< Системное мышление - Психолог

Системное мышление

Содержание

Системное мышление — Офтоп на vc.ru

Системное мышление

Системное мышление, системный подход, системные проблемы – все это нужно понимать современному человеку. Данные вещи позволяют видеть картинку целиком, позволяют вашим решениям быть более взвешенными эффективными.

Но именно такие понятия как «система», «системный подход» и «системное мышление», мне кажется, объясняют слишком сложно. Я хочу объяснить системное мышление, объединив определения философов и технарей и структурировав их с примерами.

Я буду, как дилетант, делить весь свой рассказ на “гуманитарное” и “техническое”. У меня нет цели кого-то задеть или принизить. Просто так мне проще.

Гуманитарии слишком философски объясняют, а технари – слишком технично и не знают, как техническое глубокое понимание применить в жизни для системного мышления, не видят, что они уже все это знают. Если вы почитаете книги про системное мышление, например, такую, как «Пятая дисциплина» Питера Сенге, то, друзья-технари, увидите одну сплошную близкую нашему сердцу ТАУ.

Посмотрела я лекции на ютубе, почитала пару книжных отрывков, послушала преподавателей в своем бизнес-университете… Все для меня долго, абстрактно и слишком гуманитарно. Да простят меня родные и любимые гуманитарии.

Я постараюсь показать, что и технари, и философы объясняют этот вид мышления одинаково, только с разных сторон. Давайте по порядку и сначала.

Система

В технике система – это объединенные структурно с определенной целью элементы.

Магазин, человек, группа людей, светофор, ракета – все это системы.

Элементами системы могут быть другие системы, которые в таком случае называют подсистемами.

Причем все относительно. Где-то человека удобно рассмотреть как систему (например, систему органов при мед. обследовании), а где-то – как подсистему, т.е. элемент большей системы (например, группы людей).

И гуманитарное определение:

Система – это сущность, которая определяется 3 критериями:

  1. системообразующий элемент (без которого система распадается)
  2. функция, которую выполняет система
  3. принцип, по которому объединяются её элементы

Как видите, оба определения логичны и верны.

Пример: светофор

По тех. определению мы пониманием, что это набор электронных компонентов, предназначенный для подачи световых сигналов. По гуманитарному: системообразующий элемент – фонари, функция – регулирование движения, принцип – управлять движением автомобилей, показывая им разные цвета.

Система может быть саморегулирующейся. Об этом виде мы будем говорить больше всего. Это то, чем можно описать все компании, коллективы, автомобили, ракеты и т.д.

В технике это называется системой автоматического управления. У нее есть обратная связь, которая определенным образом воздействует на ключевой элемент – объект управления.

Смысл в том, что, воздействуя на объект, обратная связь меняет его выходные характеристики, чтобы сделать их такими, какие нужны нам.

“Тетя Лена и обогреватель”

Система простая и изображена на картинке. Попробуем разобрать ее, объяснить принципы основные, а потом адаптируем под жизнь, управленческие решения, системное мышление и проблематику.

Картинка 1. Саморегулирующаяся система “Тётя Лена и обогреватель”

Представьте, есть комната – она будет нашим объектом управления. Управлять мы хотим температурой воздуха в комнате (управляемая величина). И менять температуру мы можем с помощью обогревателя, который стоит в углу, он будет управляющим элементом.

Таким образом у комнаты как у системы есть вход и выход. В качестве входа мы можем переключателем (ручкой) задать мощность, с которой греет воздух обогреватель.

В данный момент, пока в комнате никого нет, обогреватель не работает, его переключатель стоит в положении «0». Поэтому на вход системы будет подаваться только холодный воздух с улицы (если окно открыто).

Выходом будем считать температуру в комнате, она может быть любая, и от обогревателя не зависит, ПОКА он выключен.

Но вдруг у нас возникает обратная связь в виде некой тети Лены.

  1. Она вошла в комнату и ей стало холодно. Её кожа – это измерительный элемент. Это начало цепочки обратной связи. Чтобы как-то повлиять на ваш объект управления (обогреватель, холодильник, компанию, человека, систему мотивации и т.д.) вам нужно понять, ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС, чтобы от этого строить управление.

    Сейчас тете Лене холодно, система выдает не ту температуру, которая ей нравится, и она это «кожей чувствует»)

  2. Тетя Лена обработала эту информацию в своей голове и приняла решение включить обогреватель, чтобы нагреть комнату до комфортной температуры.

    Это важный элемент обратной связи – математическая обработка, принятие решения на основе полученных данных. Тетя Лена в зависимости от того, насколько ей холодно, может включить обогреватель на малую мощность, чтобы лишь чуть-чуть подогреть, а может на полную, чтобы устроить ад на земле.

  3. Тетя Лена, выбрав температуру, выставляет мощность на обогревателе. Таким образом, система замыкается – с её выхода сигнал через тётю Лену попадает на вход системы.

Картинка 2. Пупырышки на коже – измерительный элемент

Но не забывайте, что тетя Лена жару переносит еще хуже, чем холод! А значит, она должна постоянно следить за температурой, чтобы в нужный момент обогреватель отключить. Как только после отключения комната подостынет, тетя Лена снова его на время включит.

Таким образом, она с помощью обогревателя регулирует температуру в комнате, чтобы поддерживать ее на комфортном уровне. И если рассмотреть комнату с тетей Леной как единую систему, то назвать ее можно не иначе как саморегулирующейся.

А тетю Лену назовем «отрицательной» обратной связью. Не в том смысле, что она плохо влияет на комнату, а чисто в математическом смысле ­– как бы температура в комнате не отклонялась от комфортной, тетя Лена все эти расхождения быстренько «вычтет» своим обогревателем.

