Психология мальчиков

Содержание

Воспитание 10-летнего мальчика, особенности его психофизического развития

Психология мальчиков

Часто можно услышать разговоры возмущенных дам о том, что современные мужчины безответственные, ленивые и совсем не отличаются мужественностью. Во многом они, конечно, правы.

Но ведь именно женщины чаще всего и воспитывают своих сыновей так, что они вырастают инфальтивными людьми.

Как правильно воспитывать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной, который способен нести ответственность за свои поступки и близких ему людей? Ответить на этот сложный вопрос попробуем в нашей статье.

Психология развития

Воспитание – сложный процесс, который должен начинаться с рождения и продолжаться всю жизнь. От того, насколько правильным и успешным оно будет в детские и подростковые годы, зависит способность мужчины заниматься саморазвитием в зрелые годы и приобретать ту самую мужественность, которую так хотят видеть женщины.

Если первые годы своей жизни ребенку важно чувствовать безграничную защиту и любовь матери, то по мере взросления пример и авторитет отца должны занимать все более значимое место в жизни мальчика.

В 7 лет у малыша начинается новый, очень важный этап его жизни – начало взросления. Именно этот период станет базой, на которую он будет бессознательно опираться всю жизнь.

Нельзя начинать воспитание сына в 10 лет, и ждать от него хороших результатов. Это бессмысленно. Для того чтобы понять, как правильно воспитывать мальчика этого возраста, необходимо знать особенности его психофизического развития в период с 7 до 11 лет.

Эти сложные годы станут индикаторами отношений в семье, раскроют все ошибки воспитания, совершенные ранее.

Особый возраст

Первые плоды своего воспитания родители начинают пожинать с наступлением десятилетия сына. Именно этот возраст характеризуется особыми изменениями в физиологии и психологии ребенка.

У детей 10 лет начинается бурная перестройка организма, которая сопровождается ростом костной системы и кровеносных сосудов. В то время как сердечные мышцы не всегда успевают за остальными органами.

Начало полового созревание вызывает сильнейшие гормональные изменения, которые являются виновниками ухудшения памяти и внимания, снижения интеллектуальных способностей. Более того, возбудимость нервной системы значительно превышает процессы ее торможения, что выражается в раздражительности и обидчивости, резкости суждений и невозможности контролировать свои эмоции.

Воспитание 10-летнего мальчика не может быть успешным без учета всех этих физических и психических изменений.

Психологические проявления возраста

У ребенка 10 лет явно прослеживаются изменения взаимоотношений в семье. Мальчик всячески пытается демонстрировать свое взросление и собственное мнение по всем вопросам. Особенно это касается взаимоотношений с матерью. Он начинает грубить и пытаться доказать свою правоту.

Пик эмоционального и нестабильного поведения приходится на одиннадцать лет. К этому возрасту при неправильно выстроенной линии поведения семьи возможны депрессивные состояния и погружение в себя, проявление агрессии и полный отказ от сотрудничества.

Все большее влияние на десятилетнего мальчика начинают оказывать сверстники. В окружении ровесников его поведение меняется до неузнаваемости.

Учебная деятельность характеризуется нестабильным характером: непоседливость неожиданно сменяется задумчивостью или чрезмерным усердием.

Несмотря на внешнее агрессивное стремление к самостоятельности, в эти годы мальчики как никогда нуждаются в поддержке со стороны родных. Не получая одобрения близких людей, их тревоги и страхи усиливаются, что приводит к еще большей замкнутости и агрессивности.

Исследования психологов доказали, что у мальчиков 11 лет наблюдается самый низкий уровень самооценки по сравнению с другими возрастными периодами.

Утверждение в коллективе

Если в 7 лет для мальчика главным мотивационным моментом жизни было образование, когда происходила оценка состоятельности по учебным достижениям, то к десятилетнему возрасту ситуация начинает меняться. Мальчику уже неважно, как его оценивает преподаватель: личная значимость самого себя формируется через авторитет среди сверстников. Начинается жесткая конкурентная борьба за лидерство.

Начиная с восьми лет, ребенок приступает к изучению границ дозволенного, с каждым годом изучая их все активнее. Только мальчики исследуют этот вопрос практическими действиями, которые могут закончиться нарушением закона. Социальное развитие детей 8 лет постепенно становится все активнее.

