< Синдром первокурсника: почему они не выдерживают - Психолог

Синдром первокурсника: почему они не выдерживают

Содержание

Синдром «вечного студента»: почему они никак не могут доучиться?

Синдром первокурсника: почему они не выдерживают

Они бросают вуз или делают паузу, потом возвращаются. Могут годами переходить с курса на курс, прежде чем получат степень бакалавра или магистра. Они так несобранны или ленивы, как думают о них многие? Или неудачники, как они думают о себе? Но если верить недавним исследованиям, все не так однозначно.

Еще их называют «бродячими студентами» или «странствующими студентами». Они словно кочуют по студенчеству, не ставя на кон все — диплом или ничего. Кого-то они раздражают. У кого-то вызывают сочувствие и даже зависть: «Умеют же люди не напрягаться и спокойно относиться к своим неудачам в учебе».

Но на самом ли деле они так философски относятся к проваленным экзаменам и зачетам? Правда ли, что их не волнует, учатся они в общем ритме или нет? На фоне ровесников, ведущих бурную студенческую жизнь, трудно не чувствовать себя неудачником. Они совершенно не вписываются во всеобщую концепцию «Быстрее, выше, сильнее».

Долгосрочное исследование показало, что феномен вечного студента имеет много причин. Одна из них в том, что далеко не всем близка идея быть лучшим и стремиться к высотам. Каждому из нас требуется свое, персонально рассчитанное время на обучение. У каждого свой темп.

Кроме желания откладывать все на потом, есть и другие переживания, которые сопровождают затянувшееся обучение

Согласно опросу, проведенному Федеральным статистическим управлением (das Statistische Bundesamt — Destatis) в летнем семестре 2018 года, в Германии насчитывается 38 116 студентов, которым необходимо 20 или более семестров для получения степени. Имеется в виду чистое время обучения, без учета каникул, стажировок.

Читайте:  Формула доверия: как избежать разочарования в людях

Статистика, полученная Государственным департаментом информации и технологий Северный Рейн-Вестфалия (NRW), с другой стороны, дает представление о том, насколько большим может быть число тех, кому времени на образование нужно больше, с момента поступления в немецкий университет, только с учетом университетского семестра.

Согласно анализу, проведенному в зимнем семестре 2016/2017 годов, тех, кому требуется больше 20 семестров, оказалось 74 123 человек. Это почти 10% всех студентов в регионе. Эти цифры показывают, что тема долгосрочного обучения — не просто исключение из правил.

Кроме желания откладывать все на потом, есть и другие переживания, которые сопровождают затянувшееся обучение.

статьи:

  • 1. Виновата не лень, а жизнь? 
  • 2. «Чем ты обогатился?» 

Виновата не лень, а жизнь? 

Возможно, некоторые просто не заканчивают учебу из-за лени или потому, что удобнее быть студентом. Тогда у них есть оправдание, чтобы не выходить во взрослый мир с его 40-часовой рабочей неделей, безрадостной рутинной работой в офисе. Но есть и другие, более весомые причины для долгосрочного обучения.

Для кого-то образование — это тяжелое финансовое бремя, которое заставляет студентов работать. А работа тормозит учебный процесс. В итоге получается, что работу ищут, чтобы учиться, но из-за нее пропускают занятия.

Читайте:  Неизвестность: принять и перестать бояться

Это может быть и психологическое бремя, когда студент, поступивший в тот или иной вуз, на самом деле не знает, чего хочет. Многие студенты страдают от хронического стресса: нелегко быть все время в состоянии гонки. Особенно если родители постоянно напоминают, чего им стоит учеба сына или дочери в вузе.

Для некоторых «переваривать» это настолько сложно, что требуется медицинская помощь, и они вынуждены бросить учебу. Нередко стресс, тревога о будущем, о финансовой стабильности приводят к длительной депрессии.

Может быть, вечный студент сомневается в выбранном пути профессиональной реализации, планах на жизнь, в необходимости высшего образования. Философия достижений, похоже, изрядно поднадоела даже самым отъявленным перфекционистам и карьеристам. Может быть «вечный студент» более разумен, чем его одногруппники, ориентированные на результат.

Вместо того, чтобы ломать себя через колено и во что бы то ни стало бежать к финишу, он признает, что для него важнее не задыхаться в книжной пыли в душной библиотеке и готовиться по ночам к экзаменам, а лучше глубоко дышать где-нибудь в походе с рюкзаком за спиной.

А может быть, в привычный ход учебного процесса вмешалась любовь? И куда важнее проводить выходные не за столом с учебниками, а в объятиях и обществе любимой.

Читайте:  Новое исследование: в основе любви лежит сострадание

«Чем ты обогатился?» 

Что, если перестать относиться к таким студентам как к «инвалидам умственного труда» и увидеть чуть больше, чем череду банальных академических отпусков? Возможно, однокурсник провел десять семестров в изучении философии, которая его интересует, а лето — в удачных попытках заработать дополнительные деньги, потом провел четыре семестра, изучая право.

Пропущенное официально время не было потрачено зря. Просто спросите, что это значило для него, что он сделал и чему научился в течение всех этих семестров.

Иногда тот, кто сомневается и позволяет себе остановиться и взять паузу, приобретает больше жизненного опыта, чем тот, кто безостановочно проучился четыре года или шесть лет, а потом был сразу же выброшен на рынок труда, как щенок в воду.