Пример не технический

Вы узнали, что кто-то подворовывает ваш товар на складе (количество товара на выходе стало неудовлетворительным). Вы нашли по видеозаписи сотрудника-вора (провели измерение), посовещались о его судьбе (провели обработку, приняли решение) и уволили негодяя (входное воздействие на склад).

Теперь ваш системообразующий элемент (склад) на выходе стал давать нужные показатели – товар в нужном количестве.

Потом товара опять стало не хватать. Анализ показал, что не хватает рабочих рук, и вы приняли другое решение – нанять еще работников, и снова ситуация выправилась.

Математическая обработка результатов измерения может быть сколь угодно сложной и неочевидной и даже при одних и тех же выходных данных может формировать абсолютно противоположные управленческие решения в зависимости от ситуации. Главное, должна сохраняться отрицательная обратная связь, которая всегда стремится вернуть систему к нормальному состоянию.

Но это не все. Это примитивные примеры

А жизнь куда беспощаднее

Во-первых, на тот же обогреватель могут действовать совершенно непредвиденные факторы, например, его могут пнуть, и он сломается. Или тетю Лену может переклинить, она перепутает обогреватель с кондиционером и будет выкручивать ручку последнего пока не превратится в сосулю.

Это пример саморазрушающейся системы с положительной обратной связью.

Не смотря на название, такая связь обычно расшатывает вашу систему, потому что делает полную противоположность тому, что следовало бы.

Тетя Лена пытается сделать теплее, а кондер охлаждает, она еще крутит ручку, а он еще сильнее морозит…

(Если возвращаться к ТАУ, конечно, положительная обратная связь не всегда уничтожает систему. Но мы сейчас говорим о системном мышлении)

Или на складе: допустим, что по видео не понятно, кто вор.

И вы увольняете того, кто вам меньше всего нравится. Вы его уволили, а воровство увеличилось. «Хм, совсем воры обнаглели, уволю-ка я его друзей!».

Ну и уволили в итоге половину сотрудников, и товара в 2 раза меньше стало выходить, рабочих рук-то поубавилось… И уже не вор ваша главная проблема, а вы сами! Вы стали положительной обратной связью, увели свой бизнес не в ту степь и обанкротились.

Во-вторых, система может быть большой и сложной. Что я имею в виду.

1. Элементов в обратной связи может быть много. Обратных связей тоже может быть больше одной.

Если тетя Лена имеет дело не с простым обогревателем, а с целой системой климат-контроля, то ей еще нужно найти правильную ручку, а то так и будет случайно выкручивать кондер, пытаясь согреться. Поиск ручки – это ещё одна обратная связь.

Картинка 3. Дополнительная обратная связь

2. Измерение -> обработка -> воздействие – это база. Но элементов может быть больше. В зависимости от ситуации. Ведь появившуюся вторую обратную связь можно рассмотреть как еще один этап обработки. Кто запрещает?

Картинка 4. Меняйте структуру системы так, как вам удобно, не упуская смысл

Тут важен ваш вижн и понимание.

Если бы все могли четко описать ситуацию, не субъективно, а на 100% объективно, то у нас ни одна компания бы не обанкротилась, а жизнь была бы идеальной с правильными решениями.

Потому что в зависимости от того, как мы увидели полную картину и проанализировали все факторы и выходные параметры, мы принимаем соответствующее решение. От того, какое решение мы приняли, зависит исход.

А исход, как вы сами понимаете, может быть печальным. Вас могут уволить, ваш склад обкрадут, тетя Лена вмерзнет в лед на 300 лет и многое другое.

Возможно, я вас расстрою, но это еще не все) Знаете, что ключевое во всем этом?

Характеристики саморегулирующейся системы

1. Она должна быть устойчивой.

Все ваши решения должны решать проблемы. То есть поступило на вход возмущение: товар пропадает, холодно и т.д. Вот ваш системный подход:

  • – Что сейчас происходит? (Анализ, измерение)
  • – Что будем с этим делать? (Обработка, принятие решения)
  • – Делаем. (Воздействие на систему)

Это ни что иное, как попытки привести систему к устойчивости в вашем понимании. Любые отклонения – и вы это чувствуете. И, при отсутствии системного видения проблемы, возможно, пытаетесь лечите не её, а симптомы.

Люди увольняются не потому, что им платят мало, например, а потому что появился вор, и они понимают, что начальник увольняет без понимания ситуации. И доувольнялся, что сотрудники сами смекнули, что пора уходить.

В общем случае правило такое – система с отрицательной (компенсирующей) обратной связью устойчива, с положительной (расшатывающей) – мчится к коллапсу.

В прочем, есть и исключения. При определенных условиях положительную обратную связь можно вводить с пользой, а наличие отрицательной, вообще говоря, не гарантирует, что ваша система работает хорошо.

2. Реакция на внешние возмущения

Да, система может быть устойчивой: обогреватель включается и гарантировано шпарит горячий воздух, но в комнате все равно прохладно. Потому что не предусмотрели, например, открытое окно как внешнее воздействие, и от этого обратная связь не работает, хоть и не приводит к коллапсам) Или кто-то пнул обогреватель, и он перестал работать – система рассыпается.

Картинка 5. Всегда, всегда учитывайте возможные возмущения и старайтесь предусмотреть защиту от них

Кстати, на складе можно поставить побольше камер и следить за каждым сотрудником, чтобы точно никаких возмущений не пропустить.

Когда вы включаете обогреватель, он не сразу выдает горячий воздух. Он сначала дует холодным, а потом нагревается. Это переходной процесс. Он есть всегда.

До перехода в нужное вам состояние может проходить разное количество времени, и вам это важно.

Например, вы долго не могли найти вора на складе, поувольняли невиновных, встрепенули и повергли в шок других сотрудников, а потом через неделю, ура, нашли! Теперь, пока вы опять замотивируете сотрудников, установите новые более точные камеры, пока убедите их, что все хорошо, и бежать от вас не надо – пройдет не мало времени!

