Сексуальность нуждается в здоровой агрессии

Здоровая агрессивность – психология

Сексуальность нуждается <nobr>в здоровой агрессии</nobr><br />” width=”300″ height=”210″ class=”alignleft size-medium” /></p><p>Понятие «здоровая агрессивность», одно из наиболее разработанных в Гештальте, было описано Перлзом в его первой книге1. Он различает <i>параноидную агрессивность, </i>направленную на уничтожение врага, и <i>биологическую агрессивность, </i>необходимую для сохранения вида <i>(ad gressere </i>в переводе с латинского означает «идти, приближаться к чему-либо или кому-либо»).</p><p>Значение здоровой агрессивности иногда понимается неверно. В обыденных представлениях данное понятие часто ассоциируется с ненавистью, разрушением, войной. В гештальт-терапии, напротив, оно обозначает вовлеченную встречу, «полный контакт» между средой и самим собой.</p><p>Перлз придает большое значение «инстинкту голода». Используя хорошо знакомую метафору яблока, он разъясняет: чтобы себя накормить, мы должны сначала с помощью наших резцов откусить кусочек яблока, а затем пережевать его коренными зубами. Эти две операции необходимы для хорошей ассимиляции, защищающей от интроекции.</p><p>Перлз различает общую интроекцию (младенец, который пьет молоко), частичную интроекцию (кусание) и ассимиляцию (жевание). Для обеспечения роста нашего организма требуется разрушение (например, пищи на мелкие кусочки). Мы нуждаемся в агрессии, чтобы прогрессировать. Биологическая агрессивность — это жизненный импульс.</p><p>В терапии часто необходимо осуществлять работу по «отрыгиванию» интроектов, которые мы «проглотили целиком» в ходе нашего воспитания. Мы нуждаемся в «повторном пережевывании» того, что нам кажется полезным, чтобы интегрировать это в нашу личность, и «отбрасывании» того, что нас больше не устраивает.</p><p><i>Пьера в детстве воспитывали в большой строгости. Его отправили в пансион, который содержали монахи. Пьера подавляли обстановка, в которой он воспитывался, и религиозные ценности, которые он плохо понимал.</i></p><p>Он рос в атмосфере запретов, навязанных вероучением, и постоянно переживал состояние фрустрации. На терапии Пьер демонстрировал робость, интровертированность и страдал от внезапных фобий.</p> <span class=Он расходовал всю свою энергию на воспоминания о своих детских фрустрациях и обидах.

Во время групповой работы одного из участников, который рассказывал о школьных неудачах, у Пьера пробудился внезапный гнев на «садистов», которые исковеркали его юность. В течение нескольких терапевтических сессий он мог только выражать свою враждебность, иногда очень эмоционально.

Однажды Пьер осмелился порвать большой лист бумаги, символизирующий одного из его воспитателей, на мелкие кусочки. Он оскорблял эти обрывки, которые продолжали «пачкать» палас и прилипать к его ногам. И, наконец, он нашел свое решение. Пьер достал из стенного шкафа пылесос и, громко смеясь, избавился от обрывков бумаги.

Вдруг он остановился и бережно отложил несколько кусочков, говоря: «На этой каторге у меня были хорошие друзья, и они научили меня солидарности».

Позволив проявиться своей здоровой агрессивности, Пьер смог принять ответственность за себя, отделяя то, что ему подходит, от того, что он отвергает. Через некоторое время он признался, что хотя и считает важным процесс «отторжения воспитательной дрессировки», но тем не менее в терапии ценит возможность получать удовольствие от исследования и обучения новому.

Источник:

Агрессивное поведение

Слово «агрессия» имеет латинские корни («нападение»). Как свидетельствует статистика, дети и взрослые с каждым годом становятся всё более агрессивными.

Это связано в основном с увеличивающимся ритмом жизни, психологическими нагрузками и плохим графиком сна и отдыха.

Агрессивное поведение может возникать как из-за особенностей характера и воспитания человека, так и по причине психических заболеваний.

Агрессивное поведение — деструктивные поступки и высказывания, которые приводят к психологическому и физическому ущербу того лица или группы лиц, на которое оно направлено.