«Вечный студент» успел пощупать жизнь и ее возможности и, возобновив обучение, выбрал направление и форму (очную, заочную, дистанционную) более осознанно.

А может быть, он решил, что ему не нужно высшее образование (по крайне мере, сейчас) и лучше получить какую-то практическую специальность в колледже.

Именно поэтому сейчас в Германии и других европейских странах стало популярным среди выпускников школ и их родителей брать паузу в год-другой перед поступлением сына или дочери в высшее учебное заведение. Иногда это оказывается выгоднее, чем участвовать в гонке за дипломом.

Источник

Источник: //z7u.ru/sindrom-vechnogo-stydenta-pochemy-oni-nikak-ne-mogyt-doychitsia/

Синдром самозванца, изоляция, «я подвел родителей». Почему студенты чаще других страдают от депрессии

Синдром первокурсника: почему они не выдерживают

Студенты и люди из научного мира чаще других страдают психическими расстройствами. Ежегодно затраты университетов по поддержанию психического здоровья среди студентов и персонала составляют миллионы фунтов стерлингов. А родители и исследователи периодически задаются вопросом: а не вредит ли образование здоровому состоянию ума?

Докторант Университета Восточной Англии Наталья Мосунова и психолог Ксения Зенкова-Конти разбираются, что же происходит со студентами. 

И у нас для вас две новости: что касается риска самоубийств, то студенты тут ничем не отличаются от других групп, какими бы заголовками нас ни пугали таблоиды. Но вот в части депрессий и других расстройств, увы, университеты действительно опережают многие другие индустрии.

Обычно студенческие выступления – это реакция на случаи суицида студентов, подогреваемая прессой: многие печальные истории попадают на первые страницы национальных медиа. На первый взгляд, цифры ужасающие: за 18 месяцев с 2017 по 2018 года только в университете Бристоля расстались с жизнью 11 студентов. А в целом по стране каждые четыре дня расстается с жизнью один британский студент.

Однако существенная часть этого ужаса – более пристальное внимание журналистов к университетам, чем к остальным индустриям. Исследования показали, что число суицидов среди студентов 4,7 случаев на 100,000 человек, то есть почти втрое ниже, чем среди остального населения (11,6 на 100,000). 

Но проблемы поддержания психического здоровья в университетах на самом деле существует. Ежегодно почти каждого третьего студента в Великобритании посещают мысли о самоубийстве. Более четверти студентов испытывают расстройство пищевого поведения. Главной причиной обращения студентов за помощью становятся депрессия и тревожность.

Среди молодых ученых ситуация еще печальнее: среди персонала университетов 53% демонстрирует признаки как минимум легких расстройств психики. В среднем в академической среде проблемы, связанные с депрессией и другими психическими проблемами, встречаются от двух до четырех раз чаще, чем в других индустриях.

Почему?

С одной стороны, более образованные люди часто внимательнее относятся к своему состоянию, и понимание симптомов психических расстройств позволяет им раньше обратиться за помощью.

Психогенным фактором могут стать отличия академической среды от «реального мира». Для студентов триггерами становятся переход из родительского дома во взрослую жизнь, дедлайны, экзамены и финансовые проблемы.

Для бакалавров критическим считается первый год, когда студентам приходится проходить через множество изменений. По теориям изменений, депрессия – один из неизбежных этапов адаптации, избежать ее мало кому удается.

А вот ее глубина и продолжительность будут зависеть от личных качеств студента, в том числе адаптивных способностей и умения противостоять стрессу.

С окончанием первого курса, впрочем, риски депрессий и других расстройств не исчезают. Скорее они усиливаются с повышением уровня и достигают максимума для докторантов.

Причинами депрессии для студентов PhD и персонала, помимо дедлайнов и финансовых ограничений, становятся:

  • глубокая социальная изоляция – часто приходится месяцами работать в одиночку. Почти все время проводится среди книг и статей, в лабораториях;
  • абсолютная неопределенность во время учебы: если вы знаете ответ на ваш вопрос, то у вас нет темы исследования. Если у работников корпораций результаты видны в довольно короткой перспективе, то исследователь совершенно не представляет, куда приведут его 3-4-5 лет работы;
  • очень высокая цена ошибки: поскольку студент работает над проектом самостоятельно и, как правило, один, все зависит от его действий. Незначительная ошибка на начальном этапе может привести к необходимости переделать работу нескольких лет. И снова – одному и самому.
  • хронический и практически неизбежный «синдром самозванца»;
  • все это приводит к сбою самооценки: «я недостаточно хорош» – очень типичное ощущение для тех, кто только что совершил небольшой переворот в науке;
  • анонимность и субъективность обратной связи от издательств и журналов: нередко рецензии на работы просто токсичны и не могут быть использованы для конструктивной работы над проектом.

Иногда причина – в специфических свойствах людей, выбирающих науку

Нередко это люди, упорно стремящиеся к достижениям и постоянно самосовершенствующиеся. Они очень требовательны к себе, самокритичны и редко удовлетворены собой. Внешняя успешность далеко не всегда подкреплена высокой самооценкой.

Напротив, заниженная самооценка и желание раз за разом подтверждать достижениями свою ценность и значимость часто и является той самой силой, которая заставляет человека получать лучшие оценки на экзаменах и более высокие степени.

У этой силы есть обратная сторона: постоянная активность, направленная на подтверждение своего статуса, ценности и завоевание уважения и хорошего отношения, истощает психически и физически.