Это переходной процесс вашей компании, вашей системы. И от времени переходного процесса, пока система не пришла в нужное состояние, зависит все! Потому что он может быть таким долгим, что ваша отрицательная обратная связь просто не успеет отработать, и вы все-таки обанкротитесь.

Теперь всё-таки про мышление

  • Все, что вы видите, все процессы, все объекты, все организации можно описать как системы со всеми вытекающими. В вашем распоряжении будут все плюшки системного анализа.
  • Система с обратной связью может быть саморегулирующейся, может быть саморазрушающейся. Идеальная система должна быть устойчивой, с минимальным временем переходного процесса и качественно работающей (выполняющей целевую функцию так, как нам надо).
  • Системное мышление – это такое мышление, когда можете смоделировать в своей голове любой процесс и увидеть всю картину целиком, проанализировать все выходные данные, принять решение (провести мат. обработку) и знать, что надо делать, чтобы система вернулась к нужному состоянию.
  • Системная постановка проблемы — это такая постановка, в которой отражено, что было, что стало, и к каким последствиям это привело.

Я писала это долго, если надо что-то пояснить – пишите в комменты. Надеюсь на обратную связь от вас.

Мой сайт: //faryaros.com

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: //vc.ru/flood/46643-sistemnoe-myshlenie

О системном мышлении

Системное мышление

Это первый пост из серии про системное мышление и системную инженерию, в которой я постараюсь простым языком описать эти крутые штуки и объяснить зачем они нужны.

Системное мышление — это практический подход к восприятию мира, который значительно ускоряет способности анализировать, принимать решения и учиться.

Практический потому, что сформирован практикой, а не вырос из абстрактных математических теорий.

Если вам знакома аббревиатура ТРИЗ, то я бы сказал, что методы ТРИЗ — это набор частных случаев применения системного мышления в физическом производстве.

Системы

Система — это абстрактное понятие, позволяющее нам структурировать окружающий мир в удобном для анализа виде.

Система — это совокупность связанных между собой штук сущностей.

Связанных — в смысле хоть как-то влияющих друг на друга: передающих информацию, скреплённых сваркой, дёргающих друг дружку за верёвочки, etc. Важно понимать: только человек решает что назвать системой, природа не различает систем. По сути, любой набор любых сущностей можно обозвать системой, но это недейственный метод. Система должна быть концептуально целостной, только тогда её использование будет полезным. С точки зрения математикиЕсли представить граф, вершинами которого будут все сущности в анализируемой нами области, а рёбрами — связи между ними, то хорошими кандидатами в системы станут кластера сильно связанных вершин. Выглядеть это может примерно вот так. Любая система может состоять из подсистем и быть частью одной или нескольких метасистем. Например:

  • двигатель — система из клапанов и прочих деталей;
  • автомобиль — система из различны устройств, одним из которых является двигатель;
  • автомобильная дорога — система из инженерных сооружений, транспортных средств и пешеходов;
  • автобусная остановка — система, являющаяся частью метасистем «автомобильная дорога» и «жилой квартал».

Итак, системное мышление — это умение выделять системы, переключаться между ними и анализировать их.

Системное мышление

Понятие системы выглядит не сложным и думать в таком стиле вряд ли адский труд, но зачем? Системное мышление — это порождение практики. Как оказалось, многие свойства систем слабо зависят от области в которой их выделяют (физика, педагогика, логистика, etc.), но сильно — от топологии системы — структуры и видов связей между её компонентами.

Оказывается, мир не такой разнообразный, каким кажется, достаточно правильно абстрагироваться.

Характерными общими свойствами систем можно назвать, например: жизненный цикл, обратную связь и ортогональность. Эти концепции неплохо живут и без отсылок к системной инженерии, но именно она даёт удобный способ распространить их на окружающий мир.

Поэтому, как только мы начинаем мыслить системно, то получаем ряд важных преимуществ.

Возможность обобщать и распространять свой опыт, полученный в одной области, на окружающий мир.

Допустим, вы всю жизнь проработали со станками и прочими механизмами и наверняка знаете много хитрых закономерностей и особенностей их функционирования. Будьте уверены, существенная часть этих закономерностей может быть перенесена на другие системы, например, информационные или, чего уж там, человеческие. Главное правильно заменить в этих закономерностях детали и связи между ними, на человечков и связи между ними (такая вот тавтология). Сделать это напрямую сложно, однако системный подход даёт нам общий язык представления подобных знаний в виде систем. Поэтому, если мы научимся смотреть на нашу работу со станками и с людьми как на работу с системами, то многие наши знания естественным образом можно будет применять сразу к этим двум областям (а заодно и к остальным).

Универсальный «инструментарий» для анализа, прогнозирования и разработки новых систем.

Инженерами выявлено множество свойств, характерных для всех систем, так и для их групп. Используя эти свойства в своей работе можно не только значительно упростить и ускорить решение задач, но и получить общий язык для общения с коллегами, в том числе, из других областей деятельности. Для IT-шников это особенно полезно, поскольку сегодня разрабатываешь банковское ПО, завтра медицинское, а послезавтра мобильную игрушку, CMS или любую другую загадочную вещь. Вникать заново в каждую область нет времени, к счастью, это и не требуется — достаточно мыслить системно. Однако это не избавляет от необходимости изучать базовые принципы соответствующей области, поскольку именно они позволяют выбирать правильные абстракции.

Системное мышление – что это такое. Особенности формирования

Системное мышление

Современный, постоянно изменяющийся мир ежедневно ставит перед человеком десятки проблем, которые требуют быстрого и эффективного решения. Без этого невозможно стать успешным, да и просто благополучным человеком.

