< Стили общения - Психолог

Стили общения

8 стилей общения: демократический, либеральный, деловой, разговорно-бытовой, авторитарный стиль, педагогический, ритуальный, отстранение

Стили общения

Обычно для психологии свойственно заниматься проблематикой того, как люди взаимодействуют друг с другом. Психологи считают, что стили общения имеют свои условности, которые человеку предоставляют возможность выбора тех или иных средств поведения в определенных условиях. Ими предложен следующий раздел стилей взаимодействия на такие категории:

  1. Категория гибкого стиля.
  2. Ригидного.
  3. Переходного.

Гибкий — подразумевает хорошую ориентацию человека среди общества, помогает ему дать адекватную оценку того, с кем ему приходиться иметь дело, дать быстрое понимание темы разговора и даже определить эмоциональное состояние собеседника.

Ригидный — не дает человеку возможности сделать быстрый анализ не только своего поведения, но и поведения собеседника. Ему трудно справиться с собой и бывают случаи, когда он не в состоянии осуществить выбор подходящего способа своего поведения и коммуникации.

Переходной — это одновременное присутствие у человека обеих вышеизложенных манер. Ему не всегда под силу понимание происходящего в его окружении, с кем он ведет дискуссию и каким способом лучше всего взаимодействовать.

Разновидности стилей ведения диалога

Стили общения бывают разными, и для каждой отдельной ситуации выбирается наиболее подходящий, как по поведению, так и по взаимодействию. Для любой ситуации человеку свойственно «подавать» себя по-разному. Но при неадекватной самоподаче, диалог становится затруднительным.

Чтобы внести кое-какую ясность в этот вопрос, психологи предложили описания четырех стилей взаимодействий, которые состоят из:

  1. Ритуального. Он зависит от культуры, в которой суждено жить человеку. Это могут быть приветствия и вопросы, задаваемые во время встречи, а также ответы.
  2. Императивного. Он является авторитарным, директивным способом коммуникаций. Императивным стилем достигается контроль поведения собеседника, подминаются под себя его установки, либо же его принуждают совершить определенные действия и принять решения. Это достигается за счет приказов, предписаний и требований. Обычно императивный стиль используется в армии, в отношениях между начальниками и подчиненными, а также в работе с экстремальными условиями.
  3. Манипулятивного. Если в императивном стиле все предельно ясно и открыто, то в манипулятивном собеседник оказывает скрытное влияние. Зато цель остается прежней: взять под свой контроль поведение и мысли оппонента.
  4. Гуманистического. Этот способ обладает всеми разновидностями ведения диалога. Здесь уже идет равноправная коммуникация, целью которой является достижение взаимного познания и самопознания. Здесь нет места императиву, и достигается глубокое взаимопонимание.

Стили общения: демократический, либеральный и деловой

Демократическим стилем предусматривается то, что перед принятием какого-либо решения, необходимо его обсудить. Что это значит?

  1. Эффективное использование мотивации.
  2. Присутствие удовлетворенности плодами своего труда.
  3. Раскрытие творческого потенциала, поощрение инициативы.
  4. Поддержание благоприятного психологического климата.

Для либерального (подробнее будет описан ниже) присуща одна отличительная черта от демократического в том, что собеседник, занимающий более высокий статус в обществе или на производстве в данной группе собеседников является мягким и покладистым. В результате чего люди обладают большей возможностью на самоуправление.

Деловой стиль чаще всего ассоциируется с официальным деловым, что не совсем верно, так как у этого стиля предназначение на применение не только внутри государства, но и между ними.

Им предусмотрена как устная, так и письменная форма с полным исключением двойственного понимания. Официальным стилем руководствуются организации с различными формами собственности, в основном в письменном виде, а в устной форме — партнерские коммуникации.

Этот стиль предназначен для ведения переговоров, заключения взаимовыгодных сделок и др.

