Стресс влияет на умственные способности

Содержание

Как недосыпание влияет на мозг: крупнейшее исследование в истории

Стресс влияет на <nobr>умственные способности </nobr><br />” width=”300″ height=”225″ class=”alignleft size-medium” /></p><p>Фергюс Уолш Обозреватель Би-би-си по медицинским вопросам</p><p> Правообладатель иллюстрации Elenathewise Image caption Хроническое недосыпание – одна из проблем современной жизни</p><p>Канадские ученые приступили к самым масштабным на сегодняшний день исследованиям влияния недостатка сна на мозг человека.</p><p>Группа исследователей из Университета Западного Онтарио призывает добровольцев со всего мира пройти в интернете серию познавательных тестов.</p><p>С помощью специально разработанных компьютерных программ желающие могут оценить свои навыки логики, понимания языка и принятия решений.</p><p>Я тоже решил пройти эти тесты, согласившись с тем, что мой мозг при этом будет сканироваться.</p><h3><span class=Первопроходцы

Возглавляет исследование британский профессор-нейролог Эдриан Оуэн, работающий в Институте мозга и сознания в Университете Западного Онтарио.

“Нам всем знакомы ощущения, возникающие при нехватке сна, но мы мало знаем о том, как такая нехватка влияет на мозг, – поясняет профессор Оуэн. – Мы же хотим выяснить, как это влияет на познавательные способности, память и способность к концентрации”.

В ходе исследований ученые намерены выяснить, как будут отличаться когнитивные показатели у людей в зависимости от того, сколько им было отведено на сон.

Разумеется, потребности в сне у каждого человека разные, однако если исследователям удастся набрать достаточное число добровольцев, они смогут определить среднестатистическое количество часов сна, необходимого для оптимальной работы мозга.

Я присоединился к группе из 4 добровольцев, согласившихся провести ночь в Университете Западного Онтарио, где мы испытывали на себе “игры для мозга”, которые продемонстрировали, как меняется способность к восприятию информации в зависимости от продолжительности сна.

Правообладатель иллюстрации Alamy Image caption Добровольцы (слева сверху по часовой стрелке): доктор Хуман Ганджави, Сильвия Салевски, Эван Эгню, Сесилия Крамар

Добровольцы

  • Доктор Хуман Ганджави, 42 года, психиатр, часто работающий с пациентами в ночные смены: “4-5 часов сна за ночь для меня норма. Я знаю, что недостаток сна ведет к сердечным заболеваниям и может вызвать инсульт, но, как и многие врачи, я к себе это не отношу”.
  • Сильвия Салевски, 31 год. Мать двух девочек, которым еще не исполнилось 5 лет: “Хорошая ночь – это когда они будят меня всего два или три раза. Я уже и не помню, что это такое – спокойно проспать всю ночь, и я часто ощущаю себя рассеянной по утрам”.
  • Эван Эгню, 75 лет, пенсионер, работал клерком в ночные смены: “Мне никогда не требовалось спать по 8 часов подряд, а в моем возрасте сейчас мне не нужно больше 4 часов подряд. Я добираю сон днем, прикорнув пару раз”.
  • Сесилия Крамар, 31 год, нейролог, она изучает когнитивные способности ночных мышей, поэтому ей часто приходится допоздна задерживаться в лаборатории: “Если мне не удалось выспаться, на следующий день я не могу делать ничего сложного, вроде чтения научных работ, потому что мой мозг не в состоянии нормально функционировать”.

Тесты

Тесты, которые предлагают авторы исследования, можно проходить на обычных компьютерах, планшетах и даже смартфонах.

“Двойная проблема”: На первый взгляд все просто, но этот тест заставляет шевелиться ваше серое вещество. Вам нужно нажать на слово внизу, соответствующее цвету, которым написано слово наверху. Если слово наверху – “синий”, но оно красного цвета, вы должны нажать на слово внизу, написанное красным, даже если это слово -“синий”. Звучит дико…

“Убери лишнее”: тест начинается легко, но усложняется по мере того, как вы пытаетесь обнаружить фигуру, выбивающуюся из общего ряда.

Грамматическая логика: является ли утверждение о представленной диаграмме верным или ложным? На первый взгляд, в этом нет ничего трудного, пока дело не доходит до отрицательных высказываний.

Пространственное планирование: эти тесты, как и все игры, проверяют ваши способности к планированию, измеряя когнитивные навыки, которые вы постоянно используете в повседневной жизни.

Как мы справились?

Мы бодрствовали до 4 часов утра, после чего нам было позволено поспать 4 часа.

Когда мы вновь проходили утром когнитивный тест, результаты Эвана, Сесилии и мои были намного хуже, чем накануне вечером.

Результат Хумана, который привык работать с пациентами посменно, почти не изменился, в то время как у Сильвии он даже улучшился.

Правообладатель иллюстрации OWEN LAB, WESTERN Image caption На скане слева видна активность мозга после полноценного сна, справа – работа мозга после бессонной ночи

“Хотя этим утром я чувствую себя немного рассеянной, быть может, дело в том, что я привыкла мало спать, – объясняет она. – Мне нужно включаться, как только просыпаются дети, так что для меня это нормально”.

Я всегда знал, что если не высплюсь, то плохо функционирую, так что не было ничего удивительного в том, что с утра мои когнитивные показатели резко снизились.

Чтобы выяснить, что происходит в моем мозгу, я повторил когнитивный тест уже внутри магнитно-резонансного томографа.

Меня просканировали дважды: после нормального ночного сна и после бессонной ночи.