Беспричинная агрессия может говорить о том, что в организме нарушен гормональный баланс, в части случаев это проявление болезни Альцгеймера. Причин может быть масса, потому нужно обследование квалифицированными специалистами.

Чем раньше будет проведена диагностика, тем более высокий шанс на устранение причин без последствий для самого человека и для окружающих, в том числе для самых близких.

Причины

Психические и психологические причины агрессивного поведения у взрослых и подростков:

  • употребление снотворных лекарств
  • злоупотребление препаратами из группы антидепрессантов
  • проблемы на работе
  • неполадки в личной жизни
  • отсутствие отдыха при интенсивной рабочей загруженности

Мотивы агрессии могут быть такие:

  • враждебные (гнев, ненависть, ярость, эмоциональный срыв)
  • патологические (это следствия психических нарушений: галлюцинации, бред, психозы)
  • авторитарные (связанные со стремлением к власти, человек стремится быть выше окружающих, контролировать их и подчинять)
  • гедонистические (агрессия приносит человеку удовлетворение: моральное или физическое)
  • психической саморегуляции (агрессия помогает человеку обрести психологический комфорт и внутреннюю гармонию)
  • отрицания (агрессивное поведение в таких случаях — способ нарушения существующих правил, норм, законов)

Отдельно некоторые исследователи рассматривают мотивы следования, приобретения и достижения, защитные мотивы агрессии.

Теории агрессивного поведения

Таких теорий существует множество. Наибольшее распространение получили теории Эриха Фромма, Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Агрессию делят на 4 категории:

  • потребность, которая вызвана внешними факторами (этот механизм объясняется фрустрационной теорией)
  • врожденная особенность (объясняется теорией влечения)
  • форма поведения в обществе
  • познавательные и эмоциональные процессы

Агрессия у детей

Статистика свидетельствует, что в последние годы школьники, особенно младших классов, становятся всё более агрессивными. У них появляется агрессивное поведение, направленное как на одноклассников и друзей, так и на учителей и родителей. Среди наиболее актуальных причин называют:

  • пребывание в нестабильном психологическом климате в семье (родители не ладят между собой, проявляют агрессию к своему сыну или дочери)
  • плохое воспитание (когда один день ребенку что-то разрешают, а на второй день немотивированно наотрез отказывают в это же; это вызывает непонимание ребенка и злость)
  • плохая успеваемость в школе
  • ссоры и отсутствие общего языка с одноклассниками
  • предвзятое отношение учителя, воспитателя
  • излишняя требовательность учителя, куратора, родителей

Агрессивное поведение у ребенка 2 лет может быть спровоцировано запретом чего-либо. Когда они не получают желаемого, может начаться истерика или проявления агрессии.

Дети такого возраста еще не понимают, что их поведение имеет определенный результат, который может существенно отражаться на окружающих. Например, они могут толкнуть другого ребенка, не понимая, что тот может удариться головой или даже сломать себе что-либо. Агрессивных детей в возрасте 2 лет лучше не ругать.

Объясните ему, в чем он был не прав, какие последствия несут его поступки. При истерике постарайтесь переключить его внимание на что-либо.

Также агрессия у детей 2 лет может говорить о том, что они испытывают базовые физические потребности, о которых пока не могут сказать (или не могут даже их осознать). Например, ребенок может хотеть пить, кушать, спать, отдыхать.

В три года у ребенка наступает первый возрастной криз. Нельзя проявляться ответную агрессию, нужно действовать спокойными разговорами, объяснениями ситуации. Если это не помогает, нужно обязательно обратиться на консультацию к квалифицированному детскому психологу.

Агрессивное поведение дошкольников может иметь такие возможные причины:

  • биологические
  • наследственные, особенности характера
  • соматические болезни
  • патологии головного мозга

В 7 лет у ребенка наступает еще один криз становления личности. Поступая в первый класс, они сталкиваются с новыми ограничениями. Отсюда может исходить грубость по отношению к родителям, ссоры с друзьями и товарищами, игнорирование просьб и приказов учителя. Если родители в ответ на такое поведение будут кричать на ребенка, наказывать его, это приведет к усугублению криза.

