< Современное общение - Психолог

Современное общение

Современная молодежь: особенности общения

Современное общение

Статья основана на опыте преподавания и общения со студентами. Я хочу поделиться размышлениями о том, как эффективно общаться с молодежью на лекциях, чтобы этот процесс был интересным и эффективным для студентов.

Психолингвистика – наука, изучающая психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности.

Общение, как и деятельность вообще, есть и способ, и одновременное условие актуализации общественных отношений. Понятие психологических взаимоотношений выступает в тои или иной форме у многих авторов. Так, В.Н. Мясищев говорит о «психологических отношениях», Л.П. Буева – о «личностных отношениях» (но отождествляя их с общением), Б.Г.

Ананьев – о «субъективных отношениях». Также нужно провести грань между понятием общения и близкими ему, часто смешиваемыми понятиями.

Например, возможно рассмотрение процессов коллективного общения (передача информации, постановка цели при совместной деятельности, обсуждение путей ее достижения) в плане их собственной внутренней логики, безотносительно к их социальным функциям, то есть анализ относительно самостоятельной системы средств и процессов, которые обеспечивают общение в его содержательном понимании. Такое различие «содержательного» и «технического» общения, так же, как и «социальный контакт» рассматривается современными психологическими теориями, наряду с более принятыми понятиями «коммуникация» и «общение». Таким образом, общение – это система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующие общественные и личностные, психологические отношения и использующие специфические средства, в первую очередь язык.

Акт общения, рассматриваемый под углом зрения его направленности на тот или иной заранее запланированный эффект, может быть определен как акт психолингвистического воздействия.

Поясним данную мысль:

1. Речевое воздействие лишь в исключительных случаях выступает как самостоятельная деятельность с собственным мотивом. Чаще всего это – часть более сложной деятельности, средство для достижения какой-то внеречевой задачи. Таким образом, речевое воздействие – это психологическое действие, психологически самостоятельный акт. 2.

Речевая коммуникация (в подавляющем большинстве случаев) не бывает односторонней. В условиях диалога в ней участвуют двое (или больше) коммуникантов, в условиях выступления перед публикой, при наличии обратной связи – диалог между оратором и аудиторией, при ее отсутствии ее потенциальная возможность тем не менее учитывается. 3.

Речевое воздействие не является единственной формой сознательного воздействия на личность. Одного и того же эффекта можно достигнуть и при речевом воздействии, и при просмотре фильма или прослушивании музыки. При этом нельзя не учитывать воздействие неязыковыми средствами (мимика, жесты, интонация и т.д.).

В чем же конечная цель речевого воздействия? Воздействуя в процессе общения на другого человека, мы стремимся «спровоцировать» у него то или иное действие, то или иное поведение в нужном нам направлении, найти в системе его деятельности «слабые точки», выделить управляющие ею факторы и избирательно воздействовать на них.

Ясно, что понимаемое так психологическое воздействие не есть подчинение чужой воле, это борьба и сознательная оценка значимости мотивов. Если говорить с точки зрения современной социологии говорить о системе ценностей как основе поведения рецепиента, воздействие направлено как раз на сдвиг этих ценностей.

Говоря о психолингвистических особенностях общения современной молодежи, можно выделить, на наш взгляд, следующие ситуации общения: непосредственное общение; опосредованное общение с помощью различных устройств (телефоны, планшеты, ПК, ноутбуки и т.д.) – в сети Интернет, смс-сообщения, и т.д.

Если говорить о непосредственном общении студентов нашего техникума, обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время ребята зачастую испытывают определенные затруднения в выражении своих мыслей нормированным литературным языком. В их речи наблюдается большое количество слов из молодежного сленга, просторечий, иногда – арготизмы.

Если говорить о втором виде общения (опосредованном), то нам представляется, что современное общение молодежи в Интернете суть симбиотическое: с одной стороны, использование графем (букв), а с другой – большое количество так называемых смайликов, с помощью которых они передают свои чувства.

Плюс к этому, и в Сети достаточно часто используются варваризмы, молодежный сленг, аббревиатуры, имеющие иностранное происхождение, но записываемые при этом русскими буквами (типа ОМГ, ИМХО, ЛОЛ и т.д.), слова и выражения из популярных фильмов или интернет-игр, интернационализмы, многие из которых зачастую абсолютно непонятны людям старших поколений.

