< Развитие самооценки ребенка - Психолог

Развитие самооценки ребенка

Содержание

Как поднять ребенку самооценку и уверенность в себе

Развитие самооценки ребенка

Так или иначе, заниженная самооценка зависит от восприятия ребенком самого себя, от окружающей среды, от того в какой семье он живет. Проблема зарождается в тот момент, когда родители мало времени уделяют внимания своим детям, не хвалят за хорошие поступки и не дают возможности проверить свои силы.

Что такое заниженная самооценка?

Заниженная самооценка — это психологическая проблема, не обращать внимания, на которую никак нельзя. Впоследствии она негативно влияет на формирование личности ребенка, выражается во внешних и внутренних проявлениях. Родители, которые считают, что это часть характерологических особенностей, ошибаются.

Признаки низкой самооценки

Низкая самооценка проявляется в унылости, замкнутости, обидах. Существуют отличительные признаки, по которым можно определить наличие проблемы:

  • ребенок обижается даже по малейшему поводу;
  • не верит в собственные силы, использует отговорки: «я не смогу», «у меня не получится»;
  • избегает общения со сверстниками;
  • не хочет браться за новое дело.

Симптомы «Комплекса неполноценности»

Этот комплекс формируется у детей еще с дошкольного возраста, и негативно влияет на формирование целостной личности. Очень важно вовремя выявить признаки «комплекса неполноценности» и искоренить.

Обратите внимание! Нельзя говорить фразы по типу: «Из тебя ничего не выйдет», «Ты никогда это не сможешь» и подобные, все это надо перефразировать и давать ребенку положительную установку.

Отличительные черты:

  • Отсутствие собственного мнения — опирается на мнение родителей либо авторитетных окружающих (родственников, учителей, знакомых) и даже если он и решиться высказать свое мнение отказывается от слов, когда услышит противоречия.
  • Страх общения со сверстниками — наотрез отказывается гулять с ребятами на детской площадке, ему кажется, что он недостаточно хорош для них, чувствует себя уязвимым и неинтересным среди мальчиков и девочек.
  • Боится возражать взрослым — не может отстоять себя в разговорах со старшими, не дает отпор за обиды, оскорбления.
  • Задевают в школе и во дворе — другие дети не дают прохода, ребенка часто бьют и обижают.

Проявляется этот комплекс в ежедневном взаимодействии с окружающим миром и в определенных ситуациях. Родителям стоит наблюдать, способствовать дружеским семейным отношениям, поддерживать и хвалить хорошие поступки.

Как оценить уровень самооценки

Этот уровень — изменчивая величина, меняется от того, в какой среде пребывает и с кем общается ребенок. Родителям необходимо постоянно держать этот показатель на контроле. Определить этот признак не сложно в домашних условиях, под рукой всегда найдется то, что нужно.

Методы определения самооценки:

  • С помощью месторасположения рисунка на бумаге. Рисунок расскажет о многом, о страхах, переживаниях, психологическом состоянии, восприятии действительности. Определить состояние таким способом легко, нужно посмотреть на рисунок, в какой части листа он находится. Верхняя часть листа — завышенная, средняя — адекватная, внизу — заниженная, повод для тревоги есть. Цветовая гамма на рисунках говорит о психологическом состоянии. Преобладание темных цветов говорят о депрессивном, волнующем состоянии, тем более, если в сочетании с рваными, острыми линиями.
  • Тест «Лесенка». Подходит для детей от трехлетнего возраста. На листе бумаги необходимо начертить лесенку из 10 ступеней. Показав ее сказать, что на самой нижней ступеньке стоят очень плохие дети, а на верхней самые хорошие, и попросить ребенка нарисовать на какой ступеньке он видит себя. Ключ к тесту: 1-3 ступенька — сильно занижена; 4-7 — адекватно оценивает себя, но переставать следить нельзя; 8-10 — свидетельствует о завышенном уровне. Впоследствии можно попросить нарисовать своих друзей, так выявляется его отношение к другим сверстникам, одноклассникам.
  • «Смешные человечки» — обычная игра, выявляющая уровень самосознания и оценки личности. Рисуется дерево, на ветках которого располагаются обычные зверьки. Далее рисуется новое дерево, и спрашивают ребенка, где он сидел бы, если попал на дерево. Где сидели бы его друзья? Недостаток теста лишь в том, что он показывает только самоощущения детей в знакомом коллективе.

  Как воспитать в ребенке лидерские качества и уверенность в себе

Реальную картину можно узнать, когда в семье складываются доверительные отношения.

Доверие — залог успеха воспитания

Как повысить самооценку и уверенность в себе мальчику 7-8 лет

Адекватная самооценка — это успешность во всех его проявлениях: взаимоотношениях в коллективе, формировании семьи, на работе и т. д. В восемь лет формируется представление о себе и других, это обусловлено кризисом — ребенок приобретает социальный статус ученика, для него важна внешняя оценка его достоинств.

Важно! Чем больше преград и трудностей ребенок положительно преодолел, тем он увереннее в себе.

Практические советы по формированию адекватной самооценки

Как поднять самооценку ребенку? Дети — это будущие взрослые, которых нужно поддержать в трудную минуту, похвалить, одобрить их поведение, тогда они вырастут уверенными в себе людьми, успешными и активными членами общества.

Копия родителей — начинаем работу с себя

Дети — отражение своих родителей, часто они копируют именно своих ближайших родственников. Нотки неуверенности родителей вполне могут передаться детям в виде тревожности и низкой самооценки, самоуважения. Нельзя сказать, что развиваться нужно только детям, работу над саморазвитием нужно проводить каждому взрослому.