Для того чтобы соответствовать требованиям реальности, нужно обладать системным мышлением, позволяющим оценивать любую ситуацию целостно, видеть и использовать все взаимосвязи и взаимозависимости процессов и явлений действительности.

Что значит мыслить системно

Системный подход к решению сложных задач сформировался давно, но в течение длительного времени о нем знали и рассуждали только ученые, и использовался он в научных исследованиях.

Но в конце XX века стало понятно: окружающий нас мир настолько усложнился, что не только обыденного, но и строгого логического мышления недостаточно.

Оно со времен Античности считалось высшей формой мыслительной деятельности, но оказалось не в состоянии справиться с теми задачами, которые ставит перед человеком современная, в прямом смысле слова многомерная реальность. Чтобы разобраться во всем и эффективно с ней взаимодействовать, нужно системное мышление.

Что такое система

Есть такое высказывание, которое приписывается Аристотелю: «Целое больше суммы своих частей». Эта на первый взгляд парадоксальная мысль хорошо отражает сущность системного подхода.

Любой объект, в том числе мы сами, наша психика, организация нашей жизни, имеет свойства системы. То есть не просто состоит из отдельных элементов, а представляет собой системную организацию их связей.

Взаимодействие структурных элементов делает систему жизнеспособной, а характер связей определяет ее свойства, качества, особенности, функции и возможности.

Причем этими особенностями и функциями обладает именно целое, их нет у отдельных частей, даже если их просто сложить вместе.

Можно привести простой, хоть и несколько утрированный пример. Вот человек. Он сложный объект, состоящий из множества частей или элементов. Но будет ли сумма его частей (голова, две ноги, две руки, туловище, пищевод, сердце, печень, мозг и т. д.

) живым, мыслящим, действующим индивидом? Нет. Это будет расчлененный труп, а не живой человек, потому что все его элементы должны быть связаны в единое целое.

И связи эти настолько сложны, разнообразны и многоплановы, что наука и сегодня еще далека от полного их понимания.

Взаимозависимость всех частей системы называется корреляцией и означает, что изменения в одном из элементов неизбежно влекут изменения и в других, а также в системе в целом.

Принцип корреляции объясняет, например, неэффективность несистемного подхода в медицине. Он заключается в следующем: если у человека болит голова, то лечат голову, если желудок, то, соответственно, желудок.

А ведь наш организм – целостная система, и лечить нужно с учетом системных связей.

Есть и еще один важный момент. Любая система состоит из подсистем, которые до бесконечности дробятся на все более мелкие части. Но изменения даже в самом, казалось бы, малозначимом элементе влияют на состояние системы в целом.

С другой стороны, любой объект — часть более крупного структурного образования: человек – частичка семьи, семья входит в этнос, этносы объединяются в государство, а то, в свою очередь, элемент человечества, которое является частью живой природы планеты Земля и т. д.

Отдельные объекты могут одновременно входить во множество систем. Так, человек не только член семьи, он входит в группу друзей, профессиональный коллектив, спортивный клуб, сообщество в социальных сетях и т. д. Учитывая это, становится понятно, насколько сложно бывает разобраться в происходящих с нами процессах, а тем более управлять ими. Для этого и необходимо системное мышление.

Особенности системного мышления

Мы привыкли считать, что логическое мышление самое лучшее и эффективное, а сейчас все чаще говорят о системном. Чем же оно отличается от логического?

Принцип логического мышления – совершение умственных операций анализа и синтеза.

Объект расчленяется на отдельные элементы, которые анализируются, изучаются, выявляются их особенности, возможности других комбинаций, а затем они соединяются вновь, возможно, в новом сочетании, или используются для конструирования других объектов.

Логическое мышление связано с принципом алгоритма, то есть последовательных операций, каждая из которых является своеобразной ступенькой для перехода к следующей.

Но это не всегда эффективно для решения сложных проблем, имеющих системный характер и связанных с разными аспектами нашей жизни.

Понять, как можно изменить ситуацию к лучшему или не сделать ее еще хуже, можно только взглянув на нее со всех сторон и увидев все внутренние и внешние связи и зависимости. Логический анализ здесь нужен, но он недостаточен.

Попытки решить проблему без учета системных связей могут привести к серьезным ошибкам. Вот, например, одна из таких ситуаций.

В середине XX века стала популярной идея мелиорации, то есть осушения болот. Если рассуждать логически, то эти залитые зловонной жижей и даже опасные участки совсем не нужны.

Если их осушить, то освободятся плодородные, покрытые торфом и другими органическими отложениями земли, так необходимые сельскому хозяйству.

А сами болота перестанут быть источником комарья, змей, повышенной влажности и опасности для грибников. Все логично? Да.

Но на деле получилось не так. Осушение болот привело к исчезновению мелких ручейков и речушек, которые они питали. Из-за этого обмелели крупные реки, а уменьшение весеннего паводка привело к исчезновению заливных лугов, которые были источником пропитания больших стад скота.

Уменьшилось количество подпочвенных вод, родников, ключей, и это привело к засолению почв и снижению урожаев даже там, где до мелиорации они были высокими.

С исчезновением болот исчезают некоторые виды растений, насекомых, животных, которые тоже играли важную роль в единой системе жизни.

Вот вам реальный пример действий людей, не использующих системное мышление, не учитывающих все сложные взаимозависимости экосистемы.

Сообщество людей – не менее сложное структурное образование, и отсутствие системного подхода, например, при решении конфликтов может привести к обратному результату, когда этот конфликт будет распространяться вглубь и вширь, выйдет за пределы одной системы и будет неуправляемым. Ведь мы все являемся системами и живем в системном мире.

