Стыд — самая бесполезная эмоция?
Самая разрушительная эмоция
Осознать, что стыд – это эмоция сугубо человеческая и социально обусловленная. У животных стыд отсутствует.
1. Понять, на что опирается Стыд?
Стыд, как эмоция опирается на страх оценки. Эта эмоция ставит внешние интересы выше внутренних.
Стыд, часто вынуждает подавить личные потребности, в угоду групповым представлениям о том, что красиво, хорошо или допустимо, для сохранения принадлежности к этой группе.
Стыд – хранитель группового комфорта. Он следит за тем, чтобы индивидууму в сообществе/группе было стабильней и комфортней, чем без неё.
Сформировался Стыд как инструмент для получения места в групповой иерархии.
Эта эмоция контролирует, чтобы человек был комфортным для её членов. Человека, Стыд застраховывает от отвержения, помогает слиться с группой, не выделяться, чтобы не вызвать осуждения и отвращения, и не быть изгнанным. Косвенно, Стыд направлен на то, чтобы контролировать хорошую репутацию: прослыть “милым” для статусного продвижения “прильнув” к сильным.Это было актуально, когда изгнание из группы или потеря связей с важными её членами, грозила голодной смертью в одиночестве. Поэтому, этот рефлекс так легко вырабатывается у маленьких детей при осуждении их родителями – ведь без родителей им не выжить.
2. Осознать разрушительность и неактуальность этой эмоции в большинстве случае
Стыд – самая разрушительная эмоция, это хорошо надо помнить.
Стыд – это одна из разновидностей страха. Того страха, который создаёт аутоагрессию.
Аутоагрессия – это активность, направленная на сознательное или бессознательное причинение себе вреда, через запрет проявляться.
Не вышедшая наружу активность, направленная на подавление своих физиологических процессов и угнетение жизненных функций. Стыд разрушает именную систему, подавляет интерес к проявлению себя в миру.
Причём, подавление может происходить во всех сферах: физиологической, эмоциональной, интеллектуальной и в творчестве.
3. Что делать, чтобы снизить или убрать давление этой эмоции?
Стыд лечится повышением образованности в изучении механизмов здорового функционирования физической и эмоциональной природы. То есть, изучая как действуют в нас природные силы и рефлексы: чувства, эмоции, моторика движений, тембр речи, темперамент, желания и, конечно, наша физиология.
Человек открытая система. В него, как и в любую живую систему, что-то поступает непрерывно и из него что-то выделяется постоянно.
Изучая, как зарождаются и зачем действуют в нём навигационные и охранительные силы физической и эмоциональной природы, какие причины и механизмы активируют тело к действию, перистальтике, выделению, выражению эмоциональной реакции отторжения того, что отработано или не полезно ему, мы можем убедится в мудрости тела и так принять целесообразность собственных естественных проявлений.
4. Реабилитировать ценность собственной реактивной и импульсивной природы
Воспринимать математическую эстетику целесообразности природных механизмов и видеть в них собственное природное совершенство.
Умение увидеть глубокую целесообразность в собственных физиологических проявлениях, через смещение фокуса внимания на то, как мудро природа устроена, с того, как что воспринимается обществом. Постигать невидимый, глубокий смысл каждого своего эмоционального порыва и держать его в фокусе, первичной значимости. Придавая мудрости тела большую значимость, нежели страху внешней оценки.
Управление собственным вниманием, через смещение фокуса с внешнего проявленческого на внутреннее смысловое, исцеляет тело и реабилитирует ценность человека. Это – укрепляет индивидуума в его праве на собственную аутентичную идентичность.
Проработка чувства стыда, не только исцеляет и освобождает блоки физиологии, но и учит опираться на себя и Природу в себе.
Рассмотреть мудрость и целесообразность каждого нашего рефлекса и/или эмоционального импульса, как диалога Природы с нашим Интеллектом. Увидеть старшинство и главенство наших, соматического и эмоционального интеллектов, над ментальным, менее древним, через фразу: “мир мудрее”.
Признать в этом природную заботу мира о нашей выживательности. Рассмотреть Природу, как достойную для принадлежности Группу, которой можно и стоит вручить себя – мы воссоединяемся с собой.
Признав первичность своей природной принадлежности, мы восстанавливаем свою целостность, воссоединяясь, одновременно, со своей внутренней фактической правдой и Целым Миром.
Так мы расставляем “всё на свои места”, реабилитируя первичность собственной природной принадлежности. По факту наличия тела, мы всегда являемся ей принадлежащими, но отодвигая это на второй план, в угоду социально ролевым статусным играм – теряем связь с собственной правдой и доверием жизни, которая сформировала нас ещё в утробе, качественным и жизнеспособным.
Задвигая на задний план, собственные природные сигналы, в угоду собственным умозаключениям, мы оправдываем акты насилия над собой и претендуем на конкуренцию с мудростью природы, за что жестоко расплачиваемся, болезнями и актами агрессии внешней. Стратегия подавления собственных природных побуждений, в угоду опоры на зыбкое социальное признание, приводит к хроническим неврозам и соматическим расстройствам.
Принимая же вторичность социальной динамики, мы сохраняем глубокую связь со своими природными корнями и здоровьем, и прибываем в постоянном глобальном доверии к жизни.
Так восстанавливается подлинная идентичность и фундаментальные основы здоровья и счастья.