Как правильно похвалить, поблагодарить, наказать

Как повысить самооценку и уверенность в себе ребенку? Похвалой можно не только улучшить, но и ухудшить положение вещей. Особенно если это лже похвала или похвала, не имеющая смысла.

Хвалить можно и нужно, похвала «окрыляет» детей и дает установку становиться еще лучше, стремиться к успеху.

Хвалить нужно когда:

  • выражается собственное мнение, подкрепленное аргументами;
  • оказывает помощь друзьям, ближнему, младшим;
  • проявляет оптимистический настрой;
  • за мужество;
  • за желание преобразить мир к лучшему;
  • за доведение дел до конца.

Благодарить ребенка нужно для поднятия его достоинств и оценки происходящего. Даже взрослым необходимо иногда побыть ребенком и оказаться зависимым от младших. Интересоваться мнением детей, благодарить за оказанную помощь в пределах их сил нужно в ежедневной жизни.

Воспитывая детей, без наказаний вряд ли обойдется, но наказания никак не должны быть во вред здоровью или морально унижать.

Наказывать нужно правильно:

  • не вредя здоровью;
  • если есть сомнения, лучше не наказывать;
  • наказание должно быть не за счет любви, нельзя лишать теплых чувств;
  • за один раз — одно наказание;
  • не отнимать личных вещей;
  • поздние наказания — лучше не наказывать вовсе, чем запоздало, иначе влечет за собой формирование комплексов;
  • наказание — прощение, чтоб не было чувства вечно виноватого;
  • отмена наказания — если инцидент исчерпан, отменяется наказание.

  Экономическое воспитание детей

Важно! Никогда нельзя наказывать ребенка, если он больной или плохо себя чувствует, или же когда сами родители расстроены по каким-либо причинам!

Как сравнение с другими влияет на самооценку

Дети — уникальные создания, и каждый отличается своими достоинствами. У всех из них разный нрав, характер, темперамент, способности. Абсолютно каждый талантлив в чем-то своем.

Задача родителей определить и подкрепить талант, но уж никак не сравнивать свое чадо с другими. Это пагубно влияет на психику и осознание собственного «Я», своих сил. Если постоянно сравнивать, то формируется низкая самооценка, тревожность, замкнутость.

Ребенок может даже думать, что его не любят потому, что он не такой как другие, не достойный.

Важно! Нужно любить ребенка таким, каков он есть, и помочь раскрыть его таланты.

Упражнения для повышения самооценки

Как повысить самооценку ребенку? Простые и действенные на практике упражнения помогут воспитать решительного человека с лидерскими качествами.

  • Игра «Копилка успеха». Суть: нужно взять коробку и оформить вместе с ребенком, так как ему нравиться. В нее он будет складывать свои маленькие достижения, которые можно написать на бумаге: «красиво продекламировал стих», «выполнил контрольную по языку на пять, хотя боялся» и т. д. Повышать уверенность будет значительное прибавление веса коробки. Такая игра может использоваться впоследствии для повышения веры в свои силы.
  • Игра «Заверши предложение» — для проведения понадобится мяч. Правила этой игры гласят, что необходимо ребенку бросать мяч с началом фраз: «Я могу…», «Я умею…», «Я научусь…» и подобные, а ребенок каждый раз завершает предложение и бросает мяч обратно. Эта игра помогает осознать, кем он есть, и чего хочет добиться. Всякий раз, бросая мяч лучше повторять начало предложения несколько раз, так малыш осознает, что он когда-то этого не умел, но смог научиться.
  • Игра «Звезда квартиры». Для нее необходимо изготовить стенд (лист бумаги) в центре с нарисованным цветком с лепестками, либо солнце с лучами. Посередине наклеить фотографию ребенка. В течение обусловленного времени (1-2 недели) на лепестках взрослые и дети будут записывать положительные качества и достижения. Сами взрослые смогут увеличить авторитет ребенка. В конце плакат снимают и отдают ему самому.

Следить и поднимать самооценку детей нужно не одноразово, а постоянно. Адекватная оценка себя — основа успешного человека, его карьеры, семейного благополучия и счастья. Доверие, взаимопонимание и дружеские отношения — залог успеха воспитания уверенного в себе деятеля.

Источник: //vospitanie.guru/vos/kak-povysit-samoocenku-rebenku

Развитие самооценки ребенка: что нужно знать родителям

Развитие самооценки ребенка

Верите в послания Вселенной? Тогда то, что вы открыли именно эту страницу можно рассматривать, как хороший знак от неё. Мы будем обсуждать развитие самооценки ребенка.

Сегодня утром я начала писать эту статью, даже не предполагая, что уже к вечеру применю на практике свои же рекомендации. Моей доченьке понадобилась срочная помощь и мамино 911. Несколько девочек в классе сказали, что она рисует хуже, чем они.

И этого было достаточно, чтобы, придя домой, расплакаться навзрыд. Пришлось маме и папе в срочном порядке реанимировать чувство уверенности в своих силах и талантах и поднимать самооценку. Наверное, с такими случаями сталкивается очень многие мамы.

Кто-то чаще, кто-то реже, но и есть и те, кого эта тема не касается. Потому что они уже сделали всё для того, чтобы их ребенок имел адекватную самооценку и был уверен в себе на все сто.

Моему младшему сыну повезло гораздо больше двух других детей. Не потому что младших любят больше и больше им позволяют. Это, кстати, миф. А потому что ему достались уже те родители, которые могут продемонстрировать на собственном примере и уверенность в себе, и хорошую самооценку.

