Структура педагогического общения

Структура педагогического общения

Структура педагогического общения

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Общение как средство педагогического сотрудничества 5

1.1 Сущность речевого общения и его структура 5

1.2 Невербальные средства общения 7

1.3 Виды общения 8

2. Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике 9

2.1 Позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика 9

2.2 Сущность педагогического взаимодействия 10

3. Стили педагогического общения 12

4. Педагогические конфликты, способы их предупреждения и разрешения 15

4.1 Сущность конфликта в педагогическом процессе и фазы его протекания 15

4.2 Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения 16

5. Профессионально-педагогическая культура и культура речи преподавателя 18

5.1 Коммуникативные качества и свойства личности педагога 18

5.2 Коммуникативные умения и способности педагога 20

5.3 Пути и способы развития педагогических способностей 21

5.4 Педагогическая этика 24

Заключение 25

Библиографический список 26

ВВЕДЕНИЕ

Отношения между людьми, в том числе и в учебном процессе, должны основываться на субъект-субъектной основе, когда все стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения.

Если это условие соблюдается, то устанавливается не межролевой контакт «педагог — студент», а межличностный контакт, в ходе которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого.

Созидается оптимальная база для положительных изменений в разных сферах каждого из участников общения: познавательной, эмоциональной, поведенческой. Таким образом, при замене межролевого общения общением межличностным происходит отход от формализма и догматизма в обучении.

Фундаментальные формы педагогической деятельности заложены в условиях общения. общения основывается на обмене информацией, но только этим общение не исчерпывается.

Наиболее важной стороной общения всегда было стремление зафиксировать облик одного человека в другом, транслировать себя в другого через общую деятельность — и это уже личностное общение.

Общаясь, люди пытаются разделить свое бытие с другими, обсудить какие-то события, волнующие обе стороны — это — личностное взаимодействие в общей деятельности педагога и ученика. В этом контексте общение выступает как главный инструмент решения учебно-воспитательных задач.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассника к школе

… . Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к школе .1 Психолого-педагогическая сущность процесса адаптации первоклассника . …

анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и анализ психолого-педагогического опыта, наблюдение педагогического общения, анализ результатов …

научить детей передавать эмоциональное состояние вербальным способом, – рассказать, как ребенок себя …

Общение выступает в трех основных аспектах:

• как метод решения учебных задач;

• как система воспитательного процесса для социально-психологического обеспечения;

• как способ организации взаимоотношений педагогов и учеников, в котором сочетаются как обучение, так и воспитание;

• как процесс воспитания индивидуальности в личности, и творческой индивидуальности.

Итак, преподаватель для учащегося предстает как инициатор и руководитель процесса общения — диалога или монолога — суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия учителя и обучаемого коллектива, содержанием которого являются и обмен информацией, и учебно-воспитательное воздействие, и организация взаимоотношений, и трансляция личности педагога обучаемым.

В данной работе мы проанализируем структуру педагогического общения.

1. ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

1.1. Сущность речевого общения и его структура

Общение изучается многими науками — философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими.

Под общением (коммуникацией) — понимается осознанная и неосознаннаявербальная связь, передача и прием информации, сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, осуществляющийся по следующим основным каналам:

• вербальный от лат. verbalis -речевой — устный, словесный;

• невербальный -неречевой.

Как средство общения, речь одновременно выступает как:

• источник информации;

• способ взаимодействия собеседников.

Структура речевого общения включает в себя следующие элементы:

• значение слов и фраз;

• смысл слов и фраз;

• речевые звуковые явления:

§ темп речи:

Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь

… целей имеет много разновидностей.

Основными разновидностями прямых, ближайших целей общения являются: -передача; -получение информации; -выяснение позиций; -поддержка мнения; -обсуждение проблемы, поиск истины …

единиц – вполне определенных, требуемых вполне определенным «шагом» в развертывании, построении речи. Речь всегда развертывается во времени, реализуется в пространстве. Она отражает опыт …

§ быстрый,

§ средний,

§ замедленный;

§ модуляция высоты голоса:

§ плавная,

§ резкая;

• тональность голоса:

§ высокая,

§ низкая;

• ритм:

§ равномерный,

§ прерывистый;

• тембр:

§ раскатистый,

§ хриплый,

§ скрипучий;

• интонация;

• дикция речи.

