Счастье и смысл жизни

Сценарий классного часа по теме

Счастье и смысл жизни

Единый Всекубанский урок ОПК в 1 «Б» классе

по теме «Жизнь как абсолютная ценность»

СМЫСЛ ЖИЗНИ И СЧАСТЬЕ

Цели: способствовать формированию у обучающихся понятия жизни как высшей нравственной ценности;

– познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье.

Задачи:

– формирование у обучающихся позитивного и ответственного отношения к собственной жизни, к окружающим, к саморазвитию и творчеству, умению осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности;

– воспитание уважительного отношения к жизненным ценностям через принципы нравственности и морали; умения анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями;

– создание условий для осознания детьми жизненных ценностей и формирования ответственного отношения к ним;

– развитие умения оберегать и ценить свою жизнь и жизнь других людей, коммуникативных навыков.

Оборудование:

АРМ, мультимедиа, цветные карандаши, белый лист бумаги формата «А5».

Основные термины и понятия: Смысл жизни, счастье, притча.

Форма проведения: урок – путешествие.

Ход урока.

  1. Организация деятельности обучающихся.

Актуализация знаний.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

И занятие начнем.

Учитель. Сегодня мы с вами проведем необычный урок – путешествие. Нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос. Угадайте, будет нам помогать?

Приплыла я к вам из сказки, Слайд 1

С золотистою окраской.

Можешь мне желанья молвить –

Их попробую исполнить… (Золотая рыбка)

Я красива и мила,

Обаятельна всегда.

В сказке всем я помогаю,

И желанья исполняю! (Золотая рыбка)

Учитель. Сейчас мы отправляемся на первую станцию «ПРИТЧА».Слайд 2

– Знаете ли вы, что такое притча? Рыбка нам поможет узнать.

Притча – это маленький поучительный рассказ, заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость).

– Сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?

Слайд 3

(Читает притчу учитель, а обучающиеся слушают её).

Притча о Счастье

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал:

— Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив.

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат, наклонившись к яме, попросил:

— Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтобы была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат, подойдя к яме, наклонился:

— А Тебе, что нужно? — спросило Счастье.

— Что нужно Тебе? — переспросил брат.

— Я бы хотела, чтобы меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним…

Учитель.

– Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) (Эта притча о счастье).

– Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

– На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье и смысл жизни?)

– Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и счастье».

2. Первичная проверка понимания изученного.

– Мы отправляемся вместе с рыбкой на следующую станцию «СЧАСТЬЕ».

– Ребята, рассмотрите слайд и скажите: какое состояние души отражают лица этих людей? (Ответы детей:счастливое, довольное, ласковое, улыбающиеся).

Слайд 4

– Как же можно обобщить ваши высказывания одним словом? (Ответы детей: они счастливы)

Работа над стихотворением Слайд 5

Э. Асадов «Что такое счастье»

Одни говорят, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, вниманье

И общность переживания.

Ещё есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

Учитель.

– Как вы поняли строки этого стихотворения?

– О чём оно? Какова главная мысль?

(визуальный ряд – разное счастье, что это?)

– Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово «счастье»?

– Назовите, какие слова «притягивает» это слово, слова-ассоциации.

Слайд 6

Учитель.

Счастье (праславянское – объясняют: «хороший» и «часть», то есть «хороший удел») – состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Счастье – состояние полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо.

Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни.

Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это – и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.

Представление о счастье зависит от возраста.

Для маленького ребенка счастье – это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама – и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет – его счастье исчезает.

Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше.

Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками – больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть.

Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек.

Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем общаться с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность и т.д.

Учитель.

– Мы можем много говорить о счастье, но важно знать, что у каждого человека свое счастье.

– Для некоторых людей счастье это – здоровье, для других …., поэтому рыбка приглашает нас на следующую станцию ЗДОРОВЬЕ

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке, (Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

до лужайке добежим. (Бег на месте).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на двух ногах)

Стоп. Немного отдохнем

Дальше мы пешком пойдем. (Ходьба на месте)

(Дети рассаживаются на свои места)

  1. Создание проблемной ситуации.

Учитель.

Наше с вами путешествие продолжается. Следующую остановку рыбка предлагает сделать на станции «СМЫСЛ ЖИЗНИ».

В путешествии важно запомнить, что интересного увидел, что узнал, чтобы потом рассказать об этом своим друзьям и родным, поэтому не забудьте взять с собой в путешествие «наблюдательность».

– Счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни.

– Подумайте что такое смысл жизни?

Просмотр мультипликационного фильма: «Смысл жизни в том, чтобы жить».

Слайд 7

Смысл жизни – то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни – это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.

– Источник — «http://www.psychologos.ru/Счастье_и_смысл_жизни»

Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния – «построить дом». А кого-то больше вдохновляет затея выживания – «вырастить сына».

Может быть, цель нашей жизни в удовлетворении пищей? (Мы принимаем пищу для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть).

– Может цель нашей жизни в богатстве?

– Власть и слава? (Стремление к славе мы не можем считать целью жизни).

– Жизнь ради детей?

– Жить ради знаний? Так ли это?

Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть.

У одного царя был поистине мудрый слуга. Однажды он не смог выполнить какое-то поручение. Тогда царь сказал ему: «За что же я тебе плачу?» « Ты мне платишь за то, что я знаю и умею,- ответил он. – Если бы ты платил мне за то, чего я не умею и не знаю, то тебе не хватило бы денег всей Франции.

– Сохранение здоровья? (Мы можем своими усилиями продлить здоровье).

