выяснить, в чем проблема. Не надо давать советов, как справиться с ситуацией.

Скорее всего, они будут невыполнимы, и от этого чувство вины и стыда станет еще сильнее. Ребенок начнет думать, что виноват он сам. Совет «не обращать внимания» — еще одна распространенная ошибка родителей.

Он обесценивает переживания ребенка, лишает его необходимой поддержки.

Не надо давать советов, как справиться с ситуацией. Скорее всего, они будут невыполнимы, и от этого чувство вины и стыда у ребенка станет еще сильнее

Необходимый шаг родителя — диалог с воспитателем. К воспитателю нужно идти подготовленным: точно знать, когда и из-за чего менялось настроение, вплоть до конкретных дат. Не нужно конфликтовать с воспитателем, ведь потом это может отразиться на ребенке. Все проблемы лучше всего решать через взаимное сотрудничество.

Нужно спокойно показать свою четкую позицию по сложившейся ситуации: «Я это вижу. Я это замечаю. Я не хочу, чтобы это повторялось. Давайте посмотрим, что мы вместе можем с этим сделать». Если разговор проблему не решил, можно обратиться к вышестоящему начальству. В любом случае насилие нужно прекратить.

Если никакие способы не работают, ребенка нужно забрать из этого детского учреждения.

Травля со стороны других детей. Что делать?

Здесь опять же очень важна родительская поддержка. Родитель должен доверять своему ребенку и не бояться входить в конфликтные ситуации, защищая его. Все проблемы нужно решать на уровне взрослых.

Не бывает травли без молчаливой поддержки воспитателя или учителя, который находится в учреждении, где это происходит. Нужно выходить на диалог и апеллировать к компетентности воспитателя или учителя: «Меня такая ситуация не устраивает, если вы не в состоянии справиться с ситуацией, я пойду выше».

Взрослые могут изменить ситуацию с детьми, если будут действовать сообща и профессионально. Настаивайте на разборе ситуаций, настаивайте на включении психологов, настаивайте на том, что на психологическое насилие нельзя закрывать глаза, и это не норма.

Если даже на уровне заведующей детского сада или директора школы ситуация не решается, можно обратиться в гороно или другие вышестоящие органы.

Как отличить насилие от родительской заботы?

Забота — это когда одному человеку важно, что происходит с другим, и хочется, чтобы другому было хорошо. И забота как таковая просто не может быть насилием. А вот то, что очень часто маскируют под заботу, как раз и есть психологическое насилие.

Если вы заботитесь о ребенке, вы предложите ему помощь при решении тех или иных задач, но прежде чем помогать, дождетесь его инициативы или желания.

Если вы помогаете вне зависимости от того, просит ребенок вас об этом или нет, то встает вопрос, о ком на самом деле вы заботитесь в этот момент.

«Причинение добра», как это называют в своих кругах психологи, — такое же насилие, как и все остальное

«Причинение добра», как это называют в своих кругах психологи, — такое же насилие, как и все остальное. И его последствия зачастую превосходят последствия от критики и угроз. Такое поведение родителей приводит к инфантилизации ребенка.

Родитель может жить событиями своего чада так плотно, что начнет проживать детскую жизнь, вытесняя из нее самого ребенка. В такой ситуации ребенок не получает навыков, которые необходимы ему для дальнейшей жизни.

Он не умеет выбирать, не чувствует ответственности за свои поступки.

Часто родители не понимают, что не должно быть понятия «к ноге», и у детей должна быть свобода. В том числе, свобода выбора. Есть время, когда ребенок должен побыть один. Это тоже процесс развития.
Необходима четкая граница между заинтересованностью в жизни ребенка и попыткой «задушить его своей любовью». Но вычислить эту границу можно только эмпирическим путем.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Источник: //takiedela.ru/2017/06/kak-zashhitit-rebenka-ot-psikhologiche/

Как домашнее насилие отражается на детях

Психологическое насилие калечит детей
?

Category: Самое большое, что может сделать отец для своих детей – это любить их мать, сказал кто-то из великих. Потому что женщина счастлива, когда она любима. Тогда она заботится о своих детях, дает им необходимое тепло и ласку.

А если муж бьет жену или вербально садистирует, она, в свою очередь, находится в постоянном стрессе и срывается на детей. Бывает, что и отец вносит свою лепту. Все начинается с крика, потом доходит до рукоприкладства.