Но мир не зациклен только на деловых коммуникациях, ибо есть еще и профессиональный вид взаимодействия. Здесь уже общаются специалисты какой-то отрасли с набором узкоспециализированных терминов.

Разговорно-бытовой стиль

Стили общения включат в свой перечень и разговорно-бытовой. Ему присущи неформальные отношения, которые связанны не только с бытом, семьей, дружеским кругом, но и с профессиональной средой.

Разговорной речью пользуются при межличностном общении. Именно из-за этого ее проявление имеет в большинстве случаем устную форму при ведении спонтанных диалогов.

Предварительно обдумывать сказанное во время такого разговора не всегда приемлемо.

Еще разговорную речь используют для самовыражения, с ее помощью проявляются индивидуальные способности личности, так как она имеет эмоциональную окраску.

Большая роль здесь отводиться невербальным средствам взаимодействия и экспрессивным сигналам тела. Также неформальное общение нашло широкое применение в обиходно-бытовой лексике:

  1. Просторечие.
  2. Слова, имеющие субъективную оценку.
  3. Экспрессивно-эмоциональными высказываниями.
  4. В виде сокращений.
  5. В виде разговорно-бытовой фразеологии.
  6. Разнообразием частиц и др.

Также широко практикуют применение восклицательных и побудительных предложений. Этим стилем речи пользуются лишь в некоторых определенных случаях.

Авторитарный стиль

За счет авторитарного стиля лидером самолично принимаются любые решения, начиная от приказов и до дачи указаний. Им всегда в точности осуществляется определение «границ компетентности» любого человека, то есть, получается жесткое определение ранга между партнерами и подчиненными.

Поэтому, стили общения включают в себя и авторитарный, использование которого способствует принятию решений верхними этажами иерархии с последующим поступлением вниз под видом директивных решений. Из-за этого стиль иногда носит название директивного.

При этом, у лидера или руководителя нет ни малейшего желания поощрять обсуждение директив: он считает, что их неуклонно нужно выполнять.

Лидер оставляет за собой право контроля и оценивания насколько эффективна деятельность. руководители с подобным стилем коммуникации обычно страдают завышенной самооценкой, излишней самоуверенностью, агрессивностью и склонностью к стереотипному диалогу, черно-белому восприятию подчиненных вместе с их действиями.

Авторитарный стиль коммуникаций присущий людям с догматическим мышлением, в результате чего единственно правильным ответом будет его, а все другие могут ошибаться. Вести дискуссию с подобными людьми, анализировать принимаемые ими решения — является пустой тратой времени, так как проявление инициативы такими людьми, как правило, не поощряется.

Стили общения: либеральный стиль

Рассмотрим либеральный жанр диалога на примере воспитателя. Он отличается от других стилей совей безынициативностью, безответственностью, непоследовательностью в принятии решений и действий, нерешительностью для трудных ситуативных моментов.

Такому собеседнику свойственно якобы забывать свои прежние утверждения, и спустя какое-то время может загрузить собеседников абсолютно противоположными в отношении данных ранее утверждений.

Может пустить диалог на самотек, переоценивая возможности собеседников.

Либерал дает оценку своим слушателям в зависимости от настроения: если он с хорошим настроением, значит последует положительная оценка, с плохим — негативная. Такой подход к диалогу подрывает репутацию либерала в глазах собеседников.

Но есть и положительная сторона характера такого диалога: он не желает полностью портить отношения с оппонентами, проявляя доброжелательность ко всем во время беседы, собеседники воспринимаются как общительные, инициативные, правдивые и самостоятельные.

Деловой стиль ведения диалога

Стили общения не исключают делового ведения диалога. Это, когда люди взаимодействуют между собой в рамках своих профессиональных функций. Деловой диалог всегда преследует определенную цель, к которой во время беседы движутся участники разговора. Также такой ход беседы способствует не только информационному обмену, но и определенными навыками, опытом и знаниями.