Осознание подлинной иерархии живых природных и неживых социальных систем, обеспечивает смелость и спокойную уверенность в авторском проживании своей жизни и доверие к собственному внутреннему миру.Автор — Наталья Валицкая
Источник: //www.cluber.com.ua/lifestyle/psihologiya-lifestyle/2016/10/samaya-razrushytelnaya-emotsiya/
Базовые эмоции, взгляд гештальт-терапевта. Часть 3: стыд, вина, нежность, радость, удовлетворение, удивление, интерес, благодарность
Стыд (смущение, замешательство, застенчивость, робость, скромность, неудобство, растерянность) — это интроецированное ребенком отвращение, отвержение и игнорирование родителей к самому ребенку.
Позже, во внутренней речи, это отвращение звучит так: “Я отвратителен сам для себя. Как мне стыдно быть таким, какой я есть сейчас. Я готов сгореть от стыда, провалиться сквозь землю. Я краснею и прячусь”.
Отвращение родителей является для ребенка отвержением, лишением их любви, и ребенок готов разрушить свое неугодное Я, отказаться от части себя, но остаться в контакте с родителями. Таким образом, ребенок, интроецируя стыд, обучается быть в контакте и соответствовать ожиданиям.
Позже в переживании стыда есть отвержение какой-либо части своего Я под влиянием среды или интроекта. В переживании стыда есть присутствие незримого ока оценивающего наблюдателя, носителя правильных ценностей поведения. Наблюдающее око часто проецируется на партнера по контакту.
Стыд — это социализированное отвращение к себе.
Энергия стыда возникает из противопоставления идеального Я и оцененного Я, это напряжение между тем образом, каким человек хочет быть или выглядеть, и тем, каким себя оценивает. Оценка создается из самооценки и внешней оценки.
Стыд останавливает актуальный контакт, т.к. человек, испытывающий стыд, считает себя недостойным этого контакта, и он должен либо изменить себя, либо уйти.
Дистанция при переживании стыда фиксируется. Стыд, относительно дистанции, это остановленное бегство, замирание с исчезновением для уменьшения давления от оценивающего ока. Есть токсический стыд. Это стыд, при котором отвергаемая часть своего Я достаточно большая и сравнима с целым Я.
Поэтому полное отвержение невозможно, т.к. возникает угроза всему Я. Но и целостность невозможна, т.к. энергия стыда неразряжена.
Тогда задача терапии — это дифференциация внутренних отвержений, распознавание и новая ассимиляция интроектов, направление остановленной энергии на тестирование среды при постоянном признании терапевтом клиента.
Энергия стыда — это энергия для изменения и преобразования своего Я. Стыд сопровождает любое изменение я, например обучение, демонстрацию своих новых достижений и приобретений.
При нарциссическом типе организации контакта есть много скрытого стыда и огромный дефицит признания при невозможности его получить.
Вина (злость на собственные действия и страх наказания)
Человек совершил действие, которое принесло или приносит вред или разрушение другому человеку. Это разрушение может быть реальным, а может быть только предполагаемым. Для торможения таких действий среда возбуждает чувство вины.
Также как при переживании стыда, в чувстве вины есть осуждающая значимая фигура, которая злилась на деятельность ребенка, наказывала его и обучила его быть виноватым при определенных действиях. В дальнейшем человек сам испытывает вину для остановки своих действий.
Среда, обвиняя, может манипулировать человеком через вину.
Вина останавливает текущее действие и эту энергию незавершенного действия перенаправляет на завершение ситуации, т.е. предполагает просьбу о прощении за причиненный вред, принятие наказания, искупление и возмещение этого вреда, получение прощения и продолжение отношений.
Вина возможна только в зоне ответственности человека. Вина растворяется в прощении от другого, восстановления и признания границ.Вина предполагает прощение, искупление и наказание, поэтому дистанция будет и на удаление и на сближение.
Токсическая вина — это переживание вины за события поля вне зоны ответственности человека. Такая вина поддерживает иллюзию всемогущества, захвата и управления другим через присвоение себе чужой ответственности, а реальные границы при этом игнорируются.
Нежность
Нежность, симпатия — переживание открытости к контакту и доступности для другого человека, усиливает и насыщает энергией процесс контактирования, раскрывает границы.
Это эмоция максимального сокращения дистанции, вплоть до слияния, но слияние в нежности подвижное и позволяет легко восстанавливать автономность.
Нежность сохраняет границу между Я и Ты, и позволяет образовывать Мы. Нежность иногда вызывает стыд.
Энергия нежности берется из потребности в привязанности и близости.
Токсичная нежность — это патологическое Эго-слияние.
Радость
Радость — это эмоция, поддеживающая процесс передачи важной и ценной собственности от человека в среду, процесс выделения из организма в среду. Радость поддерживает и укрепляет отношения и контакт, расширяет границы.
Радость переживается при излучении любви, знаний, заботы, агрессии. Дистанция сокращается, контакт насыщается. Радость, поддерживая процесс выделения, может не учитывать возможность среды по усваиванию выделяемого организмом.
Нежность и радость могут быть агрессивны, если теряются обратные связи организм-среда.
Причина радости в избытке.
Токсичная радость — это эйфория.