– Итак, каждый по своему понимает, в чем смысл жизни.

Беседа с учащимися по вопросам.

Учитель. Слайд 8

– А вот как видел смысл жизни Л.Н. Толстой и А.П. Чехов.

– Обсудите смысл их изречений.

– Зачем живёт человек?

– Каково его предназначение в мире?

– Как вы понимаете, что такое счастливая жизнь?

Слайд 9

Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.

Слушание сказки.

«Сказочкаосчастье» И.Токмакова. Слушать

detskiychas.ru/audio-skazki/…

Один король решил отправиться за счастьем. Он сел в карету и покатил… Оставил свой трон, перестал хныкать, расстался с грустным настроением…

– Во время путешествия возникает много трудностей. Главное – не унывать, уметь радоваться, чаще улыбаться – и все будет хорошо.

Слайд 10

– Дома, рыбка предлагает вам выполнить интересное задание.

Подумать над вопросами и обсудить их с родителями:

Зачем живёт человек?

– Каково его предназначение в мире?

– В чём счастье человеческой жизни?

– Сделать коллаж «Счастливые минуты».

Слайд 11

4. Рефлексия.

– С какими новыми понятиями работали сегодня?

– Что вы сможете рассказать родителям о счастье и смысле жизни?

– Дети раскрашивают золотую рыбку, загадывают желание и печатают новые понятия: притча, счастье, ЖИЗНЬ ( в это время звучит гимн жизнестойкости Жить»)

Интернет – ресурсы

Источник: https://infourok.ru/scenariy-klassnogo-chasa-po-teme-smisl-zhizni-i-schaste-1482913.html

Смысл жизни – помогать, а не искать счастье

Счастье и смысл жизни

В жизни нет смысла.

Отсюда и возникает проблема, с которой сталкивается большинство людей. Многие никак не могут определить свою цель в этой жизни, рассматривая смысл с точки зрения материализма, а не приобретения опыта. Все дело в том, что мы сами придаем смысл нашей жизни. Он не приходит из ниоткуда.

Тот же самый феномен можно наблюдать относительно счастья. Чем больше мы стараемся быть счастливыми, тем менее мы счастливы.

Счастье – это не эмоция. Это состояние души.

Неправильное понимание феномена счастья в жизни не дает нам сосредоточиться на действительно важных аспектах жизни. Чем больше мы зацикливаемся на счастье, тем меньше ценим все то, что у нас уже есть.

Важнее наслаждаться путешествием, а не прибыть в конечный пункт назначения. Вот и все. Наша жизнь обретает смысл в процессе пути.

Стремитесь помогать окружающим. Так ваша жизнь обретет смысл

«Помогая окружающим подняться, мы сами достигаем величия», –
Роберт Ингерсолл.

Цель жизни заключается в том, чтобы придать ей смысл.

Я консультирую людей, помогая им внести изменения в их жизнь. И заметил, что многие рассматривают смысл жизни как нечто сугубо личное. Они думают, что смысл кроется в них самих. Мне же хочется донести до них, что смысл жизни мы обретаем в отношениях с окружающими.

Американский философ и поэт Ральф Уолдо Эмерсон был прав, когда сказал: «Цель жизни – быть не счастливым, а полезным, благородным, сострадательным, чтобы это имело какое-то значение, чтобы вы жили – и жили хорошо».

По мнению Аристотеля, обрести счастье и реализоваться можно лишь «отдавая любовь, а не просто позволяя окружающим любить вас».

«Отношения с окружающими – это основа счастливой, хорошо прожитой жизни», – к такому выводу пришла психолог Кэрол Рифф, проанализировав труды многих мыслителей.

Примерно к такому же выводу пришел психолог Дарил Ван Тонгерен и его команда. В своем исследовании они обнаружили, что общение и поддержание отношений с окружающими придает жизни огромный смысл. Участники исследования, которые часто и бескорыстно помогают окружающим, отметили, что в их жизни определенно есть цель и смысл.

Смысл жизни и счастье часто (но не всегда) идут рука об руку

К такому выводу пришел Рой Баумейстер в своей статье, опубликованной в научном журнале «Позитивная психология». Он считает, что смысл жизни (но не счастье) не взаимосвязан с тем, здоров ли человек, достаточно ли у него денег и насколько хорошо устроена его жизнь в целом. Счастье же прямым образом взаимосвязано со всеми этими аспектами жизни.

Удовлетворяя свои нужды и потребности, вы можете обрести счастье, но это не привнесет смысл в вашу жизнь. Счастье – это наше состояние исключительно в настоящий момент жизни. Смысл жизни взаимосвязан не только с нашим настоящим, но и с нашим прошлым и будущим.

В одном из исследований также был определен фактор, на основе которого наша жизнь обретает смысл. Он заключается в развитии и поддержании крепких, позитивных отношений с окружающими.

Счастье мы (в большей мере) обретаем тогда, когда берем, а не отдаем. Смысл жизни мы обретаем, отдавая что-то окружающим нас людям.

«Есть две категории людей, занимающихся благотворительностью. Одни много говорят, но практически ничего не делают. Другие делают очень много, но почти не говорят об этом», –
Чарльз Диккенс.

В книге «Брать или отдавать?» Адам Грант пишет: «Ваш тип взаимодействия с окружающими людьми определяет, достигнете ли вы успеха или нет».

Согласно теории Гранта, существует три типа взаимодействия с окружающими: берущие, отдающие и обменивающие.

Берущие, отдающие и обменивающие

1. Берущие стремятся всегда получить больше, чем они отдают.