• выразительные качества голоса:

§ характерные специфические звуки, которые возникают при общении:

— смех,

— хмыканье,

— плач,

— шепот,

— вздохи;

§ разделительные звуки:

— кашель;

§ нулевые звуки:

— паузы;

§ звуки назализации:

— «хм-хм»,

-«э-э-э»

Также, важную роль в речевом общении играют:

• точность употребления слова;

§ выразительность;

§ доступность;

§ правильность построения фразы;

§ доходчивость фразы;

§ правильность произношения звуков, слов и выразительность;

§ смысл интонации.

Опыт показывает, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи собеседника.

1.2. Невербальные средства общения

Невербальные средства общения изучают такие науки как:

• кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт);

• экстралингвистика и просодика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, то есть интонационные характеристики голоса);

• токесика (тактильные взаимодействия);

• проксемика (ориентации, дистанция, то есть пространственная организация общения).

Большая часть исследователей разделяют мнение, о том, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а иногда используется вместо словесных сообщений.

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

… . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Невербальное общение выделяется тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно, самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания, т. о., отсутствие возможности подменить эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.

Существует всего девять основных категорий информации о говорящем, которые в границах невербального канала звуковым путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит человек- это 1. индивидуально-личностная; 2. эстетическая; 3. эмоциональная; 4. психологическая; 5. социально-иерархическая; 6. возрастная; 7. половая; 8. медицинская; 9. пространственная и другие.

1.3. Виды общения

Наиболее распространенным и разработанным является психологический подход к общению, как одному из видов деятельности.

Некоторые исследователи подчеркивают оригинальность деятельности общения, как формы обеспечения других видов деятельности и рассматривают его как особую деятельность, но ведь общение — это не просто ряд последовательных действий общающихся субъектов — это воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие.

Выделяют два основных вида общения:

• социальноориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т. д.), в ходе такого общения решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие;

• личностноориентированное общение, которое может быть и деловым — направленным на какую-то совместную деятельность, и связанным с личными взаимоотношениями — …

**************************************************************

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: //forpsy.ru/works/referat/struktura-pedagogicheskogo-obscheniya/

Педагогическое общение

Структура педагогического общения

Оглавление

Введение 3

1.Особенности педагогического общения 4

2.Функции педагогического общения 5

3.Структура педагогического общения 9

4.Стили общения 12

Заключение 21

Литература 22

Введение

 Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.

Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Педагогическая деятельность — сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса.

Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-психологический компонент, т.е.

педагогическое общение (ПО), которое обеспечивает реализацию двух других.

В психолого-педагогической литературе чаще всего говорят о коммуникативных способностях учителя, необходимых для осуществления плодотворной педагогической деятельности.

Опыт показывает, что для успешного взаимодействия с детьми недостаточно только знания учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы.

Все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения.

1.Особенности педагогического общения

Обращаясь к вопросу о специфике педагогического общения сравнительно с другими видами и формами общения людей, отметим, что особенность общения и сотрудничества (взаимодействия) учителя и ученика состоит в ведущей роли сотрудника-учителя, особенно в тех областях деятельности, которые для ученика составляют зону его ближайшего развития.

Опыт показывает, что в системе обыденного взаимодействия общение протекает как бы само собой, в то время, как в целенаправленной воспитательной деятельности оно становится специальной задачей.

Педагог должен знать законы педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и коммуникативной культурой.

Задача осуществления коммуникации в педагогическом процессе существенно осложняется, прежде всего, потому, что естественные формы общения получают здесь профессионально-функциональную нагрузку, то есть профессионализируются.

Конкретизированное в педагогической деятельности, общение выступает и как процесс решения педагогом бесчисленного множества коммуникативных задач, и как его результат.

