«Страх побуждает нас действовать»

Свобода в философии: воля или выбор

«Страх побуждает нас действовать»

Философия – наука, зависящая от состояния общества в конкретный период времени. В каждую историческую эпоху, она работает над разными проблемами и интерпретирует явления в соответствии с уровнем культуры и происходящими историческими событиями. Свобода – главный вопрос, который изучает философия.

Определение термина

Свобода в философии – это возможность проявлять свою волю, осознавая законы развития природы и общества. В разные исторические эпохи, этот термин имел разные понятия.

Понимать свободу можно по-разному. В концепции бихевиоризма наличие свободного выбора отрицается. Человек не может самостоятельно выбирать, что ему делать. У него есть только заранее предопределенный выбор, в котором нет места свободе.

Эрих Фромм писал о том, что в условиях современного общества человек «бежит от свободы», поскольку вместе с ней он берет больший уровень ответственности. В эпоху, когда мы сами решаем свою судьбу, мы сознательно от нее отказываемся.

Потому что боимся последствий, которые последуют после принятия решения. Когда кто-то принимает его за нас, у нас всегда есть возможность сказать: «я не виноват, меня заставили».

Но когда мы свободны и вольны решать самостоятельно, в ответе за свои решения оказываемся только сам индивид. Некоторые люди бегут от свободы неосознанно, просто перекидывая ответственность на плечи других.

Другие же самостоятельно выбирают инфантильное поведение, когда они занимают позицию маленьких детей и предоставляют ответственность за свою жизнь кому-то другому: супругу или родителям.

Шопенгауэр говорил о том, что дать определение этому термину, можно только, если указывать на препятствия, которые мешают обрести свободу. У всех разные препятствия в жизни, которые зависят от исторической эпохи.

Препятствия в эпоху феодализма, когда было разрешено рабство отличаются от препятствий современного мира. Тогда людям мешало быть свободными крепостное право. Они были зависимы, а их свободой распоряжались другие.

В современном мире мешают:

  • кредиты, которые заставляют оставаться на нелюбимой, но оплачиваемой работе;
  • дети, из-за которых женщина остается с человеком, которого не любит.

Основные вопросы, которыми занимаются философы в этом направлении, звучат так: «Что такое свобода?», «Существует ли безграничная свобода?», «Что мешает быть полностью свободным?». Также в философии считается, что человек не всегда проявляет свою волю.

Развитие термина в разное историческое время

Люди вкладывают разный смысл в это понятие в соответствии с тем, в какое время они живут. Поэтому определение термина меняется от эпохи к эпохе.

Свобода берет начало в Древней Греции. Сначала проблему изучают Сократ и Платон, которые предполагают, что каждый волен выбирать судьбу. Затем Аристотель и Эпикур расширяют это понятие термином политической свободы от деспотизма. А затем в неоплатонизме развивается идея свободного существования без бед и бремени.

В Средневековье большую роль играла религия, которая воздействовала на все сферы жизни, в том числе и на философскую мысль. В этот период развивается идея человека, свободного от греха. Грехи караются церковью, поэтому безгрешная жизнь свободна. Люди боятся божественного проклятия после смерти и надеются попасть в рай.

В эпоху Ренессанса человек встал в центр мировоззрения. Он считался венцом творения, а под свободой подразумевалось всестороннее развитие. В эту историческую эпоху развивается антропоцентризм, который идеализирует человека.

Во время эпохи Просвещения наука играет большую роль в жизни общества, поэтому выдвигаются различные интерпретации этого понятия, которые подвергаются анализу наукой.

Новое время знаменует развитие марксизма, который отрицает наличие свободы. Человек совершает поступки, руководствуясь мнением общества, а также отталкиваясь от среды, в которой он проживает. Основную роль в принятии решений играют экономическое положение и его нахождение в классовой системе.

В этот период получает развитие экзистенциализм. Один из его представителей, Мартин Хейдеггер, говорит о том, что человеком руководит страх. Страх побуждает нас действовать, отбросив условности, и возложить ответственности за действия на себя.

Другой представитель экзистенциализма, Карл Ясперс, говорил о том, что свобода – эта не черта, а сущность.

Толкование термина меняется в зависимости от исторического времени и мировоззрения человека, который его выдвигает. Философия – наука, которая базируется не только на общественном опыте, но и на персональном. Философы часто придерживаются какого-либо мировоззрения, основываясь на своем жизненном опыте, и несут свою философию, извлеченную из него.

