< Самооценка подростка: повысить нельзя понизить - Психолог

Самооценка подростка: повысить нельзя понизить

Содержание

Подросток и самооценка: 12 советов, которые помогут поверить в себя

Самооценка подростка: повысить нельзя понизить

Елена Исупова

Подростки бывают неразговорчивыми, колючими, раздражительными. Часто не могут понять, что им действительно нравится, сомневаются в своих способностях и пасуют перед успешными сверстниками. В общем, страдают из-за низкой самооценки. Вот несколько полезных советов из наших книг: они успокоят, научат быть добрее к себе, подскажут, как раскрыть свой потенциал. Попробуйте пересказать их детям.

1. Вести список достижений

Нужно ежедневно находить и записывать пять поводов быть довольным собой. Делать это в будни и в выходные, в учебные дни и на каникулах. Поначалу будет трудно.

Главное — не сдаваться: писать можно не только о великих свершениях (получении Нобелевской премии или восхождении на Эверест).

В списке могут быть такие пункты: навел порядок дома без напоминаний, помог сестре с домашним заданием, сходил на просмотр в молодежный театр, хорошо подготовился к контрольной.

Важно помнить о своих сильных сторонах. Список достижений дает повод каждый день ощущать собственное достоинство. Когда покажется, что самооценка падает, нужно заглянуть в него. Вспомнить, что чувствуешь, когда совершаешь хорошие поступки. И снова лучше относиться к себе.

2. Записывать случаи, когда удалось превзойти свои ожидания

Можно не верить, что сдашь экзамен на «отлично», но справиться с волнением, записаться в футбольную команду за компанию, но стать хорошим игроком, быть на взводе, но сдержать эмоции и не начать ссору.

Никогда не поверили бы, что будете играть на гитаре, но решились на первый урок? Похвалите себя! — Источник

Такие мелочи стоит учитывать. Они помогут осознать, что мы можем больше, чем мы думаем. Даже когда не особенно верим в себя.

3. Избавиться от шума

От каждого человека многого ожидают. Мы постоянно слышим тех, кто дает нам советы, это могут быть друзья и соперники, члены семьи и посторонние люди, соцсети и даже наш внутренний голос.

Весь этот шум заглушает нашу индивидуальность. А еще он дает возможность спрятаться от страхов и неуверенности.

Мы слышим, что нам «следует сделать», и нам кажется, будто у нас появляется запасной парашют, это создает иллюзию безопасности.

Фишка в том, чтобы отличить шум от полезных советов. Нужно решить, справедливо ли то, что говорят окружающие. Если да, подумать серьезнее над этими словами. Если нет, отойти в сторону от шума.

Эта схема поможет отличить конструктивную критику от шума

4. Говорить с собой уважительно

Иногда мы становимся для себя самыми беспощадными критиками. В голове могут крутиться такие мысли: «Все как-то странно смотрят на меня», «Меня все ненавидят» — хотя на самом деле это не так. Можно внушить себе, что недостаточно хороша (или хорош), и жалеть, что не родилась (родился) кем-то еще. Но правильнее научиться говорить с собой как с человеком, которого уважаешь.

Когда появятся негативные мысли, нужно нажать на «Стоп»:

  • Запишите грубые и жестокие слова, которые говорите себе, или обидные замечания, которые не выходят из головы.
  • Когда в следующий раз старая пластинка заиграет, мысленно нажмите на «Стоп». Скажите себе: «Я не буду разговаривать с собой в таком тоне».
  • Затем «отмотайте назад» и замените негативные утверждения на позитивные. «Моя семья любит меня», «Я забила гол на прошлой неделе, и вся команда мной восхищалась». Можно записать на «пластинку» простые фразы: «Я верю в себя», «Я заслуживаю уважения». Позитивные мысли придадут сил и наполнят оптимизмом.
  • Проигрывайте в голове новые мысли и возвращайтесь к ним каждый раз, когда захочется заняться самобичеванием.

5. Найти внутреннего наставника

У каждого есть свой внутренний критик. А что, если найти ему оппонента — внутреннего наставника? Это может быть человек, который подбадривал вас в прошлом. Или люди, которые благодарны вам за доброту и помощь. Или личность, которой вы восхищаетесь (актер, благотворитель, спортсмен).

Когда внутренний критик поднимает голову, нужно позвать внутреннего друга. Спросить себя: «Что на это ответил бы мой добрый наставник?». Простой совет поднимет настроение и поможет справиться со страхами.

6. Провести время с теми, кто тебя любит

Постепенно для большинства подростков друзья становятся интереснее, чем семья. Но родные дают то, чего не могут дать другие люди: безусловную любовь и принятие. Такое отношение отлично укрепляют самооценку.

Любовь близких придает нам сил. — Источник

Если на улице к нам подойдет незнакомец и скажет: «Ты самый луч-

ший, самый умный, самый замечательный человек в мире», мы постараемся убежать. Но если это скажет мама, улыбнемся, обнимем ее и, конечно, поверим ей.

7. Делать добро

Когда помогаешь кому-то, чувствуешь себя полезным, значимым, нужным. С чего начать? Оглянуться вокруг, поговорить с друзьями, соседями, родственниками. Спросить совета у родителей, учителей, местных активистов.