Способности людей с системным мышлением

Люди, обладающие системным мышлением, могут добиться успехов в разных видах деятельности, потому что их решения будут наиболее эффективными и лучшими. Это связано с целым комплексом индивидуальных качеств, к которым можно отнести следующие:

  • способность оценивать ситуацию в целом, комплексно;
  • восприятие объекта (ситуации, проблемы) с разных точек зрения, под разными, часто неожиданными углами;
  • умение замечать все связи между элементами, деталями, частями системы, а также с объектами, находящимися вне ее;
  • способность создавать модели реальности, которые помогают обнаружить причинно-следственные связи и возможные варианты развития событий;
  • умение прогнозировать развитие событий и выбирать наилучшую тактику поведения в любой ситуации.

Для людей с системным мышлением характерен высокий творческий потенциал.

Их креативность поддерживается способностью устанавливать связи-ассоциации между явлениями и событиями, на первый взгляд, ничем не связанными друг с другом.

Но это креативность в широком понимании, дающая возможность для самореализации не только в науке и искусстве, но и в других сферах жизни: бизнесе, менеджменте, образовании, политике и т. д.

Системное мышление позволяет увидеть перспективы развития, отличить правду от лжи. Поэтому личности, обладающие этим типом мышления, реже становятся жертвами обмана и манипуляций.

Формирование системного мышления

Есть люди, обладающие врожденной способностью к системному восприятию реальности на интуитивном уровне, но и эту способность нужно развивать, делать ее более осознанной и организованной.

Тем более стоит подумать о формировании системного мышления тем, кто таким даром не обладает. Это вполне реально.

Системному мышлению, так же как и логическому, можно научиться, но подходить к этому процессу тоже надо системно.

Психика человека – очень сложная система, все элементы которой находятся в тесной взаимозависимости. Мышление как высшая форма познания связано в первую очередь с познавательными процессами, и его развитие зависит от того, насколько они «прокачаны». Системный подход к развитию мышления включает следующее процессы:

  • Формирование способности к правильному восприятию окружающего мира с учетом его системной организации. Именно восприятие поставляет в наш мозг информацию, с которой потом работает мышление. Поэтому так важен не поверхностный взгляд на мир, а внимательное, детальное наблюдение. Оно предполагает проникновение в глубинную суть вещей, восприятие всех нюансов и деталей.
  • Развитие памяти, в первую очередь осознанного, целенаправленного запоминания информации, которое сопровождается ее анализом и систематизацией. Целостный мир требует системного подхода к его запоминанию. А оно предполагает активную работу всех видов памяти: моторной и сенсорной, слуховой и зрительной, вкусовой, обонятельной, осязательной и эмоциональной.
  • Память и восприятие невозможны без способности к сосредоточению, то есть внимания. Развитие этого психического процесса предполагает овладение также способностью к быстрому переключению внимания и увеличение его объема. Это позволит осмысливать одновременно несколько объектов и их связей, работать над несколькими проектами, удерживая в голове разные сложные задачи.
  • Формирование системного мышления предполагает развитие всех его видов: логическое мышление обеспечивает создание четких схем и алгоритмов решения задач; образное позволяет увидеть проблему в целом; наглядно-действенное необходимо для анализа практических действий и прикладного аспекта проблемы; ассоциативное мышление позволит устанавливать связи между различными объектами и явлениями действительности.

Так как вся наша действительность имеет системный характер, то любое ее познание, не просто принятие, а именно творческое познание будет способствовать развитию системного мышления. Творчество и системный подход вообще очень тесно связаны.

Творческое мышление специализируется на нестандартном решении задач, а это невозможно без системного подхода с его многомерным восприятием действительности. Любой вид творчества, пусть даже простое незамысловатое рукоделие – это повышение уровня системности вашего мышления.

Ведь творчество предполагает работу воображения по созданию нового образа, комбинирование различных идей, материалов, техник. И самое главное. Любое творчество – это создание упорядоченной системы из хаоса.

Кроме очевидной пользы для развития мышления, воображение и творчество – это источник позитивных эмоций. А ничто так не стимулирует развитие, как получение удовольствия.

Упражнение по развитию системного мышления

Мы с вами уже знаем, что каждый объект представляет собой систему. Найдите в своем окружении любой случайный предмет, например, пусть это будет книга:

  1. Подумайте, какие подсистемы входят в структуру этого предмета. А теперь возьмите лист бумаги и запишите их в столбик. Это могут быть бумага, типографский шрифт, краска, клей, металлические скрепки, которыми скреплен переплет, картон обложки и т. д. А если посмотреть с другого ракурса: буквы, слова, предложения, оглавление, заголовки, иллюстрации и т. д. Напишите элементы этой структуры в другой столбик. Смотрите, мы нашли две разных системы, а их может быть значительно больше. Подумайте, какие еще варианты системной организации книги вы сможете обнаружить.
  2. А теперь подумайте, в какие более крупные системы входит книга, частью чего она является.

Выполняя это упражнение, вы поймете, что можно легко выйти за пределы несистемного мышления, ограниченного жесткими рамками стандартов.

Такие занятия интересно проводить в группе, устраивая своеобразное соревнование, выбирая каждый раз новые предметы. Можно усложнить задание и подумать, как изменится предмет, если внести изменения в какой-то элемент его структуры.

Источник: //psychologist.tips/2260-sistemnoe-myshlenie-chto-eto-takoe-osobennosti-formirovaniya.html

Что такое системное мышление и как его развить

Системное мышление

Мир, в котором мы живем, представляет собой сложную систему. Система – это совокупность организованных, упорядоченных элементов, связанных между собой и направленных на достижение единой цели. Для гармоничного существования в этом мире человек должен обладать системным мышлением (СМ). Разберемся, что такое системное мышление и как его развить?

Понятие системного мышления

Системное мышление – это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывая их связи между собой.

Каждый материальный объект, предмет, явление, процесс, научная теория, художественный образ и прочее представляет собой определенную систему.

