< Соц психология - Психолог

Соц психология

Содержание

Социальный психолог

Соц психология

Социальный психолог специализируются на изучении различных групп: малых, крупных, рабочих коллективов, населения региона, спортивных команд и т.п.

Его интересуют феномены, возникающие и протекающие в этих группах, закономерности их развития, способы управления ими, а также социометрия, прогнозирование, психодиагностика и многое другое. Работа относится к разряду «человек – человек».

Профессия подходит тем, кого интересует психология и обществознание (см.выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Социальная психология потому и получила такое название, что специализируется на изучении социума, а заодно способов его менять, управлять им, помогать людям успешно функционировать в его рамках.

Социальный психолог неплохо разбирается во всех отраслях психологии, но в первую очередь специализируется именно на работе с коллективами, на алгоритмах возникающих и протекающих в них процессов, на правила и принципы их жизни.

Особенности профессии

Профессия социального психолога может быть направлена как на исследовательскую деятельность, так и на разработку практических, прикладных решений для конкретных коллективов.

Оба варианта по-своему важны: первый улучшает теоретическую базу социальной психологии, второй – помогает создать здоровую атмосферу в любой группе.

Основные трудовые обязанности специалистов в этой области следующие:

  • Исследование состояния коллектива и всех его участников, в том числе, за счет использования психодиагностических методик.
  • Мониторинг психологической безопасности участников группы.
  • Оказание психологической помощи участникам группы или всему коллективу в целом (социальные психологи могут проводить мероприятия, направленные на сплочение команды).
  • Создание и реализация программ, направленных на психологическое просвещение, психокоррекционную работу, профилактическое воздействие, повышение психологического здоровья населения.
  • Психологическое сопровождение людей, относящихся к социально уязвимым слоям населения, психологическая помощь сотрудникам социальных организаций, психологическое сопровождение образования и жизни замещающих семей.
  • Разработка и реализация тренинговых программ,  направленных на улучшение психологического климата в коллективе, ведение терапевтических и других групп.
  • Проведение психологических исследований, разработка теоретических концепций, оформление соответствующей документации.
  • Психологическая помощь при реабилитации в результате серьезных травм и повреждений, возвращение человека в социум.

Социальный психолог может заниматься достаточно разнообразной деятельностью, специализироваться на разной проблематике, однако суть ее – работа с коллективом и человеком в нем – остается неизменной.

Плюсы

  1. Интересная, общественно полезная профессия.
  2. Активно развивающаяся отрасль психологической науки, имеющая особую значимость в контексте глобализации.
  3. Возможность помогать людям.
  4. Возможность использовать профессиональные знания в собственной жизни.

Минусы

  1. Быстрое профессиональное выгорание при постоянной работе с социально уязвимыми категориями населения.
  2. Невысокая заработная плата.
  3. Высокая ответственность за состояние подопечных.

Важные личные качества

Для социального психолога важен аналитический склад ума примерно в той же степени, как и способности к эмпатии.

Также подобный специалист должен быть ответственным, трудолюбивым, терпеливым, готовым к постоянному пополнению багажа своих знаний, к разработке нестандартных решений для заданных проблем.

 Не помешает ему и умение абстрагироваться от ситуаций своих подопечных, не принимать их слишком близко к сердцу.

Обучение на социального психолога

Чтобы стать социальным психологом, нужно получить высшее образование по общему профилю «Психология», его код – 37.03.01.

Для поступления нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, биологии и иностранному языку либо математике (на усмотрение вуза). Некоторые высшие образовательные учреждения в качестве третьего предмета выбирают обществознание.

Форма обучения может быть очной, заочной, очно-заочной. В первом случае диплом бакалавра студенты получают за 4 года, в остальных – за 5 лет.

Лучшие вузы для социальных психологов

  1. РУДН
  2. РЭУ имени Г.В. Плеханова
  3. РАНХиГС при Президенте РФ
  4. СПбГУ
  5. РГПУ имени А.И. Герцена
  6. СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ

Место работы

Социальный психолог может работать в социальных и психологических службах, образовательных учреждениях, центрах психологической помощи, научно-исследовательских организациях, а также практически в любых организациях: в качестве HR-менеджеров или специалистов по поддержанию здорового психологического климата в коллективе, конфликтологов.

