< Психология коллектива - Психолог

Психология коллектива

Психология групп, коллектива и руководства: что это такое

Психология коллектива

Психология изучает не только особенности личности, но и принципы взаимодействия, общения и влияния индивидов друг на друга.

Психология коллектива рассматривает социальные ситуации и процессы, определяющие поведение индивида, теорию коллектива, проблематику лидерства, механизмы восприятия, психологию межличностных конфликтов.

Для коллективной психологии важно рассмотрение индивида через призму его взаимоотношений с другими людьми, оценка личности как отражение мнения коллектива.

Понятие группы в психологии: роль группы в развитии личности

Принадлежность к группе — базовая потребность, необходимая для нормального развития социальных навыков.

Отвержение или невозможность присоединиться к общности людей приводит к деградации индивида, снижает его эмоциональные и интеллектуальные навыки.

Но в то же время, слишком сильное влияние группы подавляет развитие индивидуальности. Поэтому важным условием психического здоровья является поддержание баланса личностно-группового взаимодействия.

Одновременно индивид принадлежит нескольким группам: профессиональной, социальной, семейной, дружественной, идейной и другим. Его положение в группах может быть разным, в зависимости от степени включенности, соответствия ожидаемой роли, личной заинтересованности.

Группа — относительно устойчивое формирование, члены которого связаны нормами, ценностями и целями.

В нем обязательно есть свои ритуалы, формы совместной деятельности, кодекс поведения, формы поощрения и санкций. Определить группы можно по следующим признакам:

  1. Интегральные психологические характеристики. К ним относятся особенности, формирующиеся в процессе развития коллектива: установки, нормы, климат, интересы. Регуляцию поведения индивидов внутри группы осуществляет социальный феномен взаимодействия: коллектив направляет поведение индивида, а общность индивидов корректирует поведенческие нормы.
  2. Структура и единение. Хаотичное образование становится объединением, когда вырабатывает структуру и нормы. Групповая композиция включает основные показатели: численность, состав, положения отдельных членов коллектива. Каждый индивид в рамках общности выполняет определенную функцию, соблюдая формальные нормы поведения. Также между индивидами могут установиться неформальные отношения, вызванные личной симпатией или антипатией.
  3. Чувство принадлежности. Группа возникает только тогда, когда ее члены осознают себя частью общности. При этом могут испытывать разные эмоции: от радости и воодушевления, до разочарования и стремления покинуть группу. Важна не эмоциональная личностная оценка, а само чувство принадлежности. Для привития этого чувства группа использует внутренние механизмы влияния, например, давление. Оно принуждает человека корректировать поведение в соответствии с принятыми нормами.
  4. Согласованность действий. Необходимость действовать сообща продиктована потребностью сохранять групповой статус и добиваться поставленной цели.
  5. Установление отношений. Отношения между индивидами развиваются параллельно развитию самой общности и распределению ролей.

Чем сильнее развито чувство сплоченности, тем больше у объединения шансов занять социально значимое положение и влиять на другие общности, постепенно укрепляя свои позиции и популяризуя взгляды.

Классификация объединений по составу, особенностям, формам отношений

Группы разделяют на условные (выделенные исследователями по общему признаку) и реальные (существующие как общность). Реальные группы разделяют по характеру и особенностям взаимодействия

  1. Номинальная — организована стихийно, существует временно. Члены общности не развивают близких отношений, их главный интерес — выполнение определенной деятельности. К таким общностям относятся туристы, зрители, пассажиры общественного транспорта.
  2. Ассоциация — союз, в который входят только индивиды, объединенные общими целями (союз друзей). Как правило, устойчивы, лидерство носит демократический характер.
  3. Кооперация — устойчивая общность с четкими целями. Уровень сотрудничества высокий, отношения деловые, строго соблюдается иерархия. Благодаря этому достигается высокая результативность в выбранном виде деятельности.
  4. Корпорация — объединяется вокруг внутренних целей, игнорируя внешние. Выступает как асоциальное объединение, не склонное к сотрудничеству с другими общностями.