Давайте сразу обозначим, что хорошая самооценка не имеет ничего общего с эгоизмом, хвастовством (я лучше и умнее) или высокомерием. Точно так же, как и любовь к себе не означает самолюбие. Хорошая самооценка — это золотая середина между принижением себя и своих способностей и их преувеличением. Т.е.

проще говоря — это адекватное оценивание себя, как личности.

И, прежде чем я перейду к теме статьи, скажу, что особых отличий в методике развития самооценки для разного возраста нет. Более того, все принципы можно применять и взрослому человеку. Ведь все те проблемы, что мы имеем с вами во взрослом состоянии, скорее всего, тянутся шлейфом из детства.

Поэтому сначала поговорим об общих принципах развития самооценки, а потом коротко пройдемся по дошкольникам, школьникам и подросткам.

Начните повышать свою самооценку, наполнитесь уверенностью в себе, полюбите себя, и тогда вашим детям будет гораздо проще становиться такими же самодостаточными людьми.

Принцип 1: убираем из жизни сравнения

  • Сравнивать можно. Но только себя с самим собой. Только ребенка сегодняшнего с ним же вчерашним. Со своим старшим сыном я совершала одну и ту же ошибку практически ежедневно. Из меня сыпались фразы одна другой волшебнее: “Опять 3? А другие что получили?”, “А вот я в твоем возрасте уже умела картошку чистить”, “Посмотри на Настю, какая тихая спокойная девочка. А ты?”, “Что ты чавкаешь, как свинья”. И этот список можно продолжать бесконечно долго и бесконечно долго сокрушаться над своими ошибками. Но лучше идти другим путем: признавать свои ошибки и устранять их. И я выбрала этот путь. Отучила себя от какого-либо сравнения своих детей с посторонними людьми и друг с другом. Какое мне дело до того, какую оценку получили другие дети? Это не моя история. Или почему младший сын должен думать, что, если он не умеет рисовать так же красиво, как его сестра, то его будут любить меньше и он неудачник. Гораздо эффективней сказать: “Ты — молодец! Сегодня ты гораздо лучше нарисовал мишку, чем вчера”. Можно нервничать и переживать, а что же там получила Маша или Коля по контрольной работе, а можно действовать по-другому: “Получил тройку? Но ведь позавчера было пять. Что-то случилось? Я уверена, что ты постараешься и всё исправишь”. И тогда это уже не выглядит, как обвинение, а воспринимается, как участие и поддержка. Любой ребенок, даже которого в школе постоянно с кем-то сравнивают учителя, останется уверенным в своих силах, и не будет переживать по поводу своей никчемности. Для пущей убедительности расскажите ребенку, что оценка учителя — это только его оценка. И она не всегда соответствует тому, какой ты на самом деле. Школа и учителя не навсегда. И даже самый отпетый двоечник находит своё призвание и может стать прекрасным специалистом в своем деле.

Принцип 2: проговариваем чувства и эмоции

  • От негативных эмоций избавиться нельзя. Они были, есть и будут. Если их держать в себе, гасить или испытывать чувство вины, когда крышечку все-таки сорвет, самооценке придёт конец. В голове будут жить мысли о том, что это плохо, неправильно, хороший человек так не поступает. Поэтому важно проговаривать ребёнку свои чувства и эмоции: я расстроена, сейчас я буду злиться, мне неприятно. И учить ребенка делать то же самое. Плакать, злиться, расстраиваться — это не плохо. Это надо уметь проживать. Тебе больно — ты плачешь. Тебя обидели — ты злишься. Ты получил плохую оценку — ты расстроился. Это не значит, что ты плохой. Это значит, что тебе сейчас плохо и ты имеешь право выразить свои эмоции, рассказать о чувствах и пойти дальше. Мир не всегда только радость, бывают и огорчения. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве, прогнозировать свои действия и распознавать чувства других людей. Он будет уверен в том, что из любой ситуации есть выход, и, что все его чувства это не плохо и не хорошо. Это нормально. И с этим можно жить.