МРТ способен засекать потоки крови в мозгу: зоны с повышенной активностью характеризуются более сильными потоками, которые на графике выглядят как оранжевые сгустки.

Разница между двумя сканами была впечатляющей: после бессонной ночи активность моего мозга была явно неадекватной, в нем наблюдалось куда меньше процессов.

“Активность во фронтальной и теменной долях, которые, как известно, отвечают за принятие решений, память и решение задач, заметно снижена”, – объясняет профессор Оуэн.

Правообладатель иллюстрации FERGUS WALSH Image caption Возглавляет исследование профессор Эдриан Оуэн из Университета Западного Онтарио

Все мы знаем, как опасно водить машину уставшим, поскольку реакция замедляется, и можно заснуть за рулем.

Однако мы куда меньше знаем о малозаметных последствиях каждодневного недосыпа.

“Не исключено, что недостаток сна может оказывать существенное влияние на принятие решений, и, возможно, нам стоит избегать принятия таких важных решений, как покупка дома или женитьба, не выспавшись хорошенько”, – говорит профессор Оуэн.

Почему это так важно?

Мы проводим во сне почти треть жизни, и сон столь же важен, как еда и воздух, которым мы дышим.

Однако современный темп жизни означает, что на сон остается все меньше времени.

При этом, как отмечалось в статье, опубликованной в научном издании Nature Reviews Neuroscience, мы на удивление плохо понимаем последствия хронической нехватки сна для нашего мозга.

В статье говорилось о резком снижении продолжительности сна в развитых странах и отмечалась острая необходимость в дополнительных исследованиях.

И те добровольцы, которые приняли участие в исследовании сна, сильно помогли в поиске важных ответов, в которых в равной степени нуждаются и наше общество, и ученые.

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-40413596

4 способа нейтрализовать воздействие стресса на мозг

Стресс влияет на <nobr>умственные способности </nobr><br />” width=”300″ height=”169″ class=”alignleft size-medium” /></p><p>СТРЕСС! Услышав это слово, многие из нас уже болезненно морщатся, не смотря на то, что стресс, в общем-то, является неотъемлемой частью нашей жизни.</p><p>Удивительно, но на самом деле дни, прожитые без стресса, очень скучны, хотя это именно то, чего все мы добиваемся.</p><p> Неврологи объяснили, почему иногда испытывать стресс на самом деле даже полезно: он помогает нам быть начеку и легче адаптироваться к изменениям в мире вокруг нас.</p><p> Педагоги и тренеры заметили, что стресс, вызванный борьбой за успех, помогает ученикам и спортсменам обрести мотивацию. Однако стресс также может причинить очень много вреда, чему свидетельствует посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).</p><p> И с уверенностью можно сказать, что каждый из нас забывал что-то важное или совершал ужасную ошибку из-за сильного стресса, вызванного личными проблемами. Так в чем же разница? Где проходит эта граница между хорошим стрессом и плохим стрессом? Дело в типе стресса или его силе?</p><p>​</p><p>Стресс – это просто один из неизбежных аспектов жизни – в умеренном количестве он полезен, в избытке опасен. Неврологи рассматривают стресс как с биологической, так и с психологической точки зрения. Ученые различают «Терпимый стресс» и «Токсичный стресс» и их воздействие на тело в корне отличается.</p><p><iframe title=

Чтобы Вам было проще понять оба типа стресса, мы начнем с точки его зарождения – мозга.

При слове «мозг» мы все представляем большой мозг – его основную часть, отвечающую за мышление, но немного ниже есть часть, больше ориентированная на функции тела, она же отвечает за эмоции и такие чувства, как голод и усталость.

Эта часть называется лимбической системой и именно она рождает такие эмоции, как страх, злость и радость. Там же находится гипоталамус, который вместе с надпочечниками выделяет гормоны, реагируя на эмоции и другие состояния тела.

Что происходит с организмом, когда Вы испытываете стресс?

Один из гормонов, которые выделяют надпочечники, называется кортизолом. Этот гормон повышает уровень сахара в крови, чтобы улучшить обмен веществ (т.е. чтобы преобразовать еду в энергию).

Но в то же время он подавляет нашу иммунную систему, делая нас более восприимчивыми к заболеваниям. Вы когда-нибудь чувствовали сильный голод после напряженного дня? Это из-за кортизола.

Из-за него же Вы возможно подхватывали простуду, испытав сильный стресс.

Другой гормон, выделяемый надпочечниками в периоды стресса, называется адреналином. Адреналин учащает дыхание и ускоряет циркуляцию крови. Как и кортизол, адреналин улучшает обмен веществ, особенно для углеводов – таким образом, снабжая нас энергией, необходимой нам для борьбы или защиты от того, что вызывает стресс. Ученые называют это реакцией «бей или беги».

Вернемся к определению разницы между терпимым и токсичным стрессом. Гормоны, выделяющиеся при терпимом стрессе, дают нам энергию, повышая обмен веществ и реакцию организма, что помогает сделать работу эффективнее и продуктивнее.

Например, зная, что работу необходимо сдать уже завтра, стресс помогает нам сфокусироваться и вовремя ее закончить. Стресс может дать ученику мотивацию и энергию, чтобы выучить материал к экзамену. У находящегося на взводе атлета открывается второе дыхание на финишной прямой.

Во всех этих примерах стресс остается терпимым, поскольку помогает закончить начатое: домашняя работа выполнена, гонка выиграна, стресс отступает и организм расслабляется.

Разница между токсичным и терпимым стрессом в том, что после токсичного не приходит облегчение – стресс не прекращается, а лишь нарастает.