Заработная плата

Уровень доходов социальных психологов сильно зависит от места их работы. Так, в государственных, муниципальных, некоммерческих организациях он обычно невелик, тогда как в частных компаниях и фирмах может достигать достаточно высоких значений.

Карьерный рост

Социальный психолог может улучшать свои знания и навыки, повышать своей профессионализм и, как следствие, претендовать на более высокий уровень заработной платы. Также он может занимать руководящие должности, продвигаясь вверх по карьерной лестнице и делая больший уклон в сторону менеджмента.

Профессиональные знания

  1. Закономерности деятельности и поведения людей, включенных в различные социальные группы.
  2. Закономерности развития социальных групп.
  3. Закономерности развития конфликтов и способы их решения.
  4. Особенности поведения личности, включенной в группу.

  5. Понимание и восприятие людьми друг друга, особенности межличностных взаимоотношений в социуме.
  6. Социальные стереотипы и установки, закономерности их появления, их устойчивость, структура, изменчивость, алгоритм передачи и усвоения.
  7. Феномены и явления психики, имеющие отношение к малым, средним и большим социальным группам.

  8. Взаимоотношение личности и группы, лидерство, межгрупповые взаимоотношения.
  9. Закономерности формирования психологического климата в коллективе, эффективность тех или иных стилей руководства, способы повышения производительности групповой деятельности.
  10. Психодиагностика, способы организации и проведения психологических исследований.

  11. Психотерапия, способы эффективного психологического сопровождения.

Известные социальные психологи

  1. Дэвид Майерс, исследователь групповой поляризации, автор множества учебников, известный адаптацией психологических исследований для лучшего понимания широкой публикой и студенческой аудиторией.
  2. Эллиот Аронсон, автор известных работ по групповой интеракции, приемам изменения установок, межличностной аттракции, когнитивным теориям.

Источник: //www.profguide.io/professions/socialniy_psiholog.html

Социальная психология

Соц психология

Определение 1

Социальная психология является отраслью психологии, которая изучает основные закономерности и специфические особенности поведения, деятельности людей в результате социального взаимодействия.

Социальная психология начинает формироваться во второй половине $XIX$ века, как симбиоз психологии и социологии.

Изначально социально-психологические идеи зарождались в рамках таких наук как философия, социология, антропология, этнография и языкознание.

Отдельные социально-психологические идеи встречались в работах Платона, Аристотеля, философов-материалистов, утопистов, далее у Фейербаха и Гегеля.

Представителями социальной эмпирической психологии в Европе являлись: Тард – французский юрист, Лсбон – французский социолог, английский психолог Мак-Дугалл.

Данные ученые пытались объяснить социальное общественное развитие отдельными психическими свойствами личности человека.

При этом Тард объяснял подражательностью, Лебон, в свою очередь, психическим заражением, а англичанин Мак-Дугалл – инстинктами.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Согласно концепции Тарда, развитие общества определяется межличностным влиянием, в частности подражанием и обычаями. В результате подражания формируются общественные нормы, ценности. Принимая их, человек приспосабливается к условиям общественной жизни.

Невозможность достижения идеала рождает конфликтность в рамках социального взаимодействия. Тард первым объяснил психологию толпы как фактор подавления индивидуальности. На основе идей Тарда стали классифицировать наследственность на естественную и социальную.

Социолог Лебон разработал теорию эмоциональности социальных процессов и ввел понятие психического заражения.

Основатель французской школы социологии Дюркгейм основным объяснительным принципом человеческого поведения считал феномен «коллективных представлений». Именно они формируют, по его мнению, видение мира отдельным индивидуумом. Поведение индивида, согласно его теории, определяется коллективным сознанием.

Дюркгейм придерживался идеи единения социума на базе общих социальных ценностей. Ценностно-нормативный кризис общества приводит к массовой правовой десоциализации, которая, по Дюркгейму, называется аномией. В состоянии аномии утрачивается значимость социальных и правовых норм для членов общества.