Принцип 3: находим таланты и способности

  • Старайтесь увлечь ребенка чем-то, что займет его время и будет приносить удовольствие и прекрасный результат. Найдите то занятие, где он сможет раскрыть свои таланты и способности на все 100 процентов. Где он добьется успеха и будет понимать, что это то, чем ему нравиться заниматься. То, чем он хочет заниматься. Именно он, а не вы. Если вы всю жизнь грезили о фигурном катании, но в детстве были лишены возможности встать на коньки, это не значит, что ваша дочь тоже мечтает это сделать. Если вас в детстве не отдали на плавание, а вы безумно этого хотели, но так до сих пор и не научились плавать, это тоже не про вашего ребенка. Про вашего ребенка — это когда на вопрос: “А чем бы то хотел (а) заниматься?”, вы услышите точный ответ. Хочу петь. Хочу рисовать. Хочу делать игрушки из глины. Хочу танцевать. Меня, например, в школе отдали на кружок кройки и шитья, потому что так хотела моя бабушка. Она видела меня известным модельером и швеей.  А я не любила шить от слова совсем. Сейчас мне 44 года и от мысли, что мне нужно просто пришить пуговицу к рубашке мужа, я впадаю в депрессию. Да, бабушка и мама хотели, как лучше. Они думали о моем прекрасном будущем, в котором я буду зарабатывать сумасшедшие деньги на индивидуальном пошиве. А я хотела изучать французский язык вместо английского и играть на фортепиано. Писала стихи, и обожала уроки русского языка и литературы. И из всех моих желаний я смогла реализовать только одно и только через 30 лет — я пишу. Наверное, поэтому я никогда не заставляла своего старшего сына ходить в секции и кружки, если он этого не хотел. Зато он успел перепробовать всё, что казалось ему в какой-то момент времени занимательным. И кружок журналистов, и игра на гитаре, и баскетбол, и джиу-джитсу. Как только интерес пропадал, мы просто переставали ходить на занятия. Каждый раз я спрашивала его, зачем он идет, почему именно эта секция или кружок. И каждый раз он уверенно отвечал: “Хочу научиться!” И это был главный аргумент. Не потому что идет друг или сказала учительница, а потому что это его выбор, его желание. И только тогда нужно пытаться развиваться в данном направлении. Если это желание быть подольше с другом или подружкой, от такой затеи лучше постараться отговорить. Потому что, во-первых, это не истинно желание и маловероятно, что там проснется талант или интерес. А, во-вторых, если подружка вдруг начнет показывать прекрасные результаты, потому что пошла в кружок по любви и призванию, а ваш ребенок не сможет проявить себя, велик риск опустить самооценку на дно и подорвать уверенность в себе. Объясните ребенку, что невозможно уметь всё и всюду. Так просто не бывает. И это нормально!!! Найдите одну сферу проявления способностей и сделайте всё, что там он стал настоящей звездой.  Как только он добьется успеха в любимом занятии, его самооценка поднимется до небес во всех сферах жизни.

Принцип 4: учим отстаивать личные границы

  • Это самое сложное, но это же, наверное, и самое важное. У ребенка должно быть свое личное пространство, где он может делать всё так, как хочется ему. В идеале — это отдельная комната. Вы спросите, что же тут сложного? Сейчас это не такая и проблема, свои комнаты есть почти у всех детей. А сложность в том, что вы не можете в этой комнате ничего менять. Я сейчас не про обои, мебель и занавески. Я про то, как будут лежать вещи, куда он спрячет или не спрячет игрушки, где будут стоять учебники. И нам взрослым ужасно сложно, проходя мимо детской, находящейся в состоянии, как после бомбежки, не сказать что-нибудь про уборку или порядок. Большинство мам это дико раздражает. Я сама была такой до недавнего времени. То, что касается других помещений в квартире, я всё так же блюду порядок и раскладываю по местам по несколько раз в день разбросанное детьми. В детской же может быть абсолютный хаос и неразбериха. Яблоки, тарелки, карандаши, игрушки, вещи, бумажки. Я не стала слепой и не перестала заглядывать в комнату детей. Я перестала переживать по поводу не идеальности этого мира в отдельно взятой детской. Было ли мне сложно? Очень! Но я справилась и это того стоило.  Теперь у нас правило: раз в 2 недели генеральная уборка. Сначала дети раскладывают свои вещи по местам, выкидывают ненужное, а затем прихожу я с большими пакетами и выкидываю то, что не убрано или сломано. Первое время дети контролировали этот процесс, но когда поняли, что ничего страшного не происходит, полностью доверили его мне. Они знают, что ничего ценного и важного мама не выбросит. И никто не в их личное пространство без разрешения. Как это связано с самооценкой? Напрямую. Это уверенность в том, что у них есть свой уголок, где они полные хозяева. Они берут ответственность за него, они решают как, что и где будет находиться в нем. И они знают, что их выбор поддерживают родители. А это значит, что они всё делают правильно и они молодцы.

Принцип 5: убираем критику

Источник: //alinayasnaya.ru/razvitie-samoocenki-rebenka/

Поднять самооценку у ребенка помогут 8 простых правил

Развитие самооценки ребенка

По утверждению психологов, ребенок, который часто произносит выражения, подобные: «Я не справлюсь, задание слишком сложное», «На тренировке ребята отжимают больше, чем я», «Я не могу стать спортсменом, потому что быстро устаю», «Я не получу высокий балл, потому что я слишком глуп и не смог разобраться в теме урока» и так далее, обладает заниженной самооценкой.

Во всем мире, вне зависимости от положения в обществе, благосостояния, менталитета, сталкиваются с такой психологической проблемой.

Главной задачей родителей является помощь ребенку справиться с собственной слабостью, неуверенностью и разрешить проблемы с самооценкой. Важно понимать, что уверенность в собственных силах у человека периодически пропадает на протяжении всей его жизни.

Поэтому необходимо уже в детстве взрастить задатки работы над собой, чтобы побороть сложности в эмоциональном состоянии.

Так что же такое самооценка? Как она проявляется и как ее полноценно развить?

Что такое самооценка?

Самооценка – это субъективная оценка личности, то есть, она отражает то, что мы думаем о себе. В связи с этим возникает вопрос, свойственны ли детям подобные размышления? Оказывается, дети сталкиваются с такими мыслями. Однажды ребенок станет взрослым, поэтому его самооценка сыграет весомую роль в выборе жизненного пути.

Известно две грани самооценки: низкая и высокая. Под первой подразумевается отсутствие уверенности в собственных силах, правильности мыслей. У ребенка отсутствует положительный образ собственного «я». Все это отражается не только на учебе, наличии друзей, но и на главном факторе – ощущение счастья.

Как развить высокую самооценку у детей?

Начнем с того, что самооценка у ребенка развивается с раннего возраста, поэтому родители играют в ее становлении главную роль. Мама и папа оказывают огромное влияние на жизнь малыша, все, что они говорят и делают, словно в зеркале отражается в ребенке, его мышлении и отношении к самому себе.