Можно помогать приюту для бездомных животных. — Источник

Чтобы приносить пользу, необязательно вступать в организацию. Достаточно посвящать один час в неделю сбору мусора в своем районе. Или читать вслух пожилой соседке. Или присматривать за маленькими детьми, пока их родители делают домашние дела. И не забывать помогать по дому собственной семье.

8. Найти взрослого, с которым можно поговорить

Быть подростком иногда страшно и сложно. Заботливые взрослые помогут взглянуть в лицо страхам, ответить на вопросы. Стоит выбрать несколько человек, с которыми чувствуешь себя спокойно. Тех, кто заботится, может выслушать и попытаться понять. Это один из самых действенных способов улучшить свою жизнь.

9. Определить жизненные ценности

Почти все решения мы принимаем исходя из собственных ценностей. То, во что верим (или не верим), помогает определить, как и с кем проводить время, сколько сил тратить на то или иное занятие. Жизненные ориентиры могут быть связаны с другими людьми и с разными сферами жизни. Например:

  • семья
  • вера
  • друзья
  • культура
  • образование
  • спорт
  • город
  • музыка
  • животные
  • искусство
  • окружающая среда

Иногда жизненные ценности отражают качества, которые человек хотел бы иметь и проявлять:

  • доброта
  • надежность
  • трудолюбие
  • верность
  • мастеровитость
  • энергичность
  • нежность
  • независимость
  • готовность помочь
  • творческая жилка
  • честность

Назвать свои ценности непросто, но уже сейчас стоит спросить себя: «Что или кто имеет значение для меня? Что больше всего меня заботит?».

10. Нарисовать свои мечты

Порой желания кажутся неосуществимыми. Но к ним важно прислушиваться,чтобы начать конструировать будущее. Вот несколько идей, которые помогут найти вдохновляющие мечты:

  • Напишите про трех своих знакомых, которыми восхищаетесь. Это может быть человек из числа друзей, членов семьи, учителей, тренеров, соседей или кто-то еще. Чем они занимаются? Почему вы считаете их особенными?
  • Напишите о трех людях, которыми восхищаетесь, но лично вы не встречались. Например, об известных личностях, политических лидерах, спортсменах, художниках или исторических героях. За какие заслуги вы считаете их великими?
  • Представьте себя на выпускном вечере. Перед тем как вы войдете в праздничный зал, вас просят предположить, кем вы однажды станете и чего добьетесь. Что вы ответите?

Может быть, настало время сделать шаг навстречу мечте? — Источник

11. Определить источники вдохновения

Черпать энергию и уверенность стоит из собственных источников вдохновения. Анкета поможет их определить.

Скачать

12. Ставить маленькие цели и достигать их

Чтобы развить в себе смелость и уверенность, лучше действовать тогда, когда есть серьезные шансы на успех (например, понимание, что наверняка получится выполнить два шага из трех). Допустим, подросток решил устроиться на работу после школы — стоит искать вакансию, для которой есть подходящие навыки.

Если он обладает опытом присмотра за младшими детьми и умеет организовывать игры — значит, ему по силам стать организатором детских чтений в библиотеке. Достигнув этой цели, можно сделать следующий шаг — начать учить дошкольников читать. Преодолевая маленькие трудности, пробуя понемногу, можно «накопить» смелость на более серьезные вещи.

Каждая решенная проблема добавит уверенности.

Еще больше вдохновения и сил в наших книгах: «Дыши. Списки на все случаи жизни», «Дыши. Практики счастья», «Дорожная карта», «Ты сильнее, чем ты думаешь», «Чего ты по-настоящему хочешь», «Ты имеешь значение!»

Обложка поста pexels.com

Источник: //deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/03/22/podrostok-i-samoocenka-12-sovetov-kotorye-pomogut-poverit-v-sebya/

Как поднять самооценку девушке подростку?

Самооценка подростка: повысить нельзя понизить

В наше время родители часто сталкиваются с проблемой низкой самооценки своего ребёнка, особенно это касается девочек подростков. Так давайте разберёмся, откуда эта проблема берётся, а главное – как помочь подростку повысить самооценку.

Что такое самооценка?

Самооценка – это ценность, которой человек наделяет сам себя. На сколько он считает себя умным, красивым, успешным, и так далее. От того, как девушка себя
оценивает, зависит очень много поступков, и даже желаний.

  • «Я не красивая, куда мне это прекрасное платье!»
  • «Я плохо выгляжу, я не смогу ничего рассказать у доски! Все будут смеяться надо мной»
  • «У меня плохая память, я ни за что не подготовлюсь к этому экзамену»
  • «Как же мне найти хорошего парня, они все давно заняты и вообще никогда не обратят внимания на такую как я!»

В подобных вещах легко может убедить себя любая девочка с детства. А самое плохое в то, что если убеждать себя долго в подобных вещах они легко станут реальностью!

Поэтому для того, чтобы в будущем иметь любимого и любящего мужа, привлекательную внешность, хорошую работу и вообще чувствовать себя счастливой, нужно с детства научиться верить в свои силы.

Как формируется самооценка ребёнка?

