Психология общения лекции

Психология общения (15)

Психология общения лекции

Сохрани ссылку в одной из сетей:

  1. Понятие и виды общения

  2. Барьеры общения

Общение– процесс взаимодействия людей, прикотором происходит обмен информацией,а так же влияние и воздействие наповедение, активность и деятельностьпартнеров. Общение играет важную рольв формировании, развитии психикичеловека, а так же становления культурногоповедения.

По содержаниювыделяют:

  1. Деловое общение – часть продуктивной деятельности, которая служит для повышения качества этой деятельности.

  2. Личностное общение – связанно с психологическими проблемами внутреннего характера, с интересами и потребностями, которые затрагивают личность.

По формевыделяют:

  1. Вербальное общение – есть только у человека, речь.

  2. Не вербальное общение – мимика, жесты, пантомимика, телесные контакты.

В психологиивыделяют три взаимосвязанные стороныобщения:

  1. Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между людьми.

  2. Интерактивная сторона – взаимодействие, взаимовлияние.

  3. Перцептивная сторона общения – восприятие друг друга партнерами по общению.

Коммуникатор– инициатор общения.

Реципиент– принимающий партнер по общению.

Коммуникацияпредполагает, что люди не толькообмениваются информацией, но и формируютв процессе общения новые представления,идеи. В зависимости от степени готовностик общению выделяют: открытую, закрытуюи одностороннюю коммуникацию.

Коммуникативныеспособности – умения и навыки общенияс людьми, которые стали органическойчастью личности.

Причинынеэффективной коммуникации:

  1. Стереотипы – упрощенные мнения относительно лиц или определенных ситуаций.

  2. Пренебрежение фактами – привычка делать вывод без достаточного количества фактов.

  3. Предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит своим собственным взглядам.

  4. Плохие отношения между людьми.

  5. Отсутствия внимания и интереса собеседников.

  6. Ошибки в построении высказываний – неправильный выбор слов, сложность сообщения.

  7. Неверный выбор стратегии и тактики общения – придание особой роли словам и не учет других компонентов общения.

Словасоставляют 7% общения, звуки и интонации38%, не речевое взаимодействие 55%.

Компоненты речевого общения

  1. Значение и смысл слов и фраз.

  2. Речевые и звуковые явления – высота голоса, тональность ,темп речи.

  3. Выразительные качества голоса – хмыканье, эканье и так далее

К невербальнымсредствам относятся:

  1. Кинесика – изучает внешние проявления чувств и эмоций (мимику, жесты, пантомимику)

  2. Такесика – изучает прикосновения к ситуации общения (рукопожатия, дотрагивания, поцелуи, объятия).

  3. Праксимика – расположение людей в пространстве при общении.

  4. Визуальное общение

Мимика –движение мышц лица, которое выражаетвнутреннее эмоциональное состояниечеловека. Больше всего информации несутглаза, брови, губы.

Жесты приобщении тоже несут много информации идополняют общение движениями рук идругими телодвижениями.

Оцениваяжестикуляцию необходимо помнить окультурных различиях людей (болгары –да и нет).

Пантомимика– моторика всего тела, поза, осанка,походка.

Зонымежличностного общения (пространства):

  1. Интимная зона – 0-45 см зона близких, знакомых людей, детей и родственников (доверительность, негромкое общение).

  2. Персональная зона – 50-120 см зона друзей, коллег по работе. Предполагается визуальный и ой контакт.

  3. Социальная зона – 1.20-4 м зона для общения с группой людей, для деловых переговоров, официальных встреч.

  4. Публичная зона – длиннее 4 м для общения с большим количеством людей. Конференции, митинги.

Привизуальном общении используетсяспецифическая знаковая система, котораяназывается контакт глаз. Взгляд можетбыть деловым (в район лба), светскийвзгляд (направлен на треугольникобразованный глазами и губами), интимныйвзгляд (проходит через линию глаз иопускается до района шеи). Движение глазявляется показателем модальностичеловека. Усвоенная техника взглядаостаётся у человека на всю жизнь.

Интерактивнаясторона общения – связанна с выработкойстратегии, тактики, техники взаимодействиялюдей, организации совместной деятельностии достижения взаимопонимания.

Видывзаимодействия:

  1. Позитивная – кооперация, приспособление, согласие.

  2. Негативная – конкуренция, конфликт, оппозиция.

Приемы позволяющие добиватьсяэффективности общения

  1. Установление обратной связи

  2. Установления контакта (рукопожатие)

  3. Прием поддержания контакта (улыбка, комплименты)

  4. Активизация партнера по общению (диалог)

  5. Приемы завершения контакта (способы создания благоприятного впечатления)

Перцептивная сторона общения

Перцепция– восприятие и понимание другогочеловека и самого себя в процессе общенияи установление взаимопонимания ивзаимодействия.