Агрессию у ребенка 7 лет может спровоцировать нездоровый психологический климат в семье, физические наказания за проступки и низкую успеваемость, жестокие компьютерные игры, постоянный просмотр фильмов, где герои проявляют агрессию (в основном это триллеры и боевики), установки воспитания (когда ребенка учат в ответ на агрессию от другого ребенка самому действовать агрессивно, прибегая к физическим методам).

Агрессивное поведение школьников может быть связано с навязыванием ощущения элитности родителями.

Дети из богатых семей требуют к себе повышенного внимания со стороны учителей, почета и даже поклонения со стороны одноклассников. Они чувствуют свою избранность, считают себя «выше других».

Когда окружающие нарушают их иллюзию, не подтверждают имеющиеся установки, у ребенка начинается агрессивное поведение.

Формы агрессивного поведения

Выделяют две формы агрессивного поведения по методу проявления:

  • вербальная (выссказывания)
  • физическая

Вербальной агрессией называют поведение, когда человек, находясь в нормальном психическом здоровье или с патологией, оскорбляет, унижает и угрожает другим словами. Этот вид агрессии, в свою очередь, бывает прямым и косвенным.

Физическая агрессия делится на три подвида:

  • символическая (угрозы и запугивания)
  • косвенная (нанесение материального ущерба)
  • прямая (действия, которые наносят физический вред человеку или группе лиц)

Отдельно рассматривают реальную форму агрессивного поведения. Это нанесение физических травм людям или животным. Любая агрессия всегда противоречит нормам и правилам морали в обществе. Агрессия является в большинстве случаев формой реакции на проблему. Она вызывает фрустрацию, стресс и другие негативные последствия.

Агрессивно-пассивное поведение

Агрессивно-пассивное поведение — реакция на существующую или выдуманную проблему, которая характеризуется попыткой человека не проявлять негатив, недовольство, а скрыть его от окружающих.

К этому поведению относят откладывание важного для своей жизни решения. Агрессивно-пассивные люди рассматривают себя в роли жертв.

Часто у них есть зависимости и страх принимать какие-либо решения, особенно важные.

На пассивно-агрессивное (или агрессивнол-пассивное) поведение могут указывать такие фразы человека:

  • как скажешь; Ok
  • я не злюсь
  • я не знал, что вы имеете в виду сделать это прямо сейчас
  • да иду уже!; ну сейчас!
  • я думал/думала, ты знаешь
  • вы просто хотите, чтобы всё было идеально (когда он не выполняет порученное задание достаточно хорошо и получает замечания)
  • вы хорошо это сделали как для человека с вашим образованием / уровнем интеллекта / опытом работы и пр.
  • ну конечно, я был бы счастлив
  • почему ты так расстроился?
  • я же просто пошутил!

Агрессия мужчин и женщин

Исследователи говорят о том, что к агрессивному поведению больше склонны парни и мужчины, чем девушки и женщины. Мужчины часто жестоко обращаются с животными и детьми.

Это связано с тем, что в мужском организме выше уровень гормона под названием «тестостерон». Чем больше его в организме, тем больше склонен человек к злобе и агрессии.

Мужчины проявляют в основном агрессию физического вида, а женщины ограничиваются вербальной формой агрессивного поведения.

Гендерные различия агрессивного поведения изучали такие исследователи:

  • Бьорквист
  • Лагерспец
  • Харрис
  • Джентри и т. д.

Отличие агрессии двух полов заключается в установках относительно такого поведения. Мужчины в основном мало испытывают чувство вины, имеют низкий уровень тревожности. Женщины, наоборот, думают о том, как среагирует жертва на их поведение, не проявит ли она ответную агрессию, не будет ли слишком подавлена и расстроена и т. п.

Агрессия в понимании мужчин является средством достижения целей. Для женщин агрессивное поведение является способом снять стресс, успокоиться. Это в большинстве случаев кратковременные вспышки гнева. Различия в агрессивном поведении мужчин и женщин обусловлено несколькими причинами. Первая — генетический фактор.

Агрессивные мужчины в древности имели больше шансов на доминирование и размножение. С помощью агрессии они побеждали других претендентов на выбранную женщину.