Если позитивных переживаний – радости от процесса обучения или работы, удовольствия от общения, интереса в другим сторонам жизни – немного, стремление к достижениям приводит к депрессии. Такая форма депрессии отличается чувством вины: «я недостаточно старался», «я подвел своих родителей», «я должен был, но не смог». Это сильное чувство вины и вызывает суицидальные мысли.

Бывает и другая форма депрессии, не менее опасная. Она возникает, если осознание собственной успешности разбивается о жестокую реальность.

Например, если выпускник престижного учебного заведения оказывается в ситуации бесперспективности, если не оправдываются карьерные и зарплатные ожидания. Или если оказывается, что проведенное исследование не имеет никакой практической ценности.

  В ситуации потери привычного сконструированного имиджа собственной значимости возникает ощущение бессмысленности жизни, мысли о том, что ты живешь не в то время, общаешься не с теми людьми, что где-то трава зеленее, но почему-то она недоступна.

Часто при этой депрессии человек изолируется от мира, прекращает контакты с друзьями, испытывает желание заглушить разочарование алкоголем и другими химическими средствами.

Для докторантов крах надежд в академической или карьерной сфере нередко совпадает с так называемым кризисом среднего возраста – периодом переоценки своего опыта, «пограничной» ситуацией, в которой многих подстерегает опасность экзистенциального кризиса. Вопросы «зачем все это?», «куда дальше?» могут не сразу найти свой ответ, и тогда ситуация неопределенности может развиться в длительное эмоционально тяжелое состояние.

Психическое состояние студентов – забота британского университета

Университеты вынуждены принимать во внимание психическое состояние студентов и оказывать необходимую поддержку, уже просто потому, что нездоровые состояния приводят к ухудшению когнитивных функций и, соответственно, успеваемости. Нездоровые симптомы снижают карьерный потенциал, а успеваемость студентов и их дальнейшая карьера учитываются в университетских рейтингах.

Некоторые университеты (Кембридж, Оксфорд) используют обучение в малых группах, чтобы обеспечить больше персональных контактов и выявлять ранние признаки расстройств психики.

Многие университеты предлагают специальную помощь – индивидуальное консультирование и групповые практики.

Однако нередко эти сервисы доступны только после длительного ожидания: некоторым приходится ждать приема месяцами.

Какие признаки говорят о том, что пора обращаться за помощью

Форма работы с депрессией зависит от ее тяжести, формы, личностной организации и может быть подобрана только специалистом. Однако есть список, составленный благотворительной организацией Samaritans, где каждый пункт – повод обратиться за помощью:

  • Недостаток энергии, утомленность;
  • Хроническая усталость;
  • Трудности с ясностью мышления;
  • Трудности с концентрацией;
  • Неспособность расслабиться и успокоиться;
  • Частые слезы;
  • Нежелание общаться с другими людьми
  • Прекращение занятий, которые обычно нравились;
  • Использование алкоголя или других веществ, чтобы справиться с эмоциями;
  • Ощущение «я не справляюсь с повседневными задачами»;
  • Выгорание.

Куда идти, если того, что делает университет, недостаточно

Если у вас есть возможность, то лучше сразу обратиться к психологу, психотерапевту. Увы, помощь квалифицированных специалистов стоит денег, и немалых. 

Бесплатная помощь:

  • Samaritans – благотворительная организация, предоставляющая психологическую поддержку населению во всех возможных формах – от разговора по телефону до организации групп поддержки. Им можно даже написать.
  • Врач общей практики (GP), который может выписать таблетки или направить вас к специальные подразделения NHS Wellbeing, которые проводят тренинги, групповые занятия и предлагают другие виды поддержки.

С чем стоит быть осторожным

Депрессию не стоит недооценивать, это гораздо более сложные процессы, чем просто плохое настроение или грусть, с которыми ее часто смешивают. Не стоит заниматься самодиагностикой или самолечением – у депрессии разные формы, разная тяжесть, разная продолжительность. То, что помогло другу, может не подойти или даже навредить.

Увы, особую осторожность придется проявлять при общении с людьми, в том числе близкими и друзьями. Многие, конечно, уже умеют оказывать поддержку в непростых ситуациях.

Но в постсоветской среде к депрессии часто относятся или с недоверием («надо просто начать думать позитивно») или стигматизируют ее («у нас в роду все были нормальные, какая такая депрессия»).

Если есть риск, что в общении вы нарветесь не на понимание и поддержку, а на совет «держаться» или «просто улыбнуться», возможно, искать помощь лучше в другом месте.

Жизнь сложна, но прекрасна. Мы много пишем о ней в нашем телеграм-канале

Источник: //zimamagazine.com/2019/04/studenty-i-depressia/

Синдром вечного студента | Социум | Наша Психология

Синдром первокурсника: почему они не выдерживают
В свое время Лена была гордостью школы: отличница, победительница олимпиад. Дальше стандартный сценарий: окончила престижный вуз с красным дипломом, защитила кандидатскую диссертацию, а затем вдруг получила второе высшее образование по другой специальности.

В результате к 30 годам у Лены составилась небольшая, но внушительная коллекция дипломов и отсутствовало всякое представление, что с ними делать. Родственники советуют остановиться и поискать работу по специальности, а Лена уже присматривается к новым курсам.

Зачем?

Ученье – свет, но бывает, что человек так увлекается процессом, что превращается в «вечного студента». Психологи утверждают, что желание как можно дольше пребывать в положении студента часто говорит о неготовности взрослеть.