В процессе общения с детьми педагог осуществляет,

–  во-первых, психологический и коммуникативный поиск, связанный с познанием индивидуального своеобразия другой личности (воспитуемого);

 и, во-вторых,

– выбор в соответствии с этим своеобразием специфического репертуара воспитательно целесообразных воздействий относительно данного ребенка. 

Необходимость постоянного решения педагогом коммуникативных задач – как отражение задач педагогических – в свою очередь, придает коммуникативной структуре педагогической деятельности ярко выраженный эвристический характер. Однако педагогическое общение включает не только коммуникативную деятельность учителя. В литературе указывается и на способность учителя стимулировать инициативное общение учащихся.

Педагогическое общение с его ярко выраженным воздействующим характером реализуется в субъект-субъектных отношениях с учениками, несмотря на то, что последние выступают чаще всего в роли объекта обучения и воспитания в системе учебно-познавательной деятельности.

В педагогическом общении на фоне субъектно-субъектных отношений учащихся и педагога реализуются взаимные потребности общения: учителя – в выполнении своей социально значимой функции обучения и воспитания, учащихся – в формировании миропонимания и мировоззрения, личностного развития, в овладении различными видами деятельности (учебной, трудовой, игровой, познавательной) в ходе социализации.

В современной психолого-педагогической литературе под профессиональным общением в целом понимается система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оптимизация процессов обучения и воспитания, организация совместной работы отдельного учащегося, классного коллектива и учителя, оказание воспитательного воздействия, познание личности учащегося и самого себя, создание условий для саморазвития личности ребенка. Педагог выступает как активатор данных процессов, организует их и управляет ими.

2.Функции педагогического общения

Подчеркивая значимость воспитательно-дидактических функций педагогического общения, А.А.

Леонтьев отмечает, что «Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя (и шире – педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя».

Для оптимального педагогического общения, по А.А.Леонтьеву, учителю необходимы следующие умения:

      • умение управлять своим поведением;
      • качества внимания;
      • умение социальной перцепции, или «чтения по лицу»;
      • умение адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам;
      • умение речевого общения (оптимально строить свою речь в психологическом плане);
      • умения речевого и неречевого контакта с учащимися.

Одной из составляющих оптимального педагогического общения является совершенное владение учителем средствами педагогического воздействия – педагогической техникой, всеми вербальными и невербальными средствами общения с учащимися.

В.В.Рыжов, в свою очередь, полагает, что эффективность педагогического общения определяется тем, в какой мере педагог способен оставаться в сотрудничестве с учащимися именно участником, а не субъектом, для которого ученик только объект приложения его педагогических воздействий и усилий.

Наряду с понятием «оптимальное педагогическое общение» в литературе встречается и термин «продуктивное общение», которое понимается как процесс, который должен обеспечить следующее:

    • реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми и превратить их в субъект-субъектов общения;
    • преодоление барьеров, которые возникают в процессе взаимодействия педагогов и детей (возрастные, социально-психологические, мотивационные, установочные, познавательные и т.д.);
    • перевод учащихся с привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества, а, следовательно, и их превращение в субъектов педагогического процесса.

Таким образом, педагогическое общение выступает как фактор, оптимизирующий учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий реализацию любого его компонента.

Ученые выделяют следующие функции педагогического общения как социально-психологического феномена:

      • познание личности;
      • обмен информацией;
      • организация деятельности;
      • обмен ролями;
      • сопереживание;
      • самоутверждение.

Информационная функция педагогического общения, обеспечивая процесс обмена материалами и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий. Л.М.Митина замечает при этом, что передача различного рода информации осуществляется как вербальным путем, так и помощью невербальной коммуникации.

Функцией педагогического общения выступает и самоутверждение личности. Задача педагога – способствовать осознанию школьниками своего «Я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний.

Реализация такой важной функции педагогического общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения в коллективе. Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие исходя из его представлений.