Ученые Вершур, Кенрик и Садалла, проведя исследования, сделали вывод, что стремление мужчины к доминированию позитивно оценивается женщинами и считается привлекательной особенностью.

Различия в агрессии обоих полов продиктовано также культурным и социальным факторами. Женщины считаются более общественными созданиями, они склонны сопереживать и дружить. А мужчины показывают свою уверенность в себе, склонны демонстрировать силу. Женщины оценивают большинство поступков как пагубные и ведущие за собой тревогу или чувство вины.

Объекты агрессии

Первый тип агрессивного поведения, который стоит рассмотреть, это «рыцарство».

Эксперименты ученых Мукерджи, Колсаваллы, Нанджи и Канекары продемонстрировали, что агрессия, направленная на женщину, особенно исходящая мужчины, считается недопустимой.

Мужчины, которые действовали в этом эксперименте агрессивно, воспринимались женщинами как более аморальные, чем те, кто проявляется агрессию, направленную на мужчин.

Женщины вызывают у мужчин меньшую агрессию, потому что особы мужского пола воспринимают их как неопасные объекты. Исследования показали, что в случае необходимости мести мужчина будет мстить другому мужчине более жестоко, чем женщине.

«Антирыцарство» — вторая форма агрессии мужчины.

Исследователи Томпсон, Ричардсон, Романовски и Голин свидетельствуют, что мужчины проявляют агрессию к женщине чаще всего тогда, когда она вызывает у них специфические страхи.

К данным страхам относят, прежде всего, чувство собственного достоинства мужчин. Когда женщина демонстрирует, что считает их слабыми или немужественными, это вызывает самый большой уровень агрессии.

Источник: https://obu4ayka.ru/obshhenie/__trashed-354.html

Сексуальность нуждается в здоровой агрессии

Сексуальность нуждается <nobr>в здоровой агрессии</nobr><br />” width=”300″ height=”200″ class=”alignleft size-medium” /></p><p>Агрессия как способ контакта с реальностью отличается от насилия и даже противоположна насилию. Она позволяет сохранить сексуальное желание и идти навстречу другому человеку, не игнорируя его и не превращая в объект. Объяснения гештальт-терапевта Брижит Мартель.</p><p>Брижит Мартель (Brigitte Martel) – гештальт-терапевт и сексотерапевт, основатель школы сексотерапии в рамках гештальта, президент ESOG (Парижского института сексуальности и гештальта), автор книг, в том числе «Сексуальность, любовь и гештальт» (Речь, 2006).</p><p>Внимание к агрессии – особенность гештальт-подхода в сексотерапии. Мой опыт психотерапевта показывает, что большинство сексуальных трудностей связаны с искаженным функционированием здоровой агрессии в паре.</p><p> Она может быть подавлена, неверно направлена или гипертрофирована.</p><p> При этом важно отличать здоровую агрессию, без которой невозможен контакт, от насилия, которое, к сожалению, тоже может присутствовать в отношениях партнеров.</p><h3><span class=Чем здоровая агрессия отличается от насилия?

  • Первый критерий – чувство могущества, бессилия или всемогущества.

Бессилие и всемогущество связаны с насилием, а могущество – со здоровой агрессией. Насилие, связанное с ощущением всемогущества, можно описать так: «Если я хочу, я это делаю, независимо от того, согласен другой или нет».

В ситуации бессилия насильник хочет ударить или нанести вред, потому что не может получить желаемое, потому что его игнорируют или потому, что ему нечего терять. В этом случае главная мотивация – не получить желаемое, а выразить свой гнев.

А если мы чувствуем свое могущество, ощущаем себя в силах сделать что-то, мы идем навстречу другому человеку, не для того, чтобы его разрушить, а для того, чтобы с ним встретиться и начать существовать в его глазах.

  • Второй критерий – поведение в рамках, которые задаются законами и правилами жизни в обществе.

Насилие всегда сопровождается выходом за рамки закона, за пределы правил, которые регулируют наше взаимодействие друг с другом в обществе, а здоровая агрессия уважает эти рамки и может быть выражена в заданных законом пределах.