Как правило, формат групповых отношений определяется до формального объединения общности. Но случайное попадание в общность сильного лидера с интересами, противоречащими изначальным, может изменить внутренние устои и направленность общности.

Размеры групп: особенности взаимодействия индивидов в зависимости от количественной характеристики

Современная групповая психология выделяет 3 вида общностей по количеству человек:

  1. Большая — крупное объединение, отношения внутри которого формальны, но не устойчивы. Принадлежность к такого рода объединениям дает социально значимые установки, права и обязанности. К большим группам относятся государство, профессиональные объединения, религиозные общины.
  2. Малая — основная форма коллектива, определяющая мнение индивида о себе и месте в обществе. Малая общность создает эталон мышления и поведения, которому личность стремится соответствовать.
  3. Микрогруппа — состоит из 2–3 индивидов. Обладает всеми признаками группы, характер отношений между членами неформальный, основанный на доверии, уважении, взаимной симпатии.

По мере развития индивидуальных качеств, человек может переходить из одной группы в другую или пытаться изменить характеристики объединения, в котором он оказался изначально.

Процесс становления группы: этапы развития и распределение ролей

Становление общности происходит в 3 этапа:

  1. Становление и первоначальное сплочение. Индивиды знакомятся, происходит первичное узнавание друг друга. Отмечается высокий уровень эмоционального напряжения, которое исчезает по мере углубления знакомства. Члены группы усваивают правила поведения, формируют чувство принадлежности. На этом этапе выделяется один или несколько лидеров.
  2. Возникновение противоречий и конфликтов. Происходит конфликт интересов малых союзов и индивидуалистов, пытающихся утвердить свое место в коллективе. Борьба за лидерство приводит к противоречиям, ссорам и расслоению.
  3. Конструктивное сотрудничество. Повышается уровень психологического единства. Группа приобретает статус в обществе, приближается к статусу коллектива. Эмоциональная атмосфера выравнивается, становится доброжелательной.

Процесс вхождения личности в коллектив происходит в 3 фазы:

  1. Адаптация. Личность усваивает правила поведения, и пока стеснена в проявлениях индивидуальных качеств.
  2. Индивидуализация. Личность заявляет о себе, чтобы занять наиболее выгодное место в иерархии.
  3. Интеграция. Коллектив определяет место новичка, оценив его личностные качества.

В группе по уровню авторитетности выделяют следующие роли:

  • лидер;
  • популярные;
  • предпочитаемые;
  • игнорируемые;
  • аутсайдеры.

Чем выше статус индивида, тем большей властью он пользуется. В процессе развития коллектива индивиды могут оспаривать присвоенный статус, перемещаясь на верхнюю ступень иерархии. В случае пренебрежения правилами поведения в группе индивид, изначально занявший высокую позицию, может сместиться вниз.

Преобладание общественного интереса над личностным: становление коллектива

Коллектив — группа с высоким уровнем развития. Для достижения этой стадии общности необходимо действовать сознательно и следовать плану, подчиняться требованиям руководителя.

Коллектив характеризуется:

  • единством мотивов и целей, направленных на взаимопомощь и поддержку;
  • условиями для развития личности;
  • групповым характером деятельности;
  • добровольным и позитивным взаимодействием;
  • совместной разработкой способов достижения цели.

Чтобы стать коллективом, общности необходимо пройти этапы развития:

  1. Момент возникновения.
  2. Присвоение имени.
  3. Эмоциональную интеграцию.
  4. Единство целей.
  5. Встраивание целей в общесоциальные.

На последнем этапе происходит замыкание интересов личностей на глобальной цели и отхождение к этапу лже-коллектива, для которого личные цели важнее общественных.

Продуктивное общение внутри коллектива происходит благодаря процессу восприятия человека человеком — формированию образа, возникающего при непосредственном общении.