Психологи выделяют несколько способов развития высокой самооценки у детей:

  • Если родители проявляют к своему ребенку безусловную любовь, принимают его таким, каким он есть, учат его любить и понимать окружающий мир, прислушиваться к собственным ощущениям и мыслям, то этот малыш с младенчества взрастит в себе зерна высокой самооценки. Мама и папа обнимают ребенка, говорят добрые слова, поддерживают в начинаниях, поэтому малыш чувствует себя любимым, что делает его увереннее. Психологами доказано, что для проявления любви достаточно только улыбки.
  • Родителям следует акцентировать внимание ребенка на его сильных сторонах, достоинствах, а не на недостатках. Важно поощрять его в начинаниях, чтобы появилось желание проявлять свои таланты, сильные стороны. Но при этом нужно помочь ребенку соразмерно оценить свои силы, определить слабости, найти способ избавиться от смущения и робости.
  • Неизменной задачей родителей является поощрение малыша к достижению успеха. Да, даже взрослым не всегда удается такими быть, проигрывать – это нормально. Успех не является показателем ценности, уровнем высокой самооценки.
  • Следует развивать у ребенка новые способности и навыки, потому что они приведут его к достижению новых высот. Пусть это будут не столь важные для жизни умения, допустим, выращивание зеленого лука в зимнее время, выгуливание собаки или кормление черепашки. Все это повышает его самооценку.
  • Если ребенок имеет выбор, значит, в нем развивается ответственность. При этом малыш ощущает свою значимость, чувствует себя лучше и увереннее. Возможность выбора дает ему понять, что есть шанс одержать победу или подвергнуть себя риску. Родителям рекомендуется начать с малого, например, позволить ему выбирать самостоятельно одежду на прогулку, сад или школу, выбирать продукты или игрушки, которые хочется взять на пляж или пикник. Только после таких маленьких шагов, ребенок будет способен самостоятельно принимать решения относительно важных жизненных проблем.
  • Когда взрослый решает какой-то проблемный вопрос, то в нем проявляется ощущение чувства выполненного долга. То же самое происходит и с ребенком. Не стоит решать вместо него проблемы, подтолкните его к самостоятельному решению, пусть он сам справиться с ними. Все это повышает у малыша чувство собственного достоинства на интуитивном уровне.
  • Важно научить ребенка заботиться о себе, об окружающих. Задача родителей: научить ребенка поддерживать здоровый образ жизни, заботиться о себе. Сюда же входит выбор одежды в зависимости от погоды.
  • Малыши от природы являются натурами любознательными и стремящимися пробовать что-то новое и необычное. Если он проявляет интерес к новым видам спорта, не нужно мешать ему, пусть ищет себя. Следует поощрять его в поисках нового и полезного, но при этом рассказывать о возможных сложностях.
  • Если малыш хочет попробовать свои силы в единоборствах, то следует объяснить ему, что нужно будет раньше вставать, усиленно заниматься, но все это сделает его лучше.

Суть вышеперечисленного состоит в том, что родителям следует поощрять ребенка, а не хвалить его. От похвалы человек получает больше вреда, чем пользы.

Если родители часто используют слова «потрясающе», «прекрасно» и другие, то самооценка ребенка затормаживается, что мешает его саморазвитию.

Нередки случаи, когда малыш противится частым словам похвалы и старается сделать наоборот, чтобы указать на ошибку родителей.

Развлекательные игры и увлекательные занятия для развития самооценки у детей

Итак, похвала отрицательно отражается на саморазвитии и внутренней мотивации ребенка. Есть один беспроигрышный способ, который позволит родителям поднять самооценку ребенка – это игры. Ниже перечислены некоторые из них:

«Я»

Игра позволит выяснить предпочтения ребенка, что ему нравится, чем он гордится. Также в ходе игры выясняется, чего опасается малыш, чего стыдится и какие недостатки имеет?

Позвольте ребенку ответить на несколько вопросов. Также приготовьте ватман, старые журналы и газеты, клей, ножницы, фломастеры. На бумаге ребенок перечисляет свои положительные и отрицательные качества. Затем акцентируйте внимание малыша исключительно на его положительных характеристиках.

//www.youtube.com/watch?v=zyIh_dQmijA

Далее идет работа с образами. В центре ватмана наклеивается фотография ребенка, а вокруг нее пишутся все положительные слова, которые выбрал для себя ребенок, а также те, которые помогли выбрать родители. Полученный яркий коллаж повесьте на видное место в детской комнате. Это позволит усилить восприятие положительных качеств у ребенка.

Жизненные достижения ребенка

Вне зависимости от возраста, ребенок имеет собственные достижения и успех в своих делах. Родителям нужно напомнить ему об этом. Для этого снова понадобится лист бумаги и ручка.

Мама и папа могут первыми начать описывать достижения ребенка, а продолжить он сможет сам.

Это может быть преодоление страха перед клеткой тигра в зоопарке или выход к доске у строгого преподавателя, мытье посуды или победа на олимпиаде.

Перечень подобных достижений напоминает малышу о том, что он обладает большим потенциалом. Пусть запись происходит ежедневно, это развивает уверенность и повышает самооценку.

Получение положительного опыта

Здесь все просто. Малыш приобретает полезный положительный опыт в игре или групповом занятии с родителями. Для игры понадобится емкость и карточки.

Участники становятся в круг, записывают на карточке свои имена и кладут в емкость. Карточки перемешиваются. Затем участники берут карточки в руки, читают имя и записывают одно положительное качество этого человека. Затем карточки снова перемешивают, раздают и действие повторяется вновь. В итоге, каждый участник получает информацию о том, что думают о нем окружающие.