Элементы каждой системы упорядочены и связаны между собой таким образом, чтобы система работала в нужном направлении. Системность – это свойство отдельного элемента, позволяющее ему обладать всеми признаками системы.

Обычное, бытовое мышление не всегда может отразить все тонкости организации той или иной системы.

Логическое мышление помогает разделить любую систему на составные элементы, выявить и проанализировать их свойства и характеристики, а затем, основываясь на выявленных связях, соединить их в единое целое.

Однако этот процесс не позволяет учесть все факторы и закономерности, поэтому многие из них остаются за кадром. Таким образом, человек сознательно упрощает рассматриваемую систему.

Любая система не является просто совокупностью отдельных элементов, а выступает в качестве целостного и неделимого образования. Система обеспечивает своим отдельным частям многовариантное взаимодействие друг с другом.

Функционирование системы в большей мере зависит не от самих элементов, а от образа их взаимодействия. Эти взаимодействия не всегда являются очевидными. Они нередко скрыты, противоречивы и даже парадоксальны.

Задача СМ состоит в том, чтобы научиться видеть и учитывать все эти взаимодействия.

Свойства системного мышления

Люди с развитым системным мышлением имеют более широкий взгляд на вещи и характеризуются следующими качествами:

  • Человек, обладающий развитым СМ, понимает целостность и умеет видеть множественные связи и закономерности.
  • Он осознает необходимость упрощения и искажения модели мира с целью лучшего ее понимания.
  • Он может видеть реальность под разными углами, в разных плоскостях и ракурсах, фокусироваться на системе в целом и на ее отдельных элементах.
  • Такой человек не связан жесткими стереотипами мышления и может с легкостью менять свои убеждения.
  • Он умеет создавать собственные ментальные модели реальности, помогающие ему видеть причинно-следственные связи.
  • Человек с СМ обладает способностью видеть обратные связи между объектами и явлениями.

Люди, обладающие этим типом мышления, могут неплохо реализовать себя в менеджменте, науке, творчестве и других областях.

Как работает системное мышление?

Системное мышление помогает увидеть процесс развития реальности. Любая система предполагает существование во времени – в настоящем, прошлом и будущем, поэтому такой тип мышления дает возможность проследить развитие того или иного объекта.

Противоположностью СМ является предметное мышление. Оно предполагает рассматривание каждого объекта в отдельности без учета связей, существующих между ними. В качестве иллюстрации к такому типу мышления хорошо подходит известная притча про трех слепых и слона.

Трое слепых встретили слона и стали его ощупывать, чтобы понять, как он выглядит. Первый слепой нащупал хобот и решил, что слон похож на змею. Второй слепой потрогал бивень и решил, что он похож на палку.

Третий слепой, исследовав ногу животного, пришел к выводу, что слон похож на колонну. Таким образом, они долго спорили и каждый пытался доказать свою правоту, хотя все трое были и правы и неправы одновременно.

Причиной этого стало то, что они исследовали слона по частям, а не полностью, как единую систему. Поэтому каждый из них, не имея возможности увидеть всю систему в целом, приписал ей свойства отдельных ее частей.

Автор многих, получивших известность во всем мире книг по нейролингвистическому программированию Джозеф О’Коннор написал превосходную книгу: «Искусство системного мышления». В ней он описывает особенности этого типа мышления и дает немало полезных рекомендаций по его развитию.

Польза системного подхода

Системное мышление по-другому еще можно назвать системным подходом. На первый взгляд может показаться, что системный подход полезен только для руководителей, ученых, исследователей или творческих людей. Но это не так. Обычный человек тоже может развить системное мышление и тем самым улучшить качество своей жизни. Какую же пользу приносит системный подход в повседневной жизни?

  • Помогает лучше понять устройство мира и уменьшить количество совершаемых ошибок.
  • Способствует грамотному построению целей и нахождению методов их достижения.
  • Учит понимать устройство любой системы и эффективно управлять этими системами, например, организовывать работу других людей.
  • Помогает в создании новых систем (технических, организационных и пр.).
  • Позволяет в разы увеличить качество принимаемых решений и снизить затраты времени и сил на их поиск.
  • Учит объединять знания из разных научных теорий.
  • Дает возможность видеть объект сразу со всех сторон и объективно оценивать его. Человека, обладающего этим качеством, трудно ввести в заблуждение.
  • Позволяет правильно анализировать события, излагаемые в СМИ, зачастую искажающих информацию в своих целях.
  • Дает возможность прогнозировать события.

Как развить системное мышление?

К сожалению, природа не наделила человека СМ с рождения. Однако оно вырабатывается в процессе обучения. Существует несколько методов, позволяющих сделать это.

  • Наблюдение за успешными системами. Для того чтобы понять, как функционирует та или иная система, необходимо изучить ее свойства. Изучение происходит в процессе наблюдения за системой. Наблюдение за успешными системами позволяет исследовать их работу и взаимосвязь между ее отдельными элементами, протекание различных процессов, происходящих внутри системы, и их последствия. Это дает возможность изучить, как работает система, а затем применить полученные знания на практике для решения различных проблем.
  • Расширение круга своих интересов. Чем больше человек расширяет свой кругозор, тем больше развивается его способность мыслить системно и слаженно.
  • Избавление от стереотипов. Стереотипы формируются под влиянием жизненного опыта. Они существенно облегчают жизнь, помогая решать простые, типичные проблемы. Но при возникновении нестандартной ситуации стереотипы не только не помогают, а, наоборот, мешают найти решение. Поэтому умение избавляться от стереотипов – важное условие для развития системного мышления.
  • Создание ситуаций неопределенности. Для тренировки системного мышления полезно придумывать ситуации неопределенности и находить для них способы решения. Поскольку даже в реальных ситуациях не бывает стопроцентной определенности и обстоятельства в любой момент могут измениться, этот навык сможет пригодиться в жизни.
  • Решение творческих задач. Этот метод можно назвать самым эффективным. Существует немало творческих задач и головоломок, помогающих развить творческое и системное мышление. Существует масса специальной литературы, в которой не только приводятся примеры подобных задач, но и описываются возможные способы их решения.