Примером деловой беседы может послужить взаимоотношения с партнерами, руководством, подчиненными, включая бизнес-партнеров, конкурентов, руководителей других организаций и собственников компаний и т. д. У любого делового диалога есть своя стилевая окраска, определяющая способы и методы беседы, чтобы достичь конечной цели во время разговора.

Деловой разговор является как бы маской или выбранной моделью поведения, которая помогает участнику диалога идти к намеченной цели, а также показать себя в роли хорошего руководителя и высококлассного специалиста.

Стили общения педагога

Манера диалога педагога обусловлена тем, как он относится к ученикам. Также она во многом определяется его личными качествами и коммуникативной ситуацией, в атмосфере которой осуществляется взаимодействие. Самое важное личное качество педагога во время беседы есть ни что иное, как обладание способностью организатора. То, как педагог относится к ученикам, можно выразить в:

  1. Пассивно положительном.
  2. Устойчивом отрицательном.
  3. Ситуативно-негативном.
  4. Активном положительном.

Первому типу присуща грубость с активным употреблением выражений унизительного характера, проявляются оскорбления, весьма серьезно нарушаются этические профессиональные правила педагога.

Второму типу присуща завышенная требовательность со стороны учителя, заключается в стремлении построить исключительно формальные, деловые отношения. Учащимся он наносит вред, так как официальным тоном и низкой эмоциональностью коммуникаций происходит негативное влияние на творческое развитие детей.

Третий тип попадает под сильную зависимость от настроения педагога, и в связи с этим у него наблюдаются сильные вариации. В результате таких колебаний ученики становятся замкнутыми и недоверчивыми.

Наиболее благоприятным является активный положительный тип, который вызывает деловую реакцию на активное поведение учеников, где неформальное общение может им помочь реализовать свои потребности.

Ритуальное общение

Стили общения включают в себя и ритуальный диалог. Он решает основную задачу при поддержании взаимосвязи с социумом, а также представления себя, как члена этого сообщества.

Здесь важным является наличие партнера во время диалога в виде необходимого атрибута, чтобы выполнить ритуал.

Реальная жизнь наполнена огромным количеством разного рода ритуалов, в которых участие каждого подразумевается в виде некой «маски», которой заранее заданы какие-то свойства. В таких ритуалах от их участников требуется лишь одно — ознакомление с правилами игры.

Подобный стиль отличается множеством контактов, в которых, глядя со стороны, а в некоторых случаях и изнутри, нет никакого смысла и содержания, ибо при первом впечатлении они не несут никакой полезной информации, и не смогут достичь определенного результата.

Кажется, что бессмысленно тратится драгоценное время, вызывая лишь раздражительность. Но бывают случаи, когда люди от таких встреч получают удовольствие.

Стили общения: отстранение

Весьма с трудом можно отнести данную манеру к ведению диалога. Скорее всего это является способом ухода от взаимодействия. Бывают случаи. Когда нам приходится вести беседу с человеком, который нам неприятен.

Он может быть клиентом, начальником или случайным попутчиком в самолете. У отстраненного стиля своя особенность — свести диалог до минимума.

Ниже приведены примеры нескольких несложных советов, как вести диалог «отстраненно»:

  1. Не будьте инициатором беседы. Кому надо — тот спросит.
  2. Сделайте на лице каменную маску. Эмоции, мимика и жесты здесь будут лишними. Ежели что, то потренируйтесь перед зеркалом.
  3. Должна быть предельно сухая речь, исключая из нее прилагательные, жаргон и уменьшительно-ласкательные выражения.
  4. Формируйте односложные ответы типа, ага, да, увидим, нет и т. д.
  5. Не вздумайте пользоваться этим стилем с людьми, которые имеют хоть какую-то важность для вас. Хотя, если есть желание от них избавиться, тогда да.

Источник: //www.dlya-sebya.com/garmoniya/stili-obshheniya

Стили общения

Стили общения

Все люди различаются по стилю общения — устойчивым характеристикам в общенияразличных ситуациях. Стили общения существенно определяют поведение человека при его взаимодействии с другими людьми.