«Я боюсь, поэтому не смогу»

Невероятно, но страх способен запретить человеку выполнять не только сложные, но и простые задачи. Следующая игра позволит ребенку перебороть страх и стать увереннее. Здесь также нужно воспользоваться бумагой и ручкой.

Ребенку нужно перечислить на бумаге свои страхи. Нередко дети пишут то, что боятся произнести вслух, например, боязнь посещать бассейн из-за лишнего веса, посещать тренировки по единоборству – по причине шанса проиграть, выступать перед публикой, приглашать на день рождения, попросить ручку или книгу. Предложение должно иметь следующий вид: «я боюсь просить помощь на уроке, потому что…».

Затем нужно предложить ребенку сделать то, чего он боится. Пусть он представит, что во время урока просит у своих одноклассников учебник.

И еще один важный аспект. После каждого описанного ребенком страха, он должен написать несколько вариантов его преодоления. Пусть наравне с волнением и негативными ощущениями будет написано, даже если я промолчу и не попрошу учебник, я сделаю хороший конспект и выучу урок. Это облегчит страх и неуверенность в своих возможностях.

Игра для матери и дочери

Мать для своих детей является мощным подражателем. То, как мать позиционирует себя, как ведет, отражается на девочке. Поэтому следующая игра поможет повысить самооценку девочке.

Нужно взять ватманы, маркеры или фломастеры.

Создаем четыре плаката: два «Я», «Моя мама», «Моя дочь». Отдайте девочке плакать «Я» и «Моя мама». Пусть она подробно опишет положительные качества свои и матери. Остальные плакаты следует заполнить маме. После этого нужно обменяться работами и изучить, что написано на них. Как показывает практика, самое сложное – это мотивировать дочь писать о себе самой что-то положительное.

Ответственность

Если родители доверяют ребенку, то в нем развивается ответственность. Лучший способ повысить самооценку малышу – это доверие со стороны родителей. В этой игре также понадобится лист бумаги и ручка. На бумаге перечисляются задания, которые под силу выполнить ребенку. Это может быть уборка постели, складывание вещей или обуви, полив цветов и другое.

После того, как ребенок выполняет какое-то задание, он получает похвалу. Но здесь важно не переусердствовать. Если малыш допускает ошибки или ленится что-то делать, мотивируйте его, помогайте исправить неточности, но не акцентируйте внимание на его недостатках. Эта игра улучшает самовосприятие ребенка, придает ему внутреннюю силу.

Игра на визуализацию

Негативные мысли, апатия или лень способны тяготить даже уверенного в себе человека, что же говорить о ребенке? Если малыш переживает подобный период, ему можно помочь игрой на визуализацию или, другими словами, медитацией. Способ немного непривычный для менталитета людей нашей страны, но признанный как эффективный во всем мире. Поэтому психологи рекомендуют взять его на вооружение и использовать по мере необходимости.

Игра начинается с разговора. Родитель узнает, чего остерегается ребенок, почему испытывает негативное ощущение к какому-то действию или предмету, почему он недоволен своим поведением.

За основу медитации берется определенный вопрос и ребенку предлагается сосредоточиться на возможных путях решения его. Малыш закрывает глаза и визуализирует в своих мыслях то, что он чувствует, когда справляется с поставленными задачами.

Рекомендуется не только устно описать свои ощущения, но и записать их.

Изменение внутреннего диалога

Внутренний диалог – мощная практика, которая оказывает грандиозное влияние на человека, его душевного состояние. Не имеет значения, что говорят или думают окружающие, главное то, что человек думает сам о себе, то, во что он верит. Эта практика способна всего за несколько часов сменить негативный взгляд на положительный.

Берется ручка и бумага. Лист делится на две колонки с названиями положительных и отрицательных черт характера и убеждений. В первую колонку записывают все негативные качества. Во второй ребенок должен преобразовать их в положительные. Все фразы должны быть четки и понятными ребенку.

Применяйте свой родительский опыт, вспоминайте то, как решали вопросы в детстве и юности. Используйте свое влияние и авторитет перед ребенком, все это оказывает положительное влияние на развитие высокой самооценки ребенка.

Источник: //iqclub.ru/blog/2019/02/podnyat-samoocenku-u-rebenka-pomogut-8/

Развитие и формирование положительной самооценки у ребенка раннего возраста

Развитие самооценки ребенка

Во многом на этот процесс оказывают влияние факторы избыточного или недостаточного внимания со стороны матери. В дальнейшем формирование у детей положительной самооценки опирается на их достижения в различных сферах жизни.

Задача каждого родителя — развитие самооценки у ребенка в адекватном русле и становление его как самостоятельной личности.

Предлагаем узнать, какова самооценка у ребенка раннего возраста и какими методами можно её регулировать в нужном русле.

Виды самооценки ребенка: заниженная, высокая и неадекватная ( от чего зависит)

Самооценка ребенка зависит от множества факторов, начинает формироваться еще в раннем детстве.

Зачастую взрослые, делая замечания своему малышу, не осознают, что только в школьном возрасте дети могут сами оценивать свои поступки и способности, успехи и поражения, а пока на их самооценку влияет как раз критика родителей.

В раннем возрасте о том, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, ребенок узнает от своих родных. Существуют различные виды самооценки, рассмотрим самые распространенные из них.