Удовлетворение
Удовлетворение поддерживает процессы поглощения и усвоения, дистанция сокращается вначале до минимальной, а потом удовлетворение поддерживает здоровое слияние, при котором взаимодействие максимально полное, а границ нет (усвоение еды в желудке). По мере насыщения удовлетворение уменьшается.
Процесс поглощения и ассимиляции регулируется парой отвращение и удовлетворение. В процессе поглощения и последующей ассимиляции удовлетворение ослабевает, т.к. возникает насыщение, а отвращение нарастает (самые вкусные кусочки еды это первые кусочки).
Далее есть момент, когда удовлетворение по силе равняется растущему отвращению, это самое время для прекращения поглощения и увеличения дистанции до, например, еды.
При радости важно сохранить чувствительность к партнеру и не перекормить его, а при эмоции удовлетворения — важно сохранить чувствительность к себе. Радость и удовлетворение поддерживают экологичный обмен в цикле контакта.
Токсическое удовлетворение может быть неразборчивостью и ненасыщаемостью.
Удивление
Удивление поддерживает ориентацию в пространстве, времени и ситуации, останавливает или суживает процесс взаимодействия, фиксирует дистанцию, усиливает границы. Удивление фиксирует внимание на изменениях в поле и дает энергию для ориетировки в нем.
Удивление поддерживает спонтанную саморегуляцию, а способность видеть новое в обычном и очевидном поддерживает удивление.
Контроль блокирует удивление. Часто удивление затмевается испугом, если уровень тревоги высокий.
Причина удивления в изменчивости поля.
Удивление блокируется усталостью, т.к. нет сил к адаптации к новому в среде.
Токсическое удивление — это шок.
Интерес
Интерес — это эмоция, поддерживающая сближение и постепенное усиление процесса контактирования. Сокращение дистанции медленное при условии, что другой остается отдельным субъектом со своими границами. Энергия интереса поддерживает контакт через обнаружение, раскрытие и изменение новых фигур.
Интерес сохраняется, пока есть новизна и привлекательность различий, и нет слияния, а субъект интереса не захватывается и не подчиняется.
Токсический интерес — подглядывание.
Благодарность
Благодарность помогает завершить и прекратить данный контакт, но не отношения. После выражения благодарности дистанция увеличивается, энергия контакта убывает, границы закрываются. Благодарность — это эмоция постконтакта, которая создает новые границы, т.к. поле изменилось в результате контакта.
Если в контакте были радость и удовлетворение, и возникли насыщение и легкость, то благодарность возникает легко. Если в контакте переживались злость, отвращение, вина или стыд, то благодарность возникает не столь просто.
Если контакт завершается, а благодарность не возникает, то можно предполагать чувство вины, которое продлевает процесс контактирования и мешает завершению контакта.
Неадекватная и многократная благодарность унижает.
Токсическая благодарность — преклонение и фанатизм.
Дистанция может регулироваться парами эмоций:
- Страх приближения/страх отдаления фиксируют дистанцию.
- Пара интерес/страх регулируют среднюю дистанцию.
- Пара нежность/отвращение регулируют близкую дистанцию.
- Пара благодарность/печаль завершают контакт и увеличивают дистанцию.
Отсюда
Источник: //xn--80ahcnbt9b7a1f.xn--p1ai/%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F/6655-%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B8,-%D0%B2%D0%B7%D0%B3%D0%BB%D1%8F%D0%B4-%D0%B3%D0%B5%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%B2%D1%82%D0%B0-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-3-%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B4,-%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0,-%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C,-%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C,-%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5,-%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5,-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81,-%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
Чувство стыда опаснее, чем вам кажется | Фактор Роста
Чувство стыда — это внезапно возникающее ощущение собственной никчемности, ущербности или недостаточности. Если вы хотите провалиться сквозь землю, можно ли этого перехотеть?
Стыд может охватывать нас в определенных ситуациях (когда кажется, что ты одет хуже других или у тебя некрасивая прическа, походка, руки) или же присутствовать в голове постоянно. Тогда может казаться, что ты ничего собой не представляешь, ты некомпетентный ни в каких вопросах, все, что ты делаешь, кто-то бы сделал намного лучше, ты не заслуживаешь любви и уважения.
Коварство стыда
Чувство стыда за себя и свое поведение может перерасти в ощущение вины за свою неполноценность и несостоятельность. В таком состоянии кажется, что люди настроены к тебе недоброжелательно, им неприятно с тобой общаться, и они относятся к тебе с пренебрежением. Не хочется выходить из дома и кажется, что ты недостаточно хорош для этого мира.
Внезапно возникшее чувство стыда заставляет нас краснеть, терять дар речи, испытывать тревогу, беспокойство, сильное смущение или замешательство в присутствии других людей, даже если стыдиться, по сути, не за что.
Само по себе состояние, когда тебе стыдно, нельзя назвать исключительно плохой эмоцией. Это чувство можно рассматривать с нескольких сторон.
- Иногда оно может стать сдерживающим фактором, который не позволит совершить аморальный, безнравственный поступок.
- Но чаще всего эта эмоция деструктивная и разрушающая. Из-за нее человек может бояться выходить из дома, общаться с людьми, заводить новые знакомства. Ему сложно признаваться в своих чувствах к другим людям, менять место работы, идти учиться чему-то новому.