Люди порой специально затягивают учебный процесс, потому что не хотят выходить из зоны комфорта и боятся ответственности. Ходить на пары и сдавать экзамены, может быть, и не самое легкое занятие, но оно привычно и знакомо, а что ждет за стенами университета, неизвестно.

И дело тут в наших страхах. Вчерашнему студенту непривычно брать на себя ответственность, самостоятельно утверждаться на новом месте. И похоже, это примета времени.

Специалисты отмечают, что в последнее время наше общество действительно стало более инфантильным.

Заведующая кафедрой практической психологии Российского нового университета Марина Хмелькова считает, что сегодня молодежь ищет ответы на вечные вопросы – в чем смысл жизни, где найти свое место в этом мире – не методом проб и ошибок, а в обучении.

Сегодня уже никого не удивишь наличием нескольких высших образований, причем по совершенно разным специальностям. С одной стороны, это ответ на требования времени: возможно, пришлось переучиваться.

Но случается и так, что взрослый человек, имеющий диплом, продолжает учиться и делает это не потому, что ему нужны дополнительные знания, а из-за стремления снова оказаться в привычной студенческой среде.

Тупиковый путь карьеры

Наверняка вы знаете людей, которые годами пишут кандидатскую диссертацию, но так и не заканчивают ее. То им нужно собрать дополнительный материал, то они хотят провести еще одно исследование, то просто нет времени.

При этом и в других сферах жизни «ученый» не может похвастаться большими успехами – карьера не складывается, личной жизни нет, а он отмахивается: «Сейчас не до этого, я же работаю над диссертацией».

Чаще всего речь идет об очередном «вечном студенте», который далек от реальной жизни.

Кстати, работодатели также не ждут молодых людей без практических навыков с распростертыми объятиями.

Генеральный директор коммуникационного агентства Нина Исайченко рассказывает, что на собеседованиях обязательно старается определить, не является ли претендент с «горящими глазами» таким «вечным студентом».

Сейчас представлять себя как постоянно развивающуюся личность стало очень модно, поэтому она предлагает обязательно спросить у кандидата: «Чему вы хотели бы научиться в ближайшее время и зачем?» Ответ на первую часть вопроса часто ставит в тупик «вечных студентов», которые хотят учиться всегда и почти всему. Они либо возьмут долгую паузу, пытаясь придумать самый подходящий вариант, либо начнут «пулеметом» перечислять все возможные виды курсов, о которых могли слышать. На вопрос «Зачем?» такие люди традиционно отвечают: «».

К сожалению, плана практического применения своих знаний у них обычно не бывает.

Для бизнеса сотрудник, не готовый брать на себя ответственность и не нацеленный на результат, не представляет интереса, поэтому даже при наличии нескольких дипломов и обширных знаний эта категория соискателей почти никогда не делает карьеру и часто остается на начальных позициях, где требуется минимальная самостоятельность.

Синдром вечного студента часто сопровождается комплексом отличника и перфекциониста.

Елена Куроедова, заведующая кафедрой психологии Университета «Синергия», напоминает, что одной из составляющих портрета «отличника» является то, что он хорош в учебе, эту деятельность он освоил лучше других и может ей гордиться. Чтобы чувствовать себя самодостаточным, в этой зоне комфорта он стремится оставаться как можно дольше.

Есть распространенное мнение о том, что троечники добиваются в жизни большего, чем отличники. Этому есть простое объяснение, считает руководитель проекта «Бизнес-герои» Василий Ралько: «Отличник – это тот, кто отлично делает все, что ему поручат.

А троечник всегда задумывается о своей цели: если его цель – получить проходной балл с минимальными усилиями, он найдет для этого самый лучший способ. Таким образом, отличник тренируется в исполнительности, а троечник в постановке целей и анализе затрачиваемых средств».

Именно проблема с целеполаганием часто встречается у «вечных студентов».

Зона комфорта: ваш выход

Профессор психологии Тель-Авивского университета Хаим Омер связывает синдром «вечного студента» с другим явлением, ставшим весьма распространенным в последние годы, – «законной зависимостью».

Вместо того чтобы быть независимыми и строить свою жизнь, молодые люди все чаще и чаще предпочитают остаться в привычных условиях родительского дома и, более того, ожидают и даже требуют, чтобы родители продолжали их поддерживать материально. В определенных культурах ситуация, когда несколько поколений семьи живут под одной крышей, считается вполне нормальной.

И в России это не редкость, чаще всего из-за пресловутого квартирного вопроса, однако ученые утверждают, что в феномене «законной зависимости» основную роль играют не традиции, а мощные социальные изменения.

Юношеский период в жизни современного человека удлиняется.

Получение образования занимает больше времени, и до того момента, как человек становится по-настоящему конкурентоспособным на рынке труда, он остается зависимым от родителей.

Кроме того, студенты часто по несколько раз меняют учебные заведения и специализацию, и в итоге взрослый человек под 30 лет живет с родителями, изучает восточную философию и не задумывается о будущем.

Психологи отмечают, что сегодня мы переживаем настоящее поклонение перед поиском себя. Это стало своего рода философией целого поколения. С одной стороны, это хорошо: люди стремятся заниматься тем, к чему лежит душа. С другой, на практике такой подход часто оборачивается ничегонеделаньем, а поиск себя используется лишь как отговорка.

Елена Куроедова добавляет, что увеличение инфантильности в современном обществе во многом обязано родительской позиции по отношению к воспитанию ребенка.