Развивать системное и системно-векторное мышление весьма полезно. Это увлекательный процесс, который позволяет расширить границы восприятия реальности и научиться решать различные производственные, исследовательские и жизненные задачи.

Источник: //newgoal.ru/sistemnoe-myshlenie/

Системное мышление. Развитие системного мышления

Системное мышление

Термин «системное мышление» вошёл в нашу жизнь и начал широко использоваться сравнительно недавно, с середины прошлого века. Системное мышление стало тем инструментом, который давал возможность управлять всё усложняющимися в современном мире системами самого разного рода, касающимися разных сфер деятельности человека.

Системное мышление направлено на видение целого, а не его частей; связей между вещами, а не самих вещей; на выявление закономерностей изменения, а не определённых мгновенных состояний.

Системным называется мышление, при котором, познавая мир, человек способен устанавливать связи между явлением и предметами, выявлять существующие закономерности, прогнозировать их развитие и решать возникающие проблемы.

Термин «системное мышление» используют в практической психологии и (ещё чаще) в педагогической практике.

В этом случае под системным понимают такое мышление, при котором объект мыслительной деятельности рассматривается как система, имеющая соответствующие свойства, отношения и закономерности.

Зарубежная экономика и философия понимают системное мышление в узком и широком аспектах. В узком – как управление системами (социальными, бизнес-системами, экономическими системами), в широком – как умение видеть систему, анализировать её.

Развитие системного мышления

Системный подход очень полезен: зная его основы, мы можем лучше представлять свои цели, формулировать их и реализовывать. Системное мышление помогает исследовать системы, не распыляясь на мелочи и не упуская главное.

Кроме того, оно помогает создавать новые системы и управлять системами. Системное мышление учит объединять знания различных наук и позволяет не стать объектом манипуляции, не поддаться на гипнотические уверения рекламы, зачастую весьма однобокой.

Развивая системное мышление, мы учимся прогнозировать будущее развитие событий.

Маленькие дети интуитивно знакомятся с системами и подсистемами, например, собирая машинку или домик из частей конструктора или разбирая будильник на колесики, винтики, стрелки, стёклышко и прочие составляющие.

Развивая системное мышление, мы постепенно формируем умение рассуждать, исследовать разные стороны жизни с системных позиций.

Развитое системное мышление позволяет без труда выявлять закономерности, составлять прогнозы развития событий и влиять на их ход.

Развитие системного мышления предполагает получение и совершенствование определённых умений и навыков:

—  рассматривать происходящие явления, процессы, ситуации как определённую систему;

—  выявлять основные, базовые элементы системы;

—  владеть анализом и синтезом настолько, чтобы творчески использовать уже имеющуюся базу знаний и генерировать новые идеи;

—  уметь в условиях системного анализа оценивать ситуацию критически;

—  иметь навык рефлексии (осмысления, самоанализа, оценки своей деятельности в процессе системного анализа процессов или явлений);

—  уметь анализировать и прогнозировать развитие системы.

Мышление, основанное на системном подходе, рассматривает предмет или явление с разных сторон, в разных аспектах, целостно, взаимосвязано, с учётом других систем и связей. На системном подходе основана ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), ведь без знания системы невозможно сделать её лучше.

Технология системного мышления

В качестве технологий для развития системного мышления у взрослых используются имитационное моделирование, интерактивные игры, схемы системного мышления и другие.

В школьной практике при работе с текстами в основном используются два типа технологий:

1.Косвенные, основанные на проработке и усвоении знаний по предметам (конспектирование, составление плана, пересказ, анализ текста, диалог, выделение тезисов, составление доклада).

2.Метакогнитивные технологии. К ним относятся технология развития критического мышления, методы системного анализа и другие. Они развивают способности к самостоятельному мышлению, аналитические способности, умение обобщать, систематизировать, сравнивать и другие компоненты системного мышления.

Анализируя систему, важно научиться выделять её главные части и функции. Для этого нужно ответить на ряд вопросов:

1.Для чего нужна эта система?

2.Как она действует?

3.Какие части помогают выполнять её главную функцию?

4.Каковы существующие между ними связи?

Если сомневаетесь, является ли главной определенная часть системы, попробуйте её исключить. Если при этом система «рассыпается» –  значит, эта часть была главной. Так же можно определить и важные связи системы, исключая связи между главными частями.

В книге «Технология системного мышления», созданной коллективом авторов на основе идей кандидата философских наук Г.П. Щедровицкого, изложена подробная инструкция. Она рекомендована для тех случаев, когда происходят затруднения, а действовать по знакомой схеме, использовать стереотипы – бесполезно.

Данная технология системного мышления содержит ряд пошаговых рекомендаций:

1.Определите «рамки», для этого задайте цели и ориентиры на перспективу и создайте список задач, которые необходимо решить на пути к цели.

2.Определите процесс. Для этого:

а). Решите, какие процессы управления будут задействованы (это может быть развитие, создание, воссоздание и т.д.)

б). Определите происходящие процессы.

в). Найдите тот процесс, который нужно изменить.

3. Проанализируйте ситуацию и создайте границы системы управления.

4. Создайте структурные схемы:

—  выявите важные моменты для работы системы;

—  выявите взаимозависимость этих моментов;

—  прорисуйте существующие между ними связи;

—  выявите, какие процессы важны для успешного продвижения дела;

—  распределите функции по тем местам, где задачи для достижения целей могут быть решены.