Факторы, ограничивающие свободу

Всегда есть то, что мешает нам быть полностью свободными. В философии выделяют две группы факторов, которые ограничивают свободу:

  1. Природно-биологические – связаны с базовыми потребностями: сон, еда, вода. Из-за природы мы постоянно должны помнить о наших человеческих ресурсах, без их пополнения мы не сможем достигнуть поставленной цели. Человек хочет пройти большое расстояние до места паломничества. Ему предстоит идти несколько дней. Он мог бы добраться до места назначения быстрее, если бы ему не нужно было останавливаться, чтобы поесть и поспать. В этом проявляется ограничение свободной воли биологическими факторами. Его еще задержат природные явления: гроза, дождь или непогода. Не все зависит от людей, поэтому нужно это учитывать.
  2. Социальные факторы – они обусловлены нашей социальной природой и окружением. Сюда относятся правила, установленные в обществе, из-за которых мы не делаем все, что приходит нам в голову. Сюда относятся социальные нормы, мода, обычаи и традиции, законы и право. Государство регулирует поведение общества при помощи законов, что также ограничивает индивидуальный выбор. Нельзя красть и убивать – за это последует наказание. А вот если вы некультурно ведете себя в общественном месте, то по закону вас не накажут, но вы получите общественное неодобрение.

Нас удерживают обстоятельства: отсутствие денег, наличие детей, заболевания и несчастные случаи. Поэтому свобода относительна, а в полной мере обладать ей невозможно.

Разновидности свободы

Она разная и проявляется в разных формах. Где-то нас ограничивают только наши собственные стереотипы, в других случаях близкие люди или обстоятельства, а иногда государство и закон. В соответствии с этим выделяют:

  1. Юридическую – с позиции права, люди все свободны, но все равно ограничены правовыми нормами. Наши правовые нормы часто нарушают, чем еще больше ограничивают независимость. Ограничение по закону разное: по отношению к одному лицу, группе лиц или обществу в целом. По отношению к одному лицу ограничение выражаются в уголовном следствии и заключении в места временного пребывания. Запреты для общества закреплены в законодательных актах, где также указаны последствия, с которыми столкнется каждый в случае неповиновения. Право ограничивает независимость.
  2. Экономическая независимость – самая частая причина людей жить не так, как они хотят – отсутствие денег. Это проявляется в их отсутствии, долгах. Из-за такого фактора мы не уходим с работы, которую ненавидим, потому что нужно кормить себя и семью, расплачиваться с долгами.
  3. Личная свобода при взаимодействии с людьми. Она различается. Иногда мы не делаем что-то, потому что боимся столкнуться с общественным неприятием. Другой вид независимости – это свобода в личных отношениях между людьми противоположного пола. Она может проявляться как независимость в финансовом плане, когда ни один из партнеров не зависит от другого, так и в полигамности, когда люди не запрещают друг другу иметь контакты с противоположным полом. Самая частая причина, сдерживающая нас сделать то, что мы хотим, – это общественное мнение. Мы боимся, что если начнем свое дело или оденемся так, как сейчас не модно, о нас плохо подумают.

Кроме этих видов, есть свобода творчества, слова. Каждый день мы принимаем решения, руководствуясь этими типами. Мы взвешиваем, возможно ли для нас сделать что-то. Такие мысли уж не говорят о полной свободе, поскольку всегда есть сдерживающие факторы.

Условия реализации

Чтобы реализовать желания и проявить волю, должны быть определенные условия:

  1. Социальные нормы – действие должно быть законным в соответствии с принятым в конкретный период времени законодательством. Мы анализируем, будет ли действие уместным в соответствии с обычаями и традициями. Несколько столетий назад надеть короткую юбку или короткие шорты было неприемлемо, а сейчас на вас странно посмотрят, если вы выйдете на улицу в платье 15 века.
  2. Место в обществе – этот важный фактор. В средневековье, крепостной крестьянин не мог позволить себе того же, что и барин. Сейчас, кажется этому уже нет места, но это ошибочное мнение. Люди низшего класса с маленькой зарплатой не позволяют себе того, что делают люди высшего класса, даже если хотят.
  3. Формы общественной деятельности – то, как ваше действие воспримут, зависит от того, какая эта форма деятельности. Если вы высаживаете цветы на клумбе в частном доме, а осенью их срезаете и ставите в вазу, то все в порядке. Но если вы срезаете цветы с городских клумб, это грозит штрафом.
  4. Уровень развития общества – у людей средневековья даже не возникало желания надеть что-то такое, что носим мы. Также как у нас не возникает желания ходить по улице в устаревшей одежде.
  5. Освоение индивидом культурных норм и ценностей общества – уровень культуры, который освоил человек, определяет его волю. Дети, выросшие в неблагополучных семьях с родителями алкоголиками и наркоманами, в зрелом возрасте проявляют те же наклонности.