Подробно этот вопрос мы недавно рассматривали в статье как повысить самооценку и уверенность в себе у детей и подростков .
Здесь остановлюсь на базовых моментах и на особенностях формирования самооценки девушки подростка.

  • Самооценка девочки зависит от её успешности, то есть на сколько хорошо у неё получаются дела, за которые она берётся;
  • От оценки её действий, внешности, одежды и т.д. окружающими, причём, в детстве самым важным является мнение родителей, потом – педагогов, а дальше –сверстников, особенно «авторитетных» подруг и мальчиков;
  • От сравнения себя с другими – как она выглядит на фоне друзей и подруг.

Не на всё мы, родители, можем влиять. Однако, в наших силах во время заметить признаки заниженной самооценки и предпринять меры, пока девочка не убедила себя в своей собственной не успешности.

Несколько причин для того, чтобы задуматься о заниженной самооценке девочки :

  • Ваша дочь стала выбирать тёмную, серую, невзрачную одежду;
  • Проводит много времени за просмотром в социальных сетях фото других девушек;
  • Не хочет отвечать у доски (часто встречается даже такое, что зная предмет, девочка предпочитает получить плохую отметку тому, чтобы выйти и перед всем классом ответить)
  • Не хочет ходить в школу, мало рассказывает об одноклассниках.
  • Если вы заметили один или несколько этих признаков, присмотритесь повнимательнее и поговорите со своим ребёнком. Причина конечно может быть не только в заниженной самооценке, но присмотреться стоит.

Во-первых, поддерживать, хвалить

Помогать ухаживать за собой – парикмахерские, салоны красоты вам в помощь. Девочка должна с детства чувствовать себя важной, ценной, красивой, ухоженной.  Только не ведите туда дочь силой! Предложите пойти заодно с вами, скажите, что вам без неё скучно будет. Найдите повод.

Во-вторых, давайте ей задания, в которых она будет успешна

Чувство успеха сильно повышает самооценку.

Проследите за тем, чтобы не было негативного отношения учителей к вашему ребёнку

К сожалению, нередки случаи, когда учитель унижает, высмеивает перед классом «неугодных» ему учеников.

В школе к вашей дочери не очень хорошо относятся одноклассники?

Их мнение очень важно, если нет другого контингента общения, где её ценят. Если увидели что у дочери низкая самооценка , постарайтесь этот новый контингент создать. Она хорошо шьёт – вперёд, в кружок шитья. Ей удаётся хорошо фотографировать – фотокурсы вам в помощь.

Курсы по созданию собственного стиля, и фотосессия в новом образе – отличный ответ на вопрос как поднять самооценку подростку девочке.

Очень часто мы слышим от родителей вопросы типа как помочь подростку повысить самооценку. Я постаралась в этой статье дать практические советы по повышению самооценки ребенка. Однако помните – самооценка должна быть адекватной. В завышенной самооценке тоже ничего хорошего нет.

Занятия по повышению самооценки подростка в тренинговом центре К.О.Т

В центре развития детей и молодёжи К.О.Т. есть тренинги, которые помогают формировать именно адекватную оценку себя. И ответить на вопрос как поднять самооценку подростку.

  • Курс «Я сам»  помогает ребятам почувствовать свои силы, то, что они на много способны. Но в тоже время учит адекватно оценивать свои силы. А если нужно вдохновение, мотивация, то отлично подойдёт тренинг для подростков
  • «Я могу». Это лёгкая программа, на которой ребята получают огромный заряд энергии и положительных эмоций. Многие участники в своих отзывах говорили, что у них как будто крылья за спиной выросли.
  • А для тех девушек, кто решил серьёзно подойти в вопросу стили – наш курс по стилю для подростков « Красивые перемены».

Главное помните, нет вопросов или проблем, которые нельзя решить! Один из важных ответов на вопрос как повысить самооценку подростку – верить в себя.

Вы – это самый важный пример для детей. Видеть рядом уверенных в себе родителей дорогого стоит.

Наталья Визер, руководитель центра развития детей и молодёжи К.О.Т.

Источник: //www.tren-kot.ru/blog/post/kak-podnyat-samootsenku-devushke-podrostku/

Самооценка подростка

Самооценка подростка: повысить нельзя понизить

Самооценка подростка является компонентом самосознания, включающим в себя оценку человеческих физических характеристик, нравственных качеств, способностей, поступков.

Самооценка подростка представляет собой центральное образование личности, а также показывает социальную адаптацию личности, выступая регулятором ее деятельности и поведения. Однако следует отметить, что самооценка формируется в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия.

В значительной степени от социума зависит формирование самооценки личности. Самооценка личности подростка отмечается ситуативностью, неустойчивостью и подвержена внешним воздействиям.

Как повысить самооценку подростку

Исследования самооценки подростков показали, что дети с низкой самооценкой подвержены подростковой депрессии. Причем в одних исследованиях установили, что низкое самооценивание предшествует депрессивным реакциям, а также выступает их причиной, а другие исследования отмечают, что депрессивный аффект выявляется вначале, после чего переходит в низкую самооценку.