О природе появления стыда
Откуда же появляется в человеке внутренний критик, который существенно понижает самооценку и заставляет испытывать целую гамму неприятных чувств и эмоций? Чувство стыда, как правило, зарождается в детском возрасте, когда ребенок очень восприимчив и ему внушают, что за определенные действия ему должно быть стыдно. Стыдно может быть за неуклюжесть, неповоротливость, чрезмерное проявление чувств, несовершенство, уязвимость, непохожесть на сверстников. Ребенок, которому мало уделяли времени, которого постоянно за что-то критиковали, вырастает неуверенной в себе личностью с множеством комплексов.
Читайте по теме Жизненные сценарии родом из детства
Повзрослевшему человеку может казаться, что он выглядит хуже других, что он не красноречив, не умеет остроумно шутить, неспособен на решительные поступки. И такое чувство возникает не только у людей с заниженной самооценкой, но и у тех, кто внешне кажется очень уверенным и успешным.
Оно возникает и тогда, когда человек, по его мнению, не соответствует чьим-то ожиданиям. Ему может казаться, что он несчастлив только потому, что его тело неидеально, ум недостаточно острый, он недостаточно обеспечен и успешен в карьере.
Любое замечание вызывает бурю чувств и эмоций и ощущение того, что нет никакой пользы от твоего существования. Опускаются руки, и не хочется жить.Читайте по теме Как усмирить внутреннего критика
Чувство вины и стыда имеют много общего, но их главное различие в том, что человек испытывает стыд за то, кем он себя считает (неудачником, слишком толстым, некрасивым, глупым, неуспешным), а чувство вины возникает за совершенные действия.
И то, и другое чувство может иметь место в умеренных дозах, но когда они мешают жить, с ними надо поработать.
Чувство вины и стыда: почему над ними надо работать?
Последствия постоянного ощущения стыда могут быть катастрофическими для самооценки и самоощущения человека. Такой человек причиняет себе дискомфорт, всегда недоволен собой, своим телом, своей жизнью, своим кругом общения. Он всегда слишком самокритичен к себе, к своей внешности, своим поступкам. Ему сложно строить и поддерживать отношения.
Из-за постоянного чувства неудовлетворенности такой человек обречен на одиночество и депрессивные состояния.
Его попытки избавиться от неприятного чувства могут перерасти в бесконечные упреки и претензии к окружающим, в перфекционизм и постепенное саморазрушение.
Беспомощность, ощущение неполноценности и «потерянности» мешает ясно мыслить, строить карьеру, искать единомышленников, проводить время интересно и с пользой.
Как избавиться от стыда: эффективные способы борьбы
Безусловно, состояние стыда может иметь место в жизни человека, как некоторый сдерживающий фактор, который не даст совершить нелицеприятный поступок, но если состояние стыда превратилось в навязчивый комплекс, с ним обязательно надо бороться.
Конечно, избавиться от этой неприятной эмоции нелегко. Она подавляет нас, не всегда поддается контролю и иногда преобладает над всеми другими чувствами и эмоциями. Что же делать?
Начните с малого:
- признайте существование проблемы (в момент, когда приходит это чувство, попытайтесь разобраться в причинах его возникновения, понять и принять это состояние);
- пробуйте распознавать «раздражители» (исследуйте себя – в каких ситуациях, в общении с какими людьми, в какие моменты возникает это ощущение, и старайтесь их избегать);
- не думайте, что вы — хуже других, даже если вам это внушали с самого детства (когда вы начнете больше общаться с людьми, вы обнаружите, что у всех есть свои недостатки);
- делайте то, что приносит вам пользу и удовольствие (любите читать книги — читайте, нравится смотреть фильмы — смотрите фильмы, обожаете танцевать — танцуйте; чем больше вы будете получать позитивных эмоций, тем реже будете испытывать стыд, особенно если вы научитесь что-то делать лучше других);
- не старайтесь уничтожить эту эмоцию, пытайтесь в такие моменты не презирать себя, а принимать свое состояние, как неизбежное;
- читайте специализированную литературу, которая поможет глубже разобраться в проблеме (например, прочтите книгу Гергилова Р.Е. «Стыд как множественный феномен: теоретико-методологический анализ»).
Если вам сложно побороть вины и избавиться от стыда самостоятельно, найдите единомышленников. В интернете и соцсетях существует огромное количество различных форумов и групп по интересам, где люди делятся похожими переживаниями.
Попробуйте рассказать о своей проблеме анонимно, возможно, вы найдете не только ее решение, но и дружескую поддержку и участие в лице тех, кто уже справился и преодолел эту эмоцию, или как раз находится в процессе.
А, возможно, вы сможете кому-то помочь действенным советом или протянуть руку помощи в тяжелой ситуации.
Читайте по теме Стыд за других людей постоянно атакует?
Если чувствуете, что пользы от подобных действий не получите, лучше целенаправленно обратиться с проблемой, терзающей вас, к психологу. Под руководством специалиста проще использовать методики избавления от стыда, что позволит в более короткие сроки принять и осознать, что вы можете не испытывать желания провалиться сквозь землю при любой “неудобной” ситуации.
Делайте все, что приносит вам радость, удовольствие, пользу и попытайтесь найти занятие по душе, которое увлечет вас и подарит массу приятных эмоций.