Такие люди считают, что все в этом мире соперничают и сильный пожирает слабого. Такие личности хотят преуспеть любой ценой. Если они будут отдавать, то станут слабыми.

Они постоянно задают вопросы вроде: «Какая мне от этого выгода?», «Что я получу в итоге?» и «Почему мне вообще должно быть до этого дело?»

В основе всех их действий лежат ответы на эти вопросы. Прежде всего, они заботятся о себе. Берущие люди очень расчетливы и осторожны. Они умеют себя защитить.

2. Обменивающие живут согласно правилу «услуга за услугу».

Такие люди строят свои отношения с окружающими на честности и равенстве. Оказывая кому-то услугу, они ожидают того же взамен. Если вы оказали такому человеку услугу, то он будет считать, что теперь вам должен.

Девиз таких людей: «Если ты у меня что-то заберешь, я заберу что-то у тебя. Если ты мне что-то отдашь, я тоже тебе что-нибудь отдам».

Для такого типа людей главную роль в отношениях с окружающими играет баланс. Они всегда знают, сколько отдают и сколько получают в ответ.

3. Отдающие сосредоточены на нуждах окружающих людей.

Такие люди чрезвычайно щедры. Их помыслы чисты, и они не пытаются манипулировать. Они не взвешивают все «за» и «против» и не ведут счет своих добрых дел. Такие люди стремятся сделать жизнь тех, с кем они общаются, лучше.

Вот несколько вопросов, которые могут задавать себе такие люди: «Как я могу сделать жизнь этого человека лучше?», «Как я могу помочь?»

Для отдающих главное в их жизни – ее смысл. Они делятся с окружающими своим временем, знаниями, идеями и информацией о людях, сотрудничество с которыми пойдет им на пользу.

В случае отдающих все просто. Они живут по принципу «Будь добр и помогай окружающим». Однако в жизни отдающего есть и определенные риски. Хоть многие из таких людей добились успеха в жизни, немало и тех, кто так и остался в самом низу карьерной лестницы.

Если отдавать слишком много (или отдавать что-то человеку, который этого вовсе не заслуживает) можно навредить себе.

Проблема, с которой сталкиваются отдающие

«Если вы можете помочь другим людям – помогите, сделайте все что в ваших силах. Если не можете помочь другим, тогда, по крайней мере, постарайтесь не навредить», –
Далай-лама.

Дар отдавать может обернуться для человека проклятием. Отдавая слишком много, человек может стукнуться с эмоциональным выгоранием.

В исследовании Гранта говорится о том, что всех отдающих можно разделить на две подгруппы. Те, отдающие, которые показывают наихудшие результаты в своей работе, слишком щедры. Чаще всего, они отдают что-то тем людям, которые этим просто пользуются. Речь идет о берущих типах личности.

Важны так же обстоятельства, которые вынуждают людей отдавать что-то. Допустим, отдающий максимально выкладывается в работе, а награда за все его труды уходит берущему (человеку, который много говорит, но мало делает). Это лишает отдающего мотивации.

Некоторые люди продолжают отдавать даже в тех случаях, когда ситуация провоцирует у них эмоциональное выгорание. Кому-то просто нет дела до себя и своих собственных нужд. Кто-то боится разочаровать и поэтому продолжает отдавать. Некоторые из отдающих боятся, что их накажут (если они не отдадут все, что у них есть).

В случае отдающего очень важно найти баланс. Только так он избежит ситуации, когда им могут воспользоваться.

Жизнь – это целая Вселенная, в которой все ваши поступки (так или иначе) связаны в одну цепь. Вы сами творите свою Судьбу. То, что вы получаете, зависит от того, чего и сколько вы отдали.

7 способов быть полезными для окружающих людей

«Если ты зажжешь лампу для кого-то, это осветит и твой путь тоже», –
Будда.

1. Помогайте окружающим расти. Не загоняйте их в рамки.

Самый простой способ помогать окружающим – развивать и поддерживать их идеи. Чаще всего, услышав от человека о какой-то идее, мы говорим: «Нет, это не сработает» или «Неплохо, но…»

Лучше отвечать, например, так: «Да, отличная идея, позволь мне еще добавить кое-что…» Так вы поможете человеку. Развивайте идеи и мысли, с которыми к вам приходят люди. Щедрость – вот что подпитывает креативное мышление.

2. Оказывайте людям услуги, которые отнимают у вас не более пяти минут.

Идея пятиминутных услуг стала популярна благодаря предпринимателю Адаму Рифкину. Речь идет об услугах, которые приносят пользу окружающим, но отнимают у вас мало времени.

Подумайте, что вы можете сделать для окружающих за пять минут. Я люблю писать рекомендации и отзывы, а также давать небольшие советы (на соответствующих порталах). Все это отнимает у меня не более пяти минут.

3. Внимательно слушайте, что вам говорят.

Зачастую человеку не нужен совет. Ему просто нужно, чтобы его внимательно выслушали. Рассказывая о том, что его волнует, он получает возможность немного иначе взглянуть на ситуацию. Она в целом становится ему более понятной.

К сожалению, многие люди не умеют слушать. Не слушать, а лишь делиться с кем-то своей мудростью, облаченной в форму советов. Умение внимательно выслушать и проявить понимание требуют от человека щедрости. Обращайте внимание на то, о чем вам говорит человек, и не перебивайте его.

4. Положительно влияйте на окружающих.