Психологи отмечают, что уже с 8 лет дети проявляют активную способность к оцениванию личной успешности. Самыми значимыми оказались: внешность, школьная успеваемость, физические способности, социальное принятие, поведение. Среди подростков школьная успеваемость, а также поведение важны для оценивания родителями, а вот три другие важны для сверстников.

Повысить самооценку подростку возможно, когда ребенок будет ощущать от следующих значимых источников социальную поддержку: родителей, одноклассников, учителей, друзей.

На вопрос, где подростки чувствуют наибольшую защищенность, дети дают ответ, что и в семье, и среди друзей.

Исследования показали, что поддержка семьи, а также принятие подростковых устремлений в наибольшей степени оказывают влияние на общий уровень самооценки, а успехи в школе и факторы, связанные с учителями, имеют значение для самооценки способностей.

Психологи отмечают, что внимательное, теплое отношение родителей выступает необходимым условием в формировании и дальнейшем подкреплении положительной самооценки подростков.

Негативное, жесткое отношение родителей приводит к обратному действию, и подростки, как правило, фокусируются на своих неудачах, у них наблюдается страх рисковать, они избегают участия в соревнованиях, им становится присуща агрессия, грубость, высокий уровень тревожности.

Как повысить самооценку подростку? Поменяйте отношение к ребенку: начните с ним общаться, применяя симметричный стиль, который основан на партнерских началах. Такое общение формирует у ребенка собственные критерии самооценивания, ведь самоуважение ребенка поддерживается как уважительным отношением родителей, так и оценкой эффективности его деятельности.

Как повысить самооценку – волнующий вопрос для многих людей. Зачастую люди чаще недооценивают свой потенциал и себя, чем переоценивают. То же отмечается и у детей. Из-за заниженной самооценки дети способны упустить множество возможностей.

Формирование самооценки у подростков начинается с семейного воспитания. Самооценка выступает главным регулятором поведения личности. От нее зависят критичность, межличностные отношения, требовательность, отношение к своим неуспехам и удачам.

Подростки, сомневаясь, тратят личное время, а также теряют возможности для личностного развития и роста. Казалось бы, осознание и понимание этой истины должно только подстегивать к реализации заложенного потенциала.

Но все происходит обычно наоборот, поскольку такое поведение для ребенка в краткосрочной перспективе выгоднее. Убеждая себя, что решение трудных задач невозможно, ребенок защищается от возникновения негативных эмоций, связанными с возможными неудачами. Неуверенность в своих силах гнетет ребенка как духовно, так и физически.

Подросток быстро утомляться, ощущает себя обессиленным. В итоге происходит следующее: сомнения в личных силах провоцирует то, что простые дела ранее выполняемые, становятся непосильными.

Повысить самооценку подростку возможно, но для этого потребуются определенные усилия, как от родителей, так и от самого ребенка:

— научите ребенка, чтобы он перестал себя с кем-то сравнивать, всегда будет кто-то лучше него, кого превзойти будет сложно;

— объясните подростку, что ругая себя, съедая, он только ухудшит самочувствие;

— научите ребенка на все похвалы, комплименты отвечать спасибо;

— подбадривайте своего ребенка за маленькие успехи и хвалите за большие достижения;

— научите ребенка повторять положительные аффирмации, которые приведут к повышению самооценки и повысят уверенность;

— в общении с подростком всегда будьте на позитиве, оптимистично настроены, поддерживайте его в любых начинаниях;

— для повышения самооценки необходимо изучить совместно с ребенком книги по данной тематике, посмотреть видео, посетить обучающие семинары, послушать аудиозаписи; любая изученная информация не пройдет мимо мозга, и доминирующая информация повлияет на ребенка и как следствие поведение наберет уверенности; все положительные установки будут настраивать только на положительный лад, а вот отрицательные, наоборот. Поэтому направьте внимание подростка на просмотр телепередач, а также чтение книг с позитивной направленностью;

— обязательно найдите общий язык с ребенком, разговор по душам с вашим чадом поможет вселить уверенность у ребенка перед непростым начинанием, а также решением проблемы;

— всегда выслушивайте своего ребенка и умейте читать по выражению лица его состояние, переживания, иногда дети скрывают свои проблемы, пытаясь все решить самостоятельно, очень важно не пропустить такие моменты, чтобы он не наделал ошибок, поэтому очень важно быть для своего ребенка всегда другом;

— поддерживайте ребенка в его увлечениях, хобби, ведь именно от того, что лучше получается, растет самооценка, поскольку это приносит радость и удовольствие;

— иногда желанный гаджет, модная одежда могут помочь вашему ребенку утвердиться в среде сверстников и тем самым поднять самооценку, не отталкивайте просьбы ребенка о значимой для него покупке;

— научите своего ребенка жить так, чтобы не приходилось оглядываться ни на кого, пусть ребенок сам принимает решения в ответственный момент, а вы его всегда поддержите, даже если это будут и ошибки.

Как поднять самооценку подростку? Самооценка поднимется тогда, когда будет расти позитивный настрой, любовь и уважение к себе, а грустные мысли, промедление взрастят неуверенность и понизят самооценку. Психологи подметили, что в основе механизма самооценки лежат эмоциональные переживания, которые сопровождают деятельность подростка.