В это время родителям важно анализировать каждое высказывание и заявление сына. Во время бесед следует ненавязчиво интересоваться, с кем дружит мальчик, чем он занимается с друзьями. Приготовьтесь к тому, что взрослеющий мужчина уже не будет делиться всем и сразу.

При этом не стоит успокаивать себя тем, что ваш сын дружит только с «приличными» ребятами. Эти мальчики тоже проверяют границы своих возможностей, экспериментируют и доказывают свое лидерство.

В детском коллективе начинается четкое распределение ролей, причем базируется оно на взаимоотношениях со сверстниками. Как правило, позиция, определенная коллективом в 8 лет, становится незыблемой, и мальчиком достаточно сложно перейти на «другой уровень».

Лидер, помощник, размазня, козел отпущения, заучка – вот примерный перечень базовых позиций, которые распределяются чаще всего подсознательно.

Лидерами и их помощниками становятся мальчики, которые умеют отстоять свою позицию. Причем чаще всего у них это принято делать с помощью кулаков. Если по каким-то причинам ребенок не может постоять за свою «честь», его авторитет среди сверстников резко падает и исправить ситуацию ему будет крайне сложно.

При воспитании детей этого возраста важно учитывать главное противоречие: желание быть таким же, как все, и ярко выделяться среди ровесников. Самоутверждение мальчиков происходит за счет дружбы со старшими детьми, авторитет которых для них незыблемый. Именно поэтому в этом возрасте велика опасность пристрастия к вредным привычкам и нецензурным выражениям.

Требования и контроль

При работе с детьми сейчас очень важно регулировать требования и их подачу. Напомним, что взрослый уже не является авторитетом, поэтому все требования и просьбы воспринимаются как неправильные и ненужные.

Ребенок начинает сам определять для себя жизненные ценности, которые часто могут идти в разрез с родительскими идеалами. Он еще не до конца понимает их смысл и содержание, но начинает их яростно отстаивать, вступая в конфликты, которые взрослым кажутся глупыми и бессмысленными.

Более того, период обучения в среднем звене предусматривает работу разных учителей, каждый из которых имеют свою позицию и требования. Мальчик постепенно переходит «на свою территорию», в которой взрослым остается все меньше места.

Самоутверждение – обязательный элемент взросления. Упрямство и нежелание находиться под контролем взрослых все чаще принимает форму конфликта.

Именно сейчас мальчики выбирают те требования, которым они готовы подчиняться, так как они не нарушают их «суверенитета».

Правильная позиция взрослых позволит им определиться с правильным выбором, ведь от него зависит вся дальнейшая жизненная позиция.

В восемь лет начинают проявляться первые эмоциональные переживания, связанные с противоположным полом. При этом мальчики не умеют правильно выражать свои эмоции. Задача взрослых направить их в правильное русло, объяснив, что проявление подобных чувств естественно и необходимо.

Ни в коем случае нельзя смеяться над чувствами мальчика, особенно в присутствии сверстников! Ведь вы можете подорвать его авторитет, завоевать который вновь ему будет сложно.

Этот период опасен экспериментами. Мальчики демонстрируют свою храбрость, силу и ловкость. Именно поэтому новостные сводки постоянно пополняются сведениями о мальчиках, которые делают селфи на крышах многоэтажек или движущихся поездах. Жестокие драки, которые обязательно должны быть зафиксированы на камеру мобильного телефона, — еще один способ доказать свою смелость.

Родители обязаны в этот период знать как можно больше о своих сыновьях и максимально ненавязчиво контролировать их действия! Иначе демонстрация превосходства может закончиться очень плохо.

Правильное сотрудничество

Как воспитывать мальчика 9 лет, чтобы из него вырос настоящий мужчина?

В первую очередь воспитание мальчика в этот период должно базироваться на сотрудничестве и доверии. Причем на доверии сына к родителям, а не наоборот.

Взрослые должны дать возможность мальчику реализоваться в социуме, научить выделять самые эффективные и правильные способы общения, корректировать занижение самооценки и недостатки. Только с помощью родителей можно избежать личностных противоречий.