Уровень адреналина в крови не понижается в течении долгого времени и не только негативно влияет на организм, но и меняет образ мышления. Важно помнить, что мозг – орган, полагающийся на опыт – он делает лучше то, что делает чаще всего. Практикуйте игру на фортепиано ежедневно и вы повысите свои музыкальные навыки.

И в этом проблема хронического токсичного стресса – мозг фокусируется на нем и только усложняет ситуацию, еще больше повышая уровень адреналина. Когда это происходит, мозг готовится работать быстро и инстинктивно, не задумываясь о самой проблеме.

Таким образом, часть мозга, отвечающая за мышление, заранее блокируется, что значит, что логическое мышление на экзамене по математике вряд ли поможет.

Пока мозг учится быстрее реагировать на стрессовые ситуации, человек, находящийся в состоянии токсичного стресса реагирует более импульсивно на любые внешние раздражители, вроде случайного толчка в плечо, что обычно вряд ли бы его побеспокоило. У человека повышается раздражительность, что может вызвать такие проблемы, как:

Если ученик постоянно на взводе, это хорошо бы помогло на ринге или баскетбольном поле, но весьма проблематично в классе.

Причины и последствия токсичного стресса

Что может способствовать развитию токсичного стресса среди детей школьного возраста и можно ли это предотвратить? Исследования показывают, что токсичный стресс могут вызвать конфликты и плохое обращение в семье, даже если семейные ссоры проходят только между родителями или дело исключительно в бедности. В мае 2016 года журналисты Scientific American Mind составили список причин и последствий токсичного стресса, основанный на изучении психологии стресса Клэнси Блейр.

В статье представлены три интересных факта, озаглавленных как «Расслабьтесь, чтобы учиться»:

  1. Психологический стресс может развиться даже у очень маленьких детей и может значительно повлиять на их умственное, эмоциональное и социальное развитие.

  2. Стресс у ребенка в бедной семье влияет на некоторые способности ребенка, потенциально делая его отсталым в развитии для своего возраста.

  3. Дети в обеспеченых семьях так же могут попасть в стрессовые ситуации, которые ослабят их способности к обучению. Снижение вероятности стресса у детей значительно улучшит их самочувствие и умственное развитие.

Так как же снизить вероятность наличия стресса у наших детей?

К счастью, таких способов больше, чем Вы думаете.

1. Любовь и поддержка со стороны близких

Психологи заметили, что, если у ребенка есть хотя бы один знакомый взрослый, который его поддерживает, это сильно снижает эффект токсичного стресса.

Это может быть наставник, родной человек, религиозная фигура или учитель.

Многие известные люди, у которых было сложное детство или очень бедная семья, часто упоминают учителей и наставников, которые вдохновляли и поддерживали их в трудную минуту.

Но не только поддерживающий учитель может помочь избавиться от токсичного стресса – если ребенок чувствует себя защищенно в школе, это значительно снижает шансы развития стресса, так как именно в школе он проводит большую часть своего времени, а отношение сверстников сильнее всего влияет на человека. Чтобы получить признание остальных, ребенку необходимо хорошо учиться (что не просто для многих студентов из неустойчивых или бедных семей, которые с детства влияют на их развитие). Однако, три простых методики легко помогут превратить ребенка из отстающего в отличника.

2. Исповедуйте “Гибкий образ мышления”

 В своей книге “Гибкое сознание”, Кэрол Дуэк объясняет, что люди делятся на два типа: те, кто считают, что все мы рождаемся с определенными талантами и уготованными судьбами и те, кто верит, что всему можно научиться и в себе развить.

Первый тип получил название “fixed mindset”, или фиксированный образ мышления; второй – “growth mindset”, или гибкий образ мышления.

Когда Вы прививаете ребенку гибкий образ мышления, его развитие происходит значительно продуктивнее и это эффективный способ борьбы со стрессом.

Доказано, что периодический отдых, практика осознанности, медитация и йога снимают стресс и хорошо влияют на развитие мозга.

Наконец, Вы можете обратиться к неврологам, которые выявят слабые стороны ребенка и помогут натренировать части мозга, отвечающие за развитие основных когнитивных функций, тем самым, сильно повышая шансы ребенка на академический успех. Специальные упражнения, разработанные неврологами, такие как Fast ForWord, теперь доступны для тренировки в домашних условиях, их же практикуют в некоторых школах. Это улучшает внимание, память, языковые и речевые навыки, навыки в чтении и логику.

Как правило, если ученики успешно проходят эту практику, школа больше не является возможной причиной возникновения токсичного стресса.

Неврология и поддержка со стороны взрослых снижают эффект токсичного стресса у детей.

Aug 16, 2016 by Martha Burns, Ph.D

Подписывайтесь!

Источник: https://www.fastfword.com/stress

Слабоумие и снижения умственных способностей, которое лечится

Стресс влияет на <nobr>умственные способности </nobr><br />” width=”300″ height=”157″ class=”alignleft size-medium” /></p><p>Друзья добрый день. Сегодня у меня интересная тема и касается она любого возраста. «Все болезни от нервов» — золотая пословица, и вот этому очередное подтверждение.</p><p> Стресс и нервозность подрывают здоровье, сокращают годы жизни, но если в молодости организм реагирует на стрессовую ситуацию потерей продуктивности, то в старости, стресс и горе может вызвать слабоумие.</p><p> Давайте посмотрим на живой пример.</p><h3><span class=Стресс и нервозность в старости маскируется под слабоумие, влияет на память и мышление, но такой вид слабоумия можно вылечить

Давайте посмотрим на жизненную историю.