Уровень самооценки подростков значительно влияет, как на качественные показатели интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, особенно, если в ситуации отмечаются эмоциональные факторы: стресс неуспеха, ответственность за качество деятельности.

Адекватная самооценка подростка

Многие исследователи отмечают, что увеличение адекватности самооценки ребенка происходит в подростковом возрасте. Объясняется это тем, что подростки оценивают себя гораздо ниже по тем критериям, которые предстают для них наиболее важными, и это снижение говорит о большом реализме.

Количество качеств, которые старший подросток осознает в себе превышает в два раза качества, присущие младшему школьнику. Старшеклассники, оценивая себя, охватывают все стороны собственной личности, и их самооценка превращается в более обобщенную.

Помимо этого совершенствуются суждения относительно своих недостатков.

Подростки способны передать свое настроение, ощущение радости бытия, они раскрываются в учебной деятельности, в любимых занятиях, интересах, увлечениях.

Подростки имеют ориентацию на идеальную самооценку, однако разрыв между их идеальной и реальной самооценкой для большинства из них выступает травмирующим фактором.

Психологи подметили, что в содержании самооценки подростков зачастую превалируют следующие моральные черты: честность, доброта, справедливость. Высокий уровень подростковой самокритичности позволяет признать свои отрицательные качества и осознать необходимость избавления от них.

В подростковый период взрослый человек занимает в жизни ребенка совершенно особое место. Это связано со спецификой восприятия подростками облика других людей. И уже из-за восприятия, а также понимания другого человека подросток понимает себя.

Психологи утверждают, что для подростков в образе воспринимаемого человека главными образом являются элементы облика, физические особенности, а затем прическа, выразительное поведение.

С возрастом у детей увеличивается адекватность и объем оцениваемых признаков; расширяется круг используемых понятий и категорий; снижается категоричность суждений, а также возникает большая разносторонность и гибкость.

В подростковом возрасте общая самооценка у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. Эта тенденция связана напрямую с самооценкой внешности.

Самооценка личности подростка

Известно, что нормальная самооценка способна сформироваться в коллективе, где в равной степени есть и одобрение, и конструктивная критика. Очень важно осознать, что пытливый разум ребенка на основании личностных взаимоотношений с окружающими познает мир, а также осознает свою исключительную индивидуальность.

Попадая в сложную социальную группу, у подростка возникает желание иметь определенную позицию в системе личностных взаимоотношений. Если подростку не удается влиться в структуру коллектива, то дети тяжело зачастую переживают свою неудачу, однако в отличие от взрослых, они пытаются все исправить.

Подобные трудности у подростков проявляются наиболее остро.

Манеры воспитания, жизненные условия, социальное происхождение — по-своему оказывает влияние на реализацию стремления к коммуникации. Из этого следует, что удовлетворение потребности в общении разными детьми реализуется неодинаково. По ряду признаков, чувствуя свое несоответствие, самооценка подростка испытывает негативную трансформацию.

У каждого подростка в коллективе происходят свои неповторимые ситуации, формирующие психоэмоциональный образ, содержащие представление о его личности. Развитие самооценки личности подростка может помочь избежать внутренних конфликтов. На путь асоциального поведения подросток встает в период поиска места в жизни и обществе.

Этот период характеризуется не вполне сформировавшимися нравственными позициями. К этому периоду относится подростковый возраст, когда отмечается внутренний бунт, переходящий во внешний вызов. Если в свое время не обнаружить этот протест, а также не направить в необходимое русло подростковую энергию с бушующими гормонами, то можно получить массу неприятностей.

Большое значение в определении жизненного пути оказывает поддержка близких, а также уверенность в себе.

Если ребенок чувствует свою бесполезность, а также ненужность обществу и родителям, то все морально-этические нормы и общественные институты не завлекут его «на сторону света». Таким образом, общество получает деструктивно настроенного подростка.

В этой ситуации доверительный разговор, а также вовремя сформировавшаяся нормальная самооценка помогут избежать проблем в переходном периоде.

Источник: //psihomed.com/samootsenka-podrostka/

Ваш психиатр: Самооценка подростка: повысить нельзя понизить

Самооценка подростка: повысить нельзя понизить

Процесс формирования самооценки сложный и противоречивый, как и сам подросток. Но он определяет то, каких успехов ребенок сможет добиться во взрослой жизни: будет ли он нормально взаимодействовать с противоположным полом, ставить правильные цели и идти к ним, сможет ли добиться карьерных успехов?

Несмотря на то что место родителей в этот период занимают новые авторитеты, их поддержка крайне необходима подростку. Совместно с психологом, автором серии книг «Ленивая мама» Анной Быковой разберемся, как родители могут помочь ребенку сформировать здоровую, адекватную самооценку.

Самооценка подростка

Как только ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность (примерно в возрасте двух-трех лет), у него появляется чувство «Я», формируется знание о себе, например: «Я Миша, я мальчик». Вместе с этим появляется вопрос: «А какой я?»

Восприятие ребенком себя: «Я хороший. Я умный. Я любимый» или «Я плохой. Я вредный. Я всем мешаю» — зависит от того, какую оценку окружающих он слышит.

В подростковом возрасте происходит смещение фокуса внешней оценки.