Если взрослые не будут принимать активное участие в самоутверждении сыновей, поощрять разумные границы свободы и умение отстаивать свою позицию правильно, это чревато такими последствиями:

  • Ребенок становится агрессивным, выражая так протест против неприятия взрослых;
  • Появляется цинизм и манипулирование человеческими слабостями, причем чаще всего под огонь попадают родители;
  • Лицемерие и слабость станут проявлением самоутверждения через интриги и приспособление к обстоятельствам;
  • Неспособность защитить себя от проявления агрессии более сильных выражается в постоянных поисках покровителей. Таких мальчиков в мужском обществе принято называть «шестерками».

Чтобы избежать таких неправильных проявлений развития, воспитание детей этого возраста должно способствовать удовлетворению двух самых важных потребностей:

  • Необходимость общения со сверстниками. Важно поощрять любое общение с ровесниками вне стен школы;
  • Необходимость в утверждении собственных вкусов и пристрастий. Не мешайте мальчику самостоятельно выбирать игры, друзей или одежду. Ведь формирование собственного мнения и линии поведения возможно только методом проб и ошибок.

Помните! Это не взрослеющие сыновья должны подстраиваться под вашу систему ценностей. Это вы, родители, должны уметь вовремя перестроиться и научиться сотрудничать со своим ребенком. Сложный период взросления не терпит авторитаризма, ему необходимо партнерство.

Важные рекомендации родителям

  • Найдите золотую середину между строгостью и лаской. И то, и другое жизненно необходимо взрослеющим мальчикам;
  • Ребенок должен чувствовать, что родители всегда придут на помощь, поддержат в любой ситуации. Помощь должна заключаться не в наказании обидчика, а в выяснении конфликтной ситуации, с ее полным анализом;
  • Дайте мальчику свободу выбора, только так он сможет вырасти мужчиной, который осознает ответственность за сделанный поступок;
  • Не критикуйте, а подсказывайте;
  • Не позволяйте сыну чувствовать себя униженным: не оскорбляйте его;
  • Любите своего ребенка и обязательно как можно чаще говорите ему об этой любви. Независимо от возраста, сын хочет знать, что родители любят его не за достижения, а за то, что он их сын.

Воспитание ребенка 10-11 лет – сложная задача. Справиться с ней смогут только те родители, которые сумели проявить в этот непростой период максимум уважения и любви к своему взрослеющему сыну.

Источник: https://vospitannie.ru/rebenka/10-let-malchika.html

Психологические особенности мальчиков и девочек – Психологос

Психология мальчиков

А действительно, зачем? Ведь когда-то у растений и простейших животных не было этого: «он» и «она». Но на определенном этапе эволюции вдруг оказалось, что деление живых существ одного и того же вида на мужские и женские организмы очень выгодно. Почему?

Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В.А. Геодакян​. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции.

Первая – это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей.

И вторая – это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания. Итак, борьба консервативного и прогрессивного, устойчивого и изменяемого, старого, надежного и нового, неизведанного, рискованного.

Эти две тенденции воплощаются и в делении живых существ на мужские и женские особи, что дает ощутимую выгоду в реализации обеих тенденций.

При этом женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его – по возможности не допустить их изменений, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое: что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем или уже в настоящем, особенно в момент возникновения каких-то экстремальных условий. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской – на прогресс.

Поэтому природа «бережет» женский пол, а мужской ей не так «жалко». На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции. Разброс врожденных признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций (генетических отклонений).

Так, по некоторым данным, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мужчин. Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков.

Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков.

от Яны Счастье: «Женщины, мужчины, дети» – интервью с профессором психологии Н.И. Козловым​​​​​​​

Итак, мужчины по генотипу (комплексу врожденных признаков) имеют значительно большее разнообразие, чем женщины.

Но каждое живое существо на протяжении своей жизни подвергается влиянию той внешней среды, тех условий, в которых оно находится, и под их воздействием тоже в какой-то мере изменяется.

Например, вес животного зависит не только от врожденных свойств конституции, но и от питания, наличия стрессов, необходимости вести подвижный или малоподвижный образ жизни. Набор признаков организма, сформировавшихся с учетом влияния внешней среды, называется фенотипом.

Оказалось, что здесь тоже кроются существенные различия между мужским и женским. Так, наблюдая за парами однояйцевых близнецов (их генотип одинаков), заметили, что даже в случае, когда близнецы с детства были разлучены и жили в разных условиях, в мужских парах сходство было значительно выше, чем в женских.