5. Определите, что известно о затруднениях:

—  какие задачи в данный момент не имеют ни ресурсов, ни путей решения;

—  каковы проблемы;

—  каких связей не хватает, какие из существующих являются проблемными?

6. Составьте проект новых организованностей:

—  определите, каковы они;

—  какие из них останутся неизменными;

—  какие из них получат иные функции;

—  в каком материале они будут работать.

Под организованностями понимаются люди, группы, организации. Материалом для организованностей служат персонал, технологии, оснащение, программное обеспечение.

7. Подберите и подготовьте новых специалистов. Определите и озвучьте свои требования к персоналу.

Одним из известнейших в мире специалистов по системному мышлению является американская исследовательница, писательница и учительница Донелла Медоуз. В своей книге «Азбука системного мышления» она знакомит с основами понимания систем, их структурой и особенностями поведения.

Автор убеждает в том, что системное мышление – важный инструмент, без которого не обойтись при решении проблем самого разного рода, какой бы сферы нашей жизни они ни касались.

Без знания азбуки системного мышления, без понимания особенностей поведения систем трудно научиться взаимодействовать с ними успешно.

Искусство системного мышления

Все системы обладают некоторыми свойствами, тогда как отдельно взятые части систем их не имеют. Анализ частей, составляющих систему, не позволяет обнаружить свойства самой системы. Эти свойства выявляются как результат работы системы, когда мы наблюдаем её в действии.

В своей книге «Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем», посвящённой этому вопросу, авторы (Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт) выделяют несколько важных моментов:

1.Важно научиться понимать, сложность какого вида встретилась в системе: динамическая или детальная. Под детальной понимается сложность, которая связана с количеством элементов, которые анализируется, а под динамической – сложность, которая связана с отношениями, взаимосвязями элементов.

2.Чем больше в системе присутствует связей, тем больше и возможностей повлиять на систему.

3.Важно правильно найти точку приложения сил – и тогда рычаг сработает.

4.Точечных изменений не получится: всегда будут иметь место какие-то побочные эффекты.

Искусство системного мышления – знания, позволяющие научиться мыслить более широко и целостно, преодолевать косность мышления и решать возникающие проблемы. Овладение искусством системного мышления приводит к пониманию того, что мышление неотделимо от проблем, возникающих у нас.

Проблемы являются следствием предшествующих событий и наших мыслей о них. Мы сами являемся неотъемлемым элементом своих проблем.

Применяя принципы системного мышления, мы сможем лучше разбираться в собственных убеждениях и способах действия, ведь даже сам процесс мышления представляет собой систему наших взглядов и убеждений.

Тесты на системное мышление

В современном мире тесты на системность мышления помогают выявить такие важнейшие профессиональные качества как лидерство, умение работать в команде, устойчивость к стрессам и другие.

Они востребованы при выборе кандидата на должность или сотрудника, чьи новые обязанности предполагают владение навыками системного подхода к проблеме, поиск путей решения и реализацию задуманного.

Например, тест SRT (Systems Reasoning Test), включающий определение основных элементов в больших объемах информации, анализ графиков и схем, выявление закономерностей, нахождение взаимосвязей. Благодаря такому тесту можно определить, справится ли на данном этапе кандидат с рабочими задачами, требующими системного подхода.

Один из тестов компании CEB SHL, предназначенный для выявления способности к быстрому анализу разрозненной (на первый взгляд) информации и определение взаимосвязей и путей их применения называется «Фастрек».

Его суть заключается в том, чтобы, получив информацию о нескольких разных ситуациях, представленных на маленьких разноцветных карточках, систематизировать её, определить ключевые моменты и взаимосвязи между ними и вывести правила, на основании которых можно будет найти решение.

Тесты «Анализ информации» выявляют уровень некоторых способностей:

1.Понимать текст и оценивать правильность логических умозаключений. Суть задания заключается в следующем: нужно прочитать текст, проанализировать изложенное в нём утверждение, сделать выводы о ложности, истинности или о невозможности оценки из-за недостаточности информации.

2.Интерпретировать данные. Этот тест выявляет уровень способности анализировать числовую табличную информацию, в том числе статистического характера, и делать правильные выводы на этой основе.

3.Анализировать диаграммы. Этот тест измеряет способность к абстрактному мышлению. На основании анализа серии диаграмм требуется найти логическую закономерность и продолжить последовательность единственно правильным образом.

Один из вариантов теста на системное мышление – методика Шарагиной Л. И. В этом случае потребуется задать к понятиям, обозначающим явление или объект, максимальное количество возможных вопросов. Для оценки результатов полученные вопросы делят на две группы:

1.Общие вопросы, не содержащие информации о явлении или объекте.

2.«Системные» вопросы:

—  затрагивающие функции объекта или явления (его роль, значение, использование) или его свойства;

—  отражающие связь системы с другими системами или с процессами, в которых задействован объект (явление);

—  отражающие взаимосвязи этой системы с человеком;

—  отражающие взаимосвязи между элементами системы.

Такой анализ покажет не только широту и глубину мышления, но и на их основе – системность мышления. В описанной методике широту мышления отражает количество вопросов, связанных с системными категориями; глубину – количество вопросов, заданных по всем категориям; системность покажет результат произведения показателя широты на показатель глубины.

Системность мышления даёт возможность видеть ситуацию широко и углублённо, выявляя причины, порождающие проблемы и находя способы избегать их появления в будущем.

Благодаря развитому системному мышлению мы видим, как принятые решения отражаются на событиях и других людях. Способность рассмотреть во всей полноте факты, влияющие на проблему, равно как и влияние своих решений на других, зачастую является необходимым условием успеха.

Развивать мышление, внимание, память и восприятие комплексно, регулярно и с удовольствием можно с помощью развивающих игр онлайн .

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Nicholas Wang

Источник: //b-trainika.com/blog/myshlenie-sistemnogo-myshleniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.