И, нравится нам это или не нравится, большое количество объективных трудностей, с которыми мы сталкиваемся в процессе обучения, связано именно с данным психолингвистическим барьером: студентам зачастую нравится и предмет, и преподаватель, однако уровень общения преподавателя со студентом оставляет желать лучшего. Барьер остается непреодолимым.

В отличие от школьных учителей, мы имеем дело с молодежью, которая сделала выбор в пользу той или иной профессии, и наша задача как преподавателей, работающих в сфере профессионального образования – поделиться с ними имеющимися у нас знаниями и при этом быть им понятными и интересными. Согласитесь, что одними техническими средствами воздействия не обойтись.

Каким же образом преобразовать общение с молодежью на лекциях? Как сделать его увлекательным и познавательным одновременно?

На наш взгляд, есть как минимум три способа

1. Введение в поле значения молодежи таких новых значений, сообщение тех знаний о неизвестных ему элементах действительности, которые изменят его поведение, или, по крайней мере, свое отношение к этой действительности.

Подобного рода способ передачи информации используется зачастую СМИ, когда речь идет о разного рода стихийных бедствиях, политических и прочих конфликтах. Слушателю (читателю) заведомо неизвестна информация, и поэтому вызывает интерес. 2. Можно изменить структуру поля значений молодежи, не вводя в него новых элементов, т.е.

сообщить новую информацию об уже известных предметах. Но здесь необходимо соблюдать два условия: информация должна быть объективно существенна для понимания взаимосвязи имеющихся и новых знаний, а также она должна быть способна изменить отношение к предмету речи. То есть в лекции появляется «изюминка», то, что привлечет внимание, взгляд на известный факт с новой стороны.

Новые значения и вообще изменения поля значения важны для нас постольку, поскольку они существенны для нашей деятельности: они ее в той или иной мере конструируют. 3. Убеждение. Мы не сообщаем студентам ничего нового. Мы действуем через их мировоззрение. Мы не сообщаем им ничего нового, но то, что студенты уже знают, мы представляем совсем в ином свете.

Например, можно связать имеющуюся информацию с новым, иерархическим более высоким мотивом или даже столкнув мотивы разных «высот», провоцируя на более высокий мотив деятельности. В любом случае, говорящий должен представлять себе смысловое поле рецепиента в момент воздействия на него и после; представлять себе характер и направления изменений после него.

Таким образом, психолингвистическое воздействие преподавателя состоит в том, чтобы на основе моделирования смыслового поля молодежи и на основе знаний о правилах оптимального перевода смыслового значения, он кодирует оптимальные изменения у студентов.

Иными словами, преподаватель должен уметь не только объективно выразить в словах свои мысли и чувства, но и сделать их единственно целесообразным способом речевого выражения и быть при этом наиболее близким к оптимуму.

Важным становится не сказать что-то, а сначала – что сказать, и затем – как сказать: для нас становится важным не то, что реципиент понял, а что – не понял, а – как понял.

И, в связи с этим, представляется целесообразным «работать» в процессе ведения лекций не на «отстающих», а на «середняков»: это поможет повысить мотивацию тех, кто имеет интеллектуально более высокий уровень (блеснуть знаниями, включиться в полемику и т.д.).

Как правило, когда есть контакт с большей частью группы, возникает ситуация эмоционального заражения, и отстающие тоже хотят «не отставать»: начинают заниматься самостоятельно, наверстывая упущенный материал. В заключение хочется отметить следующее: нам никогда не удастся создать продуктивную психолингвистическую среду, если мы не будем интересоваться тем, что увлекает нынешнюю молодежь: иногда одно или два слова из их сленга или спрошенный у них совет по поводу использования того или иного гаджета сближает преподавателя и студентов намного больше, чем самая интереснейшая информация или презентация, подготовленная педагогом. А отсюда – и общее поле общения, и более высокий уровень усвоения передаваемой информации.