Иногда мы забываем о том, что влияем на окружающих нас людей. Наши слова и взгляды на жизнь – это мощные инструменты. Они могут помочь привнести смысл в отношения с окружающими вас людьми. Помогайте и вдохновляйте других помогать.

5. Периодически предлагайте свои услуги бесплатно.

Ваше время – это ценный ресурс. Предлагайте свои услуги бесплатно тем, кому они нужны. Некоммерческие организации и люди, которые только-только начали развивать какой-то бизнес, нуждаются в ваших услугах гораздо больше тех, кто может за них заплатить.

Я очень много времени посвящаю консультированию людей. Делаю это бесплатно. Так я благодарю за тот успех, которого уже достиг на своем жизненном пути.

6. Станьте наставником.

Вы можете изменить чью-то жизнь. В основе наставнической деятельности лежит сочувствие и сопереживание, ведь так вы увидите жизнь глазами другого человека.

Будучи наставником, вы меняете человека. Я знаю об этом не понаслышке. Быть наставником  – значит не просто отдавать. Вы учите своего подопечного искусству быть полезным для окружающих.

7. Присоединитесь к группе волонтеров.

Жизнь этих людей в целом становится лучше. Хотите проверить, так ли это? Можете каждый день в течение месяца творить одно доброе дело. Примерный список этих дел легко можно найти в сети.

Так вы привьете себе новую привычку. Если хотите, можете поискать информацию о волонтерских группах в вашей стране или других странах.

В мире много отдающих и берущих. Кто-то стремится всеми силами помогать окружающим, а кто-то предпочитает заботиться лишь о себе. От того, чью сторону мы выбираем, зависит то, какой будет наша собственная судьба.

Пусть смыслом вашей жизни будет помощь окружающим. Находите счастье в том, чтобы отдавать, ничего не ожидая взамен.

Перевод статьи — The Purpose of Life Is to Be Helpful, not Happy  via Клубер

Источник: https://www.cluber.com.ua/lifestyle/samorazvitie-lifestyle/2018/12/smyisl-zhizni-pomogat-a-ne-iskat-schaste/

Смысл жизни — не быть счастливым, а быть полезным

Счастье и смысл жизни

«Я счастлив, когда приношу пользу»: Дарий Форокс, автор книги «Massive Life Success» и основатель онлайн-курсов Procrastinate Zero, рассказывает о концепции счастья.

Много лет я считал, что в жизни есть лишь одна цель: быть счастливым.

Логично ведь? Иначе зачем преодолевать препятствия и боль? Чтобы так или иначе достичь счастья.

И так думают многие. Оглянитесь: большинство окружающих стремятся к счастью.

Именно ради него мы покупаем ненужный хлам, спим с теми, кого не любим, и упорно трудимся ради одобрения людей, которые нам не нравятся.

Почему мы все это делаем? Если честно, я не знаю и не хочу знать. Я не ученый. Наверное, это как-то связано с нашей историей, культурой, СМИ, экономикой, психологией, политикой, информационной эпохой и еще тысячей разных понятий.

Мы такие, какие есть

Давайте примем это как данность. Большинство людей хотят докопаться до причины, понять, почему люди не живут полной жизнью, почему они несчастливы. Меня же это «почему» не волнует.

Я больше думаю о том, как это можно изменить.

Всего несколько лет назад, я делал все, чтобы достичь счастья.

  • Мы покупаем вещи в надежде стать счастливее.
  • Мы строим отношения с людьми и думаем, что они принесут нам счастье.
  • Мы ходим на нелюбимую работу, но там платят хорошие деньги, и нам кажется, что они сделают нас счастливее.
  • Мы едем в отпуск — за счастьем.

Но рано или поздно мы просыпаемся среди ночи, одни или с женой или мужем под боком, и думаем: «А что дальше?»

Понятно, что дальше: дальше мы продолжим добиваться каких-то случайных вещей, в надежде, что они сделают нас счастливыми.

Все это чушь. Выдумка. Мистификация.

Но неужели Аристотель нам врал? Ведь он говорил:

«Счастье — это смысл и цель жизни, главная задача и конец человеческого существования».

Я думаю, что мы должны посмотреть на эту цитату под другим углом. Вот вы считаете, что счастье — это хорошо, и цитата вроде как это подтверждает.

Но как достичь счастья?

Счастье не может быть самоцелью. А значит, оно недостижимо.

Я считаю, что счастье — лишь побочный продукт полезности.

Когда я пытаюсь описать эту концепцию, мне всегда трудно выразить ее словами. Но я попробую.

Почти все, что мы делаем — это просто действия и опыт.

  • Мы едем в отпуск.
  • Мы ходим на работу.
  • Мы ходим по магазинам.
  • Мы пьем.
  • Мы ужинаем.
  • Мы покупаем машину.

Все это должно сделать нас счастливыми, да? Но в этом нет никакой пользы. В этот момент мы ничего не создавали, только потребляли. И это отлично!

Не поймите меня неправильно. Я люблю иногда съездить в отпуск или пройтись по магазинам. Но не это придает смысл моей жизни.

Я счастлив, когда приношу пользу, когда создаю что-то нужное — себе или окружающим.

У меня долго не получалось толком объяснить эту концепцию счастья как полезности, но недавно я наткнулся на цитату Ральфа Уолдо Эмерсона, и в голове, наконец, все прояснилось.

«Цель жизни — не в том, чтобы быть счастливым. Она в том, чтобы быть полезным, милосердным и оставить после себя след», — говорит Эмерсон.

Я этого не понимал, потому что не осознавал, как живу. Все это звучит тяжеловесно и мутно, но на самом деле это очень просто.