При этом у каждого из нас могут быть собственные представления о рамках, унаследованных из родительской семьи, и иногда у партнеров они не совпадают: для одного громкий голос, высокий тон неприемлемы и воспринимаются как насилие, а для другого это обычный способ разговора в семье.

  • Третий критерий – понимание того, что такое контакт.

Здоровая агрессия предполагает, что мы осознаем существование другого человека как отдельного существа со своими интересами, желаниями, планами и у нас есть намерение пойти навстречу этому человеку.

Насилие, напротив, сопровождается разрывом отношений: другой становится объектом, который нужно уничтожить, или его жизнь, его интересы вообще не принимаются в расчет.

Тем самым агрессия ведет к полноценному контакту, а насилие – к разрыву контакта.

Почему агрессия необходима?

Основатель гештальт-терапии Фриц Перлз отводил важное место агрессии в развитии личности1. Агрессия необходима, чтобы жить, но еще больше она необходима, чтобы получать удовлетворение от секса, и мы увидим, что проблемы создает не здоровая агрессия как таковая, а искаженное использование агрессивного начала.

Конечно, нежность и близость тоже составляют часть сексуальности, но без достаточного уровня агрессии желание угасает, его невозможно поддерживать.

Если же, наоборот, агрессия слишком сильно выражена или не поддается управлению, «идти к кому-то, навстречу кому-то» в этом случае превращается в «действовать против другого, не обращая внимания на другого»: другой сводится к объекту, и мы попадаем в область сексуального насилия.

Мы используем одни и те же нейронные и гормональные пути, чтобы контролировать сексуальное поведение и агрессию. Мужской гормон тестостерон, который гештальт-терапевт Серж Гингер называл «гормоном завоеваний», играет ведущую роль и у мужчин, и у женщин в том, что касается регуляции их агрессивного поведения.

А два нейромедиатора, дофамин и серотонин, в свою очередь, соответственно, усиливают или подавляют наши сексуальные и агрессивные порывы. «Агрессивность и сексуальность в нашем архаичном мозге регулируются одними и теми же нейронными связями, одними и теми же нейромедиаторами, одним и тем же тестостероном, – пишет Серж Гингер.

– И поэтому, разблокируя наши агрессивные эмоции, мы одновременно освобождаем нашу сексуальную энергию»2.

Эти наблюдения совпадают с моими выводами, сделанными на основе многолетней практики: почти все сексуальные трудности, если они не имеют физиологическую природу и не связаны с побочным эффектом приема некоторых лекарств, могут быть сведены к трудностям с управлением агрессией – она может быть направлена на себя, ее направленность может быть искажена, она может быть не выражена, подавлена или чрезмерна.

Конечно, тема сексуальности всегда связана со страданием, но в ней же заключена витальность, сильный порыв к жизни.

Этот порыв, который имеет непосредственное отношение к здоровой агрессии, особенно заметен при групповой работе. Он помогает нам принять глубокое страдание и позволить ему сосуществовать с моментами мощного наслаждения.

Я думаю, что эта смесь плодотворна и может поселить в некоторых сердцах надежду: «Так значит, это все-таки возможно».

1 Ф. Перлз «Эго, голод и агрессия» (Смысл, 2010).2 С. Гингер «Гештальт. Искусство контакта» (Академический проект, 2015).http://www.psychologies.ru/sexuality/practical/seksualnost-nujdaetsya-v-zdorovoy-agressii/

Источник: http://www.gestaltism.ru/seksualnost-nujdaetsya-v-zdorovoy-agressii/

Сексуальность и Агрессивность: от чего зависит Хочу и Могу нашей психики?

Сексуальность нуждается <nobr>в здоровой агрессии</nobr><br />” width=”300″ height=”230″ class=”alignleft size-medium” /></p><p><strong>Психологические силы</strong>: Сексуальность и Агрессивность, известны человечеству давно. Они путешествую с одной сказки в другую, из одного мифа в другой под видом мудрых старцев и стариц, королей и королев, богов и богинь. Но в науке свое место они заняли относительно недавно.</p><p> Первым на значение либидо (сексуальности) в жизни человека обратил внимание Зигмунд Фрейд. Нельзя сказать, что до этого медицина не знала, что у человека есть половое влечение.</p><p> Науке это было известно, но никто не задумывался над тем, насколько оно определяет поведение человека, его суждения и образ жизни.</p><h3><span class=Сексуальность: от чего зависит наше Хочу

Именно Фрейд вводит в современную терминологию понятие Сексуальности как одного из главных инстинктов движущей силы развития человека. В своей работе Фрейд показал, как либидо влияет на развитие его психики. Он описал процесс, как происходит развитие ребенка с самого рождения на основании его либидо и удовольствий, которые связаны с этим либидо.