Наоборот, если близнецы были разнояйцевыми (генотипы у них разные, а влияния среды почти одни и те же), то большее сходство наблюдается в женских парах. Почему? Оказывается, природа дала женским особям более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий.

Поэтому даже при одном генотипе женщина может, например, худеть или полнеть в более широких пределах, поэтому и девочки-однояйцевые близнецы (один генотип) при разных условиях жизни могут различаться довольно заметно (разный фенотип), а при одних и тех же условиях даже разнояйцевые близнецы (разный генотип) могут стать во многом похожими (близкие фенотипы). У мальчиков внешнее сходство определяется именно врожденными свойствами и значительно меньше – влиянием внешней среды.

Таким образом, при резком изменении условий жизни, к которым генотипически данный вид животных не приспособлен, особи женского пола могут приспособиться за счет фенотипической изменчивости, сохраняя весь набор наследственной информации – генотипов.

Например, при резком похолодании даже у особей, «не склонных к полноте», может значительно увеличиться слой подкожного жира. То есть женские особи могут уйти из зоны дискомфорта или даже гибели в зону сравнительного комфорта и выживания (они лучше приспособились к холоду, им стало тепло, хотя они и продолжают жить в тех же условиях холода).

А особи мужского пола с таким же генотипом не могут так быстро и сильно измениться (уйти от холода изменением фенотипа). Им остается только погибнуть.

При всех изменениях среды, в том числе и социальных, больше страдают самцы. Но у них все же есть выход: отыскать другое место обитания, где было бы теплее, или изобрести шубу. Женскому полу так напрягаться ни к чему, они и так уже приспособились.

Вот этими-то различиями и определяется высокая предрасположенность особей мужского пола к поисковому поведению. Это для них жизненно важно, это тот выход, который дала им природа.

И мозг у них крупнее, более продвинут в развитии, но как расплата – и менее надежен, более раним.

Поисковым поведением определяется и тяга самцов (в том числе мужчин) к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованным предприятиям.

Все эволюционно-прогрессивные признаки больше выражены у мужского пола. Если мы, вслед за В.А.

Геодакяном, проследим динамику продолжительности разных периодов жизни у животных (например, приматов), расположенных ниже или выше на эволюционной лестнице, то заметим, что период детства увеличивается у высших форм животных.

Так, у лемуров он составляет всего 2-3 года, у обезьян старого света – 7 лет, у человекообразных обезьян – 8-12 лет, а у человека – около 20 лет. То есть удлинение периода детства – прогрессивный признак, и он больше выражен у мужских особей: у мальчиков детство длится дольше, чем у девочек.

Девочки и рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Тогда в начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. Вот мы и добрались в этом разговоре об истоках различий между мужским и женским полом до таких выводов, которые уже важны для воспитателей, родителей, учителей.

Итак, мы знаем, что мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. Выкидыши у женщин бывают чаще, если они вынашивают мальчиков.

По разным данным, на 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков. Часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнает, что она беременна. Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек.

Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань…

), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, веселый…).

Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек. Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» – кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство.

Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.

Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, дворов, домов.

А умеем ли мы использовать или хотя бы понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?

Воспитываем мальчика, воспитываем девочку

Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы – мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Наверное, среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа. Почему? См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskie-osobennosti-malchikov-i-devochek

Следуйте этим 8 советам по воспитанию мальчика, и у вас вырастет настоящий мужчина

Психология мальчиков

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом.

Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств.

А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам: 

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться.

Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду.

Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях. 

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков.

У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми.

Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы  агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна  помощь взрослых и определенные условия.

Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.

), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться. 

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика.

Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе.

А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи.

Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках.

Иными словами,  надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну.

Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность.

Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки 

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость. 

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность 

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности.

Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития.

Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции 

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития.

Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей.

Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Договариваемся заранее

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным. 

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором  давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия. 

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит  излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать». 

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку.

Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/vospitanie-rebenka/1841/sleduyte-etim-8-sovetam-po-vospitaniyu-malchika-i-u-vas-vyrastet-nastoyaschiy-muzhchina

Психология воспитания мальчика. Принципы гармоничного общения, ..