45-летний Павел: «После смерти отца моя 79-летняя мать перестала справляться с бытом, путалась, не закрывала дверь, теряла документы, несколько раз не могла найти свою квартиру в подъезде».

Как и полагается, Павел обратился к врачу. «Слабоумие в старости – это скорее одна из норм такого возраста» — таков вердикт специалиста. Невропатолог выписал лекарства для восстановления мозговой деятельности, сосудистые препараты и, в общем-то, они улучшили общее состояние мамы, но ненамного. А так как женщина не могла жить одна, то Павел нанял сиделку.

«Мама часто плакала, её состояние было подавлено, она часто сидела в одной позе, наверное, это переживания из-за потери мужа» — так рассуждал Павел.

Павел пригласил ещё одного специалиста, и тот подытожил так: «Старческие проблемы есть, но у мамы сильная депрессия». Врач назначил успокаивающую терапию и уже после двух месяцев лечения женщина стала приходить в себя.
Мама стала интересоваться кухней, начала сама готовить любимые блюда и даже стала ругаться с сиделкой, так как сама стала приниматься за ведение хозяйства.

«Мама вдруг проявила интерес к кухне, стала более активной, приготовила мои любимые блюда, её взгляд снова стал осмысленным»

В общем, эта история закончилась тем, что мама стала совершенно самостоятельной женщиной, которая вполне могла обслуживать себя сама, поэтому Павел решил уволить сиделку из-за ненадобности. Большинство когнитивных функций женщины восстановились, деменция (слабоумие) частично отступила. Вот такая чудесная и поучительная история.

Пожилые люди часто скрывают от родных о том, что у них стресс

Да, да, именно так обычно и бывает. Во-первых, они не хотят нас расстраивать и нагружать близких своими проблемами, во-вторых, не желают казаться в глазах других беспомощными, а в-третьих, многие пожилые люди считают, что депрессия в старости – это норма. Так, что дорогие родственники, обращайте внимание на своё старшее поколение и в помощь вам эта таблица.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Депрессия и тревога влияет на память и мышление человека, а в старости даже может вызвать слабоумие. Но если вовремя вылечить затяжную депрессию, то многие когнитивные функции могут восстановиться. И ещё – не все врачи знают об этом.

Стресс у молодых вызывает жизненный ступор или негативно влияет на продуктивность

Многие молодые жалуются на то, что: «У меня всё валится из рук, я не могу ни на чём сосредоточиться, пропала память и мой КПД стремится к нулю». Они идут с такими симптомами к врачу и там узнают о том, что потеря продуктивности может быть связана со стрессом или депрессией.

ИСТОРИЯ

«Смотрю в компьютер и вижу набор букв» Александр 35 лет

Повышенное давление и понижение продуктивности начали лечить таблетками, в том числе и «для памяти», но ситуация не поменялась. Тогда Александра направили к психиатру.

«Я боялся идти, думал, что меня признают сумасшедшим и будут лечить так, что я стану «овощем».

Но все закончилось хорошо. После курса психотерапии и лечения от стресса, Александр стал поправляться. Нормализовался сон, восстановилась память и работоспособность, а через десять дней лечения Александра выписали.

ЕСЛИ ВЫ СТАЛИ ЗАМЕЧАТЬ УХУДШЕНИЕ СВОИХ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕРВЫМ ДЕЛОМ НАДО СДЕЛАТЬ ЭТО

Прежде чем делать МРТ головного мозга и начать пить таблетки «для памяти», подумай: «А не переживаю ли я в связи с чем-то?». Как вы уже поняли, поговорка «все болезни от нервов» — это «правильная» поговорка и она многое может объяснить.

Тоска, плаксивость, неуверенность в себе, чувство одиночества, негативные мысли или самобичевание – всё это маркеры нервного расстройства. Если один из этих пунктов твой – проанализируй первопричину такого состояния и принимай меры по улучшению душевного состояния.

Если вы в возрасте, то стресс или нервозность может вызвать «приступ слабоумия», если вы молоды, то стресс может вызвать снижения продуктивности или ухудшения умственных способностей.

Но хорошая новость в том, что при таком типе болезни, интеллектуальные улучшения станут заметны уже через пару недель после успокаивающей терапии.

Олег Плетенчук, по материалам psychologies.ru

Источник: http://za-sorok.ru/slaboumie-snizheniya-umstvennyh-spos/

Как уменьшить влияние стресса на интеллектуальные способности

Стресс влияет на <nobr>умственные способности </nobr><br />” width=”300″ height=”200″ class=”alignleft size-medium” /></p><p> Ирина Балманжи</p><p>Мы можем прекрасно владеть музыкальным инструментом, хорошо играть в баскетбол или знать множество фактов, но вот наступает ответственный момент — важный концерт, матч, доклад, от которого зависит наша карьера, — и мозг нас подводит.</p><p> Мы запинаемся, не можем выполнить элементарный бросок, забываем все, что учили.</p><p> Почему так происходит? Как справиться с волнением и научиться контролировать свои мысли и тело? Об этом рассказывает профессор психологии Чикагского Университета Сайен Бейлок в своей книге «Момент истины».</p><h3><span class=Наш мозг в стрессовой ситуации

Даже если вы можете похвастаться отличными навыками и глубокими знаниями, велика вероятность, что вам не удастся проявить себя с лучшей стороны при стрессовых условиях.

Студент, превосходно выучивший материал, способен завалить экзамен только потому, что не умеет справляться с волнением.