Индивид, который лишен образцов поведения, подвержен резкому снижению саморегуляции и как правило выходит из-под социального контроля.

Первые ученые-социологи оказали важное влияние на развитие социальной психологии, определив главенствующую роль социального фактора в формировании человеческой личности.

В двадцатых годах $XX$ века благодаря работам немца В. Меде начинается новый виток развития социальной психологии и формируется экспериментальная социальная психология. Меде определил различия в способности людей терпеть боль, вести физическую и умственную активностьв рамах группы и в одиночку. Меде выявил различные типы людей в зависимости от их отношения к социальной группе:

  • нейтральный,
  • положительный,
  • отрицательный.

Им было установлено, что социально-психологические факторы существенно влияют на психические качества личности, в частности на восприятие, мышление, память, воображение, эмоции, волю.

Американский психолог Олпорт вслед за Меде усовершенствовал методики социально-психологических экспериментов. Его исследования стали основой эффективных рекомендаций по улучшению в области организации производства, рекламы, политики, военного дела. Социальная психология в это время стала бурно развиваться как прикладная наука.

В $XX$ веке Морено был разработан метод социометрии.

Определение 2

Социометрия – система методик выявления и измерения в количестве межличностных взаимоотношений в малых группах.

Личностные симпатии, а также антипатии Морено отображал в виде социограмм взаимоотношений.

Морено также предложил конкретные методики смягчения конфликтов внутри группы, оптимизации социально-психологического климата внутри них.

Вслед за ним другие социальные психологи стали рассматривать малую группу, как базовый элемент общества. В сложной системе «общество – группа – личность» среднее звено абсолютизировалось.

Определилась полная зависимость отдельной личности от присущей ей социальной роли, групповых норм и группового давления.

Одним из направлений в современной социальной психологии является интеракционизм. Он рассматривает интеракцию – проблему социального взаимодействия. Родоначальником этого направления стал известный социолог и социального психолога Дж. Мид. Важнейшее достижение данного направления – это признание социальной обусловленности психики отдельного человека.

Развитие отечественной социальной психологии начинается в двадцатые годы $XX$ века.

Но в это время она получила биологизаторский уклон и критика данного уклона фактически превратилась в критику всей социальной психологии.

Поэтому уже к концу $20$-х годов социальная психология прекратила существование в нашей стране. И только в конце $50$-х годов развитие социальной психологии в нашей стране началось вновь.

Методы социальной психологии

Методов социальной психологии существует множество:

  • естественные, а также лабораторные групповые эксперименты;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • контент-анализ;
  • интервьюирование;
  • опросы;
  • факторный анализ;
  • социометрия;
  • метод подставной группы;
  • метод экспертных оценок.

Структура социальной психологии

Структура социальной психологии определяется системой основных категорий данной науки:

  • социальная общность;
  • особенности поведения индивида в социально-организованной и в социально-неорганизованной общности;
  • социальные группы и их классификация;
  • социально-психологическая организация малых групп;
  • изменение индивидуального поведения в рамках социальной группы;
  • общение – средство социального взаимодействия;
  • межличностное взаимодействие в процессе общения;
  • психология больших социальных групп;
  • психология массовых коммуникаций и социальных явлений;
  • психология управления социумом.

Социальная психология личности изучает проблемы социализации человека, определяет способы социально-психологической регуляции поведения индивида, формирует социальных установки личности.

Психология межличностного взаимодействия изучает структуру и функции общения, проблемы, связанные с межличностным познанием и невербальным общением, динамику развития межличностных отношений и т.д.

Психология малых групп изучает процессы динамики группы, социально-психологические проблемы лидерства, сплоченности группы, взаимодействие отдельного человека и малой группы, внутригрупповые конфликты.

Психология межгруппового взаимодействия изучает процессы, происходящие между группами.

Психология больших социальных групп и массовых явлений изучает факторы влияющие на общность групп, динамику развития больших соцгрупп, психологию слухов, психологию толпы.

Социальная психология труда исследует социально-психологический климат в трудовом коллективе, фактор отдельной личности в рамках совместной деятельности, особенности общения в производственных коллективах, механизмы адаптации человека к деятельности профессиональной.