Если в дошкольном возрасте на самооценку преимущественно влияют родители, в младшем школьном возрасте — учителя, то в подростковом возрасте ответ на вопрос «А какой я?» ищут у сверстников.

Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше

Если сверстники признают его красивым, веселым, умным, его самооценка растет. Если реакция сверстников негативная или вовсе отсутствует (никто не замечает ребенка), самооценка ползет вниз.

Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше. Сколько бы мама ни убеждала дочь, что она красивая, сомнения в привлекательности у девочки все равно остаются, если ни один мальчик в школе не обращает на нее внимания. Но это не значит, что не нужно пытаться помогать ребенку.

Что делать родителям

1. Не усугублять и не критиковать. Подросток и без того не уверен в собственной привлекательности, а если сомнения подтвердят родители, то самооценка упадет окончательно.

Нельзя критиковать даже из благих побуждений: «Какая красивая у тебя подружка. Зато ты у меня умная. Зря ты с ней все время проводишь. Она с такой внешностью замуж быстро выскочит. Ей, может, учеба и не к чему, а тебе в университет поступать.

Ты, дочка, лучше учись». Что при этом слышит девочка? Только то, что она некрасивая.

2. Помогать ребенку почувствовать себя красивым. В подростковом возрасте значимость внешности возрастает. Родители могут предложить пойти к стилисту, подобрать прическу, одежду, привести в порядок зубы и кожу.

Бывает, что мальчики сильно переживают из-за высыпаний на коже, но стесняются сказать о своей проблеме. А родители уверены, что все в порядке, что их сын выше того, чтобы переживать из-за таких «пустяков».

Пристального внимания этому уделять не стоит, но предложить вместе сходить к косметологу — идея хорошая.

3. Поддерживать подростка. Не забывать хвалить, а если повода для похвалы пока нет, можно выдавать кредит доверия: «Я вижу твой потенциал. Я знаю, что ты способный. Я в тебя верю». Особенно важна поддержка родителя того же пола. Только папа или другой авторитетный для мальчика мужчина может дать совет, как общаться с девушками или вести себя в «стае».

Родитель должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня»

4. Обращать внимание на свою самооценку. Ребенок часто идентифицирует себя с родителями, поэтому взрослый должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня».

5. Создавать возможности для новых знакомств: кружки, секции, лагерь отдыха, путешествия. Попадая в новый коллектив, ребенок может по-новому раскрыться. Люди увидят другую его сторону, а он посмотрит на себя их глазами.

Бывает так, что в школе у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, он ни с кем не общается. Но при этом в театральном кружке все в восторге от его таланта и чувства юмора.

Чем шире круг общения, тем больше разных граней личности раскрывается и тем объемнее становится представление о себе.

При этом надо научить его разбираться в людях. Когда подростки меняют круг общения, самооценка может измениться не в лучшую сторону: например, из заниженной или адекватной — в завышенную.

Неадекватно завышенная самооценка — следствие сильной внутренней уязвимости

На первый взгляд может показаться, что чем выше самооценка, тем лучше. Но у неадекватно завышенной самооценки могут быть негативные последствия. Такому подростку бывает сложно устанавливать дружеские связи. Другим рядом с ним некомфортно, они чувствуют себя неполноценными и стремятся избежать общения.

Корректировать такую самооценку, как ни странно, можно так же, как завышенную, ведь «корона» — следствие сильной внутренней уязвимости.

Из страха, что другие сочтут его никчемным, ребенку хочется непременно стать круче, проявить себя самым лучшим образом, доказать всем свою замечательность. При здоровой самооценке такой потребности обычно не возникает.

Формирование здоровой самооценки — процесс небыстрый и достаточно трудоемкий, и важно, чтобы пройти этот путь ребенку помог уверенный в себе и неравнодушный взрослый

//www.psychologies.ru/sel…

Источник: //cont.ws/post/797297

Как повысить самооценку подростку

Самооценка подростка: повысить нельзя понизить

Всем большой привет! Подростковый возраст – очень сложный период в жизни человека. Он уже не ребенок, но еще далеко не взрослый. Личность еще пока не может владеть собой, как это делают люди постарше, но уже и детская непосредственность тоже ей не под силу. Как правило, индивид в это время не в состоянии самостоятельно разобраться в том, что же с ним происходит.

Очень многое зависит от родителей подростка. Именно они являются основным источником снижения или повышения его самооценки. Ребенок доверяет им, восхищается ими, сверяет по ним всю свою жизнь. Поэтому, когда он слышит со стороны родственников критику, тем более высказанную в грубой форме, он чувствует себя отвергнутым и нелюбимым.

Сегодня я хочу поговорить на тем, как повысить самооценку подростку.

Причины снижения самооценки подростка

Психика человека в этот период чрезвычайно чувствительна. В такое время еще только закладываются основы его личности и поколебать их очень легко. В дальнейшем такому индивиду будет очень сложно адаптироваться к суровой взрослой жизни.

Заниженная самооценка – это представление подростка о самом себе, как о несостоявшемся человеке. Он постоянно беспокоится, что о нем подумают окружающие, боится завязывать социальные связи, начинать новое дело. Некоторые молодые люди, которые не чувствуют поддержки родителей или друзей, могут даже впасть в депрессию, которая нередко кончается покушением на самоубийство.