Многим, наверное, уже известно, как Фрейд определяет этапы развития человека в соответствии с тем, какое удовольствие он чувствует, так как сексуальная часть психики (либидо) связана именно с удовольствием. Это:
1. Оральная стадия развития.
2. Анальная стадия развития.
3. Эдипов комплекс.
4. Латентный период.
5. Генитальный период.

Переход в ту или иную стадию связан с удовольствием, которое ребенок чувствует в теле в определенный период физического развития. И потому теория Фрейда по началу и встречала сильное сопротивление, так как он утверждал, что даже маленькие дети – сексуальные существа.

Они уже могут получать сексуальное удовольствие с самого детства, хотя его еще можно назвать эротическим, а не именно сексуальным.

В целом, либидо – это биологическая сила, которая есть у всех живых организмов на земле. Все в стремится к выживанию. Стимулом для этого может быть стремление выбирать хорошую среду для обитания (например, как делают бактерии, стремясь в места, где много питательных веществ) или лучшее освещение и т. д.

На примере живой природы мы можем посмотреть, как с развитием эволюции либидо тоже усложняется и развивается.

Если взять, например, приматов, то среди шимпанзе и некоторых других видов, развита возможность получения сексуального удовольствия, которое не обязательно связано с течкой у самки.

Эти животные спариваются уже просто для наслаждения, а не с целью копировать свои гены и это есть у многих млекопитающих, но не у всех.
Например, бык не замечает корову, условно считая ее бесполым существом, до тех пор, пока у нее не появится течка.

Тоже самое корова чувствует по отношению к быку. И только когда приходит момент овуляции и появляется возможность к оплодотворению, у них активизируется либидо – половое влечение. Но в этом случае оно подчинено размножению, а не получению удовольствия от процесса.

Что же касается человека, то его либидо (точнее Сексуальность) многогранно. Давайте определимся с терминами. Либидо в узком смысле слова – биологическая суть человека, именно половое влечение.

Сексуальность же – не только половое влечение, но и вся часть психики человека, которая отвечает за удовольствие в жизни, сексуальное удовольствие уже входит в это понятие.

Либидо – это фундамент, на котором вырастает его Сексуальность, очень сложная мотивация к поведению, основанная на удовольствии и неудовольствии, на том, что хочется и чего не хочется.

Сексуальность в широком смысле слова – это наше Хочу. Это касается всех аспектов жизни: хочу есть, пить, хочу сексуальных отношений, хочу отдохнуть, хочу работать и т.д. А для того, чтобы осуществлять все свои Хочу, человеку нужна энергия действовать. Именно ее обеспечивает Агрессивная часть психики.

Кроме того, сексуальная часть психики определяет взаимодействие с внешней средой: приятна эта среда или нет, доброжелательна или нет.

С помощью Сексуальности мы вступаем во взаимодействие с внешним миром, с людьми, которыми мы контактируем, объектами в нем и с собой как с субъектом.

Например, я смотрю на небо и получаю от этого удовольствие, а если я смотрю на разлагающийся труп, то я чувствую отвращение. Т.е. сексуальность контролирует момент взаимодействия с внешней средой.

Агрессивность: что заставляет нас добиваться целей?

Если Сексуальность в нашем обществе еще более менее развита, то Агрессию у нас наложено табу и вето. Это происходит от того, что есть непонимание, что такое Агрессия. Ее часто путают с гневом, т.е. эмоцией. Агрессивность, также как и Сексуальность, является движущей силой психики человека.