Определение 3

Социальная психология управления – это отрасль социальной психологии, которая занимается изучением социально-психологических проблем управленческой деятельности.

Определение 4

Экономическая психология – новая отрасль социальной психологии, призванная изучать социально-психологические особенности хозяйственной жизни общества, экономического поведения и отношений между хозяйствующими субъектами.

Социальная психология также подразделяется на следующие виды:

  • теоретическую социальную психологию,
  • эмпирическую социальную психологию,
  • практическую социальную психологию.

Источник: //spravochnick.ru/psihologiya/socialnaya_psihologiya/

Социальная психология‎

Соц психология

Социальная психология – раздел психологической науки, изучающий взаимосвязи поведения и психологического состояния человека и его социальной принадлежности, а также психологические характеристики больших и малых социальных групп. Развитие личности во многом обусловлено социальным окружением.

Некоторые психологи даже определяют социальный фактор в становлении личности как доминирующий. Каждый человек входит в различные социальные общности, которые влияют на него, в то время как он оказывает влияние на них.

Социальная психология, как и прочие виды наук, имеет теоретическую, эмпирическую и практическую составляющие.

Вот некоторые задачи современной социальной психологии:

  • исследование феномена человеческого взаимодействия;
  • психические явления, свойственные большой или малой группе людей;
  • описание социальных групп с психологической точки зрения;
  • исследование механизмов соц.воздействия на индивидуума;
  • формирование теоретической и практической базы для гармонизации отношений между людьми в группах (малых и больших);
  • поиск инструментов воздействия на массовое сознание.

Условно социальную психологию можно поделить на такие крупные разделы:

  • Социальная психология групп;
  • Социальная психология общения;
  • Социальная психология личности.

Социальная психология возникла из философии, общей психологии и социологии.

Отправной точкой в развитии современной социальной психологии стали публикации в 1908 г двух работ: «Введение в социальную психологию» Мак Дугалла и «Социальная психология» Росса.

На сегодняшний день психология имеет множество прикладных направлений.

Социальная психология сегодня состоит из многих разделов, различных по объекту исследования:

  • организационная психология – применяется для процессов менеджмента (отбора, обучения, мотивации персонала);
  • политическая психология – находится на стыке психологии, социологии и политологии, занимается выявлением закономерностей политических взглядов, предпочтений, активности населения;
  • психология восприятия – ищет закономерности субъективного восприятия объективных предметов окружающего мира;
  • историческая психология имеет предметом изучения психологические особенности личности и общества в зависимости от исторической эпохи;
  • семейная психология – изучает влияние семьи на личность, ищет способы гармонизировать семейные отношения;
  • этнопсихология – одновременно относится к психологии и антропологии, изучая особенности людей в зависимости от их этноса;
  • гендерная психология – отыскивает различия в психологии человека в зависимости от его половой принадлежности.

Имена в социальной психологии

Габриэль Тард (1843-1904 гг, Франция) – имитация, подражание есть основной механизм взаимодействия в обществе. Люди копируют нормы поведения друг друга, это и служит «цементом» сохранения общества. Лишь немногие независимые личности способны изменить манеру поведения, либо меняя таким образом общество, либо становясь его изгоями.

Гюстав Лебон (1841-1931 гг, Франция) – писал о наступлении «эры масс», о снижении интеллекта, ответственности и способности к анализу ситуации у человека в толпе. По сути, весь 20 век стал доказательством верности его догадок – революция в России, приход Гитлера к власти. Работа Лебона «Психология народов и масс» была настольной книгой Ульянова-Ленина.

Уильям МакДугалл (1871-1938 гг, Великобритания-США) – ввел термин «социальная психология», определил 12 инстинктов социального поведения индивидуума, стал создателем «гормической психологии».

Эдвард Олдсворт Росс (1866-1951, США) – видел источники социального поведения в группе, а не особенностях индивида. Указывал на наличие социальных течений.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг, Франция) – один из основоположников социологии. Изучал феномен суицида. Ввел термин «коллективное сознание», указал на то, что действия индивида определены коллективным сознанием. Базой общества определял его социальные ценности.