При наличии благоприятных условий человек выразит свою волю и не столкнется с осуждением общественности или наказанием по закону.

Свобода – относительное понятие и ключевая проблема философии на протяжении многих веков. Ее понимание различается не только у каждого человека, но и у всего общества в зависимости от исторической эпохи, в которой оно существует.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/svoboda.html

«Страх побуждает нас действовать»

«Страх побуждает нас действовать»

Эта эмоция нас пугает, хотя страх необходим для нашего выживания. Его противоречивая природа вполне объяснима, считает психотерапевт Варвара Сидорова. Если мы разберемся, насколько обоснованны наши страхи, то сможем найти немало действенных способов их преодолеть.

Wonderful Woman: Что такое страх?

Варвара Сидорова: Эмоция, которая помогает нам ориентироваться в ситуации и вести себя так, как требуют обстоятельства, не подключая интеллект (наш интеллект — очень медлительная машина).

Небольшой фоновый уровень страха есть у каждого человека с рождения, он заставляет нас все время быть чуть настороже.

Эта особенность — дань далекому прошлому: если бы у наших предков, которые жили в условиях дикой природы, не было страха, их просто… съели бы.

Мы привыкаем к базовому страху и практически не ощущаем его. Жить с ним нам помогает целый набор защитных психических механизмов. Но если в них происходит сбой, у человека появляются тревожные расстройства, навязчивые мысли, фобии, то есть неконструктивный страх. Что касается конструктивного страха, он всегда побуждает нас к действию.

Что именно его вызывает?

Опасность, которая может быть как реальной (агрессивная группа нетрезвых людей), так и вымышленной (к примеру, человек боится привидений). Кроме того, нас может тревожить наше будущее: мы ждем чего-то неизвестного, и это пугает нас. Или вдруг происходит то, чего мы никак не ожидали и не планировали.

Например, из-за угла внезапно вылетает мотоцикл… От неожиданности мы вздрагиваем: этот биологический механизм, который есть и у животных, приводит наши мышцы в тонус, подготавливая их к быстрой реакции.

Мы еще не знаем, что нам нужно будет делать — убегать, затаиться или атаковать, но мышцы нам понадобятся в любом случае.

И все же страх — это отрицательная эмоция…

Конечно, ведь он нам неприятен! Мы не хотим бояться, мы стараемся как можно быстрее изменить ситуацию и оказаться в безопасности.

И в этом парадоксальность страха: если бы он был нам приятен, мы бы не обращали на него такого внимания! Интересно, что страхи редко живут сами по себе, обычно они находят себе обличье.

Почему говорят, что бояться чего-то конкретного проще? В неизвестности нас пугает все, и мы не знаем, с чем «сражаться».

Хорошее средство — обесценить страх, найти для него верный масштаб

Бояться чего-то конкретного проще потому, что тогда мы можем действовать против этого. Активность снижает страх. Отличная метафора страха — боггарты из книг о Гарри Поттере.

Они всегда появляются перед героями романа в форме того, что их пугает, в обличье летучей мыши или мумии, обмотанной бинтами.

Если Гарри Поттер или его друзья сумеют представить свой страх в смешном виде, боггарт погибнет. А они перестанут бояться.

Смех — лекарство против страха?

Великолепное! Но не единственное. Вообще мы интуитивно находим способы борьбы со страхом. Можно его исследовать, проговорить, вытащить из сумерек на яркий свет то, что пугает. Другое хорошее средство — обесценить страх, найти для него верный масштаб.

Или подойти еще более рационально: если я, к примеру, боюсь, что ребенок попадет под машину, я посвящу больше времени тому, чтобы научить его соблюдать правила дорожного движения и быть внимательным даже тогда, когда он переходит улицу на зеленый свет.

Еще один прием: довести ситуацию до абсурда. Например, вы боитесь потерять работу.