Источник: //piter-trening.ru/chuvstvo-styda-opasnee-chem-vam-kazhetsya/
Чувство стыда: как формируется чувство стыда. Часть 1
Из всех эмоций, которые принято называть «негативными» эмоциями, стыд – это, пожалуй, самая токсичная и самая опасная эмоция. Если мы сдаемся чувству стыда, это может нам стоить довольно дорого. Наша жизнь тогда может не состояться так, как нам хотелось бы.
Стыд — это ужасно болезненное переживание.
Это чувство поражения, унижения, преступности, отчуждения.
Чувство стыда может быть так же связано со страхом неожиданной потери самоконтроля. Например, человек боится выступать перед слушателями, боится, что будет захвачен весь какой-то реакцией и не сможет с собой совладать.
Стыд еще может переживаться как столкновение с одной стороной себя, с каким-то своим «негативным» качеством или проявлением. Человеку кажется, что он будет разоблачен и что все узнают, что он не может справиться с собой и со случившимся. Охваченный стыдом человек как бы теряет самоуважение.
Не могла ничего делать накануне перед экзаменом. На душе как будто лежал камень. Ночью сна практически не было, все время в полусне просыпалась, снились тяжелые обрывочные сны. Проснулась с тошнотой и больной головой, добиралась в лихорадочном возбуждении.
Когда отвечали другие, я почти ничего не слышала – охватывал ужас от того, что представляла: хорошо, как они, не смогу ответить и обязательно опозорюсь. Подкатывала тошнота, периодически кружилась голова. Когда пришла моя очередь, почувствовала, что страшно покраснела, руки тряслись, в ушах стоял гул, голова была пустая, я не могла сказать ни слова. Голос не слушался, во рту пересохло.
Смысл долетавших до меня сквозь туман слов было сложно понять. Я чувствовала отчаяние от такой потери контроля над собой. Остальные люди казались нормальными, с ними было все в порядке, а я была со своим позором на виду у всех, глупая, несуразная, никчемная. У меня было одно желание, чтобы все это поскорее закончилось.
Человеку, испытывающему сильный стыд, очень сложно доказать, что с ним все в порядке и ему нечего стыдиться. Даже если это действительно так, никакие уговоры ему не помогают. Что-то происходит в его внутреннем мире.
Рождение человека — это удивительное событие. Многие родители чувствуют, что в новорожденном малыше уже что-то есть. Сначала взрослые думают, что все зависит от них.Однако, чувствительные и внимательные родители со временем замечают, что личность ребенка уже существует. Она проявляется иногда еще до рождения.
Даже по беременности можно предположить, кто это будет – страстный, темпераментный или спокойный малыш.
Ребенок уже рождается наполненным. Он уже обладает и темпераментом, и биологическими, физиологическими особенностями, особенностями центральной нервной системы. В нем уже заложены определенные способности. Их очень много, больше, чем человек может понять и использовать за жизнь.
Сначала ребенок учится физически справляться со своим телом. Потом ему нужно справиться со своей эмоциональной сферой.
Если вдуматься – даже взрослым людям тяжело обходиться со своими эмоциями, а уж для малыша это намного сложнее. Ему надо решать много задач: понимать и разбирать звуки, слова, смыслы, свои эмоции, желания и т. п.
Дальше нужно распознавать свои задатки и способности, учиться с ними управляться, выбирать свое место в жизни.
//www.youtube.com/watch?v=yB15hNwA35A
Ребенок не может самостоятельно научиться со всем этим своим богатством обращаться. Чтобы научиться этому, ему нужен другой человек. От близких ему людей ребенок впитывает отношение к себе.
Это – спонтанный механизм: ребенок не разбирает, что нужно впитывать, а что нет. Он, как губка, впитывает все те способы, которыми с ним обходятся взрослые. Таким образом, он учится обращаться сам с собой.
И самое важное в этом явлении то, что впитывает он все без разбору.
Как формируется чувство стыда
Чтобы появилось чувство стыда, в жизни ребенка не обязательно должно происходить то, что мы понимаем под жестоким обращением с детьми. Давайте представим себе такую совершенно обычную картину.
Маленький ребеночек не спит, у него режутся зубки и мама его качает. Приходит бабушка, берет ребеночка на руки и говорит такие слова: «Ну что же ты делаешь с мамой то? Что ж ты маму-то мучаешь? Совсем ты не жалеешь ее, маму всю извел! Мама-то, посмотри, совсем уже стоять на ногах из-за тебя не может!»
Дальше, кормит его мама с ложечки, а он хочет сам ложкой есть. Отбирает у мамы, сердится. Мама ему дала ложку, а он измазался и все вокруг себя извозил. Мама говорит: «Ну вот, извозился весь, говорила же что измажешься! Не можешь, не бери, я лучше тебя сделаю!»
Потом, пришел в детский садик. В садике нужно днем спать, а он не хочет. Ну не хочет и все – вот как себя заставить? Воспитательница ставит его в угол и говорит: «Ты наказан, постой в углу подумай. Ты сам не спишь и всем мешаешь». И вот он стоит, наказан одиночеством.Еще пример: пришел он домой, а там мама сварила ему манную кашу, которую он терпеть не может.
А он непосредственно отреагировал, разозлился, расстроился: «Я не хочу эту манную кашу есть!» Мама замученная, уставшая, она, может быть, и так не чувствует своей важности и ценности, а тут еще эти капризы… И она обиделась на него – не смогла удержаться, перестала с ним разговаривать. Так он оказывается отрезанным от нее, в эмоциональном холоде и вакууме. И все от того, что он не любит манную кашу. Он расстраивается, чувствует себя плохо, хнычет.