Вальтер Мёде (1888-1958 гг, Германия) – исследователь в области п. труда, производственной п. Описал феномен влияния группы на деятельность: монотонный труд эффективнее в присутствии других людей, творческий – в их отсутствие, и т.п.

Гордон Олпорт (1897-1967 гг, США) – считал, что социум в большей мере определяет формирование личности, нежели врожденные данные человека. Для доказательства своих теорий проводил экспериментальные исследования.

Якоб Леви Морено (1889-1974 гг, Румыния-США) внес в социальную психологию значительный вклад, разработав метод социометрии, прием психодрамы для разрешения конфликтов и принципы групповой психотерапии.

Современая социальная психология сегодня

На сегодняшний день социальная психология – один из наиболее интересных и востребованных разделов психологии. Ежегодно публикуется множество работ по этой теме, рассчитанных как на научное сообщество, так и на широкий круг читателей.

Книги по социальной психологии становятся бестселлерами. Примеры: книга Дж.Грея «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» или «Поступай как женщина, думай как мужчина» С.

Харли, описывающие особенности гендерной психологии, «Люди, которые играют в игры» Эрика Берна и прочие.

Выводы соц. психологии активно используются на практике. Например, психология толпы применяется при постройке стадионов, станций метро – учитываются выводы психологов о том, как люди могут вести себя в экстренной ситуации.

Без знания политической психологии невозможно построение ни одной избирательной компании. С нюансами этнопсихологии вынуждены сейчас разбираться политики европейских стран.

Ну а о практической пользе психологии рекламы знают абсолютно все.

Факторы разрушения любви и дружбы

На протяжении всей жизни мы зависим друг от друга, и потому отношения с окружающими оказываются в центре нашего существования. Для каждого из нас все начинается с взаимного влечения совершенно…. Читать далее….

Источник: //urologia.msk.ru/main/psixologiya/socialnaya-psixologiya

Предмет и объект социальной психологии

Предметом социальной психологии является исследовательская работа по изучению:

  • взаимосвязи психических взаимодействий людей,
  • различных способов влияния на отдельного человека и социальные группы,
  • социально-психологических характеристик человека и социальных групп как субъектов социальных отношений;
  • взаимосвязи деятельности и поведения людей, состоящих в социальных группах.

Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

Проблемы социальной психологии

Краткий список основных проблем социальной психологии:

  • Внутригрупповые колебания;
  • Ступени развития социальных групп;
  • Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
  • Психологические характеристики социальных групп;
  • Общение и межличностные отношения в социальной группе;
  • Межгрупповые социальные отношения;
  • Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
  • Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
  • Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
  • Управление социально-психологическими процессами.
  • Более подробно в статье проблемы социальной психологии

Методы социальной психологии

Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • беседа;
  • групповой эксперимент;
  • изучение документов;
  • наблюдение (включенное и не включенное).

Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии — измерение приватных взаимосвязей людей в группах.

Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы.

Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).

Рис. 1. Социограмма.

По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).

Рис. 2. Символы социограммы.

История социальной психологии

Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого.

В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха.

 Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.

Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов.

Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).

Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция).

Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением, Г.Лебон — с точки зрения психического заражения, Г.

Тард — теорией подражания.

1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию» У. Мак-Дауголла.

В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В.

Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии — экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.

Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.

Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.

У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.

Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США).

Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы.

Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).

Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества — микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.

В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.

Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами: агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

  1. Психоаналитическое;
  2. Необихевиористское;
  3. Когнитивистское;
  4. Интеракционистское.

Направления социальной психологии

Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа — макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.

Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.

Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций.

В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека.

Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций.

Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).

Одна из самых известных теорий необихевиористского направления — теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.

У неофрейдистов и необихевиористов одинаковое трактование поведения человека, в основе которого лежит стремление к удовольствию, а все потребности и окружение человека не связывается с историческими условиями.

В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение.

Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе — интеракции, базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль» ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.

Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др.

первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др.

Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.

Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.

Проблема социальной психологии СССР и России

Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму.

В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов.

В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.