А.В. Долгова – психолог, преподаватель ГБПОУ СПб «Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий»

30 марта 2018

Источник: //psy.su/feed/6726/

Виртуальное общение – плюсы, минусы, проблемы, особенности

Современное общение

С появлением компьютеров в каждом доме и сети Интернет по доступным ценам возникло такое понятие, как виртуальное общение. Люди чатятся, переписываются, знакомятся и т. д. У виртуального общения есть свои особенности, плюсы и минусы, а также проблемы, которые не возникают при реальном общении.

Компьютер стал кладезем информации. Сеть Интернет позволила создать много соцсетей, сайтов для знакомств, чатов, где люди с разных уголков планеты могут списаться и подружиться. Вы находитесь в одной стране, а ваш новый любимый человек может находиться в другой. Вы остались на прежнем месте жительства, однако можете поддерживать общение со старым другом, который переехал в другой город.

Сеть Интернет дала отличные возможности общаться с разными людьми, не выходя из дома. Это плюс. Минусом может оказаться мнимость общности интересов, взглядов и целей на жизнь, особенно когда речь идет о желании познакомиться с любимым человеком.

Что такое виртуальное общение?

Что такое виртуальное общение? Это разновидность коммуникации, которая происходит через средства телекоммуникации, то есть через компьютер и сеть Интернет. Собеседник представлен не в виде живого человека, а в виде его изображения, символов, знаков и номера. Виртуальное общение – это зачастую общение в письменной форме, где в свободном стиле люди обмениваются различной информацией.

В сети Интернет существует множество сайтов, на которых происходит виртуальное общение. Есть соцсети, которые направлены на объединение знакомых и друзей, независимо от того, кто где находится. Можно найти своих старых одноклассников, можно отыскать друга, с которым когда-то общались. Можно просто поинтересоваться жизнью бывшего любимого, если у него есть страничка в соцсети.

Другими сайтами для виртуального общения являются форумы. Здесь люди задают вопросы и дают ответы на вопросы других форумцев. Здесь происходит обмен полезной информацией, а также мнениями.

Есть сайты, на которых люди комментируют статьи или какую-то информацию. Есть сайты, где люди объединяются по интересам, например, онлайн-игры, где они знакомятся и обмениваются информацией конкретно по тематике сайта, начинают дружить, чатиться.

Сеть Интернет позволила решить самую главную проблему многих людей – заводить себе многочисленных друзей и любовников.

Те, кто в реальной жизни является необщительным, стеснительным, замкнутым и достаточно неинтересным, непривлекательным, получили возможность стать интересными для тех, кто их не видит и не слышит. Это плюс.

Минусом может оказаться то, что такие люди рассказывают о себе в преувеличенных красках, то есть обманывают тех, с кем общаются.

В виртуальном общении есть свои подводные камни и достоинства, которые продолжают привлекать многих людей. Попробуем их все рассмотреть на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

перейти наверх

Плюсы виртуального общения

Поначалу виртуальное общение носило конкретный характер – общение по рабочим вопросам между людьми, которые находятся в разных точках. Только потом с доступностью Интернет виртуальное общение стало объединять все слои людей по различным вопросам. Плюсом виртуального общения стало то, что люди могут общаться абсолютно со всеми, даже теми, кто находится в другой стране или городе.

Другим плюсом виртуального общения можно отметить возможность застенчивых, одиноких и имеющих физические недостатки людей заводить друзей и даже любимых. Интернет-коммуникация является более легкой и непринужденной, поскольку человек не контактирует с собеседниками с глазу на глаз, они его не видят, не слышат, не могут оценить или проверить.

Все это дает возможность представить себя в лучшем свете. И никто, по сути, не сможет проверить достоверность информации.

Можно поставить фотографию, на которой изображен более привлекательный человек, нежели сам индивид. Можно рассказывать о себе такие вещи, которых на самом деле никогда не было.

В Интернете можно стать кем угодно, поскольку нет шансов раскрыть обман, пока виртуальное общение не станет реальным.

Другими плюсами виртуального общения являются:

  • Возможность в любой момент исправить ошибку на уровне слов.
  • Добровольность отношений и контактов.
  • Исключение беременности и заражения венерическими болезнями, если речь идет об интимном виртуальном общении.
  • Возможность найти многочисленных друзей со всего мира по интересам, целям, желаниям и пр.
  • Возможность прекратить общение в любой момент и без объяснений.
  • Возможность стать таким, каким хочешь быть, но каким в реальности не являешься. Так, человек проигрывает роли, переживает эмоции, представляется таким, каким хочет казаться.
  • Появление уверенности в себе за счет отсутствия отказов в общении.