Многие родители хотят, чтобы их чадо реализовалось в большей мере, чем они сами, а поскольку возможностей для образования сейчас больше, то вполне понятно, почему родители все чаще говорят ребенку: «Я тебя поддержу, только учись».

В результате человек привыкает к такой удобной ситуации и не торопится вылетать из гнезда.

Однако не все определяется воспитанием. Психолог и типолог Илья Ломейко уверен, что об эффекте «вечного студента» стоит говорить не как о синдроме, а как о свойстве определенного типа личности.

Для некоторых типов ценностью является интуиция возможностей, то есть постоянная потребность в новой информации и знаниях. Нужно различать, советует психолог, чем являются новые возможности для людей разных типов. Для одних это новые ощущения, и они воспринимаются как цель жизни.

Для других – инструмент достижения цели. Для третьих – просто радость, как конфеты для ребенка. Безусловно, в любом обществе есть люди, для которых работа и деловые качества не являются ценностью, а учеба, наоборот, на первом месте.

У таких студентов по жизни «целенаправленная деятельность для достижения конечного результата» не вызывает ничего, кроме скуки и отторжения. Нужно просто различать эти типы и знать их сильные и слабые стороны.

В мире по разному относятся к многолетнему обучению. Не будем забывать, что в нашем обществе все еще сохраняется пиетет перед высшим образованием.

В советское время высшее образование имело порядка 25 % населения. Тогда его наличие гарантировало хорошую работу, высокую зарплату и уважение в обществе.

В 2012 году Россия вышла на первое в мире место по числу людей от 25 до 64 лет, имеющих высшее образование, – 54 %.

А вот в Греции проблему «вечных студентов» уже начали решать на государственном уровне. В этой стране, где университет заканчивают менее 20 % студентов, вышел закон, согласно которому учащиеся, которые провели в стенах вуза более 11 лет на программах продолжительностью не более пяти лет, отчисляются из учебного заведения.

вечный студентинфантилизмкарьерастуденчествотипы личностиучеба

Источник: //www.psyh.ru/sindrom-vechnogo-studenta/

Как помочь студенту адаптироваться в вузе?

Синдром первокурсника: почему они не выдерживают

И вот закончилась беззаботная школьная жизнь, самое время задуматься о будущем и предстоящем поступлении в высшее учебное заведение. Без этого никак, ведь дипломированные специалисты сегодня особенно востребованы во всех сферах трудовой деятельности, получают достойные оклады и могут позволить себе безбедное существование. Так чем не стимул, к которому обязательно стоит стремиться?

Но, прежде чем рассуждать о высокооплачиваемой работе, необходимо пройти еще одну школу жизни, которая называется «университет», а если быть точнее, то учеба в университете.

Задача не из легких, и, как показывает практика, не все студенты могут выдержать эту дистанцию длиной в 5 лет. Именно поэтому вопрос, как помочь студенту адаптироваться в университете, является одним из самых важных, и должен своевременно решаться еще на первом курсе.

Причины депрессии первокурсника

Как правило, после поступления на первый курс восторженное чувство эйфории исчезает уже в середине сентября, а на смену ему приходит лень, хандра и депрессия.

Объяснить такие перемены в собственном настроении не могут даже студенты, что уж говорить о педагогах и родителях, которые отпустили своих детей во взрослую жизнь.

Конечно, ситуация не самая приятная, но имеет свои веские причины, причем совершенно адекватные и аргументированные со стороны психологии.

Ответ нужно искать внутри, поскольку поведение первокурсника, его мысли и действия – это следствие внутреннего дисбаланса, который происходит при резкой смене окружения и привычного распорядка жизни.

Итак, попробуем разобраться, почему многие студенты, поступив на первый курс, очень быстро теряют интерес к учебе и больше не хотят посещать вуз?

Причин несколько, и вот самые частые среди них:

1. Новое окружение. Иногда очень сложно привыкнуть к новым людям, тем более, в университете собираются студенты различных социальных статусов.

Вот тут наружу «выплывают» глубинные комплексы неполноценности, внутренняя неуверенность в себе, неосознанные страхи и признание собственной некоммуникабельности. Именно поэтому желание посещать пары сводится на нет, да и смысл в высшем образовании также неожиданно теряется.

2. Строгие преподаватели. Если в школе выпускники привыкли, что учителя бегают за ними, стараясь отложить в сознании хоть какое-то понимание своего предмета, то в университете лектору нет дела до вашей успеваемости.

Его задача – отчитать лекцию, а пришло понимание или нет, никого не волнует. Конечно же, новые предметы дадутся не сразу, поэтому и учиться запал проходит.

3. Конкуренция или естественный отбор. Не всегда на первом курсе можно встретить новых друзей, которые станут закадычными до конца жизни.

Как правило, вновь поступившие только присматриваются друг к другу, поэтому о преданности, верности и самопожертвовании в этот период даже думать не приходится. Возможно, позднее сформируется некий круг общения, но пока придется поскучать, а там и до хандры рукой подать.

4. Не нравится группа. Выпускные в школе проходят с шумом и пафосом, а выпускники клянутся друг другу в вечной любви и дружбе.

Но приходит первое сентября, и вновь поступившие попадают в совершенно незнакомый коллектив, где у каждого свои взгляды на жизнь и убеждения. Найдутся не только приятные собеседники, но и категоричные оппоненты, перед которыми, так или иначе, придется отстаивать свою жизненную позицию.