Книги по социальной психологии

Ниже представлен список рекомендуемых учебных книг по социальной психологии:

  • Социальная психология — Андреева Г.М. Скачать
  • Психология социального познания — Андреева Г.М Скачать
  • Современная социальная психология — Шихарев П.Н. Скачать
  • Социальная психология — Майерс Д. Скачать

Источник: //1vc0.ru/socialnaya-psixologiya

Социальная психология: введение в предмет

Соц психология

Социальная психология – это довольно сложная и многопрофильная область психологической науки.

Она направлена на изучение практически каждой из отраслей жизни и деятельности человека в обществе: социального общения и взаимоотношения людей в социуме, психологических закономерностей социального поведения людей, а также мотивов объединения их в группы, конфликтов и общественных настроений. Социально-психологические знания необходимы любому индивиду, так как каждый общается и взаимодействует с прочими индивидами, а также сталкивается с межличностными проблемами.

Знания теоретического плана касательно социально-психологических процессов разрабатывались в классических работах отечественных и заграничных авторов, таких как Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, Д. Майерс, Б.Д. Парыгин, Т. Шибутани и прочих. В данном материале отображены результаты исследований в социальной психологии, проводившихся в современное время.

Можно выделить следующие актуальные направления – введение в социальную психологию, понятие о группе как  социально-психологическом феномене, психологию общения, а также феномен личности в социальной психологии.

Введение в социальную психологию

Важно получить сведения об объекте и предмете социальной психологии, а также о ее задачах.

В начале двадцатого века, в 1908 году, были впервые напечатаны практически в одно и то же время работы англичанина В. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и американца Э. Росса, специализировавшегося на социологии, «Социальная психология».

Социальная психология в качестве отдельной науки появилась только в конце девятнадцатого столетия на стыке таких наук, как социология и психология.

Постепенное развитие социума ставило перед учеными деятелями разнообразные социально-психологические задачи, своевременное решение которых стало очень важным для совершенствования таких областей общественной жизни, как политика, воспитание, производственные отношения и управление и так далее.

Но оказалось, что данные проблемы довольно трудно изучать исключительно в рамках существовавших на тот момент научных дисциплин. Нужна была, в первую очередь, интеграция психологии и социологии, так как психология занимается изучением психики человека, а социология – изучением общества.

Психология и социология, по мнению Г.М. Андреевой, превратились в «материнские» дисциплины по отношению к появившейся социальной психологии.

И при этом нельзя думать, что социальная психология – это только некая часть психологии и социологии.

Самостоятельность этой сферы научного знания обуславливается спецификой предмета исследования, и он не способен изучаться в рамках одной из этих дисциплин.

Специфика предмета социальной психологии

Касательно специфики предмета социальной психологии есть разные мнения. В первую очередь под социальной психологией традиционно понимают многообразие проявлений социальной психики индивида: некие особенности его психического состояния, а также поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с прочими индивидами.

Во вторую очередь понятие «социальная психология» используется для обозначения научного направления, которое изучает закономерности психической жизнедеятельности индивида в обществе, в общении, а также во взаимодействии с прочими индивидами.

Здесь указывается определение данной научной сферы, которое наиболее распространено именно в отечественной социальной психологии.

Определение 1

Социальная психология – это наука, которая занимается изучением закономерностей поведения, а также деятельности индивидов, объединенных в некие социальные группы, а также психологических характеристик данных групп.  

Социальные группы формируются в рамках исторически определенного общества как некая совокупность людей, которые связаны между собой единством интересов, национальных и культурных ценностей, а также норм поведения.

Предмет изучения социальной психологии

Предметом изучения социальной психологии являются конкретные социально-психологические феномены, среди которых:

  • Некие психологические факты, закономерности, а также механизмы общения и взаимодействия индивидов при совместно осуществляемой деятельности.
  • Проявление, а также формирование определенных особенностей личности в разных общностях людей.
  • Психологические взаимосвязи, которые формируются между индивидами в процессе их взаимодействия друг с другом.
  • Психологические процессы появления, функционирования и развития разноплановых общностей индивидов и другие социально-психологические процессы и явления.