Все сводится к простому вопросу: что вы делаете?

В чем ваш вклад?

Вы делаете что-нибудь полезное? Дело не в том, чтобы изменить мир. Просто пусть после вас он будет чуть-чуть лучше, чем был до вашего рождения.

Если вы не знаете с чего начать, могу подкинуть пару идей.

  • Помогите начальнику с чем-то, что не входит в вашу сферу ответственности.
  • Отведите маму в спа-салон.
  • Сделайте коллаж из фотографий (бумажных!) для мужа или жены.
  • Напишите статью о своем жизненном опыте и личных открытиях.
  • Помогите беременной женщине, особенно если у нее еще и коляска, в которой лежит двухлетний ребенок.
  • Позвоните другу и спросите, не нужна ли ему помощь.
  • Соберите стол для работы стоя.
  • Начните бизнес, наймите подчиненного и хорошо к нему относитесь.

Это лишь несколько примеров, и я уверен, что у вас найдутся свои.

Видите? Ничего сверхъестественного. Но когда приносишь немного пользы каждый день, есть ощущение, что живешь не зря. Что твоя жизнь что-то значит.

Не очень хочется, оказавшись на смертном одре, понять, что не оставил после себя ни малейшего следа.

Недавно я прочитал книжку «Не исчезай» (Not Fade Away) Лоуренса Шамеса и Питера Бартона. В ней Бартон, основатель Liberty Media ( NASDAQ: BATRA), рассказывает, что он думает о смерти от рака.

Это очень сильная книга, и ее трудно читать без слез. Он пишет о том, какую жизнь он прожил, и как он нашел свое призвание. В частности, он рассказывает, как пошел учиться в бизнес-школу. Вот что он пишет о своих коллегах, студентах MBA:

«Это были очень яркие люди, которые никогда ничего не делали, ничего не дали обществу и не оставили после себя никакого следа. Это было очень грустное зрелище: видеть нереализованный потенциал всегда горько».

Точно так же можно сказать обо всех нас. Бартон осознал это после тридцати и основал компанию, которая превратила его в мультимиллионера.

Вот еще пример человека, который старается приносить пользу: Кейси Найстэт. Я уже полтора года смотрю его шоу на , и в каждом выпуске он делает что-то полезное.

И рассказывает он в основном о том, что хочет сделать. Найстэт даже сделал себе татуировку на предплечье: «Делай больше».

Большинство людей говорят: «Зачем больше работать?» И включают телевизор.

Другой склад ума

Умение приносить пользу — это действительно склад ума. И здесь все начинается с решения. Однажды я проснулся и подумал: «Какую пользу я приношу?» И мне было нечего ответить.

Я начал писать в тот же день. Для вас это может быть живопись, создание чего-то нового, помощь пожилым людям или еще что-то.

И не думайте об этом слишком много. Просто делайте что-нибудь полезное. Что угодно.

Источник: https://ru.ihodl.com/lifestyle/2016-10-08/smysl-zhizni-ne-byt-schastlivym-byt-poleznym/

Счастье и смысл жизни: в чём мы больше нуждаемся?

Счастье и смысл жизни

Люди могут напоминать других существ в их стремлении к счастью, но поиск смысла жизни является тем, что делает нас человеком.

— Рой Баумейстер

Стремление к счастью и смыслу – два центральных мотива в жизни каждого. Множество исследований (1) в области позитивной психологии показывают, что счастье и смысл, на самом деле, являются основными составляющими хорошего самочувствия.

Эти два понятия сильно коррелируют (2) и часто подпитывают друг друга. Чем больше смысла мы находим в жизни, тем счастливее мы чувствуем себя, и чем больше мы испытываем счастья, тем более мы воодушевляемся на поиск новых смыслов и целей.

Но не всегда.

Возросшее количество исследований по этой теме показывает (3), что между стремлением к счастью и поиском смысла жизни могут быть как компромиссы, так и разногласия.

Вспомнить хотя бы «парадокс родительства»: молодые люди часто сообщают, что были бы счастливы иметь детей, но родители, которые живут с детьми, как правило, дают очень низкую оценку своей удовлетворенности и ощущения счастья. Создается впечатление, что воспитание детей может негативно сказаться на счастье, но увеличить смысл.

Или посмотрим на революционеров, которые на протяжении нескольких лет могут терпеть жестокость и насилие ради великой цели, что в конечном счёте приводит их к большему удовлетворению и ощущению смысла своей жизни и жизни других.

В своей восхитительной книге «Смыслы жизни» («Meanings of Life») Рой Баумейстер использует подобные примеры, чтобы доказать: люди стремятся не только к счастью, но и к обретению смысла жизни. Об этом же говорил выдающийся австрийский психиатр Виктор Франкл, когда описывал свой трагический опыт жизни в концлагере во время Холокоста, и утверждал, что людям свойственна «воля к смыслу.

По этому поводу можно также посмотреть публичную лекцию доктора философских наук Наталии Кузнецовой о теориях счастья — от Аристипа и Эпикура до Канта и Шопенгауэра.

В последние годы ряд экспериментов подтверждает эти тонкие различия между счастьем и смыслом.