Но почему это происходит? Разве можно забыть то, что ты действительно знаешь и понимаешь? Можно, и еще как!

Источник

Пока все хорошо, мозг работает как слаженная система. Эксплицитная память позволяет нам запоминать факты, анализировать, решать теоретические задачи или искать логические аргументы. Рабочая, или кратковременная, — помогает оперировать известными сведениями, когда мы заняты чем-то еще. Чем больше ее объем, тем выше наши интеллектуальные способности.

Но многочисленные исследования показали, что при стрессе самые умные студенты оказываются в числе худших.  Ученые «заглянули в головы» испытуемых с помощью МРТ и увидели, что во время сильного волнения нарушается взаимодействие между различными частями коры мозга. В результате учащиеся не могут использовать весь потенциал префронтальной коры, отвечающей за рабочую память.

Причина неудачных спортивных выступлений

Другое дело — процедурная память, отвечающая за рефлексы и навыки, которая необходима спортсменам и музыкантам для удачного выступления. Именно она подсказывает, как правильно произвести удар в гольфе, приземлиться после двойного акселя в фигурном катании или использовать функции мобильного телефона. И она тоже может подвести в условиях стресса.

Источник

Для удачного спортивного выступления совсем не нужно обращаться к префронтальной коре и анализировать каждый шаг. Однако, волнуясь, спортсмены зачастую начинают контролировать свои действия. Они слишком концентрируются на своих знаниях, а это мешает отработанному на тренировках автоматическому алгоритму движений.  То же относится и к музыкантам.

Почему мы говорим лишнее

Часто мы не просто волнуемся перед важным разговором или собеседованием, но и пытаемся контролировать свои мысли.

Ученые обнаружили интересный факт: если мы думаем о том, как бы не сказать лишнего, то, скорее всего, именно эту информацию и выдадим собеседнику.

То же происходит и с нашими действиями: когда на вечеринке вы только и думаете о том, чтобы не уронить одну из любимых ваз хозяина дома, результат бывает прямо противоположный.

Источник

Дэниел Вегнер, психолог из Гарвардского университета, очень долго и серьезно изучал вопрос о том, почему мысли или действия, которых мы старательно избегаем, как раз и возникают.

По мнению Вегнера, в моменты, когда мы стараемся не думать о чем-то, в нашем мозге протекают два процесса. Сознание подбирает другую тему, которой можно заменить нежелательную.

А подсознание, наоборот, ищет ту самую нежелательную мысль с целью устранения возможных ошибок.

Вместе оба процесса помогают нам избегать тем, которых мы не хотим касаться. В обычных условиях всё прекрасно. Но ситуация меняется, когда в дело вступает стресс. Он поражает префронтальную кору — центр сознательного мышления.

В стрессовой ситуации работает только подсознательный уровень. А он как раз и занят поиском той мысли или группы мыслей, которых мы хотим избежать.

В результате растет вероятность того, что мы выскажем именно ту мысль, которую хотели бы держать при себе, или предпримем нежелательное действие.

Как бороться со стрессом

Можно выделить несколько причин, которые заставляют нас нервничать перед важным выступлением или экзаменом. Одна из них — стереотипы.

Если мы заранее убеждены, что аудитория или преподаватель ждут нашего провала и относятся к нам предвзято из-за пола, национальности или по каким-то иным причинам, скорее всего, мы оправдаем эти мнимые ожидания. Эта угроза связана с нашей самооценкой.

Чтобы снизить уровень стресса, достаточно составить список своих достижений и положительных качеств перед решающим днем. В ходе одного эксперимента этот метод помог значительно повысить успеваемость темнокожих школьников

Еще одна причина тревожности накануне важных событий заключается в том, что мы придаем им слишком большое значение.

Мы думаем, что единичный успех или провал определит всю нашу дальнейшую жизнь, и, конечно, заблуждаемся. От этого фактора стресса тоже можно избавиться.

Просто составьте список альтернативных дел, в которых вы можете добиться хорошего результата. Так вы поймете, что у вас гораздо больше шансов, чем кажется.

Отличный способ стать более сосредоточенным и научиться игнорировать стрессовые обстоятельства — медитация. Ее эффективность доказал нейробиолог Ричард Дэвидсон, который при помощи МРТ посмотрел, что делается в голове тех, кто практикует этот метод. Их рабочая память была разгруженной даже в самых неблагоприятных условиях, а интеллектуальные способности оставались довольно высокими.

Источник

Не менее действенный метод перебороть стресс — подготовиться к нему заранее. Это доказал эксперимент, проведенный среди работников полиции.

У тех, кто во время учений стрелял мыльными зарядами по своим коллегам, результаты становились лучше, чем у тех, кто стрелял по обычным мишеням. Тренировка в условиях, приближенных к реальным, помогает привыкнуть к стрессу.

Поэтому лучше выполнять пробные тесты или читать доклад перед воображаемой аудиторией, чем просто зубрить материал.

Больше интересных фактов о поведении нашего мозга во время стресса — в книге «Момент истины».

P.S.: Подписывайтесь на нашу новую рассылку. Раз в две недели мы будем присылать вам 10 лучших материалов из блога.

Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2016/01/15/kak-umenshit-vliyanie-stressa-na-intellektualnye-sposobnosti/

Что происходит с вашим мозгом, когда вы подвергаетесь стрессу?