Конкретный выбор того или иного стиля общения определяется целым рядом факторов, среди которых важными являются следующие: цель общения, ситуация, в которой оно осуществляется, статус и личностные особенности собеседника, его мировоззрение и положение в обществе, характеристика самой формы взаимодействия.

Характер содержания взаимодействия, как уже было отмечено, зависит прежде всего от речевых средств общения, которые образуют в коммуникации существенную логико-смысловую линию.

Ведущей характеристикой современного стиля общения является краткость и простота построения фразы, речевой конструкции, использование бытовой или профессиональной разговорной лексики, своеобразных речевых клише, шаблонов и штампов.

В профессиональном речевом общении используются, как правило, следующие стили коммуникативного взаимодействия: официально-деловой, научный, публицистический, бытовой (разговорный).

Официально-деловой стиль общения

Официально-деловой стиль речи обусловлен практическими требованиями жизни и профессиональной деятельности.

Он обслуживает сферу правовых, управленческих, социальных отношений и реализуется как в письменной форме (деловая переписка, нормативные акты, делопроизводство и пр.

), так и в устной (отчетный доклад на собрании, выступление на деловом совещании, служебный диалог, беседа, переговоры).

В официально-деловом стиле различают три подстиля:

  • законодательный;
  • дипломатический;
  • административно-канцелярский.

Каждый из перечисленных подстилей имеет свою специфику, коммуникативные формы, речевые клише.

Так, меморандум, нота, коммюнике используются в дипломатической коммуникации; расписка, справка, докладная записка, доверенность, приказ, распоряжение, заявление, характеристика, выписка из протокола — в административно-канцелярском стиле; закон, статья, параграф, нормативный акт, предписание, повестка, указ, кодекс и пр. — в законодательном стиле.

Деловой стиль общения требует предельной точности речи, которая достигается прежде всего использованием терминов, как широко распространенных, так и узкоспециальных. Термины чаще всего обозначают:

  • наименование документов: постановление, уведомление, зарос, договор, контракт, акт и ДР.;
  • наименование лиц по профессии, состоянию, выполняемой функции, социальному положению: педагог, судья, менеджер по продажам, брокер, президент компании, следователь, психолог, коммерческий директор, маркетолог, бухгалтер и пр.;
  • процессуальные моменты, например: осуществить экспертизу, провести допрос, выемку, аттестацию, сделать оценку или выполнить какие-то профессиональные действия (информировать, подготовить отчет, написать справку и т.п.).

Деловой стиль требует объективности информации. В документах недопустимо выражение субъективного мнения лица, составляющего текст, употребление эмоционально окрашенной лексики, вульгаризмов.

Этот стиль характеризуется компактностью изложения, краткостью, экономным использованием языковых средств (КИЯ — коротко и ясно). Согласно данным психологических исследований, половина взрослых людей не в состоянии улавливать смысл произносимых фраз, если фраза содержит более 13 слов.

Кроме того, если фраза длится без паузы более 6 секунд, нить понимания обрывается. Фраза, насчитывающая свыше 30 слов, на слух вообще не воспринимается.

Официальная сфера общения, повторяющиеся стандартные ситуации, четко ограниченный тематический круг деловой речи определяют ее стандартизированностъ, которая проявляется не только в выборе языковых средств, но и в формах документов. В них обязательны общепринятые формы изложения и определенное г расположение структурно-композиционных частей: вводная часть, Описательная часть, регулятивная и резюмирующая части.

В деловой речи широко используются речевые клише и речевые шаблоны, например:

  • для выражения признания — приносим наши извинения за…;
  • выражения просьбы — мы очень рассчитываем на вашу помощь в…;
  • выражения одобрения и согласия — я полностью согласен с вашим мнением…;
  • завершения разговора — я полагаю, что сегодня мы обсудили все наши вопросы…

Деловой стиль является самым распространенным в повседневной практике формального общения. Чем больше работники следуют этому стилю, тем больше в организации порядка, взаимопонимания и организационной культуры.