Подходит к папе, и вдруг заплакал. А папа ему говорит: «Ты знаешь, мальчики не плачут. Ты давай выйди, вытри слезы, приди и скажи мне, чего ты хочешь. А если тебе нечего сказать, то ты иди лучше займи себя делом, поиграй, книжки почитай или телевизор посмотри».
Нарисовал картинку к сказке. Очень старался. Пришла мама, посмотрела и говорит: «Боже мой, какой ужас. Стыдно это в школе учительнице показывать! Она подумает, что ты рисовать не умеешь, а я не могу тебя научить!» Взяла и все переделала, сама нарисовала.
В школе написал сочинение. Учительница поставила ему плохую отметку. Он обижен, возмущен, спрашивает: «За что? Мне кажется, я хорошо написал. Я был правдив, я передал свои мысли!» Она говорит: «Ты знаешь, твое сочинение написано не по стандартам.
Если ты такое сочинение напишешь на выпускном экзамене, то ты получишь 2. Потом не поступишь в институт, себе жизнь испортишь, родителям, будешь дворником и испортишь показатели в школе.
Поэтому, если ты хочешь хорошую оценку, ты должен научиться писать сочинение так, как надо».
Ребенок за свою жизнь встречается с огромным количеством взаимодействий с окружающим миром. В этих взаимодействиях он получает такие послания: «Не будь собой. Ты не подходящий. Ты не такой, как надо. Ты мешаешь всем. Тебя нельзя любить. Ты ненормальный».Очень редко ребенок получает из окружающей среды что-то в качестве поддержки. В результате он начинает верить, что он не подходит вообще никуда, ни под какие стандарты. Весь этот мир – не для него.
Если он часто играет с детьми, тогда эти жесткие стандарты взрослой жизни чуть-чуть расширяются. Хорошо, если ему попадется умный и чувствительный взрослый, который как-то по другому сможет ему все объяснить.
А в общем, у ребенка складывается ощущение, что мир похож на клетку, в которую он все время не вписывается. Все его постоянно одергивают и рассказывают, что такой, как есть, он не подходит.
Чем больше он получает от мира таких посланий, чем меньше поддержки, тем чаще начинает относиться к себе так же, как и мир относится к нему. Он начинает относиться к себе, как к чему-то не подходящему, не значимому. Вот такое отношение к себе и начинает сопровождать чувство стыда, это становится привычкой.
Даже если ребенок никогда не слышал слова «стыд», даже если он уже не помнит, что конкретно и кто говорил ему в детстве – это ощущение уходит в автоматические, глубокие слои психики. Ребенок уже несет себя в мир как существо никчемное, ненужное, не подходящее, и довольно-таки противное.
«В самом начале своей жизни каждый из нас подобен цветочному бутону — так же закрыт. Только после того, как бутон получит тепло от солнечных лучей и питание из почвы, он раскроется и станет видна вся красота таившегося в нем цветка.
Точно так же человеческая личность с самого начала жизни нуждается в тепле человеческой любви и питании, то есть в родительской заботе, для того, чтобы раскрыться и обнаружить всю неповторимую красоту, какую Бог вложил в каждого человека.
Все мы являемся произведениями тех, кто нас любит или отказывает нам в любви.»
Джон Пауэлл
Если, например, весной когда цветочек только подрастает, набирается сил — ударит мороз, или засуха, то, скорее всего, цветок будет поврежден тем или иным образом. И возможно, не сможет раскрыться и превратиться в прекрасный цветок.
Так же и человек. Если в детстве он лишен тепла и одобрения, любви, если он растет в эмоциональном холоде и сухости, без поощрения и нежности, тогда, возможно, у него не получится раскрыть все свои способности. Тогда он не сможет открываться для общения с другими людьми и станет замкнутым.
У него сформируется отношение к себе, как к чему-то не нужному, и хроническое чувство стыда, которое будет мешать в общении с другими людьми и в достижении своих целей.
Когда стыдящемуся человеку говоришь, в чем он интересен, замечателен, талантлив, это может его сильно удивить. Он может сказать: «Да вы что!? Это совершенно не так! Во мне нет ничего хорошего. Одна пустота, грязь и гниль. Вы просто не знаете какой я на самом деле! Вы что, какие таланты, какие прекрасные качества?!» Настолько его личность оказывается придавлена и принижена.
Когда мы теряем способность видеть себя как нечто прекрасное, мы теряем возможность сделать прекрасной свою жизнь и прожить ее так, как нам хочется.Очень часто стыдящиеся люди пытаются осознанно и неосознанно прятать свой стыд. Способы защиты от стыда начинают тогда становиться дополнительной проблемой и дополнительной «причиной» для стыда. Что из этого получается, мы посмотрим в следующей статье: «Мне стыдно: как мы можем узнать стыд».
В третьей статье мы поговорим о том, как справляться с чувством стыда и зачем эмоция стыда вообще существует: «Возможно ли полностью перестать стыдиться?».
В четвертой части поговорим о том как избавиться от стыда.
А в пятой о том как перестать стыдиться.
А пока, если у Вас появились вопросы по этой теме, Вы можете записаться ко мне на консультацию.