В рамках одного из исследований (4) Баумейстер и его коллеги обнаружили, что такие факторы, как ощущение связи с другими, ощущение продуктивности, нахождения не в одиночестве и отсутствие скуки способствовали появлению как ощущения счастья, так и смысла происходящего. Тем не менее, ученые также нашли некоторые важные различия в нашем отношении к этим сторонам человеческого бытия:

  • Определение своей жизни как лёгкой или трудной было связано с ощущением счастья, а не смысла;
  • Здоровое состояние чаще связывают со счастьем, а не со смыслом;
  • Хорошее настроение также вызывало счастливые переживания, а не ощущение смысла;
  • Нехватка денег больше влияла на ощущение счастья, чем на ощущение смысла;
  • Люди, чья жизнь была наполнена смыслом, соглашались, что «отношения дороже достижений»;
  • Помощь нуждающимся людям была связана с вопросом смысла жизни, не счастья;
  • Глубокие размышления крепко связаны с осмысленностью, а не со счастьем;
  • Счастье было больше связано с позицией получателя, а не дарителя, в то время как осмысленность больше коррелировала с позицией дающего, а не получающего;
  • Чем больше люди ощущали, что их деятельность была совместима с важными для них темами и их ценностями, тем больший смысл они вкладывали в свою активность;
  • Видение себя мудрым, творческим и даже тревожным было связано с вопросами смысла и не имело никакого отношения к счастью (в некоторых случаях даже показывало отрицательную связь).

Похоже, что счастье больше связано с удовлетворением потребностей, получением того, что вы хотите, и общим хорошим самочувствием, в то время как наделение чего-либо смыслом связано с уникальной внутренней работой человека – поиском и освоением собственной идентичности, самовыражением и осмыслением своего прошлого, настоящего и будущего опыта.

Подтверждение этой идеи можно найти в недавно вышедшем лонгитюдном исследовании (5) Джо Энн Айб о влиянии счастья и создании смысла. Её работа преодолевает некоторые ограничения предыдущих исследований из этой сферы, например, опору на опросники участников и оценку счастья и смысла в определённый момент времени.

Эйб анализирует меру счастья и ощущение присутствия смысла в жизни людей, основываясь на еженедельных журналах, которые писались в течение одного семестра. Участникам была предоставлена свобода писать, о чём им хочется, с детальным анализом их мыслей и чувств. Таким образом, данное исследование позволило людям анализировать свои эмоции и осмысливать свой опыт на протяжении времени.

После этого журналы были проверены с помощью компьютерной программы (6), анализирующей текст, которую разработал Джеймс Пеннебейкер с коллегами. Счастье оценивалось по частоте слов, описывающих положительные эмоции (смеяться, рад и т.д.).

Со смыслом немного сложнее. Существует точка зрения (7), что «смысл» состоит по меньшей мере из двух компонентов: когнитивной обработки, включающей осмысление и интеграцию опыта, и компонента цели, который является более мотивационным и включает активное преследование долгосрочных целей, таких как поиск собственной идентичности и преодоление узких эгоистических интересов.

Эйб оценивала когнитивный компонент смысла, анализируя частоту причинных слов («например», «потому что», «причина») и слов, связанных с пониманием («например», «понять», «осознать»). Целевой компонент смысла оценивался с помощью анализа частоты использования местоимений третьего лица, которые могли бы указывать на отдаленные перспективы и планы на будущее этого третьего лица.

Что нашла Эйб? Во-первых, результаты показали, что частота положительных эмоций была очень мало связана с оценкой адаптивного поведения испытуемых на стадии реализации их планов (время которого варьировалось от полугода до 7 лет).

По факту, положительная эмоциональность была чаще связана с подавлением эмоций впоследствии.

Этот вывод согласуется с другими исследованиями, показывающими, что даже если создание смысла связано с отрицательными эмоциями на раннем этапе, это может способствовать большей гибкости и благополучию в долгосрочной перспективе.

Это открытие также демонстрирует потенциальную темную сторону безмятежного счастья.

В то время как счастье способно заставить нас чувствовать себя хорошо в данный момент, со временем избегание негативных мыслей и чувств может остановить рост личного развития. В конце концов, для развития личности необходим весь спектр эмоций (8, 9).

Существуют также исследования, которые показывают, что долго длящееся счастье порождает в конце концов повышенное чувство одиночества (10) и снижение ощущения благополучия (11).

В противоположность этому, измерения смысла (когнитивных процессов и целей), так или иначе присутствующего в текстах, показали положительную связь с большей адаптированностью экспериментируемых.

В частности, склонность к когнитивной обработке коррелировала с твёрдостью характера (страстью и упорством в достижении долгосрочных целей), а самодистанцирование было прочно связанно с благодарностью и хорошим самочувствием и отрицательно — с подавлением эмоций.

Более того, взаимодействие между когнитивной обработкой и самодистанцированием дополнительно связаны со степенью адаптации. Есть основания полагать, что создание смысла наиболее влияет на адаптацию, если о будущих перспективах мыслить в категориях третьего лица (он сделает, у него получится и т.д.).

Это исследование уточняет некоторые положения активно формирующейся науки смысла (3). При изучении смысла и его сходства и различия со счастьем важно использовать различные методы.

В дополнение к письменному самоанализу и написанию журналов другие исследователи используют аналоги оценок (12) и геномные методы (13).

Чтобы получить более полную картину, мы должны смотреть на общие данные, которые мы получаем с помощью всех этих методов.

Хотя это исследование было сфокусировано на различиях между счастьем и смыслом, следует отметить, что оптимальное состояние человека часто зависит от обоих факторов.

Как отметил Тодд Кашдан с коллегами, «годы исследований психологии благополучия показали, что люди чаще счастливы, когда они вовлечены в значимые занятия и деятельность, приносящую благо».