Научный стиль общения

Язык науки используется в деловой коммуникации людей, занимающихся научной, исследовательской и педагогической деятельностью, вырабатывающих объективные знания о предметах и явлениях, идеях и законах действительности, вскрывающие их закономерности. Научный стиль характерен для научных трактатов, статей, тезисов, докладов, диссертационных исследований, научных трудов, а также для выступлений на конференциях и симпозиумах, на семинарах и лекциях.

Основной формой мышления в науке является понятие, поэтому содержание научного взаимодействия участников такого общения требует максимально точного, логичного, однозначного выражения мыслей.

К основным характеристикам научного стиля общения можно отнести следующие:

  • отвлеченная обобщенность (считается; говорят; как замечено; нередко; зачастую; как правило; довольно часто; в большинстве случаев; наиболее часты; крайне; и т.п.);
  • логичность изложения информации в виде суждений и умозаключений, веских аргументаций;
  • абстрактная лексика (существуют; имеются; состоит; используются; употребляются; и
  • пр.);
  • вместо местоимения «Я» чаще используется местоимение «Мы» (например: нам представляется; мы считаем; по нашему мнению; как показывает наш опыт; по нашим наблюдениям; мы придерживаемся точки зрения; и т.п.);
  • безличные предложения (например: необходимо отметить; следует остановиться на рассмотрении; представляется возможным; можно сделать вывод; как свидетельствует практика; следует сказать; и т.п.);
  • сложноподчиненные предложения (придаточные условные с союзом «если…, то» и придаточные времени с союзом «в то время как»).

При научном стиле отдельные композиционные части текста обычно выстроены в логической последовательности. Для этого применяются разнообразные приемы, например перечисления: во-первых, во-вторых, в-третьих; или «вначале было это, затем то…»; или «если это так, то из этого следует…».

Для связок внутри текста используются и такие речевые конструкции, как: однако; между тем; в то время как; тем не менее; поэтому; сообразно е.; следовательно; к тому же; обратимся к…; рассмотрим; необходимо остановиться на…

; итак; таким образом; в заключение скажем; все сказанное позволяет сделать вывод; как видим; подводя итог; следует сказать.

Научный стиль общения более эффективен в профессиональной среде ученых и педагогов, при участии в научно-исследовательских или научно-практических конференциях и симпозиумах, где людей объединяет определенный уровень компетентности и есть потребность обменяться научными достижениями. В то же время использование научного стиля, например, при ведении урока или чтении учебной лекции, как показывает практика, не дает необходимого положительного результата, более того, плохо воспринимается слушателями. Заметим также, что научный стиль допускает возможность чтения письменных материалов (озвучивания), : однако восприятие такого текста на слух затруднено. Для повышения эффективности восприятия научного сообщения в последние годы распространенными стали стендовые доклады и иллюстрирование выступления с помощью мультимедиа.

Публицистический стиль речи

Любое выступление на публике можно отнести к публицистическому: устное — речь, доклад, лекция, выступление на собрании или на митинге, интервью на телевидении или радио; или письменное — статья (заметка) в газете, рецензия на профессиональную книгу.

Публицистический стиль (от лат. publicus — общественный), как правило, обслуживает сферу общественных отношений: политических, идеологических, экономических, культурных.

Этот стиль речи широко используется в средствах массовой информации, в пропагандистских и агитационных акциях, на выборах.