По поведению ребенка можно судить о том, как он себя оценивает. Дети с адекватной самооценкой зачастую более общительны, активны и находчивы. Чрезмерная ранимость и обидчивость, трудности в установлении контакта свидетельствуют о том, что заниженная самооценка у ребенка постепенно усугубляется и развивается. Ребенок, который во всем стремится превзойти других, имеет завышенную самооценку.

Адекватная самооценка, или высокая. Но не завышенная. Такие дети активны, любознательны, общительны, открыты и непосредственны.

Они умеют считаться с замечаниями взрослых и даже сверстников, могут осознавать их справедливость, признавать нарушение ими правил или допущение ошибок в работе.

Такой малыш хорошо развивается эмоционально, интеллектуально и социально, не доставляет родителям неприятностей.

Самое негативное для психики ребенка, а как следствие, и для его самооценки — это сравнение с другими детьми. Поэтому никогда не сравнивайте своего малыша с другими, можете сравнить его с самим собой, т. е. его прошлые или будущие достижения с сегодняшними.

Завышенная самооценка у ребенка тоже негативна: такой малыш также имеет высокую познавательную и физическую активность. Он может с энтузиазмом начать новое дело, даже достаточно сложное, но его энергичность не дает довести это дело до конца.

Не осознает собственных неудач, поэтому достаточно капризен и обидчив, а еще и конфликтен. В коллективе пытается обратить на себя внимание всеми возможными способностями, зачастую занимает позицию лидера.

Если у него что-то не получается или его критикуют, проявляет бурную реакцию — кричит, плачет, топает ногами.

Заниженная, или негативная неадекватная самооценка у ребенка — довольно нежелательное и неблагоприятное явление для полноценного развития личности. Такие дети нерешительны, обидчивы, неуверенные в себе, необщительны.

Также у них проявляются тревожность и страхи. Они плохо адаптируются к новым условиям и трудно сходятся с людьми, даже если сильно этого хотят.

Если им предстоит выполнить какое-либо дело, то они сразу настроены на неудачу, поэтому, боясь не справиться, часто отказываются от новых видов деятельности.

Родителям стоит помнить, что на самооценку ребенка, прежде всего, влияет климат в семье. Все зависит от родителей.

Нормой может считаться завышенная самооценка для ребенка-дошкольника, малыши чаще всего имеют именно такое представление о себе и своих возможностях. Такое понимание себя имеет определение «детский эгоцентризм», когда малыш считает себя центром семьи.

Ведь именно в детстве ему просто необходимо получить как можно больше любви, заботы и внимания взрослых. Если ребенок в достаточном количестве получает вышеперечисленные ощущения, то он растет и развивается полноценной личностью, чувствует себя важным, нужным и защищенным.

Лишь в том случае, когда малыш имеет положительное представление о себе, он может чувствовать себя счастливым и легко преодолевать трудности.

Когда у ребенка уже сформировалось ощущение себя как «хорошего», у него появляется желание соответствовать требованиям взрослых.

Чтобы поддержать подобное стремление, родители должны не попрекать малыша тем, что у него что-то не получилось, а наоборот выражать уверенность, что у него все получится, пусть не сразу, а постепенно, но он научится тому, что еще не умеет.

А также поддерживать эмоциональное состояние ребенка, говоря, что он действительно, умный, честный, порядочный, хороший.

Причины низкой самооценки у детей

Семейная атмосфера, отличающаяся искренностью, теплотой, где присутствуют уважение, поддержка, понимание, доверие, чувство психологической защищенности, поможет формированию позитивной самооценки у ребенка. Тогда как неадекватная самооценка чаще формируется в семьях с отрицательным стилем воспитания. А неадекватная самооценка может привести к появлению негативного поведения.

Рассмотрим основные причины низкой самооценки у детей под влиянием негативных факторов:

  • Заниженную самооценку, сомнение в собственных силах, тревожность, страх совершить ошибку, отсутствие инициативности могут породить завышенные ожидания родителей по отношению к своему ребенку, лишение его самостоятельности (принятие важных решений за него), постоянная опека и контроль, авторитаризм и противоречивость требований.
  • Замкнутость, робость, неуверенность в себе и собственных силах идут корнями из семей, где присутствует неприятие ребенка, нет душевного контакта между членами семьи, ребенку не дают почувствовать весь спектр эмоций.
  • Чрезмерную дисциплинированность, исполнительность, подавление собственных чувств и эмоций, холодность и замкнутость формируют у ребенка родители при гиперсоциальном воспитании, т. е. при слишком правильном или идеальном воспитании.
  • Несамостоятельность, робость, нерешительность, неуверенность и обидчивость возникают при тревожно-мнительном воспитании, когда присутствует постоянная тревога и страх за здоровье и благополучие малыша.
  • Комплекс неполноценности развивается у детей, к которым родители выказывают определенную долю пренебрежения, относятся равнодушно, уделяют ребенку мало внимания.
  • Эгоизм и потребительское отношение к другим закладывают родители, которые относятся к ребенку с обожанием и восхвалением, в семье, где малыш растет кумиром, где удовлетворяются все его прихоти.

Особенности и влияние семьи и детско-родительских отношений на формирование детей, имеющих адекватную самооценку

Помните простое правило, которое проходит лейтмотивом через все наше повествование: родители — это люди, которые оказывают основное влияние на формирование самооценки ребенка, только адекватное воспитание и отношение к малышу помогут избежать появления подобных негативных качеств.

Влияние детско-родительских отношений на самооценку ребенка очень велико, поскольку на личном примере взрослые показывают стереотип оценки ценностей. О том, как семья влияет на самооценку ребенка, можно узнать в этом материале, но это лишь краткая информация.