Действительно, когда мы вовлечены в работу, которая соответствует нашим лучшим сторонам (нашему лучшему «Я»), мы часто отмечаем самые высокие уровни удовлетворенностью жизнью.

На мой взгляд, дальнейшее исследование сходства и различия между счастьем и смыслом может внести существенный вклад в наше понимание заветной точки эмоционального благополучия: этой кажущейся магической комбинации счастья и смысла, основанной на значимости и благе, которая в конечном счёте может привести нас к лучшей жизни. Это было бы действительно значимо.

Об авторе

Скотт Барри Кауфман — психолог, автор книг, руководитель научного направления Института воображения при университете Пенсильвании.

1. Martin E. P. Seligman . Flourish: A Visionary New Understanding of Happiness and Well-being (2012 г.).

2. Todd B. Kashdan, Robert Biswas-Dienerb & Laura A. Kingc «The Reconsidering happiness: the costs of distinguishing between hedonics and eudaimonia». Journal of Positive Psychology: Dedicated to furthering research and promoting good practice Vol. 3, Issue 4, 2008, p. 219-233

3. Paul T. P. Wong «The Human Quest for Meaning: Theories, Research, and Applications (Personality and Clinical Psychology)»

4. Roy F. Baumeistera, Kathleen D. Vohsb, Jennifer L. Aakerc &Emily N. Garbinsky «Some key differences between a happy life and a meaningful life». Vol. 3, Issue 4, 2008, p. 219-233.

5. Jo Ann A. Abe «A longitudinal follow-up study of happiness and meaning-making». Journal of Positive Psychology: Dedicated to furthering research and promoting good practice (2015).

6. «The Psychological Meaning of Words: LIWC and Computerized Text Analysis Methods». Journal of Language and Social Psychology 2010, 29: 24.

7. Paul T. P. Wang «A Decade of Meaning: Past, Present, and Future»

8. Todd Kashdan (Author), Robert Biswas-Diener (Author), Jeff Cummings (Reader) «The Upside of Your Dark Side: Why Being Your Whole SelfNot Just Your «Good» SelfDrives Success and Fulfillment»/ Audiobook.

9. Jo Ann A. Abe. «Differential Emotions Theory as a Theory of Personality Development». Emotion Review, November 18, 2014.

10. Mauss, I. B., Savino, N. S., Anderson, C. L., Weisbuch, M., Tamir, M., & Laudenslager, M. L. (2011, September 12). The Pursuit of Happiness Can Be Lonely. Emotion. Advance online publication. doi: 10.1037/a0025299

11. Iris B. Mauss, Maya Tamir, Craig L. Anderson, Nicole S. Savin «Can Seeking Happiness Make People Happy? Paradoxical Effects of Valuing Happiness». Emotion. 2011 Aug; 11(4): 807–815.

12 Tyler F. Stillman1, Nathaniel M. Lambert2, Frank D. Fincham2, and Roy F. Baumeister «Meaning as Magnetic Force: Evidence That Meaning in Life Promotes Interpersonal Appeal». Social Psychological and Personality Science 000(00) 1-8.

13. Barbara L. Fredrickson, Karen M. Grewen, Kimberly A. Coffey, Sara B. Algoe, Ann M. Firestine, Jesusa M. G. Arevalo, Jeffrey Ma, Steven W. Cole «A functional genomic perspective on human well-being». PNAS.

Обложка: Семейная вечеринка, Италия, 1983. Leonard Freed / Magnum

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://monocler.ru/schaste-i-smyisl/

Счастье и смысл жизни! Законы во все времена

Счастье и смысл жизни

Автор Татьяна Мамай в 25 Апрель 2013. Успешная личность, Это просто необходимо знать

-Доктор, я буду жить- спрашивает больной врача?

-Врач.- А смысл?

Многие люди находятся в поиске счастья и смысла жизни. Они искренне считают, что источники их счастья, их смысла жизни, где-то во вне. Убеждены, что кто-то может сделать их счастливыми, успешными , богатыми и т.д.

 Они считают, что если угадают свое предназначение, то и деятельность найдется по душе. На самом деле, в точности наоборот. Никогда не узнаешь о своей миссии, предназначении, деле, которое тебе приносит удовлетворение, не устроишь себе комфортную жизнь, до тех пор, пока не начнешь активно и достаточно долго  действовать.

По мере твоей проактивности, растут цели, желания, амбиции.

Чем больше ты поднимаешься, чем больше ты замахиваешься в своих амбициях, тем больше смысла ты придаешь своей деятельности, и тем больше успеха в этой деятельности тебя ожидает.

Это абсолютный закон, который существовал во все века и времена.

«Делай что должен, случится то, что суждено.» Марк Аврелий.

Такой подход  позволяет людям не только выходить из тупиковых ситуаций, но и решать нерешаемые задачи.

Нажрись, наполучай как можно больше удовольствий, потусуйся и нагламурничай-сейчас пропаганда такого смысла жизни.

Основной смысл современного человека: достижение материального достатка, достижение определенного статуса, власти, чувственных удовольствий, которые с этим сопряжены.

Где-то в 80-90-х годах, каждый 5 американец страдал ожирением, сейчас практически каждый 2. Значит, смысл пожрать- отпадает.

У каждого человека, свои символы и критерии успеха. И очень важно понимать, что не всегда они могут быть истинными и постоянными, и не всегда своими.

Кто-то из великих сказал:

«Если вы карабкаетесь по лестнице успеха, то когда вы долезете, скорее всего, что обнаружите, что лестница стояла не у той стены».