Основными характеристиками публицистического стиля общения являются следующие:

  • информативность сообщения, его документально-фактологическая точность, собирательность, официальность используемых материалов;
  • реальные жизненные явления и факты (проверенные, документальные источники); новизна фактов, в их основе реальные ситуации, события, вести с мест, рассказы очевидцев;
  • книжно-абстрактные средства (например, такие слова, как: деятельность, обсуждение, исследование, понимание, доминирует, соотносить, процесс, понятие, система, востребованный, свидетельствует, предполагается, проводится, означает, требует, сказывается и пр.);
  • приемы адресации, т. е. слова выступающего должны быть направлены к какому-то конкретному лицу (или группе). Это, в свою очередь, предполагает обратную связь — вопросы и ответы («Я обращаюсь к вам, студенты!», «Вы, сидящие в этом зале», «Ребята!»); доступность информации для аудитории; экспрессивность, повышенная эмоциональность, артистизм. Употребляемые в тексте речи факты, как правило, выступающим оцениваются, комментируются, интерпретируются; широко используются высказывания известных лиц, анекдоты и исторические
  • казусы (от лат. casus — сложный, запутанный случай), а также пословицы, афоризмы, художественные образы, повторение слов, метафоры, сравнения, цитаты, иллюстрации;
  • лаконичность речи. Для уменьшения текста используется так называемая дистилляция (от лат. disillitio — перегонка, разделение) — тщательное редактирование и сокращение, отбор всего лишнего, предельная стилистическая шлифовка мыслей;
  • юмор, остроты, ирония. В публичном выступлении они, в принципе, допустимы, в то же время безжалостная насмешка, злой сарказм, некорректные высказывания в адрес конкретных лиц не всегда уместны, а порой даже действуют разрушительно (например такое высказывание Бернарда Шоу в адрес докладчика, как: «Я бы очень хотел воспринимать вас всерьез, но это было бы тяжким оскорблением для вашего интеллекта»).

В публичном выступлении необходимо соблюдать осторожность при использовании информации, которую можно отнести к клевете и диффамации (от лат.

diffamare — разглашать, порочить, лишать доброго имени), в виде ненависти, осмеяния, отчуждения, презрения, а также при компрометации дела, профессии того или иного лица, занимаемой им должности (от фр.

compromettre — вредить кому-либо, подрывать репутацию, доброе имя).

Кроме того, не рекомендуется высказываться негативно о возрастных, половых, территориальных, расовых, сексуальных и других принадлежностях или предпочтениях людей, сидящих в аудитории;
говорение непосредственно перед аудиторией, озвучивание текста и контакт глаз, при этом обычно используются разнообразные невербальные средства коммуникации: мимика, жесты, позы, интонации голоса, смена ритма речи, паузы, восклицания, улыбка и пр.

Таким образом, все три стиля востребованы и практически используются в профессиональной коммуникации для достижения тех или иных целей.

Классификация стилей общения в психологии

Стили общения

Манера общения оказывает прямое влияние на то, насколько эффективным будет взаимодействие с собеседником.

Правильно используя этот «рычаг» можно расположить к себе окружающих.

Какие бывают средства общения в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Определение понятий

Что такое манера, стиль общения?

Стиль общения — это форма коммуникативного поведения личности, отличающаяся стабильностью проявления.

Стиль общения можно проследить в любых условиях взаимодействия человека с окружающими, так как он индивидуален для каждого.

Понятие объединяет в себе нормы, методы, шаблоны поведения, правила, принципы и другие особенности общения. Фундаментом для формирования стиля являются нравственные и социальные установки.

Манера общения — это уникальный и индивидуальный для каждого отдельно взятого человека способ использовать голос и тело для совершения речевых коммуникаций. Она определяется тоном голоса, поведением во время взаимодействия и дистанцией.

Манеры неразрывно связаны со стилем и для точной характеристики личности (и ее коммуникативных способностей) рассматриваются в паре.

Какие бывают манеры общения?

Понятие «манеры общения» строится на следующих элементах:

  • тон повествования (спокойный, беспокойный, взбудораженный, дружеский, повелительный и т.д.);
  • дистанция (интимная, личная, социальная или публичная);
  • поведение (уверенное, наглое, скромное, скованное и т.д.)