Форма записи к психологу Лоле Макаровой:
Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:
«Чувство стыда: как формируется чувство стыда. Часть 1»
Вы можете задать их онлайн нашему психологу в скайпе:
Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите на психологический форум.
//PsyHelp24.org/chuvstvo-styda/
Источник: //PsyHelp24.org/chuvstvo-styda/
Стыд
Стыд — это эмоция, которая возникает у индивида в результате осознания им несоответствия своих поступков или своего поведения (как выдуманного, так и реально существующего) ценностям и нормам, общепринятым в обществе и нуждающихся в соблюдении со стороны норм и морали.
Человек так устроен, что испытывает различные эмоции, как отрицательные, так и положительные. И это разнообразие чувств настолько велико, что зачастую они пересекаются друг с другом, и положительная эмоция не всегда несет в себе пользу и конструктивные решения.
Эта же ситуация происходит и с негативными эмоциями.
Стыд относят к самой неоднозначной эмоции, по сей день не прекращаются относительно нее споры. Являясь видом нравственного сознания, она оказывает влияние на эмоциональную жизнь человека. Одни люди видят в этой эмоции факторы, сдерживающие нормальное развитие индивида, другие рассматривают ее как инструмент, который способствует защите индивида от необдуманных поступков.
Являясь чувственным переживанием своих безнравственных поступков в отличие от чисто внутреннего переживания – совести, стыд подразумевает переживание перед лицом общественности. Поэтому эту эмоцию вырабатывают благодаря специфическому культурному образованию, гарантирующему соблюдение групповых определенных норм, обязанностей по отношению к своему окружению.
Ученые считают, что чувство стыда необходимое эмоциональное проявление, помогающее людям избежать душевных переживаний и социальной изоляции. Стыд предостерегает индивида от совершения необдуманных поступков, даже при получении выгоды. Он также мешает сделать неправильный выбор.
Признаки стыда
Для данного чувства характерны следующие признаки:
— замешательство;
— смущение;
— беспокойство;
— защита от непристойных желаний, асоциальных форм поведения, аморальных побуждений.
И напротив, человек без стыда не способен к естественной склонности переживать чувства смущения, которые вызываются каким-либо безнравственным поступком.
Примерами отсутствия данного чувства является течение независимых нудистов, пропагандирующих свободу и комфорт без одежды.
Как самостоятельное понятие «стыд» появился в 20-х годах 20-го века, однако в настоящее время эта эмоция стала приобретать значимое влияние в социуме в сравнении с другими человеческими эмоциями. Это чувство влияет на индивида и зависит от самой степени его ощущения.
Например, если не сильно выражена данная эмоция, то она способна избавить человека от не желательных последствий после некоторых действий, а сильно выраженная эмоция способна привести к необдуманным решениям.
Пример стыда слабовыраженного. Человек обидел действием или резким словом близкого ему друга, после чего ему стало стыдно, он принес извинения, пообещав впредь не совершать подобных поступков. Если раскаяние было искреннее, то существует большая доля вероятности, что человек свое обещание сдержит.
Гораздо сложнее происходят дела с сильно выраженной эмоцией. Ее последствия варьируются от активного доведения индивидом самого себя до эмоционального и морального истощения.
Пример стыда сильно выраженного. Человек не может простить себя за что-либо и наносит себе телесные повреждения, поскольку его жизнь потеряла смысл.
Сильно выраженная отрицательная эмоция несет в себе только негативные последствия, поэтому ее рекомендуют избегать. У человека, который испытывает сильно выраженный стыд и вину способен развиться комплекс неполноценности.Нередко он не способен понять, почему не такой как все, почему его не принимают таким, какой он есть.
Зачастую человек начинает заниматься самобичеванием, обвиняет себя за надуманные пороки, ненавидит за неспособность измениться, испытывает агрессию по отношению к окружающим.
Чувство вины и стыда у индивида зависят от имеющихся моральных ценностей, его представлений о том, что такое «плохо» и «хорошо». Между данными категориями «плохо» и «хорошо» маятником выступает поведение личности.
Когда поведение сдвигается от категории «хорошо» и переходит в грань «плохо» индивид начинает ощущать чувство стыда.
При этом данные категории формируют неотъемлемую часть человеческой личности, и их изменение зависит от того, в каком обществе пребывает человек и какие именно требования к своим членам предъявляет общество.
Что может вызвать у человека чувство стыда?
Зачастую данное чувство развивается у индивида еще в детстве и закладывается благодаря самым близким людям в виде ложных утверждений относительно собственной неполноценности. Данное утверждение во взрослой жизни превращается в стыд, который сковывает действия индивида и мешает ему жить.
Психика ребенка обладает повышенной степенью ранимости, потому навязанные ложные утверждения посредством замечаний, упреков, высмеивания, обвинений не проходят бесследно для детской личности.Чувство неполноценности возникает в результате неверных утверждений повзрослевшего человека о самом себе и бывает практически невозможно от него избавиться.
Также чувство стыда выступает источником неуверенности индивида в собственных силах, которое не позволяет двигаться ему к успеху по жизни.
В ответственный для человека момент, когда следует принять важное, значимое решение, стыд как будто шепчет ему на ухо: «у тебя не получится», «ты неудачник», «ты ничего не добьешься». И ведомый в реальной жизни этим чувством индивид не принимает для достижения успеха никаких действий.