К механизмам восприятия, обеспечивающим межличностную коммуникацию, относятся:

  1. Идентификация — уподобление другому индивиду, примитивная форма привязанности. Объектом идентификации может выступать как реальный человек, так и вымышленный персонаж.
  2. Эмпатия — проникновение эмоциональным состоянием человека, разделение его чувств.
  3. Рефлексия — оценка собственного состояния психики, анализ впечатления, произведенного на членов коллектива.
  4. Аттракция — формирование привязанности, основанной на привлекательности одного индивида для другого.

В развитом коллективе личность работает на общественные интересы, но получает возможность развивать свои сильные стороны. Коллектив работает как слаженная команда, направляя основные стремления на общечеловеческие интересы.

Конфликты внутри коллектива, средства внутригруппового влияния

Конфликт — неизбежное социальное явление, которое обязательно входит в понятие группы в психологии.

В психологии конфликт — отношения между субъектами, характеризующиеся противоборством идеалов, целей и интересов. Конфликт может быть внутриличностным, межличностным и внутригрупповым.

Чем больше индивидов вовлечено в противостояние, тем разрушительнее и масштабнее влияние ситуации на развитие коллектива.

Стадии развития конфликта в коллективе:

  1. Предконфликтная — выделяется предмет конфликта, столкновений между оппонентами еще нет. Недовольство и эмоциональное напряжение возрастает.
  2. Инцидент — открытое столкновение, являющееся толчком к развитию конфликта.
  3. Эскалация — верхний предел развития конфликта. Участники конфликта воспринимают друг друга как врагов, аргументация переходит к уровню личных оскорблений и претензий. На этом этапе необходимость разрешения конфликта становится очевидной для всех участников.
  4. Дэескалация — завершение конфликта, переход от сопротивления к поиску совместного решения.

Предупредить появление конфликтов могут средства внутригруппового влияния, использованные лидером или влиятельными членами коллектива. К ним относятся:

  • заражение — произвольный или непроизвольный перенос своего состояния на других индивидов;
  • убеждение — воздействие на оппонентов с целью внушить им свою точку зрения;
  • внушение — воздействие на человека через силу авторитета, изменение мнения с помощью ритуалов, особенностей речи;
  • принуждение — применение открытых или скрытых угроз, требование выполнять постановления лидера;
  • просьба — доброжелательный ненасильственный призыв выполнить пожелания просящего;
  •  критика — использование негативной оценки личности или действий индивида, оскорбление и пренебрежение;
  • игнорирование — специальное небрежное отношение, вызывающее эмоциональную нестабильность.

Особым средством влияния является манипуляция. Применение манипулятивного воздействия позволяет члену группы, не являясь формальным лидером, влиять на межличностное взаимодействие, становление целей и методов их достижения.

Из видео Вы подробно узнаете о социальных ролях и масках человека на работе и в повседневной жизни. А также о влиянии группы на поведение человека.

Источник: //mystroimmir.ru/psihologiya/grupp.html

Психология управления рабочим коллективом организации

Психология коллектива

Кадры – это важный элемент в организации, от которого зависит успех и прибыльность ее деятельности. Управление персоналом направлено как на отдельного человека и личность, так и на коллектив в целом.

Психология управления коллективом подразумевает правильную организацию групповых и межличностных отношений, направление трудовой деятельности рабочего состава в нужное для предприятия русло, что обеспечит качественную систему коммуникации внутри коллектива и эффективную его работу.

В чем состоит психология управления коллективом

Доказательством успешного управления персоналом является внутренняя готовность каждого сотрудника беспрекословно выполнять требования руководства и трудиться на благо предприятия. Притом делать это буквально каждый рабочий день.

Но как добиться такой отдачи от сотрудников? Как заставить персонал работать на полную силу, чтобы приносить организации наибольшую выгоду? Достичь подобного активного участия трудового коллектива и каждого отдельного работника в жизнедеятельности предприятия можно при использовании метода стимулирования к работе и мотивации сотрудников.

Зависит процесс формирования правильных мотивов в трудовой деятельности от следующего:

  • комфорт пребывания на рабочем месте}
  • удобное оборудование места работы человека}
  • неконфликтные, хорошие отношения в коллективе}
  • наличие подходящей оплаты труда}
  • возможность восхождения по карьерной лестнице и личностного роста.