перейти наверх

Чем больше человек проводит времени в Интернете, тем больше меняется его сознание, языковая речь и взаимодействие с окружающими.

Минусом виртуального общения является то, что человек теряет навыки реального общения с людьми, привыкая к тем формам, которые приняты в Интернете.

Всем знакомы такие формы, как смайлики, сокращения слов и прочие сленги. Данные формы являются бесполезными и непонятными при реальном контакте с людьми.

Другим немаловажным минусом виртуального общения является изменение сознания человека. Находясь большую часть времени на работе, которая его не вдохновляет, человек увлекается виртуальным общением.

Он следит за жизнью других людей, выставляет свою жизнь напоказ, общается с людьми, которых не знает, увлекается информацией, которая ему предоставляется.

Все это во многом может быть далеко от тех реалий, которые есть в настоящем мире.

Привыкая к виртуальному общению, люди перестают общаться в реальном мире. Даже находясь рядом друг с другом, люди могут переписываться через свои гаджеты. Семейные люди могут проводить свой досуг в соцсети. Они уже не общаются между собой, а увлекаются тем, что находится в виртуальном мире.

Нередко люди хотят найти свою любовь через интернет-знакомства на специальных сайтах. Здесь может подстерегать человека множество ловушек:

  • Он знакомится не с тем собеседником, который изображен на фотографии.
  • Фотография может оказаться старой.
  • Информация, которую выдает о себе человек, не может быть проверена, соответственно, может оказаться ложной.

При виртуальном общении отсутствует реальный контакт людей, где они наблюдают мимику, жесты и прочие проявления собеседников, по которым определяют, нравятся они друг другу, приятно ли им общаться, имеются ли у них общие интересы и т. д. Люди не только могут говорить о себе в преувеличенной форме (то есть приукрашивать себя), но и создавать в своей голове образы, которые абсолютно не соответствуют тем, кем собеседники являются.

При виртуальном общении люди общаются не друг с другом, а с теми образами, которые им нарисовали и которые они сами дополнили своими желаниями и воображением. Если такое общение переходит в реальное знакомство, то нередко собеседники разочаровываются и в первый же день прекращают отношения, поскольку все, что им казалось, являлось иллюзией.

Нередко люди бегут от реального общения, поскольку здесь редко дается шанс ошибиться, быть самим собой, проявлять свои негативные качества, быть неидеальным. Реальное общение – это поле, где существует много обид, разочарований, сложностей и пр.

Виртуальное же общение позволяет человеку быть кем угодно. Он может быть даже негодяем – такой образ тоже кем-то примется и полюбится. Человек может экспериментировать, ошибаться, играть разные роли – и все это примется, останется безнаказанным.

Минусом виртуального общения является то, что человек формирует свою личность, которая может быть абсолютно не совпадать с реальными ее возможностями и свойствами. Опасным это становится для ребенка, который пока только учится общаться с людьми и понимать свое место.

В виртуальном мире все позволено и разрешено. В реальном мире имеются ограничения. Если ребенок не понимает себя, не развивает нужные для реальной жизни качества, не ищет своего «места под солнцем», то он теряет связь с собой реальным и навсегда уходит в виртуальный мир.

Следует вспомнить о таком понятии, как интернет-зависимость, которая наблюдается в современном обществе у многих людей. Ее признаками являются:

  • Навязчивость в просматривании сообщений, даже если никто не должен написать.

Источник: //PsyMedCare.ru/virtualnoe-obshhenie

7 смертных грехов современного общения, от которых стоит отказаться

Современное общение

Жизнь любого человека проходит в общении с окружающими. К сожалению, в современном обществе существуют ошибки, которые мешают нам получать от него удовольствие.

Лев Николаевич Толстой ещё в начале 20-го века написал такие слова:

Чтобы стать хорошим собеседником, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать.

Прошло более 100 лет, но обозначенные им принципы общения всё так же актуальны. К сожалению, социальные сети и широкий доступ к информации породили проблемы в поддержании и развитии отношений друг с другом.