Механизмысоциальной перцепции:

  1. Идентификация – представление себя другим.

  2. Эмпатия – сопереживание.

  3. Рефлексия – осознание человеком, того, как он воспринимается партнёром человека.

Ошибки восприятия

  1. Эффект ореола

  2. Эффект первичности

  3. Эффект новизны

Аттракция– особый вид социально-психологическойустановки на другого человека, которыйсодержит в себе какой-то эмоциональныйкомпонент.

Барьеры общения

Барьерыобщения – психологические факторы,которые приводят к искажению информацииили блокировки информации.

  1. Фонетический барьер – непонимание некоторых звуков, отдельных слов, отдельных фраз, невнятная или быстрая речь. (Дипломат Талерант)

  2. Семантический – нарушение стиля, несоответствие формы и содержания.

Приемы структурирования информации:

  1. Правило рамки

  2. Правило цепи

  1. Логический барьер – неприятие одним участником общения логики и аргументов другого.

  1. Избегание – уклонение от контактов с партнером по общению.

  1. Реферат >> Психология

    … Леонтьев А.А. Психологияобщения, Москва, 1999 Дорошко В.Ю. Зотова. Л.И. Психология и этика делового общения, Москва, 1997 … г. Шеламова Г.М. Деловая культура и психологияобщения: учебник для …

  2. Реферат >> Психология

    … работы: рассмотреть основные положения психологииобщения. 1.Общение как основа всех социально- … Леонтьев А.А.

    Психологияобщения. М., 1999. 8.Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии.

    Методологические проблемы социальной психологии.- М., 1995 …

  3. Реферат >> Психология

    … является психологияобщения. 1 Понятие, виды и функции общенияОбщение играет …

    43] Под восприятием в психологииобщения подразумевается не просто формирование … . – 543 с. Вердербер Р., Вердербер К.

    Психологияобщения. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 …

  4. Реферат >> Психология

    … в соответствии с набором ролей, «исполняемых» в общении общающимися людьми. В психологии под ролью понимается модель … технологий и экономики» РЕФЕРАТ На тему: «Психологияобщения» Выполнила: студентка 413 группы Упакова …

  5. Контрольная работа >> Психология

    … На титульном листе Вы прочитали “Психологияобщения”, и у одних из Вас … даже возникла мысль: до психологииобщения ли сейчас, когда большинство … широким выбором средств общения. Библиографический список Вердербер Р., Вердербер К. Психологияобщения. – СПб.: …

Хочу больше похожих работ…

Источник: https://works.doklad.ru/view/12RduVv6FaM.html

Психология общения

Психология общения лекции

  1. По средствам общение может быть:
    1. Непосредственное
    2. Опосредованное
    3. Прямое
    4. Косвенное

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, ые связки и т. п.

Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение – его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.

п. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

Важнейшими видами у людей являются вербальное и невербальное общение. Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

Под уровнями общения понимают определенные поведенческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимодействия.

Интересную иерархию уровней общения предложил А.Б.Добрович. выделивший семь уровней общения: 

  1. Примитивный уровень. Слово «примитивный» понятно всем и означает слишком упрощенный, простой, несложно устроенный.
  2. Манипулятивный уровень. На манипулятивном уровне по крайней мере один из партнеров пытается прибегнуть к различного рода ухищрениям и уловкам с целью получения определенной выгоды для себя.
  3. Стандартизированный уровень. Стандартизированный уровень общения иначе называют контактом масок. При общении на этом уровне хотя бы один из партнеров стремится скрыть свое истинное состояние, как бы спрятать свое лицо за воображаемую маску.
  4. Конвенциональный уровень. Оказывается, что партнеры по общению также могут достигать определенного соглашения, как бы заключать конвенцию о правилах общения и придерживаться этих условных правил при взаимодействии.
  5. Игровой уровень На игровом уровне человеку хочется быть интересным для своего партнера, хочется произвести на него впечатление, понравиться ему.  Общение на игровом уровне строится на неравнодушии к партнеру, на определенной симпатии к нему, на желании продолжать с ним общение.
  6. Деловой уровень. На первый план здесь выступают его деловая или умственная активность, компетентность в совместно решаемых вопросах, способность делать дело.
  7. Духовный уровень.При общении на этом уровне партнеры не просто проявляют интерес друг к другу или принимают участие в совместной деятельности, доставляющей им удовлетворение.