Психология мальчиков

Всем доброго дня, милые леди! Позвольте спросить, чем сейчас заняты ваши джентльмены? Я не от тех, что зарабатывают деньги и обеспечивают семью. Я сейчас о джентльменах маленьких, любителях порисовать на обоях, побегать, пострелять из игрушечного ружья. Наверняка, мамы мальчиков сейчас понимающе кивают и периодически охают: и что же из него (них) вырастет, ну никакого же сладу нет.

А вот не вздыхать нужно, а  растить, воспитывать. Сама по себе только сорная трава на огороде растёт, а малышня особой заботы требует. Причём, озорники-мальчишки нуждаются во внимании не меньше, чем нежные девочки. (о воспитании девочек см. тему Психология воспитания девочек). Именно поэтому все мамы сыновей должны знать, что такое психология воспитания мальчика.

Если папа ушёл из семьи

Сначала давайте проведём небольшой опрос. Сколько среди вас мам-одиночек? Наверное, около 20-30% точно.

Согласитесь, сложно растить мальчишку без папы? Бытует мнение, что сыновья априори не вырастут полноценными, уверенными в себе мужчинами, если рядом нет отца.

Но психологи утверждают, что шанс вылепить из несмышлёныша успешного, трудолюбивого, заботливого представителя сильного пола есть и у мам. Главное — выстроить со своим чадом гармоничные отношения.

Полная семья — не та, где все её члены в сборе, а та, где ребёнку в полной мере хватает любви, заботы, внимания.

Более того, кто как не мамочка, может научить сына трепетному отношению к женщинам? Мой ребёнок растёт без папы уже второй год. Так уж вышло.

Так вот, за время, пока мы с ним «отделились» и стали самостоятельной ячейкой общества, Иван научился мыть посуду, делать мне чай по утрам, часто помогает готовить, мыть пол.

Муж мне почти никогда в этом не помогал, так что положительного примера сын перед собой не видел. А сейчас он чувствует, что иногда я, закружившись в делах и суете, не справляюсь, не успеваю что-то, и ощущает мужскую ответственность, предлагает помощь и очень радуется, когда слышит похвалу.

Итак, дорогие мои, самостоятельные мамы в разводе. Нам посчастливилось собственноручно воспитать настоящих мужчин. Не упустите этот шанс! Сейчас это, можно сказать, вымирающий вид на планете.

Конечно, положительный мужской пример перед глазами мальчугана должен присутствовать. Нет папы — значит дядя, дедушка, тренер по футболу, боксу. Вообще негативно высказываться о мужчинах, из-за того, что у вас не сложилась жизнь с папой вашего сына, противопоказано! О папе, пусть даже и бросившем вас, только положительно, ну или, в крайнем случае, нейтрально.

Чрезмерно и вслух жалеть себя и ребёнка тоже не стоит. Вы не обездоленные сироты, просто так сложились обстоятельства. Своё желание потискать, посюсюкать с ребёнком тоже уберите подальше.

Телячьи нежности мужчине, пусть и маленькому, ни к чему. Давайте больше самостоятельности, не мчитесь помогать ему делать школьную поделку или убирать разбросанные игрушки.

  Пусть старается хорошо делать всё сам.

Вы в глазах ребёнка не должны быть волом, тянущим на себе непосильные ноши, а хрупкой слабой женщиной, которой захочется помогать, защищать её. Не забывайте хвалить своего маленького помощника. «И что бы я без тебя делала! Как хорошо, что ты убрался в своей комнате/сделал уроки вовремя/приготовил чай», — и всё в таком духе.

Мало помалу, вы увидите, что воспитали уже не мальчика, но «мужа». Да и в прямом смысле, чьего-то будущего мужа. Увидите, сноха вам ещё спасибо скажет за такого прекрасного супруга. Ну а пока до этого далеко,  ведь вашему сынишке ещё совсем мало лет. Давайте разберём, в каком возрасте как себя вести с юными мужчинами.

Мой защитник

2 года. Ох уж этот непоседливый возраст. Ещё недавно сынок едва стоял, покачиваясь на слабеньких ещё ножках, а сейчас уже бегает, как вертолёт, прыгает и невероятно рад, что у него появились эти «сверхспособности». Иногда его неуёмная энергия может направляться в полезное русло.

Крохи в 2 годика уже стремятся помогать маме и папе в бытовых делах. Не препятствуйте, а то отобьёте всю охоту и потом не заставите. Сейчас малыш уже смутно понимает, что девочки и мальчики отличаются друг от друга.