Проследуйте по цепочке, которую нашептывает вам ваш страх: меня уволят, я останусь без денег, меня бросят все родные, я продам (потеряю) квартиру и умру под забором от холода и голода… Теперь соотнесите это с реальностью и… успокойтесь.

5 способов вернуть спокойствие от Леонида Кроля

Леонид Кроль, коуч, директор и ведущий тренер Центра обучения персонала «Класс»

  1. Встряхнитесь, чтобы снять напряжение тела: пошевелите плечами, пальцами, поиграйте мышцами живота, расслабьте лицо. Дышите медленнее и глубже, говорите чуть тише, переведите взгляд, чтобы увидеть больше предметов и оттенков вокруг.
  2. Найдите телу опору, например, прислонитесь спиной к стене. Вспомните самое красивое и приятное место, где вы когда-то находились, или момент, когда вы были счастливы: вы закончили проект и получили вознаграждение; плавали в море, наслаждаясь отдыхом… Активируйте эти воспоминания: цвета, оттенки, звуки, телесные ощущения. Погрузившись в эту приятную грезу, внутренне вы попадете в то место, где сможете набраться сил.
  3. Полейте цветы, погладьте кошку, вымойте посуду, поточите карандаши, переберите бумаги, до которых давно не доходили руки… Подобные занятия быстро отвлекают нас от источника страха, но выполнять их нужно вдумчиво, не торопясь.
  4. Оторвитесь от телевизора, не перечитывайте новостные сайты, особенно если ваш страх нарастает: основные новости вы знаете, их бесконечное повторение принесет мало новой информации, но сделает вас еще более зависимым от «большого мира», где якобы многое происходит, в то время как вы «не слишком кому-то нужны» или «сидите на месте сложа руки».
  5. Позвольте себе немного побыть слабым, не ведите себя так, как будто вы самый серьезный в мире человек. Преувеличенно строгий вид, напряженная спина, категоричные суждения — все это способно лишь усилить беспокойные ощущения. Ищите повод, чтобы улыбнуться. Найдите возможность в чем-то помочь другим. Сделайте несколько наклонов: это поможет восстановить гибкость тела, а заодно и вновь обрести самостоятельность суждений.

Что такое фобия?

Несоразмерность страха и причины, которая его вызывает. Например, боязнь пауков. Наверняка они вызывают некоторую неприязнь у каждого из нас, но обычно этот страх соразмерен: если паук упадет на меня, я его стряхну, быть может, вздрогну или вскрикну, но тут же забуду об этом.

Если же человек падает в обморок, даже когда просто видит паутину в углу… это и есть фобия: на маленький раздражитель насаживается огромный страх. Некоторые фобии обусловлены: в далеком прошлом насекомые могли нам навредить, и мы не хотим, чтобы они соприкасались с нашей кожей.

Но часто неконтролируемые страхи не имеют под собой реального биологического основания: например, боязнь серых автомобилей или риск умереть от удушья в метро.

Возможно, у человека был негативный опыт: его чуть не сбила серая машина, или однажды, когда он был простужен, ему не хватало воздуха в вагоне поезда.

В тот момент страх был обоснован, но потом он закрепился в психике, разросся, и получилось, что стимул — реальные обстоятельства — и чрезмерный страх, который возникает в ответ, несоразмерны.

А откуда берется страх у детей?

Он возникает с момента рождения, но у детей еще не сформированы психические защиты. И поэтому они боятся потенциально опасных для жизни вещей, например темноты или ненадежной поверхности под ногами (трещин в асфальте).

Если же ребенок опасается Бабы-яги или каких-то других антропоморфных существ, скорее всего, это связано с тем, что в его отношениях со взрослыми появилось нечто, что вызывает страх или напряжение.

Но он не связывает его с папой, мамой или бабушкой, а боится Бабу-ягу или Бармалея.

Что помогает детям?

В том числе и страшные сказки — истории про то, как победить страх. Именно они помогают отрабатывать психологические защиты: сначала испугались, потом победили то, что вызвало страх, и наконец успокоились. Если ребенок боится чего-то конкретного, к примеру громко гудящего пылесоса, предложите ему вместе исследовать этот предмет, чтобы понять, что он совсем не опасен.

Об эксперте

Варвара Сидорова — системный семейный психотерапевт, член Международной ассоциации семейной терапии.

Источник : PSYCHOLOGIES.ru

Источник: https://wonderful-woman.ru/article/2473

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.