Манеры можно поделить на две базовые группы:

  1. Плохие манеры. Все формы поведения, которые вызывают у окружающих негативные эмоции, недовольство и раздражение. Сюда можно отнести ругательства, грубое отношение к собеседнику, пренебрежительный тон и проч.
  2. Хорошие манеры. Формы поведения, с помощью которых человек располагает к себе собеседника и налаживает уверенный контакт. Ярким примером служит вежливость, способность уступить, умение выслушать, внимательность и проч.

Категории хороших и плохих манер не имеют четких рамок. Все зависит от общества, принятых на данной территории стандартов, норм и правил.

Понятие «плохих» и «хороших» манер является уникальным даже для отдельно взятой социальной группы (рабочий коллектив, класс, компания друзей и т.д.).

Манеры могут быть серьезными, шутливыми, доброжелательными, озлобленными и т.д.

Многообразие манер обусловлено широким спектром вербальных и невербальных сигналов, которые человек может использовать.

Классификация стилей

Психологи выделяют три стиля общения:

  • гибкий (уверенная ориентация в обществе, способность оценить и почувствовать настрой собеседника, уловить мысль и расшифровать поступающую от собеседника информацию);
  • переходный (смешанный тип, включающий в себя черты как гибкого, так и ригидного);
  • ригидный (неумение быстро ориентироваться в обществе, неспособность к анализу поведения, плохое владение средствами общения).

Стиль общения влияет на то, какие средства общения индивид будет применять во время коммуникации.

Существует пять базовых групп:

  1. Лингвистические (речь).
  2. Кинетические (мимика и жестикуляция).
  3. Паралингвистические (особенность голоса и его «настройки»);
  4. Экстралингвистические (тем речи, длина паузы и т.д.);
  5. Пространственно-временные (ситуация, место и время, расстояние между собеседниками).

Основные стили общения, представленные ниже, направлены на достижение определенных результатов.

При этом эффективность словесной коммуникации зависит от того, насколько успешно человек владеет психотехникой речи (интонациями, дикцией и законами логического построения сообщения).

Типы педагогического общения

Шаблоном для данной группы стали типовые стили общения учителя с учащимся. Как понимает свою цель педагог, работающий с учеником? Как он преподносит знания и объясняет темы? Учитывает ли преподаватель стиль общения своего ученика?

  1. Авторитарный. В этом случае педагог присваивает себе право самостоятельно решать возникающие вопросы. Они могут касаться поведения ученика, его взаимоотношений с другими учащимися и даже личных моментов, касающихся только учеников. С таким учителем сложно взаимодействовать, несмотря на его склонность к заботе о подопечных. Педагог является в некотором роде диктатором, часто рассматривающий инициативу как повод для наказания. Учитель не анализирует поведения окружающих, поэтому истинные мотивы поступков ему неизвестны.
  2. Демократический. Учитель стремится оказать посильную помощь ученикам, раскрыть их таланты и скрытые возможности. Основная опора для педагога — сотрудничество с подопечными. Инициатива со стороны учащихся приветствуется и поощряется. В случае непонимания материала учитель обязательно остановиться и заново объяснит непонятные моменты. Педагог понимает причины и мотивы поступков, но при этом акцентируется лишь на положительных поступках. Он может предугадать вектор развития подопечного, так как «чувствует» воспитанников.
  3. Либеральный. Учитель не желает брать на себя ответственность за учеников. Он ограничивается лишь своими непосредственными обязанностями, выполняя их неохотно, но в полной мере. Равнодушие педагога приводит к тому, что контролировать подопечных ему становится крайне сложно.

    Пассивная позиция влечет за собой ухудшение успеваемости и социального климата в классе.

Типы делового общения

Деловое общение используют в том случае, когда люди участвуют в совместной деятельности с целью достижения определенных результатов. При этом участники активности пытаются удержать за собой какой-либо статус (члена команды, лидера и т.д.) и добиться принятия этого статуса обществом.