 Нежности и ласковости, которые подошли бы в воспитании лапочки-дочки, здесь будут лишними.

Старайтесь называть двухлетнего «мужчину» не уменьшительно-ласкательными («заинька», «рыбонька»), а «сын», «сынок», «маленький помощник/защитник».

Самое время объяснять, что такое «хорошо», и что такое «плохо». А вот наказывать, шлепками по попе, повышением голоса не стоит. Этим вы желаемого не добъётесь, а вот свою слабость покажете. Вам же нужно, чтобы у вас вырос сильный духом и характером мужчина, а не слабак, правда? Вот и подавайте пример.

Если кроха в этом возрасте ещё не говорит и не лепит из пластилина так же чудесно, как соседский «Вася/Дима/Костя», не расстраивайтесь. Значит, у вашего мальчугана пока нет в этом надобности. Зато он быстро бегает, строит из кубиков огромную крепость, рисует. Всему своё время.

В 3 года  мальчишки ещё отчётливее понимают, что они будущие мужчины. Важно начинать воспитывать в нём положительные мужские качества. Как? Конечно, на собственном примере. Папа для трёхлетки – воплощение идеального, самого сильного, храброго, сдержанного мужчины, настоящего героя. Поэтому отцам следует вести себя соответствующе, причём, как с сыном, так и с мамой, и в обществе.

Если мамочка воспитывает ребёнка в одиночку, то нужно находить и указывать малышу на правильные примеры мужского поведения: в детских книгах, в ситуациях, встречающихся в повседневной жизни. «Видишь, как дядя хорошо поступил? Помог перейти старенькой бабушке через дорогу/ уступил место тёте в автобусе и т.д.»

За хорошие поступки 3-хлетнего мальчика надо поощрять, хвалить: «Какой ты у меня смелый и сильный!» Ни в коем случае не называйте сына слабаком, трусом, неряхой.

 Мягко указывайте ему на промахи и помогайте становиться лучше, не умаляя при этом его самостоятельности в принятии решений. Захотел сам завязать шнурки – попробуй, решил разобрать игрушечный грузовик по винтикам – пожалуйста.

Маленький исследователь не ломает, он изучает, как и что устроено. Не губите в нём тягу к познаниям.

Трёхлетний возраст часто становится началом гиперактивного поведения мальчишек (подробнее – в теме «Синдром гиперактивности у детей»). Важно направлять плещущую через край энергию в нужное русло, уметь занимать непоседу, книгой , разговором, интересной прогулкой.

Мама  — идеальная «девочка»

4 года – возраст проявления эмоций и отчётливого осознания себя мужчиной. Малыш понимает, что мальчики отличаются от девочек не только внешне, но и многими чертами характера.  Познание мира идёт полным ходом, из-за чего кроха может бурно выражать свои эмоции. Пусть себе выражает на здоровье, не препятствуйте, но иногда напоминайте, что мужчинам свойственна сдержанность.

От вас, родители, ребёнок тоже должен получать эмоции: похвалы, поглаживания по голове, объятия и поцелуи. Не бойтесь, что если будете проявлять нежность, мальчик вырастет капризным и разбалованным.

Несмотря на то, что в ваших глазах он уже не несмышлёный карапуз, а умный и почти самостоятельный мальчуган, ему непременно нужна ласка.

Ещё чуть-чуть, и он сам будет уворачиваться от ваших поцелуев с возмущённым: «Ну мам! Хватит!» Пока есть возможность, понежничайте вдоволь с вашим маленьким и уже таким взрослым сынишкой.

5 лет В это время мальчики начинают вовсю интересоваться прекрасным полом. Мама для них – воплощение всех лучших женских качеств.

Сынишка сейчас будет особенно сильно тянуться к матери, но и роль папы очень важна. Он должен проводить с сыном больше времени, на прогулках, дома, водить чадо в спортивную секцию.

Желательно купить побольше чисто «мальчиковых» игрушек: набор пластмассовых инструментов, конструкторы и т.д.

Нужно помнить, то уже через год малышу нужно будет идти в школу. А это – глобальные перемены в сознании, режиме дня, роде деятельности (от игровой – к познавательной). Начните готовить мальчика к этому уже сейчас. Отдайте его на подготовительные занятия для будущих первоклашек, занимайтесь дома, поиграйте в «школу».