Жизнь в этом мире подчиняется 12, 36, 72, 144- летним циклам. Это исследования Г. С. Кваши и сотоварищей исследования структурного гороскопа.

Пример ХХ века в России. Россия родилась под годом Змеи. Все знаменательные события в России происходят в год Змеи.

1905-Первая русская революция.

1917-Великая Октябрьская революция

1929-Конец НЭПа начало великого переворота.

1941- Вторжение фашистов на территорию СССР.

1953- Окончание 36 летнего периода ортодоксального коммунизма. Смерть Сталина.

1965- Конец Хрущевской власти.

1977- отказ от Косыгинской модели хозрасчета, начало застоя.

1989- Ельцин- первый президент.

2001-К власти пришел Путин.

Так же и в жизни человека, хочет он того или не хочет, знает ли он об этом или нет, жизнь его разбивается на 12 летний период. 0-6 лет, полупериод. В первые 6 лет ребенок  усваивает 70-75 % всего, чего он усвоит в течение все жизни.

6-18 лет– период первичной учебы. Это период накопления удовольствий: от любви, активности, от общения, занятия в секциях, спортом, музыкой и т.д.

Запас радости в этот период, которая будет держать вас в зрелости, согревать в старости, если вы ее не до получили, рано повзрослели, то явно потеряли что-то важное, тот запас, который должен существовать. Молодость должна перебеситься.

18-30 лет. Если до 18 лет была радость, открытость, ощущение щенячьего восторга, то дальше закладывается материальный фундамент: профессия, которая будет кормить, человек социализируется.

Дальше 30-42г.–  кризисный период.  В это период приходит осмысление, что нужно что-то предпринимать, найти дело, которому ты служишь.

Кто-то из великих сказал, что самое лучшее в жизни-это иметь высокооплачиваемое хобби.

 В 42г. начинается ломка смыслов, потому, что традиционные смыслы уже закончились.

42г.- это финиш социального развития. Здесь нужно, либо найти новый смысл жизни, либо происходит обессмысливание.

 42-54г.- период, когда нужно осмыслить свою жизнь. Когда нужно вернуться к себе, когда вы понимаете, что сделали все, вроде много учились, многое умеете, но вас «нету». Появляется ощущение утраты самого себя. Опять начинается все сначала: я буду жить жизнь детей, внуков и т.д.

Этот период предназначен, чтобы вы обрели смысл возвращения к себе, как режиссер собственного жизневосстановления. Период восстановления контакта с самостью, и возвращения к внутреннему «Я». Это удается путем психотерапевтической помощи, наблюдения.

По статистике этот период благополучно проходит 1 из 10. Сейчас, многие дяденьки компенсируют то, чего были лишены в детстве: машины, домики в Испании, женщины и т.д. Многие люди  требуют  по отношению к себе, различными путями любовь, внимание, заботу, опеку, даже через болезнь.

Можно доиграть, а можно шагнуть дальше.

Немногие переходят на другой уровень после возврата к себе, и обретают иной смысл-свидетельствование. Это значит, что ты больше не оцениваешь, не осуждаешь.

Например. Нет грязи после дождя, которая пачкает одежду и машину, есть просто дождь. Нет снега, который губит мои посевы, есть просто снег. Нет женщин падлюк, есть просто женщины. Ты понимаешь, что в каждом человеке есть свет и тень. Начинаешь работать так, чтобы выходил свет.

Исследования онкобольных в 4 стадии показали, что 80% начинают разваливаться, пытаются искать смысл в том, чего уже не найдешь: пить, кутить, искать чувственные удовольствия.

А 20% каким- то чудным образом закидываются на этот 5 уровень развития-свидетельствования. Они говорят, что оставшиеся 6 мес.

по насыщенности событиями, чувствами радости, удовольствиями и по протяженности- самое наилучшее время.

Смысл-это личностное понимание явления. Если человек думает о хлебе, то навряд ли с ним нужно говорить о духовном развитии. Для кого-то деньги всё, а для кого-то это пройденный этап.

Смысл выходит изнутри человека, по написанному, его не понять, инструкции ничего не дадут. Можно понять только в одном случае, если человек сам  пропустит его через себя.

Все находятся в поисках смысла жизни и не находят его, потому, что смыслом является само ощущение смысла.

Многие поговорки, в народе говорят наполовину, но все они имеют законченный смысл, как например вот эта: «Хозяин барин-хочет живет, хочет вешается.»

Сегодня мир опирается на деньги, и то, что можно на них купить. Прямо гонка, в надежде наполниться эмоциями или купить гармонию. На самом деле, гармоничности и спокойствия можно достичь другими, более правильными путями.

Нужно рассмотреть проблему или мечту, на уровнях окружения, поведения, потом пойти выше и подумать о способностях, с помощью которых ты это делаешь. Шагнуть дальше, и подумать чего ты хочешь, когда  собираешься это делать. Далее, зачем, ради каких ценностей это делать. Подняться выше и понять почему, в силу, каких- таких убеждений.

Люди смысла-те, которые никогда не отличали- можешь и хочешь. Потому, что нужное для них было возможно, а должное желанно.

Смысл жизни и счастье, не за гранью возможного, а в его полноте и его красоте!

По любым возникшим вопросам, обращайтесь ко мне на почту http://sdelkassoboi.com/about/ ,я конечно же отвечу!

Татьяна Мамай

смысл жизни, счастье

Вам нравятся статьи? Пожалуйста, поделитесь ими, с другими людьми.

Источник: http://sdelkassoboi.com/schaste-i-smysl-zhizni-zakony-vo-vse-vremena/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.