Причинами пониженной самооценки у подростка могут стать:

  • изменившаяся внешность;
  • очки;
  • постоянная родительская критика;
  • отсутствие заботы;
  • трудности с обретением друзей;
  • отставание в учебе;
  • не выявленные художественные задатки;
  • одиночество;
  • пьющие родители;
  • невозможность побыть одному и др.

Следует понимать, что снижение самооценки в это время  – процесс практически нормальный. Это явление временное, поэтому желательно как можно быстрее подать подростку руку, чтобы помочь ему быстрее перейти через такой этап. Это достаточно несложно, если в семье есть любовь. Но, одновременно, это повседневный душевный труд для родителей, при котором они не имеют право оступиться.

Очень часто причиной заниженной самооценки подростка становятся бесконечные нелестные сравнения его со взрослыми и вполне состоявшимися людьми. Дотянуться до их уровня молодой человек не в состоянии и из-за этого страшно страдает его самолюбие.

Не меньше вреда приносят родители и учителя, сравнивая детей друг с другом. Это заведомо неконструктивный путь.

Если, например, Вася отлично считает, это не значит, что Петя – неудачник, потому что он, в свою очередь, прекрасно рисует. Все люди разные и каждый обладает свойственными только ему достоинствами.

Но ребенок понять этого еще не в состоянии и у него возникает иллюзия того, что он бездарность.

В первую очередь при этом страдает его самооценка. Ее искажение формируется в результате неверных действий со стороны семьи, педагогов и других наставников. Если они настроены чересчур критично, постоянно говорят ребенку, что он ни на что не годен или у него нет вообще никаких талантов, то юное существо свято в это верит.

Подросток перестанет вообще делать хоть что-нибудь, чтобы исправить такое положение вещей. У него просто еще недостаточно имеется для этого силы воли и веры в себя. Скорее всего, он полностью замкнется в себе или пристанет к сомнительной компании, которая не станет слишком строго его судить или, что еще хуже, будет всячески одобрять каждую выкуренную им сигарету или выпитую бутылку пива.

Самооценка подростка во многом базируется не только на его личностных характеристиках и отношении окружающих. Индивидом в это время управляет изменившейся гормональный фон, перестройка опорно-двигательного аппарата, изменения в психике.

Нередко в это время появляется объект внимания противоположного пола и очень важно, чтобы такая первая любовь была взаимной. При полном отсутствии интереса со стороны избранника или избранницы, самооценка подростка падает еще ниже и это уже может отразиться на всей взрослой жизни человека.

Именно старшие родственники первыми сталкиваются с проблемами своего ребенка. Сначала они не понимают, что случилось. Еще вчера все было благополучно, а сегодня подросток стал каким-то не таким.

Не все осознают, что это их вина в том, что у человека сформировалась заниженная самооценка.

В такой период достаточно грубо поговорить с ним, проигнорировать его достижения, посмеяться над его мечтами и он уже почувствует себя униженным.

Заметить, что подросток сильно страдает для родителей не так уж и сложно. Существуют определенные признаки:

  • У него нет друзей, ему никто не звонит и не приходит в гости.
  • Нередко он отстает в учебе.
  • Подросток замкнут и много времени проводит в своей комнате, читая приключенческие романы или просматривая по телевизору боевики. Еще хуже, если источником общения для него станут социальные сети. Там для молодого человека существует масса опасностей, начиная от педофилов и заканчивая торговцами наркотиками.
  • Подросток не гордится своими успехами и не принимает одобрения со стороны окружающих. В сложных случаях он может отталкивать любовь родителей или предложения дружбы со стороны одноклассников.
  • Девочки часто плачут, закрывшись в своей комнате, а мальчики становятся чересчур агрессивными и даже могут мучать животных.
  • Подростки ничем не делятся с родителями, скрывают от них своих успехи и провалы, избегают общения с людьми.

Поднять самооценку молодого человека до адекватного уровня просто необходимо. Это обязанность родителей. Если вовремя не сделать этого, он останется неуверенным в себе на всю жизнь, ему сложно будет строить отношения с противоположным полом и двигаться по карьерной лестнице.

Поэтому родственники обязаны проявить всю свою любовь и заботу, помогая подростку поверить в себя. В этом возрасте ему это еще совсем несложно. Исправить самооценку взрослого человека будет гораздо труднее.

Ответственные родители, несомненно, сделают все, чтобы позволить ребенку прочно встать на ноги. Это совсем несложно. Достаточно:

  • чаще хвалить подростка;
  • оказывать ему поддержку;
  • не критиковать лицо, фигуру и осанку молодого человека;
  • помочь избавиться от юношеских недостатков кожи;
  • покупать ему приличную (не обязательно дорогую одежду);
  • чаще приглашать в гости одноклассников ребенка;
  • не навязывать ему свое мнение;
  • не высмеивать даже самые наивные мечты подростка;
  • чаще говорить о своей любви к нему;
  • с уважением обращаться к своему ребенку;
  • не требовать от него невозможного;
  • не делать нелестных сравнений с другими людьми;
  • спокойно относиться к временным неудачам в школе;
  • интересоваться повседневной жизнью подростка;
  • укреплять его веру в себя;
  • восхищаться его успехами;
  • вызывать молодого человека на откровенные разговоры;
  • рассказывать о своих юношеских промахах;
  • не ссориться с ребенком по пустякам;
  • разрешить ему отказывать в просьбах по уважительным причинам;
  • не заставлять подростка делать то, что ему не под силу или не принесет особой пользы;
  • осуществлять родительский контроль ненавязчивыми средствами;
  • быть примером для подражания своему ребенку;
  • спокойно принимать его отказ в участии в семейных мероприятиях по уважительной причине и т.д.