5. Повышенное давление родителей. Очень часто вместо содействия самые близкие люди для первокурсников начинают оказывать повышенное давление, напоминая о будущей профессии, долге перед стараниями родителей и жизненном выборе.

Студент как бы чувствует себя всем обязанным, поэтому такая ответственность, безусловно, давит и портит прекрасное настроение.

И таких причин может быть множество, но важно понимать, что учеба и конечный результат – это первостепенная задача каждого студента.

Советуем почитать: Нужен ли перфекционизм в учёбе?

К ней нужно неустанно следовать, преодолевая на своем пути самые неожиданные и не всегда приятные препятствия. Но как помочь студенту избежать чувства хандры и одиночества, уберечь от отчаяния и ускорить процесс адаптации в высшем учебном заведении?

Способ первый: общественная деятельность

Поступая на первый курс вуза, студент должен понимать, что он пока пребывает в «серой массе», и место под солнцем придется выбивать зубами.

Ситуация распространенная, но далеко не все учащиеся могут оставить после себя достойную память. И, тем не менее, к этому однозначно стоит стремиться.

Итак, что это может быть? Студенческая стенгазета, спортивные секции, КВН, профсоюз. А почему бы и нет, ведь это не только хорошая возможность зарекомендовать себя, но и шанс продвинуться по профсоюзной лестнице, обрести новых друзей и знакомых, ощутить собственную значимость и незаменимость.

Когда студент максимально реализует себя во всех сферах жизни, у него нет времени скучать и депрессировать – каждая минута расписана.

Благодаря такому насыщенному образу жизни, процесс адаптации будет быстрым и едва заметным, поэтому переживать по этому поводу не придется.

Способ второй: спорт

Если студент в школе активно занимался спортом, то это свое увлечение он может спокойно переложить на студенческую жизнь. Как известно, в современных вузах имеется спортивный комплекс с самыми разными направлениями физического воспитания. Остается только посетить его, пообщаться с тренерами и записаться в самую подходящую спортивную секцию.

Если сочетать приятное с полезным, то есть спорт и учебу, то очень скоро студенческая жизнь наладится, первокурсник встанет в колею, а повседневная загруженность уберет из головы ряд проблем, душевных переживаний и страхов.

Спорт – это всегда полезно и эстетично, но главное – можно познакомиться с новыми людьми, которые также разделают эту любовь, и с ними уж точно будет, о чем поговорить.

Таким образом, период адаптации в университете будет коротким, а пройдет быстро и незаметно для любого спортивного первокурсника.

Совет третий: расставить приоритеты

Каждый первокурсник, приходя первого сентября на обучение в вуз, должен расставить для себя приоритеты.

Для этого самому себе важно ответить на три главных вопроса:

1. Зачем я пришел учиться?

2. Чего хочу достичь?

3. Как буду осуществлять поставленные цели?

В голове выстаивается некий план. Если грамотно сформулировать ответы в собственном сознании, то процесс адаптации можно считать полностью завершенным.

Такой распорядок позволит избавиться от хандры и сосредоточиться на учебе, а все трудности и препятствия будут казаться вполне закономерным явлением на пути к поставленной цели.

Советуем почитать: Как уладить конфликт с одногруппниками?

У каждого студента должны быть амбиции. Именно они являются тем «моторчиком», который заставляет его «барахтаться в пучине знаний и новшеств».

В целом, все это преодолимо, главное – не зацикливаться на мелких неурядицах и помнить о своей главной цели, которая была поставлена еще при поступлении в конкретный вуз.

Совет четвертый: контроль ситуации

Став первокурсником, важно понимать, что это не только большая честь, но и огромная ответственность, которая возложена на плечи вчерашнего выпускника. Чтобы достичь гармонии и получать удовольствие от всего происходящего, требуется постоянно контролировать ситуацию.

Что это значит?

1. Познакомиться со своими сокурсниками, с которыми придется поддерживать приятное общение как минимум 5 ближайших лет.

2. Наладить контакт с преподавателями, не попадать на их язвительный язык, при этом писать конспекты, активно участвовать в обсуждении темы предмета и демонстрировать свою заинтересованность учебой.

3. Стать членом профсоюза, причем даже в этом общественном направлении неустанно двигать свою активную позицию.

4. Участвовать во всех внеклассных и организационных мероприятиях, заметно расширяя круг новых и полезных знакомств,
которые в будущем могут еще пригодиться и не раз.

5. Поддерживать дружеские отношения с куратором группы, который по необходимости поможет решить любую проблему и ответит даже на самые каверзные вопросы по теме и не только.

6. Определить круг единомышленников, с которыми в будущем будет комфортно и легко общаться, после чего ненавязчиво идти на сближение.

7. Выступать инициатором, но не навязывать коллективу свое безоговорочное мнение, уметь идти на компромиссы в общении.

Советуем почитать: Как стать популярнее в ВУЗе?

Все эти несложные правила помогут не только быстро адаптироваться в новом учебном заведении, но также привлечь всеобщее внимание, стать негласным лидером и просто душой компании.

Добившись такого положения в обществе, последующие 5 лет учебы в университете пролетят незаметно.

Совет пятый: изучение нового мира

Как правило, процесс адаптации сложный и изнурительный только в тех случаях, когда человек попадает в незнакомую ситуацию и не находит из не выхода, мирясь со всеми обстоятельствами.