Для того, чтобы полностью осознать влияние родителей на самооценку ребенка, нужно постоянно заниматься анализом своих действий, слов и поступков.

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста происходит постепенно, но уже к 7-ми годам она становится более адекватной. Постепенно он начинает оценивать себя и свои поступки как бы со стороны.

Что же необходимо предпринять родителям, чтобы развить в ребенке позитивную, правильную самооценку?

  • Уже с малых лет принимайте малыша таким, какой он есть.
  • Если вы сравниваете ребенка, то сравнивайте только с ним самим, его изменения вчера и сегодня, его успехи и поражения бывшие и настоящие.
  • Ругайте только за конкретные поступки, а не в общем.
  • Не оценивайте малыша отрицательно. Так у него может пропасть интерес в будущем что-то делать.
  • Учитывайте его реальные возможности, не нагружайте ребенка заданиями, которые он заведомо не сможет выполнить. Задания посложнее давайте лишь в том случае, если он справился с предыдущим, а если малыш не может выполнить задания с первого раза, повторяйте их или давайте подобные.
  • Проявленную инициативу старайтесь поощрять, показывайте радость от достижений ребенка.
  • Особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста: воспитывайте и поддерживайте веру малыша в собственные силы. И сами верьте в него, оптимизм и вера родителей в то, что у него все получится, дают ребенку чувство уверенности в своих силах, защищенности, повышают его самооценку.
  • Помощь предлагайте лишь в тех случаях, когда малыш сам испробовал уже все пути решения ситуации.
  • Помогайте ребенку объективно оценивать свои силы и возможности, достоинства и недостатки.
  • Научите его уважать себя.
  • Учите ребенка радоваться успехам других, тренируйте навыки общения.
  • Анализируйте вместе с малышом его негативные черты характера и неудачи, научите его делать правильные выводы. Дети имеющие адекватную самооценку способы давать разумные объяснения.

Предоставьте свободу выбора ребенку в семье: как дать и когда он её использует

Степень свободы. Степень свободы выбора ребенка зависит от развитости его самодисциплины. Лишь развивая последнюю, он сможет сам принимать зрелые решения. Самодисциплина дает ему возможность оценить, что можно делать, а от каких поступков стоит воздержаться.

Внутренняя свобода ребенка в семье отличается от той, которую предоставляют родители, постоянно предупреждая его об ответственности. Понятно, что совсем маленький ребенок не обладает достаточной самодисциплиной, соответственно уровень его внутренней свободы невелик.

Мы все стремимся поскорее стать взрослыми, чтобы мама наконец «отстала» со своими «нотациями» и постоянными предупреждениями, но парадокс заключается в том, что сегодня многие молодые люди не в силах оценить правильность своих поступков и иногда мамы взрослых детей оказываются более проницательными в исходе того или иного поступка для ее «ребенка».

Цель воспитания в семье должна состоять не в том, чтобы заставить ребенка делать то, что нужно родителям, а в том, чтобы предоставить ему возможность сделать то, что он хочет, и ощутить все негативные последствия его неправильного выбора. Нужно дать ребенку свободу, только в таком случае можно быть уверенным в том, что он больше никогда не захочет повторения подобного опыта

Степень свободы ребенка формируется также и из наказаний и поощрений, которые родители применяли в раннем возрасте. При правильном соблюдении границ личности малыша в дальнейшем он приобретает свободу управлять своей жизнью.

Такое отношение только укрепляет климат в семье. Подросток не станет бороться с родителями за свою свободу, так как они предоставляют ее ему заслуженно.

Свобода, которая вырастает из самодисциплины, ценится выше, а также человек ценит себя и свое достоинство, внимательно относится к свободе других людей.

Как ребенок использует свободу, предоставленную ему родителями?

  1. Он раньше освобождается от ребяческого поведения.
  2. Он растет менее капризным.
  3. В меньшей степени подвержен неконтролируемым чувствам, эмоциям и непреодолимым желаниям.
  4. Давление подростковой среды на такого ребенка менее выражено.

Естественно, что никому не нравится, что его каждый день лишь наставляют. Используя такой метод, нельзя научить ребенка делать правильный выбор.

Хорошо, если в семье ребенку предоставляется право выбора. Даже малыш должен понимать, что его действия могут привести как к удовольствию, так и к боли (моральной и физической).

Предоставьте ребенку свободу и он понесет ответственность за свои поступки, то он вырастет человеком, который способен любить и поступать разумно и правильно.

А вот если степень свободы больше, чем степень ответственности, то такой ребенок вырастет избалованным человеком, неспособным отвечать за свои поступки.

В противоположном случае, когда степень ответственности больше, чем степень свободы, ребенок также не может выразить в полной мере свои желания и самостоятельные порывы, так как должен делать выбор не по велению души, а в угоду родителям или другим людям.

Бывают и ситуации, когда вроде детям предоставляется в равной степени и свобода выбора, и ответственность, но последствия неправильного использования свободы берут на себя их родители, т. е. они не страдают от неправильного выбора, но с возрастом у детей формируется такая негативная черта характера, как безответственность.

Поэтому самый оптимальный вариант, когда ребенку предоставляется очень небольшое количество свободы и в рамках этой свободы ему предоставляется право делать выбор и ощущать его последствия. В результате такого воспитания формируется гармоничная личность, способная любить и нести ответственность не только за свои поступки, но и заботиться о людях.

Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net

Источник: //ladycharm.net/2018/10/formirovanie-samoocenki-u-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.