И в таком кошмаре может пройти вся жизнь, если женщина не решится на развод.

Но русские женщины придают браку особое значение, и часто терпят всю жизнь, ища причины в себе, пытаясь сохранить брак – то ради детей, то ради любви к человеку, в котором видят смысл своей жизни. Они не в силах разорвать отношения, живя в иллюзии, что все изменится к лучшему.

Психологический комфорт ребенка как основа развития

Понять, какими могут быть последствия домашнего насилия, поможет Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Это системное знание о психике человека, позволяющее распознать его врожденные психические свойства и желания, понимать причины его поведения, его устремления и особенности.

Вектор – это набор врожденных свойств человека, определяющий его тип мышления, желания, темперамент и манеру поведения. Всего существует восемь векторов: кожный, анальный, уретральный, звуковой, мышечный, зрительный, обонятельный и оральный.

Векторальные свойства человека развиваются до окончания пубертата, то есть до 14-16 лет, а реализуются всю оставшуюся жизнь на том уровне, которого смогли достигнуть.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана обосновывает, что для нормального психического развития ребенка ему необходимо получать от мамы чувство защищенности и безопасности.

Даже если ребенок растет в бедной семье, но при этом мать чувствует себя счастливой, не испытывает постоянного стресса и у нее хорошая связь с ребенком, то впоследствии ребенок будет вспоминать свое детство как самое счастливое.Но если дома постоянно случаются ссоры и скандалы, даже если ребенок этого не видит, все равно весь негатив передается ему через мать.

О каком семейном счастье, счастливом детстве и нормальном психическом развитии ребенка может идти речь? Дети в такой ситуации страдают больше всего, ведь это отражается на их неокрепшей психике.

Если ребенок рос в нездоровых психологических условиях, имел психотравмы, а также не ощущал чувства защищенности и безопасности со стороны матери, это приводит к торможению развития его векторальных свойств.

Последствия домашнего насилия

В зависимости от векторального набора, ребенок по-разному реагирует на домашнее насилие. Как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, у человека с кожным вектором кожа – самая чувствительная зона. При физическом воздействии кожный ребенок испытывает стресс, снять который ребенок может архетипичным, древним способом – воровством.

Кроме этого, особо чувствительной коже причиняется сильная боль и чтобы ее заглушить, организм начинает выделять эндорфины, природные опиаты, которые ослабляют боль и вызывают привыкание. Так развивается получение удовольствия при ощущении боли – мазохизм.

Поэтому, если ребенка с кожным вектором бить, он может начать воровать, у него могут проявляться мазохистские наклонности, а на физическом уровне он может страдать различными кожными заболеваниями, тиками, а также могут возникнуть разного рода ортопедические проблемы с позвоночником.

У ребенка со звуковым вектором особо чувствительный орган – ухо.

Звуковик, – потенциальный гений, не любит шума, криков и сам предпочитает уединение и спокойствие. Если на него кричать – он уйдет в себя, вплоть до развития депрессии и аутизма.

В лучшем случае вместо гения можно получить психически больного ребенка, неспособного к обучению, потому что громкий звук, крик разрушает нейронные связи, ответственные за процесс обучения. Такой ребенок часто страдает отитом, у него может развиться тугоухость.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, ребенок, обладающий зрительным вектором, рождается с естественным страхом смерти.

Если такого ребенка не учить выводить свой страх наружу, если он будет свидетелем ссор и скандалов, вполне возможно, что он всю жизнь будет страдать от всевозможных страхов, фобий, панических атак, а также будет стараться привлекать к себе внимание всевозможными способами.

От сильного стресса у него может ухудшиться зрение.Ребенок с уретральным вектором по своей природе – вождь. Он неуправляемый, дерзкий и не признает никаких авторитетов. Он просто не потерпит никакого унижения и давления над собой.

Он будет выражать протест разными активными действиями: совершит побег из дома или подожжет дом. Став взрослым, битый и неразвитый в милосердии уретральник может собрать вокруг себя банду и впоследствии стать опасным преступником, не знающим никаких ограничений и запретов.