О чём говорят мужчины

Возраст 6 лет, а также 7 лет – это время адаптации к школе, новых знакомств, конфликтов, опыта общения с учителями, с противоположным полом.

Вы должны помочь ему преодолеть все барьеры и сложности, заложить основы дальнейшей успешной учёбы. Дома помните о режиме, не забывайте делать уроки (даже если их ещё не задают): читайте книги, пишите буквы, мастерите поделки.

Вы обязаны вызвать у малыша интерес к учёбе, знаниям, стремление получать хорошие отметки.

Успешная  учёба возможна лишь на фоне хороших отношений в семье. И мама, и папа сейчас играют одинаково важную роль. Старайтесь больше семейных дел делать вместе с мужем, вовлекая в них и малыша. Папа должен проявлять к маме больше заботы, уважения. В школе ваш первоклашка много общается с девочками, и важно, чтобы он умел правильно к ним относиться: не обижать, помогать.

Не пытайтесь чересчур ограничивать свободу ребёнка, не опекайте чрезмерно. Иначе в 40 лет вместо самостоятельного мужчины получим ничего не умеющего, безвольного «маминого сынка». Повторюсь, даже если папа с вами не живёт, найдите другой положительный мужской пример, не сюсюкайте, общайтесь с подрастающим сыном на равных.

https://www.youtube.com/watch?v=BwZXHqrxc0c

Примерно с 8 лет мальчишке больше нужно общение с отцом, нежели с мамой. Расслабьтесь, ослабьте опеку, занимайтесь своими женскими делами, а мужчины пусть почаще уединяются, разговаривают, ездят на рыбалку или в кино. Не встревайте, навязывая свою точку зрения в разных вопросах, если, конечно, хотите избежать протестов и конфликтов.

В 9 лет. Вопросы взаимоотношения с противоположным полом всё больше волнуют будущего мужчину, дают о себе знать первые признаки полового созревания. С большей вероятностью все щекотливые вопросы мальчик задаст папе, чем маме.

Второй после отца авторитет в этом возрасте, конечно, друзья. Ваш сын будет пытаться самоутвердиться в кругу сверстников, казаться круче, сильнее, умнее.

Не мешайте этому процессу! Не выходите во двор с криками: «Саша-а, домой, кушать кашку!»

Маменькины сынки вызывают презрение у мальчишек в этом возрасте. Дайте сыну больше свободы, в то же время пытайтесь договориться с ним. Свои замечания высказывайте не в приказном тоне, а в доброжелательном.

Не забывайте и о спорте.

Если ребёнок не определился с тем, в какую секцию он хотел бы ходить, то хотя бы просто выбирайтесь вместе на прогулки, пробежки, катайтесь на роликах и велосипедах, дайте выход неуёмной мальчишеской энергии.

Заметив у мальчишки 10 лет творческие способности, поддержите их. А вдруг он станет известным певцом, художником или музыкантом. Интересуйтесь его интересами и жизнью, будьте её участником, а не сторонним наблюдателем.

Колючий возраст

В 11 лет с сыном начало твориться что-то странное? Он перечит, хлопает дверью, может уйти на улицу без спроса и гулять дольше положенного. Ваш юный бунтарь вступает в переходный возраст.

Спокойствие и терпение – вот чем вам, мамочки, сейчас следует запастись. Нотации, наказания (особенно телесные) лишь выроют между вами и сыном огромную пропасть.

Не противодействуйте, а содействуйте, и тогда вместо двух враждующих кланов из вас получится крепкий союз.

Поверьте, в 12 лет внутри мальчишек и так происходит своя, внутренняя война. В организме подростка буйствуют гормоны,  и утихомирятся они  лишь со временем.

Вспомните хотя бы себя в этом возрасте: тело выросло, а мозг ещё не совсем осознаёт, что начинается более серьёзная, взрослая жизнь.

Папы, подавайте положительный пример, мамочки, будьте мягче и снисходительней, и тогда, через 10 лет увидите, что вырастили сильного характером, успешного мужчину, который станет вам опорой в старости.

Надеюсь, какие-то советы из этой публикации обязательно вам пригодятся. Комментируйте, оставляйте отзывы и до новых встреч!

Источник: https://malysh-ma.ru/psihologiya-vospitaniya-malchika/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.