Стыд заставляет индивида чувствовать себя ненужным, а иногда лишним в этом мире, вызывая возникновение чувства неполноценности.
Испытывая чувство стыда и вины, люди многократно извиняются перед другими индивидами и чувствуют всегда себя неуверенно.
У каждого индивида есть “Концепция собственного Я”, заключающаяся в системе представлений человека о самом себе и о своем месте в обществе. Через эту систему действует стыд.
Когда поведение индивида со стороны других людей подвергается критике, либо звучат упреки в адрес составляющей человека, то в “Концепции собственного Я” происходят изменения, которые связанны с расхождением мнения индивида о самом себе и мнением окружающих людей о нем. В этот момент индивидом начинает овладевать чувство стыда. К нему приходят такие мысли: «почему меня так не любят», «неужели я действительно плохой», «ну, как же так, я ведь хороший».
Черты личности, то есть ее характер является принятой заранее программой поведения, которая запускается в какой-либо ситуации. Если индивид действует не по программе, то чувство стыда овладевает им.
При этом существует прямая зависимость от черт характера личности: чем большим количеством положительных человеческих качеств обладает индивид, тем больше существует вероятность испытать ему чувство стыда. Если человеку свойственна храбрость, но неожиданно он проявил трусость, то им овладеет стыд. То же самое присуще и к другим чертам личности.
Как избавиться от стыда
Сам человек может влиять на развитие внутри себя чувства стыда и делает он это при помощи мозга. При этом происходит влияние не на само чувство вины, а на «Я-концепцию».
Мозг индивида – это мощный инструмент, которому под силу изменить любые неблагоприятные эмоции, поскольку именно там вырабатывается видение окружающего мира.
Как избавиться от стыда? Каким же образом индивид способен повлиять на пагубную эмоцию стыда?
Существует два основных способа борьбы с возникающим чувством.
Первый способ избавиться от стыда – это оказать влияние на эмоцию: подавить стыд или привыкнуть к нему, зная о его существовании, но не разрешать себе думать о нем. Однако, являясь сильным эмоциональным проявлением, стыд позволяет человеку после того, как он к нему привыкнет, изменять его мировоззрение и привычки.Другими словами, когда стыд вынуждает индивида думать о себе, как о больном человеке или недостойном лучшей жизни, то человеку в этой ситуации очень сложно без изменения мнения о самом себе привыкнуть к мысли о своей не значимости и болезни.
Однако и это не представляет такой опасности для человека, как накопление негативных эмоций посредством их подавления, поскольку рано или поздно эти они найдут выход наружу, и индивидом может овладеть депрессия.
Второй способ избавиться от стыда – это предоставить возможность для выхода негативных проявлений наружу.
Данный способ включает создание жизненных ситуаций, при которых индивид выполняет определенные действия, которые непосредственно связаны с чувством стыда.
Например, человек стыдиться показываться на людях в обществе и выступать перед ними. Для него изначально создаются ситуации, где незначительное количество слушающих людей, постепенно эта аудитория расширяется и в какой-то момент человек понимает, что в этом нет ничего стыдливого и страшного. Итак, стыд отступает.
Именно этот способ используют множество психологов на тренингах. На этих занятиях основной упор делается на практику, и люди, которые очень вежливые упражняются в умении быть бесцеремонными, а чрезмерно скромные — наглыми, и т.д.
Многие люди, желающие избавиться от стыда, уничтожают возникающие у себя эмоции, но лучше будет научиться контролировать их.
Эмоции индивида являются врожденными, поэтому очень сложно устранить то, что дано изначально природой. Лучшим выходом из таких ситуаций будет обучение правильному использованию своих эмоций и максимальной адаптации к ним.
Человеку важно научиться правильно испытывать чувство стыда, радоваться, обижаться, критиковать и т.д. Для этого следует принять себя таким, каким он является. Это будет самым простым способом в избавлении от стыда.
Но большинство людей не в состоянии за собой признать право существования такими, какими они являются, и они пытаются быть идеальными в рамках своего понимания, своей «Я-концепции». У каждого индивида свои представления об идеале и не существует отдельной категории «идеальный человек».Поэтому, в погоне за надуманным образом идеального человека, индивид впустую тратит свои жизненные силы и нервы, при этом недовольство его самим собой изо дня в день только возрастает, пока он не начнет испытывать чувство стыда.
Чтобы предотвратить такие перспективы, следует полюбить себя таким, каким человек является сегодня, а окружающих людей принимать с их недостатками.
Следует помнить, что в значительной мере оценки других личностей влияют на «Я-концепцию», вызывая появление негативной эмоции. Необходимо раз и навсегда отказаться от сравнений индивиду своего поведения с ожиданиями, которые на него возлагаются другими людьми.
Итак, стыд — эмоция, которая возникает в результате осознания мнимого или реального несоответствия, своих поступков или некоторых индивидуальных проявлений, принятым в данном социуме и им самим разделяемым требованиям нормам или морали.
Если человек в состоянии избегать сравнений своего поведения с ожиданиями окружающих, то он защищен от переживаний относительно несогласованности «того, как должно быть» и «того, как есть в реальности». Когда индивид отказывается от сравнения, то он входит в гармонию со своей «Я-концепцией» и перестает навсегда испытывать чувство стыда.
Источник: //psihomed.com/styid/