  1. Ритуальный. Данный стиль часто можно наблюдать в командах, где люди давно знакомы друг с другом. Они действуют по давно сложившейся и отработанной схеме, из-за чего каждое взаимодействие похоже на предыдущее. Члены команды от раза к разу поднимают одинаковые темы, выдают свои «фирменные» реакции и являются друг для друга абсолютно предсказуемыми. Однако ритуальное общение приносит людям удовлетворение не за счет наполнения, а за счет качества. Ведь в результате привычного набора фраз, действий и реакций люди укрепляются в собственной позиции, чувствуют себя частью группы и значимым элементом социума.
  2. Манипулятивный. Манипулятивный стиль используют тогда, когда необходимо использовать другого человека для достижения личных целей. При этом у участников «направленного движения к результату» могут быть разные представления о конечной цели и ее этичности. А индивид, которым манипулируют, может догадываться или не догадываться о своем положении. Манипулятивный стиль не всегда связан с негативом.

    Очень часто благодаря манипуляциям удается достичь вполне оправданных и достойных целей, включить в работу пассивного члена команды или предотвратить серьезные проблемы.

  3. Гуманистический. В гуманистическом общении личные отношения выходят на первый план. Человек ищет поддержку в своем собеседнике, ждет внимания и совета. Данный стиль общения построен на искренности и взаимном внушении позитивных установок. Человек может избрать в качестве собеседника и раскрыться не только близким людям, но и внушающим доверие малознакомым людям.

Все перечисленные выше стили относятся к сфере делового общения.

Когда общение происходит в личной плоскости, используется индивидуальный стиль общения.

Индивидуальный стиль общения — это как бы врожденная склонность смешивать все стили в определенных пропорциях, применяя полученный «коктейль» при межличностных контактах.

Встретить какой-либо стиль в чистом виде вне классификации (в реальной жизни) невозможно. Благодаря личным качествам и психологическим особенностям человек умело жонглирует различными стилями.

И чем выше чувствительность индивида к настроению и чувствам собеседника, тем активнее и «тоньше» он будет переходить от одного к другому, чтобы добиться максимальной продуктивности в ходе взаимодействия.

Удовлетворение результатом коммуникации

Какой стиль общения дает наибольшее удовлетворение?

Сложно выделить стиль, который приносит при взаимодействии наибольшее удовлетворение результатом коммуникации.

Каждый из существующих стилей закрывает определенный набор потребностей.

Так благодаря ритуальному общению люди ощущают себя значимыми, идентифицируют себя как члена команды и убеждаются в весомости собственного места и мнения. И даже при условии отсутствия разнообразия в общении члены группы получают удовлетворение.

А гуманистический стиль помогает человеку закрыть потребность в поддержке и сопереживании. Собеседники делятся переживаниями, страхами, тайными мыслями и чувствами, получая в ответ натуральную (неподдельную) реакцию, в которой нуждаются.

Манипулятивный стиль может обеспечить удовлетворение в одностороннем или двухстороннем порядке. Но чаще всего выгоды получает одна сторона (манипулятор).

При этом, если рассматривать удовлетворение без связки с нравственностью, данный стиль общения вполне успешно закрывает актуальные потребности индивида.

Но если рассматривать общение просто как взаимодействие двух людей, не рассматривая при этом поставленные при коммуникации цели, то самым благоприятным для эмоционального состояния будет гуманистический стиль общения.

Он, как самый личный, позволяет получить понимание и поддержку, сострадание и сочувствие. В процессе такого контакта происходит полное «преображение» представлений за счет взаимного убеждения.

И даже если изначально собеседники не преследуют цели укрепить свою самооценку и веру в личный потенциал, то в результате коммуникации все равно будет достигнут такой эффект.

Каждый стиль общения может быть уместным и актуальным, если правильно подходить к выбору. Осознанный контроль над своей манерой и стилем общения позволяют повысить эффективность, укрепить социальные связи и добиться поставленной цели.

При этом умение смешивать стили положительно отразится на результатах взаимодействия с окружающими.

Стили и типы общения:

Наша интересная группа :

Источник: //psyholic.ru/obshhenie/stili-v-psihologii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.