Стресс влияет на <nobr>умственные способности </nobr><br />” width=”300″ height=”200″ class=”alignleft size-medium” /></p><p>Вы живете обычной жизнью в современном мире? Если да, то вы подвержены стрессу. Стресс – естественная реакция организма на неожиданные ситуации, как хорошие, так и не очень. Эта реакция далеко не всегда вредна для организма, скорее, в идеальных пропорциях стресс положительно влияет на работу тела и мозга.</p><p>Организм вырабатывает гормоны, ускоряет сердцебиение и дыхание, в результате чего мозг получает больше кислорода, что позволяет ему лучше и быстрее реагировать на происходящее и решать проблемы сходу. Небольшой стресс помогает вам справляться со сложными ситуациями.</p><p>Стресс вызывают различные обстоятельства, от ежедневных обязанностей на работе и дома до редких происшествий. Такие события, как развод, смерть или болезнь близких людей, становятся причиной продолжительного стрессового состояния. Физические заболевания или травмы оказывают похожий эффект.</p><p> Неожиданные события, такие как военные действия, природные катаклизмы, потеря стабильного дохода или крыши над головой, поддерживают организм в состоянии стресса намного дольше, чем следует. Подобное хроническое давление причиняет неудобство и может сказаться на здоровье.</p><p> Особенно негативно стресс влияет на работу мозга.</p><p><iframe title=

Ниже перечислены четыре основные реакции мозга на хронический стресс, а также четыре способа восстановить его правильную работу.

Негативное влияние на память

Мозг теряет способность к эффективному обучению и запоминанию. Нервные стволовые клетки гиппокампуса – системы, контролирующей процессы обучения и запоминания – обычно развиваются, объединяясь в нейроны. Однако под влиянием хронического стресса эти стволовые клетки становятся олигодендроцитами, которые покрывают нейроны изолирующим материалом под названием миелин.

Чрезмерное образование миелина приводит к тому, что нарушается процесс связи между нейронами гиппокампуса. Подобную модель стрессового воздействия на мозг крыс создали ученые из университета Беркли в Калифорнии.

Значительные изменения в миелинизации нейронов могут привести не только к изменениям в процессе когнитивного мышления, обучения и эмоционального переживания, но и способствовать развитию психических расстройств, вроде депрессии, тревожности и посттравматического расстройства.

Повышенный риск инсультов

Согласно последним исследованиям, не только традиционные факторы, такие как уровень холестерина, влияют на риск испытать инсульт или ишемический удар.

Согласно одному из исследований, продолжавшихся в течение 11 лет, психологические факторы оказывают огромное влияние на опасность развиия нарушений мозгового кровообращения.

Из шести с половиной тысяч участников исследования (от 45 до 84 лет) те, кто указал среди психологических факторов, влияющих на их жизнь, стресс и депрессию, показали риск инсульта, возросший на 59%. Это больше, чем в два раза.

К сожалению, современная медицина не везде успевает активно использовать показания новых исследований, и в большинстве киник в инсультах винят все те же традиционные факторы, такие как курение, переедание, артериальное давление и так далее. Пора учитывать, что стресс может быть так же опасен, как и холестерин.

Повышенный риск развития депрессии

Исходя из того, что в результате хронического влияния стресса на работу мозга имеет место недостаточное образование новых нейронов, ученые пришли к выводу: недостаток нервных клеток приводит к тому, что у мозга уходит значительно больше времени на выход из стрессового состояния. Длительное же пребывание под давлением приводит к тому, что количество нейронов становится еще меньше… Все это накапливается как снежный ком и растет до тех пор, пока не развивается состояние депрессии, вызванное неспособностью мозга справиться с давлением.

Пока еще недостаточно прямых доказательств того, что депрессия является результатом стресса, но предположения ученых о том, что стресс, по крайней мере, способствует более быстрому развитию депрессивного состояния, не подвергаются сомнениям.

Мозг уменьшается в размере

Такие состояния, как тревога, переживание, беспокойство и депрессия, приводят к сокращению объема серого вещества в медиальной предлобной коре головного мозга, отвечающей за самоконтроль и эмоциональные реакции.

МРТ-сканирование мозга более ста человек показало, что даже недавние и нерегулярные периоды стресса вызывают потерю серого вещества.

По словам ученых, такая потеря может стать причиной более сложного процесса выхода из стрессовой ситуации в случае ее скорого наступления. Это снова похоже на эффект снежного кома.

Однако, как бы ни страшны были результаты воздействия стресса на человеческий мозг, старая легенда о том, что нервные клетки не восстанавливаются, была давно опровергнута. Оказывается, наш мозг способен побороть все и вернуться к отличной работе, если мы готовы оказать ему в этом помощь. Вот о чем стоит помнить, если вы хотите избежать вышеперечисленных эффектов.

Влияние стресса обратимо

Согласно нескольким исследованиям, мозг является одной из самых эластичных и адаптируемых частей человеческого организма. Его способность к восстановлению просто поразительна! Наш мозг, особенно гиппокампус, очень гибкий. Если снизить или исключить стрессор, нервные стволовые клетки возвращаются к нормальному развитию и восстанавливают все нарушенные связи.

Занимайтесь спортом

Помните о том, что мозг лучше работает, когда получает больше кислорода. А больше всего кислорода он получает во время физических упражнений, особенно на свежем воздухе. Даже получасовая прогулка по парку значительно снижает выработку определенных гормонов, повышает настроение и улучшает самочувствие.

Медитируйте

Медитация давно и прочно связана со снижением уровня стресса, однако последние исследования показывают, насколько она эффективна. Результаты медитации не заставляют себя долго ждать. Получасовые сессии в течение трех дней значительно снижают уровень тревожности. Всего неделя регулярной медитации поможет вашему мозгу справиться с давящим влиянием стресса.