Это работа не на один день. Выполнять все эти рекомендации следует постоянно. Во всяком случае, до тех пор, пока родители не заметят, что подросток стал увереннее в себе, у него появились устойчивые планы на жизнь и ему не грозит вовлечение в дурную копанию.

Как человек может помочь себе самостоятельно

Подростку следует осознать, что все остальные люди не лучше и не хуже его. Ему необходимо понять, что его увлечения никому не мешают и имеют право на существование, даже в том случае, если они далеки от совершенства. Никто из школьников не обязан быть первым на уроках физкультуры или лучше всех знать географические названия. Необходимо разрешить себе право на ошибку.

Подростку не нужно концентрироваться на своей внешности. Она вполне нормальна для человека этого возраста.

Неплохо для поднятия собственной самооценки найти в Интернете фотографии звезд эстрады и кино в юности и посмотреть на них. Скорее всего, эти красавцы и красавицы ничем особенным не блистали. У подростка появляется надежда, что с ходом времени и при определенных усилиях над собой вполне можно измениться к лучшему.

Молодому человеку следует разрешить себе гордиться своими учебными, творческими и человеческими успехами. Не нужно стесняться совершать добрые поступки: перевести старика через дорогу, покормить бездомное животное, помочь подняться тому, кто упал на улице.

Критику старших подростку стоит принимать спокойно. Это – не оскорбление. Она неприятна, но нужно уметь с ней мириться. Для этого нужно самому поменьше осуждать окружающих, стараться находить в них положительные черты.

Молодому человеку очень важно научиться отказывать другим. Постоянная готовность к согласию – это один их ярких признаков заниженной самооценки. Вскоре окружающие люди перестают считаться с такой личностью и попросту садятся ей на шею. Все это не поднимает ее мнение о себе.

В подростковом возрасте неплохо иметь перед глазами образ того человека, на которого хотелось бы быть похожим в будущем и понемножку приближаться к нему. Не стоит копировать его внешность, лучше приглядеться к его лучшим индивидуальным чертам.

Подростку желательно выбрать себе хобби. Оно должно соответствовать его природной склонности. Такое увлечение может быть спортивным, творческим или техническим.

Стоит попытаться выучить новый сложный иностранный язык. По мере появления успехов самооценка человека будет расти сама собой.

Эти занятия полезны еще и тем, что позволяют пройти профориентацию и, возможно, даже сделать первые шаги на пути своей будущей карьеры.

Не стоит тратить время впустую. Компьютерные игры, общение в социальных сетях или просмотр боевиков ничего не добавят к развитию личности подростка. Лучше не проводить также слишком много времени в одиночестве, но и постоянно находиться среди людей тоже не стоит.

Молодому человеку не следует уклоняться от новых знакомств с юношами или девушками, отвергать сделанные ими комплименты или отказываться от приглашений друзей. В компании доброжелательно настроенных товарищей он быстро вырастает в своих глазах.

Одним из самых основополагающих критериев нормализации самооценки подростка становится доброжелательное отношение к своей внешности. Для этого лучше всего просто ежедневно следить за собой, быть опрятным, избавиться от юношеских угрей, активно заниматься физкультурой. Не стоит также высмеивать чужую внешность.

Если чье-то замечание все-таки задело подростка, то лучше сразу же подойти к зеркалу и убедиться, что придирка ни на чем не основана. А если в ней и есть доля правды, то понять, что вполне можно исправить положение вещей. В таком юном возрасте внешность очень легко изменить к лучшему.

Другим очень важным показателем того, что самооценка подростка полностью стабилизировалась, становится отсутствие какой-либо зависти.

Если у товарища по классу есть дорогой айфон, то можно просто попросить его рассмотреть или вместе с другом поиграть на перемене в компьютерные игры.

Не надо думать, что жизнь не удалась по той причине, что родители не в состоянии сделать своему ребенку такой дорогой подарок.

Еще интересные статьи:

Подростку лучше мотивировать себя на учебу, подготовку к ВУЗу или освоение какой-либо профессии, чтобы иметь возможность самому заработать себе деньги. Ничто не доставит такого большого удовольствия и не поднимет так высоко самооценку личности, как первые полностью самостоятельно заработанные деньги.

Таким образом, день за днем, с помощью родителей, друзей и собственными силами подростку можно значительно повысить свою самооценку. Это очень важно, так как она станет основой зрелой личности на всю последующую жизнь. Относиться к этому процессу становления человека следует очень ответственно.

До новых встреч!

Источник: //homeblogkate.ru/kak-povysit-samoocenku-podrostku/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.