Ощущения в такие моменты не самые приятные, и могут стать основной причиной душевной депрессии.

Чтобы хандра не накрыла уже на первом курсе, необходимо подробно и внимательно изучить условия своей новой среды обитания.

Если полностью углубится в учебный процесс во всех его красках, то уже очень скоро невиданное станет до боли знакомым, родным.

Тогда и проблем в окружении не возникнет, а новая обстановка не окажет повышенного давления на уже сформированную личность.

Вывод: Адаптироваться можно в любом коллективе, главное – найти правильный подход к новому окружению, занять определенную позицию в обществе и продемонстрировать всю свою коммуникабельность. Тогда и учеба в вузе покажется веселой прогулкой в компании лучших друзей продолжительностью 5 лет.

Источник: //xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/pervokursniku/kak-pomoch-studentu-adaptirovatsja-v-vuze/

Мир в сети : Синдром первокурсника: почему они не выдерживают

Синдром первокурсника: почему они не выдерживают

Гонки на клавиатуре
Чтобы комментировать запись, войдите на сайт, используя свой адрес электронной почты и пароль, или зарегистрируйтесь, если вы этого ещё не сделали.
Опубликовала Ксения Андреевна Мухина 13.09.

2015 в 12:30 На университетском газоне разбросаны рюкзачки. Пестрая студенческая толпа вот-вот должна появиться и, подхватив их, разбежаться по корпусам. Но эти 1100 рюкзаков – лишь часть передвижной экспозиции, которую организовала группа Active Minds. Столько студентов за год добровольно уходят из жизни.

ФОТО Getty Images 

Катрин де Витт оказалась в Пенсильванском университете вполне ожидаемо: она была активисткой и отличницей, и в первые две недели она, не сбавляя темпа, записалась во все группы и присоединилась к той же студенческой общине, что ее родители, когда они учились в Стэнфорде.

Но встретившись со своими однокурсниками, она впервые засомневалась в себе. «Одна из моих новых подруг занималась фигурным катанием и участвовала в мировых чемпионатах. Другая была победителем в научном конкурсе, организованном компанией Intel. Все вокруг меня были такими интересными людьми! Хотелось бы и мне быть такой же».

Казалось, однокурсники имеют все, что можно только вообразить. Каждое утро администрация рассылала очередной мейл о достижениях студентов факультета. Некоторые девочки приходили на занятия в потрясающих нарядах и с идеальным мейкапом. У Катрин де Витт было акне. Кто-то обсуждал будущие престижные стажировки в известных компаниях.

Она же пока добросовестно пыталась справиться с домашними заданиями. Все вокруг нее, судя по сэлфи в сетях, каждый вечер бывали на потрясающих вечеринках, заводили новых друзей, и даже их еда в инстаграме выглядела вкуснее.

Промежуточные результаты посреди семестра поместили Катрин не в топ, как это неизменно бывало в школе, а где-то посредине списка.

Еще один удар по самооценке она получила, когда на лекции, бросив взгляд на мобильник сидевшего рядом с ней парня, прочитала: «С кем заговорить? С ней? Да я скорее прыгну с самолета».

Когда 17 января 2014 года Мэдисон Холлеран, тоже первокурсница, по общему мнению талантливая и популярная, шагнула с крыши, в посвященном ей блоге Катрин написала: «Какого черта, девочка? Это я должна была уйти! Тебе было для чего жить!»

Сама она к этому времени уже написала прощальные письма на розовой бумаге и купила пачку лезвий.

Быть счастливым легко и естественно

Мэдисон Холлеран была третьей из шести студентов Пенсильванского университета, которые ушли из жизни за истекший год. Американская статистика говорит о том, что более половины студентов колледжей сейчас имеют серьезные психологические проблемы, а депрессия и тревожность являются наиболее частыми диагнозами среди студентов.

В чем же причина? Еще в 2003 году в одном из исследований Университета Дьюка говорилось о том, какой стресс испытывают студентки, которым нужно быть «совершенными, но при этом без видимых явных усилий». В Стэнфорде есть даже название для этого явления – «утиный синдром».

Утка скользит по водной глади плавно и задумчиво – но это если не видеть, как под водой она безостановочно работает лапками. Мне же хочется перевести это как «синдром утенка». Очень много нового после выпускных волнений обрушивается на первокурсника – новый город, жизнь в отрыве от семьи, другой ритм и новые знакомства.

И новые требования. Как справляются со всем этим студенты?

Директор психологической службы Пенсильванского университет Уильям Александер заметил, что нынешние первокурсники иначе реагируют на испытания: «Для некоторых студентов ошибка имеет невероятное значение. Малейшее замечание, то, что раньше, в наши годы, могло вызвать ощущение неудовлетворенности, чувство, что надо в следующий раз поработать больше, теперь воспринимается ими как приговор самому себе».

Мита Кумар, работающий в этой службе психологом уже 16 лет, говорит о том же. Получить вместо «отлично» отметку «хорошо» для некоторых из них значит рассыпаться на мельчайшие осколки: «То, что мы с вами бы назвали неприятностями, они ощущают как полный провал».

…Катрин де Витт рассказывала, как с детства она знала, что должна учиться в элитном колледже. Хотя родители на нее не давили, тем не менее из их разговоров о том, как важно все делать хорошо, из рассказов о том, каких успехов достигают другие дети, она понимала, что от нее ожидают многого.