В конкретной зависимости от одного либо другого понимания предмета социальной психологии можно выделить базисные объекты социальной психологии, которые изучает данная наука, то есть носители социально-психологических явлений. К ним причисляют:

  • Личность в группе как в некой системе отношений.
  • Взаимодействие в рамках системы «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент, доктор-пациент и так далее).
  • Малая группа, такая как семья, трудовая бригада, учебный класс, воинский экипаж, группа приятелей и так далее.
  • Взаимодействие в рамках системы «личность-группа» (лидер-ведомый, руководитель-трудовой коллектив, ученик-учебный класс, командир-взвод и так далее).
  • Взаимодействие в рамках системы «группа-группа» (соревнование команд между собой, групповые переговоры, межгрупповые конфликтные ситуации и так далее).
  • Большая социальная группа (это может быть этнос, общественное движение, партия, социальный слой и так далее).

В последнее время большинство ученых, раздумывая над актуальными научными задачами, говорят о том, что активные социальные преобразования в мире требуют от специалиста любой психологической сферы социально-психологического понимания социальных процессов.

Замечание 1

Практика последних лет и десятилетий продемонстрировала, насколько важной проблемой является психологическая неготовность индивидов к изменениям — социальным, политическим, экономическим, идеологическим.

Знаменитый отечественный социальный психолог Б.Д.

Парыгин полагает, что большинство затруднений в социально-экономическом, политическом и правовом реформировании социума можно объяснить не только и не столько несовершенством одних либо других частных социальных проектов, сколько их полной несоотнесенностью с духовно-нравственным и социально-психологическим состоянием индивида. Он утверждает, что необходимо развивать и улучшать духовно-нравственную и социально-психологическую культуру, а также гражданское самосознание индивидов. Для успешного решения таких задач требуются глубокие и разноплановые знания в области именно социальной психологии.

Проводя оценку перспектив фундаментальных психологических исследований, Д.И. Фельдштейн рассматривает разные аспекты влияния глобальных общественных перемен на отдельного индивида.

Большой объем данных, дискредитация значительного числа нравственных ориентиров, манипулирование сознанием индивида через СМИ, нестабильность экологической, политической, общественной и экономической обстановки – все это меняет сознание, деятельность, а также мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферы личности.

Одной из главнейших исследовательских задач Д.И. Фельдштейн называл исследование проблемы самоопределения индивида, а также его личной идентификации с конкретной группой – страной, этносом, человеческим сообществом в целом.

Нужно исследовать недостаточно изученные грани проблемы отношений, и в первую очередь «по вертикали»: дети-взрослые, молодые-пожилые.

При этом нужно рассматривать не только отношения детей и взрослых, но конкретно их взаимодействие, и в том числе взаимовлияние.

Г.М.

Андреева, указывая на важность развития психологии социального познания, утверждает, что нет ничего более значимого для индивида в сложном сегодняшнем мире, чем познание того, что его окружает, какие переживания данное окружение в нем вызывает и, конечно, как в подобных условиях нужно действовать. Практическая значимость социальной психологии, а также понимания предмета и методов социальной психологии, предопределяется важностью решаемых ею задач, напрямую связанных с жизнью индивида в обществе.

Задачи исследований социально-психологических феноменов действительно многогранны, среди них можно выделить:

  • Изучение содержания, форм проявления, а также закономерностей функционирования определенных социально-психологических процессов и явлений.
  • Установление всесторонних связей с представителями смежных наук, таких как социология, философия и прочие общественные науки, в совместном исследовании социально-психологических феноменов.
  • Прогнозирование экономических, политических, национальных и прочих существующих процессов в развитии государств на основании учета социально-психологических механизмов и закономерностей.

Социальная психология должна заниматься вопросами, которые волнуют определенное общество. В некоторых частях нашей планеты гораздо более значимы вопросы межрасовых отношений, а также дискриминации женщин.

В других на первый план выходят вопросы межкультурной миграции населения, реформы образования, мотивации трудовой деятельности, экологического сознания, перемен в институте семьи и брака и так далее. Изучая личность, социальная психология в одно и то же время учитывает микро- и макросоциум, в которые она включена.

Рассматривая социальные явления, наука помогает понять чувства, мотивы ценности стоящих за ними настоящих людей.

Источник: //Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/vvedenie-v-sotsialnuju-psihologiju/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.