Любое живое существо имеет Агрессию. С латыни это слово переводится как шагать, наступать, т.е. обозначает энергию действия. Если Сексуальность – это взаимодействие, то Агрессивность – это действие. Сексуальность – это Хочу, Агрессивность – это Могу.

Взять, к примеру, ту же бактерию, о которой мы уже упоминали, если она хочет больше света, то она действует – плывет по направлению к нему. Если листочку нужно больше света, он поворачивается к солнцу. Если бык почувствовал запах течки, он, естественно, двигается по направлению к корове.

Он хочет ее и под это у него выделяется энергия – Могу, и если соперник будет ему мешать, у него будет достаточно сил, чтобы отбить эту самку для себя.

Тоже самое происходит с людьми, когда мы хотим есть, у нас под это Хочу выделяется энергия, наше Могу, мы идем и добываем себе пищу. Если мы хотим сексуальных отношений, мы пытаемся найти себе партнера и т.д. Наша Агрессия часто зависит от нашего Хочу, чем сильнее Хочу – тем сильнее Могу.

А когда происходит несовпадение, и мы делаем то, что не хотим, наша Агрессия снижается (желание действовать и мотивация снижаются). Иногда бывает, что мы можем хотеть, но мы не верим в то, что мы это можем или у нас нет сил, или думаем, что с этим не справимся.

И только у нас, людей, из-за этого диссонанса возникает масса психологических проблем: хочу, но не могу; могу, но не хочу и других комбинаций.

О других аспектах влияния на человеческую психику Сексуальности и Агрессивности мы поговорим позже.

Ваш Persona-льный психолог,
Роман Мельниченко.

by HyperComments

Источник: https://blog.centrpersona.com.ua/seksualnost-i-agressivnost-ot-chego-zavisit-hochu-i-mogu-nashej-psihiki/

Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

Сексуальность нуждается <nobr>в здоровой агрессии</nobr><br />” width=”300″ height=”189″ class=”alignleft size-medium” /></p><p><b>Шкалы</b>: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.</p><p>Назначение теста: Диагностика агрессивного поведения.</p><h3><span class=Описание теста

В этнопсихологических исследованиях особое место занимает проблема изучения агрессивного поведения.

Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике межэтнических конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране.

Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному.

Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. Психологи Б. Басс и Р. Дарки разработали тест, оценивающий уровень агрессивного поведения человека.

Инструкция к тесту

«Предполагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно ( «да» или «нет» ) оценить 40 приведенных ниже утверждений».

Тест

  1. Во время спора я часто повышаю голос.
  2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.
  3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.
  4. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.

  5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.
  6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.
  7. Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя.
  8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.

  9. Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.
  10. В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.
  11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.
  12. Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.

  13. У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.
  14. В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.
  15. Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.
  16. Когда я сердит, то обычно мрачнею.

  17. В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.
  18. В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.
  19. Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.
  20. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.

  21. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.
  22. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.
  23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.
  24. Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать с кем бы то ни было.

  25. Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.
  26. Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.
  27. В детстве я избегал драться.
  28. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.
  29. Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.
  30. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.

  31. Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями.
  32. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.
  33. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.
  34. Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.
  35. Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.

  36. Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.
  37. Другие люди мне всегда кажутся преуспевающими.
  38. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.
  39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.
  40. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.

Обработка и интерпретация результатов теста

Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал.

  • Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.
  • Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.
  • Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.
  • Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.
  • Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

Ключ для обработки теста:

Тип агрессииномер утверждения
ДаНет
ВА1, 2, 9, 10, 25, 26, 3317
ФА3, 4, 11,1 8, 19, 28, 3427
ПА5, 12, 13, 21, 29, 35, 3620
ЭА6, 14, 15, 22, 30, 37, 3823
СА7, 8, 16, 24, 32, 39, 4031

Математическая обработка. Вначале суммируются баллы по каждой из пяти шкал.

Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.

Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам.

Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.

Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности.

Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения.

В результате проведенных исследований валидность теста проверена на 483 испытуемых. Внутришкальные коэффициенты корреляции превышают 0,35 и значимы на 5%-ном уровне.

Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003, с. 383-385.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

© 2004-2019, Psylist.net | Обратная связь: qqqxx@psylist.net

Источник: https://Psylist.net/praktikum/00325.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.