Б.Ф. Ломов предлагает выделять три уровня:

– макроуровень – общение индивида  с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями. Определяет своеобразную стратегию общения  личности на протяжении всей жизни;

– мезауровень – общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое во времени;

– микроуровень – акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос – ответ, рукопожатие,  мимический и пантомический акт и др.). Микроуровень –  простейшие элементы, клеточки, лежащие в основе других уровней общения

  1. Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Таким образом схематически структуру общения мы представим так:

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.  
1.3. Социальные роли субъектов общения. Стили и позиции в общении

  1. Социальные роли. Социальная роль – это нормативно одобренное, ожидаемое окружающими людьми поведение человека в определённых обстоятельствах.

Под формальной ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества при выполнении конкретной социальной функции.

Например: директор школы – в рабочее время, зритель в театре – вечером, муж – дома и т.д.

Под внутригрупповой ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек с членами конкретной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений.

Каждый человек в течение жизни проходит через различные группы и коллективы. В каждой из групп человек ведёт себя не одинаково. Он в классе может быть троечником, в футбольной команде – капитан и т.д.

Формирование той или иной внутригрупповой роли конкретного человека зависит от ряда факторов: особенностей его интеллектуального, физического и нравственного развития, черт характера, компетентности в различных сферах деятельности, особенностей данной группы. 

Межличностная роль – это линия поведения, которую мы выстраиваем в общении со знакомым человеком на основе сложившихся между нами отношений (например, роли друга, старшего товарища, защитника, помощника, врага, насмешника и т.п.).

Под индивидуальной ролью понимается поведение, которое выстраивает человек в соответствии с собственными ожиданиями. Т.е. человек настраивает себя на определённую линию поведения, и это в определённой степени предопределяет его поступки в конкретных ситуациях.

  1. Стили общения. Все люди различаются по стилю общения – устойчивым характеристикам общения в различных ситуациях. Стиль общения существенно определяет поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор того или иного стиля общения определяется целым рядом факторов, среди которых важными являются следующие: цель общения, ситуация, в которой оно осуществляется, статус и личностные особенности собеседника, его мировоззрение и положение в обществе, характеристика самой формы взаимодействия. Существует четыре основных стиля взаимодействий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль. Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов.

Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию.

Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ.

Императивный стиль. Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям.

В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях.

Манипулятивный стиль. Если цель императивного общения никак не завуалирована, то при использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.

При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения.

При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферу жизни человека.

Гуманистический стиль. К этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого взаимопонимания.

  1. Позиции в общении. Теория трансактного анализа была разработана психологом и психотерапевтом Э.Берном и получила признание во всем мире. Согласно этой теории, каждый человек может находиться  в трёх различных состояниях: «Родитель», «Взрослый» и «Дитя».

Позиция Родителя отличается независимостью, неподчиняемостью субъекта общения, стремлением взять инициативу в свои руки, навязать партнёру по общению свой взгляд, свою волю, подчинить себе. Родитель склонен к авторитарному давлению на своего партнёра, но в то же время он любит опекать и защищать партнёра (даже тогда, когда нет в этом особой необходимости).

В позиции Дитя обнаруживается зависимая, подчиняемая и неуверенная в себе личность, которая нуждается в опёке и защите. Находящийся в этой позиции партнёр бывает пуглив, беспомощен, доверчив, а потом по-детски игрив, несерьёзен.

Характерными признаками Взрослого являются корректность и сдержанность в общении с людьми, умение считаться с ситуацией, стремление понять интересы партнёров по общению, распределение ответственности между собой и ими. Речь Взрослого лишена авторитарного давления и бесцеремонности, а также родительских поучений, высказываемых в категоричном тоне. Она также не содержит неуверенности, боязливости и несерьёзности Дитя.

Таким образом, состояние Родителя, Дитя и Взрослого, доминирующее в данный момент общения, является информативным, т.е. узнаваемым для партнёра по общению.

Выделяют также позиции общения:

  1. доминирование (общение “сверху”)  –  “на равных”  –  подчинение (позиция “снизу”);
  2. “доброжелательная позиция принятия партнера”  –  нейтральная позиция  – “враждебная позиция неприятия партнера”. 
  3. закрытую  –  открытую позицию в общении.  Открытость общения – возможность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других. Закрытая позиция – нежелание или неумение человека выразить свои интересы, мнения, изоляция или уход в “оборону” от собеседника, игнорирование его интересов.

“Одностороннее выспрашивание”  –  полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции.

2.1. Восприятие и понимание людьми друг друга

  1. Составляющие перцептивной стороны общения. Многое в человеческих отношениях зависит от того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, т.е.

    от образов, которые складываются друг о друге в результате общения. Формирование образа другого человека необходимо нам для того, чтобы определить свое отношение к нему, понять его индивидуальные особенности.

Перцептивная сторона общения состоит из следующих компонентов:

  • самовосприятие,
  • восприятие собеседника,
  • самоподача.

Самовосприятие – процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми.

Источник: http://student.zoomru.ru/psih/psihologiya-obshheniya/284759.3374155.s2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.