Обида на мать – фундаментальная обида

Не менее серьезными последствия домашнего насилия будут для ребенка с анальным вектором. Такой ребенок по своим врожденным качествам нетороплив во всем: медленно ест, говорит, ходит, а начатое дело доводит до конца. Если его постоянно торопить, перебивать, кричать – он впадет в ступор, будет упрямиться.

У ребенка на фоне сильного стресса может возникнуть заикание, длительные устойчивые запоры, язва желудка.

Для него, как ни для кого другого, важны похвала и поддержка мамы.

Поэтому частая критика, отсутствие заслуженной похвалы за старания и успехи приводит к неуверенности ребенка в собственных силах, неспособности принять решение, адаптироваться в коллективе и в будущем может помешать реализоваться в жизни.

Кроме этого, если он получает недостаточную поддержку и одобрение мамы, он может затаить на нее обиду, которая обычно накапливается и разрастается как снежный ком, и не дает человеку реализовать заданные ему природой свойства. А во взрослой жизни это приводит к новым обидам, фрустрациям.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что если отец физически наказывает ребенка с анальным вектором, а мать видит это и не защищает его, то ребенок может воспринять это как предательство со стороны самого дорогого человека.

Вместо того, чтобы давать базовое чувство защищенности и безопасности, мама оставляет его беззащитным перед отцом.

В иной ситуации, когда ребенок видит жестокое обращение отца по отношению к матери, и мать, находясь в стрессе, не в состоянии дать ребенку чувство защищенности и безопасности, – расценивает это как предательство, что также формирует глубокую обиду на всю жизнь.

Только обладатель анального вектора – заложник первого опыта. И горе, если это был неудачный опыт, так как он свято верит, что этот отрицательный опыт повторится.

И если первая женщина в его жизни – мама, была, например, грубой, или бросила его, то в его представлении и от всех остальных женщин надо ждать такого же отношения.
Мама для ребенка с анальным вектором навсегда останется самым важным человеком в жизни. Поэтому, если есть на нее обида, то не исключено, что, став взрослым, такой человек тоже может стать в своей семье вербальным и даже физическим садистом.

Как же разорвать замкнутый круг домашнего насилия?

С помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно видеть человека как бы изнутри, пользуясь знанием свойств и проявлений каждого вектора. Благодаря тренингу по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, люди осознают причины своего поведения и поведения других людей.

Одним это помогает понять, как создать крепкие отношения, в которых не будет домашнего насилия, другим – как избавиться от детских обид; третьим – проработать давние страхи, связанные с детскими воспоминаниями о насилии в семье, которые мешают строить отношения.

На сайте Юрия Бурлана есть множество положительных результатов, подтверждающих это:«…Меняюсь я. Очередная вспышка гнева у мужа, спора ни о чем. И вдруг… Я понимаю, что после ехидных несправедливых слов в свой адрес я должна обидеться, надуться (уйдет – поплачу). Но ничего нет. Я не могу обидеться.

Злости нет. Обиды нет. Думаю :”…надо всё же сказать, что я сейчас обижусь… Улыбаюсь как дурочка. И шучу. Он тоже переводит все в шутку, чмокает и уходит на работу.Прохожу второй уровень. Он смотрит на меня по-другому… Кажется, мы разводились? Сейчас понимаю – узнала много, но знаю очень мало.

Чем больше узнаю, тем больше осознаю, что ничего не знаю…»

Елена Я., учитель

«…Незаметно для меня самой стала терпимей, внимательней и понимающей его желания. Так же, как и по многим аспектам моей личной и нашей общей жизни мне еще работать и работать. “Стрижка только началась”, – как в том мультфильме. Но желание расстаться с моим сахарно-ягодным мужем исчезло…»

Дарья Ф., агент недвижимости, дизайнер

«…До тренинга кошмарила семейная жизнь и я хотела только развода, после я увидела и мужа и ребенка другими глазами, все отношения наладились! Люди “липнут” ко мне как пчелы, подсознательно ощущая, что я знаю что-то важное, что нужно им, и им со мной ХОРОШО!))))…»

ОКСАНА, Москва


Уже на первых бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана слушателям удается осознать и решить некоторые свои проблемы. Узнать больше вы можете, зарегистрировавшись на бесплатные онлайн-лекции.

Ирина Черникова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Источник: //psiholog-yurij.livejournal.com/70151.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.