«Я чувствовала, что буду счастлива, если другие будут счастливы от того, что я делаю. Я человек, который живет по плану. У меня всегда есть план на год, на 3 года – даже на ближайшие 5 лет».

Для себя она решила, что, окончив университет, будет преподавать математику, а если встретит в колледже хорошего парня, они будут, так же как ее родители, жить вместе долго и счастливо.

Она просыпалась в 7.30, оставалась на собрания до 22.00, работала 10 часов в неделю в соответствии с условиями предоставленной ей финансовой помощи для обучения в университете и училась – наиболее подходящим эпитетом будет «яростно» – яростно готовилась к каждому занятию по математике.

Промежуточные итоги в середине семестра показали, что у нее всего лишь 60 из 100, – она решила, что провалит и дальнейшие испытания и с мечтой преподавать математику можно попрощаться. «Я видела четкую картину своего будущего, – говорит Катрин.

– И когда она разрушилась, я не стала воображать себе другую картинку». Боль от того, что она оказалась не той, кем считала себя, была невыносимой. Единственный выход, как ей подсказывала кривая логика депрессии, – уйти из жизни.

Она узнала, возвращает ли университет деньги за обучение родителям студентов, которые покончили жизнь самоубийством, и стала наносить себе порезы, «чтобы приготовиться и привыкнуть к боли».

Солнце в инстаграме

Экзистенциальный вопрос «Зачем я здесь?» обычно сопровождает вопрос «Как я живу?». Мы определяем себя и то, чего мы стоим, исходя из сравнения с теми, кто нас окружает.
В эпоху, когда значительная часть общения происходит в интернете, такие сравнения делаются после взгляда на экран, а изображение на нем мы принимаем за истину.

Забывая, что изображение до этого тщательно редактировалось и является, как любое фото или любой рассказ о себе, лишь частью большой картины, и кроме того, очень субъективной ее частью.
Современные средства коммуникации вносят огромный вклад в формирование искаженного восприятия других людей. Студенты не верят, что кто-то еще кроме них может испытывать страдания.

Директор психологической службы Корнелльского университета Грегори Еллс отвечает студентам, которые рассказывают, что все кроме них выглядят счастливыми: «Я иду на работу и, здороваясь со всеми, отмечаю: «у этого студента депрессия и он недавно начал курс антидепрессантов», «вот этот недавно лежал в госпитале», «у нее нарушения пищевого поведения».

Как психотерапевт я знаю очень многое о том, как отличается внешняя картинка от того, что внутри».

Экзистенциальная импотенция

Самоубийство Мэдисон Холлеран показало, каким бывает контраст между яркими картинками в инстаграме и темнотой в душе.

 До последнего дня Мэдисон постила солнечные, яркие снимки, на которых она улыбается, дружески толкает кого-то из друзей на вечеринке, но своей старшей сестре она рассказывала, что ее жизнь не идет ни в какое сравнение с жизнью ее бывших одноклассников, с постами тех, с кем она вместе училась в школе.

За час до того, как она убила себя, Мэдисон запостила в инстаграм последнее фото, нежное и романтичное, сделанное ею с той самой крыши, – мерцающие сквозь ветки деревьев праздничные огни на площади Риттенхауз.
Вместо того чтобы думать: «я сделал это не так уж хорошо», студенты думают: «я плохой».

Вместо «я потерпел неудачу» или даже «я провалился» они думают: «я неудачник». Культурный феномен перфекционизма и гиперответственности в США породил поколение детей и их родителей. которые сверхфиксированы на успехе, но не умеют проигрывать.

Декан первокурсников в Стэнфорде Джулия Литкот-Хеймс говорит: «Я задавала на встречах с нашими новыми студентами простые вопросы, и они повергали их в ступор.

Они могли рассказать о своих достижениях, но не могли мне ответить, например, на вопрос «кто я»!» В то же время родители-«вертолеты», которые, как известно, «зависают» над своими чадами, трансформировались в родителей-«газонокосилок», которые буквально срезают малейшую травинку, которая бы помешала передвижению их ребенка. И их дети встречают такую заботу весьма благосклонно. Она назвала невозможность противостоять трудностям, делать жизненные выборы и недостаток самоосознания у современных студентов «экзистенциальной импотенцией».

Розы в корзине

Тем временем Катрин де Витт написала своим родителям и всем друзьям прощальные письма на розовой бумаге с розочками и аккуратно сложила их стопкой на своем столе. На ее счастье соседка по комнате успела заметить, что она перестала ходить в столовую, и пустилась в расспросы о ее здоровье.

Кэтрин призналась, что действительно была в депрессии, но та уже прошла. В подтверждение она со смехом показала свою пачку прощальных писем и тут же выбросила их в корзину. Но вернувшись несколько часов спустя в комнату, ее соседка увидела, что письма снова лежат аккуратной стопочкой на столе, и побежала к декану.

Катрин вызвали к факультетскому психологу, и тот настоял а госпитализации. Спустя полгода, после серьезного лечения она вернулась на факультет, И после слабых с которых началась эта история, со временем она оказалась в топе списка, совсем как в школе.

Но теперь она относится к этому спокойно, говорит, что не спешит со специализацией и вообще не будет жестко планировать будущее, пока не наберется опыта.

Вы не можете ать за посты. Комментариев нет

Владимир Владимирович Шахиджанян прислал Вам письмо с очень важной информацией. Пожалуйста, прочтите сообщение.

Источник: //nabiraem.ru/blogs/press/62594/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.