Дети постоянно «считывают» поведение, настроение, отношение учителя. По этой причине учитель должен уметь грамотно проявлять свои чувства, находить соответствующие обстановке вербальные и невербальные формы поведения, быть понятным ученикам, открытым и искренним.

Учителю необходимо настроиться на соответствующие отношения с учениками, то есть вступать с ними в коммуникацию, помня о том, что тем самым он демонстрирует детям готовность и желание общаться, вызывая учеников на аналогичные встречные шаги, побуждая их к взаимности.

Рассматривая особенности реализации данной функции, необходимо помнить о том, что в педагогической практике часто встречаются ошибки в восприятии учащегося, достаточно сильно затрудняющие общение и деятельность учителя.

Вступая во взаимоотношения с детьми, учитель предлагает себя как партнера по общению. Это предполагает определенную активность учителя. Предпочтительно, чтобы он создал позитивное впечатление о себе в глазах учеников.

Эта способность «вмешательства» живого объекта восприятия в процесс формирования своего образа у собеседника обозначена у Л.М.Митиной как функция самопрезентации, которая, согласно А.А.

Леонтьеву, может иметь три основных мотива:

      • стремление к развитию отношений;
      • самоутверждение личности;
      • необходимость профессионального  плана.                                     

 Функция самопрезентации  в педагогическом общении способствует самовыражению и учителя, и ученика. В актах общения осуществляется презентация внутреннего мира учителя.

 В случае, когда учитель с богатым внутренним миром способен грамотно предъявить его ученикам, можно говорить о конгруэнтности самовыражения.

 Конгруэнтность понимается в данном случае как полное соответствие того, что человек предлагает с помощью тона голоса, движения тела и головы, содержанию его слов, внутренним убеждениям.

Знание указанных функций, на наш взгляд, способствует  организации общения учителя со школьниками на уроке и вне его как целостного процесса.

Планируя урок, учителю необходимо думать не только об усвоении информации, но и о создании условий для самовыражения, самоутверждения, прежде всего тех учеников, которые нуждаются в помощи учителя; необходимо предвидеть приемы обеспечения заинтересованности в работе каждого ученика и обеспечивать сотрудничество и сотворчество.

3.Структура педагогического общения

Профессиональное педагогическое общение – феномен сложный. Оно имеет определенную структуру, соответствующую общей логике педагогического процесса.

Если исходить из того, что педагогический процесс имеет следующие стадии: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка, то можно выделить соответствующие им этапы профессионального общения. Н.Д.Никандров и В.А.

Кан-Калик предлагают следующую структуру педагогического общения:

    • моделирование педагогом предстоящего общения с учеником;
    • организация непосредственного общения с детьми (начальный период общения);
    • управление общением в ходе педагогического процесса;
    • анализ осуществленной системы общения на предстоящую деятельность.

Моделирование является важнейшим этапом педагогического общения. Определенное прогнозирование предстоящего общения мы осуществляем даже при обыденном общении.

Осуществлять предварительное прогнозирование предстоящего общения крайне важно, поскольку это помогает педагогу конкретизировать вероятностную картину общения и соответственно корректировать методику воспитательного воздействия.

В целом это своеобразная опережающая стадия общения, в которой закладываются контуры предстоящего взаимодействия. Продумывание предстоящего общения с детьми оптимизирует весь учебно-воспитательный процесс.

Большое значение в учебном процессе имеет также и организация непосредственного общения с детьми в начальный период контакта с ними. Этот период В.А.Кан-Калик и Н.Д.Никандров условно называют «коммуникативной атакой», во время которой завоевывается инициатива в общении и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с детьми.

Управление общением – важнейший элемент профессиональной коммуникации. Под ним понимается коммуникативное обеспечение того или иного метода воспитательного воздействия.

В первые моменты общения с детьми педагог должен уточнить возможности работы, общее настроение детей, их психологическую готовность к работе избранным для этого адекватным методом.

Этот этап играет важную ориентировочную роль в ситуации общения.

Источник: //freepapers.ru/16/pedagogicheskoe-obshhenie/205055.1282044.list1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.