Не жертвуйте сном

Сон крайне важен в процессе контролирования выработки гормонов, провоцирующих стрессовое влияние на мозг. Как ни странно, но мозг работает больше во время сна, чем во время бодрствования.

Именно пока мы спим, мозг разбирает наши эмоции, переживания и события, чтобы утром на нас не давил груз пережитого за вчерашний день.

Недостаток сна не позволяет мозгу прийти в норму, отрегулировать выработку гормонов и расставить все по местам.

Чтобы лучше спать, следите за режимом, старайтесь не есть тяжелую пищу, не курите и не употребляйте алкоголь перед сном. Спите в прохладной комнате и избегайте шума и света.

Источник: https://FB.ru/post/wellness/2016/11/1/8182

Гены влияют на интеллект и успехи в учебе

Стресс влияет на <nobr>умственные способности </nobr><br />” width=”300″ height=”158″ class=”alignleft size-medium” /></p><p>Генетические исследования со временем смогут внести ощутимый вклад в апгрейд образования. Они помогут подбирать индивидуальные подходы к обучению детей, чтобы улучшить их образовательные результаты.</p><p> Пока предсказать способности ребенка с помощью генетики сложно, но ученые постепенно накапливают материал по предикторам тех или иных качеств.</p><p> Воздействие генов и среды на развитие человека, факторы успешности обучения, недавние открытия генетики и прогнозы ее развития стали главными сюжетами доклада приглашенного профессора НИУ ВШЭ, международного эксперта в области поведенческой генетики <strong>Юлии Ковас</strong>.</p><p>Все психологические черты человека в той или иной степени развиваются под влиянием генетических факторов. То есть на поведение человека влияет, в числе ряда факторов, и наследственность. В то же время, списать психологические особенности человека исключительно на действие генов невозможно. Равно как нельзя объяснять человеческие проявления лишь воздействием средовых условий.</p><p>Дело в том, что во влиянии на человека гены и среда находятся в тесном «партнерстве». Это икс и игрек той системы координат, в которой происходит формирование человека, в том числе его обучение.</p><p> Об этом рассказала в докладе «Как генетика может помочь образованию: генно-средовое содействие» приглашенный профессор НИУ ВШЭ, директор международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении факультета психологии Голдсмитс (Университет Лондона), соруководитель Российско-Британской лаборатории психогенетики РАО «Психологический институт» и соруководитель Международного центра исследований развития человека (Томский государственный университет) <strong>Юлия Ковас</strong>. Выступление состоялось на семинаре Института образования НИУ ВШЭ.</p> <span class= Ясно, что любые «манипуляции» с генами порождают немало этических вопросов, на которые ученым и обществу в целом придется искать ответы. Однако речь не о подобных неоднозначных технологиях, а о конструктивном потенциале генетики, ее помощи человеку в его развитии. Эта наука идет вперед семимильными шагами с середины прошлого века.

Так, в 1953 году была открыта структура ДНК, в 2003 году был расшифрован геном человека (ученые знают всю последовательность «букв» в этом сложном «тексте», хотя пока и не знают, что означает этот «текст»), исследования 2006 года позволили впервые генотипировать (выявить) маркеры – гены, влияющие на тот или иной признак.

К 2020 году, по прогнозам ряда экспертов, секвенирование станет вполне рутинной процедурой: ученые смогут определять всю последовательность ДНК-цепочки любого человека быстро и дешево. Это знание, в конечном итоге, позволит понять, как развиваются индивидуальные различия между людьми и как выстроить для ребенка оптимальную модель развития.

Такова «футурология» поведенческой генетики.  

Успех в обучении зависит от генов и среды

Поведенческая генетика, по сути, приближает ученых к построению «уравнения» человеческого развития.

Независимыми переменными в нем будут гены и среда (разумеется, наряду с другими переменными), зависимым – само развитие.

Вопрос в том, как можно контролировать, изменять средовые условия, учитывая генетические особенности, чтобы на выходе получился оптимальный результат, например, в обучении.

Некоторые «уравнения» уже, по сути, составлены. Так, например, ученые доказали взаимодействие наследственности и среды. Одни и те же гены могут вести себя по-разному в разной среде.

Один и тот же ребенок в разных средовых условиях может показывать разные образовательные результаты.

Здесь как раз и существует большой потенциал для индивидуализации образовательных технологий, создания таких условий, в которых ребенок по максимуму проявил бы свои возможности и был бы мотивирован к обучению.

А вот еще одно «уравнение», или теорема, доказанная коллективом ученых, в числе которых – Юлия Ковас.

В 2014 году на выборке близнецов в Великобритании было выявлено, что в начальной школе генетические факторы больше влияют на успешность обучения, измеряемую результатами тестов и оценками, чем на интеллект (рис. 1; в «шапке» к рисунку приведены название и авторы статьи).

Ось абсцисс отмеряет годы – от семи до 12 лет, ось ординат показывает наследуемость, а цветные ломаные показывают математические навыки и навыки в области чтения и письма.  

Рисунок 1. Влияние генетических факторов на умение читать, писать и считать (навыки грамотности, в том числе математической) у младшеклассников.

Источник: презентация Ю. Ковас.

Но постепенно генетические влияния возрастают (рис. 2). Красным цветом выделены генетические факторы, воздействующие на разные переменные (среди них GCSE – британский аналог российского ЕГЭ; интеллект; здоровье и пр.).

Синим цветом выделены средовые факторы этих характеристик. Диаграмма показывает, что генетические различия между учениками объясняют примерно 63% различий в баллах на экзаменах и примерно столько же в различиях в интеллекте.