Чтобы диагностировать необходимость в каждом из этих факторов, используют методы психологии мотивации кадров. Уровень потребности устанавливается при использовании специальных анкет, тестов или опросных листов, которые заполняют все сотрудники предприятия.

Самым важным в этом процессе является выявление главной потребности каждого отдельного сотрудника. Ведь у каждого человека совершенно разные потребности, которые имеют доминирующий характер.

Так, у одного может преобладать желание сделать карьеру в этой организации, тогда как у другого приоритетом будет стабильная высокая заработная плата.

И уже исходя из этого, можно качественно проводить работу, направленную на мотивацию персонала.

Практика управления проблемными сотрудниками

Иной раз приходится столкнуться с ситуацией, когда коллега ведет себя несколько неадекватно или совершает поступки, которые противоречат нормам поведения и правилам бизнес-этикета.

Чтобы иметь возможность правильно общаться или же просто каким-либо образом повлиять на такого сотрудника, нужно разобраться, в чем причина такого поведения этого человека и как можно взаимодействовать с ним.

Психологи, которые изучают область управления персоналом и работу с человеческими ресурсами, выделили следующие виды проблемных сотрудников:

  • ленивый – может делать больше, чем делает}
  • беспомощный – желание избежать поражения обязательно приводит человека именно к нему}
  • злой – очень агрессивно расположен к собеседнику и весьма раздражителен}
  • эмоциональный – излишние чувства и эмоции мешают общению}
  • жестокий или злопамятный – помнит все неприятные моменты в общении с коллегами и не забывает обид}
  • безразличный – не имеет никакого желания располагать к себе людей и так же равнодушно относится к коллегам}
  • аморальный – его способы достигать желаемого неприемлемы и опасны как для человека, так и для бизнеса}
  • самоуверенный – излишняя уверенность в собственной правоте порой мешает трезвому взгляду на ситуацию}
  • нерешительный – излишняя боязнь высказать свое мнение или мысль значительно снижает его возможности}
  • недалекий – делает поспешный и ограниченный вывод}
  • скрытный – несколько стесняется или просто не хочет выставлять на обозрение других свои достижения.

Как видно из данного списка, который можно еще долго продолжать, разнообразных видов проблемных сотрудников очень много. Каждый руководитель оценивает их совершенно по-разному, но большинство склонно судить по результату их трудовой деятельности. То есть проблемой может быть такой работник, который сам не работает и другим мешает.

Хотя есть и такие руководители, которые придерживаются мнения, что человек может быть проблемой в коллективе, даже если выполняет свою работу качественно, но другим навязывает свое правильное мнение и не дает халтурить. Естественно, что его не любят в коллективе, и он нарушает привычную атмосферу трудовой деятельности.

Это может так же негативно влиять на работу организации, как и некачественное выполнение обязанностей.

По характеру поведения проблемных сотрудников можно разделить на следующие группы:

  • активные}
  • пассивные}
  • приспосабливающиеся}
  • изгои.

Исходя из этого, следует вести управление психическими и функциональными состояниями сотрудников. Ведь в разных ситуациях и в различных состояниях психики сотрудник может повести себя совершенно по-разному.

Тем более, что очень сильно влияет на поведение человека его темперамент.

Например, у холерика намного легче вызвать агрессию или раздражение, тогда как флегматик будет долго терпеть, слушать и не показывать свои чувства.

Разделить проблемных сотрудников можно на две группы:

  1. Действительно «сложный» работник. Его поведение чаще очень отличается от поведения других работников, при этом совершенно не в лучшую сторону.
  2. Сотрудник, который становится проблемным лишь в определенной ситуации, что сложилась либо на рабочем месте, либо в его личной жизни. То есть такой человек будет проблемой для руководителя в течение того времени, пока ситуация не изменится. А после произойдут положительные изменения и в поведении человека.

Источник: //hr-portal.ru/article/psihologiya-upravleniya-rabochim-kollektivom-organizacii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.