Существует 7 «смертных» грехов современного общения, избавление от которых поможет вам стать желанным собеседником.

Догматизм

В общении нередко встречаются люди, убеждённые в исключительности своего мнения. Вытекает эта проблема из простой аксиомы: они ищут доказательство вместо новостей. Человек уже не пытается обсуждать книгу, фильм или новость, он старательно ищет доказательства, что его понимание – единственно правильное.

Только осознание того, что за авторитетами, мудрыми книгами (литературой) или искусством находится (стоит) индивидуальный опыт является ключом к избавлению от этого «греха».

Пессимизм

«На улице ужасная погода, цены выросли, сборная опять проиграла», – эти слова сегодня можно услышать, беседуя солнечным утром с человеком, который хорошо зарабатывает и не смотрит футбол.

Надевая очки серости, многие люди обрекают себя на одиночество или общение с такими же «любителями погоды». Чтобы этого не произошло, не стоит фокусироваться на внешнем мире, где как кажется, находится весь негатив. Лучше обратить взгляд внутрь себя (к себе/ к своему внутреннему миру) и начать искать настоящую радость жизни.

Пустота

Никто не любит пустых разговоров. Сплетни, жалобы, обсуждение новостей, которые никак не влияют на нашу жизнь, – всё это превращает общение в «трёп».

Чтобы этого избежать, стоит воспользоваться знаменитым фильтром Сократа: перед тем как поднять или продолжить тему в разговоре, стоит задать простой вопрос: «В моих словах есть польза?»

Замкнутость

Я, как преподаватель, очень часто встречаю молодых людей, которые кажутся замкнутыми. Но стоит уделить им немного внимания, как открывается целый фонтан идей и мнений.

Бороться с такой внутренней проблемой без поддержки непросто, а самый надёжный способ – искренность. В противовес пустым словам, искренне сказанные, даже в небольшом количестве, будут всегда приняты с радостью.

Как писала замечательная поэтесса Шарлотта Бронте: «…искренность не может быть смехотворной и всегда заслуживает уважения».

Однообразие

Один мой друг поделился отличной мыслью на счёт этой проблемы: «Человек – бревно по переписке, когда диалог начинается так: «Привет! Как дела? Что делаешь?»

Лично меня не смущают сами повторяющиеся из раза в раз вопросы. Я, скорее, переживаю за людей, у которых диапазон настроения сводится к «нормально» – «хорошо». Ведь однообразие слов неизбежно приводит к однообразию мыслей. Есть расхожая фраза: «Жизнь так играла красками, что все, кроме серой, проиграла».

Попробуйте каждый раз делиться своим настроением новыми словами, и вы заметите, как оживятся ваши беседы.

Невнимательность

Российский писатель Евгений Кащеев сказал: «Умение слушать теряется, едва приобретается умение говорить».

Многие люди, заводя разговор, сразу забывают о своём собеседнике. Они, словно на сцене, начинают читать монолог (чаще всего о себе), который не предусматривает антракта. Встречаются и слушатели с похожими проблемами.

Думаю, когда вы делитесь чем-то с человеком, последнее, что хотелось бы видеть, это как он погружается в свой смартфон. Чтобы этого не происходило, стоит грамотно подходить к выбору двух вещей: темы и собеседника.

Лицемерие

Вот ваш знакомый рассказывает искромётную историю о друге неудачнике, но стоит вам только отвернуться, как следующим главным героем становитесь вы.

Все начинается с лицемерия. В общении оно имеет множество форм, и все вышеперечисленные ошибки по-своему являются его выражением. Например, догматики, которые предают свои принципы за спиной у других или «убедительные» слушатели, не проявляющие сочувствия.

Честность перед самим собой – последняя, самая трудная высота, которую нужно взять. Ведь нельзя ожидать искренности, жизнерадостности, открытости или свободы взглядов от другого, если ты сам к этому не готов.

На мой взгляд, если сводить всё к одному решению, то его очень хорошо выразил один поэт ещё 1000 лет назад:
Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, что рождаются на языке, не идут дальше ушей.

Говорите сердцем, и вы уже никогда не допустите этих ошибок.

Источник: //5sfer.com/23144-7-smertnykh-grekhov-sovremennogo-obshcheniya-ot-kotorykh-stoit-otkazat-sya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.