Рисунок 2. Генетические и средовые факторы в их влиянии на характеристики учащихся.

Примечания: выборка близнецов из базы TEDS (TwinsEarlyDevelopmentStudy – исследования раннего развития близнецов) составила свыше 6,6 тыс пар. Источник: презентация Ю.В.Ковас.

Исследователи также изучили, насколько генетические факторы объясняют силу корреляций между баллами на экзаменах и другими чертами (рис. 3; цветовые обозначения – те же). Так, связь между успешностью на экзаменах и интеллектом объясняется прежде всего генетическими факторами. Связь между восприятием домашней среды и результатами экзаменов объясняется, в основном, средовыми факторами.

Любопытно, что лишь 25% вариативности в успешности на экзаменах объясняется интеллектом. Еще 25% успешности объясняются мотивацией, здоровьем и пр. Оставшиеся 50% вариативности успешности остаются непроясненными.

Рисунок 3. Факторы, определяющие силу корреляций между успешной сдачей экзаменов и рядом переменных (здоровье, интеллект, домашняя и школьная среда и пр.)

Источник: презентация Ю.В.Ковас.

Важно правильно подобрать среду

Как упоминалось выше, доказана и другая теорема: наследуемость интеллектуальных способностей повышается с возрастом. Иными словами, различия в интеллекте между маленькими детьми чаще всего объясняются средовыми факторами. Среди взрослых людей «контрасты» в интеллектуальных способностях оказываются под большим влиянием генетических различий между ними.

Такое возрастное усиление роли генетических влияний, возможно, объясняется генно-средовыми корреляциями. «Среда не просто «случается» с нами, мы являемся активными участниками средовых условий, – пояснила Юлия Ковас. – То есть мы выбираем среду и модифицируем ее. Тем самым генетические влияния усиливаются благодаря подбору определенной среды».

Еще одно любопытное генно-средовое «уравнение»: стабильность образовательных достижений школьника (хорошая учеба в начальной, средней, старшей школе) объясняется тем, что одни и те же гены продолжают влиять на эту характеристику на протяжении его взросления. А нестабильность в учебе – например, ухудшение результатов в средней школе по сравнению с начальной – связана, в основном, с воздействием среды.

Большинство ассоциаций между средовыми влияниями и психологическими чертами имеют и генетические влияния, – такова еще одна теорема поведенческой генетики. Успешность детей в школьном обучении определенным образом связана с образованием родителей, и частично эта связь объясняется их генетическим родством. В то же время здесь есть и средовая медиация, влияние обстоятельств. 

Гена математического гения не существует

Очевидно, что никогда не будет найден «ген шизофрении» или «ген математического гения», отметила Ковас. Сама формулировка «ген какого-либо признака» некорректна, поскольку все характеристики полигенны: генетические влияния являются «продуктом многих генетических факторов с маленькими эффектами».

Исключение составляют серьезные отклонения (психические, физические): так, мутация определенных генов может спровоцировать переход на негативную траекторию развития.

«Однако, когда мы говорим об индивидуальных различиях в норме, то эти различия развиваются под очень сложным влиянием множества генов и множества средовых факторов», – подчеркнула эксперт.

Психологические характеристики связаны между собой, в том числе, и под влиянием генетических факторов. Существует гипотеза «общих генов»: если ребенок показывает хорошие результаты в математике и в чтении, это во многом оказывается следствием того, что одни и те же гены влияют на его умение читать и считать.

Многие исследования показывают, что существует «некий набор генетических факторов, которые оказывают влияние на развитие в целом», прокомментировала Ковас.

Если же происходит несовпадение, то есть ребенок, например, хорошо успевает по математике и плохо по чтению, то эта разница часто объясняется средой, а не генетическими факторами.

Наследуемость в роли иголки в стоге сена

Все психологические черты являются сложными с точки зрения их природы, то есть множество генетических и средовых факторов вносят вклад в их формирование. Такими чертами оказываются и все человеческие характеристики, связанные с образованием, подчеркнула исследователь.

Генетические факторы объясняют 40-60% индивидуальных различий в этих характеристиках. Такие результаты были получены разными методами поведенческой генетики (исследования близнецов, полногеномный анализ сложных черт – genome-wide complextraitanalysisи пр.).

Однако молекулярные генетические исследования – другой раздел поведенческой генетики – позволили обнаружить «лишь немного из конкретных генетических полиморфизмов (участков ДНК, которые различаются между людьми), вносящих вклад в эти признаки», отметила исследователь. Так возникает проблема потерянной наследуемости. 

ее причина состоит в том, что каждый полиморфизм, каждый генетический маркер вносит лишь очень маленький вклад в конкретный признак (все черты находятся, как уже говорилось, под влиянием сразу многих генетических маркеров), и найти следы его «деятельности» не так просто.

Генетика поможет строить модели детского развития

Таким образом, можно говорить о полигенных предикторах – аддитивном, суммирующем влиянии маркеров на те или иные особенности человека.

«Когда мы сможем найти большое количество генетических маркеров, которые связаны с разными процессами, например, когнитивными или мотивационными, мы сможем агрегировать эти маркеры с тем, чтобы они уже имели предсказательную силу», – резюмировала эксперт.

Эта информация может учитываться в построении сложных моделей детского развития, заключила Юлия Ковас.

См. также:

Мотивация студентов к учебе влияет на их перспективы
Популярность отличников зависит от мотивации класса
Родители нацеливают детей на успех в профессии Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 7 декабря, 2015 г.

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/1899077.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.